— Кандидат в Патриархи должен быть архиереем Русской Православной Церкви и отвечать требованиям, предъявляемым ему пункте 17 раздела IV Устава, а именно: обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться как доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, так и «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3:7). Возраст кандидата на Патриарший престол не должен быть менее сорока лет. — Когда и в связи с чем созывались Поместные Соборы Русской Православной Церкви в ХХ веке? — В ХХ столетии состоялось несколько Поместных Соборов Русской Православной Церкви, для большинства из которых главными деяниями было избрание Предстоятелей Русской Церкви и принятие положений и уставов об управлении РПЦ. Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 годов, например, принял определения, реформировавшие высшее церковное управление и епархиальное управление, а также определения по многим вопросам внутренней жизни Церкви. Собор утвердил соборно-патриаршую форму высшего церковного управления и избрал на Всероссийский Патриарший престол Святителя Тихона (Белавина). В специальном разделе портала «Богослов.ru», который посвящен вопросам Соборов и Патриаршества, размещены практически все документы, связанные с этих собором — постановления, деяния, биографии соборян, обзоры сессий. Следующий Поместный Собор 1945 года был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского) . Собор избрал на Патриарший престол митрополита Алексия (Симанского) и принял «Положение об управлении Русской Православной Церкви», которое явилось правовым актом, устранившим вакуум правового регулирования деятельности высшего управления Русской Православной Церкви. Поместный Собор 1971 года был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Участники Собора избрали Патриархом Московским и всея Руси митрополита Пимена (Извекова). Поместный Собор 1988 года был посвящен Тысячелетию Крещения Руси. На этом Соборе был принят «Устав об управлении Русской Православной Церкви», который вобрал в себя многое из того, чего достиг в устройстве высшего церковного управления Всероссийский церковный собор 1917-1918 годов. Несомненным преимуществом Устава 1988 года стало правовое регулирование статуса, компетенции, состава, внутренней структуры, порядка работы и принятия решений Архиерейским Собором, чего не знали ни определения Собора 1917-1918 годов, ни Положение 1945 года.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208784...

Деяния Собора проходили в Троице-Сергиевой Лавре. Собор открылся Божественной литургией в Троицком соборе, которую совершил митрополит Пимен. Первое рабочее заседание состоялось в тот же день, 30 мая, в Троицком храме Лавры. 31 мая Местоблюститель Митрополит Пимен выступил с докладом «Жизнь и деятельность Русской Православной Церкви». В докладе дана высокая оценка Первосвятительскому служению блаженнопочившего Патриарха Алексия I: «Прежде всего мы отмечаем его глубочайшую церковность и ясное понимание им задач современности. Глубокое проникновение его в сущность миссии Церкви, неуклонное следование православному вероучению и канонам, острое сознание интересов Православия и нужд времени служили основой предпринимаемых Патриархом Алексием действий во благо Церкви и служения миру... Святейший Патриарх Алексий умел связывать духовные традиции прошлого нашей Церкви с современной ее жизнью в новых исторических условиях. Достойный хранитель духовных сокровищ нашей Церкви, как драгоценного опыта живой любви и богословского созерцания отцов и учителей Церкви, он научил нас любить и ценить эти духовные сокровища и традиции, завещал нам не только хранить их далее, но и укреплять, и умножать своей доброй христианской жизнью». В тот же день митрополит Никодим прочитал содоклад «Экуменическая деятельность Русской Православной Церкви». Он же выступил на Соборе с докладом «Об отмене клятв на старые обряды и придерживающихся их», в котором представил историю церковного раскола и предложил путь к уврачеванию печального разделения. Митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, ныне здравствующий Патриарх Московский и всея Руси, огласил содоклад «О миротворческой деятельности Русской Православной Церкви». В конце дня были приняты «Решения Поместного Собора». В своих «Решениях» Собор постановил: «1. Одобрить деятельность Священного Синода во главе с блаженнопочившим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Местоблюстителем Московского Патриаршего Престола Высокопреосвященнейшим Пименом, митрополитом Крутицким и Коломенским, по управлению Русской Православной Церковью, осуществленную в период от Поместного Собора 1945 года и до сего дня, а также Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 18 июля 1961 года.

