И церковь считалась с этим. Читая многочисленные послания и поучения духовенству русских святителей древнего времени, мы встречаем неизменное предписание священникам учить или наказывать своих, «детей духовных» (или просто «детей»). Стоглавый собор повторяем эту стереотипную фразу. На наш взгляд, она свидетельствует о том, что древнерусская церковная власть, предписывая низшему духовенству обязанность пастырского учительства, обращалась собственно к духовникам, связывала учительную деятельность священника с его духовничеством. Вот почему среди духовников является мнение, будто каждый из них обязан учительствовать лишь в пределах своей духовной семьи, и даст Богу ответ только за нравственное состояние своих детей духовных. «Не глаголи того, попе, обращается один древний духовник к другим, не сын ми есть, почто ми его учити? Но своего ради спасения всякого человека от зла выстягни, а на добро поучай, ты бо еси всем отец: стару и младу, богату и убогу». «Чи сим избуду муки вечныя (говорит он уж от своего лица): не дети суть, почто ми их учити»? 545 Выходило, что древнерусский священник, не имевший духовных детей, считал себя свободным от учительной обязанности. Учительность – качество обязательное для всякого пастыря; но в древней Руси, при известном состоянии просвещения, невозможно было ее требовать от каждого приходского священника. И вот мы встречаем прямые запрещения для некоторых священников «держать духовных детей», а вместе с тем учить и читать пред людьми. «Не подобает несмысленному попови держати детей и учити и пред людьми» 546 . «Ведати же подобает, яко предсловье слово о покаяньи, не подобает несмысльну попови дьржати (т.е. детей) и чьсти пред людьми» 547 . Этими предписаниями хотели, так сказать, убрать с глаз долой попов невежд, оставляя им из пастырских обязанностей только службу в храме и требоисправление. И всякий священник, белый или черный, имевший способность или только желание сделаться учителем народа, должен был стать духовником, набрать себе покаяльную семью и руководить ее на пути спасения. И это было самым естественным средством учительного воздействия низшего духовенства на народ. В древней Руси церковная учительностъ выражалась не в тех формах, что теперь: живой церковной проповеди не было, но она заменялась уставными чтениями в церкви, а потом индивидуальным тайным руководительством духовника. Когда в пол. XVII в. под влиянием киевских ученых появилась на Москве живая проповедь , что вызвало протест среди столичного приходского духовенства. Никольский поп Прокофий где ни сойдется с Гавриловским попом Иваном, так начнет говорить ему: «Заводите вы, ханжи, ересь новую, единогласное пение, да людей в церкви учить; а мы прежде людей в церкви не учивали, учивали их втайне, беса вы имате в себе, все ханжи» 548 . Прокофий стоял за старину, за учительностъ на-духу и при личном общении духовника с детьми своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Богородицы частицы св. мощей и «всякие украшения» (Памятник эриставов. 1954. С. 348; То же. 1979. С. 25); их сын эристав Ларгвели (II) (1318-1320) украсил большую икону вмч. Феодора, также «создал» икону Спасителя «в свой рост и оправил ее» (Памятник эриставов. 1954. С. 349; То же. 1979. С. 26); эристав Виршел (II) (1320-1335) преподнес Л. «превосходный» Синаксарь (Памятник эриставов. 1954. С. 352; То же. 1979. С. 29). Ксанские эриставы активно участвовали в строительной деятельности и организации хозяйственной жизни Л. В XIV в. р. Ксани дважды выходила из берегов, смыв ограду мон-ря, «колокольни, большие и прекрасные», подмыла основание кафоликона (Памятник эриставов. 1954. С. 349, 355; То же. 1979. С. 6, 32). Эристав Квенипневели (I) (1344-1373) заново отстроил ограду и колокольню и «всеми украшениями украсил церковь. И собрал священников и монахов и почитал их больше, [чем] все первые и последующие эриставы». Также он выстроил маслобойню, установил 17 агап (поминальных дней - очевидно, членов своего рода) и пожертвовал 9 виноградников, а также крестьян «на услужение церкви» (Памятник эриставов. 1954. С. 352; То же. 1979. С. 29). Его брат и преемник эристав Иоанн (I) (1373-1390) построил за 3 года «верхнюю церковь», пристроил притвор и колокольню, украсил стены церкви росписью (Памятник эриставов. 1954. С. 355; То же. 1979. С. 32). Сын Иоанна эристав Виршел (III) (1390-1422) «построил из камня на извести церковь святого Николая» (Памятник эриставов. 1954. С. 356; Там же. 1979. С. 33). Местные феодалы щедро жертвовали поместья вместе с крестьянами. В «Памятнике эриставов» сохранились сведения о прот. Иоанне Бандас-дзе. В 20-х гг. XIV в. он сопровождал Пипу Квенипневели, сына эристава Шалвы (I), к египетскому султану для ведения переговоров о возвращении груз. монахам «ключей иерусалимских», т. е. храма Гроба Господня. Дипломатическая миссия завершилась успешно, и прот. Иоанн был посвящен в сан модзгварт-модзгвари (благочинного) груз. мон-рей Иерусалима (подробнее см.

