3 Кутья – согласно описанию Г. Котошихина – каша из пшена или пшеницы, «вареная с сытой да с сахаром или с ягодами»; обычно представлена была в виде лепешки, которую «вкушают как жертвенную пищу» «на поминках по умершему»; позже это всякая поминальная каша из любой крупы, разбухшей во время варки. 4 Послание к римлянам апостола Павла (13, 1): «Ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены». 5 Набор выражений из разных новозаветных текстов в сочетании с традиционными формулами древнеславянской книжности (ср. 1 Коринф. 4, 12–13 и др.). 6 По словам Олеария, из-за «пылкого своего нрава» русские почитают епитимию самым страшным наказанием, они стараются, например, много спать, чтобы ненароком не согрешить. 8 Срамословие и сквернословие различались по отношению к объекту порицания: ср. ниже «кощуны и сквернословие», «и сквернословие, и срамословие, и клятвопреступление» и пр. Кощуны – срамословие над святыней, над общепринятым, над нравственностью, пустой смех и издевка; сквернословие – ругань и брань. Иностранные наблюдатели отмечали подобное различение «мерзких слов». 9 Следует большой фрагмент из «Слова» Иоанна Златоуста по тексту Измарагда; ставшее общим местом средневековой литературы перечисление Божьих наказаний («гнев Господень») за грешную жизнь и в случае неповиновения текстуально очень близко известным «Словам» Серапиона Владимирского (около 1284 г.). Исследователи предполагали, что включение этого пассажа в текст Домостроя связано с новгородскими событиями 1484 г.– походом Ивана III на Новгород. 11 Слова из Еванг. от Матфея (7, 13–14): «потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель... – потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь». 12 Изложение слов Иисуса, несколько раз повторенных в Еванг. от Марка (ср. 10, 23– 25): «как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие». 13 В книге Иова рассказывается о многочисленных и страшных страданиях праведника Иова, которого Бог испытывал в его верности себе. Нищий Лазарь, «который лежал у ворот» богача в струпьях, питаясь крохами с его стола, после смерти попал в рай, а богач – в ад (Еванг. от Луки, гл. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr/domos...

1900 г.). " Никаких вредных произрастаний не было на ней; растения не были подвержены ни тлению, ни болезням " . " До греха не было в мире смерти. Смерть вошла в мир грехом (Рим. 5, 12), быстро объяла, заразила, неисцельно повредила мир " (Св. Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке. СПб., 1995). Сего ради якоже единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша (Рим. 5, 12). Сказав, что Господь Иисус оправдал нас (Апостол), обращается к корню зла, к греху и смерти, и показывает, что тот и другая, грех и смерть, вошли в мир через одного человека, Адама " . " Когда тело твое стало тленным, то и тварь сделалась тленною " (Бл. Феофилакт Болгарский. Толкование на Послания св. Апостола Павла (Рим. 5, 12 и 8, 20). М., 1993). " Как тварь сделалась тленною, когда тело твое стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственною ему " (Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам, XIV, 5). " Текучая ныне тварь не создана первоначально тленною; но после подпала тлению, повинувшись суете, по Писанию, не волею, но не хотя, за повинувшаго ее, на уповании обновления подвергшегося тлению Адама (Рим. 8, 20) " (Преп. Григорий Синаит. Главы о заповедях. Гл. 11, Добротолюбие. Т. 5. Свято-Троице-Сергиева Лавра. 1993). " Адам был создан с телом нетленным, однакож вещественным, а не духовным, и поставлен Творцом Богом, как царь бессмертный над нетленным миром " (Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 45; цит. по кн.: Серафим Роуз " Православный взгляд на эволюцию " - СПб., 1997). " Ты выходишь на поединок с борцами, укрепленными шеститысячелетнею опытностью " ,- пишет о подвижнике, ведущем невидимую брань с демонами, преподобный Исаак Сирин (Слово 30, цит. по кн.: Св. Игнатий Брянчанинов. Приношение современному монашеству. - Сочинения. Т. 5 - Спб., 1905). Подробно историю жизни и человечества на Земле в рамках указанного промежутка времени анализирует св. Димитрий Ростовский в " Летописи " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2169...

