С православной точки зрения, такие искажения, вносимые в духовную жизнь христиан, в их сознание, рассматриваются как ересь в ряду других ересей католичества: о исхождении Святого Духа от Сына (Filioque); первенстве римской апостольской кафедры – преемницы, как они говорят, апостола Петра; непогрешимости папы; безгрешном зачатии Девы Марии; «тварной благодати» и других злословий. Могут спросить: осуждены ли нововведения римо- католицизма как ересь Вселенским Собором? Богословы отвечают утвердительно. Многие православные богословы в прошлом, как например св. Марк Благородный, митрополит Ефесский (1392–1445); священномученик Косьма Этолос (1714–1779); свт. Феофан Затворник Вышинский (1894) – и современные: блаж. старец архм. Епифаний Феодопулос (1930–1989, Элладская Церковь ); прп. Иустин Попович (1894–1979, Сербская Церковь ) и другие – открыто называют католиков еретиками. Митрополит Марк Ефесский Благородный говорил: «Латиняне не только схизматики, но и еретики» . Архм. Иустин Попович : «В человеческой истории есть главным образом три падения: падение Адама, падение Иуды и падение Папы» [цит. по 23, с. 322,333]. Богословы указывают, что Константинопольский Собор 879 г. при Фотии Великом, и Исихастские Соборы 14-го века (1341, 1347, 1351 г.г.) являются по значению Вселенскими, и говорят, что не может в будущем считаться Вселенским Великий Восьмой Православный Собор, если не подтвердит их решений. Собор 879 г. осудил как ересь прибавление Filioque в Символ веры , которая, конечно, главнейшее из всех других искажений. Сразу же после календарной реформы, в ноябре 1583 года в Константинополе при Патриархе Иеремии II состоялся Собор, который постановил: «Так как опять церковь старого Рима, как бы радуясь тщеславию своих астрономов, неосмотрительно изменила прекрасныя постановления о священной Пасхе, совершаемыя христианами всей земли, празднуемой, как определено, – сего ради становится причиною соблазнов, ибо пред нашей мерностью предсташа мужи армяне, спрашивая относительно практики празднования, потому что и они вынуждаются принять новшества.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

