Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАСТАМОНИТ [Констамонит; греч. Ιερ Μον Κασταμοντου, Κωνσταμοντου], мон-рь на горе Афон, освящен во имя первомч. Стефана. К. находится на расстоянии примерно 1,5 км от юго-зап. побережья п-ова Айон-Орос (Афон), между монастырями Дохиар (на юге) и Зограф (на севере), на лесистом склоне холма Криовуни. Занимает последнее место в иерархии 20 афонских мон-рей. Монастырский комплекс XVIII-XIX вв. возведен на месте визант. построек. Престольные праздники: дни памяти первомч. Стефана (27 дек.) и перенесения его мощей (2 авг.), память равноапостольных Константина и Елены (21 мая). Источники Документы К. XI-XV вв. утрачены, вероятно, из-за пожара 1424 г. Уцелели только акты, касающиеся зависимых от К. обителей Неакиту и Скамандрину ( Oikonomid è s. 1978. P. 4-5, 16). 2 акта XIV в., относящиеся к Скамандрину, возможно, попали в К. из мон-ря Кутлумуш во 2-й пол. XV в. Более поздние документы, особенно серб. и тур. акты, сохранились достаточно хорошо. Легендарная история монастыря («Историческое Слово»), составленная в поствизант. период, содержится в 2 рукописях и включает в себя наряду с относительно достоверными событиями целый ряд афонских преданий, в т. ч. о посещении Св. Горы Пресв. Богородицей, об основании церквей на Афоне равноап. имп. Константином I Великим и т. п. (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 97-101). 1-я рукопись, пересказанная архим. Порфирием (Успенским) ( Порфирий (Успенский). 2007. Т. 1. С. 225, 266, 273-275; Он же. Второе путешествие по Св. горе Афонской. М., 1880. С. 263 и след.), была в 1845 г. увезена им в Россию, ее совр. место хранения неизвестно (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 97). 2-я рукопись - Ath. Konstamon. 114 из монастырской типикарницы, находится в б-ке К. Этот кодекс был переписан в мае 1844 г. кастамонитским мон. Досифеем Лесбосским и содержит ряд текстов, гл. обр. посвященных истории Афона и К. По мнению Н. Икономидиса, список, сделанный мон. Досифеем, представляет собой отредактированный вариант текста, использованного архим. Порфирием. По всей видимости, легендарная история монастыря была составлена кастамонитским иером. Григорием, протосинкеллом К-польского Патриархата, в 1698 г. Впосл. Григорий стал патриаршим экзархом и закончил свою жизнь в Яссах (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 98). История монастыря

http://pravenc.ru/text/1681303.html

«Мы же все , открытым лицем, как в зеркале [внимание: открытым лицом. Вот у Моисея лицо было покрыто, и на него не могли смотреть люди . А если мы своё лицо покроем материей и встанем перед зеркалом, мы – будь это хоть и венецианское стекло – мы своего отражения не увидим в нём – на нашем лице лежит покрывало. Чтобы увидеть своё отражение, надо это покрывало снять. Тогда вы увидите один к одному себя. Но нам, говорит Апостол, это только сравнение – не в зеркало надо смотреть. А что дальше он пишет? – Взирать на славу Господню, на Самого Господа. Сам Бог незрим – не выдерживает никакое око, на Него же чини взирать не смютъ. Поэтому – на славу, на то отражение, которое идёт от Бога. И вот это отражение имеет такую силу, что отражается и на лицах того, кто смотрит. И что происходит с тем человеком? Он преображается в тот же образ, в образ Господень. И это уже человек Божий, человек во Христе, как Апостол говорит о себе в третьем лице: знаю человека во Христе (см. 2Кор. 12:2 ). Иоанн Кронштадтский свою книгу так и озаглавил: Моя жизнь во Христе Иисусе. Действительно у него была жизнь во Христе, и он носил в себе Его отображение. Дальше], преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа [прорисовываются по мере святости всё рельефнее и рельефнее черты Христова образа в человеке. И вроде это человеческое лицо, и в то же время это лицо ангельское. У Серафима лицо ангельское. Муравьёв или Порфирий < Порфирий (Успенский) в «Книге бытия моего»> пишет: “Наконец-то я мог увидеть серафимское лицо Филарета (Митрополита Московского). Он на себе носил печать этой мудрости”. Я вам говорил, – может быть, вы забыли и нужно повторить – училась в Регентском классе девочка одна, и вот, у неё были очень верующие предки, бабушки. Принимали странников, монахов, кормили, молитвы общие были. Просто в доме у них всё время шла вот такая вот жизнь. И пришёл из заключения один такой, высокой жизни, человек. И тут они сидят, он с ними беседует – в фуфайке ещё в тюремной, – так и сидит. И говорит им об Иоанне Златоусте . И вдруг одна видит – одной было открыто – что он становится похожим на Иоанна Златоуста . Затем стал говорить об отце Иоанне Кронштадтском – и его лик стал похож на Иоанна Кронштадтского . Она побелела вся, и он понял, что ей Господь открыл. И лично . А другие ничего не видят – сидят и слушают просто. Видя не видят и слыша не разумеют. Вот надо о ком мы говорим, тот в нас и действует.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

