Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЖОХОВ ВЛАДИМИР ПЛАТОНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прот. Владимир Жохов,1986 год Владимир Платонович Жохов ( 1917 - 1988 ), митрофорный протоиерей Родился 17 мая 1917 года в селе Чёлмохта Холмогорского уезда Архангельской губернии. Из рода потомственных дворян. В 1917 году семья Жоховых переехала в с. Чёлмохта Архангельской губернии из Ростова-на-Дону, а через некоторое время вернулась обратно. В 1934 году они приехали в Ленинград . В 1935 году его отец был арестован и осужден за антисоветскую деятельность, скончался в 1943 году, в заключении в Сибири. Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, обучался у художника А. И. Лактионова. Работал художником-оформителем в тресте " Ленгоркино " в Ленинграде. Одновременно служил в одном из храмов внештатным иподиаконом . В 1939 году призван в армию. К началу Великой Отечественной войны нес службу на западной границе СССР. В августе 1941 года был ранен и контужен, демобилизован с инвалидностью второй группы. Решил посвятить свою жизнь служению Церкви. С 1941 года жил в Архангельске , где занимал должность иподиакона и чтеца в Ильинском кафедральном соборе . В апреле 1942 года из Ленинграда в Архангельск были эвакуированы его родные, вместе с которыми он переехал в с. Чёлмохта. Весной 1943 года вступил в брак и вновь поселился в Архангельске. Работал художником в клубе моряков, а по выходным служил в соборе. В том же году уехал на родину жены во Владимир , служил иподиаконом в Успенском кафедральном соборе . Вместе с епископом Владимирским и Суздальским Онисимом (Фестинатовым) был в числе членов Поместного Собора 31 января - 2 февраля 1945 года. В том же году вернулся в Архангельск. 2 августа 1945 года был рукоположен во диакона   в архангельском Ильинском кафедральном соборе , 4 ноября того же года рукоположен во иерея епископом Архангельским и Холмогорским Леонтием (Смирновым) . Служил в Архангельске в районе острова Соломбала.

http://drevo-info.ru/articles/13680643.h...

