Он неоднократно публично хвастался тем, что «был, есть и будет Патриархом Киевским и всея Руси-Украины», продолжает носить особый русский патриарший головной убор, ведя себя, как Патриарх. Он оставался хозяином положения на созванном объединительном соборе, избравшем незаконно «рукоположенного» им же Епифания. Сегодня Филарет — постоянный член Синода, который утверждает, что является также управляющим всеми приходами Киева. Эти факты, по всей видимости, известны и не лишены церковного значения. В завершение отметим несомненный факт, что Мелитианский раскол был уврачеван не решением Александрийского Патриархата, к юрисдикции которого как епископ Ликопольский относился Мелитий, а решением Первого Вселенского Собора. 3. Кроме того, украинский вопрос не имеет никаких аналогий с РПЦЗ . Этот случай касается отсечения проживающих в диаспоре русских от Русской Церкви, находившейся под советским надзором. Здесь не было ни отлучений от Церкви, ни анафем, и апостольское преемство не ставилось под сомнение. А когда пал атеистический режим, состоялось воссоединение. Исправление раскола совершилось в храме Христа Спасителя через особое церковное последование и молитву о воссоединении. Что касается болгарского раскола, то никакого отношения или аналогии с украинским вопросом он не имеет. Последний есть разрыв внутри Поместной Церкви, в то время как болгарский раскол на протяжении долгого времени был удалением целого народа от Вселенского Патриархата и всего Православия. Его исправление началось во время заседания Всеправославной комиссии, собравшейся для подготовки Всеправославного Предсобора в Ватопедском монастыре на Афоне в июне 1930 года. Основным условием, которое ставилось и в итоге было выполнено, была просьба о прощении со стороны Болгарской Церкви. Наконец, в результате многолетних сложных переговоров в 1945 году раскол прекратил свое существование, способствуя достижению мира в Православии. 4. Мы безусловно разделяем заботу Вселенского Патриархата о том, чтобы предоставить возможность верующим на Украине, жертвам многолетнего разделения, вновь войти в лоно Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5403659...

Что касается болгарской схизмы, то и здесь нельзя провести ни одной аналогии с украинским вопросом. Последнее касается внутреннего раскола внутри одной Поместной Церкви, в то время как болгарский случай – это многолетнее отделение всего народа от Вселенского Патриархата и всего Православия. Решение [болгарского вопроса] началось на Всеправославной комиссии, собравшейся для подготовки Всеправославной Предсоборной комиссии в священном Ватопедском монастыре на Святой Горе Афон (июнь 1930 года). Главным условием, которое было поставлено и исполнено, была просьба о прощении со стороны Болгарской Церкви. Наконец, после многолетних сложных переговоров раскол был преодолен в 1945 году и в результате произошло примирение всего православного мира». Далее Архиепископ Албанский Анастасий еще раз напоминает Патриарху Константинопольскому, что в результате его действий в Украине «желаемое примирение не достигнуто ... вместе с тем, явной является опасность раскола Вселенской Православной Церкви». Опровергая скрытые в письме из Константинополя намеки на то, что якобы он, Архиепископ Анастасий, в своей позиции находится «под влиянием из других Церквей», владыка Анастасий пишет, что «нашу братскую преданность мы доказали делом в течение десятилетий, а особенно – на Совещаниях Предстоятелей и на Святом и Великом Соборе Православной Церкви на Крите, сообразуясь со всеми инициативами Вашего Божественного Святейшества. Иногда мы смело декларировали нашу точку зрения даже несмотря на несогласие с возлюбленным братьями из других Церквей». Архиепископ Анастасий в своем письме благодарит за все благодеяния, содеянные Константинопольским Патриархатом Албанской Церкви. «Однако мы убеждены, – продолжает он, – что настоящая благодарность не может быть связана с отменой критической богословской мысли и церковного опыта, или с предательством свободы совести. Напротив, это означает увеличение долга всегда четко и с дерзновенной любовью формулировать свои взгляды». В заключительной части своего письма Предстоятель Албанской Православной Церкви отмечает:

