Искушение, хотя бы и долговременным было, претерпевать подобает (На псалом 145). Искушение Бог посылает ради испытания (Беседа о Данииле, гл. 6). Добрые в искушениях лучшими бывают (Беседа на слова: и ухватятся семь женщин за одного мужчину – ( Ис. 4:1). Все искушения терпеливо сносить подобает (Беседа 13 на евангелиста Матфея, гл. 14.). В искушениях мы должны держать в уме следующее: когда от злых что терпим, взираем на Предводителя нашего и Совершителя веры (Беседа 17 на евангелиста Иоанна, гл. 15.). Бедствия и искушения чистыми нас делают (Беседа 33 на Деяния апостольские, гл. 15). В искушениях надобно поститься (Беседа 31 на Деяния апостольские, гл. 14). В искушениях великое оружие – молитва (Беседа 3 на Деяния апостольские, гл. 1). Искушений бояться не надо потому, что Бог за нас стоит (Беседа 15 на Послание к римлянам, гл. 8). Искушения приносят великие блага (Беседа 54 на Деяния апостольские, гл. 28).   Рассуждение об искушении Первое. Насколько неприязненный враг нам сатана, Писание Святое свидетельствует: он то веру нашу, то любовь, то надежду искушает. Искушает веру, влагая сомнение, неверие, всевая ереси, расколы, отступничество; искушает любовь, отвращая волю нашу от творения заповедей Божиих и всевая вражду между нами; искушает надежду, приводя нас к отчаянию в вечной жизни и обещанных благах. Второе. Всякое искушение, хотя и от сатаны бывает, однако же и не без попущения Божия. Христос говорит: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу (Лк. 22:31). То же и история праведного Иова показывает. Третье. Искушение никого из верных не оставляет: если Христос Сын Божий трижды искушаем был сатаной, как Евангелие свидетельствует, насколько же более искушаются верные Его. Четвертое. Искушения нам бывают по попущению Божию для доброго конца. 1. В искушении показывает Бог нас нам самим, что мы есть и к чему склонность имеем, к добру или ко злу; что мудрствуем, плотское или духовное; что в сердце нашем кроется, любовь Божия или любовь мира сего. 2. В искушении человек познает свою немощь и окаянство и так смиряется. Дано мне жало в плоть, – говорит апостол Павел, – ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился (2 Кор. 12:7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Гл. 6. Оправданный в таинстве крещения умирает для греха, чтобы жить для Бога в правде и святости. Гл. 7. Оправданный освобождается от подвластности ветхозаветному закону. Закон свят и духовен, но вследствие греха, живущего во плоти, не был выполним, чем еще больше обвинял человека. Гл. 8. Оправданный во Христе получает полную свободу от закона плотского для жизни по закону духовному, жизни в Духе Святом, Который усыновляет человека Богу, делает его сонаследником Христу. Через искупление человека, как главы тварного мира, и вся неразумная природа получает искупление и прославление. Наша уверенность в спасении основана на любви Божией, избравшей ко спасению всякого человека по предвечному ведению Божию. 4. Неверие иудеев, его причины и последствия (гл. 9–11) Истинный Израиль – это потомки Авраама не по плоти, а по духу, т. е. все верующие независимо от национальности. Язычники получили; по вере то, чего иудеи не достигли делами закона. Плотский Израиль отвергнут, впрочем, так, что избрание Божие Израиля народом Своим не нарушилось, поэтому истинный, духовный Израиль спасется. Нравоучительная часть (Рим.12:1–15, 13) Гл. 12. Нравоучение ап. Павла основывается на его вероучении: искупленные и оправданные Христом должны жить по вере. Верующие во Христа составляют Церковь Божию, которая есть одно духовное тело во Христе, а сами верующие – члены этого тела. Поэтому верующие призваны к взаимному служению, взаимной любви и единомыслию. Гл. 13. Ап. Павел призывает оказывать должное повиновение властям, так как всякая власть установлена для блага и согласна с божественным замыслом. Гл. 14. Основная заповедь христианская – заповедь любви – в ней исполнение всего закона. Любовь должна руководить всеми поступками христианина, ибо и мы все приняты в любовь Божию. Гл. 15. Любовь должна побуждать служить ближним, заботиться о слабых, терпеливо сносить немощи немощных, угождая при этом не себе, а друг другу, как и Христос не Себе угождал, а другим. