—17— не согласиться на справедливость того замечания о сем послании, что в нем слова его едва вмещает быстрые и обильные излияния, души исполненной злом. Руководственное значение послания к Римлянам Руководственное значение послания к Римлянам, по содержанию и особым свойствам его, таково, что преимущественно пред другими посланиями можно и должно почерпать из этого послания нужные уроки и для веры вообще и для знания христианского. Едва ли не более, чем в других посланиях, здесь изъяснено и место Ветхого Завета. Приступая к изъяснению сего-то послания, св. Златоуст выражается: «Услаждаясь сею духовною трубою послания Павла, радуюсь, восхищаюсь, горю желанием, как скоро касается моего слуха сей вожделенный для меня голос и мне кажется, что я вижу пред собою самого Павла беседующим». Изъяснение послания к Римлянам В составе послания к Римлянам можно примечать следующие части: некоторое вступление ( Рим.1:1–17 ); учение об оправдании и спасении верою, открытом во Христе вместе для Иудеев и язычников (с Рим.1 гл. после вступления до Рим.8 ); затем учение, на каких основаниях произошла та перемена в самой внешней области Церкви, что часть Иудеев отринута, и Церковь водворяется в мире языческом (с Рим.9–11 ). Далее, как вывод из предыдущих исследований, следует нравственная часть, или учение о том, как верующим и спасаемым должно вести и располагать себя и каждому самому на себе, и во взаимных отношениях, и в отношении к миру, как устранять разногласия и пр. (с Рим.12 по Рим.15:16 ). Известие о личных обстоятельствах Апостола и приветствия с обычным Апостольским благословением заключают послание (с Рим.15:17 по Рим.16 ). Вступление Во вступительной части послания Апостол приветствует от своего имени Римских христиан с духовным благо- —18— желанием ( Рим.1:1–7 ), изъясняет свои внутренние к ним отношения ( Рим.1:8–15 ) и обозначает главный предмет учения во всем послании и особенно в следующей за сим части ( Рим.1:16,17 ). Начальные приветствия Апостола Павла, во всех почти его посланиях (исключая – к Евреям), имеют одинаковый состав.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но думаю, что Апостол означил сим породнившиеся ереси; потому что ими дьявол доводит многих до отступления от истины. Наименовал же их тайной беззакония, потому что сеть беззакония в них сокрыта, сам же дьявол явно ведет людей к богоотступничеству. Посему-то пришествие его Апостол назвал открытием. Ибо, что всегда приуготовлял втайне, провозгласит тогда открыто и ясно» 947 . Эти разноречивые толкования можно примирить предположением, что Апостол Павел под тайной беззакония разумел Нерона только преимущественно, как наиболее типического и притом современного ему прообраза антихриста, но не исключительно его одного. Писав свои послания в ответ на потребности своего времени, Апостолы, тем не менее, предназначали их для всех времен. Как Евангелист Иоанн Богослов, говоря о современных ему еретиках-антихристах, подразумевал и еретиков последующих времен, как выразителей антихристианского духа: так и Апостол Павел словами: тайна беззакония, обозначил предшественников антихриста всякого рода и всех времен: еретиков, безбожников, неверующих и лжеверующих гонителей христианства. Сам способ выражения Апостола Павла даёт понять, что действие тайны беззакония будет не кратковременное, не единократное, какова была деятельность Нерона, а постоянное, имеющее продолжаться до того времени, пока она не обнаружится явно, дерзко, во всей силе и страшной широте, пока антихристианский дух всех времен, воплощающийся и действующий в разнообразных противниках Христа, не сосредоточится в антихристе, пока он не достигнет завершения, высшей степени развития и вместе своего конца в безбожии, безнравственности и антихристианстве пред кончиной мира. Не один Нерон, а целый ряд Неронов – этих гордых самообожателей, жестоких деспотов, кровожадных, как тигры, завоевателей, безнравственных распутников, нечестивых безбожников и богохульников, сумасшедших попирателей истины и страшных гонителей христианства – пройдет в