Глава восьмая. День в Фаране В десять часов стало жарко. Я омылся в заводи и, пообедав, успокоился в своей куще. После полудня жар усилился. Но были минуты, в кои с гор веял прохладный ветерок. При веянии его я ощущал на себе ток пламени, гонимый током прохлады, и сравнил с первым грех , а со вторым – благодать. В четыре часа пополудни жар уменьшился. Любопытство побудило меня обозреть местность и развалины города Фарана 99 . Эти развалины лежат в большой и ровной котловине, которая образует собой неправильный четверосторонник. Вся она обставлена высокими гранитными горами, но так, что в четырех углах ее есть выходы в четыре долины, называемые Алеат, Мара и Фейран двойной. В середине сей котловины одиноко стоит холм, покрытый развалинами. Он длинноват, но не широк и не высок. Восточная сторона его не завалена мусором; и тут он виден, как отвесный утес. Не умею определить: из какого каменистого раствора создана вся эта масса. Она разноцветна, но так, что багряность и синева издали придают ей отлив вороненой стали. Нигде на Синае среди долин я не видал подобной скалы. Предоставляю другим путешественникам определить происхождение и состав холма, о котором идет речь, а сам спешу описать развалины. На северном крае этого холма стояла та святейшая церковь фаранская, которой пресвитер Феона присутствовал на Пятом Вселенском Соборе и при которой жили местные епископы: Натира, Макарий, Фотий, Феодор и прочие. Это святилище разрушено. Размеры его, сколько можно судить о них по нижней части алтаря и по высоте и толще некоторых кусков стен, были средние. В нем высились колонны, вытесанные из синайского песчаника. Но они разбиты вдребезги. К северной стороне сей церкви примыкало здание, от которого остались два ряда полуразрушенных стен. Полагаю, что тут жил местный епископ с причтом своим. Южный край холма был застроен, вероятно, крещальней и ризницей. Теперь тут видны остатки нескольких башенок или, вернее, устоев расположенных в два ряда. Мне кажется, что эти устои пристроены были к холму для увеличения длины его и что на них стояли сказанные здания. На всей западной линии холма торчат остатки ограды, которая скреплена была четверосторонними столпами, или башенками. На восточной же линии я не заметил никакой постройки. Или она разорена до основания, или вовсе не было ее. Последнее вероятнее. Ибо холм с этой стороны отвесен; да и благоразумие требовало открыть ее для свободного обращения воздуха среди зданий, построенных в глубокой котловине, и для удобного черпания воды, протекавшей по желобу с этой стороны. На ровном темени холма была площадка. Вся она покрыта грудами кирпичей и глины. Как церковь и епископский дом, так и все стены, башенки и устои складены были из кирпичей, выработанных из желтой глины, которой весьма много в окрестных местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Глава пятая. Описание синайской обители и священных окрестностей ее Шестнадцать веков прошло с тех пор, как на Синайском полуострове водворились благочестивые отшельники и крестили туземцев в их кочевьях и в городах Эле, Раифе, и Фаране. Пятнадцать столетий существует там епископство. А 1317 лет минули после того, как благоверный царь Иустиниан I повелел построить Синайский монастырь. Много тревог, скорбей, опасностей и разнообразных смертей испытали и потерпели на Синае христиане и монахи. Два раза избивали их блеммии и сарацины. Учение аравийского лжепророка рано помрачило христианские семейства, переселенные на Синай Иустинианом I для защиты монастыря. В 1011 году клеврет египетского султана Хакема араб Гагиати разрушил обитель раифских монахов, а Синайский монастырь оставил неприкосновенным потому только, что пустынные отцы отдали ему все золото и серебро церковное. В 1091 году египетские солдаты, смиряя местных арабов, вторглись в обитель синаитов и замучили игумена их епископа Иоанна, которому нечего было дать им после утоления Гагиатия. Дважды падали стены и башни монастыря от землетрясения (1312г.) и от ветхости (1797г.); и на развалинах его водворились бы бедуины, если бы Господь не умилосердился над тружениками креста и не послал им нечаянных пособий, в первый раз, от митрополита Петры Аравийской, а во второй – от французского военачальника. С шестнадцатого века Синайская обитель сделалась предметом продолжительного и разорительного спора между патриархами Александрийскими и Иерусалимскими. Среди страданий пустынные отцы получали много и утешений, и благотворений земных по обетованию Господа: «ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам». Магометанские власти своими повелениями ограждали свободу их веры и неприкосновенность их обители и запрещали брать с них подушные и таможенные подати. Православные христиане в Сирии, Палестине, на островах Средиземного моря и архипелага, в Греции