В послереволюционные годы жизнь отца Тихона была связана с обновленческим расколом, в котором он пребывал с 1922 по 1944 год, занимая с 1922 по 1938 год видное место в обновленческой иерархии. В раскол он уклонился в 1922 году. Участвовал в обновленческих Соборах 1923 и 1925 годов, где выступал с докладами. На втором Соборе (1925 год) был избран в члены обновленческого Священного Синода. С 1922 по 1931 год был членом обновленческих Церковных управлений Воронежского епархиального и Центрально-Черноземского областного. В 1931-1932 годах – членом президиума обновленческого Синода в Москве. С 1931 по 1935 год был инспектором и профессором обновленческой Московской Богословской академии. 18 декабря 1932 года обновленческими митрополитами Виталием и Александром Введенскими был в брачном состоянии хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского и занимал эту кафедру до марта 1934 года, до перевода на Тульскую кафедру в сане архиепископа. С февраля 1936 по июнь 1938 года – обновленческий митрополит Московский. Затем был репрессирован и с июля 1938 года находился в ссылке в селе Байкадам Сары-Суйского района Джамбульской области Казахской ССР. Работал в местном почтовом отделении, сберкассе, райфинотделе. В 1943 году ему разрешено было по отбытии срока ссылки проживание в городе Бабушкино Московской области (ныне в черте г. Москвы), где в то время проживало немало представителей духовенства, высланных за городскую черту ещё в 1930 году. По окончании срока ссылки бывший «митрополит Московскй» приехал в Москву и 5 января 1944 года в зале заседаний Священного Синода в Чистом переулке в присутствии Святейшего Патриарха Сергия, митрополита Киевского и Галицкого Николая, управляющего делами Московской Патриархии протопресвитера Н.Ф. Колчицкого, протоиерея А.П. Смирнова и проректора Богословского института С.В. Савинского принес покаяние (одним из первых из числа обновленцев) в грехе пребывания в обновленческом расколе. Об этом событии своим читателям сообщил «Журнал Московской Патриархии». Бывший «митрополит» был принят в общение с Церковью в сане протоиерея и получил назначение в храм Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище в Москве. В 1945 году протоиерей Тихон Попов – член Поместного Собора Русской Православной Церкви, проходившего с 31 января по 2 февраля в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках.

http://bogoslov.ru/article/1262050

В сложившемся в 20-30-х гг. XX в. тяжелейшем положении РПЦ в Советском Союзе значительно возросла ответственность архиерея, управляющего епархией, а нередко и неск. епархиями, за сохранение в Церкви установленного канонического порядка, в т. ч. и за нормальное осуществление возможности и порядка А. Прежде всего это была ответственность действующего Первоиерарха. На всем протяжении сложнейшего периода Патриарх или Местоблюститель Патриаршего престола, а в его отсутствие Заместитель Местоблюстителя исполнял служение высшей апелляционной инстанции РПЦ. Характерно в этом отношении разъяснение Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, впосл. Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), содержащееся в письме от 8 июля 1935 г. архиеп. Алеутскому и Североамериканскому Вениамину (Федченкову): «Суд над клириком принадлежит прежде всего его епархиальному архиерею, и только в случае апелляции дело восходит к Патриархии (вторая инстанция)» (Архив ОВЦС). По канонической необходимости с 1927 по 1935 г. в судебном процессе участвовал Временный Патриарший Свящ. Синод . Поместным Собором РПЦ 1945 г. было принято «Положение об управлении Русской Православной Церкви». Подтверждая в этом «Положении», что «высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда... принадлежит Поместному Собору», РПЦ «возглавляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и управляется им совместно со Священным Синодом» (I 1), Собор специально не рассматривал порядок судопроизводства, в т. ч. А. Не рассматривался этот вопрос и на Архиерейском Соборе 1961 г. , принявшем изменения в «Положении об управлении Русской Православной Церкви». В течение всего времени до Архиерейского Собора 1988 г., к-рый утвердил «Устав об управлении Русской Православной Церкви», в РПЦ сохранялся принятый ранее порядок А. По Уставу об управлении РПЦ, «правами церковных судов обладают: Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод и Епархиальные советы» (I 8); Поместный Собор «судит в последней инстанции все дела, предварительно рассмотренные Архиерейским Собором» (II 7); Архиерейский Собор является «второй и последней инстанцией» для решения разногласий между архиереями (III 7а), а также для дел, переданных Свящ. Синодом (III 7б); Свящ. Синод осуществляет судебную власть в период между Соборами (V 1). Низшей инстанцией, обладающей правом судить, является епархиальный совет, решения к-рого «могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции церковного суда» (VII 48). Судом второй, апелляционной, инстанции для клириков и мирян, т. о., является Свящ. Синод (V 32в, г, д), а для архиереев - Архиерейский Собор (III 7а).

