С.И. Пономарёв Об авторе Степан Иванович Пономарев (1828–1913) – известный русский писатель – библиограф, автор около 700 разнообразнейших публикаций. Среди главных его работ отметим посмертное редактирование издания стихотворений Н. А. Некрасова (по воле сестры покойного, А.А. Буткевич), издание материалов для библиографий Н.М. Карамзина , М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, А. Мицкевича, Н.И. Гнедича, А.С. Грибоедова. С.И. Пономарев участвовал также в составлении каталога Киевской Публичной библиотеки, Словаря русских писательниц и Материалов для Словаря псевдонимов. Особое место в наследии С.И. Пономарева занимают трупы его по библиографии русской церковно-исторической литературы. Им были составлены списки сочинений святителя Филарета (Дроздова) , архиепископа Филарета (Гумилевского) , митрополита Евгения (Болховитинова) , предметный указатель к Четьим-Минеям святителя Димитрия Ростовского , указатели к Киевским епархиальным ведомостям. В 1873–1874 годах Степан Иванович посетил Афон и Святую Землю, составил каталоги библиотеки Русского Свято-Пантелеимонова Афонского монастыря, консульской библиотеки и библиотеки Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Поселение Святых Мест подвигло его на сознание фундаментального труда «Иерусалим и Палестина в русской литературе, науке, живописи и переводах» (СПб., 1877). Кроме того, он занимался изданием и изучением трудов епископа Порфирия (Успенского) [Новые трупы Преосвященного Порфирия (Успенского)//Записки Императорской Академии наук. 1878. Т. XXX. Кн. 2; Очерк истории Афона (по книгам Преосвященного Порфирия)//Церковно-богословский вестник. 1880. 51, 52, 59, 60, 61, 62, 63, 66, 67, 71, 72]. В Иерусалиме произошло его знакомство с начальником Русской Духовной Миссии, архимандритом Антонином (Капустиным) , переросшее в теплые, дружеские отношения на много лет. [Подробнее об их дружбе см.: Дмитриевский А. А. Памяти библиографа и вдохновенного поэта Святой Земли С. И. Пономарева (по переписке его с отцом архимандритом Антонином и В. Н. Хитрово ). Пг., 1915]. В связи с возрастающим интересом историков и широкой православной общественности к личности и наследию создателя «Русской Палестины», мы сочли целесообразным опубликовать в настоящем сборнике «Богословских трудов» работу С. И. Пономарева «Памяти отца архимандрита Антонина», в которой дано весьма необходимое для современных церковных исследователей полное библиографическое обозрение трудов Архимандрита и публикаций о нем. Статья была напечатана в год смерти архимандрита Антонина в Трудах Киевской Духовной Академии (1894. Т. 3. с. 636–652). Для подготовки публикации мы имели счастливый случай пользоваться отдельным оттиском статьи по экземпляру ГПИБ (шифр Б7 02/201), с дополнениями и исправлениями немалочисленных ошибок и опечаток, сделанными неизвестной (возможно, авторской) рукой.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

П. Сырку Перечень печатных сочинений епископа Порфирия 1847 1 .Указатель актов, хранящихся в обителях св. горы Афонской. Журн. Мин. Народн. Просв. 1847, ч. 55, стр. 24–74 (июль), 169–200 (август), с приложением. Указатель переведен на немецкий язык И. Миллером и напечатан в Slavische Bibliothek, oder Beiträge zur slavischen Philologie und Geschichte. Herausgegeb. von Fr. Miclosich. I B. Wien. 1851, стр. 147–199. Ср. Muralt Essai de Chronographie byzantine. St.-Pétersb. 1855; t. I-II. B le et Genève. 1871–1873; Gass Zur Geschichte der Athos Klöster. Giessen. 1865, стр. 5–46; Langlois, во введении к географии Птолемея: Géographie de Ptolemée. Reproduct. photolithographique du manuscrit grec du monastère de Vatopédi au mont Athos. Paris. 1867, стр. 34–96; Флоринский, Афонские акты и фотографические снимки с них в собраниях П.И. Севастьянова. Спб. 1880, стр. 14. 1848 2 . Описание монастырей афонских в 1845–6 годах. Журн. Мин. Нар. Просв. (1848), ч. 58, стр. 55–101 (май), 111–166 (июнь). 