Пятница, 9 ноября 1979 Нарастающая агония тегеранских заложников. Вчера почти все семичасовые новости – об этом. На Картере – лица нет… Манифестации по всей Америке. Но что можно сделать? И если бы этот Хомейни был попросту варваром – каким был, например, Иди Амин. Здесь – ужас, дьявольщина религиозного фанатизма… Урок всем сладким проповедникам сближения с Исламом. Будто вся история его не была историей резни – в буквальном смысле этого слова. А жизнь продолжается: лица заложников с завязанными глазами сменяются в телевизоре рекламами бюстгальтеров и апельсинового сока и вечером все стадионы в Америке будут полны. Бостон. Суббота, 10 ноября 1979 В Бостоне для хиротонии еп. Марка Форсберга, избранного нашими албанцами. Вчера вечером очень торжественное, очень " подлинное " наречение… Воскресенье, 11 ноября 1979 Хиротония еп. Марка, вчера, в Бостоне. Большая, чистая, беспримесная радость. В своей речи на банкете (в Anthony " s Pier 4 – с океаном и чайками за огромными окнами) я перечислил эти " радости " : радость опыта Церкви, проблеска " неба на земле " , Пятидесятницы; радость за албанцев и с албанцами; радость о самом Марке; радость за нашу Церковь, за доказательство ее успеха: я сослался на посвящающих епископов: болгарин, румын, техасец, карпаторосс… А посвящали американского финна… Летели обратно с Томом и Губяком и радовались… Продолжающаяся агония в Тегеране. Зато давно не виданная в Америке картина – молодые на улицах с американским флагом… Понедельник, 12 ноября 1979 Девятый день тегеранской трагедии, и все тот же тупик. Опять фанатическая речь Хомейни, с осуждением Папы Римского заодно с Картером. Слушая, читая, все больше думаю, что благополучно эта история не кончится, что американцы и вообще Запад не понимают, что они имеют дело с другой, абсолютно другой, " логикой " . Вот когда чувствуешь и сознаешь то, что от христианства в мире, пускай едва-едва теплящееся и все-таки живое. Это некий общий язык, которым должны пользоваться даже те, кто на деле не признает не только христианства, но и " ценностей " , из него исходящих. Здесь же – стена , абсолютная убежденность в своей правоте. Даже большевики, и те должны держать некий " фасад " . В Иране, под Хомейни, – никакого фасада, полная, ледяная искренность. Страшная, непонятная жажда мести , своего рода стра-

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Тимошина 2002 – Тимошина Л. А. Новая публикация документов о новгородском восстании 1650 г.//Очерки фео- дальной России. Сб. ст. М., 2002. Вып. 6. С. 270 – 298. Тимошина 2005 – Тимошина Л. А. Греки и русские в Москве в 1665 г.//Третьи чтения памяти профессора Николая Федоровича Каптерева (Москва, 26 – 27 октября 2005 г.). Материалы. М., 2005. С. 41 – 53. Титова 2003 – Титова Л. В. Послание дьякона Федора сыну Максиму – литературный и полемический памятник раннего старообрядчества. Новосибирск, 2003. Тихомиров 1935 – Тихомиров Μ. Н. Псковское восстание 1650 года. М.; Л., 1935. Тихомиров 1940 – Тихомиров Μ. Н. Новгородское восстание 1650 года//ИЗ. 1940. 7. С. 91 – 114. Тихомиров 1964 – Тихомиров Μ. Н. Документы о Новгородском восстании 1650 г.//Новгород. К 1100-летию города. Сб. ст./Под ред. академика Μ. Н. Тихомирова. М., 1964. С. 286 – 296. Тихомиров 1969 – Тихомиров Μ. Н. Классовая борьба в России XVII в. М., 1969. Тихомиров 1979 – Тихомиров Μ. Н. Новгородский хронограф XVII в.