http://pravenc.ru/text/75586.html

Для России всегда было приоритетным именно южное направление. Россия стремилась к установлению влияния на Балканах. Вопрос о владении святыми местами Палестины был не основной причиной, а лишь поводом к Крымской войне. Равно и для войны 1877-1878 гг. защита православных от угнетения хотя и не была простой «зацепкой» - поводом, но имела для правительств значение подсобной задачи. Но даже если бы массы балканских и малоазиатских православных признали территориальное поглощение Россией балканских и прибосфорских земель, то все равно вера в русское оружие не поколебалась. Для покоренных православных Востока русско-турецкая война была освободительной. Русско-турецкой войне предшествовал греко-болгарский церковный спор, особенно обострившийся в 60-е гг. XIX столетия. Этот церковный конфликт является своего рода примером всех сложностей и противоречий, которые имеют место быть в вопросах получения автокефалии. Проблема автокефалии на примере болгарской схизмы 1872 года Как известно, Сан-Стефанский мирный договор 1878 года, заключенный между Российской и Османской империями, признал политическую независимость Болгарии, Сербии и Румынии. После Берлинского конгресса того же года Константинопольский патриарх мог бы по примеру с Румынской Церковью даровать автокефалию Болгарской Церкви. Но этого не произошло по той причине, что Болгарская Церковь была осуждена на Константинопольском соборе 1872 года в ереси «этнофилетизма». Прещения Собора 1872 года были сняты лишь в 1945 году. Не вдаваясь в подробности этого церковного конфликта [iv] , отметим несколько полярных точек зрения (pro et contra) по вопросу болгарской автокефалии и, как следствие, по болгарскому этнофилетизму. Многие толкователи печальных событий 1872 года сошлись во мнении, что «Константинопольский собор 1872 года справедливо осудил этнофилетизм как посягательство на канонический церковный строй» [v] . В чем же истинная причина этого церковного разделения? Как совершенно справедливо заметил в свое время очевидец этих событий Ф.М. Достоевский, на протяжении четырех веков порабощения в деле веры болгары и греки жили между собою мирно: больших смут, ересей, расколов не было. Но вот в XIX столетии, и особенно в двадцатилетие «после великой Восточной войны, как бы потянуло у них тленным запахом разлагающегося трупа: предчувствие смерти и разложения " больного человека " и гибели его царства стало ощущением главным, насущным» [vi] .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Задачей композитора было выразить муз. содержание самой напряженной недели церковного года, предшествующей Пасхе. Оригинальное сочетание архаического с современным, древних распевов с утонченным «весенним» лиризмом, национального колорита с экстатической напряженностью чувств делает «Страстную седмицу» образцом религ. исканий рус. Серебряного века. Однако у критиков это произведение не имело большого успеха, и после исполнений в Москве (осень 1912) и С.-Петербурге (весна 1913) «Страстная седмица» целиком не звучала, а после революции 1917 г. была надолго забыта. «Всенощное бдение», соч. 59 (Синодальный хор под упр. Н. С. Голованова , 18 нояб. 1912),- это партитура большого, по преимуществу эпического стиля; центральными его частями являются псалмы-«славы». Это сочинение мажорное, почти без минорных бликов, в нем преобладают мажоры «высокие», блестящие: E, H, Fis, Cis. Фактура насыщенная, интенсивная, 6-, 8-, 10- и более голосная, часто 2-хорная, рассчитанная на Синодальный хор со звонкими мальчишескими сопрано и мощными басами. Г. создал также отдельные духовные хоры (см. лит., разд. «Муз. соч.»), последним в этом ряду сочинений стала «Литургия» (соч. 177) 4 - Новый Обиход. 1943-1945), написанная по заказу одного из амер. правосл. любительских хоров. Сочинение вполне отвечает богослужебным потребностям, его стиль отличается простотой, прозрачностью и в то же время верностью основным идеям Нового направления, о чем автор упоминает в предисловии к циклу. В предреволюционные годы Г. пришел к идее сочинения духовной музыки на церковнослав. тексты с включением инструментов. 8 дек. 1917 г. на соединенном заседании Подотдела Поместного Собора о церковном пении и чтении и Наблюдательного совета при Синодальном уч-ще композитор говорил о невозможности в скором времени «создать хорошие хоры в приходских церквах» и предлагал «ввести орган в церковь» (РДМДМ. Т. 3. С. 808). На Соборе эта идея была категорически отвергнута. Творческий опыт Г. показал, что эта инициатива развивалась в новом типе концертной («демественной», по выражению той эпохи) духовной музыки, к-рый широко распространен в наст.

