дадят им Пречистые Дары, тации попове, яко предавый Господа Иуда, осудятся, да не приобидены будут святыя Тайны леностию, или борзяся. И да не осквернит муха Даров, или мышь; аще ли что от тех вкусит от небрежения иерейскаго, то осудится вельми в будущий век. А молитв убо отнюдь не подобает глаголати борзостию, но с кротостию и внятно и чисто, да не в досаду Богу будет глаголемое и да не в пагубу себе. Ниже паки нечисту просфору или пресну ломити и принести в чашу, ни вина лияти в чашу, но смесити вино чисто с молитвою и с водою чистою во святую чашу; и паки имети попови чисту одежду во святом алтаре, ибо по чину подобает им вся творити чисто Святыя Тайны службу, да приятна 475 будет Богу Святая и безкровная жертва. Иже сию Божественную службу достойно служат, тии живот вечный наследят и Царство Небесное, а иже не по чину, – то в пагубу себе и во осуждение. Повествование Святителя о самом себе. И егда аз во иноцех прешедшаго 7171 лета пришед в пределех града Суждаля обители Пресвятыя Богородицы Успения, зовомой Золотниковския пустыни общаго жития по стрыгохся в монашеский чин. 15 л. И от обещания моего из тое пустыни переведен града Владимира в пределех обители Пречистыя Богородицы, зовомой Казмина монастыря, по челобитью того монастыря братии и вотчинных крестьян, и между патриаршества благословен Преосвященным Павлом, митрополитом Сарским и Подонским во игуменский чин; и пребых в том монастыре мало неисполнено десять лет. И из того монастыря по воле и по благословению святейшаго кир Иоакима, архиепископа Московскаго и всея России и всех северных стран патриарха, переведен града Галича в пределех во обитель Живоначальныя Троицы и преподобнаго отца нашего Макария Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца, иде же положено тело его святое; и пребых в том монастыре пять лет и шесть месяц. И в прошлом во 190 году апреля во 2 числе за по- —10— велением Благочестивейшаго Великаго Государя Царя и Великаго князя Феодора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца благословен 476 святейшим кир Иоакимом архиепископом Московским и всея России и всех северных стран патриархом, и с совету 16 л.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Борисоглебском соборе в Рязани погребения в каменных гробах под полом располагались в нартексе и вдоль северной стены наоса, имелись также погребения в деревянных гробах и даже плинфяная гробница под полом. Особая группа из трех каменных гробов под полом была открыта в юго-западном углу храма, в нартексе (рис. 5). Здесь помещался точно такой же придел с полукруглой апсидкой, выступающей в наос, как в Успенском соборе Елецкого монастыря в Чернигове 1325 . В этом помещении А. Л. Монгайт видел сразу усыпальницу и крещальню, но мы предполагаем, что это был именно особый придел-усыпальница. В некоторых случаях (церкви Петра и Павла в Смоленске и Спаса на Нередице) придел внизу отсутствует, но остается придел на хорах над захоронениями в аркосолиях в юго-западном углу 1326 . Как видим, приделы в нартексах тоже чаще всего располагались в южной части, хотя есть придел и в северной части нартекса. Погребения в выделенных приделах Отдельную группу составляют памятники, в которых погребения совершались в небольших приделах, примыкавших по сторонам к основному объему храма, чаще всего – в восточной части. Есть основания думать, что именно они назывались «божницами» или «гробницами». В сообщении 1109 г. о смерти Евпраксии, дочери князя Всеволода Ярославича, погребенной у южных дверей собора Киево-Печерского монастыря, рассказывается о возведении над гробом особого придела или часовни: «и вчиниша над нею божницю» 1327 . Фрагменты стен этого придела Трех Святителей и погребение княгини были обнаружены во время недавних исследований у юго-западного