1850 год 1 III. Мои занятия в Александрии и заметки о Ниле Март, 18 Суббота. Задумано мною новое путешествие и начато сегодня. Описание его отделено от настоящей Книги бытия моего (и напечатано в 1856 г. 2 ) С 29 марта по 4 апреля я с дружиною своею провел время в монастыре Св. Саввы, находящемся в красивом городе Александрии, занимаясь описанием сего монастыря и собирая сведения о прошедшей судьбе его. Я спросил (игумена) о. Никифора, кто и когда построил монастырь, в котором он игуменствует? 3 . – Не знаю, – отвечал он и примолвил: – Говорят, что на месте обители была темница в которой содержалась Св. великомученица Екатерина. Предание свежо, а верится с трудом! Монастырь называется по имени Саввы Освященного, основателя Лавры, находящейся в трех часах пути от Иерусалима. Сей богоугодный муж жил и скончался в VI веке. Скоро ли по смерти и прославлении его христиане стали строить храмы монастыри во имя сего святого, – этого я не знаю. Не иноки ли палестинской Лавры Св. Саввы основали в Александрии подворье или обитель во имя своего предстателя пред Богом? Или построил ее александрийский патриарх Савва (святительствовавший между 1100 и 1122 годами) по особенному благоволению к своему тезоимениту. В XIII веке (1233–1237 гг.) был в Александрии архиепископ сербский Савва, но в житии его не упоминается о здешнем монастыре. Впрочем, там не сказано и то, где в Александрии жил патриарх, который неоднократно приглашал его к себе обедать и беседовать. Вероятно, христиане александрийские, лишенные всех храмов магометанами, откупили у них то место, на котором ныне стоит обитель, расчистили его, нашли тут древние гранитные колонны (может быть, остатки Нептунова храма, который, по Страбону, находился близ моря и пред которым высились два обелиска) и сладили убогий приходской храм во имя угодника Божия, начальника пустынножительства. Со временем около этого храма возникли келии. Таким образом лучше объясняется, почему неизвестно начало образования монастыря. Не было исторического лица-здателя, не осталось исторического и предания. Община строила его в бедственное время на свои лепты и никто не думал увековечивать свое имя ни надписью, ни летописью.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1850 год 459 Ι. Возвращение в Иерусалим. Январь 1, Воскресенье. Я плыву на пароходе по морю, а море переливается из одних глубин в другие. В душе мысли, в море волны, в мире события мятутся. Нет покоя во вселенной: вся она во движении. Один Бог пребывает в вечном покое. Еще новое лето дарует мне Вечный. Молюсь ему в первый день сего лета, как умею. Сый! Благодарю Тя, яко из небытия в бытие привел мя еси. Присноживый! Молю Тя, продли жизнь мою, дóндеже преспею, яко плод благовонный. Премудрый! Умудри мя, да познаю вся, елика суть истинна. Преблагий! Соделай мя блага и исполни сердце мое любовию Твоею. Пресвятый! Освяти мя и дух прав обнови во утробе моей. Отче! Да будет воля Твоя надо мною. Щедре! Ущедри мя всяким благословением Твоим. Господи! Спаси люди Твоя и благослови достояние Твое. Царю царей! Заступи и сохрани, его же оправдал еси царствовати над нами. Судяй земли! Водвори мир и правду в народах и постави им князи и старейшины мудры и благи и да не обладают ими всехитрецы буии и дивии. Достопоклоняемый! Сотвори, да вси языцы имут едину чистую и правую веру и совершают разумное служение Тебе. Вечный! Сподоби мя блаженной жизни будущего века. Аминь. Январь 2, Понедельник. В Смирнской пристани стоят семь французских военных кораблей и три парохода, вооруженные пушками. Воля галлов направила было их против нас, но воля Божия женет их назад. Не попустил Бог, чтобы лилась кровь христианская за нечестивое царство Агарянское. У меня болит левая нога. На самой пяте её образуется нарыв. Я хромаю. Январь 3, Вторник. Мое хромое я плывет на пароходе к Родосу близ острова Сими. Утесист сей остров и мал [но знаменит. Здесь построена была первая великолепная школа церковной живописи в 377 году по Рождестве Христове, при царе Феодосии Великом] 460 . Здесь находится древнейший монастырь Св. Архангелов и в нем шесть диковинных гусей, которые, почуяв вдали плывущее к нему судно, начинают кричать. По их крику отшельники приготовляются к встрече богомольцев. Когда же судно входит в пристань монастырскую, тогда эти гуси разделяются, надвое, плывут по обеим сторонам корабля по три в ряд и получают корм от набожных мореходцев. Говорят, что во всей обители бывает много чудес. Бочки с деревянным маслом, брошенные в море хозяевами судов, которые почему либо не могут заехать туда, сами доплывают до берега святого, где иноки забирают их, славя Бога и его архангелов. О гусях и чудесах поведал мне еллинский консул, едущий в Ларнаку, что на острове Кипре.