http://sedmitza.ru/lib/text/440013/

     После смерти Патриарха Тихона в 1925 году большевики долго не позволяли избрать нового первосвятителя. Ситуация изменилась в 1943 году. Сталин разрешает созвать Собор епископов, который собирается 8 сентября 1943 года. В Соборе приняли участие 19 иерархов. Кандидатура при голосовании была единственной – Митрополит Сергий (Страгородский) , который и был избран открытым голосование.      В   Соборе 1945 года приняли участие 41 русский и 5 зарубежных епископов. Голосование вновь было открытым и безальтернативным. Избран был Митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), названный Митрополитом Сергием в качестве своего преемника.      Избрание Патриарха Пимена в 1971 году прошло открытым голосованием. Вот как пишет об этом архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин) участник того Собора : «Я поспешил  в Успенский храм, там все уже были в сборе,  меня ждали и беспокоились моим запозданием. Быстро надели на  меня  мантию, не успев даже застегнуть крючков,  и  мы  процессией  и  в  порядке  старшинства  вошли  в помещение  Собора,  Трапезную церковь Преподобного  Сергия,  и  заняли  свои обычные места.  Иностранные гости в  полном составе также разместились,  а я успел заметить, что Куроедова или кого ни будь из представителей гражданской власти тоже не было.      Заседание началось около двух часов дня. Митрополит Пимен предложил обсудить процедуру избрания Патриарха. Встал митрополит Никодим и сказал:  —  Процедура избрания  была  предметом глубокого и всестороннего обсуждения  на  Архиерейском  совещании.  Было решено,  что избрание  будет происходить  открытым  голосованием,  а,  следовательно,  прошу и  предлагаю Собору утвердить эту процедуру».      Последние в новейшей истории выборы Патриарха прошли во время Поместного Собора 1990 года впервые за долгие годы без всякого давления светских властей. На этот раз кандидатами в патриархи были 75 епархиальных архиереев в возрасте после 40 лет, имеющие советское гражданство с рождения. Своих кандидатов выдвинул сначала Архиерейский Собор: каждый из его членов мог предложить до трех человек из предложенного списка. Больше всего голосов набрали Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) , Митрополит Ростовский Владимир (Сабодан) и Митрополит Киевский Филарет (Денисенко). Далее, пятерых кандидатов выдвинул Поместный Собор, но в силу слабой поддержки каждого из них в отдельности, дальнейшее голосование шло только по первым трем кандидатам.   Голосование на Поместном Соборе проходило тайно в два этапа. Сначала осталось только два кандидата – митрополиты Алексий и Владимир. Во втором туре с перевесом в 15 голосов первенствовал Алексий.

http://pravmir.ru/izbranie-patriarxov-na...

