Занимаясь изданием второй части Нового Завета (Деяний и Посланий Апостольских) на греческом и славянском языках, в дополнение к изданной, тому год назад, первой части, – я был значительно облегчен в моих изысканиях по разъяснению вариантов текста в применении его к славянскому переводу чрез появление в свет Синайской Библии, IV в., экземпляр которой я удостоился получить от щедрот Государя Императора. Этот монументальный труд, столь отрадный для Христианского мира, изданный под высоким покровительством вашего Государя, блестящим образом выполнен Профессором Лейпцигского Университета К. Тишендорфом, приобретшим справедливую знаменитость по части Библейской филологии. Вслед за появлением в свет Синайской Библии, я известился о напечатанной, о. архимандритом Порфирием брошюре под заглавием: «Мнение о Синайской рукописи, содержащей в себе Ветхий Завет неполный и весь Новый Завет с посланием Св. Апостола Варнавы и книгою Ермы Архимандрита Порфирия Успенского ». Я поспешил приобрести ее, надеясь воспользоваться изысканиями о. архимандрита, который жил довольно долго на Востоке, известен своим путешествием на Синай, и который первый указал на этот кодекс и частью описал его; но я был поражен удавлением и глубоко восскорбел, увидев, что сочинение о. архимандрита есть не иное что, как самая язвительная статья, направленная преимущественно на личность Г. Тишендорфа и не выдерживающая ни малейшей ученой критики, и которая никогда не должна была истекать из-под пера мужа, облеченного духовным саном. С крайним сожалением берусь за перо; но вменяю это себе в обязанность; ибо цель моя есть не разбор личностей о. архимандрита с Г. Тишендорфом, а защита священного памятника, исторгнутого из пламени Омара, хранившегося столько веков на Синайской горе; бывшего в руках Св. Отцов и отшельников, оставивших на нем следы своего чтения, и теперь поруганного, предаваемого отлучению Церкви, за то только, как явствует из сочинения о. архимандрита, что Г. Тишендорф не признал его первым, который открыл его в монастыре Синайском.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/z...

Кременчуг. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Крюкове Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В последнее время мы всё меньше интересуемся своей историей. Много кременчужан не знают, что до революции город считался еврейским. Ведь людей этой национальности проживало почти 60%. Поэтому, наверное, и было в Кременчуге 3 большие синагоги и больше, чем 30 молитвенных еврейских домов, и лишь 12 православных церквей. Одна из них - Успенская церковь города. В 1883 г. городской архитектор Кременчуга Александр Несвицкий разработал проект одноглавой церкви для Крюковского кладбища. Последние работы по её сооружению завершились в 1887 г.  Того же года церковь была освящена метрополитом Переяславським и Полтавским Иоанном на отсюда и название. Церковь была задумана как кладбищенский храм, то есть она предназначалась исключительно для отпевания умерших и выполнение обрядов, связанных с погребением, и была приписана к Покровской приходской церкви. После революции, когда Советская власть начала набирать силу, бригадой комсомольцев-активистов церковь была закрыта. Звоны переплавлялись на вагоностроительном заводе, в самом сооружении был создан рабочий факультет, а в подвалах церкви для работников завода консервировались овощи. Со временем храм превратили в спортзал и так он просуществовал до Великой Отечественной войны. О религии в те года не могло быть и речи. Ведь с 1937 г. «большим правителем» Иосифом Сталиным была объявленная безбожная пятилетка. Во время Великой Отечественной войны, когда оккупанты заняли город, по просьбе местных жителей они разрешили в 1942 г. в Успенской церкви проводить службы - так бывшая кладбищенская церковь превратилась в приходскую. Люди сносили сюда иконы, церковную утварь. Церковь была спасена благодаря 4 женщинам: Евдокии Резниченко, Прасковьи Иванюк, Ефросинии Андреевны и Домникии. Первым священником, который начал молебные, панихиды, отпевание, был протоиерей Григорий. В конце 1950-х г.г. в Советском Союзе разворачивается ещё одна антирелигиозная компания, направленная на закрытие большинства действующих церквей. К тому времени Кременчугская Успенская церковь была единым действующим религиозным центром на Кременчугский, Глобинский, Козельщенский и близлежащие районы. И только благодаря усилиям архимандрита Порфирия, храм удалось спасти от закрытия.