http://pravenc.ru/text/2463127.html

Во II в. образ и учение П. были предметом споров среди христиан различных направлений, к-рые признавали его главным вероучительным авторитетом или, напротив, отвергали его, использовали его Послания для обоснования специфических доктринальных тезисов. Учитывая значение П. в истории Церкви, правосл. авторы должны были сформулировать собственное отношение к апостолу. Возможно, такая попытка была предпринята в «Послании апостолов» (Epistula Apostolorum - CANT, N 22), составленном примерно в сер. II в., вероятно, в М. Азии или в Египте. В этом тексте воскресший Христос велит 11 апостолам проповедовать среди 12 колен евреев и язычников на земле Израиля. Затем Христос предсказывает встречу апостолов с гонителем П., явившимся из Киликии в Дамаск ради уничтожения Церкви, и его обращение к Богу. Когда П. уверует в Христа, апостолы должны будут научить его всему, чему их учил Иисус, чтобы он мог проповедовать язычникам. П. представлен как избранный сосуд (Деян 9. 15) и несокрушимая стена; ему суждено возвестить Евангелие язычникам, но затем он будет выдан врагам и принесет свидетельство перед царями, превратившись из гонителя в гонимого. Т. о., деятельность П. описывается как исполнение пророчества Христа, явление славы Божией ради спасения всех народов (Ep. apost. 31-33). Высказывалось мнение о противоречивости образа П. в «Послании апостолов»: хотя П. был избран и призван Богом, он стал учеником апостолов ( Lindemann. 1979. S. 110-111; ср.: Dassmann. 1979. S. 265-266). Др. исследователи не видели в этом противоречия, т. к. П. по воле Божией присоединился к 11 апостолам, заменив отпавшего Иуду, и стал равноправным участником их служения (Gespräche Jesu mit seinen Jüngern nach der Auferstehung/Hrsg. C. Schmidt. Lpz., 1919. S. 258). Т. о., П. описывается как один из апостолов, призванный Самим Богом (ср.: Гал 1. 1, 16-17; 2. 9) ( Watson. 2018). Одни исследователи полагали, что в «Послании апостолов» была использована кн. Деяний ( Dassmann. 1979. S. 266; Lindemann. 1979. S. 373), другие это отрицали ( Watson. 2018). В «Послании апостолов» нет признаков использования сочинений П. и знакомства с его учением ( Hornschuh M. Studien zur Epistula Apostolorum. B., 1965. S. 18-19, 87; Dassmann. 1979. S. 262-263), содержание проповеди П. тождественно учению др. апостолов ( Dassmann. 1979. S. 265-266).