и Малой Азии завещавали Синайской обители имения свои. Духовные владыки Рима, во время крестоносное, принимали ее под свое покровительство. Сенат Венецианский дозволял ей владеть имениями на острове Крите. Православные цари греческие, сербские, и грузинские посылали в эту обитель щедрые милостыни и давали ей права собственности в своих владениях. Господари Валахии и Молдавии жаловали ей деньги и приложили четыре монастыря с богатыми землями в своих княжествах. Благочестивейшие цари российские дозволяли синаитам повременные сборы милостыни в своем государстве и посылали им богатые приношения. Иустиниан I построил Синайский монастырь, а Петр I принял его в свое царское призрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Глава третья. Путь от Суэса до синайской обители 23, понедельник. Путешественник, как человек кочевой, непрестанно переходит с места на место. Где вчера стояла куща его, там сегодня песок заравнивает круглую борозду ее. Где сегодня он прошел, там завтра ветер заметет его следы. Но труд его не бесполезен. Душа путника есть как бы живой печатный станок и вместе свиток, на котором печатается все виденное, слышанное, мыслимое и чувствуемое. Что же напечатлелось сего дня в душе моей, в этой вечно рабочей храмине? – Немногое, начиная с развалин Кольсума до урочища Аюн-Муса, где лишь до завтра водружена моя малая куща. Перед восходом синайского солнца, пока арабы нагружали ходящие по пустыням корабли, я с обстроганным посохом своим, на котором в дороге отмечаю карандашом путевой час, название мест и даже какую-либо мысль одним словцом, я взошел на ближний холм, называемый Кольсум, который отстоит от Суэса на 400 или 500 шагов. На нем видны основания каких-то зданий и груды черепков. Тут, вероятно, находился древний Вышгород, названный греками Клизма, т.е. ключ или замок. (Это имя арабы переделали в Кольсум.) Нельзя было лучше назвать сей замок, который вместе с Суэсом, как ключ, вложен в Чермное море, омывающее его с двух сторон, северной и южной. У Клизмы, по свидетельству блаженного Антонина мученика, путешественника и писателя шестого века, находилась церковь во имя пророка Моисея. С темени Кольсумского холма хорошо видны Суэс и залив моря, рекой тянущийся к восточным отрогам священной горы Атаги. «Все в мире преходит, как тень. Люди умирают, и города их исчезают». С этой мыслью я сошел с холма. Утренние тени видимо таяли от огненных лучей солнца. Нагруженные верблюды их погонщики пошли. И я уселся на горбу моего Эджина. Весь поезд потянулся гусем и, обогнув Кольсумский холм, направился к верховью северного залива. У нас по левую сторону была пустыня, а по правую море. Спустя час и сорок минут езды мы начали огибать окраину сего залива. Тут и гораздо выше на северо-восток песчаная ложбина довольно влажна, мягка и зыбка. На ней по местам видны лужайки с осевшей солью. Их выкапывают суэсские арабы и вовремя сильного прилива моря запружают. Когда произойдет отлив, вода в них испаряется от солнца, и остается одна белая соль. Далекое протяжение помянутой ложбины привело меня к заключению, что Чермное море в древние времена простиралось гораздо далее на северо-восток. Ущерб его легко изъясняется наносными песками из окрестных пустынь при сильных ветрах. От этих песков обмелел и тот искусственный водовод, по которому некогда суда проходили из Нила в середину Красного моря. Впрочем, русло его с привысистыми берегами, по словам арабов, заметно и теперь. Исследование его я отложил до возвращения в Суэс.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Глава шестая. Арабские племена на синае и их отношения к тамошнему монастырю Вокруг сего монастыря кочуют многие племена арабские. Одни из них суть рабы его, другие – защитники, а прочие не имеют никаких отношений к нему. Рабы Рабы монастырские, известные под общим именем джебелие, почитаются потомками тех влахов и египтян, которых поселил на Синае император Иустиниан I. Поскольку их предки в конце седьмого века приняли магометанский закон 94 и в последующее время усвоили нравы, обычаи и образ жизни совсельников своих бедуинов, да и под шатры свои принимали беглецов из разных кочевьев, посему род их изменился так, что теперь нельзя отличить их от прочих туземцев, которые, однако, презирают их и не роднятся с ними, несмотря на то, что у них девицы красивее всех прочих бедуинок синайских. Число этих рабов, говорящих арабским языком, по показанию синайских монахов, простирается до 2000 включительно с их женами и детьми. Следовательно, одних мужчин будет пятьсот. Все они разделяются на племенные семейства, кои имеют свои родовые названия. Из них тебны обрабатывают сады около Фарана, безии – финиковую рощу подле Раифы, саттлы – другие вертограды. Два семейства садовничают в долине ель-Леджа и за то получают по 15 рублей серебром