Родился 3 января 1900 г. в погосте Поля Демяновского уезда Новгородской губ. в семье священника. Окончил Старорусское духовное училище, в 1913 г. поступил в Новгородскую духовную семинарию, но не окончил ее в связи с закрытием. Служил в церкви псаломщиком, регентом. В 1920 г. был призван в Красную армию, где служил до 1922 г. В 1922 г. был привлечен к суду вместе с отцом, протоиереем Дмитрием Успенским, который был арестован по ложному обвинению в хищении из Никольского храма. В том же году поступил в Петроградский богословский институт, где учился у профессора А. А. Дмитриевского . Затем в 1925 г. поступил на Ленинградские высшие богословские курсы. Защитил кандидатскую диссертацию и был оставлен на курсах профессорским стипендиатом. В 1928 г. поступил в техникум Государственной академической капеллы. В 1926 г. женился на Наталии Ивановне Шторр. В конце 1929 г. она была арестована за помощь своему свекру и была выслана в Иркутскую область. В 1932–1937 гг. учился в Ленинградской консерватории, получил специальность музыковеда. С 1937 г. преподавал на Государственных курсах музыкального образования им. Н. А. Римского-Корсакова, с 1938 г. В Ленинградской консерватории. Был директором Ленинградского музыкального педагогического училища до его закрытия в 1942 г. В 1941–1945 гг. являлся начальником отряда противовоздушной обороны (ПВО), был тяжело контужен. В результате он получил инвалидность II группы. В 1942 г. был регентом в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда. Член Поместного Собора Русской Православной Церкви 1945 г. В 1946 г. он защитил в Ленинградской консерватории диссертацию на тему «Лады русского севера» и был удостоен степени кандидата искусствоведения. С 1947 г. преподавал в Ленинградской духовной академии, доцент по кафедре литургики, профессор (с 12 июня 1947 г.). Одновременно руководил регентскими классами при Ленинградских духовных школах. 22 июня 1949 г. защитил диссертацию на тему «Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церквах», за которую был удостоен степени магистра богословия. К концу 1953 г. им была написана докторская диссертация «Профессиональная музыка в России до XVII века», отвергнутая по идеологическим соображениям (решением совместного заседания кафедр марксизма-ленинизма и теории музыки), обвинен в «пропаганде церковщины». Николаю Дмитриевичу пришлось уйти из консерватории. Докторская диссертация под названием «История богослужебного пения Русской Церкви (до середины XVII в.)» была представлена на рассмотрение ученого совета Московской духовной академии. 10 августа 1957 г. за этот труд ему была присуждена степень доктора церковной истории. В 1956 г. был приглашен для работы в Богослужебно-календарную комиссию при Священном Синоде. Член Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 г. 772 Скончался 23 июля 1987 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Н. Муравьев, Н. Лебедев «Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох» ( 2Тим 4:7 ). 22 июня т. г., в 7 ч. утра, скончался б. профессор Московской Духовной Академии, протоиерей Димитрий Иванович Боголюбов. Господь призвал его к Себе на 85 году жизни. В течение этого долголетнего жизненного пути покойному пришлось соприкасаться с высокими церковными деятелями, быть свидетелем и участником многих церковноисторических явлений и событий начала XX столетия. Летопись его жизни, взятая на фоне церковной истории последнего времени, далеко раздвигает обычные рамки некролога и служит скорее достоянием истории. Д. И. Боголюбов родился в 1869 г., 17 февраля. Он был сын псаломщика в с. Барабановке, Сорочинского района, Чкаловской области. В 1890 г. окончил Самарскую Духовную Семинарию вторым студентом и Правлением Семинарии был послан на казенный счет для высшего богословского образования в Московскую Духовную Академию. Там он обучался в расцвете ее ученой жизни. В 1894 г. Д. И. Боголюбов окончил Академию магистрантом и был назначен тамбовским епархиальным миссионером, а в 1898 г. приглашен и переведен в Харьков на должность миссионера. В 1903 г. Митрополитом Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским) был назначен Петербургским епархиальным миссионером. В 1913 г. перешел на духовно-учебную службу – сначала инспектором Ставропольской Духовной Семинарии, а в 1914 г. перемещен по собственному желанию на ту же должность в Воронежскую Духовную Семинарию. В 1917 г. участвовал во Всероссийском Поместном Соборе. В 1922 г. Д. И. Боголюбов принимает сан священника и назначается в один из московских приходов. В течение тридцатилетнего служения в сане священника он получил все священнические награды вплоть до митры. Последний этап жизни о. Боголюбова начинается, когда он переступил, в качестве профессора по Истории русского раскола и сектантства, порог Московского Православного Богословского Института, затем преобразованного в Московскую Духовную Академию. Его направил сюда еще Святейший Патриарх Сергий. Эту дисциплину он преподавал в Академии и Московской Семинарии с 1945 г. вплоть до выхода на пенсию в 1951 г., в течение шести лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви АНАСТАСИЯ Алексеевна Лебедева (1899 - между 1941 и 1945), мц. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНАСТАСИЯ († 1609 ?), игум. угличского в честь Богоявления Господня жен. мон-ря, прмц. ( пам. 19 марта., 10 апр., 22 дек. и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНАСТАСИЯ Николаевна (1901-1918), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Санкт-Петербургских святых), великая княжна, младшая дочь святых мучеников имп. Николая II и императрицы Александры Феодоровны АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн. АНАТОЛИЙ Дмитриевич Ивановский (16 февраля 1863 – 30 октября 1918), священник, священномученик (пам. 17 октября, 6 сентября, в Соборе Вятских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНАТОЛИЙ Ананьевич Бержицкий (1873-1937), свящ., сщмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНАТОЛИЙ Афанасьевич Левицкий (1894-1937), свящ., сщмч., (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ Авдеевич Правдолюбов (1862-1937), прот., сщмч. (пам 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_6.html