Толкование на Послание к Римлянам . Кн. 5. Гл. 6//PG14. Col. 1038); (2) «Не будь в младенцах ничего требующего оставления... излишней была бы для них и благодать крещения (Он же. Беседа 8 на Книгу Левит . § 3//PG12. Col. 496). – Ред. 108 Правило 124 Святого Поместного Карфагенского собора // Правила свв. апостол, свв. соборов Вселенских и Поместных и свв. отец [далее – Книга правил]. M., 1893. Л. 232. 110 У римо-католиков это таинство доныне совершается только епископами, каждым в своей епархии, и не одновременно с крещением, но намного позже, при канонических визитах епископа, когда миропомазание принимают одновременно многие, а именно достигшие определенного возраста – как правило, от 7 до 14 лет. 112 Никифор Исповедник, св. Правило 9 // Правила Православной Церкви с толкованиями Николая, епископа Далматинско-Истрийского . СГСЛ, 1996 (репр.). Т. 2. С. 579. 113 О том, как надлежит приуготовлять душу и тело к приобщению Св. Таин, говорится в особых наставлениях Служебника (Liturghier) [См.: Учительное известие (раздел «Како подобает служителю предуготовляти себе к достойному служению Божественныя литургии и причащению Божественных Христовых Таин»)// Служебник . M., 1914. Л. 229 об – 234 об]. 114 См.: Последование, егда случится вскоре больному дати Причастие// Требник . M., 1884. Л. 59 об. 117 Выражение «друг перед другом» (вместо «одни перед другими») подразумевает кающегося мирянина, с одной стороны, и священника, который принимает его покаяние, – с другой. Говоря так, апостол Иаков указывает, что исповедь – тайна двух людей: священника и кающегося. Прообраз этих отношений видим в Ветхом Завете, когда пророк Нафан повелением Божиим тайно обличил царя Давида в грехе прелюбодеяния и убийства, а Давид тоже втайне, а не публично исповедался перед ним, сказав: согрешил я пред Господом ( 2Цар.12,13 ). Только епитимию за трех назначено было Богом Давиду совершать явным образом, как написано: ты сделал грех тайно, а Я сделаю это (слово наказания) пред всем Израилем и пред солнцем ( 2Цар.12,12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Блаж. Феофилакт Болгарский : «Как в теле дух есть начало все связывающее и объединяющее, хотя члены различны; так и в верующих есть Дух Святый, который объединяет всех, хотя мы разнимся друг от друга и родом, и нравами, и занятиями» 12 . По мысли Апостола, вся жизнь церковная есть проявление именно Св. Духа Божия; всякое проявление любви, всякая добродетель есть действие дарования Духа. Все производит один и тот же Дух. Люди, по выражению ап. Петра, лишь строители многоразличной благодати ( 1Пет. 4:10 ). Дух Божий, проникающий Собою все Тело Церкви, подающий всем членам этого тела различные дарования, и делает возможной для человечества новую жизнь. Он-то и соединяет всех в одно тело, и соединяет именно тем, что вливает в сердца любовь, которая в естественном состоянии человека не может быть принципом его жизни и его отношений к другим людям. «Любовь от Бога» – это изречение ап. Иоанна ( 1Ин. 4:7 ) можно назвать как бы общей темой целого ряда апостольских рассуждений. Любовь называется Божией 13 . Любовь Христова объемлет членов Церкви ( 2Кор. 5:14 ). Господь направляет сердца всех в любовь Божию ( 2Сол. 3:5 ). Любовь – плод Духа ( Гал. 5:22 ). Любовь Божия излита в сердца наши Духом Святым, данным нам ( Рим. 5:5 ). Бог спас нас обновлением Духа Святого, которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего ( Тит. 3:5 ). Таким образом, в Церкви живущий Дух Святой дает каждому члену Церкви силы быть новой тварью, в жизни своей руководиться любовью. Учение ап. Павла о Церкви неразрывно связано с его учением о любви, как начале христианской жизни. Эта связь мало замечается современными учеными толковниками, но ее указывают святые отцы Церкви. Так блаж. Феодорит об апостольском сравнении Церкви с телом говорит: «Уподобление сие прилично учению о любви» 14 И св. Иоанн Златоуст , толкуя слова: «едино тело», – говорит: «Павел требует от нас такой любви, которая бы связывала нас между собою, делая неразлучными друг от друга, и такого совершенного единения, как бы мы были членами одного тела, потому что только такая любовь производит великое добро» 15 . Читая послания ап. Павла, можно заметить, что о Церкви и о любви он говорит обыкновенно рядом, и это, конечно, потому, что в самой системе Апостола обе эти идеи неразрывно связаны между собою. Вся христианская мораль у Апостола зиждется на догматическом учении о Церкви. Так, в последних главах послания к римлянам Апостол подробно говорит о христианской нравственности. Эта речь начинается с 9-го стиха 12-й гл., а в пяти предыдущих (4–8) стихах Апостол кратко изложил учение о Церкви, как о теле. В первом послании к коринфянам за учением о Церкви, изложенным в 12-й главе, непосредственно следует «новозаветная песнь любви» ( 1Кор. 12:31–13:13 ). Нечто подобное можно заметить и в посланиях к ефесянам и колоссянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Ф. Ницше в книге «Человеческое, слишком человеческое» (1878) писал: «Без этого глубоко религиозного переворота настроения, без этой потребности выразить в звуках интимнейшие движения души музыка осталась бы учёной или оперной». В России начала ХХ в. был популярен романс «О, если б мог выразить в звуке» (муз. Л. Малашкин, ст. Г. Лишин) в исполнении Ф. И. Шаляпина. 7 ...вся залитая солнцем купаясь в солнечных лучах. – О, сколько их пало, прельщённых видением жены, облечённой в солнце... Посеребрённый век не распознал обман, увлёкшись внешним сходством, и сам стал символом подделки с духовно мёртвым естеством. 8 Семисвечник – светильник из семи ветвей на одной высокой подставке с чашечками для лампад или подсвечниками. В первые века христианства не был обязательной принадлежностью алтаря, ныне ставится в православных храмах за престолом перед горним местом. Прообраз – светильник из ветхозаветной скинии, сделанной Моисеем по повелению Господа; один из древнейших символов иудаизма. 10 ...нужно всю жизнь перестроить сверху донизу.– " Преображать весь мир вокруг – это не слова, а реальность, это конкретное наше призвание, то, что нам дано как задача» ( Антоний Сурожский , митр. О встрече. Клин, 2000. С. 187). 12 Земля бы наконец примирилась с небом стали единым, великим целым!.. – «Верою и покаянием, приступая к Господу, получаем мы отпущение грехов и примирение обретаем. Но на этом не останавливается дело спасения, – мы идём дальше и глубже: в крещении облекаемся во Христа, в святом Причащении сподобляемся того, что Он в нас пребывает и мы в Нём, – соделываемся едино с Господом» ( Феофан Затворник , свт. Толкование Послания апостола Павла к римлянам (гл. 1–8). М., 2006. С. 405–406). «Святой Ириней Лионский говорит, что в конце времён, когда вся тварь дойдёт до полноты своего существования всё человечество силой Святого Духа станет единородным сыном Божиим. Святой Максим Исповедник пишет, что содержа в себе и вещественное, и духовное, человек может привести все созданные твари к Богу. Христово воплощение сродняет Его со всем космосом» ( Антоний Сурожский , митр. О встрече. Клин, 2000. С. 182–184). «Да будут все едино... Я в них, и Ты во Мне» ( Ин. 17:21–23 ). 14 Беата отравилась? – Имя выбрано неслучайно: стремясь освободить мужа, покончила самоубийством Беата в драме Ибсена «Росмерсхольм». 17 Смерть звучит во всём. Прислушайся. – Ср. увещевание о. Савватия из рассказа «Песнь песней». Видеть во всём существующем маску смерти – духовная пагуба.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