угла Успенского собора 1328 . В недостоверном сообщении позднего «Помянника» Иосифа Тризны говорится о погребении черниговского князя Давида Святославича в Стефановском приделе Успенского собора Киево-Печерского монастыря 1329 , но, как было сказано выше, князь был похоронен в самом Чернигове. Однако сообщение «Помянника» свидетельствует все же о наличии каких-то княжеских погребений в приделе у северной стены монастырского собора. Волынский князь Мстислав Данилович в 1291 г. создал в не названом по имени монастыре во Владимире-Волынском придел Иоакима и Анны над гробом своей бабки, жены князя Романа Мстиславича: «вложи емоу Бог во сердце мьсль благоу созда гробницу камену над гробом бабы своей Романовой в монастыре вь стго. И свеща ю во имя праведникоу Акима и Аньны и службу в ней створи» 1330 . Такую же закрытую на ключ княжескую усыпальницу-«гробницу» мы видим в описании поездки киевского князя Святослава Всеволодовича в Вышгород в церковь Бориса и Глеба (1194 г.), где был похоронен его отец: «И влез во церковь со слезами облобыза святую раку (святых князей Бориса и Глеба. – В. С). И по сем же приде ко отни гробоници и хоте внити по обычаю попови же отшедшю с ключем Святослав же не дождав и еха не любоваше во оуме своем, яко не поклонися отню гробу» 1331 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такого-же воззрения на этот предмет держалась русская, церковь и в прежнее время. «По вознощении к Богу всех молитв, читаем мы замечание одного иностранца, описывавшего чин русского крещения в XVI веке, – в церкви ставится купель для крещения... и по заклинании злых духов, младенец, если он крепок, весь трижды погружается в воду, в противном случае обливается водою, однако это последнее бывает редко, – окропление считается, менее действительным» 1014 . Такого воззрения от русской церкви тем скорее должно было ожидать, что греческая церковь , практике которой она следовала, иногда настраивала её в этом именно направлении. Так на вопрос Сарапского епископа Феогноста: «если обращаются татары и хотят креститься, и не будет большого, сосуда, в котором бы можно было погрузить, как поступить»? – Константинопольский собор 1276 года отвечал: «пусть обливают его трижды, произнося: «во имя Отца и Сына и Святого Духа» 1015 . Нужно, однако, заметить и то, что в древней русской церкви такая форма крещения, т. е. чрез обливание, практиковалась иногда и не в силу необходимости, как, например, при крещении больного, но и в таких случаях, когда крещение могло быть совершено, согласно правилам восточной церкви, т. е. чрез погружение. Первое указание на такое отступление мы находим еще в XIII веке. «Боле да не обливают никого-же, писано отцами Владимирского собора 1274 года, но да погружают: несть никое же писано: обливание, но погружение в сосуде отлучене (особо назначенном для крещения, т. е. купели»). Из этого постановления Владимирского собора прямо видно что в некоторых местах русской церкви XIII века священники допускали крещение чрез обливание без всякой необходимости 1016 . Можно даже думать, что и раньше этого времени также иногда произвольно практиковалась эта форма крещения. Савва, русский епископ (неизвестной епархии) XII века относительно формы крещения в свое время дал такое, правило: «Попови, крестяще дитя, к себе лицем обратиши, аще велик человек, погружати его трижды» 1017 . Предписывая троекратное погружение при крещении только взрослых, но не детей, епископ, очевидно, допускает и подразумевает, как бывшую в обычае и другую форму крещения последних, то есть, обливание 1018 . В XIII же веке на основании приведенных нами слов отцев Владимирского собора, можно думать, что «вопрос о погружении и обливании был всеобщим в России, и видно также, что некоторые хотели оспорить