3 . Синайский полуостров. Спб. 1848. Журн. Мин. Нар. Просв. 1848, ч. 60 11), стр. 137–170. 1855 4 . Рас-эль-Айнские водометные колодцы у города Тира. Отрывок из путешествия по Святой Земле. Литературн. Прибавл. к Ж. Μ. Н. Пр. 1855, 3, стр. 68–85. 5 . Отрывки из путешествий в Египетские обители (преподобного Антония Великого и Павла Фивейского). Статья первая в вторая. Спб. 1855. Литературные прибавления к Ж. Μ. Н. Пр. 1855 г., 1 (стр. 5–24) и 2 (стр. 31–62). 1856 6 . Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 г. С 8-ю рисунками, вырезанными на пальмовом дереве. Спб. 1856. 7 . Второе путешествие в Синайский монастырь в 1850 г. С 2-мя картинами Синая, вырезанными на дереве. Спб. 1856. Известия Акад. Наук по отдел. русск. яз. и сл., V, стт. 371–375. 8 . Путешествие по Египту и в монастыри святого Антония Великого и преподобного Павла Фивейского, в 1850 году. С 8-ю рисунками, чертежами и надписями, вырезанными на пальмовом дереве. Спб. 1856. Рецензии на все три книги: Сын Отечества 1857 г., 3, стр. 67; Отечествен. Записки 1857, 5 (т. 112), отд. 2, стр. 10–20, и И. Березина в Ж. М. Н. Пр. ч. 93 (1857, 3), стр. 141–150.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

П. Сырку Описание бумаг епископа Порфирия Успенского, пожертвованных имя в императорскую академию наук по завещанию Источник Содержание I. Материалы для биографии епископа Порфирия. II. География, статистика и этнография. III. История IV. Богословие: Св. Писание, Творения св. отцов и проч. V. Живопись А. Книги по живописи Б. Перечень альбомов Перечень печатных сочинений епископа Порфирия     Рукописные коллекции Императорской Академии Наук обогатились в 1885 г. драгоценным приношением покойного епископа Порфирия Успенского , завещавшего Академии все свои бумаги, в виде отдельных сочинений, частью написанных им самим, частью же другими лицами, сборников разнородных юридических актов, отрывков из творений святых отцов, светских писателей и т.п., обширной переписки как официальной, так и частной на разных языках, и наконец собраний рисунков и снимков. Все это вместе представляет ценный и вместе с тем самый полный материал, какой только было возможно собрать в 40-х и 50-х годах для изучения всего православного востока в разных отношениях. Преосвященный Порфирий, бывший епископ чигиринский, викарий киевской митрополии, а затем член синодальной московской конторы и в то же время управляющий ставропигиальным Новоспасским монастырем, три раза ездил на восток с официальными поручениями и во все эти поездки ему приходилось оставаться там подолгу, – иногда по несколько лет. Будучи любознательным и обладая пытливым умом и неутомимой энергией, к тому же нося только звание архимандрита, о. Порфирий являлся самым способным в то время лицом, чтобы наблюдать и изучать жизнь на православном востоке. Результат всех этих наблюдений и многолетних тщательных изучений, как практических, так и теоретических, выразился в целом ряде сочинений, касающихся православного востока, из которых издана только небольшая часть им самим; остальная же, значительная часть, написанная в разное время и постепенно до самых последних дней жизни автора приготовлявшаяся к печати, могла явиться в свет только в течение довольно долгого времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Коллектив авторов епископ Порфирий Успенский Его церковная программа В изданном несколько лет тому назад Академией Наук III томе «Книги бытия моего», представляющей дневник знаменитого иерарха Порфирия Успенского , записан под числом 13 ноября 1846 г. разговор автора с викарием Московским преосв. Иосифом. Приводим эту знаменательную запись, которую можно назвать церковною программой еп. Порфирия, с некоторыми несущественными сокращениями. – Восточное духовенство, – между прочим говорил я, – умело приучить православных мирян к покорности (послушанию) ему. Вот тому доказательство. Повелели