течение веков до конца мира. Ламех ( Быт.4:19–24 ), библейские исполины ( Быт.6:1–7 ), Нимрод ( Быт.10:8–10 ), строители Вавилонской башни ( Быт.11:1–9 ), Навуходоносор ( Ис.14 гл.; 4Цар.24 и 25 гл.; Иудиф.1–7 гл.; Дан.3; 4 гл.), Антиох Епифан ( 2Мак.5–9 гл.), – кто они, как не ветхозаветные Нероны, как не древнейшие предшественники антихриста? Ирод, так называемый Великий, избивший четырнадцать тысяч Вифлеемских младенцев ( Мф.2:16 ); другой Ирод – Агриппа, не воздавший славы Богу в том, что принял от народа восхваление его, как Бога, и за это пораженный от Ангела страшной болезнью и изъеденный червями ( Деян.12:21–23 ), Римский император Калигула, безумно говоривший, что если бы у Римлян была одна голова, то он отсёк бы её; Домициан, Диоклетиан, Юлиан Отступник и другие жестокие гонители христиан; Аттила, названный Бичом Божиим; Омар, Осман и другие жестокие преемники лжепророка Мохаммеда, распространившие Мохаммеданство огнём, ме-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Комментарии Женевской Библии на послание К Римлянам Введение Автор Из первых же слов ст. 1, а также из автобиографических сведений, сообщаемых в гл. 1,15 и 16, видно, что Послание к римлянам было написано апостолом Павлом. Уже во II в. по Р.Х. на него ссылались, считая его произведением Павла. Отдельные возражения против его подлинности никогда не были убедительными. Время и обстоятельства написания Павел написал Послание к римлянам незадолго до прибытия в Иерусалим с дарами от христианских общин из бывших язычников (15,25; Деян. 24,17 ). В самом послании содержатся указания на то, что в это время он находился в Коринфе: упоминается Фива, член общины коринфского порта Кенхрея (16,1.2) Гаий, у которого жил апостол ( 1Кор. 1,14 ), и Ераст ( Деян. 19,22 ; 2Тим. 4,20 ). Вероятно, оно был написано в те три месяца, проведенные в Греции, о которых говорится в Деян. 20,2.3 . Точную дату назвать невозможно, однако известно, что Галлион (перед кем Павел предстал, согласно Деян. 18,12 ) был проконсулом в Ахаии в 52 г. по Р.Х.; на эту должность обычно назначали сроком на один год. Павел пробыл в Коринфе «довольно дней» ( Деян. 18,18 ), вероятно, с 51-го по 53 гг. по Р.Х. Затем, после посещения Ефеса, он отправился в Кесарию, далее, вероятно, в Иерусалим и Антиохию ( Деян. 18,22 ). Потом он возвратился в Ефес через Галатию и Фригию и пробыл там около трех лет ( Деян. 19,8.10 ), пока не решил отправиться в Иерусалим через Македонию и Ахаию ( Деян. 19,21 ). Следовательно, Послание к римлянам было написано не ранее конца 54 г. по Р.Х.; однако более поздняя датировка оставляет больше простора многообразной деятельности Павла, так что послание, вероятно, следует отнести к периоду от конца 55 г. до первых месяцев 57 г. по Р.Х. Утверждения, что вера римских христиан широко известна (1,8) и что Павел неоднократно намеревался посетить их (1,13), позволяют полагать, что христианство существовало в столице империи уже много лет. Это подтверждает и сообщение римского историка Светония о том, что император Клавдий в 49 г. по Р.Х. удалил из Рима евреев за беспорядки, произошедшие «по подстрекательству Хреста» (явное указание на Христа). В день Пятидесятницы среди присутствующих были и прибывшие из Рима ( Деян. 2,10.11 ); возможно, они-то первые и принесли в свой город благую весть. Стратегически важное положение Рима и тот факт, что там проживало большое число евреев, должны были привлечь туда проповедь Евангелия. Вопреки преданию, восходящему к Иринею Лионскому , Римская церковная община не была основана ни Петром, ни Павлом. Из послания (1,8–13) очевидно, что Павел никогда прежде не посещал эту церковь , а отсутствие ссылок на Петра или других апостолов указывает, что они (апостолы) не несли непосредственного служения в Римской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Напоследок, когда и тако будет, якоже и частократно бывает, что многия предобрые и добродетельные мужи кроме всяких своих вин утесняемы суть, и многи скорби и конения невинно претерпевают, то уже зде рассуждение ума нашего натуральное