е. чрез Иисуса Христа, потому что Отец не судит никого, но всякий суд отдал Сыну (Иоанн.5:22). 17. С ты именешис и почиваеши на акон, и хвалишис Б, Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, То, что апостол говорил впереди, начиная с 1-ой гл., 18 ст., относилось к язычникам. Теперь с 17-го стиха речь апостола обращается к иудеям. Се ты иудей именуешися , т. е. вот ты называешься иудеем. Евреи назывались иудеями от Иуды, одного из сынов патриарха Иакова. Иуда не был первенцем из 12 сыновей Иакова: он был четвертым сыном, но получил права принадлежащие первенцу, т. е. из его колена должны были происходить цари парода еврейского и родиться обетованный Мессия ( Быт.49:8–12 ). Слова: иудей именуешися имеют смысл: вот ты величаешься тем, что иудей, – что принадлежишь к такому народу, от которого должен быль произойти Мессия. – И почиваеши на законе , т. е. почиваешь на законе, как на покойном доже. Закон, данный евреям чрез Моисея касался всей жизни народа; касался даже частных сторон ее. Закон Моисеев прямо, подробно и понятно для всех указывали, что угодно и что не угодно Богу. Поэтому евреям никогда не нужно было доискиваться, как поступить при том или ином деле, чтобы не впасть в грех . Понятно, с такими законом евреям было покойно, как бывает покойно спящему на мягком ложе. Это и означает выражение – почиваеши на законе. Впрочем, эти слова можно понимать и иначе, в смысле: «ты, иудей, прилежно изучаешь закон», как и теперь про любящего заниматься чтением книги говорят: «он спит на книгах». Действительно, евреев нельзя было похулить за то, что они не заботились о знании закона. В этом отношении они были исправны, даже исправнее нас, христиан, «которыми, в большинстве, заботы нет о том, что писано в христианских книгах и чего хочет от них Христос Господь, в Коего веруют и коего именем украшаются» (еп. Феофан). – И хвалишися о Бозе , – хвалиться о Боге (или хвалиться своим Богом), как предпочтившем тебя пред всеми народами вселенной, как удостоившем тебя великого попечения, давшем закон и руководителей-пророков (бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Гл. 3, ст. 1. Имже пред очима Иисус Христос преднаписан бысть, в вас распят. Здесь слово «преднаписан», «предначертан», по буквальному смыслу, указывает на обычай и искусство начертывать, писать, живописать предметы и лица отсутствующие и невидимые, так что они становятся для наших очей видимыми и как бы присущими. И Христос был начертан апостолом пред очами Галатов, так что уже был видим распятым среди них – в вас распят, – а не только мыслим распятым при Понтийском Пилате, в отдаленной стране Иудейской. Свойство живописи в том и состоит, чтобы приближать к нам и поставлять среди нас предметы и события, отдаленные от нас временем и местом. Точно так и мы теперь в священных изображениях распятия преднаписуем пред очами нашими Иисуса Христа, и Он, потерпевший распятие для спасения всех родов, представляется распятым среди нас. С такими ли подробностями апостол начертывал распятие, как это делается теперь, или он может быть только начертывал образ креста, не знаем; но что он для наглядности (пред очима) проповеди употреблял начертание, чтобы напечатлеть в душах видимый образ спасительного события, это несомненно. Ст. 28. Несть Иудей, ни Еллин: несть раб, ни свобод: несть мужеский пол, ни женский: ecu бо вы едино есте о Христе Иисусе. На основании этих слов некоторые отрицают обязанность иметь преимущественную любовь к своему отечеству и народу, утверждают, что христианство возвестило уничтожение всякой зависимости и всякого преобладания между людьми, равно как и совершенное равенство полов мужеского и женского в семейных и общественных отношениях. Действительно, апостол отрицает различие между иудеем и еллином, рабом и свободным, мужчиной и женщиной, но только во всех ли отношениях, или только в отношении к оправданию и спасению? Он присоединяет: «все вы одно во Христе»; а выше сказал: «все вы сыны Божии но вере во Христа» (ст. 26); и в послании к