Закрыть itemscope itemtype="" > Возвращение на Святую Гору 19.07.2007 461 Время на чтение 6 минут Сегодня всем очевидно, что важно не просто оказывать финансовую помощь Афону, но и следить за тем, чтобы она способствовала укреплению русского монашества. Святейший Патриарх говорил о том, что отношение монахов Пантелеймонова монастыря к Русской Православной Церкви далеко неоднозначно. Да и принимают паломников из России там нередко гораздо менее доброжелательно, чем в греческих монастырях В 2016 году будет официально отмечаться тысячелетие русского монашества на Афоне. Хотя по данным исследователя Востока епископа Порфирия (Успенского) русские монахи появились на Афоне только около 1070 года. Если же рассматривать предания, еще супруга равноапостольного великого князя Владимира участвовала в создании особой русской обители на Афоне. Так или иначе, годом начала русского монашества на Афоне выбран именно 1016 год. Несомненно, приближающийся юбилей стал одной из причин повышенного внимания государственных структур к афонским проблемам. Сыграло роль и то обстоятельство, что Президент России Путин после двух неудачных попыток 9 сентября 2005 года посетил Афон. После этой поездки он распорядился изыскать возможность для помощи русскому монастырю. Почти сто лет о какой-то государственной поддержке Святой Горы говорить не приходилось и вот, наконец, государство осознало важность Афона для России. 18 сентября 2006 года состоялось заседание Попечительского Совета фонда поддержки русских святынь на Горе Афон. Сопредседателями Попечительского совета были избраны Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко и мэр Москвы Юрий Лужков. В попечительский совет вошли министр иностранных дел Сергей Лавров, руководитель Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, кстати, первый из государственных деятелей посетивший Афон, и представители нескольких крупных российских бизнес-структур. Особенно важным является участие в этом фонде Полтавченко, неоднократно посещавшего Афон и о проблемах Русского Пантелеймонова монастыря знающего не понаслышке.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

И.А. Поляков, М.А. Смирнова Сочинение аббата Мишона «Новое решение вопроса о местах святых» 1852 г. и его перевод на русский язык членами первой Русской духовной миссии в Иерусалимев Иерусалиме Источник Статья посвящена работе членов первой Русской духовной миссии в Иерусалиме – архимандрита Порфирия (Успенского) , иеромонаха Феофана (Говорова) и студента Петра Соколова – над переводом сочинения французского аббата Ж.-И. Мишона. Публицистическая брошюра Мишона «Новое решение вопроса о местах святых» вышла в Париже в 1852 г. и содержала предложения по справедливому урегулированию спора между христианскими конфессиями за обладание святыми местами Палестины. В разгар Крымской войны перевод сочинения был поручен членам РДМ в Иерусалиме. В статье прослежена история работы над переводом, а также дана характеристика недавно обнаруженному подносному экземпляру перевода, хранящемуся в собрании П. Н. Тиханова в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки. На основе текстологического анализа черновой рукописи из СПФ АРАН и беловой из ОР РНБ были исследованы этапы перевода и его редактирования. Ключевые слова: Русская Палестина, Русская духовная миссия, Иерусалим, епископ Порфирий (Успенский) , Ж.-И. Мишон, Крымская война, рукописные памятники. На протяжении всей своей истории Палестина была причиной религиозно-политических конфликтов между мировыми державами. В середине XIX в. результатом внешнеполитических противостояний за обладание христианскими святынями стала Крымская война, в которой Россия громко заявила о своих притязаниях на присутствие на Святой Земле. Помимо существовавших взаимоотношений, связанных с церковно-политическими вопросами, с середины XIX в. наблюдается активное научное и культурное «проникновение» на Восток русских писателей, ученых, художников. В 1847 г. с учреждением Русской духовной миссии в Иерусалиме постоянное проживание русских ученых и священнослужителей на Святой Земле получило законное основание и создало предпосылки для систематического изучения истории, археологии, памятников культуры и традиций христианской Палестины. С этого момента начался новый этап в истории русского присутствия на Святой Земле, в последние годы ставший объектом пристального внимания отечественных и зарубежных ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Извлечены архимандритом Порфирием Успенским : 1) Из рукописного греческого Синаксаря, составленного неким Петром во второй половине десятого века, и переписанного в 1249 году монахом и чтецом Ионою;(принадлежит А.Порфирию.) 2) Из церковноживописных древностей Елпия Ромея; (греческая рукопись 12 века в парижской императорской библиотеке под 296. Список с неё из Парижа прислан А.