29 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Смысловое содержание приходской административной системы в 1961 г. и его изменение в 1988 г. В статье кандидата богословия протоиерея Дмитрия Сазонова прослеживается путь системы приходского управления от состояния упадка, причиной которого стали изменения в церковном законодательстве о приходских общинах, принятые на Архиерейском соборе в 1961 году, к восстановлению канонической ее формы в новом Уставе об Управлении Русской Православной Церкви в 1988 году. Статья Основополагающим для канонического устройства и жизненно важным документом для Русской Православной Церкви стал утвержденный на Поместном соборе в 1988 г. Устав об управлении Русской Православной Церковью, принятый вместо существовавшего до этого времени Положения об управлении Русской Православной Церкви 1945 года с внесенными в 1961 году изменениями в части приходского управления. Именно эти структурные изменения в управлении приходом, утвержденные затем на Поместном Соборе 1971 года, уже в 1988 году характеризовались как «не содержащие в достаточной степени общепринятых в православии законов», которые «не давали ясного представления о правах, обязанностях и ответственности как высшей иерархии, так и рядовых священнослужителей и верующих» . Принятый Поместным собором в 1988 году Устав в XV главе п.2 отменял принятые на Архиерейском соборе в 1961 году поправки . Исследуя приходское законодательство Русской Православной Церкви 1945 и 1988 гг. и различные базовые смыслы, заложенные в нем, отметим существенный акцент в их различии и обосновании. Положение об административном устройстве прихода 1945 года было разработано митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым) в духе постановления о приходах, выработано на Поместном соборе 1918 г., где было определено, что хозяйственно-финансовой деятельностью прихода должен заниматься церковный совет во главе с настоятелем, а приход, как православная община, мыслился как структура Церкви, в жизни которой миряне участвуют в управлении, но – sic! – руководство всей жизнью прихода, духовной и хозяйственной, остается за настоятелем . Такой взгляд на приход как каноническую структуру епархии вполне отвечал ее древнему устройству и смыслу: приход есть общество, состоящее из клира и мирян. Общество, возглавляемое пастырями-клириками.

http://bogoslov.ru/article/5023654

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Федеративное Греко-Кафолическое Православное Ведомство и участие Епископальной церкви Америки в объединительном процессе между Северо-Американской митрополией и Московской Патриархией в 1943-1945 гг. В 1945 году патриаршим экзархом в Америке митрополитом Вениамином (Федченковым) были инициированы переговоры между представителями Североамериканской митрополии, объявившей о своей временной автономии в 1934 году и Московской Патриархией. Ход этих переговоров широко обсуждался в русской эмигрантской печати. Однако их исход волновал не только русское общество. Об интересе Епископальной церкви в Америке к этим переговорам и их успешному окончанию рассказывается в статье Ростислава Просветова. Статья В декабре 1944 года представители Северо-Американской митрополии были приглашены на Поместный Собор Русской Православной Церкви, который должен был избрать нового Патриарха Московского и всея Руси. Большие надежды на участие американской делегации в Поместном Соборе Русской Православной Церкви возлагали представители различных христианских конфессий и общественных организаций в США. Северо-Американская митрополия владыки Феофила (Пашковского) включала в себя немалую часть православных Северной Америки. В 1945 году в составе митрополии насчитывалось около 300 приходов и 300 тысяч прихожан . Согласно официальной статистике, в Северной Америке в 1943 году насчитывалось свыше 5 миллионов верующих православного исповедания , 25 епископов и 1500 православных священников.