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Представители Епископальной церкви также изъявляли желание принять участие и в Поместном Соборе 1945 года в Москве в качестве почетных гостей. Однако в приглашении в Москву им было через советское посольство отказано. Одной из возможных причин такой активности Епископальной церкви в объединительном процессе можно было видеть ее желание совместно с другими христианскими конфессиями противостоять католическому влиянию в Америке. Так или иначе, экуменические контакты между «феофиловцами» и «епископалами» только усиливались. Митрополит Вениамин, со своей стороны, считал нужным вести с последними «весьма осторожную линию» . «Протестантизм – вот что угрожает православию, – писал он Патриарху Сергию. – Не католицизм, а больше епископальное сближение опасно нашей церкви. И на это нужно смотреть открытыми глазами. Я бы мог привести массу фактов. И в будущем докладе моем я постараюсь высказать свои мысли об этом, подтверждая фактами. Сейчас скажу: нередки случаи, т[ак] наз[ываемого] «интеркоммуниона» между духовенством русской и епископальной церквей» . В связи с этим митрополит Вениамин, в числе прочих задач в Америке, считал своей «индивидуальной миссией» защиту «твердого православия» . И считал необходимым избегать собраний «епископалов» (даже и патриотических), если они совершались в храмах . В то время, когда митрополит Вениамин находился в Москве, а делегация Северо-Американской епархии на пути туда, 26 января 1945 года в газете «New York Times» появилась заметка, в которой говорилось о создании Фонда Помощи Русской Церкви. Этот фонд возглавил представитель Епископальной церкви Лауристон Л. Скэйф. Фонд организовал кампанию сбора средств «на восстановление духовного общения между Русской Православной Церковью в Америке и матерью-Церковью в России» и поставил своей целью «помочь установлению и поддержанию канонического и юридического положения в их взаимоотношениях» . В заметке говорилось об ожидании Вселенского Собора Восточных Православных Церквей и отмечалось, что «многие из передовых членов этой церкви в этой стране хотели бы видеть каноническое разрешение употребления английского языка при богослужении, принятия григорианского календаря и другого рода приспособления традиционных церковных форм к современным условиям американской жизни» .

http://bogoslov.ru/article/2934653

А они были зажаты в рамки законодательства о культах 1929 года и партийными инструкциями – ни о каком объединении граждан в приходы не могло быть и речи (ст.16) . Государственная власть по отношению к Церкви руководствовалась лишь своими интересами. Власти не желали восстановления церковной организации, могущей выйти из-под контроля. Очень показательно такой взгляд партийного руководства отразился на процессе открытия храмов: постановление от 28 ноября 1943 года регламентировало рассмотрение ходатайства верующих об открытии храмов сначала на уровне местных органов власти, затем, после предварительного решения СДРПЦ, запрос направлялся в Совнарком, затем снова в Совет. «Такая многоступенчатая процедура, – пишет М. Шкаровский, – была выработана с целью тщательного дозирования открытия новых храмов. Бесконтрольный стихийный рост количества приходов вызывал сильнейшую тревогу в правительстве» . Ни епархиям, ни приходам не было возвращено право юридического лица, религиозным обществом было объявлена т.н. двадцатка – «местное объединение верующих граждан, достигших 18 летнего возраста […], для совместного удовлетворения своих религиозных нужд» в количестве 20 человек. Молитвенные здания являлись государственной собственностью и передавались церковной двадцатке (общине) лишь на правах аренды, запрещалось создавать кассы взаимопомощи, запрещалась внебогослужебная деятельность . Объединение верующих, живущих в пределах прихода (пределами прихода ограничивалась лишь деятельность священника, ст. 19 – прим. Д, С.), обучение религии, внебогослужебная деятельность духовенства являлись нарушением законодательства . Однако в послевоенное время в рамках государственного религиозного законодательства 1929 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1945 г. (гл. IV) было принято «Положение», согласно которому настоятель возглавлял приходскую общину и ее церковный совет, являлся главой прихода и его духовным руководителем, имел печать и штамп, зарегистрированные гражданской властью. Допущенные государственной властью соборные определения были нарушением государственного религиозного законодательства 1929 года, отдававшего всю власть церковной двадцатке. Однако государственные органы, когда им было выгодно, не особенно придирались к таковым нарушениям.