//Русское летописание. М., 1979. Тихонравов 1863 – Тихонравов Н. С. Памятники отечественной русской литературы. М„ 1863. Т. 2. Тиц 1962 – Тиц А. А. Новые данные о патриаршем дворце//АН. М., 1962. Вып. 14. С. 75 – 88. Тодорова 2002 – Тодорова М. А. Остров патриарха Никона в Ферапонтове//Никоновские чтения 2002. С. 41 – 46. Толстая 1979 – Толстая Т. В. Успенский собор Московского Кремля. М., 1979. Толстая 2004 – Толстая Т. В. Структура сакрального пространства Успенского собора Московского Кремля: этапы развития//Иеротопия 2004. С. 143 – 146. Толстая, Уханова 2000 – Толстая Т В., Уханова Е. В. «Корсунские» реликвии и крещение Руси II Христианские релик- вии 2000. С. 147 – 161. Топорков 1995 – Топорков А. Л. Окно//Славянская мифология 1995. С. 286. Топорков 1995а – Топорков А. Л. Хлеб//Славянская мифология 1995. С. 384 – 387. Топоров 1984 – Топоров В. Н. К символике окна в мифопоэтической традиции II Балто-славянские исследования 1983. М., 1984. С. 164 – 185. Травников и др. 1975 – Иларий, иеромонах, Арсений, иеромонах. Описание славянских рукописей библиотеки Свя- то-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878 – 1879. С. 178 – 180 – 1866); Дополнение к печатному описанию «Иларий и Арсений. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1879»/Сост. С. Н. Травниковым, Л. В. Тигановой; дополнено Н. Б. Тихомировым. М., 1975 (машинопись).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нек-рые источники упоминают об участии К. М. в иконоборческой полемике, хотя подробности не сообщаются (напр., см.: PG. 94. Col. 477; Δετορκης. 1979. Σ. 24; также см. гимнографический канон на память К. М., составленный Феофаном Начертанным - Минея (МП). Окт. С. 297, 300). Лишь в источниках, отражающих поздний этап бытования жития К. М. и соответственно недостаточно достоверных (напр., в Халкинском Житии), говорится, что К. М. во время путешествий вступал в конфликты с иконоборцами: в Никомидии он полемизировал с местным епископом-иконоборцем Евсевием, а в К-поле выступил против влиятельных иконоборцев - Максима и Флоренция (см.: Παπαδπουλος-Κεραμες. 1897. Σ. 287-288, 293-297). В Житиях К. М. 3-й группы также содержатся сведения о путешествиях и чудесах К. М., неизвестных по др. источникам: К. М. в Антиохии принял участие в богослужении на Крестовоздвижение и публично продемонстрировал свой песнотворческий дар, в Никомидии молитвой воскресил сына вдовы, в К-поле встретился с Константином VI и патриархом Тарасием, а также посетил Фракию, Македонию, Рим и Египет (см.: Παπαδπουλος-Κεραμες. 1897. Σ. 287-300). Весьма вероятно, что рассказ о путешествиях К. М. является художественным вымыслом (см.: Δετορκης. 1979. Σ. 64; Kazhdan. 1989. P. 131-132). Наиболее древние свидетельства о жизни К. М. не сообщают подробностей об обстоятельствах его смерти. Тем не менее большинство источников отмечают, что он умер в преклонном возрасте (напр., см.: SynCP. Col. 396, PG. 94. Col. 480), хотя из отдельных текстов (напр., из Лаврского Жития) известно, что ему было всего 54 года. В Житии, составленном Меркуропулом, присутствуют обе точки зрения, т. е. автору были известны обе традиции (см.: Παπαδπουλος-Κεραμες. 1897. Σ. 338, 350). Указание о 54-летнем возрасте К. М. не выдерживает критики в контексте др. хронологических данных о жизни К. М. и Иоанна Дамаскина; более соответствует этому контексту возраст 78 лет ( Δετορκης. 1979. Σ. 48, 85-90). Согласно традиции, к-рую передают Халкинское и Ватиканское Жития, К. М. скончался в лавре прп. Саввы Освященного примерно через год после смерти Иоанна Дамаскина ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1897. Σ. 300-301; Δετορκης. 1979. Σ. 79). Меркуропул называет днем смерти К. М. 15 янв. ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1897. Σ. 350). Погребен К. М. был в лавре прп. Саввы - Иоанн Фока, паломник XII в., рассказывая об этом мон-ре, сообщает, что видел там могилы К. М. и Иоанна, «древних поэтов» (PG. 133. Col. 948).

http://pravenc.ru/text/Косма ...