Порфирию.) 3) Из непечатного греческого Синаксаря, с сентября по март, написанного во второй половине 12 века; (принадлежит А. Порфирию.) 4) Из такого же Синаксаря, написанного в 1414 году монахом Антонием, и хранящегося в Каирской патриаршей библиотеке; 5) Из печатного Синаксаря, составленного Никодимом святогорцом , и изданного в Венеции в 1819 году; 6) Из русского списка с подлинника, принадлежащего А. Порфирию. (Список с подлинника есть описание внешнего вида святых, составленное не по книгам, а по иконам. Составитель такого подлинника смотрел на изображения на иконе, и как они написаны тут красками, так он описывал их словами на бумаге; например: на иконе святой написан с длинною бородою и с проседью на голове, и в рукописном подлиннике поставлена заметка, что у него борода длинная, а на голове проседь). Месяц сентябрь – 1 дня. Иисус Навин скончался в мире ста десяти лет. (Из Синаксаря 1249 года). Итак изображай его глубоким старцем. – 3 дня. Св. мученица Василисса, девяти лет от роду, была брошена в огонь, но спасена Божьею силою, и молитвою своею извела воду из камня, и напившись её предала душу свою Богу. (Из Синаксаря 1249 года). В греческом Синаксаре 12 века прибавлено: «св. мученица Василисса, нашедши камень, стала на нём, и как только помолилась, камень источил воду...». В Русском Списке с подлинника верно сказано о ней: «сея 9 лет пострадала за Христа... под ногами её камень (скала). Из-под камня течет вода». – 17 дня. Святые мученицы, Вера, Надежда, Любовь , скончались, первая 12-ти лет от роду, вторая 10-ти, третья 9-ти лет. (Из Синакс. 12 века). – 24 дня. Св. первомученица Фекла скончалась 90 лет. (Из Синаксаря 12 века).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Именем Симеона дивногорца ( 596 г.) надписывается стихира на землетрясение 26 окт., но оно было при Льве Исавре (716–741), след. надпись не верна. Предполагают 204 , что он прежде составил сие песнопение на подобный случай. Это возможно, ибо Антиохияне раз подвергалась землетрясениям. Ему приписываются стихиры великомуч. Димитрию 26 окт., ныне замененные другими в печатных минеях. Другие известные древнейшие писатели стихир суть: Феодор сикеот ( 622), Софроний, патриарх иерусалимский ( 644 г. по Р. Хр.), Георгий Сиракузский ( 669), далее Андрей иерусалимский ( 713), патриарх Герман ( 740) 205 . Может быть, есть в минеях стихиры и древнейшие – неизвестных нам писателей, так как многияиз стихир не имеют надписей; но так как многие стихиры носят имена писателей VIII-X веков, так как и прочие стихиры безымянные подобны им, так как в VIII-X веках все вообще песнопения слагались вновь и многие службы написаны святым позднейшим (VIII-X в.), или таким, коим в древности не было празднования, так как в рукописных минеях греческих над стихирами, не надписанными в печатных минеях, открываются более и более имена писателей VIII-X веков; то естественно заключать, что от V-VII веков в наших минеях сохранилась ничтожная доля сих песнопений. Достойна внимания статья или сочинение епископа Порфирия Успенского (Труды Киев. Академии 1878 г. Т. I и II). К стихирарным пиитам, кроме вышеупомянутых, он относит Иоанна Дамаскина VIII века, Илию патриарха Иерусалимского, современника 7 вселенского собора 787 г., современника обоих Косму Маюмского, Стефана Савваита VIII века, Сергия святоградца, иерусалимского инока и исповедника при Феофиле иконоборце (829–841); все это иерусалимские. В Антиохийск. патриархате приводит Симеона Дивногорца V в., в Константинопол. патриархате в Малой Азии, кроме Феодора Синеота, еще Феофана исповедника , митрополита никейского, ок. 847 г., Игнатия, митрополита никейского, ок. 860 г., Георгия, еп. никомидийского, Ефрема, епископа города Карии IX в., современника Фотия, Василия Пагуриота монаха и архиепископа кесарийского, современника Константина Багрянородного в половине X века, и других более поздних, в Фессалии Анатолия, архиепископа Солунского, конца VIII века и других позднейших, на острове Корфу Арсения, современника Фотия IX века, на о. Сицилии Георгия, епископа Сиракузского VII века, в Константинополе патриархов, кроме Анатолия и Германа, еще Тарасия VIII в., Мефодия и Фотия IX века, Касию или Икасию IX в. Некоторых же известных етихирарных пиитов, как Студитов Николая, Климента и Феостирикта, опускает, ибо нет стихир их в Ватопедских стихирарях; упоминает еще древних пиитов: Византия, Андрея Пирра, Вавилу, студита Киприана.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