http://bogoslov.ru/article/5608033

Собор 1945 года, утвердивший «Положение об управлении Русской Православной Церкви», проходил в условиях сложившегося сталинизма. Можно ли сравнивать эти два Собора по уровню легитимности? — Никакого сравнения тут и быть не может. Члены Собора 1945 года вообще не избирались. На тот момент это было уже совершенно невозможно. Церковные соборы проходят не в вакууме, соборная жизнь Церкви нуждается в здоровой общественной обстановке в стране. Решения никто не отменял На сайте книжного магазина Новоспасского монастыря (nsmbooks.ru) можно заказать издания документов Священного Собора 1917–1918 годов. — 20 сентября 1918 года Собор прекратил свою работу. Он не завершился, но был де-факто закрыт. Означает ли это, что многие вопросы церковной жизни остались открытыми? — Выработанные на Соборе решения были переданы высшему церковному управлению, которое, мягко говоря, не всё в в последующие годы могло провести в жизнь. Предполагали какое-то время, что Собор еще соберется или что будет созван новый Собор. Но этого, как мы знаем, не произошло. Тем не менее, деяния Собора 1917–1918 годов не пропали даром. На мой взгляд, этот Собор стал Собором для будущего, для XXI века, для нас! Вот почему мы сегодня должны внимательно читать его документы и пытаться применять их, с поправками на сегодняшнюю действительность. — Каково идейное и духовное наследие Поместного Собора? — Его наследие очень велико, несмотря на то, что его работа не была закончена. Соборные документы в составе нашего издания займут три десятка томов. Кровью новомучеников утверждена верность направления Церкви, выбранного в период Собора. Это и отношения Церкви и государства, и призыв к активности православных мирян, и свобода созидательного, творческого духа в общественной жизни. Для каждого православного христианина сегодня Собор 1917–1918 годов должен быть ориентиром, маяком. И мы не вправе говорить, что его решения не действуют, что они отменены. Отменить его может только новый Поместный Собор. Пока ни один из прошедших после него Поместных Соборов1945, 1971, 1988, 1990, 2009 годов — не отменял прямо его решения. Да так вопрос сегодня и не ставится. В истории Церкви мы иногда сталкиваемся с необычным, необъяснимым с нецерковных позиций явлением. Это возможность соборных решений, самих вопросов, поставленных некоторыми Соборами, которые опережают свое время более чем на целый век. Поместный собор 1917–1918 годов не только вернул в церковную жизнь патриаршество, но подарил Русской Церкви целое поколение святых: мучеников и исповедников XX века. Ведь это же не случайно, что движущей и наиболее активной силой на Соборе были люди, которые доказали верность Христу, приняв мученический венец. Поэтому открывать для себя наследие Собора — это значит воспринимать главный посыл, главное Слово, которое сказала Церковь в эпоху беспрецедентных гонений.

http://pravoslavie.ru/105948.html

36 . Речь, сказанная в Кафедральном Богоявленском соборе г. Москвы 12сентября 1943 г. в день интронизации Патриарха Сергия.//ЖМП. 1943. 2. С. 9–12. 37 . Учреждение духовно-учебного заведения.//ЖМП. 1943. 3. С. 22–24. 38 . Слово в неделю Святых Жен-Мироносиц, сказанное в саратовском Троицком соборе 30 апреля 1944 года.//ЖМП. 1944. 5. С. 17–18. 39 . Слово, произнесенное в день погребения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия в кафедральном Патриаршем соборе 18 мая 1944 г.//ЖМП. 1944. 6. С. 28–30. 40 . Ленинград в дни Великой Отечественной войны.//ЖМП. 1944. 10. С. 15–16. С.М. Соловьев (к 125-летию со дня его рождения).//ЖМП. 1945. 4. С. 44–46. 41 . Слово, сказанное святейшему Патриарху Алексию в кафедральном Патриаршем соборе 4 февраля 1945 г. от лица Поместного Собора.//ЖМП. 1945. 2. С. 70. 42 . Московская церковная делегация в Болгарии.//ЖМП. 1945. 5. С. 19–24. 43 . Путешествие Святейшего Патриарха Алексия в Болгарию.//ЖМП. 1946. 6. С. 3–19. 44 . Поездка на Ближний Восток.//ЖМП. 1946. 12. С. 4–8. 45 . Слово в неделю апостола Фомы, сказанное 27 апреля 1946 года.//ЖМП. 1946. 6. С. 24–25. 46 . Поездка Святейшего Патриарха Алексия в Румынию.//ЖМП. 1947. 7. С. 3–21. 47 . Слово, произнесенное в Богоявленском Патриаршем соборе в день памяти Первоверховных апостолов Петра и Павла. И ЖМП. 1948. 8. С. 36–37. 48 . Сергей Михайлович Соловьев (к 180-летию со дня рождения).//Церковный вестник. Санкт-Петербург. 2000. 5. С. 34–35. 49 . Церковный вестник. Санкт-Петербург. 2001. 8–9. С. 43–44. 50 . Слово в праздник преподобного Серафима Саровского Богослова.//Церковный вестник. Санкт-Петербург. 2004. 6–7. С. 58–59. 51 . Об отношении к ближним.//Церковный вестник. Санкт-Петербург. 2004. 8–9. С. 69. Рисунок 87. Ректоры Санкт-Петербургской Духовной академии Рисунок 88. Профессора и преподаватели Санкт-Петербургской Духовной академии до 1918 года Рисунок 89. Иерархи, протоиереи, профессора и преподаватели ЛДА и ДС, потрудившиеся на ниве Божией и почившие в XX веке. 1946–1987

