1861 год 6 Я в Петербурге Октябрь. 22 день . Продолжительно было мое путешествие из Одессы в Питер через Москву; только сегодня я приехал в нашу северную столицу, а остановился в Знаменской гостинице, что против вокзала Николаевской железной дороги, и прожил тут неделю, потому что в Александроневской лавре не отведено было мне удобное помещение. 28 день. Наконец-то поместили меня здесь в просторной и теплой квартире лаврского эконома. Сегодня получено мной вчерашнее письмо от князя Урусова. Высокопреподобный отец архимандрит, Милостивый Государь! По желанию Вашего Высокопреподобия спешу уведомить Вас, что в Азиатский департамент не доставлена еще от князя Лобанова церковная рукопись на пергаменте из Солунского монастыря. 7 При сем имею честь сообщить Вам, Милостивый Государь, что Директору Азиатского департамента весьма желательно иметь с Вами свидание, и что его от 12-ти до 3 часов дня во всякий присутственный день можно найти в департаменте. С совершенным .... и проч. Ноябрь. 1 день. Сегодня я обедал у синодального обер-прокурора графа Толстого и в часы обеда говорил ему вот что. На Афоне пять монастырей: Лавра, Ксиропотам, Свято-Павел, Кутлумуш и Каракалл отдались под покровительство Англии. Нынешний константинопольский патриарх Иоаким не любит Афона, потому что тамошние монахи не очень почтительно обращались с ним тогда, когда он еще в сане епископа за что-то сослан был туда. Он усиливается подчинить своему контролю доходы и расходы святогорских монастырей, а они не слушают его. Только один Каракалл повинуется ему. Афоно-греко-русский монастырь Св. Пантелеймона тайно имеет в России 500 сборщиков подаяний и, нам говорят, всюду рассылает свое причастие. Местные средства к содержанию его скудны; однако, он непрестанно расширяет свои постройки и содержит 300 братий, да в каждое воскресенье и в большие праздники поит и кормит многих греков, которые приезжают на своих лодках в пристань его для того, чтобы даром покормиться. Их зазывают греческие монахи этого монастыря, дабы противопоставить их русским поклонникам, получающим там даровое содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1863 год 23 Я иду. Но ведет меня Бог. Январь. День первый. Всесвятая Богородице, на время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не ввери мя, но Сама заступи и помилуй мя. В этой Книге Бытия Моего нет места нынешней разработке тех материалов, которые были собраны мной во время долговременного пребывания моего на Востоке, а житейские случайности мои записываются в ней. Случайности в январе 10, Четверток. Сегодня я представил митрополиту Исидору послужной список мой за 1862-й год и отчет о деловых и художественных занятиях моих с 1855 года по 1863-й. Преосвященный, приняв от меня эти бумаги мои, сказал: любопытно прочесть отчет ваш, потом промолвил: некоторые недовольны вашим мнением о Синайской рукописной Библии. – Недовольны Норов, Муравьев? подхватил я. – Да, недоволен Норов. Он, когда быль министром народного просвещения, усердно содействовал отправлению Тишендорфа на Синай. Тогда императрица сказала ему, что если синод не захочет дать денег Тишендорфу на дорогу, то даст их она. – Что же особенно порицается в моем мнении? спросил я. – Митрополит ответил: вы напечатали, что нынешний синайский архиепископ Кирилл отвергаем был двумя иерархами. 24 Надлежало бы сказать это мягче. Ведь, он рукоположен, следовательно признан достойным архиерейского сана, как бы то ни было. Не нам судить дела чужих иерархов. – Я увлекся сознанием правды, зная, что государь император нарядил следствие по делу о Синайской Библии. – Это дело нам известно. Константинопольский патриарх подал султану челобитную, что синайский архиепископ Кирилл расточает монастырское имущество. Султан сослал бы его в заточение; но наш посланник Лобанов избавил его от опалы, дав ему свидетельство, что Синайская Библия взята в Россию под распиской с условием возврата ее в монастырь по рассмотрении ее или по издании в свет. После сего митрополит объявил мне, что св. синод передаст мне помянутую Библию для рассмотрения ее и в помощь мне назначит двух священников (Не передавал и не назначил). Января 30 дня . Подано мною письмо обер-прокурору Ахматову.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1864 год 41 Я иду. Но ведет меня Бог. Январь. День первый. Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от Лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Твоим владычним утверди мя. 42 День 13-й. Подан Ахматову отчет об ученых и художественных занятиях моих в 1863 году с покорнейшей просьбой представить его св. синоду по прежним примерам. День 31. Князь Урусов при письме своем за доставил мне рукописное Евангелие императрицы (1272 года) для окончательного рассмотрения его. Сего же дня ее величество изволила изъявить свое согласие на то, чтобы я напечатал два сочинения свои, кои написаны были мной для нее в прошлом году. Оба эти сочинения она возвратила мне, повелев не печатать в приложениях к «Библейской редкости» те немногие строки, кои на полях моей рукописи карандашом очеркнуты собственной рукой ее. Некоторые археологи и в числе их настоятель нашей посольской церкви в Константинополе архимандрит Антонин, не увидев в древних греческих рукописях трех букв у главы Господа... Очеркнутое и подчеркнутое не велено печатать. Благодарю Бога, внушившего александрийскому патриарху благое желание поднести эту драгоценную рукопись нашей императрице. Целую ручку ее величества, передавшую ее мне для подробного рассмотрения. Очеркнутое и подчеркнутое не велено печатать. Эту святыню (Евангелие 1272 г.) можно бы носить в крестных ходах, дабы христоименитый народ наш видел ее и благодарил Бога за великий дар письмен. Очеркнутое и подчеркнутое не велено печатать. Вот какой цензор рассматривал и одобрил мои сочинения! Февраль. 29, Суббота. В Иерусалим на место мелитопольского епископа Кирилла назначен архимандрит Леонид Кавелин (из военных). А этому епископу велено ехать в Казань и жить там в каком-то монастыре. Леонид подобрал под свою масть иеромонахов, иеродиаконов и певцов из среды самой необразованной. Итак, третья духовная миссия наша в Святом Граде будет ноль. Март. 13, Пятница. Министр внутренних дел Валуев посылал своего чиновника в Нижегородскую губернию для собрания сведений о тамошних раскольниках. Посланный представить ему надобные сведения о них. А сведения эти в рукописи переданы были мне фрейлиной Эйлер. Я прочел рукопись и, возвращая ее фрейлине, написал ей вот что.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1878–1884 гг. 183 Я иду. Но ведет меня Бог. Настал новый год 1878-й. Я встретил его не спокойно и не весело, ожидая указа о перемещении меня в Москву из Киева, в котором хотелось положить свои кости. В этом неприятном ожидании прошла неделя, прошла другая. Наконец 14 января, в субботу, в шесть часов пополудни, я получил перехожий указ и начал читать его в ту самую минуту, в которую мой хор в Крестовой церкви запел: аминь. Приидите поклонимся Цареви нашему Богу. «Да будет же воля сего Бога моего! Покорствую ей благодушно и радостно. Как орлу всякий воздух свой, так благородному мужу всякая страна отечество». Вот что я написал на этом указе и пошел в церковь молиться. Из этого дееписания видно, что Государь в 31 день минувшего декабря утвердил всеподданнейший доклад святейшего синода о бытии мне членом московской святейшего синода конторы сверх штата, с увольнением от чигиринской викарной кафедры и пребывании моем в московском ставропигиальном Новоспасском монастыре, который согласно синодальному определению 14 декабря 1877 года вверен моему управлению, и об отпуске мне прогонных денег на проезд от Киева до Москвы и сверх сего пятисот рублей в пособие на подъем и путевые издержки из суммы, ежегодно ассигнуемой на прогоны и пособия по духовному ведомству. В 16 день января киевская духовная консистория при своем докладе представила мне копию оного же указа, данного киевскому митрополиту Филофею, на которой изложена следующая резолюция его преосвященства: «Консистория имеет 1. о содержании настоящего указа объявить духовенству киевской епархии, 2. сделать распоряжение о приеме по надлежащему от преосвященного Порфирия все, что к передаче от него следовать будет по званию викария киевской епархии и по званию настоятеля Киево-Михайловского монастыря, 3. временное исправление должности настоятеля сего монастыря поручить наместнику оного под ближайшим наблюдением благочинного монастырей, архимандрита Смарагда, которому предписать, чтобы им, при члене консистории протоиерее Димитрии Жданове и при старшей братии монастыря освидетельствовано было монастырское имущество по приходо-расходным книгам и описям и чтобы о последующем донесено было консистории за общим подписанием лиц, бывших при освидетельствовании монастырского имущества».