http://bogoslov.ru/article/2934653

М.Б. Данилушкин Глава 14. Церковные Соборы 1940-х годов Поместный Собор 1945 года Рассматриваемый Собор, созванный по решению Собора епископов от 23 Ноября 1944 г., проходил в Москве в храме Воскресения в Сокольниках 31 Января-2 Февраля 1945 г. 553 На этом Соборе было 204 участника, из них членов Собора 171 человек от 89 епархий, почётных гостей – 33 человека. Среди членов Собора было 46 архиереев (4 митрополита, 13 архиепископов и 29 епископов), 87 клириков (3 архимандрита, 2 игумена, 68 протоиереев, 8 иереев, 3 иеромонаха, 2 диакона и 1 иеродиакон) и 38 мирян. Из зарубежных епархий и приходов Московского Патриархата был представлен только экзархат в Америке – митрополитом Алеутским и Северо-Американским Вениамином (Федченковым) . Присутствию на Соборе почётных гостей – предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей уделялось особое внимание. Власти стремились показать мировому общественному мнению наличие религиозной свободы в СССР и не препятствовали приглашениям. Содействовать росту авторитета Московской Патриархии было также в интересах советского правительства, поскольку это ослабляло враждебную коммунизму Русскую Зарубежную Церковь . Она переживала суровые времена. Советская армия, победоносно шагавшая по Европе, несла не только освобождение другим народам, но и репрессии своему собственному народу. В Восточной зоне оккупации происходили массовые аресты Русских эмигрантов, не успевших уйти на Запад – мирян и клириков. Как правило, впереди их ожидал расстрел или многолетнее лагерное заключение. Многие беженцы, укрывшиеся в Западной зоне, были выданы Англо-Американскими союзниками властям СССР. В Югославии, Чехословакии и других странах закрывались храмы, подчинённые Зарубежной Церкви. Теперь физические репрессии требовалось усугубить моральной изоляцией как «зарубежников», так и подсоветских верующих, по-прежнему не признававших Декларацию 1927 года. И.В. Сталин, умевший извлечь политическую выгоду даже из своих уступок и компромиссов, видимо, рассчитывал, что широкая демонстрация признания зарубежными Православными Церквями Московского Патриархата будет способствовать этому. Вот почему власти, прежде не особо поощрявшие международные церковные связи, на сей раз проявили заинтересованность в широком зарубежном представительстве на Соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Рецепция определений Поместных Соборов Русской Церкви XX века Были ли исполнены все решения Поместных Соборов Русской Церкви ХХ века? Почему значительная часть постановлений Собора 1917 - 1918 г. так и не была исполнена даже после падения коммунистической идеологии? Что такое рецепция церковным организмом постановлений Соборов? Этим вопросам посвящена статья преподавателя Канонического права Московской Духовной Академии священника Александра Задорнова. Статья Пять Поместных Соборов, прошедших в Русской Православной Церкви в прошлом столетии, выработали ряд определений, чья рецепция проходила неодинаково. Произошло это как в силу исторических обстоятельств, так и из-за дальнейшего развития церковного законодательства, отменявшего одни определения и заменявшего другие новыми нормами и постановлениями. Сам статус Поместного Собора разнился от одного его созыва к другому. Понятие о Поместном Соборе появляется в самих определениях, выработанных отцами Собора 1917-1918 гг., например: «В Православной Российской Церкви высшая власть — законодательная, административная, судебная и контролирующая — принадлежат Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян» . Это положение, с рядом уточнений, касающихся применения этой власти, сохраняется в уставных документах Русской Православной Церкви 1945-2000 годов. Однако процедура принятия решений на конкретных соборах отличалась достаточно сильно — от избрания Патриарха жребием, открытым голосованием одних только делегатов-епископов в 1945 и тайным голосованием в 1971 и 1990 годах до постепенного сведения высших судебных полномочий к прерогативе суда над Патриархом и узким кругом лиц, определяемых судом Архиерейского собора (1988). Кроме того, уже в 1945 году исчезло упоминание о «контролирующей власти» и определенных сроках созыва Поместных Соборов.