http://pravenc.ru/text/166463.html

Интронизация Патриарха состоялась 4 февраля 1945 года в кафедральном соборе Москвы. Митрополит Киевский Иоанн, вручая Патриарху куколь, произнес слово: «Быть кормчим Русской Церкви в переживаемое нами время, в период великих мировых событий - это подвиг исключительного значения. На твои рамена возлагается величайшее бремя. Дай Бог, чтобы дух Святейшего Сергия, витающий в этом святом храме, почил на тебе обильно и помогал бы тебе быть истинным хранителем апостольских преданий и вести неуклонно корабль нашей Церкви по избранному почившим пути во славу Божию и во благо нашей дорогой Родины». Вручая Патриарху жезл, митрополит Крутицкий Николай тоже напомнил о преемственности Первосвятительского служения: «Русский верующий народ видит на тебе сияние света незабвенного старца Патриарха Сергия, благословившего тебя замещать его после кончины до избрания нового Патриарха: ведь ты в течение 18 лет разделял с ним бремя высшего управления Церковью, как любящий и любимый им, его старший по хиротонии в ряду других епископов сын. И мы верим, что Святейший Патриарх Сергий и ныне незримо благословляет тебя на твой высокий, ответственный путь служения Церкви». На Божественной литургии, во время запричастного стиха, было оглашено первое послание Патриарха к чадам Русской Церкви: «Что есть Патриарх для паствы своей и какое бремя на него возлагается? -Патриарх есть живой и одушевленный образ Христа, делом и словом в себе самом наглядно выражающий Истину. Задачею его является сохранение в благочестии и святости тех, кого он принял от Бога. Цель его - спасать вверенные ему души. Подвиг его - жить во Христе и для мира быть распятым. Долг Патриарха - хранить неизменность и неприкосновенность церковного учения, священных канонов и преданий церковных; охранять вверенную ему поместную Церковь от разделений и расколов; насаждать доброе житие в своей пастве; иных «страхом спасать», иных, по Апостолу, «обличать», «запрещать», «да всяко некий спасутся». Архипастырей Патриарх призвал быть истинными молитвенниками. «Если архипастыри имеют долг наблюдать за тем, чтобы порученные их попечению пастыри делали свое пастырское дело не как наемники, не радеющие о стаде, а как истинные пастыри, «готовые душу свою положить за овцы своя...», то и пастыри... молитвенным настроением, неленостным исполнением своего долга, исканием «не гнусной корысти» (1 Пет. 5, 2-3), а спасения своих пасомых, должны подавать верующим добрый пример служения Христу и Его Церкви». Обращаясь к мирянам, Первосвятитель призвал их словами Апостола «поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Еф. 4, 1)... «Вы - утешение наше, ... если жизнь свою направляете по пути христианскому, если честно и совестливо несете свои обязанности - семейные, общественные, гражданские».