погружение, иначе отцы собора не сделали бы прибавления к приведенному нами правилу, «что погружать-де нужно в сосуде отлученне» 1019 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Первый обычай возник, вероятно, не без связи с взглядом на иноческое пострижение, как на таинство, как на второе крещение, очищающее от грехов. Вслед за псевдо- Дионисием Ареопагитом взгляд этот настойчиво развивал Феодор Студит (P. Gr. t, 99, pp. 1521, 1524, 1596); на той же точке зрения стоял и Симеон Новый Богослов (K. Holl. «Enthusiasm u. Bussg. b. griech. Mönchtum». Lpz. 1898. «Виз. Врем.». VI, 475 и след.). О случаях предсмертных пострижений мы узнаем только о князьях и княгинях, и то начиная с конца XII века. Этот обычай ввелся на Руси не без борьбы со стороны белого духовенства. Первое по времени летописное упоминание данного обычая под 1168 год (Ип.). сопровождается следующим характерным сообщением: вел. кн. Ростислав Мстиславович «егда отходя житья сего маловременнаго и мимотекущаго, молвяше Семьюнови попови, отцу своему духовному: тебе въздати слово о том Богу, зане же взборони ми от постриженья». Точно также и Поликарп, инок Киево-Печерский, пишет в Патерике: «кто говорит – постригите меня, когда увидите, что я буду умирать, того суетна вера и пострижение». Случай насильного пострижения в интересах политических, определенно и ясно засвидетельствованный (кроме двух менее ясных), известен всего один. В 1205 г. Галицкий князь Роман Мстиславич победил своего тестя вел. кн. Рюрика Ростиславича и постриг его вместе с женой. Однако менее, чем через год сам был убит, а постриженный Рюрик сбросил черные ризы и снова княжил в Киеве и Чернигове целых 10 лет. Человеческие порядки вообще очень несовершенны. Если бы они обладали для всех непреоборимой силой, совершенствование было бы немыслимо. К счастью люди, одаренные незаурядными силами духа, находят возможным возвышаться над несовершенством порядков, над «заедающей средой», и становятся теми праведниками, существованием которых искупается грешный мир. Наше русское монашество в этом отношении сразу же начало свой золотой век: просияло выдающимися образцами сурового, жестокого иноческого подвига. Всем известны подвиги этих колоссов аскетики – первоустроителей нашего монашества, Антония и Феодосия Печерских .

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Слова Вячеслава, приглашавшего испить чашу в честь св. Михаила, переданы с небольшою вставкою. У Гумпольда они изложены так: «Salutet vos salus omnium Christus! Calicem, quem manu teneo, in sancti archangeli Michaelis amorem ebibere, inumquemque nostrum ne pigeat. hoc amore spiritalitatis eius altitudinem pro posse venerantes, ut quacumque hora lex naturae ad extrema nos deduxerit, animarum nstrarum paratus susceptor clemensque in paradisi voluptates dignetur fieri subvector, cordium imis precemur» (см. ниже стр. 49,21 – 50,20). В славянском тексте: «Целоует вы целы всех Христос, чашу юже аз држоу роуце, во имя святаго архаггела испити единомоу комоуждо вас подобает, к немоу же сеятомоу дни память оутро пост нам приходить. И тако любовию духовною честяще величествие его, да аще в коую годиноу душа наша от света преставится, в рай вечный восхощет ны прияти в мире, аминь» (см. ниже стр. 50,10–15). Заключительные слова главы: «uti divino iussu res differtur, domum inlaesus revisit» (см. ниже стр. 50,23–24) переданы короче: «на свое ложе спат изыде» (см. ниже стр. 50,17–18). 