71 Имеется в виду митрополит Дионисий Миливоевич (серб. владыка Николай называет его в своем письме кардиналом (серб. «кардо»). 74 Серб. Задужбина – «за упокой души»; здание или учреждение в Сербии, построенное на основе добровольных пожертвований одного или более влиятельных лиц; является одной из форм благотворительности и попечительства. 76 Народные соборы – древняя традиция сербского народа. Соборы, вероятно, произошли от собраний племён, которые представляли собой форму общественной жизни в древности. Самыми важными когда-то были державные соборы. На державных соборах выбирали королей, утверждали государственные и церковные порядки, решались вопросы войны и мира. Соборы созывались и по праздничным дням. В эти дни проходили праздничные церковные службы, общение, обмен новостями, шла торговля. 77 Иустин Попович (серб. Архимандрит в миру Благое Попович, серб. 25.03/6.04 1894–7.04.1979) – архимандрит Сербской Православной Церкви, доктор богословия. C 1948 г. – духовник женского монастыря Челие недалеко от города Валево у села Лелич. Канонизирован 29 апреля 2010 года решением Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви в лике преподобных. 78 Серб. Петровдан – День святых, славных и всехвальных первоверх. апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля). 80 Имеются в виду труды Владыки Николая «Кассиана. Повесть о христианской любви» (серб. стослов и «Собор – Наука чудес» (серб. «Диван – Наука о чудесима»). 81 Змая-Од-Ночая (серб. Змaja од – улица исторического квартала Белграда, названная именем лидера освободительной борьбы сербского народа – Стояна Чупича. 82 Молодило кровельное (лат. Sempervivum tectorum) – суккулентное многолетнее растение; издавна применялось для покрытия глиняных и соломенных крыш. 84 Здесь и далее идет отсылка к истории с сиротским приютом (или домом для сирот и детей из беднейших семей «Богдай», иначе «Дедушкин Богдай», как его еще называли), основанным Владыкой Николаем (Велимировичем) в Битоле в 1935 году, и посвященном Святому Николаю Чудотворцу. В приюте несла послушание м. Анна (Аджич), духовная дочь Владыки, в связи с чем и упоминается ее имя. [М. О. Воробьев. Биография святителя Николая Сербского ].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Праотец Иаков в древности видел во сне лестницу, утвержденную на земле, верх которой достигал до небес (см. Быт.28:12 ), прообразовавшую Ту, через Которую снизшел на землю Сын Божий. Псалмопевец царь Давид воспевает Ее как Царицу, представшую одесную Царя, в ризы златы одеяну и преукрашену, вся слава Которой внутрь Ея (см. Пс.44:10,14 ). А премудрый Соломон говорит о Ней в Книге Притчей как о Доме Премудрости: Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь ( Притч.9:1 ). Домом, в котором обитала Превечная Премудрость при Воплощении, и явилась Пречистая Дева Мария. Столпы сего Дома суть Ее добродетели. Число семь у древних восточных народов обозначало совершенство, и семь столпов у Дома обозначает совершенство в добре Матери Божией. Посему на иконах изображается Премудрость Божия, Сын Божий, на престоле, как бы в здании на семи столпах, обозначающем Его Пречистую Матерь. Наверху семь архангелов, с обеих сторон семь пророков со свитками, исписанными предсказаниями о Богородице, а внизу наименование семи добродетелей. Седмеричное число, многажды повторенное, означает духовное совершенство Пресвятой Девы. Ныне, когда воспевается «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней» 45 , устрояется Земной Дом для вечной Премудрости, приуготовляется Жилище для Сына Божиего, грядущего с Небес на Спасение рода человеческого. «Христос с небес, срящите» 46 . Для сретения [встречи] Его созидается одушевленная Палата, освященный Храм, в Который вселится снисшедшее с неба Превечное Слово Божие, чтобы оттуда начать воссоздание мира, соединить вновь небо и землю. Преподобный Иустин (Попович), Челийский. Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы Преподобный Иустин (Попович) , Челийский (1894, город Вране – 1979, монастырь Челие, около города Валево) – архимандрит, сербский подвижник, аскет, богослов, автор многочисленных проповедей. Преподобный Иустин происходил из священнического рода, с детства посещал церковь , с юных лет желал принять монашество. В 1914 году поступил на богословский факультет Белградского университета, однако с началом Первой мировой войны был призван в армию, служил в медицинской роте при военных госпиталях.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Тяжел был путь, но свет звезды Вифлеемской освещал его. И мудрецы-волхвы, преодолевая все препятствия, шли по стезям, указываемым небом, отрешившись от своей воли. Звезда привела их в Иерусалим, где они услышали писанное слово Божие, а затем в Вифлеем, где они узрели Воплощенное Слово, Бога во плоти, и поклонились Солнцу Правды. Мир продолжал бушевать своими страстями. Ирод, узнав о рождении вечного Царя, искал убить Его; не нашедши Его, он умертвил множество младенцев, но так и не смог убить тайно Рожденного в вертепе. Тайна сия для живущих по стихиям мира сего оставалась тайной. Он стоял посреди людей, а они Его не знали (ср. Ин. 1:31 ). Лишь постепенно открывался Он чистым сердцем, искавшим правды, готовым стоять за истину, открываясь и тем, кто желал очищения сердца, кто готов был свою волю покорить воле Небесной. И настало время – свет Вифлеемский озарил все концы вселенной. Ныне опять бушует мир! Одни готовы были бы убить Младенца и стараются стереть Его Имя, другие словно Его не замечают. Но посреди нас стоит Он, открываясь тем, кто испытует свидения (откровения) Его и всем сердцем взыщет Его ( Пс. 118:2 ). Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Жезлом железным сокрушишь их, как сосуд горшечника ( Пс. 2:1:9 ). А звезда Вифлеемская вновь незримо сияет над миром, призывая все народы и каждого человека устремить свой взор к небу, горе иметь сердце, припасть к Новорожденному и возрадоваться радостью велией, ибо с нами Бог ! С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся: яко с нами Бог! (ср. Ис. 8:8–9 ). Христос родися! Преподобный Иустин (Попович), Челийский Бог вошёл в недра человеческой жизни Преподобный Иустин (Попович) , Челийский (1894, город Вране – 1979, монастырь Челие, около города Валево) – архимандрит, сербский подвижник, аскет, богослов, автор многочисленных проповедей. Преподобный Иустин происходил из священнического рода, с детства посещал церковь , с юных лет желал принять монашество. В 1914 году поступил на богословский факультет Белградского университета, однако с началом Первой мировой войны был призван в армию, служил в медицинской роте при военных госпиталях. После заболевания тифом и демобилизации, в 1915 году принял монашеский постриг. В 1916 году недолго учился в Санкт-Петербургской духовной академии, затем, из-за революционных волнений в России, оказался в Великобритании, обучался в Оксфорде.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Перевод, примечания, иллюстрации к.ф.н. Натальи Масленниковой. В сокращении опубликовано на сайте «Одна Родина». Здесь публикуется полный вариант интервью. Иллюстрации: 1. Епископ Рашско-Призренский Артемий (Радосавлевич). 2. Икона преп. Иустина Челийского (работа иконописной мастерской монастыря Челие). 3. Икона св. Николая Сербского (мон. Челие). 4. Владыка Артемий в сослужении с патриархом Павлом. 5. Монастырь Црна Река. 6. Монастырь Грачаница, ц. Благовещения. 7. Богоматерь Пелагонитиса (Грачаница; по преданию образ явлен в Пелагонии в сер. XI в. ). 8. Карта-схема «Уничтоженные храмы и монастыри Косова и Метохии 17 марта 2004 года». 9. Джаковица, после погрома 2004 г. 10. Богоматерь Троеручица (мон. Хиландар, св. Гора Афон). 11. Коллаж (сайт «Борба за веру»). Слева епископ Артемий, в центре преп. о. Иустин, обращающийся к сербским архиереям, духовным чадам своим, (слева направо) еп. Афанасию (Ефтичу), еп. Иринею (Буловичу) и митрополиту Амфилохию (Радовичу): «И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой?» (Быт. 4, 9). 12. Распятая сестра наша-Сербия (2004). Следует, на наш взгляд, обязательно подчеркнуть, что Косовский погром случился после странного пожара в Хиландаре (4 марта 2004 г.), когда сгорело 2/3 сербского монастыря, основанного св. Саввой Сербским и отцом его, св. Симеоном Мироточивым, но уцелел собор Введения Богоматери во храм, библиотека, ризница и, главное, чудотворная икона Богоматерь-Троеручица. Преподобный Иустин Челийский (Попович), архимандрит (1894-1979), др. богословия, замечательный проповедник, автор многих богословских сочинений, собеседник митрополита Антония (Храповицкого); с 1948 г., после изгнания коммунистами из Богословского факультета Белградского университета, жил в женском монастыре свв. Архангелов Михаила и Гавриила-Челие, был духовником сестёр, скончался в 1979 г. Сразу же после кончины стал местночтимым святым, 2 мая 2010 г. канонизирован Сербской Православной Церковью, мощи под спудом в монастыре Челие. Св. Николай Сербский (Велимирович), епископ Жичский, архиепископ Охридский (1880-1956), выдающийся сербский богослов, духовный писатель, проповедник; канонизирован СПЦ в мае 2003 г., мощи перенесены в 1991 г. из Америки в Сербию и водворены в ктитории вл. Николая — храме св. Николая Чудотворца, в селе Лелич; в последние годы некоторые его сочинения появились на русском языке.