Церковь как Тело Христово является творцом собственного права. Если нормы Канонического корпуса не могут быть отменены ввиду отсутствия равного по полномочиям соборного органа, то действующее церковное право каждой Поместной церкви регулируется епископатом этой церкви. Как и в случае с гражданским законодательством, актуальные нормы действующего церковного права нельзя нарушать, а не изменять . Естественно, такое изменение вызывается необходимостью, связанной с церковной жизнью в конкретное время и на определённой территории. Кроме того, и состав Собора 1917-1918 гг., и рецепция его определений вызывают серьёзные сомнения в его «иконичности». Вместо иерархического , Собор следовал принципу сословного представительства. Иначе трудно объяснить участие в его заседаниях в качестве делегатов представителей гражданских институтов – действующей армии, членов Государственной думы и Государственного совета. Если же вспомнить, что рецепция соборных определений означает не столько «согласие с ними всей Церкви» (по-видимому – той части, что в Соборе не участвовала), а возможность их реального исполнения - большая часть этих постановлений должна быть признана рецепцию не прошедшей [vii] . Стоит напомнить, что в самоназвании собора («Священный собор Православной Российской Церкви»), в его официальных документах нет указаний на его «поместность» как на «вид» собора. Если понятие о «Поместном» соборе и встречается в предсоборных документах, то, повторимся, указывает оно на самый принцип – вне указания на его состав. Также и в ссылках на соборные деяния, даваемые в церковных документах уже в 30-х годах мы не найдём никакого подчёркивания его состава [viii] . Подобное разделение начинается только с принятия в 1945 году «Положения об управлении Русской Православной Церкви». Поместный и Архиерейский соборы по данному положению отличались объёмом своих полномочий, однако законность их решениям придавало согласие с ними соборного епископата, для чего и было введено особое Архиерейское совещание на соборе. Но и тогда в лекциях по церковному праву, читавшихся в возрождённой Московской духовной академии, говорилось о том, что в области церковного управления «носителем такой власти является Вселенский епископат. Вселенскость эта простирается не только на пространство, но и на время, неизменная формула Соборов: «наследующе божественным отцем». Органы епископата — Вселенские и Поместные Соборы. В случае затруднительности созыва Соборов согласие епископов достигается путем обмена посланиями или личных переговоров глав Автокефальных Церквей («согласие рассеянной церкви»)» [ix] . Сроки созыва так понимаемого Поместного собора в нынешнем Уставе не оговариваются, за исключением необходимости избрания Патриарха. Собственно, такого рода избирательные Поместные соборы только и известны в Русской Церкви, начиная с собора 1917 года. Из шести Поместных соборов 1917-2009 гг. лишь один не был собором избирательным – Поместный собор 1988 года, созванный в связи с юбилеем крещения Руси.

http://bogoslov.ru/article/1500086

В 1933 году, когда арестовали отца Павла Флоренского, Юрий Александрович Олсуфьев с супругой Софьей Владимировной уехали в Новгород. Через какое-то время они вернулись, но не в Сергиев Посад, где им уже было запрещено жить, а в село Мешаловка возле Люберец. Когда предоставилась подходящая возможность, Софья Владимировна вместе с Павлом Голубцовым пробрались в сад, где была закопана честная глава, и выкопали ее. «Когда выкапывали, было очень жутко, – вспоминал впоследствии владыка Сергий. – Это было ночью. Где-то выла собака, и мы боялись, что она может разбудить соседей. Надо было до рассвета успеть. Главу я переносил в хозяйственной закрытой сумке, чтобы не было подозрений, а сверху прикрыл газетой, как будто в сумке кочан капусты. Когда пришел на станцию, рассветало и поезда на Москву еще не ходили. Я шел пешком до Абрамцево или Хотьково и там уже сел на поезд. И в поезде шел по вагонам или стоял, чтобы не садиться». В самые трудные дни битвы за Москву глава прп. Сергия пребывала в алтаре храма в восьми километрах от линии фронта Из страха осквернить святыню Павел не дерзал поставить сумку на сиденье или на свои колени, поэтому всю дорогу он ходил по поезду – от первого вагона к последнему и обратно. Какое-то время глава преподобного Сергия хранилась в Мешаловке, а в 1938 году, после ареста Юрия Александровича, Павел Голубцов перевез ее к отцу Илариону. В самые трудные дни битвы за Москву эта святыня пребывала в алтаре храма в восьми километрах от линии фронта. Ко времени открытия лавры в 1946 году святые мощи преподобного Сергия уже были в Троицком соборе. На свое историческое место их возвратили за год до открытия, в январе 1945 года. Это произошло накануне Поместного Собора, проходившего в Москве с 31 января по 4 февраля. Санкция властей была дана ввиду ожидавшегося прибытия на Собор иностранных делегаций, которые могли посетить и закрытую лавру. К этому времени из армии вернулся Павел Голубцов. После демобилизации он забрал честную главу преподобного из храма в Виноградове и передал ее наследнице Олсуфьева, его приемной дочери Екатерине Павловне Васильчиковой. Это было сделано по ее просьбе – когда стало известно, что лавра открывается, Васильчикова решила передать святыню Патриарху Алексию I (Симанскому), что и было сделано. Святейший, узнав тайну сокрытия честной главы в Виноградове, поручил схиархимандриту Илариону облачить в схимническое одеяние мощи преподобного Сергия, которые поставили на свое место в Троицком соборе. Таким образом, обратная замена главы князя Трубецкого на главу преподобного Сергия также прошла в строжайшей тайне – вероятнее всего, в Великую Субботу либо во время переоблачения мощей в новую схиму. О подлинности главы свидетельствовал тот факт, что на ней сохранился след от копия, которым отец Павел Флоренский отделял ее от верхнего позвонка. При возвращении главы преподобного этот след совпал со следом на позвонке в раке.