19-ая глава Гумпольда сохранилась и в переводе. Но в начале главы, после первой фразы («Noctis autem... pernoctavit», см. ниже стр. 50,25–27; сравн. стр. 52,1–3, «и тоу нощь... проводи») находим вставку, источник которой нам неизвестен: «брат же его ко своим рече не можем его никакоже погубити, яко држина его соут с ним трезва, но ведаем обычаи его так, яко егда первое глас звона церкве слышить, един с ложа воскочив к церкви потечеть, а не ждеть никогоже, да рцем попови да бы рано звонил, еже быс(ть) тако» (см. ниже стр. 52,3–8). В самом рассказе об убиении Вячеслава есть несколько вставок и вариантов. Слова святого: «Recipe gladium, mature supplicium; quae sunt agenda ne differas in longum» (53,28–29) переданы с дополнением: «взми мечь а собе моуку, и яже соуть делаемая не провлачи на долзе, и ты зови иже тя соуть наоучили, а сам ся братнею кровию не огреши» (54,12–13). Вслед за этим Болеслав, по латинскому тексту, «in auxilium sui socios vocat» (54,26), a по славянскому: «возопи на помощь себе своя зовыи тако: о крамолници (sic!), мя наоучивше, мне не поможете» (54,15–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Действительно, князья оказывали им большое уважение. «Любовь» эта, между прочим, выражалась в том, что князья часто сами посещали наиболее уважаемых духовных лиц для бесед с ними, а еще чаще призывали к себе на обеды и пиры епископов, игуменов, чернецов и белых попов, одаряя их и стараясь их получше угостить. Некоторые из князей даже славились гостеприимством такого рода. Конечно, появление духовенства на княжеских пирах частью и ограничивалось мирским делом – пированием. Но не менее часто мирское заменялось на таких пирах и духовным: не забудем, что и такой святитель, как св. Феодосий печерский посещал княжеские пиры и вел на них с князем беседы; по желанию св. Феодосия князь Святослав даже удалял со своих пиров скоморохов, впрочем, только тогда, когда являлся святой. Но появление попов, игуменов и епископов на княжеских пирах наряду с боярами и дружиной имеет еще другой смысл: тем самым представителям духовенства оказывался почет такой же, как и боярам , думцам княжеским и сильным людям. Владимир Св. на своем пиру первый стол ставил митрополиту с духовенством. Почет, оказываемый духовному чину, выражался и еще одной любопытной особенностью: в договорах с иноземцами, например с немцами, за всякую обиду, нанесенную попу или послу, виновный отвечал вдвое, «аже послови пригодится пакость или попови, во всякой обиде за два человеки платити». Итак, поп стоил двух человек, хотя бы и бояр. Если в области суда компетенция духовенства далеко выходила за пределы чисто церковных интересов, то легко догадаться, что и текущая деятельность духовенства весьма нередко выходила за пределы церквей. Та кипучая политическая жизнь, которая охватывала древнюю Русь, весьма часто вовлекала и представителей духовенства. Так, священник был обычным послом при междукняжеских дипломатических переговорах. Конечно, и тогда, как и в настоящее время, дипломатическая служба не могла быть с успехом выполнена человеком свежим, не сведущим в междукняжеских отношениях. Конечно также, дипломатические поручения давались и тогда людям, отличающимся и своим авторитетом и тактом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павлов, Номоканон при Большом требнике, 280–283, 57 и 63, пр. 2. Противники Никона протестовали против этого «новшества», указывали и на неправильную ссылку на несуществующее 103 пр. Трулльского собора. Субботин, Материалы, I, 478; IV, 146–147, 307. 490 Ст. 26–29 (ср. Карф. 4 нрав.), 77, 81–82 (ср. Starine, VI, 143, о) Саввы, ст. 4; ср. Номоканона Котелерия ст. 117 – 118. Вопрос священнический, ст. 58 (Р. И. Б. VI, 867). 491 «А се ми ся годило ведати и слышати у правых попов, оже рано мывшеся (ср. Саввы, ст. 11: «вымоется, вставши рано»), а на обедни служат: а то вы, братие, велми грубо, не мозите того створити». Ст. 12. 