1386 В древннем русск. поучении носящем название «Слова Господа Нашего Ис. Хр., поучение всему миру на спасение», автор слова влагает в уста Спасителя следующие, обращенные к пастырям слова: «почто не учите люди страху Божию, стояти в церкви, видящеи не видят, слышавшеи не слышат, устама своима октенью глаголют: Господу помолимся, станем добри и станем со страхом, усты своими глаголете, а мысли ваша удалишася от Мене». Рукоп. Кир. библ. (не разборчиво) л. 64. Рукоп. Соф. библ. 1289 л. 351. 1390 Личность благоговейного человека предпочтительно пред всеми другими возвышалась в пастырских поучениях того времени: «аще кто идет ко церкви Божии со страхом и со всем сердцем, то сияет душа его, аки солнце, и восходит молитва его, яко темьян к Богу, тогда ангел его исходит из олтаря, и нося аки скляницу смирну в руце своей и знаменает ему на челе, и тако почиет на нем Дух Святый» (Рукоп. Кирил. библ. (не разборчиво) л. 65–66. Слово Господа нашего И. Христа, поучение всему миру на спасение). 1393 Слово Максима Грека (неизданное) о яже надеются человецы на последнее покаяние, в котором автор рассуждает о некоторых из своих современников, «иже от зельнаго безстудства попирают волею честныя заповеди, а последним же своим студеным покаянием чают избежати божественных испытаний». Рукоп. Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, мон., 110, л. 378–383, по каталогизации Амфилохия. 1394 «Мнози молвят, читаем мы в одном древнем поучении, еже кто ся умрети кает, аки вол пред секирою стоя, того недостойна творя приняти» (на покаяние). Рукоп. Импер. Публ. Библ. Q. 1., 313, л. 510. Слово Златоуста к попом, русское; Сн. Прав. Соб. 1861 г., ч. I, 457–458. Два древних поучения XIV века. 1396 Костомаров, очерк жизни и нравов велико-русского народа, 211. Прав. Соб. 1885, ч. II, 222. О борьбе христианства с язычеством в России. 1397 «Аще исповедавшагося не свяжет отец духовный эпитимией, рассуждается в одном древнем поучении, то предаст душу его вечной муке и ждут тех узы не разрешимыя». Слово, како подобает попови дети приимати и наказати. Рукоп. Погодина 1024, л. 382, ср. Прав. Соб. 1861 г. I, 453. Еще митрополит Петр писал: «без эпитимий детей своих не держите». Макарий, Ист. Рус. Цер., т. V, приложение VI, 413–414. На этом основ. священникам не налагавшим эпитимий на исповедывающихся, угрожали проклятием. Рукоп. И. И. Б. Q. 1, 313, л. 510. Слово к попам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Еще любопытнее подробность, сообщаемая Константином об одной из крытых галерей, окружавших некогда церковь и ведших в дворцовые сады, цирки или гимнастические открытые залы и пр. Неизвестно, куда вела большая галерея, находившаяся на северной стороне 123 атриума (в том месте, где была дверь в церковь , так что из двери надо было повернуть направо и в конце портика найти галерею), но ее своды 124 были украшены живописью (фресками?) и представляли мученические подвиги святых (touv marturikoèuv !aqlouv kai tèa palaéismata). Этот мозаический цикл должен был находиться в тесном родстве с Ватиканским Менологием, но мы считаем очень важным указание на него, как на прототип итальянских фресок XIV – XV века. Наконец арх. Антоний 125 упоминает в нашей церкви («у св. Михаила») «у сторонних дверей в притворе на стене написан Христос мусией велик стоящь и поп пред ним кадило вжегл; и бысть ему кадящи фимияном, и глас бысть от образа к попови: ис пола ити, Деспода («на многая лета, владыко») и потом на третий день пославлен бысть патриархом». Свежая еще, по – видимому, во времена нашего паломника легенда побудила его упомянуть образ. Для нас же обстоятельство крайне важное – второго примера (нам известного) колоссального изображения Христа в притворе (первый пример, сохранившийся в мечети Кахрие – монастыре Хора). Мы, однако, не имеем, чем объяснить появление этого образа в указанном месте. В заключение этого эпизода о мозаиках «Новой» церкви будет уместно прибавить, что в самом Константинополе, на берегу Пропонтиды, между Ипподромом и дворцом Буколеона, где стояла церковь Анастасии, была местность Yhféa 126 , где