подкрепляет откровение Божие чрез Священное Писание , си есть, чрез оное извествуемся, яко остается по животе сем будущее совершенное воздаяние благим и злым по мере правосудия Божияго. И тако злая сия вся, приключающаяся благим людям, обращаются во благая, по свидетельству Писания к Римлянам гл. 8. ст. 28: Вемы, яко любящим Бога вся поспетествуют во благое, Деяний гл. 14. ст. 22: Многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие, у Луки гл. 24. ст. 26: Не сия ли подобате пострадати Христу, и внити в славу свою? И сие то есть тайна креста Христова, которую неверные постигнути не могут; а спасаемые зде познают верховную Божию премудрость и всемогущество. В первом послании к Коринф. гл. 2. ст. 6 и 7: Премудрость глаголем в совершенных, премудрость же не века сего, ни князей века сего престающих: но глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу. Тако убо злополучия и беды благочестивых людей не суть зло, но паче доказательство любви Божией. К Евр. гл. 12. ст. 6 и 7: Егоже любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлем, Аще наказание Бог: который бо есть сын, егоже не наказует отец? От сих всех, еще же и от собственного рассуждения о бессилии, скудостях и несовершенствах прочих тварей, явственное происходит промышления Божия доказательство, что всякому, внимательно сия вся рассуждающему, видимо будет. 2 . Душа человеческая, которую Афеисты яко телесную, тако и смертную мнят быти, есть невещественная, сиречь и бестелесная ж бессмертная: невещественная по сему, яко движение оные не что иное есть, только единое помышление, которым душа бесчисленные объекты, то есть представляемые себе вещи многоразличные постигает, и будто написует и написанная хранит, яко в неисчерпаемых некиих сокровищах; и когда похощет, произносит оные в неудобоверительной скорости, с чудесным и неизреченным благочинием, без всякого помешательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Троице-Сергиева Лавра, 1903. Т. 3. Гл. 7. С. 322 св. Афанасий Великий. Против Аполлинария о Воплощении//Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1903. Т. 3. Гл. 15. С. 332-333 св. Афанасий Великий. Против Аполлинария о спасительном пришествии Христовом//Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1903. Т. 3. Гл. 6. С. 346 8. Первородный грех Весьма важное значение в системе христианского вероучения имеет учение о первородном грехе. В значительной степени от правильного понимания его зависит и правильное понимание догмата об Искуплении. В Катихизисе митр. Филарета учение это излагается следующим образом: установив понятия о грехе, проклятии и смерти, автор ставит вопрос " Почему не одни первые человеки умерли, но и все умирают? " И дает на него следующий ответ: " Потому что все родились от Адама, зараженного грехом, и сами грешат. Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток: так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство " [ 1 ]. При этом в доказательство своего учения о наследственной передаче первородного греха автор приводит известные слова из послания апостола Павла к римлянам: " Единем человеком грех в мip вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша " (Рим. 5:12). Высокопреосвященный митрополит Антоний в своем Катихизисе дает новое истолкование приведенным словам апостола Павла и соответственно с этим истолкованием предлагает новое учение о первородном грехе, которым в сущности почти совершенно ниспровергает православное церковное учение о первородном грехе. По мнению высокопреосвященного автора, последние слова вышеприведенного текста из Послания апостола Павла к римлянам переведены в славянском переводе неправильно: славянскому выражению " в немже вси согрешиша " , — говорит автор, соответствует греческое eu o pantes hamarton, греческое же eu o означает не " в нем же " , а " потому что " , " понеже " . Поэтому правильный перевод приведенных слов будет такой: " и тако смерть во вся человеки вниде, понеже вси согрешиша " (а не один только Адам).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1481...