http://ruskline.ru/analitika/2010/12/18/...

191 «Домостроительство» (греч. οκονομα) в данном случае означает заботу Бога о спасении мира, или устроение спасения. В языке святых Отцов «домостроительство» в таком смысле напрямую связывалось с воплощением Бога Слова. Ср.: «Доселе мы говорили о богословии, теперь же начинаем говорить о домостроительстве, то есть о вочеловечении Сына и Слова Божия» (св. Афанасий Великий, Quaestiones aliae, 16. PG 28, 788). См. Предисловие, с. 62 и далее. 192 Песнь первая воскресного канона, глас 6. 193 Св. Афанасий Великий, О Страстях и Кресте Господнем, 11; 12; 17. PG 28:205, 216. 194 Прп. Иустин Попович (1894—1979). См. наст. изд., с. 26—27. 195 Слово на праздник Собора Вселенских Учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января 12 февраля). 196 Старец Иосиф возводит греческое πατρ к πντων  τηρητς. Ср. св. Афанасий Великий: «Почему Отец называется Отцом? Бог называется Отцом как все оберегающий, то есть как хранитель всего» (Quaestiones aliae, 8. PG 28, 784). 197 Прп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 90. С. 314. 198 Св. Василий Великий пишет об этом в Письме к Евстафию Севастийскому в ответ на обвинение его в привнесении новых истин в Предание: «Кроме того, в сказанном от усовершения [познания] наблюдается некое развитие [мысли], которое состоит не в изменении от худшего к лучшему [рассматриваемой истины], но в восполнении недостающего через добавление знания» (Письмо 323, 5. OG 32, 828. Ср. рус. пер.: Творения, т. 3, с. 266). 199 О том, что святые, приобщающиеся к божественной жизни, принимают всего Бога, учат все Святые Отцы Православной Церкви. Ср.: «Всякая добродетель и всякое зависящее от нас подражание Богу делают праведника удобным для божественного единения, Благодать же совершает само несказанное единение, ибо через нее всецелый Бог перемещается во всецелых достойных, а всецелые святые всецело перемещаются во всецелого Бога, приняв взамен себя всецелого Бога и приобретя словно бы в награду за свое восхождение к Нему Самого Единого Бога...» (Св. Григорий Палама, Триады III, 1, 27. С. 290—291).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