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОСЛАНИЯ 1. ВСТУПЛЕНИЕ (Рим.1:1–17)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Гл. 8. Искони уже было так, что правда была ненавидима и гонима, и, следовательно, носители ее страдали. Примеры, взятые из Ветхого Завета. Гл. 9. Для христианской правды было невозможно ждать чего-либо иного. Наречение Господа: блаженны изгнанные за правду – имеет силу не только для Апостолов, как говорят гностики, но вообще для всех. Борьба с гностическим толкованием стиха 33, 10 главы Евангелия от Матфея ( Мф.10:33 ): (А кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным), по которому следует не различать отречение христианства от отречения Христа. Гл. 10. Гностики предполагают, что требуемое Христом исповедание Его должно быть совершено на небе и перед Богочеловеком; полудействительное, полуироническое опровержение этого взгляда. Гл. 11. Стих 39, 10 главы от Матфея: (Сберегший душу свою потеряет ее, и потерявший душу свою ради Меня сбережет се) ни следует понивать аллегорически. Между тем еретики в своих религиозных заблуждениях не хотят дать силы истинам, верят в разный бездоказательный вздор. Гл. 12. Ученики Христа понимали всегда буквально изречения, относящиеся к мученичеству; так делали Петр и Иоанн. Гл. 13. Точно такой же смысл имеют и многие изречения Ап. Павла. Гл. 14. Мученичество не противоречит послушанию, необходимость которого (на основании послания к Римлянам, г. 13. ст. 1. 4) предписывается по отношению к властям предержащим. Гл. 15. Изречения Апостолов, касающиеся мученичества; некоторые из них безусловно не допускают ложного толкования. Мы имеем примеры Стефана, Иакова, Петра и Павла, которые сами пострадали и своею смертью запечатлели истину своей проповеди . «Земля рождает скорпионов, страшных животных, хотя ничтожных по величине. У каждого рода их свой особый яд; у каждого из видов свое убийственное орудие; одним словом – каждое из этих животных причиняет болезни, которые описал и изобразил Никандр. Общее свойство скорпионов то, что они наносят вред своим хвостом. Я называю хвостом то продолжение задней части туловища, посредством которого животное причиняет рану. Ряд узлов, где вплетена ядовитая вена, напрягаются с силой лука, чтобы выпустить, подобно метательной машине, свое копье. Называется ведь также скорпионом и военная машина, пускающая сплюснутые стрелы. Жало скорпиона, заостренное на конце для того, чтобы причинить рану, служит в то же время и каналом для проведения яда в нее. Лето – преимущественно опасное время года относительно укушения скорпионами. Жестокость их становится сильнее от дуновения южных африканских ветров. Что касается средств к излечению, то природа предоставляет перевязки, у медицины – железо и лекарственные пития».

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Характерные особенности и темы Послание к римлянам наиболее полное, возвышенное и исчерпывающее изложение благовестия Павла. Содержащееся в нем сжатое изложение глубочайших истин подобно сжатой пружине: они охватывают ум и сердце, заполняют мысли и определяют всю жизнь человека. Иоанн Златоуст , величайший проповедник IV в. по Р.Х., каждую неделю слушал чтение этого послания. Августин, Лютер и Уэсли (Веслей) три личности, чей вклад в христианское наследие чрезвычайно велик, утвердились в вере под влиянием Послания к римлянам. Все реформаторы рассматривали Послание к римлянам как Богом данный ключ к пониманию всего Священного Писания, поскольку в нем Павел сводит вместе все наиболее значительные темы Библии: грех , закон, суд, предназначение человека, веру, дела, благодать, оправдание, освящение, избранничество, домостроительство спасения, дело Христа и действие Святого Духа, христианское упование, природу и жизнь церкви, место иудеев и неиудеев в плане Божием, философию церковной и мировой истории, значение и содержание ВЗ, обязанности христианского звания и принципы личного благочестия и нравственности. Содержание I. Приветствие и личное представление Павла (1,1–15) II. Праведность Божия для иудеев и для язычников (1,16.17) III. Греховность всего человечества (1,18 3,20) А. Греховность язычников (1,18–32) Б. Греховность иудеев (2,1 3,8) В. Всеобщая греховность (3,9–20) IV. Праведность Божия для оправдания (3,21 5,21) А. Она даруется Христом через веру (3,21–31) Б. Ее доказывает пример Авраама (гл. 4) В. В ней залог благодатных даров праведнику (5,1–11) Г. Она коренится в послушании Христа нового Адама (5,12–21) V. Благодать воцаряется посредством праведности Божией (6,1 8,39) А. Власть греха сломлена, и его влияние ограничено (гл. 6) Б. Верующие мертвы для осуждения законом, хотя еще не стали безгрешными (гл. 7) В. Живущие Духом доказывают победу над плотью (гл. 8) VI. Бог являет Свою праведность в иудеях и язычниках (9,1 11,36) А. Праведность Божия