Время написания Евангелия от Иоанна, по всем признакам, относится не ранее 80 или 90 г. по Р. Х., т.е. спустя довольно долгое время по разрушении Иерусалима. Язык Евангелия от Иоанна – греческий; место написания – Ефес; назначение – по преимуществу для читателей греческого происхождения, вследствие чего Евангелист Иоанн делает к еврейским словам и описанию иудейских обычаев объяснения и вообще прибавки ( Ин. 1:38; 1:42; 5:2 ). Всех глав в Евангелии от Иоанна 21 . Урок 10-й О новозаветных священных книгах (продолжение): Об исторической книге Нового Завета – Деяний Святых Апостолов, – ее содержание, значение слова «Апостол»; об учительных книгах Нового Завета, – перечень их и содержание каждой из них; о пророческой книги Нового Завета – Апокалипсисе, – значение слова «Апокалипсис» и содержание книги. Историческую книгу Нового Завета составляет, по учению Катехизиса, книга Деяний Святых Апостолов (т.е. книга дел или трудов Апостольских). Написана она Евангелистом Лукою для того же Феофила, для которого написано им и Евангелие ( Деян. 1:1 ). Содержание ее составляет «повествование о сошествии Святого Духа на Апостолов и о распространению чрез них Церкви Христианской», сначала между иудеями, потом между язычниками, до Рима, главного города языческого Мира. Первые семена Церкви как между иудеями, так и между язычниками посеяны Апостолом Петром. Но насаждению и возрастанию Церкви между язычниками особенно способствовали Апостольские труды Павла, чудесным образом призванного к апостольству. Соответственно сему книга Деяний состоит из двух главных частей. В первой, гл. 1–12, повествуется преимущественно об апостольской деятельности Петра, именно: в гл. 1–7 говорится о Церкви из иудеев, а в гл. 8–12 изображается переход Церкви от иудеев к язычникам. Во второй части, гл. 13–28, повествуется о деятельности Павла и о Церкви из язычников, об основании христианских обществ из язычников в Сирии, Малой Азии, Македонии, Греции и Риме. В книге Деяний, таким образом, изложено: как, – говоря словами Апостола Павла, – Евангелие стало в историческом осуществлении силою Божиею во спасение всякому верующему, иудею же прежде и эллину ( Рим. 1:16 ). Примечание: Катехизис, сказавши о книге Деяний Святых Апостолов, объясняет и слово Апостол. " Слово сие , – говорит он, значит: Посланник. Сим именем называются избранные ученики Господа нашего Иисуса Христа, которых Он послал проповедовать Евангелие». К учительным книгам Нового Завета относятся, по указанию Катехизиса: «семь Соборных посланий 67 , а именно: одно Апостола Иакова (брата Господня), два Петровых, три Иоанновых и одно Иудино, и четырнадцать посланий Апостола Павла: к Римлянам, к Коринфянам два, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, к Солунянам (Фессалоникийцам) два, к Тимофею два, к Титу, к Филимону и к Евреям» 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

(Это собеседование особенно подверглось критике Аквитанского епископа Проспера, который согласно с Августином думал, что первородный грех до того расстроил человеческую природу, что человек уподобился спящему, который сам не может пробудиться, или крайне больному, который не может производить никакого движения, не может желать своего исцеления, так что для пробуждения, для возбуждения в нем желания исцеления, ему необходима, так называемая у католиков, предварительная благодать. Проспер вместе с Августином в этом учении увлеклись дальше надлежащего, – отняли у человека всякое участие свободной воли его в деле обращения к вере и спасению, как будто одна благодать все делает за человека Но это неправда, – что человек в естественном состоянии вовсе не может ни желать, ни помыслить что-либо сообразное с волею Божией. Хотя природа человеческая расстроена грехом, человек сделался болен, но не до бесчувственности: в нем осталось сознание и распознавание добра и зла, чувство своей болезни, раскаяние и желание освободиться от этой болезни, ибо образ Божий в человеке не истреблен грехом, а только помрачен; семена добра не истреблены в душе человека, а таятся в нем, как искры под пеплом Искры под пеплом без дуновения ветра не могут разгореться чистым пламенем, так и