Римлянам присоединяет: «ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (10, 12–13; Иоил. 2:32 ). Итак, по апостолу, нет различия между народами, между рабами и свободными, между мужами и женами – в отношении призвания ко спасению (все равно призываются), в отношении усыновления Богу (все имеют область чадами Божиими быти, Иоан. 1:12 ). Но в других отношениях различие удерживается: жены должны повиноваться своим мужьям, как Господу, рабы господам ( Ефес. 5:22, 6:5 ), подданные царям и начальникам ( Рим. 13:1–6 ). Все мы должны заботиться преимущественно о своих, о присных, о своем доме ( 1Тим. 3:4–5, 5:8 ), что и служит основанием преимущественной любви к своему народу и отечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

289 Свт. Кирилл Александрийский . [Беседа] на псалом 44, 8/PG 69, 1040 С: «Вслед за Вочеловечением, сила которого вводит смотрение помазания, как уже помазанный от Отца, Он принимает новое имя, каковое есть Христос. Ибо Он, будучи подателем освящения Другим как Бог, с нами освящается по человечеству, отчего и благодать и освящение плоти, святой не по природе, но в причастии ее к Богу. Учеников же Он назвал братьями и причастниками Себе сотворил. Ибо Он освящает как Бог, помазывая Своим Духом ставших причастниками Ему через веру». 292 См.: Он же. Беседа на Послание к Ефесянам. 5, 3/Полн. собр. творений. Т. 11. Кн. 1. СПб., 1905. С. 45. 294 Он же. Беседа на Послание к Римлянам. 12, 3/Полн. собр. творений. Т. 9. Кн. 2. С. 624 и далее; там же. 13, 5. С. 644: «Таким образом, Кто спас душу, Тот и сделал плоть благопокорною». 297 Преп. Иоанн Дамаскин . «Точное изложение православной веры» . Кн. 3. Гл. 20. С. 257: «Мы исповедуем также» что Христос воспринял все естественные и беспорочные страсти человека. Ибо Он воспринял всего человека и все свойственное человеку, кроме греха [...]. Естественные же и беспорочные страсти, не находящиеся в нашей власти, – те, кои привзошли в человеческую жизнь, вследствие осуждения за преступление, как например голод, жажда, утомление, труд, слезы, тление [...], предсмертная мука [...]. Итак, Христос все воспринял, чтобы все освятить». 315 Об этой молитве Господа перед воскрешением Лазаря святой Никодим Святогорец пишет: «Может вызвать недоумение, почему Господь собираясь воскресить Лазаря, предварил это молитвой или, скорее, советом? Ибо Он молился Отцу со словами: «Я  и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа , здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» ( Ин.11:42 ). Разрешая это недоумение, отвечает великий Григорий Фессалоникиец: «Как предстоящему творению человека предшествовал совет, так и ныне с Лазарем, когда человеку предстоит быть сотворенным вновь, этому предшествует совет. Но если тогда Отец, собираясь сотворить человека, сказал Сыну: «сотворим человека», а Сын послушал Отца, и таким образом человек был приведен в бытие, то теперь Отец слушает Сына, и таким образом оживляется Лазарь. Взгляните на единочестие и единоволие, сколь многи суть! По форме это была молитва о стоящей вокруг толпе, но то были слова не молитвы, но власти и самоизволения: Лазаре, гряди вон! – и тотчас четверодневный покойник живым предстает перед Ним. Он возгласил громким голосом: и это ради стоящих вокруг, ибо Он мог не только обычным голосом, но одною волей воскресить его»/Νικοδημου «Αγιορετου. »Εορτοδρμιον. Βενετια, 1836. Σ. 262.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Следующие показания евангелиста для хронологии евангельской не имеют особенного значения, но зато они важны в другом отношении. Они дают видеть, в каком положении находилась в это время св. земля – и в политическом и в церковном? а) В политическом отношении Палестина не имела теперь и той тени самостоятельности, какой пользовалась при Ироде Великом: она была раздроблена на четыре части, согласно обычаю римлян делить покоренные земли на так называемые тетрархии. 