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В миру – Герасимов Маврикий Львович. Родился в семье священника Барнаульского уезда. Окончил Томскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию (1882 г.). В память об отце принял монашество (1886 г.), миссионер на Алтае. Епископ Бийский (1894 г.). Епископ Забайкальский и Нерченский (1898 г.). В 1900 г. окормлял православные приходы в Маньчжурии. Епископ Томский (1912 г.). С 1914 по 1919 гг. епископ Оренбургский и Тургайский. После захвата Оренбурга большевиками в 1919 г. организовал в Челябинске временное епархиальное управление. С началом дальнейшего отступления Белой Армии перебрался в Харбин (1920 г.). Основатель Харбинской и Маньчжурской епархии (1922 г.). Митрополит с 1929 г. Автор нескольких богословских работ. Скончался от сердечного приступа 28.03.1931 г. Похоронен в Свято-Николаевском кафедральном соборе Харбина у иконы Святителя Николая Чудотворца. Митрополит Нестор В миру – Анисимов Николай Александрович. Окончил миссионерское отделение при Казанской духовной академии. Начальник Православной духовной миссии на Камчатке, иеромонах (1907 г.). Создатель Камчатского православного благотворительного Братства (1910 г.). В 1913 г. возведен в сан игумена. С 1914 г. военный священник лейб-гвардии Драгунского полка. Хиротонисан во епископа Камчатского и Петропавловского в 1916 г. Участник Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Один из руководителей военного духовенства в Белой Армии. С начала 1920-х гг. жил в Харбине. Служил в Иверской церкви в 1922–1930 гг. Основал здесь Камчатское подворье с Домом милосердия. В 1933 г. возведен в сан архиепископа. В 1945 г. принят в общение Московской Патриархией. Митрополит, экзарх Восточной Азии. Арестован в Харбине 14.06.1948 г. и пробыл в советских лагерях до января 1956 г. После освобождения управлял Новосибирской, Кировоградской и Николаевской епархией. Скончался в Москве 04.11.1962 г., похоронен в Переделкино. На фото – в сане иеромонаха. Митрополит Сергий В миру – Тихомиров Сергий Алексеевич. Родом из Новгородской губернии. Окончил Новгородскую духовную семинарию (1892 г.) и Санкт-Петербургскую духовную академию (1896 г.). Монах с 1895 г., хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии в 1905 г. Епископ Киотский, помощник начальника Православной Российской духовной миссии в Японии с 1908 г. Начальник миссии с 1912 г. В мае 1928 г. побывал в Харбине. Митрополит с 1931 г. С 05.09.1940 г. по требованию Японского правительства передал все дела и имущество миссии японскому духовенству. Поселился на окраине Токио, где устроил молитвенный дом. Арестован японскими властями в 1945 г. и в этом же году скончался. Митрополит Филарет