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Sanchez 1991 – Sanchez M. El comentario al Eclesiastés de Dídimo Alejandrino. Teresianum. Roma. 1991. 308 p. Schermann 1902 – Schermann Th. Lateinische Parallelen zu Didymus. RQA 16. 1902. р. 232–242. Schibli 1994 – Schibli H. Origen, Didymus, and the vehicle of the soul. Origeniana quinta. р. 381–391. 1994. Seiler Ingrid. Didymus der Blinde. De trinitate. Buch 2. Kapitel 1–7. Meinsenheim am Glan. Verlag Anton Hain. 1975. Seilew 1989 – Seilew P. Achilles or Christ? Porphyry and Didymus in debate over allegorical interpretation. HThR. 82. 1989. р. 79–100. Simonetti 1983 – Simonetti M. Lettera e allegoria nell " esegesi veterotestamentaria di Didimo. VetChr 20. 1983. 341–389. – " Didymiana.» VetChr 21. (1984): 129–155. –Due passi della prefazione di girolamo alla traduzione del De spiritu sancto di Didimo. RSLR. XXIV. 1988. р. 78–80. Smythe 1950 – Smythe H. The interpretation of Amos IV, 13 in St. Athanasius and Didymus. JTHs N. S. I. 1950. р. 158–168. Staab K. Die griechischen Katenenkommentare zu den katholischen Briefen. Bib 5 (1924) S. 296–353. Staimer 1960 – Staimer E. Die Schrift De spiritu sancto von Didymus dem Blinden von Alexandrien. Eine Untersuchung zur altchristlichen Literatur- und Dogmengeschichte. Diss. München. Zink. 1960 . XIII &173 р.//RHE. 56. 1961. р. 903–904. Gesché.//ThLZ. 87. 1962. р. 788–790.//ThRev. 59. 1963. р. 179–180. Zoepfl//ZKG. 74. 1963. р. 146. de Santos Otero.//VChr. 18. 1964. р. 248. Bakhuiz van den Brink. Stpelmann W. Der gelehte Asket. Didymus der Blinde Laientheologe. Sein und Sendung 27. 1962. S. 495–501. Stolz 1905 – E. Stolz. Didymus, Ambrosius, Hieronymus. ThQ. 87. 1905. р. 371–401. Swensson G. I. «God " s Ikon in Mans History. A Study of Exegesis, Doctrine and Spiritual Teaching in the Commentary on Genesis by Didymus of Alexandria, I-II.» M. Phil, thesis, Heythrop College (London), 1985. Tigcheler J. Didyme l’Aveugle et l’exégése allégorique. Graecitas Christianorum primaeva VI Nijmegen Dekker & van Vegt 1977 XIV & 196 p.//Rben 88. 1978. p. 184. Bogaret.//SSR 2. 1978. p. 399–400. Simonetti.//ThRev 74. 1978. p. 101–104. Mühlenberg.//NRTh 100. 1978. p. 592. Martin.//RET 38. 1978. p. 190. Barcala.//Aevum 53. 1979. p. 193. Pizzolato.//OSP. 45. 1979. p. 489. von Esbroeck.//JThS 30. 1979. 335–336. Hanson.//RHE 74. 1979. p. 584. de Halleux.//TH&Ph 54. 1979. p. 280. Sieben.//WS N.F. 13. 1979. Primmer.//Emerita 48. 1980. p. 163. Barcala.//RecSR 70. 1982. p. 594. Kannengiesser.//ZKG 96. 1985. p. 427–432. Bienert.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

В августе 1993 года митрополиту Кириллу была вручена международная Ловийская премия мира, присужденная Общественным Комитетом " Мирный форум Ловииса " , возглавляемый госпожей Теллерво Койвисто, супругой Президента Финляндии. Этой премией раз в три года награждается миротворческий деятель, внесший особо значимый вклад в это насущное для семьи народов служение. 6 декабря 2008 года на экстренном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с кончиной Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II митрополит Кирил тайным голосованием избран Местоблюстителем Патриаршего Престола. Должности и места служения • 26.12.1974 г.: Санкт-Петербургская духовная академия, ректор • 26.12.1984 г.: Смоленская епархия • 13.11.1989 г.: Отдел внешних церковных связей Московской Патриархии, председатель • 31.03.1999 г. – 05.10.1999 г.: Корсунская епархия, временно управляющий • 06.12.2008 г. – Местоблюститель Патриаршего Престола Образование: 1967 – Ленинградская духовная семинария. 1969 – Ленинградская духовная академия; 1970 – кандидатская диссертация на тему " Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере " . Место работы: Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) (Председатель) Епархия: Смоленская и Калининградская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации: Речь при наречении во епископа Выборгского.//ЖМП. 1976, 6, с. 6-8. " Заседание Исполкома ВСЦ в Хельсинки " .//ЖМП. 1979, 2, с. 74. Речь на парастасе в Троицком соборе в Ленинграде 4 сентября 1979 г. в годовщину кончины митр. Никодима.//ЖМП. 1979, 12, с. 27. Речь на поминальной трапезе 5 сентября 1979 г. в годовщину кончины митр. Никодима (Ротова).//ЖМП. 1979, 12, с. 30. " К реорганизации регентского класса при Ленинградских духовных академии и семинарии " .//ЖМП. 1980, 5, с. 13. " Свидетельство и служение " (Доклад на Х Генеральной Ассамблее Синдесмоса).//ЖМП. 1980, 11, с. 42-48. " К вопросу о реконструкции Кирилло-Мефодиевского перевода Свящ. Писания " . (Доклад, прочитанный 25 ноября 1980 года на богословском симпозиуме в Софийской Духовной Академии, посвящ. 1300-летию Болгарского государства).//ЖМП. 1981, 3, с. 49-54.