492 В древнерусской канонической письменности встречается не мало правил, соответственно разъяснениям двух новгородских владык, запрещающих обычай мыться перед службой, что свидетельствует о его живучести. „И се подобает творити: в онже день мнется попин, том дни да не служит. Да преж служению днем мыется и тако служит; подобает попови в онже днъ служивше, в той день до глезну (в) воду не ступати». Сборник XVI в. Волок. Б-ки 576, л. 255. Ср. Тексты, XIII б 14; IX, 21; XIX, 124; также А. Бычкова Описание сборников И. Пуб. Б-ки, 514. Дальнейшее казуистическоеразвитие этого запрещения наблюдается в следующей статье: «А попу, мывся, того дни ити ли к болю з дары? – Аже будет токмо нужа велика, ино ити, а тому аже. будет час смертный. А той поп, прикосновения ради честного тела Христова опитемью да понесет». Р. И. Б. VI, 839, ст. 17. Обычай мыться после приобщения св. Таин шел из Греции. См. Заметки, § 29, а. К этому надо добавить слова Феодора Сикеота († 613): «Велми согрешают, мыючися по святом комкании». Мерило Праведное XIV в. Б-ки Троице-Сергиевой Лавры 15 (2026), л. 345 об. И в житии его говорится: «заверите святый, еже мытися по комкании, еже творят мнози, паче же сановитий». Срезневский, Словарь, II, 219, под словом «Мытися». 494 Кирика, ст. 42, 46. В Заповеди ко исповедающимся читается статья: «жена аще родит дитя, не ясти с нею». Тексты, XIX, 62.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

10 Г. Мансветов без указания на нашу статью заимствует все доказательства из нее и старается, хотя и совершенно напрасно, направить собранные нами в ней факты против нас же. Статья наша носит заглавие «Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков». «Правосл. Собеседн.» эа 1882 и 1883 гг. 11 Одинаково описывается этот обряд и в других памятниках. Тип. рукоп. Моск. синод. библ., 333, л. 102; Типогр. библ., 287, л. 8. 12 О песни «Святый Боже» мы находим в памятниках следующее интересное свидетельство, которое не допускает даже и мысли о пении этой песни в обычном богослужении и повсеместно. «Аще великую церковь , – читаем мы здесь, – едину обретаем таковую тресвятую песнь ихже ради словес неможемо рещи, обаче убо оставляющ». Рукоп. Моск. синод. библ., 330, л. 30 об.; 333, л. 116 об. 13 В том же памятнике в статье: «О воздвижении многажды помяну честнаго креста воздвижении» настоящий обряд описывается несколько иначе: «Коньчяноуже хвалите Господа абие начинают по Святый Боже и по Отче наш Крестови Твоему и поклонится игумен и попови и тех диакони прочии». (л. 262 об.). 14 В иерусалимских уставах, в свою очередь, мы видим следующее замечание: Δοξολογ α μεγλη, τ Τρισγιον χωρς το Παναγ α Τρις κα Πτερ μν (рукоп. Ватоп. библ. на Афоне 320, л. 17, 321, л. 13 об.; Афан. лавр, рукоп. XIII в., л. 9 и т. д.). Очевидно, здесь сказалось влияние устава студийского, где за Трисвятым после стихир на стиховне следовало Трисвятое и «Отче наш». 15 Считаем не лишним заметить, что во всех древнейших орологиях в чине утрени имеется только одно славословие, ныне называемое малым. 16 В чем состояла эта лития, совершаемая утром и вечером, можно видеть из статьи: «T πς θε μνημονεειν ες τ μοναστ ρια σπρα κα πρω» (рукоп. Савв. библ. близ Иерус. 305, л. 248). 17 Довольно обстоятельный анализ памятников ко времени господства на Руси студийского устава сделан нами в статье «Богослуж. в Рус. Церкви за первые пять веков» (Правосл. Собеседн. 1882, I, стр. 253–277. 18 Основания для возражения нам и для подтверждения положения г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