П.В. Безобразов Записка Базили, переданная арх. Порфирию в Константинополе в 1843 г. по распоряжению посланника Титова 255 (Здесь набросано в беспорядке несколько сведений и замечаний единственно для памяти, прошу не делать из них никакого другого употребления, а полагаться совершенно на те из оных только можно, которые вам удастся проверить на месте собственным опытом). Бейрут есть центр прозелитических происков латинского духовенства. Ревность латин усугубилась с того времени, как протестанты стали заводить училища в Бейруте и в соседних округах Ливана. Как здесь, так и во всей Сирии главным орудием прозелитизма служат училища, а средством – деньги. Православные с некоторых лет не обращаются ни в унию, ни в протестантство, но некоторые отдают детей на воспитание католическим и протестантским миссионерам. Иезуиты не ладят с лазаристами и мне жаловались, что они их преследуют тайно. Лазаристы получают значительные пособия из Франции, как от правительства, так и от частных лиц. Иезуиты располагают также большими суммами в Бейруте, но неизвестны в точности источники. Судя по связям их с сардинским консульством, можно полагать, что сардинский двор их поддерживает. Православные теперь стали бодрее прежнего по многим политическим причинам, и Россия благоприятствует им более других племён, но к несчастью нет между ними людей способных и с влиянием. Митрополит Вениамин человек весьма добродетельный. Он прост в обращении и с первого раза покажется легковерным человеком. Но в нём здравый смысл, опыт и благонамеренность заменяют подобающие званию его учёность и обращение, а мягкость характера и добродушная и бескорыстная заботливость о пастве привлекают к нему все сердца и правоверных и иноверцев. Об училище и типографии он заботится, но не довольно деятельно. Самая трудная часть его обязанностей есть укрощение злоупотреблений сельского духовенства, а если и успевает он в том, то надо приписать это высокому мнению в народе о его святости. Митрополит птолемаидский (в Акре) – человек нрава откровенного; если с ним сблизиться, то можно от него получить много сведений о духовенстве Гроба Господня; но не худо заметить, что он слишком мнительный и всегда воображает, что его не терпят наместники, хотя я уверен, что в Иерусалиме искренно его уважают. Народ также его любит и уважает, но суждения его о делах и его проекты большею частью неосновательны. Между прочим, он пламенно желает построить монастырь на Кармиле, что не только встретит непреодолимые препятствия, но вовлечёт ещё в бесконечные споры с латинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

П.В. Безобразов Отчёт о деловых, учёных и художественных занятиях архимандрита Порфирия с 1855 по 1863 год 248 В конце апреля месяца 1855 года действия нашей духовной миссии иерусалимской, находившейся тогда в С.-Петербурге, прекращены были по причине продолжения войны Турции с Россией. Однако бывший начальник этой миссии архимандрит Порфирий непрерывно продолжал свои деловые, учёные и художественные занятия, по поручениям от высших начальств, находясь в С.-Петербурге и за границей России на Востоке. Будучи обязан дать отчёт в этих занятиях Святейшему Синоду, он благоговейно представляет его на рассмотрение. А. Деловые занятия архимандрита были следующие: 1) В январе месяце 1855 года им написан и представлен был в Министерство иностранных Дел подробный отчёт о действиях нашей духовной миссии в Иерусалиме с 1848 года по 8 мая 1854 года. Её действия были одобрены. 2) В 27 день декабря месяца 1857 года Его императорское Высочество Генерал-Адмирал и Великий Князь Константин Николаевич при письме своём препроводил к архимандриту Порфирию печатную записку о посещении святых мест палестинских русскими поклонниками и просил его сообщить ему с полной откровенностью мысли по всем заключающимся в ней предметам и указать те меры, кои правительство наше должно бы принять, дабы сколь возможно облегчить православным русским исполнение благочестивого подвига в Палестине и дабы возбудить в большем числе народа желание поклониться святыням Господним. Эта просьба Его Высочества была исполнена немедленно. Архимандрит Порфирий 6 января 1858 года представил ему подробную записку под названием: Ответ на недавние известия с Сиона 249 . В состав её вошли следующие статьи: 1 . о русских поклонниках гробу Господню, 2 . о водворении консула в Иерусалиме, 3 . о независимости русских от греческого духовенства, 4 . о прежнем проявлении сил наших на Востоке, 5 . и 6. о первой и второй духовной миссии нашей в Иерусалиме, 7 . о пропаганде римской и протестантской в Палестине, 8 . о тамошних евреях, 9 . о мерах к поддержанию всей православной церкви на Востоке и к приготовлению торжества её,