в год с добавкой хлеба. Шесть-семь рабов трудятся в самом монастыре и в саду его. Их сменяют другие, этих иные. Самая большая часть рабов кочует около монастыря в долинах. Когда их зовут работать в садах или обжигать известь и угли, или ломать камень, или помогать при постройках и починках, тогда им дается условная плата ячменем. Им же предоставлено исключительное право водить поклонников по священным окрестностям монастыря; и за это они получают от эконома подобную же плату и от путешественников несколько пиастров. Но они никогда не сопровождают поклонников ни от Синая до Каира, ни обратно; да у них нет и верблюдов. Эта обязанность, по договору, исполняется другими арабами, которые считаются защитниками монастыря. Рабы ежегодно снабжаются от монастыря одеянием и обувью, а на каждые два дня получают черствые хлебцы величиной меньше и тоньше кулака, испеченные из муки с примесью отрубей. Мужчине даются пять хлебцов, женщине три, юноше три, девице два, детям, каждому, по два 95 . Эти беднейшие люди, полуприкрытые рубищами, принужденные допитываться травой и кореньями, суть самые жалкие существа; и, однако же, они любят монастырь свой. Когда они встречают дикея вне стен, целуют правую ногу его из уважения к нему. В 1831 году они не захотели подчиниться главному шеху синайских бедуинов и остались верными кормителю своему. В случае нападения других арабов на монастырь семьдесят рабов обязаны войти внутрь его и с оружием в руках защищать монахов. Но этого никогда не бывало и, вероятно, не будет. Защитники монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Двадцатипятилетие служения в священном сане преосвященного Арсения, епископа Рижского и Митавского Источник 2-го февраля с.г. исполнилось двадцатипятилетние служения Преосвященного Арсения, Епископа Рижского и Митавского в священном сане. Духовенство рижской епархии и служащие по духовному ведомству почтили этот день молитвою о здравии и долгоденствии Преосвященного Владыки и некоторыми знаками почтения и уважения к нему. Несомненно, истории принадлежит подробная оценка деятельности Преосвященного, в летописи церковных событий, необходимо занести это событие и вместе с тем сообщить биографические сведенья об Архипастыря и коснуться некоторых сторон архипастырской деятельности Преосвященного нашего Владыки, на сколько для изображения оной имеется фактического материала в церковной жизни вверенной рижской епархии. Преосвященнийший Арсений, в миру Александр Дмитриевич Бринцел, сын причетника с.Волсты, Смоленской епархии, Юхновского уезда, родился 27 августа 1839 г.; обучался сначала в Вяземском духовном училище, затем в Смоленской духовной семинарии и наконец, в Киевской духовной академии. По окончании академического курса со степенью магистра богословия, 26 июля 1867 г. определен был законоучителем гимназии в м. Белая церковь , Киевской губернии. В сан диакона он был рукоположен в» февраля, а в сан священника 4 февраля 1868 г. Порфирием, Епископом Чигиринским, Викарием киевской митрополии. Перемещенный в Киев в 1869 г. он приходил законоучительския должности в Киево-Подольской гимназии, в киевском училище для девиц духовного звания, в киевской владимирской военной гимназии и в киевском институте для благородных девиц состоя в то же время настоятелем церкви сначала Киево-Печерской Воскресной церкви, а затем церкви института благородных девиц. В 1873 г. 19 марта указом Св. Синода он был назначен ректором Таврической духовной семинарии. В 1975 г. 26 апреля был подстрижен в монашество в Бахчисарайском успенском ските Гурием, Епископом Таврическим. В 1882 г. 17 апреля назначен Епископом Выборгским, а 3 мая – Ладожским, викарием Санкт-Петербургской епархии; в1883 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Документы по истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме 1838–1918. Раздел 1: Предыстория и первый период деятельности Русской Духовной Миссии под начальством архимандрита Порфирия (Успенского) 1838–1855 1. Письмо русских иноков из Святой Земли к А.С. Норову, зачитанное в заседании Св. Синода 3 августа 1838 г. Иерусалим, Лавра Саввы Освященного без даты (1838). Подлинник Мы, нижеподписавшиеся, покорные единоотечественные русские, числом 10 человек, богомольцы во святой обители в Лавре Саввы Освященного, непрестанно просим милость от Всевышнего Бога за крестоносителя и богохранителя императора Николая Первого, и царя всея России, о многолетном здравии и благополучном управлении и победу на сопротивных врагов христианских. Еще молим Бога о Святейшем Правительствующем Всероссийском Синоде, дабы Господь подал мудрость и благоразумие пасти словесное Христово стадо и, наставляя в православной по Евангельским учениям, радостно исполнять слова истины. При сем приносим Святейшему Синоду чрез Вашего Превосходительства