6 Начало, впрочем, этому дроблению положил сам Ирод. Он в своем завещании разделил все свое царство между тремя сыновьями 7 – Архелаем, Иродом Антиппой и Филиппом. Архелаю он завещал Иудею, Идумею и Самарию, с титулом царя. 8 Это завещание было послано императору Августу на утверждение. Август хотя и согласился на завещание, но не утвердил Архелая в царском достоинстве, а назначил его этнархом. 9 Архелай, однако, недолго властвовал в своей области. Чрез десять лет (в 760 г.) он был низложен и сослан в Вьену, в Галлии. И с тех пор в Иудею постоянно назначались правители из Рима; они назывались прокураторами или эпитропами. Местопребывание имели обыкновенно в Кесарии при Средиземном море ( Дeяh. XXIII–XXV гл., срав. Иос. Древн. XVІІІ, 3. 1), а в Иерусалим они только приезжали на праздники для наблюдения за порядком и тишиной и помещались в бывшем дворце Ирода или в претории ( Мф.27:27 ; Мк.15:16 ; Ин.18:28 ). Пилат, которого упоминает св. Лука, был по счету шестым. 10 Евангелист приписывает ему титул игемона, принадлежавший собственно императорскому наместнику в Сирии, который имел высший надзор и высшую власть над всеми другими областями. Но так как в лице прокуратора Иудеи сосредоточивалась власть военная и гражданская, то титул игемона мог быть приложим и к Пилату. Замечательно, что назначение его прокуратором Иудеи (в 779 г.) совпало со временем вступления Иоанна на служение. Более же всего памятно то, что Пилат осудил Христа на распятие. Управление его было самое жестокое и ненавистное иудеям. 11 За свою жестокость он, наконец (в 789 г.) так же, как и Архелай, был сослан в Вьену, где и кончил жизнь самоубийством. 12

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

И вот для выработки этого настроения и требуется искусство и известный быт, приноровленный для достижения этой цели. Поэтому христианство, как проповедь о спасении человека, призывающая людей совлечься ветхого и облечься в нового, созданного в правде и преподобии истины, будучи рассматриваемо как жизнь человека – христианина, а оно и есть главным образом жизнь, определяемая идеей спасения во Христе, eo ipso, есть уже для человека духовное подвижничество, известного рода упражнение воли, направленное к пересозданию человека по внутреннему состоянию. Слово подвижник (аскет) можно понимать в смысле человека упражняющегося, борющегося ради спасения во Христе, или просто человека спасающегося. Никакая добродетель, говорит один св. отец, без труда не усовершается, и без большого сокрушения сердца никому не возможно достигнуть того, чтобы «придти в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, необходимо для этого всегда бодрствовать с большим вниманием и трудиться с постоянной заботой». Вот почему подвижник и всякий истинный христианин называется у св. отцов «воином Христовым» «militem Christi», который путем усиленных и особенных подвигов достигает чистоты сердца, а чрез это и Царства Небесного. Таким образом, достижение Царства Небесного посредствуется в христианстве достижением чистоты сердца 12 и последнее является, с одной стороны, выражением нравственного совершенства в жизни человека, за которое обещано Царство Небесное, а с другой стороны не достижимо без известного искусства или упражнения – подвижничества. Α если попытаться определить, почему же именно достижение чистоты сердца невозможно без особого искусственного подвига, то, конечно придется обратиться к внутреннему миру души человека падшего и здесь в рассмотрении явлений этого мира искать причины указанного явления. И без сомнения этот анализ внутреннего мира души даст в результате те же выводы, которые так характерно и рельефно выразил св. ап. Павел в послании к Римлянам и Галатам ( Рим.7:8 ; Гал. гл. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010