http://pravoslavie.ru/159161.html

Падение коммунистического режима Святейший Патриарх недвусмысленно приветствовал. «Коммунистическая идеология, – говорилось в патриаршем послании 23 августа 1991 г. – как мы убеждены, никогда более уже не будет государственной в России. Россия начинает труд и подвиг исцеления!». Такую же позицию занял и митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев), благословивший священникам своей епархии выступить на митинге в поддержку Горбачева и Ельцина. Патриарх Алексий II дал оценку и вынужденному компромиссу в отношении безбожных властей со стороны Московской Патриархии: «Трагедия митрополита Сергия заключается в том, что он пытался «под честное слово» договориться с преступниками, дорвавшимися до власти. ...Декларация митрополита Сергия в целом ушла в прошлое, и мы не руководствуемся ею». §2. Церковная жизнь С конца 1980-х гг. представители Церкви начали выступать по радио и телевидению, а также со страниц печати. Миллионы телезрителей получили возможность смотреть передачи с участием пастырей и архипастырей – митрополитов Кирилла (Гундяева), Филарета (Вахромеева), Питирима (Нечаева) , Антония (Блума), епископа Василия (Родзянко) и многих других. Активную деятельность развернул подмосковный протоиерей Александр Мень, умевший доходчиво и ярко рассказать о православии. Отец Александр стал также автором ряда интересных книг о христианстве. Выводы и утверждения этого автора не всегда соответствовали православному вероучению, однако деятельность священника многим помогла прийти в Церковь . 9 сентября 1990 г. пастырь был убит при невыясненных обстоятельствах по дороге в храм. Юбилей Крещения Руси рассматривался как важное историческое событие не только в России, но и за рубежом. Значимость этого юбилея была отмечена на Генеральной ассамблее ЮНЕСКО. Торжества проходили с 5 по 12 июня 1988 г. с участием глав и представителей Поместных Церквей, а также инославных гостей. Праздничные мероприятия открылись Божественной литургией в кафедральном Богоявленском соборе. На следующий день после литургии в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры открылся Поместный Собор. В отличие от предыдущих Поместных Соборов (1945 и 1971 гг.), многие решения на этот раз не были предсказуемыми. По ряду вопросов развернулась полемика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стоит напомнить, что в самом названии собора («Священный Собор Православной Российской Церкви»), в его официальных документах нет указаний на его «поместность» как на «вид» собора. Если понятие о «Поместном» Соборе и встречается в предсоборных документах, то указывает оно на самый принцип — вне указания на его состав. Также и в ссылках на соборные деяния, даваемые в церковных документах уже в 30-х годах, мы не найдем никакого подчеркивания его состава. Подобное разделение начинается только с принятия в 1945 году Положения об управлении Русской Православной Церкви. Поместный и Архиерейский Соборы по данному Положению отличались объемом своих полномочий, однако законность их решениям придавало согласие с ними соборного епископата, для чего и было введено Архиерейское совещание на соборе. Но и тогда в лекциях по церковному праву, читавшихся в возрожденной Московской духовной академии, говорилось о том, что в области церковного управления «носителем такой власти является Вселенский епископат. Вселенскость эта простирается не только на пространство, но и на время, неизменная формула Соборов: “Наследующе божественным отцем”. Органы епископата — Вселенские и Поместные Соборы. В случае затруднительности созыва Соборов согласие епископов достигается путем обмена посланиями или личных переговоров глав Автокефальных Церквей (“согласие рассеянной церкви”)». Сроки созыва так понимаемого Поместного Собора в нынешнем Уставе не оговариваются, за исключением необходимости избрания Патриарха. Собственно, такого рода избирательные Поместные Соборы только и известны в Русской Церкви начиная с Собора 1917 года. Из шести Поместных Соборов 1917–2009 годов лишь один не был собором избирательным — Поместный Собор 1988 года, созванный в связи с юбилеем крещения Руси. Привести к канонической норме положение с Соборами Поместной Русской Церкви призван документ комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления». Документ констатирует разрыв между положением канонического Устава о принадлежности высшей власти в области канонического устроения Поместному, а не Архиерейскому Собору с такими задачами последнего, как «принятие Устава и внесение в него изменений, хранение догматического и канонического единства Русской Церкви, решение принципиальных канонических вопросов, касающихся внутренней и внешней деятельности Церкви, канонизация святых, создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых церквей, экзархатов и епархий». Справедливо предложение внести в Устав указание на властные полномочия Архиерейского Собора как в законодательной, так и исполнительной власти. Что касается власти судебной, то она принадлежит этому собору и де-юре как третьей судебной инстанции в судебной системе Русской Православной Церкви.