http://sobory.ru/article/?object=37431

М. И. Давыдов. Новый источник по истории Владимирского Успенского девичьего монастыря в XVII столетии Владимирский Успенский девичий монастырь, одна из древнейших ныне действующих русских женских обителей, был основан на исходе XII столетия супругой великого князя Всеволода Большое Гнездо Марией Шварновной. Практически сразу же он усвоил особое значение как усыпальницы для представительниц правящего семейства, а в 1230 г. стал местом упокоения мощей мч. Авраамия Болгарского. О сохранении (в той или иной степени) обителью своего привилегированного статуса в эпоху позднего Средневековья свидетельствуют отрывочные известия о пребывании в ее стенах порфироносных инокинь — царицы Параскевы Михайловны (супруги царевича Ивана Ивановича) и царевны Ольги Борисовны (дочери Бориса Годунова). В период ордынской зависимости монастырь, очевидно, запустел и был восстановлен лишь в XV в., после чего в его наименовании появилось дополнительное определение «Новый» с вариантами «Новый девичий», «Новодевичий» , продолжавшее употребляться (впрочем, не вполне последовательно) до конца XVII столетия. В XIX в., с подачи владимирских краеведов, некритично интерпретировавших летописное притяжательное прилагательное «княгинин» в качестве одного из составных элементов названия обители , этот эпитет получил распространение сначала в литературе , а в 1900 г. приобрел официальное признание . Материалы архива Успенского монастыря до начала XVIII в. крайне немногочисленны и представлены почти исключительно актами. В этой связи особое значение приобретают впервые вводимые в настоящей работе в научный оборот и публикуемые ниже отписные книги обители 1669 г. Источник представляет собой рукопись в 4°, на 103 листах (л. 1–102; перед л. 1 — ненумерованный лист без текста), сброшюрованных в 13 сшитых друг с другом тетрадей. Тетрадь 1 состоит из 7 листов (ненумерованный лист перед л. 1, л. 1–6; лист 6 — одинарный ); прочие тетради — восьмилистовые. В тетрадях 3–13 в правом нижнем углу лицевой стороны первого листа каждой тетради (т. е. на л. 15, 23, 31 и т. д.) кирилловскими цифрами проставлены соответствующие номера. Первоначальная пагинация — постраничная, выполнена карандашом в XX в.; после перевода рукописи в 2022 г. из библиотеки ГА ВО в фондовое собрание «Успенский 1-го класса Княгинин женский монастырь» (Ф. 568) карандашом же вновь проставлена полистная фолиация. Филигрань — «Голова шута» с семью зубцами без литерного сопровождения и с контрамаркой OM . Многие листы в пятнах от сырости, от воздействия влаги чернила в ряде мест сильно вылиняли; листы первой тетради надорваны сверху по корешку. Первоначальный переплет утрачен; присутствующие на л. 102 об. характерные поверхностные загрязнения указывают на то, что рукопись продолжительное время бытовала без переплета; во второй половине XX в. (не ранее 1961 г.) для нее была специально изготовлена обложка из плотного немелованного картона.