добрые мысли и желания не могут без благодати Божией раскрываться, возрастать, укрепляться; но и благодать Божия не без свободной воли человека возбуждает, развивает и укрепляет их, а смотря по тому, насколько сам человек желает этого и старается, так сказать, содействовать, или следовать действию благодати. Так преподобный Кассиан и учил, – говорил, что в душе нашей есть семена добродетелей (гл. 12), что как только Бог усмотрит в человеке хотя бы слабое возникновение доброго желания, то возбуждает его к исканию спасения, укрепляет (гл. 8). А если бы все в человеке производила одна благодать без его желания, без содействия его воли, то от этого возник бы неразрешимый вопрос почему благодать одних обращает на путь веры и благочестия и спасает, а других не обращает, не сообщает им достаточных сил к обращению, и они погибают? От этого произошло у протестантов нелепое учение о безусловном предопределении одних к спасению, а других – к погибели, как будто всеблагой Бог желает кому-нибудь погибели. Согласно с преподобным Кассианом и восточные патриархи писали к протестантам. Потому Проспер, увлекшись горячностью в защите мнений блаженного Августина , напрасно подозревает преподобного Кассиана в склонности к мнению пелагиан, когда и сам одобряет мнение Кассиана о благодати, высказанное в третьей главе (Подробнее и в Кн. 12, гл. 10 и сл.). Преподобный Кассиан сам себе противоречить не будет; скорее надо думать, что Проспер неверно понимал некоторые выражения преподобного Кассиана, по-своему истолковал, напрасно навязал ему свои мысли)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Послание к Римлянам содержит в себе 16 глав. Главная мысль, которая раскрывается в нем, такая: для всякого человека, как иудея, так и язычника, единственное средство спасения есть вера в Господа Иисуса Христа, т. е. человек может получить спасение только тогда, когда уверует во Христа. Раскрытие этой мысли занимает большую часть послания, – с 1-й по 11-ую главы. После же раскрытия такой мысли апостол прилагает частные наставления в жизни христианской (12–15, 13). В начале послания находится надписание и приветствие римским христианам; а в конце – заключение, в котором апостол говорить о своем положении, куда он намерен идти, и пр.; и шлет свое «целование», т. е. приветствие, многим римским христианам, называя их по имени (15, 14–16, 24). Глава 1 Надписание послания (ст. 1–7); приветствие римским христианам (8–15); главная мысль послания к римлянам: спастись возможно только чрез веру во Христа (16–17); суд Божий над всеми нечестивыми (ст. 18), и прежде всего над язычниками, потому что они а) могли знать Истинного Бога, но относились к Нему не так, как должно (19–23); и б) знали, как нужно жить, но жили порочно. 1. Павелъ рабъ Хртовъ, званъ аплъ, избранъ къ Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию, Святый апостол Павел начинает свое послание указанием, кто он. Он называет себя Павлом. Но, как известно, кроме этого имени, он имел еще и другое – Савл. Чем же это объяснить? Надо заметить, что в то время, в которое жил святой апостол Павел, многие иудеи носили по два имени. Так евангелиста Матфей, кроме этого имени, носил и другое – Левий ( Мф.9:9 ; Лк.5:27 ); или апостол Фаддей назывался также и Леввей ( Мф.10:3,4 ; Мр.3:18 ). Таким образом, можно думать, что и апостол Павел носил два имени. Павлом он стал называться особенно с тех пор, как обратил в христианство кипрского проконсула – Павла (Деян. гл. 13). Раб Иисус Христов. Какое смирение обнаруживает св. апост. Павел! «Вместо великого почетного титла (т. е. названия апостола) употребляет наименование раба» (св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