продавали мозаические иконы, и откуда, вероятно, посылались изделия и в другие страны. С IX – X века мозаика стала представлять даже наиболее обычный род живописи монументальной. Уже Фоке приписывают ранние портретные мозаики, заступавшие роль обычной в этом случае скульптуры; именно, в известном храме близ Ипподрома, основанном Фокою во имя своего святого, а потом переименованном при Гераклии во имя Иоанна Богослова т. наз. Дииппеон, были четыре мозаические изображения Константина и Елены 127 . На место бронзовой статуи Христа, поставленной еще Константином в Халке, Ирина Афинянка поставила мозаическую икону Христа 128 . В последующие столетия Х – е, XI – е и XII – е появляются, вероятно, и те мозаики церквей во имя Богородицы в Пере, арх. Михаила в Гестиях, которые указывает Антоний 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

3740 Нифонт на вопрос Ильи: «А еже дети деля жены творят что любо, а еже возболят, или к волхвам несут, а не к попови на молитву»? – отвечал: «То недель, или .г. (епитимии), оже будут молодиы» (отв. 18). 3743 О пьянстве в великий пост у Новгородцев говорит и владимирский собор 1274 года. См. Русск. Ист. Библиот., т. VI, стр. 97, § 5. 3745 Ср. поучение митрополита Фотия о важности священного сана и обязанностях священнослужителей (ок. 1431 г.). Здесь также дозволяется по субботам и воскресеньям великого поста есть рыбу. Русск. Ист. Библиот., т. VI, стр. 516. 3748 то тех бо три недели возбраняет Л. Дальнейшее до слов: «любо си будут и в говении» – пропущено. 3756 Изложенные в этой статье наставления касательно супружеских отношений в продолжение великого поста во многом оказываются почти буквально сходными с ответами, данными епископом Нифонтом Кирику (ср. отв. 57, 72 и 77) и в особенности, автору настоящего поучения, когда он был еще приходским священником, в Новгороде (см. отв. 21-й, где стоят слова, повторенные теперь архиепископом Ильей: «во своей бо жене нетуть греха»). Послледнее наставление – о причащении холостых – довольно близко подходит к ответам, данным Кирику Климом (вероятно, митрополитом Климентом Смолячичем) и Нифонтом (см. отв. 30; ср. 67 и 68). 3757 Статьи этой нет в Л. Замечания о ней см. в предисловии к настоящему изданию (стр. 279, где 1) отмечено, что «тут мы имеем замечательный по своей полноте перечень форм заключения брака, калкие существовали у наших языческих предков и, в виде переживаний, весьма долго держались в народе и после обращения его в христианство»; эти формы следующие; а) привод невесты в дом жениха вечером, б) умычка, в) наложничество, г) совершенно свободная и бесформенная связь неженатого с незамужней; 2) указывается, что Илья дает, «сколько нам известно, самое древнее свидетельство о существовании на Руси обычая привенчивать к родителям детей для их узаконения в глазах церкви и христианского общества; подобный же обычай видим и у Сербов в первой половине ΧΙΙΙ века (Даничич, Живот св. Сямеуна и св. Саве, стр. 243–244)».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

73 Подробнее по этому вопросу см.: Бакалова Е. Живописна интерпретация на сакрализирания образ в средновековното изкуство (Св. Кирил и Методий и техните ученици)//Paleobulgarica, XVIII/1 (1994), с. 96–107. 75 Brenk В. Der Kultort, sene Zugaenglichkeit und seine Besucher//Akten des XII Intemationalen Kongresses für christliche Archaeologie. Bonn, 1991, teil 1 (=Jahrbuch für Antike und Christentum, Ergaenzungsband 20:1). Münster, 1995, S. 69–122. 77 Мельник А. Г. Гробница святого в пространстве русского храма XVI века//Реликвии в искусстве и культуре... с. 74–76. 79 uri S. Proskynetaria Icons, Saints’ tombs, and the development of the iconostasis//Иконостас. Происхождение – Развитие – Символика/Ред.-сост. А.М. Лидов. Москва: Прогресс-Традиция, 2000, с. 134–160. 81 ореви И. Представа Стефана Дечанског уз олтарску преграду у Дечанима//Саопштеньа, 15 (1983), с. 35–43; В. ури. Икона Светог кральа Стефана Дечанског. Београд, 1985; Д. Попови. Српски владарски гроб у средньем веку. Београд, 1991, с. 83–93. 82 По этому вопросу см.: Лидов А.