http://sedmitza.ru/lib/text/10239024/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I [Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь; груз. ], Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении. Современное положение ГПЦ является неотъемлемой частью Вселенской Православной Церкви. Начало ее автокефалии относится к V в. Ее духовно-адм. центром и кафедрой Католикоса-Патриарха является Мцхета, патриаршие кафедры расположены также в Тбилиси и Пицунде. ГПЦ находится в догматическом, вероисповедном и литургическом единении, а также в молитвенно-каноническом общении со всеми Поместными Православными Церквами. Паству ГПЦ в большинстве составляют грузины, а также в нее входят русские, греки, армяне-халкидониты, осетины, абхазы, ассирийцы. Верховным Главой и Правителем ГПЦ в межсоборный период является Католикос-Патриарх всей Грузии, носящий титул «Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский». Его избирает Архиерейский Собор ГПЦ. Интронизация Католикоса-Патриарха проходит в патриаршем кафедральном соборе во имя Двенадцати апостолов Светицховели (груз., букв.- Животворящего Столпа) в древней столице Грузии Мцхете. Знаками отличия Католикоса-Патриарха являются мантия багряного (порфирного) цвета, черный патриарший куколь с крестом и изображениями серафимов на обоих воскрыльях, 2 панагии и наперсный крест. В юрисдикции Католикоса-Патриарха находятся кафедральные соборы Светицховели, Тбилисский Сиони (Успения Пресв. Богородицы), пицундский Успенский собор, Успенский собор мон-ря Гелати, тбилисский Самеба (Св. Троицы) и ставропигиальные мон-ри. Католикос-Патриарх назначает заседания Синода ГПЦ, созывает Церковные Соборы и председательствует на них. Он подписывает постановления Синода ГПЦ и общецерковные документы, устанавливает связи с Предстоятелями и др. Поместных Православных Церквей, а также с главами др. христ. конфессий и иных вероисповеданий.

http://pravenc.ru/text/638558.html

107. Слово в день рождения Его Императорскаго Величества Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Успенском Соборе июня 25-го дня, напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.) Вем бо, яко заповесть сыном своим, и дому своему по себе: и сохранят пути Господни творити правду и суд. ( Быm. XVIII. 19 ). Поелику год Царя, принадлежа Ему, как год жизни, принадлежит вместе и царству, как год царствования: то неудивительно, что в настоящий день, граничный между окончившимся и начинающимся годом Благочестивейшаго Самодержца нашего, востает вся Россия, и устремляет изощренное око на прошедшее, на будущее, на небо, с благодарением, с надеждою, с молитвою. Одна из особенностей совершившагося года царства 518 состоит в том, что рядом с сим годом, как юная луна при солнце на ясном небе, явился начальный год совершеннолетия Наследника Престола. Как теперь еще вижу я сей прекрасный вечер, по истине достойный дня Христова. Среди величественнаго храма, среди песнопений и молитв пред открытым олтарем Воскресшаго, на минуту прерванных, к открытому Слову жизни, к спасительному Кресту Христову Царь настоящий ведет юнаго Царя будущаго, между тем как венец и скипетр и держава, как знамения будущаго царствования, покоятся о страну. Сколько важных мыслей можно прочитать в сем зрелище, когда оно еще безмолвствует! Итак вступление Порфиророднаго на путь к Престолу должно быть на пути к олтарю. Итак заповедь, обет, молитва, суть предобручение венца, скипетра, державы. Итак крест есть предварительный венец венца, и силу будущей власти Царской надлежит извлечь из лобзаемаго Евангелия. Итак 519 , чтобы благонадежно завещавать Царство, для сего, видно, надлежит 520 прежде крепко завещать благочестие. Слышу священный обет Сына Царева, и вдруг открывается, что совершеннолетие, которое Сам вступающий в оное с толикою скромностию назвал «ранним», есть напротив того вполне зрелое 521 : потому что