   «Домостроительство» (греч. οκονομα) в данном случае означает заботу Бога о спасении мира, или устроение спасения. В языке святых Отцов «домостроительство» в таком смысле напрямую связывалось с воплощением Бога Слова. Ср.: «Доселе мы говорили о богословии, теперь же начинаем говорить о домостроительстве, то есть о вочеловечении Сына и Слова Божия» (св. Афанасий Великий, Quaestiones aliae, 16. PG 28, 788). См. Предисловие, с. 62 и далее.    Песнь первая воскресного канона, глас 6.    Св. Афанасий Великий, О Страстях и Кресте Господнем, 11; 12; 17. PG 28:205, 216.    Прп. Иустин Попович (1894—1979). См. наст. изд., с. 26—27.    Слово на праздник Собора Вселенских Учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января12 февраля).    Старец Иосиф возводит греческое πατρ к πντων  τηρητς. Ср. св. Афанасий Великий: «Почему Отец называется Отцом? Бог называется Отцом как все оберегающий, то есть как хранитель всего» (Quaestiones aliae, 8. PG 28, 784).    Прп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 90. С. 314.    Св. Василий Великий пишет об этом в Письме к Евстафию Севастийскому в ответ на обвинение его в привнесении новых истин в Предание: «Кроме того, в сказанном от усовершения [познания] наблюдается некое развитие [мысли], которое состоит не в изменении от худшего к лучшему [рассматриваемой истины], но в восполнении недостающего через добавление знания» (Письмо 323, 5. OG 32, 828. Ср. рус. пер.: Творения, т. 3, с. 266).    О том, что святые, приобщающиеся к божественной жизни, принимают всего Бога, учат все Святые Отцы Православной Церкви. Ср.: «Всякая добродетель и всякое зависящее от нас подражание Богу делают праведника удобным для божественного единения, Благодать же совершает само несказанное единение, ибо через нее всецелый Бог перемещается во всецелых достойных, а всецелые святые всецело перемещаются во всецелого Бога, приняв взамен себя всецелого Бога и приобретя словно бы в награду за свое восхождение к Нему Самого Единого Бога...» (Св. Григорий Палама, Триады III, 1, 27. С. 290—291).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

В 1928 г. чехословац. правительство заключило с Ватиканом конкордат (modus vivendi), на основании к-рого греко-католики, опираясь на поддержку властей, стали претендовать на имущество обратившихся из унии в Православие приходов. Это инициировало строительство мн. новых правосл. храмов. В февр. 1930 г. чехословац. власти без ведома Свящ. Синода СПЦ издали новый гос. устав для православных Подкарпатской Руси, согласно к-рому на приход мог назначаться лишь священник, имевший свидетельство о благонадежности. Собор СПЦ, прошедший 15 окт. 1930 г. в Сремски-Карловци, не признал новый устав, оставив в силе старый от 1868 г. 2 авг. 1931 г. епископская кафедра была переведена из Хуста в Мукачево. Важную роль в дальнейшем становлении Православия в З. сыграл 1-й постоянный архиерей СПЦ для Подкарпатской Руси Дамаскин (Грданичкий) , хиротонисанный во епископа Мукачевско-Пряшевского 30 нояб. 1931 г. Благодаря его усилиям в епархии повысился уровень богословского образования, была налажена работа с молодежью. Еп. Дамаскина сменил на кафедре в нояб. 1938 г. еп. Владимир (Раич) . В 30-х гг. в З. служил серб. богослов архим. прп. Иустин (Попович) (1894-1979). Согласно чехословац. статистике, к 1925 г. в Подкарпатской Руси проживало 60 986 православных, к 1930 г. их было уже 112 034. В кон. 30-х гг. численность правосл. верующих Мукачевско-Пряшевской епархии составляла ок. 150 тыс. чел. В епархии насчитывалось более 130 приходов, объединенных в 6 благочиний. Церковь свт. Николая Чудотворца в с. Гусный (Великоберезнянский р-н). 1655 г. Фотография. 2008 г. Церковь свт. Николая Чудотворца в с. Гусный (Великоберезнянский р-н). 1655 г. Фотография. 2008 г. После Мюнхенского «сговора» зап. держав с фашистской Германией и Италией в сент. 1938 г. стала очевидна невозможность существования Чехословакии в прежних границах. 11 окт. 1938 г. пражское правительство назначило Кабинет министров Подкарпатской Руси во главе с политиком автономистом А. Броди (1895-1946), к-рый был низложен 26 окт. 1938 г., а вместо него по рекомендации герм.