М. Священное пространство реликвий//Христианские реликвии в Московском Кремле/Ред.-сост. А.М. Лидов. Москва, 2000, с. 812; Бакалова Е. Реликвите като фактор за структуриране на култовото пространство//Миф, 6. София, 2000, с. 19–46. 83 Janin R. La géographie ecclésiastique de l " Empire byzantin, t. III. Les églises et les monastères. Paris, 1969, p. 58. 85 Voinescu T. Cea mai veche opera de argintarie medievala din Moldova//Studii si cercetari de istoria artei (seria arta plastica), t. 11(2), 1964, 65–89; Voinesu T. Un chef-d " oeuvre de l " orfèverie moldave ancienne: la chasse dorée de Saint-Jean-le-Nouveau//Revue roumaine d " histoire de l " art, 21(965), p. 41–52; Бакалова E. Цамблаковото «Мъчение на св. Йоан Нови Сучавски» в румънската монументална живопис от XV–XVII век//Paleobulgarica XV/4 (1991), с. 56–77. 86 Мнева Е. Скульптура и резьба XVI в.//История русского искусства. Т. 3. Москва, 1955, с. 630–631, ил. 629–631; Леонов А. , Померанцев Н. Деревянная скульптура//Русское декоративное искусство. Т. I. Москва, 1962, с. 140–141, ил. 84–87; Померанцев Н. Русская деревянная скульптура. Москва, 1967, ил. 38, 40, 41; Скопин В., Щенникова Л. Архитектурно-художественный ансамбль Соловецкого монастыря. Москва, 1982, с. 19–21, ил. 34. Выражаю сердечную благодарность сотрудникам Музеев Московского Кремля Л. Щенниковой и И. Соколовой за показанные материалы и ценные сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как и в послании к кн. Владимиру Мономаху, автор говорит о первоначальном единстве зап. христиан с восточными, но после покорения Рима вандалами, «иже нарицаются немцы», на Западе начались нововведения в церковных обычаях: изменение Символа веры, употребление облаток на литургии, участие иерархов в военных действиях, субботние посты, соблюдение поста в среду, пятницу и субботу даже в случае, если на них пришлись двунадесятые праздники, начало Великого поста только со среды 1-й седмицы, непочитание св. икон («Икон святых в церкви не держат, но токмо Распятие едино»), Богоматерь называют только Марией («а то есть ересь несториева»), в алтарь входят женщины, все едят «удавленину» и мясо различных животных, крестят в одно погружение, «покаяние грехов отметают» (Там же. С. 75), при крещении дают имена животных, крестное знамение совершают «пяти персты», считают пригодными для богослужений только евр., греч. и лат. языки, погребают архиереев на 8-й день, совершают несколько литургий в день в одном храме, епископ из монахов вкушает мясо. В большинстве случаев, назвав «вину», митрополит кратко опровергает ее. Так, сказав о многократном совершении литургии, он пишет: «Яко един за ны распятся Христос, и единою распятся, да того ради подобаетъ попови едину Литоргию творити днемъ во святеи церкви». В конце перечисления «вин» Н. заключает: «Того ради не приемлет их святая Церкви соборная во единение приобщению, но, аки уд изгнил и неисцелен, отвергоша и отрезавше от себя святи Апостоли и отцы». Правоверным «не достоит пити ни ясти с ними». В случае совместной трапезы с латинянами необходимо посуду поставить для них отдельно: «Христа бо исповедуютъ, но не добре творятъ» (Там же. С. 76). Затем следует пространная критика употребления облаток со ссылками на Свящ. Писание: «...совершенны ибо мужи хлеб ядятъ, якоже совершенно, малые дети, несовершенныя, опреснок ядят...»; Христос предал дух в 9 часов в пятницу, «егда же праздникъ бе опресночныи, егда творяху опресночныи, Он во гробе лежаше» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2565506.html