Он возвышенно понял высокие помыслы Своего Родителя, и глубоко почувствовал важность настоящаго мгновения. Он стоит пред Богом, как живая жертва, приносимая Царем-Отцем за будущее благосостояние царства, и, согласно с волею Родителя, и Сам представляет Себя в жертву, и облак слез, восходящий в очах Его, дает приметить, что фимиам непорочнаго сердца Его восходит горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1841 год. Поездка из Петербурга в Вену 10 1841 г. С 3 по 23 Мая. Путь из Петербурга в Вену Май 3 , Суббота. Утром лаврский старец служил мне молебен в путь пред ракою Св. Александра Невского. Я молился усердно. Слезы капали с ресниц моих. В душе моей горел пламень веры и преданности воле Божией. После молебна я приложился к святым образам и, лобызая стопы Спасителя и Пречистой Его Матери, испрашивал у них благословения в путь, дерзая напомнить им о трудном путешествии их в Египет. Не забываю, что по молитве воцарилось в душе моей великое спокойствие. Надежда на благословение Господне слилась с упорным верованием моим в собственное счастье. В три часа пополудни пришли ко мне добрые товарищи по академии о. Иаков Предтеченский и о. Василий Тихонравов и разделили со мною хлеб и соль. Мы беседовали мирно, порой и шумно, менялись взаимными благожеланиями и в семь часов (вечера) расстались, быть может, навсегда. Незабвенный о. ректор Афанасий, который поил и кормил меня полтора месяца и делился со мною знаниями, сочувствием, единомыслием и прозрением в печальную будущность, простился со мною, как друг, как брат. При выезде моем из Лавры пошел дождь, сперва дробный, потом крупный. Я вспомнил, что в 1831 году, в час отправления моего из Петербурга в Одессу, где жизнь моя была счастлива, так же лился дождь, и принял это за доброе предзнаменование. От 4 до 7 . Днем и ночью катилась моя колесница. Города, села, деревни, леса, луга, нивы, животные, люди мелькали предо мною, как разноцветные составцы в калейдоскопе. До реки Двины все еще пахло (великою) Русью. Но эта Русь не та, что живет, цветет и красуется в средоточии отечества. Народ мелок (не виден собою), не очень благообразен и говорит по-русски нечисто; домашний скот его тщедушен; постройка домов (не завидна) не красива; везде видны скудость, полужизнь, неполное благословение Неба. Под Динабургом, при закате солнца, я переправился на пароме чрез быструю Двину и, любуясь крепостью, выглядывавшею из-за деревьев, освещенных догорающими лучами дневного светила, вспомнил о неугомонном Наполеоне, который за Двину к нам перешел и сам напасть себе нашел.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1842 год 33 1842 г. С 8 – 20 Июня. Поездка по Далмации Июня 8 . Духов день. Ровно в шесть часов пополудни я оставил Триэст и переместился на пароход, отплывающий в Далмацию. Заняв свое место, я непременно хотел видеть капитана парохода. Человеку, отправляющемуся в чужую страну, и притом по рыбьей дороге, всего естественнее узнать человека, которому вверяется жизнь с ее надеждами. В 8 часов вечера я отправился в Далмацию на пароходе «Граф Митровский». Пароход довольно велик, удобен и отделан чисто и даже роскошно. Как мила эта общая зала, в которой я один пишу эти строки! (Все прочие сопутники мои курят табак на палубе). Свет проходит в нее сверху и из 4 окон, устроенных в кормовой части парохода. Стены этой залы обложены красным деревом и полированы отменно хорошо. Они устроены в виде зеркал, из коих каждые два отделяются небольшою пилястрою того же дерева с позлащенным карнизом. Вдоль той и другой стены поставлены шесть небольших диванов, обитых черным бархатом и покрытых полосатым полотном; и в полукружии кормы есть также дугообразный диван. Среди залы стоит большой стол на прекрасном паркетном полу. На этом столе могут обедать двадцать четыре человека. У входа в залу повешено прекрасное зеркало в деревянных позлащенных рамах; в нем