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1853 год IV. Поездка к Иордану и Мертвому морю Апрель, 8, середа. Давно горело во мне желание обозреть внимательно местность Иерихона, Гору Искушения Христова и развалины окрестных монастырей. Разные обстоятельства и служебные дела препятствовали мне исполнить это желание. Но наконец Бог позвал меня туда особенным образом. Надлежало окрестить домочадца моего эфиопа Фрументия. Мне захотелось возродить его в священном Иордане; и это хотение в сочетании с любознательностью моей увлекло меня к священным местам, находящимся в окрестностях Вифании, Иерихона, Иордана, Мертвого моря и в соседних горах. Договорив арабского шеха Мустафу из ближней деревни абу-Дис водить меня бережливо по этим местам в течение семи дней, я сегодня утром отправился в путь с присными моими, о.Феофаном, студентом Соловьевым и переводчиком Фадлаллой, под прикрытием шести вооруженных арабов, предводимых великорослым Мустафой. К нам присоединились два русских поклонника, наставник Казанской Духовной Академии Николай Ильминский и чиновник министерства народного просвещения Алексей Кисловский. Выехав из Св.Града через Гефсиманские ворота и спустившись в Кедрон, мы остановились у погребального вертепа Богоматери в ожидании домочадцев, замедливших с вьюками. Дверь сего священного вертепа была отворена. В сумрачной глуби его светились лампады и молились христиане. Помолились и мы и, сомкнувшись, вместе двинулись. Неширокая стезя, извивающаяся по отрогам Елеонской горы, привела нас в весь Марии и Марфы, где любим был Иисус и где Он воскресил их брата и Своего друга Лазаря. Тут яркая зелень садов тешила очи, а заиорданские горы, повитые ненаглядной синевой, казались так близки, что конь перескочил бы на них одним поскоком. Развалины и хижины Вифанские не занимали нас, и мы, не медля тут, продолжали путь свой и (10-го часа 15мин.) скоро спустились по вымощенной камнями крутизне в библейскую долину Ахор 1 , ныне Хогг или Хох, к источнику эн-ел-Хот. Над ним построено каменное здание вроде алтарного углубления с вогнутым сводом.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1853 год I. Пребывание в Иерусалиме Месяц Январь 1, Четверток . Утром служил божественную литургию в Архангельском монастыре, и по окончании ее молился вместе с русскими поклонниками по чину нашей церкви, да подаст нам Всевышний все блага духовные и вещественные. Первый день нового лета ясен, тепл и тих. Каков-то будет день последний? Я здоров, душа моя подобна успокоенному морю, в котором отражается чистое небо, освещенное яркими лучами солнца. Скорбь от горя прошлого лета сменилась надеждою на улучшение моей участи. У Бога прошу себе благодати, вдохновения, девственности, мира. спокойствия, приличного безмолвия, благопотребного разглагольствования, силы слова, усердия к благоделанию и дара различения духов, а царю и отечеству моему – благоденствия, матери моей и всем родным – здравия и спасения, друзьям же моим и недругам – всякого благополучия. У Него же прошу мира всему миру, союза любви всем царствам и церквам, евангельского света сидящим во тьме и сени смертной, красоты духовной и телесной юношам и девам, согласия супругам, степенности старцам и вдовицам. Прошу также умаления нищеты и всяких бед и напастей, благорастворения воздухов, изобилия плодов земных и умножения тварей полезных человеку. Ублажи Господи благоволением Твоим и Сион Святый, на котором водворила меня воля Твоя. Аминь. 10½ часов пополуночи В час пополудни небо покрылось облаками. Со стороны Елеонской горы слышен был гром три раза. Выпал дождь. В три часа пополудни посетил меня игумен здешнего абиссинского монастыря. По уверению его, копты еще не избрали нового патриарха на место покойного Петра. В царстве Шова первый знаменитый монастырь называется Девра-Ливанос, а в Абиссинии – Сон или Аксом. В Аксомском монастыре хранится тот ковчег завета, который подарен был абиссинской царице Македе и сыну ее Менилеку еще иудейским царем Соломоном. К вечеру опять прояснилось небо. Итак, новый год не будет ли в начале благополучен, в средине грозен, а в конце тих? Первый день его не есть ли знаменатель всех прочих дней? Увидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1854 год 1 Я в Петербурге Октябрь. Вечером второго дня октября, в субботу прибыл в Петербург и остановился в гостинице, что супротив Павловского кадетского корпуса. 