http://religare.ru/2_61583.html

------. Archpastoral Directive, August 7, 2008. Sterzing, H. Keith Mephodie. «Orthodox Bishop Claims to Apply the Canons – Orthodox Question Application.» Unpublished article, January 28, 1993. Zell, Ronald L. Ronald L. Zell to Dr. Howard, February 7, 1984. ------. Ronald L. Zell to Bishop Maximos of Pittsburgh, February 18, 1984. Additional Unpublished Collection Cited National Association of Evangelicals Papers (SC-113). Wheaton College Special Collections. Wheaton, IL. Published Primary Sources and Secondary Sources Allen, Joseph. Widowed Priest: A Crisis in Ministry. Minneapolis: Light and Life, 1994. Anonymous editor. «New church body formed.» Chicago Tribune, March 11, 1979. Bouma, Gary D. «The Real Reason One Conservative Church Grew,» Review of Religious Research 50 (2008), 43–44. Braun, Jon E. «Share the Vision.» AGAIN 14 (1991), 28–29. Counts, Bill. The Evangelical Orthodox Church and the New Covenant Apostolic Order. Berkeley: The Spiritual Counterfeits Project, 1979. Fornoff, Robin. " Ex-members call Glen Park church a cult.» Post-Tribune, March 30, 1980. ------. «Healing by faith called extremist.» March 30, 1980. ------. «Prophet» now calls church a cult.» Post-Tribune, March 31, 1980. ------. «Members confirm some church extremes.» April 2,1980. Francis, Matthew. «The Orthodox Study Bible and Orthodox Identity in North America,» Canadian Journal of Orthodox Christianity 2:2 (2007), 37–55. Available at: http://www.cjoc.ca/pdf/Vol%202%20Sl%20Francis.PDF (accessed February 5, 2013). Gillquist, Peter. «Presiding Bishop’s Corner.» AGAIN 2:1 (January-March 1979), 2. ------. «Believing What is Right.» AGAIN 2:1 (January-March 1979), 1,7. ------. «Presiding Bishop’s Corner.» AGAIN 2:4 (October-December 1979), 2. ------. «Presiding Bishop’s Corner.» AGAIN 3:3 (July-September 1980), 2. ------. «Presiding Bishop’s Corner.» AGAIN (n.d., October-December 1980), 2. ------. «Editorial: Christless Church or Churchless Christ?» AGAIN 5:3 (1982), 2. ------. «Editorial.» Again 8:3 (1985), 2.

http://azbyka.ru/otechnik/world/turning-...

Ramsay, Discovery Ramsay, William M. The Bearing of Recent Discovery on the Trustworthiness of the New Testament. London: Hodder 8c Stoughton, 1915. Repr., Grand Rapids: Baker, 1979. Ramsay, Letters Ramsay, William M. The Letters to the Seven Churches of Asia. London: Hodder 8c Stoughton, 1904. Repr., Grand Rapids: Baker, 1979. Ramsay, Luke Ramsay, William M. Luke the Physician and Other Studies in the History of Religion. London: Hodder 8c Stoughton, 1908. Repr., Grand Rapids: Baker, 1979. Ramsay, «Roads» Ramsay, William M. «Roads and Travel (in NT).» Pages 375–402 in vo1. 5 of Dictionary of the Bible. Edited by James Hastings. 5 vols. Edinburgh: T&T Clark, 1898–1923. Ramsay, Teaching Ramsay, William M. The Teaching of Paul in Terms of the Present Day. London: Hodder 8c Stoughton, 1913. Repr., Grand Rapids: Baker, 1979. Ramsey, «Speech-Forms» Ramsey, George W. «Speech-Forms in Hebrew Law and Prophetic Oracles.» JBL 96 (1977): 45–58. Raphael, «Travail» Raphael, Freddy. «Le travail de la memoire et les limites de l " histoire orale.» Annales 35 (1980): 127–45. Rapske, Custody Rapske, Brian. The Book of Acts and Paul in Roman Custody. Vo1. 3 of The Book of Acts in Its First Century Setting. Edited by Bruce W. Winter. Grand Rapids: Eerdmans, 1994. Rapske, «Travel» Rapske, Brian M. «Acts, Travel, and Shipwreck.» Pages 1–47 in Acts in Its GraecoRoman Setting. Edited by David W. J. Gill and Conrad Gempf. Vo1. 2 of The Book of Acts in Its First Century Setting. Edited by Bruce W. Winter. Grand Rapids: Eerdmans, 1994. Rashidi, «Africans» Rashidi, Runoko. «Africans in Early Asian Civilizations: A Historical Overview.» Pages 15–52 in African Presence in Early Asia. Edited by Ivan Van Sertima and Runoko Rashidi. New Brunswick, N.J.: Transaction (Rutgers)/Journal of African Civilizations, 1988. Rasmussen, «Journey» Rasmussen, Krud. «A Shaman " s Journey to the Sea Spirit.» Pages 308–11 in Reader in Comparative Religion: An Anthropological Approach. Edited by William A. Lessa and Evon Z. Vogt. 4th ed. New York: Harper 8c Row, 1979.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