http://sedmitza.ru/lib/text/440007/

К этому надо добавить, что о митрополите Сергии есть что сказать и доброго. Он, к примеру, был настоящий монах, никто из его оппонентов не мог бросить ему обвинения в неаскетичности. Имел и многие заслуги как церковный ученый и администратор (не одними политическими вопросами он занимался, будучи и во главе Московской патриархии, а пытался, например, облегчить пути воссоединения со старообрядцами). На компромисс с властью он пошел, исходя из интересов Церкви, хотя и понимаемых достаточно специфично. Высшую церковную власть он получил не из рук безбожных правителей, а был призван к ней патриаршим местоблюстителем митрополитом Петром, который, хотя и признал его политику ошибочной, но не стал объявлять об отстранении его от должности заместителя местоблюстителя. После мученической кончины митрополитов Петра и Кирилла в 1937 г. никаких других кандидатов в патриаршие местоблюстители, кроме митрополита Сергия, уже не оставалось. Наконец, нельзя умолчать и о том, что сонм новомучеников и исповедников Российских в значительной мере состоит из тех, кто от него, как от главы Московской патриархии, не отделялся. Возрождение под контролем Теперь, наконец, мы подходим к 1943 г., когда, по мнению некоторых, " Сталин учредил РПЦ МП " . Что собственно тогда произошло? В силу политических причин, вызванных Мировой войной, Сталин осознал, что ему выгоднее не уничтожать церковную организацию, а использовать ее в своих интересах. Этим интересам отвечала внешне сильная Московская Патриархия, выступающая перед всем миром в поддержку политики советского правительства. Тогда-то и был в экстренном порядке созван Архиерейский Собор из 19 человек (к тем, кто пережил " большой террор " на свободе, добавились полтора десятка епископов, освободившихся из мест заключения, и рукоположенных за годы войны). Митрополит Сергий был провозглашен патриархом, был воссоздан Синод, началось планомерное замещение пустующих архиерейских кафедр. Вслед за этим были возрождены, хотя и в ограниченном количестве, духовные школы, ликвидированные еще в первые годы советской власти. Монастыри (за исключением Троице-Сергиевой Лавры, они все находились на территориях, побывавших под немецкой оккупацией) получили право на существование. Военное восстановление организационной структуры Русской Православной Церкви в основном было завершено на Поместном Соборе 1945 г., избравшего Патриарха Алексия I и принявшего " Положение об управлении РПЦ " , которое действовало с поправками до 1988 г.

http://religare.ru/2_99245.html

Ко второй группе надо отнести службы, написание которых связано с деятельностью Поместного Собора 1917–1918 гг. Это служба Всем святым, в земле Российской просиявшим (ее мы рассматриваем в последнем разделе) и службы вновь прославленным святым: священномученику Иосифу, митрополиту Астраханскому (†11 мая 1672), святителю Софронию, епископу Иркутскому (†30 марта 1771). Авторы обеих служб нам неизвестны; написаны они были ещё в период подготовки прославления угодников Божиих, так как были утверждены на Соборе и тотчас изданы гражданской печатью в Москве (1918) и Иркутске (1919). Служба священномученику Иосифу прославляет его верность Православной Церкви, описывает страдания Святителя. Несомненно, что эта служба писалась в виду грядущих испытаний, выпавших на долю иерархов, и автор в лице священномученика Иосифа указал образец для подражания. Служба святителю Софронию посвящена прославлению его миссионерской и просветительской деятельности среди сибирских народов. В его лице был указан образец пастырской деятельности, которая вскоре после Собора стала приобретать черты миссионерства даже в традиционно православных областях. Служба святителю Софронию содержит и ещё одну провидческую черту: в ней неоднократно проводится мысль, что мощи Святителя сгорели “грех ради наших и сквернаго жития, яко недостойным сущим имети сокровище Небесное, но и по сих присно с нами пребываеши” (стихира на Господи, воззвах). Этим самым Церковь ещё до массового вскрытия и уничтожения мощей указывала пастве на главную причину попущения Божия — греховную, скверную жизнь. К третьей группе периода 1917–1945 гг. относятся службы, написанные по особым побуждениям. Среди таких служб отметим службу трём святителям: Герасиму († ок. 1441), Питириму (†1456) и Ионе (†1470), епископам Великопермским (общая память 29 января, установлена Патриархом Ермогеном около 1607 г.). Служба посвящена прославлению подвига миссионерства среди тьмы языческого идолослужения и развивает идеи службы святителю Софронию. Автор службы — святитель Афанасий (Сахаров); поводом для написания службы явилось, вероятно, молитвенное обращение к Великопермским святителям в годы ссылки в эти края.