3, воскресенье. Пишу о своем первом свидании с митрополитом Никанором. Он принял меня сухо и, проговоривши: «Давно мы ожидаем вас», – спросил: «зачем вы ездили в Рим?». – Я ответил: «Туда увлекло меня желание поклониться мощам святых апостолов Петра и Павла и изучить древнейшие памятники христианского зодчества и иконописания». «Но вам не было позволено ездить туда», – возразил он деспотически и отпустил меня с наказом, чтобы я с просьбами моими обращался к его наместнику. Наместник указал мне две грязные кельи в верхнем жилье подле лаврского собора у южной стороны его. В одной из них поместился я, а в другой служивший при мне в Иерусалиме студент семинарии Петр Соловьев. Нас разделяли холодные сени. Моя поездка в Рим, как сдается, взбудоражила духовное начальство. За неудовольствием его скрывается что-то таинственное. Не явился ли в Питер дьявол ранее меня и не нашептал ли, что я в Риме сделался католиком? Время раскроет сию тайну. 4, понедельник. В час пополудни я по долгу службы явился в азиатский департамент министерства иностранных дел. Директор его Николай Иванович Любимов принял и проводил меня весьма ласково, расспросив о политическом проявлении умов в Италии и Австрии. Товарищ же канцлера Лев Григорьевич Сенявин через Любимова просил меня придти к нему в середу, во втором часу пополудни. В министерстве мне два теплых ветра веют и два солнца греют. 6, Середа. А в духовном ведомстве обдал меня холод. Обер-прокурор Протасов, выслушав вызванный им самим рассказ мой об аудиенции моей у папы, и только этот рассказ, простился со мною, отвернувшись от меня по-солдатски направо кругом. За то и душа моя стала к нему задом. Директор канцелярии его, Сербинович, принял меня и отпустил, ни о чем не спросивши и извинившись каким-то недосугом. А милый Сенявин обласкал меня, как нельзя лучше, и обещался поддерживать всеми силами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1855 год 11 Январь. В первый день пламенно молюсь: Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. В праздничные дни я удостоверился, что в «Воскресном чтении», издаваемом Киевской Духовной Академией, действительно напечатана была 12 , как говорил мне Джунковский в Вене, статья о безгрешном зачатии Пресвятой Девы Марии. Но после моего допроса цензору архимандриту Нектарию оказалось, что он пропустил ее не читавши. Что касается приведенного в ней учения Константинопольского патриарха Германа о создании Марии безгрешной, то учения такого он не излагал, а сказал только то, что Она украшена была всеми дарами благодати. Это я прочитал в книге его 13 , взятой из библиотеки здешней духовной академии. Человек, яко трава: дни его, яко цвет сельный, тако отцветет. В час пополуночи под шестнадцатый день текущего месяца волей Божией скоропостижно скончался обер-прокурор св. Синода граф Протасов от болезненного расширения сердца. Приглашенный к нему священник уже не успел исповедовать его и причастить Святых Таин и только прочел отходную молитву. Sic transit gloria mundi! Sic ex medio vivorum extirpantur potentes! Est Deus, Qui ad Suum terribile judicium appellat homines usurpantes sanctae ecclesiae jura 14 . Исправление должности обер-прокурора поручено старшему в Синоде чиновнику Александру Ивановичу Карасевскому. Это – человек большого роста с небольшим умом. В 21 день. Я, по указанию 12-го параграфа, представил директору азиатского департамента министерства иностранных дел Николаю Ивановичу Любимову свой отчет об ученых и художественных занятиях нашей духовной миссии в Иерусалиме в течение прошлого года для препровождения его в св. Синод. День 29. Этот директор письменно уведомлен мною о том, что состоявший при нашей Иерусалимской миссии иеромонах Феофан, по прошению его, причислен к Петербургской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1858 год 45 Январь. День 1. Господи сил, со мною буди. Инаго бо разве Тебе помощника в скорбех не имам. Господи сил, помилуй мя. Во второй, третий, четвертый и пятый дни у меня болело горло и трясла меня лихорадка, но во все это время я занимался сочинением записки для великого князя Константина Николаевича по письменному приглашению его, записки о наших действиях на Востоке и особенно в Иерусалиме 46 . Поводом к ней послужило вот какое дело. В начале 1857 года великий князь Константин Николаевич послал в Иерусалим статского