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

П.В. Безобразов Список художественных работ, произведённых г. Благовещенским, по указанию архимандрита Порфирия (с 1858 по 1863 год) Нарисованы красками, золотом и тушью I. По части палеографии, буквы: Из бесед Иоанна Златоустог о 1007 года восемь греческих букв. Из славянского евангелия 1007 года шесть букв. Из греческой библии 1168 года три буквы. Из хрисовула Иоанна Грозного в Хиландаре три буквы. Из славянского евангелия князя Мирослава там же одиннадцать букв. Из греческого евангелия XVII века десять букв большого вида. Из греческой рукописи Номимон семь букв. Из литургии в Дохиаре шесть букв большего вида. Из минеи за ноябрь там же восемь букв. Из славянского четвероевангелия в Зографе пять букв. Из нотной книги в Ватопеде двенадцать букв. Из разных рукописей в Русике 63 буквы греческие и 6 славянских. Всего 148 букв. Снимки с почерков рукописей Четыре снимка с заглавными виньетками из греческого четвероевангелия 526 года в Ивере. Из греческого евангелия 1007 года в Ивере один снимок. Из трёх рукописей 1007, 1042 и 1043 года с заглавными буквами и виньетками три снимка. Из толкований на воскресные каноны Иоанна Зонары XII века один снимок. Из греческого евангелия XI века в Хиландаре страница с заглавной буквой, писанная золотом. Из славянского евангелия 6845 (1337 года) там же один снимок. Страница из греческого евангелия ΧIV века. Четыре столбца из другого евангелия. Из слова Фотия при осаде Константинополя россами один снимок. Из греческого евангелия один снимок. Стенографический почерк из толкований на библию. Из двух библий в Ватопеде два снимка. Из чтений с нотами там же два снимка. Из библии в Пандократоре один снимок. Из нотной книги «Многолетие Петру I» один снимок. Из литургии в Метеорском монастыре св. Стефана один. Из иерусалимской греческой библии два снимка. Две большие страницы с заглавными украшениями из халдейского евангелия в Иерусалиме. Всего 30 снимков. II. По части пейзажной Виды Афонские Вид всей горы Афонской с северо-восточной стороны. Вид приморских укреплений и древних ворот в Есфигменском монастыре. Вид старинных келий тут же.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Древние гробницы во Владимирском кафедральном Успенском соборе и Успенском княгинином девическом монастыре и погребенные в них князья и святители Источник Содержание I. Гробницы княжеские 1-ая гробница, в которой, до своего открытия в 1702 году, почивали мощи св. благоверного великого князя Андрея Боголюбского 2-я гробница, в которой погребен великий князь Всеволод III Георгиевич 3-я гробница, в которой погребен князь Мстислав Андреевич 4-я гробница, в которой погребен великий князь Михаил Георгиевич. В ней же положены останки мученически скончавшихся, при взятии Владимира татарами в 1238 году супруги св. великого князя Георгия – Агафии, дочери, снох и внучат их 1. Великий Князь Михаил Георгиевич 2. Великая Княгиня Агафия, дочь ее Феодора, снохи и внучата 5-я гробница, в которой погребен Князь Борис Даниилович 6-я гробница, в которой погребен князь Изяслав Андреевич 7-я гробница, в которой погребен великий князь Ярослав Всеволодович 8-я гробница, и погребенные в ней князья Всеволод, Мстислав и Владимир Георгиевичи 9-я гробница, в которой, до своего обретения в 1645 году, почивали честные мощи св. благоверного великого князя Георгия Всеволодовича 10-я гробница, в которой погребен великий князь Константин Всеволодович Погребенные в соборе державные лица, гробницы которых не восстановлены II. Гробницы Святительские 1-я гробница, в которой погребен епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский Лука 2-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Симон 3-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Митрофан 4-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Серапион Место погребения епископа Владимирского Феодора и сведения о нем самом 5-я гробница, в которой погребен митрополит всея Руси Максим Великая княгиня Мария, основательница Успенского женского монастыря во Владимире Древние гробницы во Владимирском Успенском женском монастыре и погребенные в них княгини и княжны (Дополнение к статье «Великая княгиня Мария, основательница Успенского женского монастыря во Владимире») Обновление Владимирского Успенского Собора  