нашею покорностию благодарение за церковные книги, которые послали для сей святой обители – целый церковный круг 16 . Радуемся, что в дальней сей стране нас не забывает, но утешает нас в сей дальней святой пустыне. Уведомляем же Ваше Превосходительство, что Его Блаженство Иерусалимский Патриарх послал было нам русского священника, но он поехал из Константинополя в Святую Афонскую Гору по своем имении и там умер от чумной заразы. Ныне же в обители Лавры Святого Саввы ежедневный священник и наш духовник, именем отец Иоасаф 17 , знает русской грамоте и читает нам правила и служит нам божественную литургию на росском языке чрез день, и теперь остаемся благодарны, покуда найдется русский священник, который бы мог сносить здешний южный климат, несравненный вредный смрад и солнечные жары. Господь Бог , молитвами богоносного отца нашего, святого Саввы, да даст и всему христолюбивому Вашему семейству благополучие и многолетие и да сподобит Вас в царствие небесное. Остаемся нижайшие и смиренные Ваши богомольцы во святой обители Саввы, схимонахи:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Духовные миссии Духовная миссия в Японии Образована в 1870 году Ревельский епископ Николай (Касаткин) епископ, равноап., рукоположен с30.03.1880 по 24.03.1906 начальник Духовной миссии архиеп. Японский † 3.02.1912 Духовная миссия в Китае В 1807–1822 годах Переславский епископ Иннокентий (Кульчицкий) епископ, свт., рукоположен с 5.03.1721 по 15.01.1727 еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Духовная миссия в Иерусалиме Мелитопольские епископы Порфирий (Успенский) архимандрит, начальник Духовной миссии, инициатор ее создания с 1847 по 1854 будущий еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии; † 19.04.1885 Поликарп (Радкевич) епископ Одесский, викарий Херсонской епархии с 24.03.1857 по 30.09.1857 начальник Русской миссии в Иерусалиме Кирилл (Наумов) епископ, рукоположен с 13.10.1857 по 22.06.1863 † 10.02.1866 Духовная миссия в Персии (Урмии) Урмийский и Супурганский епископ Иона-Мар епископ, рукоположен Иона-Мар епископ, воссоединен с Русской Православной Церковью 25.03.1898 † 23.04.1910 Основные источники, используемые при составлении данного издания Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 7 т. – М., 1807–1815; – 2-е изд. – М., 1822. Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. – М., 1892–1898. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. – СПб., 1827. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877 Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1846–1853. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 15 т. – СПб., 1863–1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Его Святейшеству сослужили:  митрополит Волоколамский Иларион , председатель Оргкомитета Русской Православной Церкви по подготовке к празднованию 1000-летия русского присутствия на Святой Горе Афон, председатель  Отдела внешних церковных  связей Московского Патриархата;  митрополит Рязанский и Михайловский Марк , председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Кронштадтский Назарий , наместник  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ;  епископ Воскресенский Савва , наместник  Новоспасского ставропигиального мужского монастыря ;  епископ Богородский Антоний , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ;  епископ Бронницкий Парамон , наместник  Донского ставропигиального мужского монастыря ;  схиархимандрит Илий (Ноздрин) ;  протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС МП;  архимандрит Алексий (Поликарпов) , наместник  Данилова ставропигиального мужского монастыря ;  архимандрит Порфирий (Шутов) , наместник  Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря ; архимандрит Тихон (Секретарев), наместник  Успенского Псково-Печерского монастыря ; архимандрит Савва (Фатеев), наместник  Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря ; архимандрит Сергий (Воронков), наместник  Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря ; архимандрит Паисий (Чекан), наместник Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря; архимандрит Пимен (Адарченко), наместник мужского монастыря святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме; архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник  Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря ; игумен Варфоломей (Петров), наместник  Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря ; иеромонах Макарий, духовник Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря; протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям; протоиерей Андрей Марущак, клирик Храма Христа Спасителя г. Москвы;  священник Александр Волков , руководитель  Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси ; иеромонах Илия, эконом Старого Русика.