советника Бориса Павловича Мансурова для собрания разных сведений, которые могли бы быть полезны Русскому обществу пароходства и торговли при устройстве правильного и сколь возможно частого перевоза поклонников из России к Святым местам Палестины. Г. Мансуров, исполнив это поручение, представил его высочеству записку, в которой изложил потребные сведения. Она секретно напечатана была в малом количестве экземпляров в самом конце 1857 года (25 декабря). Число страниц в ней 209, а изложены сведения и рассуждения: 1. о русских поклонниках, 2. о нашей первой духовной миссии в Иерусалиме, 3. о католической и протестантской пропаганде в Палестине, 4. о нашей второй миссии в св. граде под начальством епископа и о недостаточности средств к выполнению обширной задачи ее, 5. о нашем пароходном обществе и 6. о денежных средствах для обеспечения наших церковных дел в Палестине, о неполитической форме нашего политико-религиозного вмешательства в дела Востока и, наконец, о нашей заботливости касательно укрепления и возвышения наших чисто русских интересов на Востоке. Эта печатная записка министра сохраняется у меня в числе моих записок о Палестинской церкви. Выписываю из нее в настоящую «Книгу бытия моего» только то, что сказано в ней о нашей первой духовной миссии в св. граде и о мне самом и нечто о второй миссии там. Стр. 39–58. Около 1841 года, вследствие возраставшей тогда на Востоке деятельности западной пропаганды, наше правительство сочло необходимым обратить особенное внимание на положение дел в Палестине, и тогда же был задуман план о посылке в Иерусалим Русской духовной миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1859 год 67 Январь. День 1. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое... Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Твоим владычним утверди мя. Из Иверского монастыря отправлено письмо мое к синодальному обер-прокурору графу Александру Петровичу Толстому о моей находке бесед Фотия, патриарха Константинопольского . День 12. Получено письмо сего графа от 20 ноября прошедшего года. Я не отвечал на это письмо по недостатку у меня времени. Но теперь, при начертании «Книги бытия моего», во-первых, помещаю здесь выдержку из письма моего к графу от 4 октября 1858 года, во-вторых, повинность свою в неточном знании предмета, о котором писал мне Толстой. Выдержка. В книгохранилище Есфигменова монастыря есть греческое Четвероевангелие, написанное на пергаменте в 1311 году. На первых страницах его указан известный порядок чтений Апостола во весь круглый год, а в конце изложено соответствующее ему последование чтений Евангелия. В самом же начале этой рукописи сказано, что такой порядок и такое последование чтений бывает в кафолической и апостольской церкви великого града Божия Антиохии. Итак, вот где придуманы, избраны и установлены ежедневные чтения Нового Завета – в Антиохии! Греки составили из них особенный, отборный, рядовой Апостол и особенное, отборное, рядовое Евангелие. А славяне означали их в середине и на полях всех четырех Евангелий, Деяний и Посланий апостольских, в конце же прилагали указатели их сообразно с антиохийским уставом. Правда, и у нас употреблялось подобное греческому отборное Евангелие с отборным Апостолом; но рукописи этого рода очень редки, да и в числе их немногие писаны в XI веке: полных же Евангелий и Апостолов славянских с указанием в них чтений весьма много старинных и новых, рукописных и печатных. Такое отличие славянских изданий церковного Евангелия и Апостола от изданий греческих поясняется только тем, что для славян полный Новый Завет с указаниями ежедневных чтений оного переведен был ранее появления в греческой церкви отборного Евангелия и Апостола и что они прежнее сокровище свое постоянно предпочитали этому нововведению. Да и в библиотеках восточных я не видывал греческих рукописей такого Евангелия и Апостола ранее XI века. Впрочем, если бы и нашлись такие из них, кои писаны были в IX, VIII или VII столетии, то все-таки надлежит думать, что просветители и пастыри славян заблагорассудили переводить Новый Завет не с них, а с полных Четвероевангелий и Апостолов, дабы дать этому новопросвещенному народу полное новозаветное откровение с указанием чтений его на полях и в конце рукописей, как это водилось древле.