Цареградские патриархи, по тесным обстоятельствам, читать в алтаре тихомолком моления об оглашенных, дабы сократить литургию, и никто не прекословил им. Вселенский владыка Герман, которого я застал в Константинополе в 1843 г., предписал всем своим архиереям громко сказывать ектении об оглашенных, потому что миновало тяжелое для христиан время; и все, клир и народ, единодушно ответили: да будет. В том же году исправлены были греческие служебные Минеи так, что целые речения прежние заменены в них новыми, будто бы лучшими; и от того никакого волнения не было в клире и народе. Православные в каждом селе и городе своим иждивением содержат приходские училища и гимназии, а в больших городах – Константинополе, Александрии, Смирне – больницы и богадельни; своим епископам и митрополитам охотно взносят положенный годовой сбор с каждого дома, и почетный подарок деньгами при каждой смене архиереев................ Наше правительство отдалило народ наш от архипастырей, давая им скудный хлеб насущный. Этой ошибки нет в Восточной церкви. Даже тогда, когда еще существовало Греческое царство, и тогда служащие алтарю питались от алтаря, а не от государева казначейства, и были достаточны, имея свои дома и свое хозяйство, и живя с народом, народом и для народа. Восточные архиереи, обозревая свои епархии, в селах посещают каждый дом и каждую овцу глашают по имени. Такою близостью их к народу отчасти объясняется беспрекословное повиновение им мирян. Во всех четырех патриархатах священники избираются из среды народа, и потому народ слушает тех, которых сам поставил своими вождями, а вожди эти, пользуясь народным общим доверием к себе, имеют ту смелость, какой не имеем мы, никем незванные в Церковь (семинаристы и академисты), смелость делать нововведения в (уставе церковном) чине богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Антоний Великий Антоний Великий     Воспоминание о прп. Антонии и Египте вызывает скорбь в сердце. Египет – родина монашества, поэтому всегда был тесно связан с Афоном. Связь с коптами была даже не физическая, а духовная.   Из русских христиан мало кто знает, что еп. Порфирий Успенский, приехав после Афона в Египет, посвятил свою оставшуюся жизнь соединению двух Церквей: Русской и Коптской. Изучив вероучительные тексты коптов, он обнаружил, что монофизитство коптов – это не более, чем  историческое недоразумение, к которому прибавлена фобия маловерных русских церковных чиновников.   Он составил доклад Синоду и готовил собор, призванный соединить Церкви….  Смерть его друга, коптского патриарха, остановила эти планы. К сожалению, русские дипломаты в Египте тоже считали себя богословами и имели свое мнение на этот счет, они с помощью интриг не допустили соединения Церквей в дальнейшем.   Сейчас русская Церковь-мать не хочет даже слышать о своей гонимой дочери, находящейся в беде и просящей помощи...  А что же еп. Порфирий Успенский?! Ему ставят памятники и пишут панегирики. Ну, что же, это русским людям знакомо…     Основателем монашества в Египте и во всем христианском мире считается св. Антоний Великий.   Святитель Иоанн Златоуст говорит, что  житие прп. Антония нужно читать всем христианам. «Повествование сие мало значительно в сравнении с Антониевыми добродетелями, — пишет святой Афанасий, — однако же и из сего заключайте, каков был Божий человек Антоний. С юных лет и до такого возраста соблюдавший равное усердие к подвижничеству, ни по старости не обольщавшийся дорогими снедями, ни по немощи тела своего не изменявший вида своей одежды, ни в чём однако же не потерпел он вреда, Глаза у него были здоровы и невредимы и видел он хорошо. Не выпало у него ни одного зуба, а только ослабли они в дёснах от преклонных лет старца. Здоров он был руками и ногами (…). А что всюду говорили о нём, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его — это служит доказательством его добродетели и Боголюбивой души».