http://patriarchia.ru/db/text/4483972.ht...

Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 3 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 Инок-богослов святитель Феофан Затворник за святость своей жизни и за бессмертные труды свои может быть назван учителем Русской Церкви. Родился святитель Феофан, в мире Георгий Васильевич Говоров, 10 января 1815 года в селе Чернавске, Елецкого уезда, Орловской губернии, в семье священника. Первоначальное обучение дано ему было в родительском доме и в духовном училище в городе Ливнах. Затем в 1829 году он поступил в Орловскую духовную семинарию. Отлично окончив семинарию, Георгий Говоров в 1837 году поступил в Киевскую Духовную академию. 15 февраля 1841 года студент Говоров был пострижен в монашество с именем Феофан ректором Академии архимандритом Иеремией 1 . 6 апреля того же года ректор Иеремия, в то время уже епископ Чигиринский, викарий Киевского митрополита, рукоположил инока Феофана в иеродиакона, а 1 июля — в иеромонаха. В 1841 году иеромонах Феофан в числе первых закончил Академию со степенью магистра богословия за курсовое сочинение “Обозрение подзаконной религии” и был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища. 7 декабря 1842 года отец Феофан определен инспектором Новгородской Духовной семинарии и преподавателем психологии и логики, а в конце 1844 года его перевели в Петербургскую Духовную академию на должность бакалавра нравственного и пастырского богословия. С 22 марта 1845 года на иеромонаха Феофана возложена должность помощника инспектора Академии, а 3 июля он был назначен членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии учебных предметов. 21 августа 1847 года отец Феофан назначен членом Русской духовной Миссии в Иерусалиме, возглавляемой архимандритом Порфирием (Успенским), известным церковным археологом. В 1854 году Духовная Миссия была отозвана из Иерусалима в Россию. За свои труды и заслуги в Миссии иеромонах Феофан был возведен в сан архимандрита и назначен в Петербургскую Духовную академию бакалавром канонического права, а через полгода — на должность ректора Олонецкой Духовной семинарии. В 1856 году архимандрит Феофан был послан в Грецию на должность настоятеля посольской церкви в Константинополе.

http://pravmir.ru/zhizn-i-deyatelnost-sv...

Закрыть itemscope itemtype="" > Афон - языческий, мирской, монашеский Гениальный научный проект XIX века вышел в свет 18.07.2007 691 Время на чтение 7 минут Отечественная наука, духовная и светская, в неоплатном долгу перед замечательным подвижником русской Церкви и науки епископом Порфирием (Успенским). Великий византинист, историк Православного Востока, епископ Порфирий (1804-1885) оставил огромное наследие, доныне еще полностью не изученное и не опубликованное. В приветственном слове к участникам конференции, посвященной 200-летию со дня рождения ученого ( Москва , 2004 г.), Святейший Патриарх Алексий сказал: " Историк Церкви - особое призвание и служение. Бесчисленные поездки-экспедиции преосвященного Порфирия в пределах бывшей Византийской империи связаны с интереснейшими находками, которые имеют значение не только для истории Византии, но и для русско-византийских отношений, христианской литургики, церковного зодчества и искусства. Об одном лишь Афоне епископ Порфирий опубликовал более десяти томов исследований, проследив промыслительную последовательность напластований языческой, раннехристианской и византийской культуры в пределах Святой Горы " . Лучшие из этих книг, а также выработанные ученым принципы перевода и толкования библейских и византийских источников по своему значению далеко выходят за рамки конкретных дисциплин, но относятся к высочайшим достижениям русской науки и культуры. Отрадно сознавать, что наследие историка-богослова возвращается сегодня к читателю. Год назад было переиздано " Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты " (М.: Общество сохранения литературного наследия, 2006). Теперь достоянием читателей стала фундаментальная " История Афона " , изданная в 1877-1892 годах в шести книгах и составившая в новом издании два массивных тома (1088 и 656 страниц соответственно). Книга вышла в издательстве " Даръ " под научной редакцией П.В. Кузенкова. Изданию предпослан в качестве введения историко-биографический очерк " Преосвященный Порфирий (Успенский) " , написанный выдающимся церковным историком А.П. Лебедевым в 1904 году, к 100-летию со дня рождения ученого.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010