Первым иерархом новоучрежденной епархии с 1261 по 1269 год был епископ Митрофан, затем он “пострижеся в схиму”. А с 1269 года управлял епархией епископ Феогност. В августе 1276 года он был в Константинополе и там на Соборе представил некоторые свои недоуменные вопросы для соборного обсуждения и решения. В старой исторической литературе, например, у историка митрополита Московского Макария (Булгакова), есть сообщение, что этот Собор проходил во время Всероссийского Митрополита Максима в 1301 году, но это неверно. Тексты деяний этого Собора изданы в шестом томе “Русской Исторической Библиотеки” 1 и датированы 1276 годом. Большинство вопросов епископа Феогноста вызвано теми новыми для русского духовенства условиями, в которых оно оказалось в иноверной и иноземной Орде. В ответах Собора сквозит полное понимание сложности обстановки, в которой находилась названная епархия. Приведем некоторые из них. Вопрос 6: Аще ли приключится святителю служити Литургия, а не будет диакона, а попов будет много, лзе ли ему служити? Ответ. Аще будет нужа, а не будет диакона, да поет с попы. Вопрос 7: Аще будут попове мнозе вместе, а не будет диакона посреди их, достоит ли им служити? Ответ. Достоит; един от них поп ектению молитв, в олтаре стоя, а вон не выходя. Вопрос 9: Аще приключится человеку в велицей болести, а въсхошет в черньци, а не будет игумена, лзе ли епископу пострищи его? Ответ. Не токмо епископу, ино и попови и диаконови; аще не будет попа и диакона, а при смерти, да и причетник пострижет. Последнее процитированное постановление Патриаршего Синода — очень важное решение, свидетельствующее о многом. Русские люди, пребывая годами в тяжелой неволе, сохраняли свою верность вере отцов и в конце своей жизни хотели уйти в иной мире в ангельском чине. Изучая древние синодики, можно обратить внимание на то, что в записанных родах много монашеских имен. Таким образом, эта благочестивая традиция сохранялась и в последующее время, причем Константинопольский Собор, идя навстречу стремлению благочестивых людей, допустил совершение пострижения принимающих монашество даже причетником. Это правило действовало, очевидно, только в древности и в пределах Сарайской епархии 2 .

http://pravmir.ru/arhimandrit-makariy-ve...

л. 437 об. – 440. Толкование избранных псалмов Давидовых, начиная со 110. Слова пс. 112: Хва.лите отроци Господа истолкованы так: Отроки в сем сдовеси не уных, яко инии мнят, но рабы наричет, такоже бо и Акила, и Симлах (sic), и Феодотион сказаша, и жидове авди глаголют, в словенеск же язык рабы сказает, такоже и сирски; а еже хвалите жидовски аллилугиа – хвалите Господа сказается (выше приб. словен. языком). л. 446. А се указ опитемию. Нач. Да иже хощет исповедати грехи своа, с слезами (да исповесть), яко слезы смирение приносят покаряющемуся, да достоит покаавшемуся попы молити, да поють литургиа. Избавить бо 10 литургиии на 4 месяце опитемии, а 20 литургий на 8 месяць опитемии, а 30 литургии на 12 месяць. То же самое встречается в Номоканоне Иоанна Постника 208 л. 58 (с опущением слова: опитемии), между тем, когда черноризец Кирик прочитал последний пункт из какой-то книги Нифонту спископу новгородскому, то он сказал: Не угодно. См. Пам. росс. Слов. стр. 189. Вслед за пред. выпиской в ркп. читается: То ти год до года, а лето же дасться попови 30 ногат, а за два лете 60 ногат, а за три лета 90 ногат, а самому пост приати, и проч. На последнем листе пасхалия под заглаавием: Апокалипси, видение Иванна Феолога рука и в ней круг солнечный на 28 лет, доводящь до будущаго века. Сверху толкование стиха: Видех жену стоящу в солнци и луна под ногама еа. На первом листе киноварью: Златая четь (sic) Сергиева монастыря. 215. (1919.) Стоглав (постановления москов. Собора 1551 г.), полууст. четкий, современный, в четверть, 316 листов, заглавная заставка фигурная с золотом. В 1776 г., по воле преосвящ. Платона, из ризницы взяты в библиотеку 134 книги, в том числе и настоящий Стоглавник писменной (Приб. Оп. 1767 г. 121). С него-то снят список Рум. Муз. CCCCXXVI, принадлежащий келарю Т. Сергиева монастыря Авраамию Подлесову в зри (1642), а не в зри (1600 г., см. подпись под 249). Впереди также оглавление и копия с грамоты царевича Феодора Борисовича (21 сент. 1599 г.) к духовному отцу Т. Серииева монастыря старцу Варсонофиио Якимову. Равно и в конце, после 101 главы, содержащей соборный приговор о вотчинах (изд. отселе в Акт. Археогр. Экспед. т. 1, 227), присовокуплены некоторые выписки из правил вселенских Соборов, а в заключение замечены годы преставления всероссийского митрополита Алексия и Сергия игумена радонежского.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010