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Древние гробницы во Владимирском Успенском женском монастыре и погребенные в них княгини и княжны (Дополнение к статье «Великая княгиня Мария, основательница Успенского женского монастыря во Владимире») Статья о Великой княгине Марии, представляющая в кратком виде жизнь и кончину основательницы Успенского женского монастыря во Владимире, может быть дополнена сведениями о ее гробнице и о других древних гробницах в этом монастыре, в которых погребены близкие родственницы Марии, княгини и княжны 150 . В главном монастырском храме (Успенском), где почивают нетленные мощи св. страстотерпца Аврамия, в левом приделе, в правой стене алтаря, под сводом особой глубокой ниши, стоит гробница основательницы монастыря, Великой княгини Марии, в инокинях Марфы. Т.к. сведения о самой личности Великой княгини Марии изложены в особой (упомянутой) статье, то здесь, после указания на место ее гробницы, позволительно перейти прямо к другой гробнице, с которой первая имеет непосредственное соотношение. В той же части храма, где находится гробница основательницы монастыря Великой княгини Марии, погребена вторая супруга Всеволода Георгиевича Анна. Гробница ее первоначально поставлена была, конечно, рядом с гробницей Великой княгини Марии, а ныне обе гробницы вместе обложены посеребренным металлом, так что представляют собой по виду как бы одну двойную гробницу, и только два креста, вычеканенные вверху оклада, указывают на два гроба под ними. Степенная Книга ясно говорит о погребении Великой княгини Анны рядом с Великой княгиней Марией: «У нея же (Марии Шварновны) после положена была и вторая супруга Всеволода Анна…в приделе Благовещения, от севера на правой стороне, Великая княгиня инокиня Марфа, дочь Сварна, да Великая княгиня Анна». Но в Сборнике Троице-Сергиевой Лавры 17 века, при указании погребенных во Владимирском женском монастыре, почему-то не упоминается Великая княгиня Анна. Здесь упоминается только о какой-то гробнице возле гробницы Великой княгини Марии, именно в следующих словах: «да с нею же (Великой княгиней Марией) лежат другие мощи невелики, княгини Марии по плечи». Неизвестно, указывают ли эти слова на вторую супругу Всеволода Георгиевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

протоиерей Алексий Марченко Скачать epub pdf Епископ Порфирий (Успенский) – русский востоковед, византолог и археолог, известный также как непримиримый критик недостоверных фактов, имеющих место в популярной афонской истории. Он был одним из первых русских ученых, которым удалось проникнуть в архивы афонских монастырей и ознакомиться с древними актами греческих и славянских обителей. Доктор исторических наук протоиерей Алексий Марченко анализирует использованный епископом критический метод исследования. «Без правды история есть потешная сказка, а с нею она – дельное и полезное знание». Епископ Порфирий (Успенский) Жизнь и творчество епископа Порфирия (Успенского) принадлежат той эпохе, когда в отечественной исторической науке происходит становление критического метода исследования. Рожденный на протестантском западе в эпоху либеральных реформ 60–70-х гг. XIX в., этот метод начинает широко применяться в церковно-исторических сочинениях русских церковных историков. Новый подход к историческому материалу отрицал принципы, присущие историкам старой формации, в которых крепко сидел «внутренний цензор», заставлявший избегать «чрезмерно смелых» обобщений, выводов и оценок 1 . Наиболее четко новый подход к историческому исследованию был сформулирован академиком Е.Е. Голубинским : «Принимай только то, что выдерживает критику, и отвергай то, что ее не выдерживает, без всяких рассуждений о том, благоразумно это или нет» 2 . Примененный как научное новаторство Е.Е. Голубинским и доведенный со временем до совершенства А.В. Карташовым, критический метод в исследовании исторических источников был всецело усвоен епископом Порфирием (Успенским) . Если первые активно применяли его в своих трудах по истории Русской Церкви, то Преосвященный Порфирий перенес его в область церковного востоковедения. Наиболее ярко критический подход к анализу исторического материала прослеживается в трудах епископа Порфирия по истории Афона. В современных епископу Порфирию многочисленных книгах и брошюрах об Афоне Святая Гора была воспета как удивительное место с абсолютным, непререкаемым ореолом святости, овеянная множеством благочестивых монастырских преданий 3 . Эталоном такой литературы, имевшей цель привлечь внимание русского сердца к Святой Горе, воспитать любовь к афонской святыне, стали сочинения «Святогорца» – афонского иеросхимонаха Сергия (Веснина) (1814–1853). Труды «Святогорца» многократно переиздавались в России большими тиражами и имели огромную популярность 4 . Благодаря широкой известности произведений этого автора, афонские устные предания и поверия заняли особое место в православном народном сознании, став своего рода неписаным правилом благочестивого отношения русских к Афону и его истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