К той же работе о свв. 70 апостолах имеют отношение и некоторые заметки, сделанные рукою Святителя на листах его Пролога. Напр., 10-го сентября, память свв. апостолов Апеллия, Луки и Климента. Пролог пишет: «Климент, его же к Колоссаем апостол поведует», – Святитель отмечает: «Несть его там». Пролог – «сей первее всех от языков веровав Христосови», Святитель: «а Корнилий сотник не первый ли?» (Пролог, ч. I, л. 39). 18-го сентября, память Симеона, епископа Иерусалимского. Пролог: «той бяше сын Иосифа обручника», – Святитель: «не сын, но синовец, снесть братний син Клеопии, а Клеопа был брат Иосифу родний меньший, и понял у Иосифа дочку себе в жену именем Марию и родил с ней сего Симеона, так о том пишет историк греческий Георгий, прозываемый Кедрин, лист 187 et Eusevius lib. 3, cap. 10, а брат Господень син же Иосифов был не Симеон, но Симон, гл. 13-я» (Пролог, ч. I, л. 62-й). 15-го февраля, память св. апостола Онисима. Пролог: «сей слуга быв Филимона мужа римлянина», – Святитель: «Филимон муж не римлянин, но колоссянин, ut patet in vita s. Onisimi, а зде помилився Пролог и изобличается помылкатая в Актах свв., т. И, февр. 16, л. 858». И еще: «в мученикословии Римстем сегож месяца, 15 числа, инако о кончине его написано. В предисловии на послание к Филимону пишется, яко мечем посечен бысть». (Пролог, ч. II, л. 703-й). 8 апреля, память св. апостола Иродиона. Пролог пишет, что он служил свв. апостолам и поставлен от них епископом Неопатрским. Святитель замечает: «Метафраст в житии св. апостола Петра пишет же Иродион в Риме вкупе з Олимбом посечены при Петре святом» (Пролог, ч. II, л. 199). 25-го августа, св. апостола Тита, епископа Гортинского. В Прологе: «причтася и той 12 веровавшим Господеви»; Святитель: «како можаше причтатися еллин сый необрезанный, с ним же ни ясти иудеи хотяху, ибо не абие отверзеся языком дверь веры, но по крещении Корнилия сотника. Деяний гл. 10, и роптаху о том иудеи на Петра, Деян. гл. 11-я яко к мужем необрезанным ввел и ял с ними» (Пролог, ч. IV, л. 734, ср. Четии-Минеи, ч. IV, л. 748 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ср.: Achelis. S. 182. 76 1 Кор. 14:25: кто услышит ваше пророчество, узнает, что «истинно с вами Бог». В Учении 12-и апостолов, IV, это выражено так: «Почитай его (возвещающего тебе слово Божие) как Господа». Лукиан. О смерти Перегрина, гл. 11: «Они почитали его (выступавшего в роли пророка Перегрина) как Бога». – Если под «ангелами» малоазийских общин (Откр.2:3) надо понимать определенных отдельных лиц, то можно думать только о пророчески одаренных мужах, возвещающих общинам слово Христово в качестве проповедников и вестников Божиих. Ср.: Гал. 4:14: «Вы приняли меня как ангела Божия». 77 Ср. выше, § 4, и ниже, прим. 88. Дидаскалия – это обращенные ко всем учение и увещание, ср.: 1Тим. 4:11: «Проповедуй сие и учи»; 6:2: «Учи сему и увещевай». Дидаскалия властна, отсюда ее обозначение как «повеления – paraggellein», 1Тим. 5:7 : «Сие повелевай (вдовам)»: 6:17: «Богатым... повели». Она есть «верное преподавание слова истины» ( 2Тим. 2:15 , ср.: 2:2), ср.: § 4, прим. 56. В увещательной, касающейся строя общинной жизни части Послания к Римлянам (гл. 12–15), апостол Павел дважды настойчиво ссылается на сообщенный ему, как апостолу, благодатный дар учительства: один раз в начале (12:3: «По данной мне благодати... говорю») и затем снова в конце (15:15 сл.: «Писал вам, братия, с некоторой смелостью... по данной мне от Бога благодати»), Он хочет оправдать этим свое выступление перед не им основанной римской общиной также с поучением и увещанием (12:1: «Умоляю вас, братия»), т. е. со властным учительством от имени Божия. Позднее сделалось требованием приличия в церковных сношениях, чтобы учители не выступали, как таковые, в чужих общинах; ср.: Варн. 1:8: «Не как учитель, но как один из вас»; также 4, 6. 9. Игнатий Богоносец . К Еф.3:1: «Не приказываю... обращаюсь к вам как к моим соучителям»; К Тралл. 3, 3: не «повелеваю вам подобно апостолу»; К Рим. 4:3: «Не как Петр или Павел повелеваю вам». Дионисий Александрийский (Routh. Reliquiae. III. P. 232) в конце своих рассуждений о посте и церковной дисциплине: «Я же (говорю вам) не как учитель». Ср.: Harnack. Proleg. S. 132. «Учитель» как таковой стоит над общиной и «повелевает» от имени Божия. Поэтому «учительство» по своим практическим последствиям равносильно «законодательству»: ср.: Евсее. V, 18, 2: Аполлоний (ок. 200 г.) против Монтана: «Он тот, кто научил расторгать браки, кто установил посты». Лукиан. О смерти Перегрина, гл. 11: «Они почитали его как Бога и имели своим законодателем».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010