С распространением на Руси христианства, русское духовенство должно было вступить в борьбу с русским язычеством, в частности против веры в волшебство. Светская власть предоставил церкви преследование волшебства. Церковь видела в колдовстве суеверие и грех . По «уставу св. Владимира» духовенству постановлено было судить: «ведовство, потвори, чародеяния, волхования, зелейничество, еретичество, – в смысле злое колдовство 777 . По «церковному ставу» Ярослава, наказанию подвергались «жена чародейница или наузница и вълъхва или зелейница, или муж» 778 . По «правилу» митр. Иоанна 2 (1080–1088) занимающихся чародейством, буду тли то мужчины или женщины, сначала отвращать от злых дел словами и наставлениями; если же пребудут неизменными, то в отвращение зла наказать их с большею строгостию, но не убивать и не уродовать их тел, ибо этого не допускает наказание и учение церковное 779 . Из вопросашия Кирика, Новгородского духовника, видно, что в 12 веке зачастую обращались к волхвам. «А еже детей деля жены творят что-либо; а еже възболят, или к волхвам несут, а не к попови на молитву? То 6 недель, или 3, еже будут молоди» 780 . В поучении Новгородского владыки Ильи – Иоанна, вероятно сказанном в 1166 г., есть такое место: «Пакы же възборонивайте женам, от не ходят к волхвом, в том бо много зла бывает; в том бо и душегубства бывают разнолична» 781 . «Правило» (деяния владимирского собора 1274) митр. Кирилла 3 воспрещает существоваший в пределах новгородских обычай водить невест к воде, а упорствующих повелевает проклинать. Водили невест к воде, вероятно, для языческого волхования над ними ли для совершения языческих религиозных действий 782 . Вера в волшебство была очень распространена в древней Руси. Иногда народ расправлялся с волхвами самосудом, сжигал их. Летопись отмечает такого рода случаи (см. ниже). В высшей степени важен взгляд на это явление еписк. Серапиона Владимирского . Полагаем, что отношение Серапиона служит выражением взглядов церкви и лучшей части русского общества на волшебство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15 . Parpal y Marques. Cosme. «Didimo el Ciego. Diez silogjsmos contra los Maniqueos.» In Obras escogidas de patrologia griega. ed L. Segala et al. Vol. 1. 205–209. Barcelona: Imprenta Editorial Barcelonesa, 1916. 16 . Bennett 1997 – Bennett J. Didymus the Blind’s Contra Manichaeos and its debt to Origen’s theology and exegesis. University of St. Michael’s College. Toronto. 1997. p. 287–301. Толкование на книгу Бытия. Commentarii in Octateuchum et Reges. CPG 2546. Commentarii in chartis papyraceis turanis (inediti). 1 . Sur la Genèse 1976, 78 – Didyme l’Aveugle. Sur la Genèse. Texte inédit, d’après un papyrus de Toura. Introduction, édition, traduction et notes P. Nautin & L. Doutreau. Coll. Sources chrétiennes. 233 & 244. Paris Ed. Du Cerf. 1976–1978 г. 348 p.[Polyglott.]//рец.: RecTh 44. 1977. p. 245. Petit.//ChHist 46. 1977. p. 392–393. Grant.//BLE 79. 1978. p. 152–154. Crouzel.//RHPhR 58. 1978. p.319–320. Prigent.//EE 54. 1979. p. 398. de Aldama.//REG 92. 1979. p. 282–284. Harl.//ThRev 75. 1979. p. 33–34. Mühlenberg//BLE 80. 1979. p. 122–123. Crouzel//VChr 33. 1979. p. 299–301. van Winden//REByz 37. 1979. p. 264. Darrouzès (I-II).//RecTh 46. 1979. p. 238. Petit.//RSLR 15. 1979. p. 321. Pellegrino. (I-II)//AC 48. 1979. p. 267. Joly (I-II).//RPh 53. 1979. p. 162. Schwartz.//OCP. 45. 1979. p. 224–226. Passarelli. (I-II).//ChHist. 48. 1979. p. 219. Grant.//RET. 38. 1978. p. 189. Fernáez Marcos (I).//Gregorianum 61. 1980. p. 173. Orbe.//RThPh CXII. 1980. p. 201–202. Rordorf.//ZKTh 102. 1980. p. 106. Lies.//ThLZ CV. 1980. p. 364–365. Winkelmann.//RecSR 70. 1982. p. 593. Kannengiesser.//Rbi 89. 1982. p. 306. Pierre (II).//TLG 2102/041. Fragmenta in catenis. 2 . PG 39, 1112–1116.=Nicephorus (1772 г.). TLG 2102/13. 3 . PG 39, 1116–1120. 4 . Petit 1977 – Petit F.Catenae in Genesim et in Exodum I. Catena Sinaitica. CCSG 2. Turnhout: Brepols. 1977. 40,49, 50, 56, 58, 64, 104, 125, 132, 187, 197. 252. 5 . – L " édition des chaînes exégétiques grecques sur la Genèse et l " Exode.» Muséon 91 189–194;

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010