http://pravmir.ru/gimnograficheskaya-dey...

Наконец, Собор приступил к выборам Патриарха. Управляющий по делам Патриархата протоиерей Н.Ф. Колчицкий напомнил присутствующим о принятом Собором епископов в Ноябре 1944 г. порядке открытого голосования, в котором принимают участие все правящие епископы Московского Патриархата, называющие от своего имени, а также от имени клира и паствы своих епархий имя избираемого ими кандидата. Следует отметить, что на Ноябрьском Соборе епископов при обсуждении порядка избрания Патриарха единогласия не было. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) напомнил определение Поместного Собора 1917–1918 годов о том, что Первосвятителя должно избирать тайным голосованием из нескольких кандидатов. Предложение это поддержи не встретило. В итоге был выдвинут единственный кандидат – митрополит Алексий. 560 (Это дало основание оппозиции заявлять о неканоничности и, стало быть, недействительности избрания.) Все преосвященные облачились в мантии и по совершении молитвы «Днесь благодать Святаго Духа нас собра...» каждый, начиная с младшего по хиротонии на вопрос протоиерея Н. Колчицкого об их избраннике единогласно ответили: «Я, клир и паства вверенной мне епархии избираем Патриархом Московским и всея Руси Высокопреосвященнейшего Алексия, митрополита Ленинградского и Новгородского». Когда осталось последнее для голосования имя митрополита Алексия, митрополит Крутицкий Николай предложил, ввиду единодушия всех преосвященных, освободить его от личного голосования, а затем объявил об избрании Патриаршего Местоблюстителя Патриархом Московским и всея Руси. Новоизбранному Патриарху была вручена грамота об его избрании, в которую протоиерей Н. Колчицкий в присутствии всего Собора вписал его имя. Патриарх Алексий ответил: «Избрание меня Поместным Священным Собором Православной Церкви в благодарении приемлю и нимало вопреки глаголю». Новому Патриарху Московскому было провозглашено многолетие, затем от лица русского епископата к нему с прочувствованным словом обратился старейший по хиротонии иерарх – архиепископ Астраханский Филипп, выразивший надежды, которые возлагает на своего нового предстоятеля Русская Церковь : «Теперь по древнерусскому православному обычаю приими от нас, дорогой избранник, наш земной поклон с горячим молитвенным пожеланием долгие годы украшать Христову Церковь , нести великий и ответственный подвиг свой бодро, мужественно, с верой в воздаяние...» 561 . 562