К.А. Панченко Глава VII. Святые места Латинский церковник... на пол бросил Евангелие с православного престола. Уже дрались между собою подсвечниками оба кандиловозжигателя, а латинский поп в белом облачении безмолвно стоял у Яслей. Митрополит Дионисий, не входя в Пещеру, понуждал поклонников идти туда бить латин, иеромонах же его вынес из соборного алтаря палки и дубинки и роздал их поклонникам. Один грек схватил кованное из серебра Евангелие наше, подскочил к попу в белой одежде и, прокричавши: «так вы бесчестите наше Евангелие», – начал бить его по голове этою книгою со всей мочи и окровавил. Порфирий Успенский , 1848 год. Христианские общины у мест поклонения. Истоки конфликта: кто виноват? XVI век. Феофан и Паисий: греческий прорыв. Взлет и падение Досифея Нотары. XVIII век: маятник качается. Пожар храма Гроба Господня. Попытка осмысления. Христианские общины у мест поклонения Святая земля, Палестина на протяжении всей истории Христианской цивилизации была ее сакральным центром, объектом благоговейного почитания, точкой устремления миллионов паломников. Места, связанные с жизнью и смертью Спасителя, другие памятники библейской и евангельской истории были извечным «яблоком раздора» между христианскими церквями. Обладание Св. местами Палестины той или иной конфессией в огромной степени увеличивало ее вес в христианском мире, подкрепляло притязания на правоверие, «первородство», лидерство и прямое преемство с прославленной эпохой раннего христианства. В силу этого, борьба христиан разных толков за Св. места стала чуть ли не основным содержанием истории православной церкви на Арабском Востоке на протяжении столетий. Главными объектами соперничества являлись храм Гроба Господня в Иерусалиме и церковь Рождества в Вифлееме. Храм Св. Гроба (называемый также церковь Воскресения) в османскую эпоху представлял собой хаотичное скопление построек, над которыми доминировали полуразрушенная колокольня греческой патриархии и два купола – ротонда Св. Гроба и греческий храм Воскресения (кафоликон), примыкавший к ротонде с востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Козловка. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая). Успенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первоначальное название села - Верхние Острожки (острог, сторожа), оно основано около 1720 года. Полвека спустя стало называться Козловкою, по переселенцам из города Козлова, или Шиповою Козловкою, поскольку лежит у отрогов Шилова леса. Самое раннее упоминание о сельской церкви относится к 1778 году, когда сгорела деревянная Никольская церковь. 12 июня священнику Иоанну Прокопьеву была выдана грамота на построение новой деревянной церкви на прежнем месте. Деревянная церковь в Козловке не раз упоминается в документах конца XVIII - начала XIX веков. Иоанн Прокопьев, первый из известных нам священников Козловки, умер в 1782 году, ему был 81 год. Прихожане чтили память и сберегали могилы своих пастырей Артемия Захарова (1766-1846), служившего с 1792 года, и Ивана Дмитриевича Козловского, умершего в 1846 году в глубокой старости. С 1800 года в Никольской церкви служил протоиерей Исайя Васильевич Лебедянский, выходец из Лебедянского уезда Тамбовской губернии. Трое его сыновей - Павел, Петр и Стефан - обучались в Воронежской семинарии. В бурсе им изменили фамилию, и братья превратились в Лебедевых. Особую известность приобрел Павел Исаевич Лебедев (1805-1865). В 1827 году он окончил Киевскую духовную академию, полтора десятилетия был учителем гимназии в Харькове, а затем перешел на университетскую кафедру богословия, где читал лекции по логике, психологии, церковному праву и законоведению. Примерно в 1822 году Исайя Лебедянский переехал в соседнюю слободу Бутурлиновку, где и жил до конца своих дней. На его место в Козловку прибыл Порфирий Серебрянский (1780-1828), сын которого, Андрей, стал поэтом и другом Алексея Кольцова. Такое перемещение связывается с началом строительства в центре села каменной Успенской церкви. Руководить этими работами и призвали более энергичного отца Порфирия. Еще в 1821 году из-за ветхости Никольской церкви доверенные лица прихожан Иван Золотилин и Михаил Сустретов испросили у воронежского епископа Епифания разрешение на возведение новой каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. Храмозданную грамоту им выдали 17 февраля 1822 года. Летом того же года начались строительные, работы, продолжавшиеся пятнадцать лет. В 1827 году был освящен придел во имя чудотворца Николая и в нем стали совершать службы, а старую церковь разобрали. На прежнем месте осталась деревянная часовня с покосившимся куполом в окружении надгробных крестов и памятников. Новая просторная церковь строилась в центре села. В плане она имела вид продолговатого креста с объемным куполом. В ней существовали три придельных алтаря: уже упомянутый - во имя чудотворца Николая, во имя святителя Митрофана Воронежского и во имя целителя Пантелеимона. По главной оси храма за трапезной стояла колокольня, устремленная своим шпилем выше купола.