утверждается в истории (гл. 9)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В 1-м послании ап. Петра: «так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином» (гл. 3, ст. 6). В послании ап. Павла к Римлянам, в главе 4-й, говорится о вере Авраама и об обрезании (ст. 1–3, 9–13). В послании к Галатам, в главе 3-й говорится о вере Авраама и о Божием ему обетовании (ст. 6–9; 16–18); в главе 4-й сыновьях Авраама от рабы и от свободной (ст. 22–24). В послании к Евреям говорится: об обетовании Божием Аврааму (гл. 6, ст. 13–15), о встрече Авраама с Мелхиседеком и об отделении последнему десятины (гл. 7, ст. 1–9), о вере Авраама, в силу которой он оставил родину, странствовал в земле Ханаанской и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, получил сына от Сарры (гл. 11, ст. 8–12), возложил Исаака на жертвенник (гл. 11, ст. 17–19), и потомство которого сделалось многочисленно, как звезды и как песок морской (гл. 11, ст. 12). Таким образом, различные писатели священных книг Ветхого и Нового Завета в своей совокупности воспроизводят и характеристические черты высокой личности патриарха Авраама и почти все события из его жизни, соответственно истории этой жизни в книге Бытия. Весьма важным пособием к надлежащему разумению священных книг являются творения св. отцов и учителей древней церкви. Правда, большая часть святоотеческих суждений, относящихся к ветхозаветным библейским событиям, носит на себе характер догматических, или нравственных рассуждений по поводу этих событий; и только сравнительно меньшая часть касается библейско-исторического материала. Но, тем не менее, для библейской истории вообще и для истории Авраама, в частности, эти творения имеют весьма важное значение. При свете их библейские события становятся для нас более ясными, понятными, целесообразными: богопросвещенные мужи стремятся раскрыть в своих рассуждениях правильный смысл событий, уяснить их значение в ряду других событий, показать то место, какое они занимают в системе Божественного промышления о роде человеческом вообще и об избранном народе еврейском – в особенности. Даже если мы оставим в стороне вопрос о богопросвещенности авторов этих творений, то и тогда эти творения не теряют научно-исторического значения: их авторы были почти на две тысячи лет ближе ко времени жизни Авраама, чем мы, и могли черпать исторический материал не только из живого и яркого предания, но и из недошедших до нас сочинений древних писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Вместо твердого древнего закона — свободным сердцем должен был человек решать впредь сам, что добро и что зло…— Под твердым законом здесь понимается Ветхий завет, строго, до деталей регламентирующий жизнь древних евреев. Новый закон, закон Христа, заключался преимущественно в заповеди любви (см.: Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 43–44; гл. 22, ст. 37–40; от Марка, гл. 12, ст. 28–31; от Луки, гл. 10, ст. 25–28). В Послании к римлянам сказанное Христом формулируется кратко: „Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон“ (Послание к римлянам апостола Павла, гл. 13, ст. 8). Великий инквизитор упрекает Христа за эту неопределенность краткой заповеди любви. 283 …чуть лишь человек отвергнет чудо, то тотчас отвергнет и бога, ибо человек ищет не столько бога, сколько чудес. — Паскаль писал: „Чудеса важнее, чем вы думаете: они послужили основанию и послужат продолжению церкви, вплоть до антихриста, до конца мира“. И дальше, со ссылкой на св. Августина: „Я не был бы христианином, не будь чудес…“ (Паскаль Б. Мысли (о религии) С. 213, 272). 284 Это маленькие дети, взбунтовавшиеся в классе и выгнавшие учителя. Но придет конец и восторгу ребятишек…— Ср. у Н. П. Огарева в стихотворении „1849 год“, написанном в связи с поражением революции 1848 г. и опубликованном в „Полярной звезде на 1857 г.“ (Кн. 3. С. 153): Безропотно, как маленькие дети, Они свободу отдали тотчас, В смущении боясь отцовской плети, И весь восторг, как шалость, в них погас. 285 Великий пророк твой в видении и в иносказании говорит, что видел всех участников первого воскресения и что было их из каждого колена по двенадцати тысяч. — Имеется в виду Иоанн Богослов, автор Апокалипсиса, одной из книг Нового завета. Как и другие апокалипсические сочинения, Откровение Иоанна написано в форме видения и содержит пророчества о последних днях и судьбах мира. По словам Вл. С. Соловьева, Апокалипсис Иоанна Богослова был одной из любимых книг Достоевского в последние годы жизни (см.: Соловьев Вл. С. Собр. соч. СПб., 1912. Т. 3. С. 223) Об участниках первого воскресения см.: Откровение Иоанна, гл. 7, ст. 4–8. 286