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но началом оппозиционного движения не был момент издания “Декларации”; после него прошло некоторое время до первого появления оппозиции “непоминающих”. И сама по себе “Декларация” не вызвала критики, и факт ее издания тоже не стал поводом для критики. Но когда митрополит Иосиф, поскольку власти не разрешали ему жить в Ленинграде, как он тогда назывался, был в переведен Одессу, это послужило для него и его почитателей сигналом к началу полемики. Конечно, сам этот перевод вытекал из договоренностей, которые были заключены митрополитом Сергием с представителями власти, пока он был в заключении. Очевидно, что одним из условий нормализации церковно-государственных отношений было согласие увольнять тех архиереев, кому власти не разрешали жить в том городе, где они занимали кафедру, или тех, которых уже отправили в лагеря и тюрьмы. Митрополит Сергий это условие выполнял, то есть увольнял, переводил; кого увольнял на покой, кого переводил по месту ссылки, — с этим более всего и связана критика его линии, а “Декларация” стала объектом критики уже задним числом. Что же касается наиболее последовательной непримиримой оппозиции, о которой я уже говорил, что она приобретала сектантский характер, то там сам политический момент был, наверно, все-таки преходящим, а дело заключалось в глубоких экклезиологических заблуждениях, то есть по сути дело это было раскол в чистом виде, часто с еретическими наслоениями. Это был путь, до известной степени повторявший наше старообрядчество, вырождавшееся в беспоповщину. — Известно, что в послевоенное время и в первой половине 40-х годов большое количество катакомбных священников вышло на легальное служение. Как можно оценить это движение, и повлияло ли оно как-то на общественно-церковную жизнь в первые годы патриаршества святейшего Алексия I? — Это произошло после того, как в 1945 г. Поместный Собор избрал Святейшим Патриархом Алексия (Симанского). В Соборе участвовали почти все находившиеся тогда на свободе епископы, а это была большая часть русского епископата, если учитывать и архиереев, находившихся в заключении либо в эмиграции. Поэтому это избрание было очень убедительно и авторитетно. Я думаю, что имела значение уже сама перемена лица на Патриаршем Престоле, поскольку коль скоро велась полемика с митрополитом Сергием, то это создавало какие-то личные отношения, возможно, личную неприязнь, которая уже в меньшей мере была обращена к личности Патриарха Алексия I, хотя в 1927–28 годах для петроградской оппозиции очень важным пунктом было как раз требование, предъявляемое к митрополиту Сергию, об удалении из Синода, в частности, митрополита Алексия.

http://pravmir.ru/o-katakombah-xx-veka/

Но началом оппозиционного движения не был момент издания " Декларации " ; после него прошло некоторое время до первого появления оппозиции " непоминающих " . И сама по себе " Декларация " не вызвала критики, и факт ее издания тоже не стал поводом для критики. Но когда митрополит Иосиф, поскольку власти не разрешали ему жить в Ленинграде, как он тогда назывался, был переведен в Одессу, это послужило для него и его почитателей сигналом к началу полемики. Конечно, сам этот перевод вытекал из договоренностей, которые были заключены митрополитом Сергием с представителями власти, пока он был в заключении. Очевидно, что одним из условий нормализации церковно-государственных отношений было согласие увольнять тех архиереев, кому власти не разрешали жить в том городе, где они занимали кафедру, или тех, которых уже отправили в лагеря и тюрьмы. Митрополит Сергий это условие выполнял, то есть увольнял, переводил; кого увольнял на покой, кого переводил по месту ссылки, - с этим более всего и связана критика его линии, а " Декларация " стала объектом критики уже задним числом. Что же касается наиболее последовательной непримиримой оппозиции, о которой я уже говорил, что она приобретала сектантский характер, то там сам политический момент был, наверно, все-таки преходящим, а дело заключалось в глубоких экклезиологических заблуждениях, то есть, по сути дело, это было раскол в чистом виде, часто с еретическими наслоениями. Это был путь, до известной степени повторявший наше старообрядчество, вырождавшееся в беспоповщину. - Известно, что в послевоенное время и в первой половине 40-х годов большое количество катакомбных священников вышло на легальное служение. Как можно оценить это движение, и повлияло ли оно как-то на общественно-церковную жизнь в первые годы патриаршества святейшего Алексия I? - Это произошло после того, как в 1945 г. Поместный Собор избрал Святейшим Патриархом Алексия (Симанского). В Соборе участвовали почти все находившиеся тогда на свободе епископы, а это была большая часть русского епископата, если учитывать и архиереев, находившихся в заключении либо в эмиграции. Поэтому это избрание было очень убедительно и авторитетно. Я думаю, что имела значение уже сама перемена лица на Патриаршем Престоле, поскольку коль скоро велась полемика с митрополитом Сергием, то это создавало какие-то личные отношения, возможно, личную неприязнь, которая уже в меньшей мере была обращена к личности Патриарха Алексия I, хотя в 1927-28 годах для петроградской оппозиции очень важным пунктом было как раз требование, предъявляемое к митрополиту Сергию, об удалении из Синода, в частности, митрополита Алексия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/326/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010