отражается вся зала со всем ее убранством и часть моря, шумящего за кормою. За стенками залы устроены двухъярусные спальни в боках парохода. При входе в общую залу, направо, отлично устроено женское отделение с небольшой общею залою и особенными спальнями. Июня 9–10 и 18–20 . Утро. Люшин малый. – Lussin Piccolo. Бухта глубока и окружена высокими горами. Жители города – моряки. Море – их кормилец. Земледелия нет. Видел я кой-где в огородах города ячмень, но его так мало, что и птицам люшинским не достало бы его на месяц. Виноделие есть. Люшин имеет вид дуги. Все дома каменные. Улиц нет, а есть каменные крутые лестницы, ведущие на горы и под горы, по коим расположен городок. Жителей около 4000. Вероисповедание католическое. Главная церковь , стоящая на самом высоком месте города, изрядна. Кроме нее есть еще три храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1844 год Января 1 , Суббота. – Я служил обедню в Феодоровском монастыре. Обед у епитропов. Января 2 , Воскресенье, – День потерян. Января 3 , Понедельник. – Приготовления к поездке на Иордан. Января 4 , Вторник, – Выезд на Иордан с французами. Большой караван. – Ночлег в мечети пророка Моисея. Января 6 , Середа, – Выезд в 5 часов утра с фонарем. Гора Искушения. Елисеевы воды. Иерихон. Иордан. Неудовольствие на болгар. Тревога напрасная. Мертвое море. Монастырь Св. Саввы. Приезд в 7 часов. Января 6 , Четверг. – Обозрение монастыря и библиотеки; выезд в 11½ часов. Ночью дождь. Января 7 , Пятница. – Веден дневник от 28-го декабря. Сильный, холодный ветер дует. Но день ясен. Заметки. 1) Не лучше ли, чтобы здешние архиереи, исключая двух епитропов, жили в их епархиях? 2) В патриархии устроить семинарию и обучать в ней молодых монахов. 3) Этих монахов набирать из славян, арабов и греков для поддержания равновесия православия и для духовных утешений единоплеменников их. 4) Уменьшить число монашествующего духовенства, как в патриархии здешней, так и в патриархии цареградской. 5) Увеличить число монахов в палестинских монастырях. 6) Обратить внимание на улучшение сельского духовенства палестинского. 7) Устроить народные училища при митрополиях. 8) Обратить внимание на поправку и починку сельских церквей. 9) Патриархия богата, все прочее бедно. 10) Казна Гроба Господня пусть будет единая и нераздельная, но расходы пусть поступают и на сельское духовенство и церкви. 11) Сосчитать число сельских церквей и соразмерить с ними явные подаяния России .?. ? Тайных подаяний довольно для казны Гроба. 12) Уменьшить число сельского духовенства. Больно видеть в крошечной деревне Пастырей двух священников беднейших и оборванных. Для этой деревни достаточно и одного попа. 13) До распространения просвещения в народе не уменьшать числа церквей сельских и не присоединять их к другим ближним. 14) Учредить в Иерусалиме русскую миссию a) для видимого единения церквей иерусалимской, и антиохийской, и российской, и для взаимных известий;

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1845 год ЯНВАРЬ 28. 201 Александрийский патриарх дает на училище 700 пиастров. Синаитский патриарх послал однако ж на училище 5000 пиастров. Здесь два отдельных училища: еллинское и ланкастерское. Училище и больница содержатся подаяниями христиан. Лазаристы и лазаристки водворились недавно (не более 8 – 9 месяцев) в Александрии и строят отличное училище. А покаме нанимают дом для училища. Их женское училище, – в оное ходят и православные девочки. Православное училище и больница едва, едва держатся по несогласию и малонаселенности христиан. Нужна помощь России – 30 тыс. пиастров ежегодно. Синайские монахи прокляты (?) за то, что когда-то отдали церковь для мечети и один из них потурчился (Справедливо!). Престол александрийский имел имения с доходами до 500000 пиастров в Египте, но они проданы одним патриархом в несчастное время (Справиться о семь). Англичане будут строить церковь . Синайский метох получает дохода 20000 пиастров. Он выстроен Константием за 300000 пиастров. Здешнего игумена не любят ни монахи, ни христиане. Иеромонахов приглашает здесь игумен. Его упрекают в сребролюбии и в женолюбии. Еллинский учитель получает жалованье от общества 8000 пиастров. Народонаселение православное – греки из разных мест, – скопище буйных. ЯНВАРЬ 29 дня. Обозрение еллинского училища и ланкастерского. В 1-м – 18 учеников, во 2-м – 70–80. Шпиц-нагель. – Обозрение дворца Мег-мета-Али, арсенала, дока. Бельгийский консул – грек. Синаиты имеют хороший метох в Константинополе, в Фанаре, с церковью. На острове Крите имеют метох с церковью в главном городе Иракле. Подле этой церкви находится городское кладбище, и от сего кладбища метох получает доходы. Близ Иракле есть место, называемое Ханя, и тут есть метох Синаитский. 202 Метох Синаитский в Смирне, метох в Кипре, метох в Александрии, метох в Каире, метох в Триполи. В коптской церкви гроб евангелиста Марка. Посмотреть! Есть библиотека для чтения. Посмотреть! Православные находятся в варварийском Триполи. Патриарх послал туда священника давненько; ибо один богатый грек завещал свое имение на поправку тамошней древней церкви и 200 пиастров на содержание попа. Есть христиане православные в Тунисе и Алжире, имеющие церковь и попа.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1848 год 172 I. Пребывание в Константинополе. Январь, день 1-й. Боже вечный и Царю всякого создания. Молю тя, Блаже и Премудре, продли мою жизнь в сие новое лето, просвети мой ум, освяти мое сердце, подаждь мне дар различения духов, долготерпение, кротость, незлобие и любовь, да обрящу благодать пред лицем всех людей. Ниспосли мне дух совета и дар управления и подаждь старческую степенность и девственное целомудрие, да во имя Твое соблюду дети, их же дал еси мне, и да буду им образ жития благоугодного Тебе. Возвесели мя в творениях руку Твоею. Настрой мое слово, яко же псалтирион царя пророка Давида. Покрый мя щитом Твоея крепости во время напасти и избави мя от всякого зла. Повели, Господи, пучинам морским и устремлениям речным ни губити, ни устрашати мя, малодушна суща. Ей, Владыко Боже, услыши молитву мою и исполни желания сердца моего. Аминь. День 4-й. Сегодня прибыл в Константинополь посол римского папы, г. Ферриери, на сардинском пароходе. Я видел въезд его в Золотой Рог из окон нашей посольской церкви. Когда дымящее судно огибало старый султанский дворец, раздались обоюдные приветные выстрелы. Спустя несколько часов, Ферриери и с ним генерал-прокурор Армянского монастыря в Риме, о. Арсений, аббат Веспасиани, командор Иосиф Ферретти и граф Маркетти в трех султанских, подержанных колясочках парных, появились на большой улице Перы. Их везли в назначенный им дом. Подле них ехали верхами немногие чиновники турецкие. Весь этот поезд остановился на несколько минут у мечети пляшущих дервишей, потому что здешние италианцы нарочно попортили здесь мостовую, дабы приудержать посла и прокричать: Vivat Pio nono! – да здравствует Пий девятый. Пока поправлялась мостовая, эти чада папы, украсившие свои шляпы белыми ленточками, не громко проговорили сие приветствие и мгновенно рассеялись. Такая поспешность их и сборище у попорченной дороги, почти в захолустье, объясняются соглядатайством здешнего австрийского посольства, которое запретило италианцам, подданным Австрии, торжественно встречать римского посла, не одобряя дружбы христианского первосвященника с повелителем магометан. Бедность колясочек, полузакрытых сверху и спереди, малочиновность турецких всадников, сопровождавших знатных гостей, соглядатайство австрийцев, робость италианцев, равнодушие греков и турок, все это придавало поезду Ферриери вид более похоронный, нежели торжественный. Когда поп хочет быть царем, тогда Бог и цари объявляют его попом.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010