( Lemerle. 1979. Т. 1. P. 72-82; BHG, N 502) повествует об избавлении Фессалоники от эпидемии чумы, охватившей всю страну. Иоанн подробно описывает эпидемию, от к-рой умирали и младенцы, и воины, и правители. Уповая на помощь покровителя Фессалоники Д. С., люди усердно молились всю ночь в его храме, а наутро многие из них стали выздоравливать, те же, кто остались дома, умерли. Это событие относят к июлю 586 г. ( Lemerle. 1981. Т. 2. P. 79). Следующая группа чудес (4-7) в Собрании I относится к категории «духовного исцеления», или избавления от заблуждений. Чудо 4 «О демонах» ( Lemerle. 1979. Т. 1. P. 82-86; BHG, N 503) рассказывает о воине, к-рым овладели демоны, и он не мог молиться. Товарищи отвели его в храм Д. С. и положили там, а наутро рассудок вернулся к нему. Чудо 5 «О востребовании мощей мученика» ( Lemerle. 1979. Т. 1. P. 87-90; BHG, N 504-504b). Имп. Маврикий потребовал у архиеп. Фессалоникийского Евсевия прислать ему мощи Д. С. для помощи на войне. Евсевий отказал императору, напомнив, что еще имп. Юстиниан тщетно пытался получить мощи святого. Тогда служители церкви решили открыть мощи, производя раскопки в предполагаемом месте их нахождения, но были остановлены внезапно появившимся пламенем и голосом Д. С., запретившего им делать это. Чудо 6 «О серебряном троне» ( Lemerle. 1979. Т. 1. P. 90-95; BHG, N 505). Во время пожара в храме Д. С. (см. Чудо 12) был разрушен серебряный киворий над гробницей Д. С.- главное украшение храма. Архиеп. Евсевий для возмещения серебра, недостающего на восстановление кивория, решил расплавить трон, находившийся в храме, но одному из священников во сне явился Д. С. и запретил делать это. Однако Евсевий не поверил ему, тогда Д. С. 2-й раз явился священнику, а через 18 месяцев - 3-й, на этот раз обещая позаботиться о кивории. Вскоре к Евсевию обратился некто по имени Мина, а затем и др. жертвователи серебра на восстановление кивория. Чудо 7 «О пономаре Онисифоре» ( Lemerle. 1979. Т. 1. P. 96-99; BHG, N 506) часто встречается в последующих собраниях. Некий юноша Онисифор, в обязанность которого входило зажигать свечи и оправлять лампады в храме Д. С., начал красть и продавать свечи, а деньги присваивать. Д. С. явился ему во сне, но Онисифор не внял предостережению святого. Однажды ночью он хотел похитить свечи из кивория, но был остановлен голосом Д. С. из гроба. Онисифор упал, как пораженный громом, а очнувшись, покаялся и оставил греховную страсть. Чудо имело место во времена Евсевия (предшественника Иоанна на церковном престоле Фессалоники), но до того, как он стал епископом, т. е. до 586 г.