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1860 год 84 Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем! Пою Богу моему, дóндеже есмь. Январь. День 1. А на князей и на сынов человеческих не надеюсь. Вот уже третий месяц с лишком начался с той поры, как я переместился в Руссик в ожидании от них воспоминания о мне и присылки моих заслуженных денег, но нет от них ни слуху, ни духу, ни гласу, ни послушания. Что же делать? Потерплю еще несколько дней. День 12. Терпел, терпел, и ничего не выждал. Лопнуло терпение мое. Еду в Константинополь на авось, и оттуда в Иерусалим, за своими пожитками и книгами. Русский пароход бросил свой якорь у Руссика. Сажусь на него. Прощай Афон, но до свидания. Авось сбылось. Капитан парохода вручил мне 196 полуимпериалов, составляющие мое жалование с 1 мая 1858 года по 1 мая 1859 года. Итак, я богат. Есть с чем ехать во Святой град. Прочие дни текущего месяца (15–31) проведены были в Константинополе не без дела, которое, однако, приостановила лихорадка. День 31 . Был я у Вселенского патриарха Иоакима и просил его достать из Метеоропреображенского монастыря рукописную Библию XIV века и представить ее в наше посольство для передачи ее мне на рассмотрение в течение одного года. Его всесвятейшество, выслушав эту просьбу мою, повторил мне тот же ответ, какой он дал нашему посланнику князю Лобанову-Ростовскому, т.е. что было бы удобнее прислать кого-либо из России в Метеорский монастырь для переписки этой Библии на месте или возложить сей труд на одного из монахов обители, искусного в каллиграфии, с тем, чтобы после сличить список с подлинником для удостоверения в точном сходстве его с ним. Но я поставил ему на вид, что во всех семи метеорских монастырях нет ни одного инока, способного заняться этим делом, что посланному из России монаху было бы весьма тяжело прожить несколько месяцев на Метеорском столпе, где весьма скудна постная пища, и куда и откуда очень трудно и даже опасно подниматься и спускаться в веревочной сети или по висячей лестнице, и что в Петербурге такая важная рукопись, какова метеорская, была бы воспроизведена посредством фотографии скоро и верно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1861 год 127 Январь, 1, воскресенье. Буди, Господи милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Вчера, ложась спать, я думал: куда-то назначат меня наши синодалы, а ночью в просонках слышал голос, сказавший мне: «в Ярославль»; утром же первая мысль моя была мысль о том, что русский народ твердо верует в Бога, благодатно присутствующего в душах, и в святость внутреннюю и потому очень любит молебны и акафисты, а живет не свято и не богоугодно. В полдень поздравили меня с новым годом секретарь нашего консульства Жáни, синайский архиепископ Кирилл и армянский епископ Гавриил. Последнему я советовал учить детей греческому языку. Он ответил мне, что будет посылать некоторых из них в то училище, которое выстроил г. Абет, русский подданный, родом туземец, и которое скоро будет открыто. Был у меня консул Лаговский и подтвердил, что Александрийский патриарх Каллиник отказывается от кафедры своей и передает ее архимандриту Евгению с тем условием, чтобы ему производимо было от этой кафедры пожизненное содержание. Сперва он у архимандрита просил капитала в 30000 талеров и, когда Евгений объявил ему, что негде взять их, согласился получить половину этой суммы. Итак, патриаршая кафедра продается и покупается. O tempora! O mores! 128 Я передал Лаговскому вопросы коптского владыки Кирилла: знает ли государь император, что есть на свете копты? Почему здешний генеральный консул России считает их иноверцами? 2, понедельник. Я нездоров, но принимаю гостей. Являлся ко мне каирский грек Диаманди, недавно путешествовавший в счастливой Аравии. Он был в Джедде и в окрестностях сего города. По уверению его, греческая община, находящаяся в абиссинском городе Гондаре, просила Александрийского патриарха Иерофея I прислать к ней церковный причт. Но он отказался исполнить их просьбу по безденежью. В самом деле, при нем патриархия была очень бедна. Теперь от сей общины остались три семейства, да и они поабиссинились. Потомок древней царской династии абиссинов Джиджач негуш подарил французам небольшой остров Адули в Красном море для стоянки кораблей их. Наполеон послал военное судно под начальством Рушеля для занятия сего острова. Но этот капитан прибыл туда, когда негуш, не могши сопротивляться храброму королю Абиссинии Феодору, убежал в горы с войском своим. Сам Рушель попал в плен к сему королю и освобожден был по ходатайству английского консула, живущего в приморском городе Массауа. Это было назад тому 7–8 месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010