http://sobory.ru/article/?object=57975

Кончина Святого Патриарха Гермогена в темнице Чудова монастыря, 1912 г.//из архива Фонда по постановке памятника Патриарху Гермогену ЖМП 4 апрель 2012 /  11 апреля 2012 г. 23:12 Богослужебные тексты: словесный образ московского святителя Автором службы святителю Ермогену с высокой степенью уверенности можно считать профессора Московской духовной академии священника Илию Васильевича Гумилевского (1881–1963/1965). Впервые она была опубликована в печатном органе МДА — «Богословском вестнике» 9 за 1916 год). Тот факт, что по 6-й песни канона был напечатан акафист, служит косвенным свидетельством в пользу единого авторства текстов. Однако в литературе акафист атрибутируется также священномученику Неофиту Порфирьевичу Любимову 1 , а равно и протопресвитеру московского Успенского собора Николаю Александровичу Любимову 2 . Служба священномученику бденная состоит из малой вечерни, великой вечерни и утрени. Язык в целом простой и ясный, что характерно для большинства служб XIX — начала XX века, в отличие от многих переводных византийских и оригинальных древнерусских. С содержательной же стороны следует отметить присутствие в службе множества цитат, аллюзий и реминисценций, которые отсылают молящегося к библейским и более ранним гимнографическим текстам. Сочетание ясного языка и многослойного содержания является несомненным достоинством службы, так как позволяет получить духовную пользу людям с самым разным уровнем образования и начитанности в богослужебных текстах. Малая вечерня На «Господи воззвах» — четыре стихиры (не считая славника). В первых трех стихирах восхваляется исповеднический подвиг святителя. Каждая строфа начинается и заканчивается одинаково: «Прехвальный Ермогене мучениче, тя ни темница потаила (или в третьей стихире — изнурила) есть… Христу молися, даровати душам нашим мир и велию милость». Последней стихирой свидетельствуется небесная слава Патриарха: «Прехвальный Ермогене мучениче, тя ни земля потаила есть, но небо прият тя, и отверзошася ти райския двери, и внутрь быв, древа животнаго наслаждаешися. Христу молися, даровати душам нашим мир и велию милость».

http://e-vestnik.ru/church/bogosluzhebny...

Копты, ходя на Синай, по общему обычаю христиан рассекали в тамошних утесах кресты, заглавные буквы имени Иисуса Христа и имена свои буквами занятыми от Александрийских Греков. 3 Замечательно, что Коптских надписей нет ни у святой Купины, ни на утесах Хорива и горы св. Екатерины. Они находятся только в развалинах города Фарана и в долине Мукáттеб. Это я объясняю так. Первые христиане на Синае были пришельцы из нижнего Египта, гонимые Римским императором Децием (230 г.). Они поселились в тамошнем городе Фаране и обратили ко Христу многих сограждан. В начале четвертого века у них уже был епископ. Церковь их построена была на том месте Фарана, где Моисей молился во время битвы Израильтян с Амалекитами, и потому называлась святейшей. Богослужение в ней совершалось на Египетском языке, которым издавна говорили Фараниты, как это засвидетельствовал Антонин мученик, бывший у них около 600 года. Такое священное место и такое богослужение привлекали христианских жителей Египта; и они, ходя туда и оттуда большой дорогой через долину Мукáттеб, вырезывали на скалах имена свои подле древнейших, неведомых письмен, потому что тут приходилось им ночевать. Вероятно, из Фарана они ходили и в церковь неопалимой Купины, построенную царицей Еленой, и поручали себя молитвам тамошних подвижников, и особенно, учеников св. Антония великого , но не делали надписей на Хоривских утесах, почитая неприкосновенными те священные места, где Бог являлся Моисею. В 451 году Копты отделились от православной церкви. Их патриарх Иоанн 4 , в царствование Зенона, покровителя их учения, воспретил им ходить в Иерусалим, где духовенство и народ содержали вероисповедание Халкидонского собора. А так как и Синайские подвижники и Фаранские христиане имели то же самое вероисповедание; то Копты, без сомнения, прекратили общение и с ними. Когда Египетские султаны изгнали крестоносцев из Фарана (после 1117 года) и разрушили этот город и святейшую церковь его; тогда у развалин его поселились Копты и построили малый храм во имя Божией матери – неопалимой Купины: чт доказывается надписью над воротами его, в которой читается слово, βτος=купина. 5 Но и их селитва разорена была Бедуинами около 1445года. Полагаю, что и в это время, которое протекло между 1117 и 1445 годами, Копты чертили надписи в Мукáттебе, останавливаясь тут ночевать.