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1 . Блаженнейший и святейший патриарх Божия града Антиохии кир Мефодий, по данной ему от Бога власти и дару, отечески управлял в прошедшее лето Господне епархиями антиохийской, дамасской и хауранской и всей православной церковью, обретающейся в Сирии, Киликии и Месопотамии. Им совершены были особенные благие деяния. Когда амидийский митрополит Макарий, недавно воссоединённый с православной церковью, стал поникать под тяжестью убожества и наипаче нажиманий иноверцев, и хотел подать отречение от своего престола, тогда его блаженство поддержал его своими архипастырскими внушениями, указав ему, с одной стороны, венец, уготованный ему на небе за терпение и подвиг веры, с другой стороны, трудность заменить его, опасность отломления недавних прививок от древней маслины и потерю мзды за труд недоконченный. Нужно было в Амиде утвердить воссоединённое духовенство и прихожан его в православии и уставе церковном; святейший патриарх послал туда из Антиохии благоразумного и честнейшего в иереях о. Спиридона, который и трудился там с начала 1848 года до месяца июля, как наставник в училище и уставщик во храме. Надлежало избрать и посвятить архиереев в епархии феодосиопольскую, эмесскую, селевкийскую и виритскую, по блаженном успении их преосвященных предстоятелей, и блаженнейший Мефодий, несмотря на свою маститую старость, переехал снежные горы Антиливанские и Ливанские и в Бейруте соборовал о сей нужде своего престола с соседними архиепископами в месяцах мае и декабре и Феодосиополю даровал Тимофея, Эмессе Григория, Селевкии Захарию, законных, благоговейных и богочестивых святителей. Но каким словом возвеличить его за учреждение девичьего училища в Дамаске под руководством грамотной инокини сайданайской Феклы? Какие похвальные венцы соплесть ему за сие, поистине, боголюбезное и спасительное дело? Не нашему недостоинству восхвалять достойного! Посему мы довольствуемся одним простым словом о нём. Блаженнейший патриарх был обрадован причислением к его престолу одного храма в Москве и опечален был известием о приснопамятной кончине рабы Божией графини Анны Орловой. В нашей келье в Бейруте (30 ноября) он, держа в руках печальное известие, молился со слезами о душе покойницы и в горести промолвил: «Для многих умерла она, умерла и для антиохийского престола, с нею в гроб пошла надежда наша на устроение дома при нашем храме в Москве». В последние дни прошлого года бейрутские христиане своим неразумием, противлением его воле и буйным опозорением его сильно огорчили его сердце; но зато он утешен был нечаянным обращением в православие 60 семей униатских в древнем Сидоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

4) Существование нашей миссии в Иерусалиме украдкой не нравится нашему высшему духовенству. А для моего сердца, любящего правду, искренность, меры, а не полумеры, оно становится нестерпимым после трехлетия. В Иерусалиме в настоящее время и в настоящих обстоятельствах нужен российский епископ с причтом, гласный, признанный Портой, как пастырь русских поклонников. Гласного появления такого лица требует и духовная нужда сих поклонников, и желание умных святогробцев, которые говорят, что дела церкви палестинской пойдут лучше только тогда, когда представитель российской церкви будет иметь непосредственное влияние на эти дела, и крайняя надобность дать им истинное и благое направление, и пример древних церквей, кои единодушно посылали Епифаниев устроять церковь палестинскую, и устранение всяких сплетней, наговоров и подозрений протестантов и католиков, которые ныне видят в русском архимандрите тайного соглядатая, т. е. лицо достойное презрения, и которые внушают туркам, что этот монах подослан русским правительством вызнавать местности для будущих военных действий. (Они в некоторой степени правы, ибо излишняя и бесполезная осторожность подает им повод грешить таким образом). Гласного появления нашего епископа с деятельностью благотворной желают православные туземцы, недоумевающие, зачем прислан сюда русский архимандрит, который служит в изорванной ризе (увы! это правда, ибо синод поныне не выслал ризницы) и который в три года разделил темным арабам три часослова да три псалтири и три азбуки на их родном наречии, тогда как англичане делают много добра даже евреям. Наш епископ хорошо был бы принят и местными магометанами, которые в 1848 г. встретили меня отлично, полагая, что вслед за мной придет фирман султана обо мне, и которые теперь не хотят удостоить меня поклоном. Латинский патриарх в начале дружил со мною и радовался моему просвещенному посредству между ним и греками, думая, что я такое же законное лицо, как и он; а потом, когда узнал, что я тайный подосланец, поехал в Рим и Париж жаловаться на пронырства России и на меня безвинного. Хорошо ли это? Кому хорошо, а мне такое положение несносно. Родник воды сладкой и целебной завалили дипломатическим мусором. Иностранцы подозревают, что под этим мусором кроется отрава для них. Откройте сей родник. Дайте мне, или кому хотите, гласное существование в Турции. Если не надеетесь найти иноков способных, ошибаетесь. У нас под кукулями есть министры. Ежели боитесь ссоры с греческим духовенством, ошибаетесь. Ибо каждый образованный богослов убежден, что единство есть источник жизни, силы и движений.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