http://pravenc.ru/text/178231.html

21 Там же 22 См. там же. 23 Хомяков А.С. По поводу статьи И.В.Киреевского " О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России " .//Благова Т.И. Родоначальники славянофильства: А.Хомяков и И.Киреевский. М., 1995. С. 241. 24 Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979. С. 268. 25 Киреевский И.В. Полное собрание сочинений. М., 1911. Т. 1. С. 277. 26 Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979. С. 334. 27 Там же. С. 308 28 Хомяков А.С. Аристотель и всемирная выставка.//Благова Т.И. Родоначальники славянофильства: А.Хомяков и И.Киреевский. М., 1995. С. 195, 196. 29 Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979. С. 272. 30 Там же. С. 145. 31 Киреевский И.В. Полное собрание сочинений. М., 1911. Т. 1. С. 278. 32 Федоров Н.Ф. Собрание сочинений в 4-х тт. Т. 2. М., 1995. С. 81. 33 См. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979. С. 316. 34 Лопухин А.П. Промысел Божий в истории человечества. СПб., 1898. С. 112. 35 Соловьев В.С. Россия и Вселенская церковь. СПб. С. 112. 36 Аксаков И.С. Сочинения в 8-ми тт. М.. 1886-1887. Т. 4. С. 227. 37 Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979. С. 289. 38 Аксаков И.С. Письма к Ф.М.Достоевскому. РГБ, ф. 93/11. Ед. хр. 20. 39. См. Хомяков А.С. По поводу статьи И.В.Киреевского " О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России " .//Благова Т.И. Родоначальники славянофильства: А.Хомяков и И.Киреевский. М., 1995. С. 242. Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: 16.06.2022 01.06.2022 21.04.2021 23.03.2021 18.05.2020 Консервативная классика 03.04.2024 30.03.2024 27.03.2024 21.03.2024 18.03.2024 Последние комментарии 05.04.2024 20:56 05.04.2024 20:36 05.04.2024 20:21 05.04.2024 19:54 05.04.2024 18:55 05.04.2024 18:06 05.04.2024 14:50 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

22 .12.1964 Archimandrit und Vorsteher der GM. 25 .11.1966 Ernennung zum В von Podol‘sk, V der Ep. Moskau und Stellvertreter des Moskauer Patriarchen beim Patriarchat von Antiochien. 25.12.1966 Bischofsweihe durch M Nikodim (Rotov), M Filaret (Denisenko) u.a. Hierarchen (mP 1967, 2 ,10ff. ; StdO 1967 ,3ff.). Mitglied der Delegation des Moskauer Patriarchats in Zypern (18.5.–2.6.1967), bei der Vollversammlung des Weltrates der Kirchen in Uppsala (4.–19.7.1968), bei der 2. Vollversammlung der gesamtafrikanischen Kirchenkonferenz in Abidjan (September 1969). 22 .1.1970 Ernennung zum Vertreter des Moskauer Patriarchen beim Weltrat der Kirchen in Genf (mP 1970,1,5). Reisen nach Äthiopien, an die Elfenbeinküste, Teilnahme an der Konferenz Nyborg VI. 25 .6.1971 Ernennung zum В von Wilna und Litauen (mP 1971,8,2) (zuvor zeitweise Vw/mP 1971,6,2J). 19 .10.1971 vom Amt des Stellvertreters des Moskauer Patriarchen beim Weltrat der Kirchen in Genf entbunden (StdO 1972, 1,16). 18 .8.1972 Ernennung zum В von Kalinin und Kašin (mP 1972,10,6). 2 .9.1977 Erhebung zum Erzbischof (mP 1977,11,2). 5 .9.1977 Verleihung einer Erinnerungspanhagia (mP 1977, 11,3). 10 .4.1978 Versetzung als EB von Krasnodar und Kuban‘ (mP 1978,6,2). 20 .6.1979 Verleihung der Medaille «Aktivist für den Frieden” (mP 1979,9,38). 10 .10.1979 Verleihung des Vladimir-Ordens 2. Kl. (mP 1980,5,8). ♦ am 27.1.1980 plötzlich in Moskau (I:MP 1980,5,16–17). Werke: Jubiläum der Geistlichen Mission in Jerusalem, in: StdO 1964, 10,9–10. Blaennejšij Patriarch Antiochijskij i Vsego Vostoka Feodosij VI, (Nekrolog), in: mP 1970,11,40–42. Intronizacija Blaennejšego Ilii IV, Patriarcha Antiochijskogo i Vsego Vostoka, in: mP 1971,2,50–53. Palomniestvo na Svjatuju Goru Afon, in: mP 1979,12,11–16. Literatur: mP 1967,7,2. mP 1970,1,5; ükum. Pressedienst vom 22.1.1970, S.5. mP 1969,12,6. mP 1970,1,10. mP 1973,5,5. StdO 1971,4,8. StdO 1972,1,12. Literatur: StdO 1972,4.7. StdO 1972,9,7. Nach Furov gehörte er zu den loyalen, aber nicht ganz zuverlässigen Hierarchen (2. Gruppe), Vest.russ.ehr.dv. 130 (1979)284.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010