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=8&iid=45...

Скачать epub pdf Василий Николаевич Хитрово – основатель и многолетний руководитель Императорского Православного Палестинского Общества. Он смог больше чем кто-либо вместить и больше чем кто-либо дать. Говоря об истории Русской Палестины, всякий беспристрастный исследователь назовет его имя среди первых – рядом с именами Порфирия (Успенского) и Антонина (Капустина) . «Если есть на свете страна, которую можно назвать общею родиною человечества, то это бесспорно – Палестина. Кто из нас не произносил священные имена Синая, Иордана, Иерусалима и Вифлеема тогда, когда не понимал еще различия между добром и злом. Три религии, верующие во Единого Бога, привыкли смотретьна Иерусалим как на средоточие их вероисповедания. Сорок веков прошли над этой страной, оставляя в ней, как геологические наслоения, свою летопись. Изучать ее – то же, что изучать развитие рода человеческого. Каждому,от простого богомольца до пытливого ученого, посещение и изучение этой страны дает столько, сколько кто можетв себе вместить» 1 . Так писал в одной из своих книг В. Н. Хитрово , основатель и многолетний руководитель Императорского Православного Палестинского Общества. Он смог больше чем кто-либо вместить и больше чем кто-либо дать. Говоря об истории Русской Палестины, всякий беспристрастный исследователь назовет его имя среди первых – рядом с именами Порфирия (Успенского) и Антонина (Капустина) . Русское дело в Палестине в эпоху реформ Василий Николаевич Хитрово родился 5 июля 1834 г. Получив блестящее образование в Александровском Царскосельском лицее, он поступилна службу в Государственный контроль, затем, с 1858 г.– в Морское министерство, во главе которого стоял тогда, в чине генерал-адмирала,младший брат и ближайший соратник Александра II великий князь Константин Николаевич. Военные и политические результаты Крымской войны заставили правительство приступить к осуществлению обширной и серьезнейшейпрограммы реформ в социально-экономической и духовной жизни России. Освобождение крестьян, военная и судебная реформы, реорганизациив духовном ведомстве – инициатива этих и других преобразований исходила, как говорили тогда, от «партии Мраморного дворца», получившей наименование по петербургской резиденции великого князя Константина. Ее называли также «партией реформ». Не забывали в Мраморномдворце и о внешней политике – прежде всего о восстановлении русских позиций на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

«Труды Киевской духовной академии» – российский православный ежемесячный научный журнал Киевской духовной академии, выходивший в 1860–1917 годах. В журнале публиковались научно-богословские и историко-литературные сочинения, много внимания в журнале уделялось истории Церкви, религиозным течениям и богословской мысли на территорий Украины. Авторами выступали известные ученые. В настоящее время периодическое издание под тем же названием издается Киевской духовной академией и семинарией УПЦ МП, а также, относящейся к неканонической УПЦ КП, Киевской православной богословской академией с периодичностью раз в год. См. также: «Труды Киевской Духовной Академии» – православный богословский журнал (1860 1917 гг.): историко-типологический анализ В.Н. Мандзюк-Ильницкий   Труды КДА за 1880–1917гг. и 1997–2011гг. (по годам, архивы zip): Журналы за 1880 г. Содержание Том 1 Январь 1. Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе). О граде Божием, книга первая (1–60) 2. Попов К. Тертуллиан , его теория христианского знания и основные начала богословия [начало] (3–22) 3. Порфирий Успенский , епископ. Проповедники на островах Средиземного моря (23–33) 4 . Ястребов М. От Византии до Москвы (56–99) 5 . Фаворов Н., прот. О христианской нравственности [продолжение: чтения 7–9] (100–137) 6 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (138–144). Февраль 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Толкование на книгу Екклезиаст, к Павле и Евстохии (1–88) 2 . Тумасов Н. Религиозно-общественные учреждения древнего языческого Рима [начало] (143–196) 3 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники на островах Средиземного моря [продолжение] (197–223) 4 . Фаворов Н., прот. О христианской нравственности [продолжение: чтения 10–11] (226–252) 5 . Смирнов Ф. Описание коллекции древних русских икон, приобретенной церковно-археологическим Обществом [продолжение] (253–262) 6 . Петров Н. Отчет церковно-археологического Общества при Киевской духовной Академии за 1879 г. (263–292)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Сравнение с расслабленным не мое, а преосвященного Порфирия (Успенского), нашего лучшего знатока и очевидца-наблюдателя жизни христианского Востока: «Палестинская церковь возлежит расслабленная у самой купели Силоамской и непрестанно взывает к небесному Жениху своему: Господи, человека не имам. Сии истины надлежит возвещать с дерзновением». Надышавшись крепким духом русского православия, православия молодого, могучего, плодоносящего народа, ученый посол нашей церкви на православном Востоке в половине XIX в. потрясен был внешним его убожеством под игом туретчины и более всего его миссионерской бесплодностью, миссионерским бессилием: «Давно эта церковь, заматорела и не только никого не рождает в жизнь вечную вне пределов своих, но и у себя дома не старается примирить и сблизить своих собственных чад, Она не Сарра, а Сара. Но Господь силен дать ей новое тмочисленное потомство. Он уже идет к ней, чтобы возобновить юность ее и возвратить ей преяшее плодородие, честь и силу ея». В первую очередь еп. Порфирий тут подразумевал вливание соков от великой русской церкви и чаемого освобождения от турецкого ига славянских церквей и затем всех православных народов. На наших глазах это освобождение совершилось, и православие стало оправляться от векового захирения. Хотя и умален в последнее время насильственным «ассиро-вавилонским» изгнанием всего греческого населения из его малоазийской родины Константинопольский патриархат, но зато численно выросли патриархаты Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Объединились в великие церкви новые патриархаты Сербский и Румынский. Православие прославляется мученичеством всей русской церкви. Православие укрепилось внутренне в миллионной массе Зарубежной России. Православие оживилось в борьбе за свое существование в бывших ныне автономных частях русской церкви. Православие возродилось в Карпатской Руси и Чехии. К православию решительно двинулась Англиканская церковь, направляются некоторые течения в протестантизме. Нельзя в такое время лежать на одре расслабленного. И вот раздается зов к вселенскому собору. Не заслышала ли восточная церковь исцеляющий голос Господа, о котором пророчествовал еп. Порфирий? Не встает ли она, чтобы ходить? Не молодеет ли, чтобы вновь плодоносить?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В родословной преосвященного Порфирия, составленной при его жизни и помещенной в первом томе его обширного посмертного сочинения «Книга бытия моего», представляющего собою автобиографические его записки, сказано, что он родился в 1804 году (стр. 5), а в последнем томе того же сочинения самим преосвященным Порфирием отмечено, что днем его рождения было 8 сентября (Т. 8, стр. 538). Отсюда открывается, что в текущем году исполняется столетие со дня рождения названного преосвященного епископа. Русская богословская наука и духовная литература весьма многим обязана необыкновенной просвещенной энергии преосвященного Порфирия: он принадлежал к числу достойнейших «почетных членов Московской духовной Академии». Ввиду этого мы решаемся сообщить некоторые наиболее интересные сведения о покойном преосвященном Порфирие, так как