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

«И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением» (гл.4). Подобных текстов много. Апостольский собор постановил об отмене обрезания: «Изволися Духу Святому и нам» (гл.15). Апостол Павел говорил в прощальной речи, что Дух Святый поставил пресвитеров Церкви (гл.20). И в посланиях апостольских Дух Святый называется всегда в качестве высочайшей, Божественной Реальности.»»… Потому что вы не приняли духа Рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. … Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (к Римлянам, гл.8). «Благодать Господа Иисуса Христа, и любовь Бога, и общение Святаго Духа – со всеми вами» (к Коринфянам II, гл.12). «Ибо дал нам Бог Духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (к Тимофею II, гл.1). Дух святый – Третья Божественная Реальность в мистическом опыте Церкви. Исповедание о Духе Святом вначале было кратким, но вскоре оказалось, что этого недостаточно: «…Между людьми, расположенными признать за Сыном безусловное, существенное подобие Отцу и даже принять по отношению к двум первым Лицам Святыя Троицы термин «единосущие», имелись такие, которые отказывались распространить это понятие на Святаго Духа. Мало-помалу спор обратился в эту сторону, и позиции определились» (аббат Л.Дюшен, цит.соч., стр.248). В конце 1У века Символ веры был дополнен более пространным изложением о Духе Святом, которое ошибочно (цит.соч.. стр.297) приписывается Константинопольскому собору 381 года: … И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном Споклоняема и сславима, Глаголавшаго через пророков. Позднее на Западе этот догмат оформился с одним несущественным дополнением: «Иже от Отца и Сына (Филиокве) исходящаго». Нам дико теперь слышать, что из-за одного этого слова «ФИЛИОКВЕ» совершилось так называемое «разделение церквей», последовали тысячелетние споры церковных мудрецов Востока и Запада, написаны многие книги… Интересно впечатление неискушенного наблюдателя уже b XIX веке – запись в «Дневнике» русского чиновника А.В.

http://azbyka.ru/pochemu-i-ya-xristianin

Иисус Христос вознесся на небо и ниспослал Духа Святого на Своих учеников, давая этим самым им власть созидать Его церковь на земле, пасти и наставлять ее в духе истины. Когда в день Пятидесятницы, люди, обращенные ко Христу вдохновленною речью апостола Петра, стали спрашивать: «люди и братья, что нам делать», то замечательно, что в ответе, который был дан апостолом Петром, не от себя, но по внушению Св. Духа, снова указано крещение водою: «покайтеся, и да крестится каждый из вас ( Деян.2:38 )». Здесь было положено начало церкви Христовой на земле. Отсюда начинается новая эпоха в истории божественного домостроительства нашего спасения, новый завет между Богом и людьми. Плоды искупительных заслуг Господа нашего Иисуса Христа не ограничиваются одним каким-нибудь народом, но о них должно было проповедывать всем людям, чтобы всех привести к вере во Христа. Для этой цели Господу угодно было воздвигнуть нового, великого апостола христианской проповеди – Савла Тарсянина. Он был обращен чудесным видением Господа Иисуса Христа. Когда он в трепете и ужасе спросил: «Господи, что повелишь мне «делать», – то, получил, в ответ: «встань и иди в город и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» ( Деян.9:6 ). И снова вода и крещение. Тому, кто так ревностно впоследствии, по повелению Бога, ратовал за свободу язычников, свободу от ветхозаветного обрядового закона ( Рим.7–8 ; Кол.2:15–23 и др.), было повелено: «встань, крестись и омой грехи свои, призвав имя Господне» ( Деян.22:16 ). В своих посланиях апостол Павел дает схему христианского учения. Так, напр., послание его к Римлянам представляет собой очерк спасения человека, одинаково замечательный как по богатству содержания, так и по глубине мысли. В начале послания (гл. гл. 1–5) апостол Павел рассматривает спасение человека, как дело благости и милосердия Божия, далее (гл. гл. 8–11), как предвечное определение Божие и, наконец, (гл. гл. 12–14) говорит о христианской любви и благочестии. Но в центре этой схемы ап. Павел поставляет крещение и соединенную с ним божественную благодать, и он делает это с той весьма важной практической целью, чтобы удержать христиан от пагубных для них злоупотреблений божественной благодатью, подаваемой преизобильно и даром.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