http://pravenc.ru/text/182499.html

Видов день – по-сербски «Видовдан», 15/28 июня, день памяти святого Витта. В этот день в 1389 г. произошла Косовская битва. – Ред. Вук Бранкович – господарь Косовской области, был зятем и соратником князя Лазаря и участвовал в событиях на Косовом поле в 1389 г. В народных песнях и эпической поэзии предстает как предатель дела князя Лазаря и совместной борьбы сербов. Согласно этим свидетельствам Вук Бранкович в ответственный момент увел свои войска с поля битвы, что сыграло в ее исходе роковую роль. – Ред . Николай (Велимирови ч), святитель. Косово//Владика Hukoлaj Српски завет на светова. 2001. С. 110. Там же. Там же. Бошко Югович – герой Косовской битвы. То есть Его ради. См.: Ин. 15: 20–21. Прп.Иустин Попович (1894-1979) – известный сербских богослов, духовик и подвизник. – Ред. Николай (Велимирович), святитель. Косово. С. 110. Там же. С. 104–105. г. Крушевац – столица Сербии во времена князя Лазаря, построенная им в 1371 г. Первое письменное упоминание о Крушевце относится к 1387 г. После Косовской битвы Крушевац становится столицей вассальной Сербии. Городом управляла вдова Лазаря княгиня Милица и его сын деспот Стефан Лазаревич, который позднее перенес столицу в Белград. – Ред . Николай (Велимирович), святитель. С. 109–110. Комнени Милан . 1989. С. 67, 87. Jycmuh (Попови Косовска этика // Двери српске. 2004. Дboбpoj 3. С. 15. В 1390/1391 гг. тело вмч.Лазаря было перенесено из церкви в Приштине в монастырь Раваница. Из-за опасностей, исходивших от турецких завоевателей, сербы вынуждены были переносить мощи с собой все дальше на север. Так мощи св. Лазаря добрались через Белград до городка Сент-Андрея в Венгрии, а через несколько лет оказались в монастыре Врдник (Новая Раваница) на Фрушкой горе. Во время Второй мировой войны, из-за погромов, чинимых хорватскими усташами, мощи были перенесены в 1942 г. в кафедральный собор Белграда. Во время празднования 600-летия Косовской битвы в 1989 г. мощи были пронесены через многие сербские города, вновь побывали на Косовом поле, а затем были возвращены в монастырь Раваницу. – Ред.

http://pravoslavie.ru/5727.html

Его стихи — бесценное завещание будущим поколениям верующего сербского народа.И наконец, все творения епископа Николая освещены светом проповедничества. Его стихи — это поэтические проповеди, так же как его проза — своего рода поэзия. Владыка — проповедник, которому нет равных в истории сербского народа. Поэтому отец Иустин часто подчеркивал: " Сербская душа томилась немотой, пока не родился владыка Николай и не нашел для нее слова, чтобы она заговорила " . Он один-единственный из сербского рода стоит плечо к плечу со святителем Иоанном Хризостомом, за что отец Иустин и другие называли его " сербским Златоустом " .До владыки Николая проповедничество у нас зачахло и почти замерло, стало стереотипным, совершалось как служебная обязанность. Дар проповедника святителя Николая Охридского и Жичского явился как благодатный дождь в засуху, как небесная манна в пустыне, как чудо и откровение. Тематика его проповедей разнообразна, всегда современна, актуальна — подобно творениям святых отцов, которые и сегодня воспринимаются как вечная и непреходящая ценность.Проповедничество епископа Николая (Велимировича) одухотворило и подвигло многих к ревности в проповедании Слова Божиего. Святитель самоотверженным трудом сумел создать большую группу " народных проповедников " , " богомольцев " ; по словам одного из них, никогда еще мир не видел людей, в лаптях проповедующих Евангелие! Некоторые из этих миссионеров-проповедников живы и теперь, и сегодня их любят слушать на собраниях богомольцев. Но и вся жизнь епископа Николая была неумолкающей проповедью о Господе Иисусе Христе и Его Евангелии. Книга была написана епископом Артемием в 2001 г. Архимандрит Иустин (Попович) (1894–1979) — выдающийся сербский богослов и церковный деятель. Во время обучения в Белградской семинарии из всех преподавателей самое сильное влияние оказал на него иеромонах Николай (Велимирович), который относился к нему с отеческой любовью и внимательно следил за его духовным становлением. Впоследствии на протяжении всей жизни их связывала большая духовная дружба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1303...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010