http://e-vestnik.ru/church/pomestnyy_sob...

Так оставалось дело духовного образования до августа 1943 г., когда был созван в Москве Поместный Собор для избрания Патриарха. Вместе с вопросом о Церковном Соборе, избрании Патриарха и учреждении Священного при нем Синода. Правительство вполне сочувственно отнеслось и к предположениям об учреждении богословских школ для подготовки образованных кандидатов священства. Это была одна из самых серьезных церковных нужд, и новоизбранный Свят. Патриарх Сергий тогда же на соборе поручил мне разработать проект организации дух. учебных заведений, среднего и высшего типа. Проект был представлен  Св. Патриарху 1 октября 1943 г. и был одобрен Свящ. Синодом. Но этому проекту в Москве было предположено открытие Богословского Института, а по епархиям Бог.- Пастырских Курсов и составлены «Положение» и учебные планы, в соответствии с тем, как это было ранее осуществлено в отношении Бог. Института в Ленинграде. В июне 1944 г. на основании этого «Положения» и учебных планов были открыты в Москве Богословский Институт и Богословско-Пастырские Курсы, а в ноябре 1945 г. в Ленинграде - Богословско-Пастырские Курсы. Сейчас эти Курсы в Москве и здесь в Л-граде преобразованы в Дух. Семинарии, Богословский Институт в Москве преобразован в Дух. Академию, а мы присутствуем сегодня на открытии Духовной Академии в Ленинграде. Это присвоение нашим духовным школам прежних наименований весьма знаменательно. Оно означает, что новая духовная школа пережила временную форму Пастырских Курсов, идет к развитию в сторону семинарского и академического строя в его испытанных и наилучших свойства, - что, имея в виду высшие интересы Церкви, она стремится к высотам прежней богословской образованности с желанием превзойти их в будущем. И это понятно, принимая во внимание задачи Православия в условиях современной жизни. Теперь, как никогда в прошлом, православному пастырю необходима сила богословских знаний, накопленная в неисчислимых трудах прежней духовной школы. Воспринять это богатое наследие с тем, чтобы пустить его в жизненное обращение, и составляет одну из важнейших задач современной духовной школы и главный смысл ее нового наименования.