несомненно его можно причислять к замечательнейшим деятелям, украшавшим нашу церковь . К сожалению, несмотря на свои достоинства, эта личность довольно мало известна так называемой большой публике. Это отчасти зависит оттого, что преосвященный Порфирий не занимал видного иерархического положения, а отчасти и оттого, что деятельность его создалась вне пределов нашего отечества, хотя и назначена была служить пользами этого последнего. Со свойственным его литературному перу образностью и остроумием, преосвященный Порфирий писал: «Кому я подобен? Орлу, парящему по поднебесью. Орел! Куда ты летишь? На север. А почему ты озираешься на юг? Там мое гнездо» 1 . В этих словах он указывает жизненную цель своих стремлений и трудов: «юг», т.е. христианский восток, на котором так много пришлось ему поработать. При другом случае преосвященный Порфирий говорил:«Учение есть страсть моя» и прибавлял: «Порфирий, помни вечность, храни веру, надежду и любовь и служи науке, а все прочее трын-трава» 2 . Действительно, наука составляла самое любимое его дело, и в этом отношении она занимает одно из видных мест. О преосвященном Порфирие по отношении к изучению христианского востока говорят: «Можно с полною достоверностью сказать, что ни один из последующих представителей России в Сирии и Палестине не ознакомился с этими странами, личными наблюдениями так обстоятельно, как архимандрит Порфирий»(он тогда еще не был епископом).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Жизнь и деятельность игумена Вениамина (Лукьянова). 1843–1896 391. Свидетельство о рукоположении монаха Вениамина 699 в сан иеромонаха Святая гора Афон, 11 января 1843 г. монастырь Кутлумуш Копия На основании апостольских и соборных правил русский монах Вениамин из скита Святого Пророка Илии, что на Афонской горе, православного вероисповедания, честной и неукоснительной жизни, рукоположен нами в иеромонаха в Кутлумушском монастыре, в доказательство чего и дано ему сие свидетельство. Бывший Самосский Парфений. РГИА, ф. 797, оп. 24, отд. 2, ст. 2, д. 34, л. 9. 392. Письмо архимандрита Порфирия (Успенского) к иеромонаху Вениамину Афон 18 мая 1846 г. Копия Жизнь коротка и длинна: коротка, если мы сокращаем ее каким-либо тяжким грехом или многими грехами; длинна, если вера, надежда, любовь, девственность, чистота тела и души, труд посильный и многие другие добродетели привлекают к нам благодать Божию, сообщают долголетие Иоанна Богослова. Нельзя вдруг с берега моря на вершину Афона: так нельзя вдруг взойти на высоту благоделания иноческого и святости жизни духовной. Заметь господствующие в тебе греховные наклонности, или страсти, или слабости – и сражай, и умерщвляй их одна за другою, а не всех вдруг. Когда умрет один змий, тогда поражай во главу другого. Молись недолго, но горячо. Если начнешь спасение свое молитвами краткими, то кончишь непрерывным горением и возношением к Богу. Люби уединение и свой скит. Будь послушен и братолюбив. Предпочитай молчание многоглаголанию. Назидай других своим примером. Впрочем, да наставит тя Дух Святый. Аминь. P.S. Прошу тебя, брате: отслужи три панихиды за упокой сестры моей Любови и отца моего Александра, когда тебе угодно. Ты огорчишь меня, если не примешь три червонца, кои я посылаю тебе при сем. Прим. о. Вениамина. В этом году, в бытность архимандрита Порфирия в ските святого пророка Илии, я, будучи иеромонахом, имел намерение отправиться в Иерусалим и осмелился просить его наставления о жизни духовной. Вот вам выше его назидание. Письма [разных лиц] к игумену Вениамину, [члену Русской Духовной Миссии в Иерусалиме]. 18461884//Библиотека ИППО. Шифр: И.П.П.О. Б. IV 888. С. 1–2. Далее: Письма [разных лиц] к игумену Вениамину. 393. Письмо гофмейстера великой княгини Елены Павловны 700 Д.П. Хрущова к обер-прокурору Св. Синода графу Н.А. Протасову

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010