6) Гл. 6, 7 и 8-ая. Вопреки неверным выводам, что будто бы при оправдывающей вере можно людям безнаказанно грешить, апостол с силой рассуждает об обязательствах и святых плодах оправдания верою во Христа Иисуса. 7) Гл. 9, 10 и 11. Разъясняются причины и значение неверия иудеев. III. Далее идет часть нравоучительная. 1) Гл. 12. Сначала апостол излагает общие нравственные обязанности оправданных верой, как согласных и содействующих друг другу членов тела Христова. 2) Гл. 13-ая. Потом в отношении гражданском говорит о строгом повиновении властям и отдавании всякому должного; так, чтобы быть, свободным от всяких долгов, кроме неоплатного долга любви к ближним. 3) Гл. 14–15:13. Рассуждая о так называемых безразличных предметах (пища, питье), апостол предлагает учение и правила о снисхождении к немощным в вере. IV. В заключении (гл. 15:14–16, 24) апостол объясняет Римлянам смелость своего им послания, извещает об успехах своей проповеднической деятельности и излагает свое желание посетить Рим и те препятствия, которые мешали осуществлению этого желания. Глава 1-ая. 5–7 ст. Свое право, в силу которого апостол берет на свое попечение римских христиан, он основывает на своем апостольстве, в которое он призван самим И. Христом. 8–12 ст. Кроме общих обязанностей апостольства, особенным побуждением у ап. Павла для сношения с Римлянами было то, что, во-первых, с такими приобретшими известность последователями Христа особенно приятно апостолу познакомиться. Во-вторых, апостол хотел возвести веру Римлян еще на высшую степень. «Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное (необходимые благодатные дарования) к утверждению вашему» (т. е. в вере). 13–17 ст. Прибытие апостола в Рим замедляло его желание успеха проповеди о Христе у всех народов, а отнюдь не стыдливое опасение, что просвещенные обитатели всемирной столицы небрежно отнесутся к его проповеди, как думали некоторые. Слова 17-го стиха являются переходом к вероучительной части; в них как бы предпосылается основная мысль, раскрываемая во всем дальнейшем содержании послания. Правда Божия, которая по апостолу является в благовествовании Христовом, есть то оправдание или та праведность, которая подается Богом человеку не ради его собственных дел, а ради искупительных заслуг, Иисуса Христа и которая делает людей, принимающих весть о Христе, праведными и святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

276 Лавсаик. СПб., 1873. С. 113–120. 25. О Павле Простом; Руфин, пресвитер. Жизнь пустынных отцов. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1898. С. 108–111. Гл. 31, где приведены некоторые подробности и случаи, опущенные мною. 279 Полторы тысячи рублей за человека – это дорогая цена была, по понятиям тех людей. Тогда эти «вещи» стоили около четвертного билета (25 р.), хотя за борзого щенка платили иногда и по 3000 р. «Стало быть, щенок, даже не собака, – делает простой арифметический подсчет автор «Записок сельского священника», – ценился в 120 раз дороже человека, или 120 девок равнялись одной суке...» 280 Предупреждаю выводы по этой логике тех лиц, которые припишут мне мысль, что я защищаю ненарушимость рабства с христианской точки зрения. Я говорю только об одном, о чем и няня эта говорит: при крепостном праве легко было сделаться святым. Но петь славу Иуде за то, что благодаря его предательству искупление людей совершилось, и хвалить Неронов и Диоклетианов за то, что из-за них столько венцов получено святыми и мучениками, которых они без них может быть и не имели бы, – не знаю, кто решится. Во всяком случае, никто даже из неверных, не только что из христиан... 282 См.: преп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. Собеседования египетских подвижников. Собеседование 2. Гл. 5–8. С. 191–194, где приведены случаи прельщения диаволом старца Ирона, бросившегося в колодезь; случаи, бывшие с двумя подвижниками, ушедшими в дикую пустыню в надежде на чудесное пропитание от ангела (из них один погиб, не желая принять посланную Богом пищу, только не через ангела, а через дикарей); с одним месопотамцем, перешедшим в иудейство и принявшим обрезание по ложному видению от диавола. Все они доверились своим помыслам, не желая проверить их опытом старцев и рассуждением других братьев. 285 Ср. слова Великого Варсонофия на этот счет в: «Основы» Отдел III. Гл. 12. § 9. Условия действенности молитвы... 298 Там же. Гл. 12,8. См. об этом: «Основы» Отдел III. Гл. 1. § 4. Грех по его развитии в человеке...

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010