II. Гробницы Святительские 98 1-я гробница, в которой погребен епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский Лука Идя на запад от гробницы Константина Всеволодовича, мы прежде подходим к двум, рядом стоящим, святительским гробницам. Одна из них – под сенью комары, другая – рядом с ней, лишь крышкой возвышающаяся над полом храма. Следуя хронологическому порядку погребенных здесь Святителей, рассмотрим сначала гробницы, находящиеся в комарах. Над первой святительской гробницей в глубине комары читаем надпись: «мощи святаго Епископа Луки Владимирскаго, положен на сем месте лета 6697 месяца ноемврия 10 дня». Епископ Лука был Святителем всей земли Ростовской, Суздальской и Владимирской в славное княжение Всеволода Великого. Он был преемником Ростовских и Суздальских Святителей, бывших в земле Ростово-Суздальской со времен самого св. равноапостольного князя Владимира; но он первый из епископов, как кажется, имел свое местопребывание во Владимире, в то время – новой столице России, и был этому городу истинным духовным светильником по высоте своей жизни. Занял он кафедру земли Ростовской после печального для этой кафедры времени недостойных пастырей и сиротства паствы 99 . До поставления своего во епископа, Лука был игуменом в церкви Спаса на Берестове близ Киева – церкви, которая построена была еще св. равноапостольным Владимиром, и в которой был священником св. Иларион, первый потом Киевский митрополит Русского происхождения. Около 1185 года, в правление великого князя Всеволода Георгиевича, митрополит Киевский Никифор поставил во епископа Ростовского «Николу Гречина» (т.е. Николая, родом грека). Но Всеволод Георгиевич не захотел принять в Ростов того епископа, поставленного без его согласия. Он послал в Киев к князю Святославу Всеволодовичу и митрополиту Никифору посольство, прося поставить в епископа земли Ростовской, Суздальской и Владимирской Луку, «смиреннаго духом, кроткаго игумена Спаса на Берестове». И вот 11-го марта 1185 года митрополит Никифор рукоположил игумена Луку во епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

I. Гробницы княжеские 1-ая гробница, в которой, до своего открытия в 1702 году, почивали мощи св. благоверного великого князя Андрея Боголюбского 10 Гробница уставлена в северной стене собора, в придельном алтаре, который в 1774 году посвящен имени св. великого князя Андрея. Эта белокаменная гробница имеет вид пустого продолговатого ящика, без крышки. В глубине комары сохранена надпись: «Мощи Благовернаго Великаго Князя Андрея Георгиевича Боголюбскаго, преставися в лето 6683 месяца июния 28 дни» 11 . Припомним, что это – не первоначальное место погребения св. Андрея, а то, где поставил его гробницу брат его Всеволод Георгиевич, по распространении уже храма. При сем опустевшем ложе мы не будем говорить о самом св. Великом князе Андрее, ибо существуют, как мы сказали, жизнеописания святых князей, Владимирских чудотворцев, а некоторые и притом важные упоминания о сем Великом Князе будут у нас при речи нашей о других князьях. 2-я гробница, в которой погребен великий князь Всеволод III Георгиевич Против опустевшей гробницы строителя собора, св. Великого князя Андрея, в том же небольшом придельном алтаре, на правой стороне от престола, находится гробница брата его, расширившего храм пристройками, великого князя Всеволода Георгиевича. Гробница эта не в стене, а возле стены, – и так как пол в придельном алтаре, где она находится, при устройстве иконостаса (во время императрицы Екатерины II), поднят выше пола храма, то верх этой гробницы, оставленной при переделке пола неподвижной, теперь едва возвышается над поверхностью пола. Но на гробнице Всеволода Георгиевича, вместо крышки, поставлена другая гробница, в которой до открытия почивали мощи св. благоверного князя Глеба Андреевича; а потому место покоища Всеволода Георгиевича представляет собой все-таки значительное возвышение возле стены. На стене над гробницей выведено красками подобие комары, и сделана надпись: «Мощи Благовернаго Великаго Князя Всеволода Димитрия Георгиевича, положены на сем месте в лето 6720 апреля 18 дня» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010