http://bogoslov.ru/article/378040

ЖМП 8 август 2016 / 16 августа 2016 г. 14:50 протоиерей Димитрий Олихов Митрополит Феодосий (Процюк) 07.01.1927–28.05.2016 28 мая в отошел ко Господу бывший управляющий Омской епархией митрополит Феодосий (Процюк).         Будущий митрополит Феодосий (в миру Игорь Иванович Процюк) родился 7 января 1927 года в селе Топульно Рожищенского района Волынской области в семье священника. Начальное образование он получил в школах сел Згораны и Городно Любомльского района Волынской области. В 1943 году, завершив обучение в Горховской гимназии, Игорь Процюк сдал экзамен на псаломщика на пастырско-богословских курсах при Почаевской лавре и был определен псаломщиком Свято-Дмитровского храма города Дружкополя Волынской епархии. Через год принят под юрисдикцию Московской Патриархии и определен иподиаконом в Троицком кафедральном соборе Луцка. В 1945 году в качестве келейника епископа Волынского и Ровенского Николая (Чуфаровского) он был на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, который избрал Патриарха Алексия I (Симанского). 24 марта 1945 года Игорь Процюк был рукоположен во диакона, а 1 апреля во иерея. В течение двух лет отец Игорь служил в Симеоновском храме в деревне Сельцо, а также помогал настоятелю Свято-Дмитровского храма Дружкополя иерею Иоанну Процюку (своему отцу). В последующие годы служил в храмах Волынской и Хмельницкой епархий. Еще в 1951 году отец Игорь поступает сразу в третий класс заочного сектора Ленинградской духовной семинарии, через год успешно оканчивает семинарию и продолжает образование уже в Ленинградской духовной академии, не прерывая пастырского служения. В 1956 году после окончания духовной академии он возводится в сан протоиерея. С 1959 года — кандидат богословия. Эту степень пастырь получил за сочинение «Святой Ефрем Сирин как экзегет Священного Писания Ветхого Завета». 3 ноября 1979 года, уже будучи архиепископом, владыка Феодосий был удостоен степени магистра богословия, за сочинение «Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 год (по материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархий)». Этот труд не потерял своей актуальности до сих пор: в 2004 году он был издан в Москве издательством Крутицкого подворья.

http://e-vestnik.ru/church/mitropolit_fe...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1945 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда - законодательная, административная, судебная - принадлежит Поместному Собору, периодически созываемому, в составе епископов, клириков и мирян. I. Патриарх 1. В соответствии с пр. 34 св. Апостолов, Русская Православная Церковь возглавляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и управляется им совместно со Священным Синодом. 2. Имя Патриарха возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви как в СССР, так и за границей по следующей формуле: ”О Святейшем Отце нашем (имя), Патриархе Московском и всея Руси”. 3. Патриарху принадлежит право обращаться с пастырскими посланиями по церковным вопросам ко всей Русской Православной Церкви. 4. Патриарх от лица Русской Православной Церкви ведет сношения по церковным делам с представителями других автокефальных православных церквей. 5. Патриарх, в случае нужды, преподает Преосвященным Архиереям братские советы и указания касательно их должности и управления. 6. Патриарху принадлежит право награждать Преосвященных Архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями. 7. Патриарх для решения назревших важных церковных вопросов созывает, с разрешения Правительства, Собор Преосвященных Архиереев и председательствует на Соборе, а когда требуется выслушать голос клира и мирян и имеется внешняя возможность к созыву очередного Поместного Собора, созывает таковой и председательствует на нем. 8. Патриарх состоит Епархиальным Архиереем Московской епархии. 9. Для облегчения Патриарха в его попечениях об общецерковных делах Московской епархией управляет, по указанию Патриарха, на правах Епархиального Архиерея, Патриарший Наместник с титулом Митрополита Крутицкого.

http://drevo-info.ru/articles/17773.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010