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Л. Анисов XXX глава Коронация Александра I состоялась в Москве 15 сентября 1801 года при огромном стечении народа. В Успенском соборе молодого государя встретили певчие пением псалма: «Милость и суд» 258 в ознаменование того, что эти царственные добродетели должны быть спутницами его в правлении. Когда было прочитано Евангелие, государь облечен был в порфиру, поднесенную первым священнодействующим митрополитом Платоном 259 , который, возложив руки на главу Александра I, молил Царя царствующих «помазати его елеем радования, облечь его силою с высоты, положить на главу его венец от камене честна, даровать ему долготу дней и скипетр спасения, посадить его на престол правды, оградить его всеоружием Святаго Своего Духа, покорить ему все варварские языки, всеять в сердце его страх Свой и к послушным – сострадание, показать его известнаго хранителя Святыя Кафолическия Церкви догматов, да судит люди в правде, нища в суде, спасет сыны убогих». Затем митрополит Московский Платон поднес императорскую корону, которую Александр I возложил на себя... Звон колоколов и гром пушек возвестили народу о совершении коронации. Когда кончено было пение причастного стиха и открылись Царские двери, два архиепископа возвестили государю, что настало время царского миропомазания и причащения Святых Таин. Монарх сошел с трона и направился к Царским вратам; императрица следовала за ним. После совершения миропомазания государь введен был митрополитом в алтарь и у престола приобщился Святых Таин по чину царскому, а императрица приняла Святое Причастие в Царских вратах. По окончании священнодействия митрополит Платон приветствовал венценосца следующими словами: – Радуйся, помазанниче Господень! Радуйся, благодати ковчег! Радуйся, благоуханием помазания всех нас усладивший! Радуйся, сопричисленный к иерархии небесной! Радуйся, Церкви красото! Радуйся, всея России утверждение! Из Успенского собора государь в порфире и короне, сопровождаемый митрополитом Платоном, среди торжественных восклицаний ликующего народа прошествовал в Архангельский собор на поклонение предкам своим, а затем – в Благовещенский собор на поклонение святыням.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Лужны. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Село Лужны относится к наиболее старым населенным пунктам Чернского района. Первое упоминание о нем относится к 1630 году: «Деревня Лужны под Гроховым под Черным лесом». В селе тогда проживало десять помещиков. По преданию, название свое оно получило от места, обильного лужами, т.е. места низменного, мокрого. Через село, деля его на две половины, протекает небольшая речка Роска. В XVIII веке деревня Лужны получила статус села. Первый Успенский храм был деревянным и находился в полуверсте от деревни Коженка и был уничтожен пожаром. Следы старинного храма и сегодня отмечены древним кладбищем, действительно находящемся на территории современной деревни Коженка, носившей в 19 веке название Черноусовские выселки. Второй, тоже деревянный, храм был построен уже в самом селе Лужны помещиком сельца Сторожевое, поручиком Андреем Ивановичем Журавлевым, в 1799 году. К середине XIX века храм сильно обветшал и на новом месте был заложен каменный храм во имя Успения Божьей Матери. Храмостроителем был местный помещик Порфирий Александрович Лавров. Родился П.А.Лавров в Лужнах 28 января 1826 года в семье отставного лейб-гвардии сержанта Александра Александровича Лаврова. Окончил Константиновский межевой институт и в 1846 году был направлен в Межевую канцелярию младшим землемером с начальным чином коллежского регистратора. В 1852 году уволился из межевого ведомства и был избиран депутатом от дворянства Чернского уезда для присутствия в Тульском дворянском депутатском собрании, затем служил Мировым посредником по Чернскому уезду. П.А.Лавров состоял на службе в канцелярии Чернского уездного предводителя дворянства до 1885 года, когда был уволен от службы с небольшим чином губернского секретаря. В родовом имении Лужны и деревне Хуторах П.А.Лавров имел 240 десятин земли. Женат был на Дарье Васильевне Мининой, дочери действительного статского советника Василия Петровича Минина, известного крепостника, Чернского уездного, а затем Тульского губернского предводителя дворянства, помещика села Велье-Никольское. В приданое за женой П.А.Лавров получил в деревнях Гниловоды и Девочкине 500 десятин земли.

http://sobory.ru/article/?object=24381

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010