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Права Поместного Собора как высшего судебного органа не были конкретизированы. Указывалось лишь, что Собор осуществляет суд над Патриархом . Новая судебная система разрабатывалась Отделом о церковном суде Поместного Собора 1917–1918 гг., который подготовил проект Устава об устройстве церковно-судебных установлений (после бурной полемики проект был отвергнут Епископским совещанием Собора) . В ст. 7 Устава содержалась норма о том, что «ведомство Высшего Церковного Суда и Поместного Собора распространяется на судебные дела всей Российской Православной Церкви». Однако если предметная подсудность дел Высшему Церковному Суду детально регламентировалась Уставом (ст. 34, 35), то о компетенции Поместного Собора в Уставе почти ничего не говорилось (лишь ст. 115 уполномочивала Поместный Собор решать, по представлению архиереев или Патриарха, вопрос об «устранении от должности» судей церковных судов). Таким образом, судебным полномочиям Поместного Собора уделялось очень мало внимания даже на уровне законопроектов. Наконец, особым правом Поместного Собора было избрание Патриарха, которое могло совершаться на специально созванном для этой цели Соборе или на очередном Соборе, если бы срок его проведения совпал со временем выборов . В 1945 году было принято краткое Положение об управлении Русской Православной Церкви. В преамбуле Положения Поместный Собор был назван высшим органом законодательной, административной и судебной власти в РПЦ. О полномочиях Собора Положение упоминает дважды: в ст. 14, где подтверждает его право избирать Патриарха, и в ст. 7, согласно которой Поместный Собор выражает «голос клира и мирян» при «решении назревших важных церковных вопросов». Крайне неопределенный характер последней нормы и то обстоятельство, что Поместный Собор 1945 года, принявший Положение, не отменил акты Собора 1917–1918 гг., позволяют сделать вывод, что установленные ранее полномочия Поместного Собора сохранили свою законную силу практически в полном объеме . Исключением является право избрания членов Священного Синода и ВЦС: Положение 1945 года установило иной порядок формирования Священного Синода (ст. 17–20), а ВЦС был фактически упразднен еще в сер. 1920-х гг.

http://bogoslov.ru/article/377177

23 янв.- 10 февр. 1945 г. в числе югославской делегации был в СССР, участвовал в Поместном Соборе РПЦ 1945 г. , избравшем Патриарха Московского и всея Руси. 6 февр. И. Сокаль встретился с председателем Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР Г. Г. Карповым , обсудив с ним вопрос о настроении рус. беженцев. 7 февр. на совместной встрече у Карпова в присутствии Патриарха Алексия I также поднимались вопросы о положении рус. Церкви в Югославии и о возможности организации рус. подворья в Белграде. Весной 1945 г. Патриарх Алексий I направил делегацию к замещавшему арестованного нем. властями Сербского Патриарха Гавриила V (Дожича) Скопленскому митр. Иосифу (Цвийовичу) для обсуждения вопроса о переходе в подчинение РПЦ Мукачевско-Пряшевской епархии и рус. приходов, находящихся в ведении И. Сокаля (Там же. Л. 35). Возглавил делегацию управляющий Одесской епархией Кировоградский еп. Сергий (Ларин ; впосл. архиепископ). 8 апр. 1945 г. делегация прибыла в Белград. В ходе встречи 13 апр. 1945 г. Архиерейским Синодом СПЦ было принято решение о предоставлении И. Сокалю и рус. священнослужителям, находившимся в его подчинении на территории Югославии, канонического отпуска. 19 апр. еп. Сергий, согласно данным ему Московским Патриархом Алексием I полномочиям, принял их вместе с приходами в каноническое и евхаристическое общение, включив в состав основанного Белградского подворья Московского Патриархата. 19 апр. 1945 г. И. Сокаль был утвержден настоятелем рус. Троицкой ц. Белграда и временно исполняющим обязанности благочинного рус. приходов в Югославии. Тем же указом от 19 апр. ему было предоставлено право принимать в общение с Московской Патриархией клириков и монашествующих из Карловацкого раскола через принесение покаяния. По вопросам о св. мире, об антиминсах, об утверждении постановлений по бракоразводным процессам, а также по всем делам, требующим епископской санкции, назначено обращаться в Синод СПЦ (Там же. Л. 80). В 1946 г. принял советское гражданство. В период фактического разрыва отношений между Москвой и Белградом как советский подданный мог быть арестован.

http://pravenc.ru/text/468755.html

АНАСТАСИЯ Алексеевна Лебедева (1899 - между 1941 и 1945), мц. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНАСТАСИЯ Николаевна (1901-1918), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Санкт-Петербургских святых), великая княжна, младшая дочь святых мучеников имп. Николая II и императрицы Александры Феодоровны АНАТОЛИЙ Дмитриевич Ивановский (16 февраля 1863 – 30 октября 1918), священник, священномученик (пам. 17 октября, 6 сентября, в Соборе Вятских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНАТОЛИЙ Ананьевич Бержицкий (1873-1937), свящ., сщмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНАТОЛИЙ Афанасьевич Левицкий (1894-1937), свящ., сщмч., (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ Авдеевич Правдолюбов (1862-1937), прот., сщмч. (пам 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ Андреевич Барашков (1870-1918), мч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ Дмитриевич Рождественский (1891-1921), мч. (пам. 6 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Ковалёв (1871 – 1921), сщмч. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АНДРЕЙ Иванович Аргунов (1904 – 1938), мч. (пам. 23 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122344_4.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010