5½ часов. – От Ааронова холма погонщики навьюченных верблюдов моих поворотили направо в Уади Шех; а я с переводчиком и с четырьмя проводниками поехал прямо через песчаную Рахийскую долину в ущелье Накб-Хау. Мне хотелось видеть это ущелье. Через полчаса мы достигли до высшей плоскости Рахи, с которой дождевые воды текут в две противоположные стороны, одни к подошве Хорива, а другие в глубь ущелья Хау. С этой плоскости не видать священной вершины Синая. Следовательно, не здесь стояли израильтяне, когда в первый раз Бог изрекал им десять заповедей и когда они видели эту гору дымящуюся ( Исх.20:18 ) Проводники говорили мне, что на противоположной стороне ее есть другая обширнейшая Раха и что оттуда виден верхний остов Синая так ясно, как видна большая пирамида у Каира. Я пожалел, что по слабости здоровья не мог видеть эту Раху и, веря бедуинам, предположил, что там в первый раз возвещено было Десятословие народу Божию. – С высшего места Рахийской долины взорам представляется великолепная картина. Когда тут смотришь к монастырю, видишь гранитную гору св.Епистимии, словно огромный дом, а Хорив, словно закругленный алтарь церкви, который возвышается в конце обширной площади, усыпанной песком и обставленной отвесными высотами, будто монастырскими келлиями. Когда же смотришь в противоположную сторону, видишь ущелье Хау меж багряных гор, будто тесную улицу меж высоких зданий монастырских. Вся эта местность в связи с долиной Шех представляет собой нерукотворенную лавру. Небесный Зодчий от вечности приготовил ее для таких избранников своих, каковы были Нил, Орентий, Георгий Арселаит, Иоанн Лествичник , Иоанн епископ и мученик. Под влиянием этой мысли я в последний раз благоговейно взглянул на Хорив и на св.обитель. Бедуин поворотил и повел моего Эджина по другому склону Рахийской долины. Сижу на нем и громко пою: «Неопальная огню, в Синаи причащаяся купина Бога яви медленно-язычному и гугнивому Моисеови и проч.». Стезя подо мной понижается, а горы окрест меня возвышаются. Это кажущееся движение увеселяет меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

9. Политические и социальные условия в империи Вопрос о внутреннем состоянии империи при Палеологах в смысле ее общего управления, финансового и социально-экономического положения принадлежит к числу наименее разработанных и наиболее трудных и сложных вопросов византийской истории. Изданный обширный материал с данной стороны еще недостаточно обследован, использован и оценен. Много драгоценного материала, особенно в виде хрисовулов, монастырских и частных актов, хранится еще среди рукописных сокровищ различных библиотек Востока и Запада. Одно из самых важных мест занимают рукописи афонских монастырей, в изучении которых немалую роль сыграли русские ученые. В XVIII веке русский путешественник В. Г. Барский посещал афонские монастыри дважды (в 1725–1726 и в 1744 гг.) Он был современным ученым, который познакомился с богатствами исторических архивов Афона. Составленное им детальное описание увиденных документов пролило яркий свет на эти ценные источники. 1045 В XIX веке русские ученые епископ Порфирий Успенский , П. Севастьянов, Т. Флоринский и В. Регель ревностно работали в монастырях Св. Горы и опубликовали большое количество весьма важных документов, касающихся внутреннего положения империи. Особенно важны акты, изданные в приложениях к ряду томов “Византийского временника.” Эти публикации содержат обильное количество еще мало использованного материала для более углубленного проникновения в условия внутренней жизни позднейшей Византии. В самом конце XIX века греческий ученый С. Ламброс опубликовал каталог греческих рукописей Афона. Однако, вследствие обстоятельств, превосходящих возможности С. Ламброса, он не смог включить в свой каталог описание двух самых важных коллекций рукописей, находящихся в монастырях Лавра и Ватопеди. Каталог греческих рукописей библиотеки монастыря Ватопеди был опубликован в 1924 году. 1046 В 1915 году французский исследователь Г. Мийе (Millet) был послан на Афон, где он собрал серию документов из архивов Лавры, которая была, согласно одному хрисовулу, “головой и Акрополем всей монашеской республики.” 1047