http://bogoslov.ru/article/482385

2. Сталин восстановил патриаршество. 3. Сталин ликвидировал «обновленчество». 4. В 1946 г. Львовский собор греко-католической церкви принял решение упразднить Брестскую унию 1596 г, вернуться к «прадедовской вере» и воссоединиться с Русской Православной Церковью. Решение Львовского собора было признано каноничным всеми поместными православными церквями и поддержано подавляющим большинством униатских священников и прихожан. В годы Холодной войны после смерти Сталина американцам и Ватикану пришлось практически заново воссоздавать униатство на Украине. 5. В 1945 г. сочли возможным и необходимым вернуться в лоно Московского Патриархата Русской Православной Церкви такие столпы православия в эмиграции, как митрополит Евлогий (Георгиевский), Управляющий русскими православными приходами в Западной Европе, и архиепископ Серафим (Соболев), Управляющий русскими приходами в Болгарии. (Владыка Серафим причислен к лику святых, а его икона будет в главном храме Вооруженных сил России). 6. Только благодаря Сталину стало возможно проведение в Москве Всеправославного совещания 1948 г., на котором все поместные православные Церкви осудили подрывную деятельность Ватикана; заявили о своем отказе от участия в экуменическом движении и высказались за сохранение Александрийской пасхалии. 7. Может быть самым весомым фактом, абсолютно не вписывающимся в пропагандистский штамп современных церковных либералова, является то, что 9 марта 1953 года Святейший Патриарх Алексий I служил в Елоховском соборе панихиду по Сталину. Известны и слова, произнесенные тогда Алексием I: «Я служил не по безбожнику». Слово Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) на панихиде по Сталину Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные — его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/04/stalin...

31 января — 2 февраля 1945 г. в Москве состоялся Всероссийский Поместный Собор. На первом его заседании было обсуждено и принято «Положение об управлении Русской Православной Церковью», а на втором — 2 февраля — митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) открытым голосованием избрали Патриархом Московским и всея Руси (в связи со смертью Патриарха Сергия) . В качестве почетного гостя на Собор по приглашению Московской Патриархии в сопровождении архидиакона Парфения Койнидиса (будущего Патриарха Александрийского) прибыл Предстоятель Александрийской Церкви Христофор II, который находился в Москве с 28 января по 8 февраля. Всего на Поместном Соборе присутствовали главы и представители восьми Поместных Православных Церквей, заявившие о своей признательности правительству СССР. В ответ гостям Собора, в том числе Александрийскому Патриарху, было подарено 80 музейных предметов драгоценной церковной утвари . 4 февраля Христофор II участвовал в интронизации новоизбранного Патриарха Алексия и первенствовал во время совершения Божественной литургии. В тот же день на торжественном обеде в гостинице «Метрополь», который был дан в честь избрания нового Патриарха, он произнес следующий тост: «…С другой стороны, мы видим, что и само правительство относится сочувственно к Русской церкви, оказывая ей помощь и покровительство. Эта помощь весьма ценна для Церкви. Маршал Сталин, который по всеобщему признанию является одним из величайших людей нашей эпохи, питает доверие к Церкви и благосклонно к ней относится. Это он доказал на деле в течение последних двух лет… Ясно, что маршал Сталин, верховный главнокомандующий, под руководством которого ведутся военные операции в невиданном масштабе, имеет на то обилие Божественной благодати и благословения, и русский народ под гениальным руководством своего великого Вождя с непревзойденным самоотвержением наносит сокрушительные удары своим вековым врагам… И восточные патриархии после этого будут ожидать распространения на них покровительства России в чисто христианском духе согласно традициям русского народа и его издавна благосклонному вниманию к Православному Востоку» .

http://bogoslov.ru/article/6172590

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010