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Хроника работы Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 г. 13 августа после совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл работу Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который продлился до 16 августа. Выступая на открытии Собора, Его Святейшество, в частности, сказал: “Изволением и благодатию Всесвятого Духа мы собрались в первопрестольном граде Москве, чтобы соборными деяниями и молитвами достойно увенчать торжества нашей Церкви, посвященные празднованию великого юбилея – 2000-летия Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа… Двадцать веков прошло с тех пор, как прозвучали великие и радостные для всего человечества глаголы Ангела: “Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь” (Лк. 2, 11). Все эти столетия Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь неустанно возвещает людям благую и спасительную весть о пришествии Царствия Божия. Верная апостольскому и святоотеческому преданию, она обращается к миру через свои Соборы, которые созываются для обсуждения и решения актуальных вопросов церковной жизни. Соборность – это душа Церкви, показатель полноты ее жизненных сил. Нынешний Юбилейный Собор имеет для Русской Православной Церкви особое значение, ибо он призван наметить пути, по которым она будет следовать в XXI веке. Это обстоятельство налагает на нас высокую ответственность за судьбы Церкви в наступающем третьем тысячелетии от Рождества Христова… Настоящим Архиерейским Собором Русская Православная Церковь завершает трагический ХХ век, в котором ей пришлось пережить одно из самых страшных и жестоких гонений в истории христианства. Милостию Божиею врата адовы не одолели нашу Церковь, украсившуюся, словно порфирой и виссоном, кровью многих тысяч страдальцев за Христа… Молитвами всех святых, в земле нашей просиявших, да дарует нам Всемилостивый Господь “дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия” (Ис. 11. 2), дабы нынешний Юбилейный Архиерейский Собор вошел в историю соборных деяний Русской Православной Церкви примером подлинного единомыслия и любви во Христе Иисусе, Господе нашем”.

http://sedmitza.ru/lib/text/429436/

III. Чин посвящения и рукоположения до степени священника Сей чин и следующая за ним часть требника переведены на славянский языке с латинского. А латинский перевод их сделан частию с коптского, частию с арабского языка, и помещен в старинном издании византийских историков, которым и пользовался в книгохранилище святогробского греческого монастыря в Иерусалиме. В обоих этих книгах, особенно замечательны следующие места: 1)  В чине посвящения иподиакона: «Помолитеся вси предстоящие, да снидет на него Дух Святый в словесех наших». Поистине молитвенное слово, как чистейшее проявление разумной души нашей, по невещественности своей есть самый соответственный Духу Святому орган, чрез который он действует благодатно. 2)  B заповеди Священнику: «Имеющий ти получи разрешение покровен прияет к тебе исповедати грехи свои». От сюда видно, что Копты исповедуются пред священником закрыв лица свои. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Бога единаго I. Поставление анагноста, сиречь чтеца Посвященный станет без хитона пред олтарем с покровенною главою, и долу преклонь выю. Епископ же станет на ступени олтаря. Приведшие ставленника снимают с него покров. Епископ речет им: Вы ли свидетельствуете, яко сей есть во истину достоин посвящения; и они свидетельствуют, рекше: «тако, наш отче, достоин есть». Тогда епископ, вземлет ножницы и стрижет главу его крестообразно, единожды посреди и четырежды по странам, глаголя: «во имя Святыя Троицы». По сем глаголет благодарение, и, прияв кадильницу, благословляет ю, и обращся лицеем к западу, глаголет сию молитву: Смиренно просим и молим Тя Господи, Господи Боже: приими раба Твоего (имярек.) чтеца в церковь Твою, да почивает ум его на правде и истине Твоей. Даждь ему страх службы Твоей, сотвори его достойна прикасатися священным сосудам, да будет благоговейный анагност, сиречь чтец пред Тобою, и тако приобрящет благодать Твою со всеми благоугодившими Тебе от века. Понеже милосердие, сущее в воле Твоей, есть приращение Тебе чести и почитания от коегождо служащего и поклоняющегося Тебе, Отче, Сыне и Душе Святе.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010