5 июня 1943 года. И. Сталин подписал секретное постановление Государственного комитета обороны «Об утверждении мероприятий по улучшению зарубежной работы разведывательных органов СССР», где религиозные организации впервые отнесены к категории интересов советской внешней разведки. 4 сентября 1943 года. Знаменитая «кремлевская вечеря» – личная встреча И. Сталина с церковным руководством. 8 сентября 1943 года. На Архиерейском Соборе избран Патриарх, им стал митрополит Сергий. Сентябрь 1944 года. Воссоединение 75 евлогианских приходов с Московской Патриархией в результате поездки во Францию митрополита Николая (Ярушевича) . Ноябрь 1944 года. Просьба представителей Мукачевско-Пряшевской епархии о принятии ее в юрисдикцию Московской Патриархии, 11 декабря делегация передала письмо Сталину о желании не только Церкви, но и всей Карпатской Руси воссоединиться с великой Россией. Январь 1945 года. Состоялся Поместный Собор. Сентябрь 1945 года. Воссоединился с Московской Патриархией и глава Западно-Европейской епархии Заграничного Ахриерейского Синода митрополит Серафим (Лукьянов). Октябрь 1945 года. Японские приходы и Русская Духовная Миссия в Китае были приняты в юрисдикцию Московской Патриархии. 2. Главные спорные моменты в трактовке представителей различных групп ученых Можно выделить несколько периодов различной тактики советского государства по отношению к Церкви. Курс на полное уничтожение Церкви, непримиримая позиция обеих сторон: уничтожение священников, разрушение храмов и монастырей, изъятие ценностей, анафема Патриархом Тихоном власти большевиков. Попытка властей создать лояльную «Живую Церковь » – обновленцев, их деятельность в мире по захвату материального имущества – и последовавшая неудача. Давление на Патриарха Тихона, арест, уступки с его стороны (интервью, указ о карловчанах). Неисполнение властью своих обещаний: оставшиеся приходы взяты под контроль ГПУ. Приход митрополита Сергия, легализация Церкви: полное соглашение с властью, действие в ее интересах (интервью, декларация, указы о поминовении большевиков, требование подписки о лояльности), получение уступок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

того же года в МДА от Воронежской епархии была учреждена стипендия в размере 8,4 тыс. р. в год, с тем чтобы по окончании учебы стипендиаты приезжали на служение в епархию. К сер. 50-х гг. ХХ в. отношение власти к Церкви ухудшилось, что привело к некоторому сокращению приходов в епархии. В 1953 г. под рук. И. было отмечено 250-летие со дня кончины свт. Митрофана Воронежского. В 1956 г. в связи с застройкой территории на месте снесенного Митрофанова воронежского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря стараниями И. были перенесены на городские кладбища и сохранены от поругания останки Воронежских архиереев, погребенных в Благовещенском соборе монастыря, в т. ч. мощи архиеп. свт. Антония (Смирницкого) (в 90-х гг. ХХ в. эти останки были перенесены в некрополь Акатова мон-ря). 25 февр. 1950 г. И. был возведен в сан архиепископа. В 1954 г. в связи с образованием самостоятельной Липецкой обл. И. стал именоваться «архиепископ Воронежский и Липецкий». 25 февр. 1954 г. награжден крестом на клобук. 25 февр. 1959 г. возведен в сан митрополита. Скончался во время поздней литургии в Покровском кафедральном соборе. Погребен в ограде Покровского собора, у алтаря (могила сохр.). Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 613. Л. 1-4 об.; Оп. 4. Д. 64; ГАВО. Ф. 967. Оп. 1. Д. 68. Лит.: Назначения на архиерейские кафедры//ЖМП. 1945. 10. С. 30; Награждения архиереев//Там же. 1950. 3. С. 9; 1954. 3. С. 7; 1959. 3. С. 12; Архипастырские труды//Там же. 1954. 8. С. 8, 9; 11. С. 9; 1956. 8. С. 6, 7; 1957. 7. С. 11; 1958. 12. С. 6; Исаакий, архим. Митрополит Воронежский и Липецкий Иосиф: [Некролог]//Там же. 1961. 3. С. 65-67; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 18-19; Митрофан (Шкурин), игум. Митр. Иосиф (Орехов)//Воронежские архипастыри от свт. Митрофана до наших дней. Воронеж, 2003. С. 353-357; Воронежская энциклопедия. Воронеж, 2008. Т. 1. С. 334-335; Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР: 1945-1970 гг. М., 2009. Т. 1. С. 294, 377-378, 527; Т. 2. С. 174; Сапелкин Н. С. За други своя…: Воронежская епархия в годы Великой Отечественной войны. Воронеж, 2009. А. Н. Акиньшин, И. А. Маякова Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/578531.html

Интронизация Патриарха Алексия I Патриарх Сергий управлял Церковью до 1944 года. 15 мая этого года он умер. Согласно его завещанию, местоблюстителем Патриаршего престола был назначен митрополит Ленинградский Алексий (такое назначение как раз допускал Собор 1917-1918 гг. в чрезвычайных обстоятельствах). Собор для выборов нового Патриарха был Поместным, но клирики и миряне назначались для участия в Соборе своими правящими архиереями, а не избирались на епархиальных собраниях. Всего в Соборе, заседавшем в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках с 31 января по 2 февраля 1945 года, приняло участие 46 архиереев, 87 клириков и 38 мирян. Однако избирали Патриарха только архиереи. Все они, облаченные в мантии, поочередно, начиная с младшего по хиротонии отвечали на вопрос управляющего делами Московской патриархии протоиерея Николая Колчицкого одними и теми же словами: «Избираем Патриархом Московским и всея Руси высокопреосвященнейшего Алексия, митрополита Ленинградского и Новгородского». Когда речь дошла до самого митрополита Алексия, о. Николай попросил освободить патриаршего местоблюстителя от голосования ввиду проявленного единодушия. Интронизация Патриарха Алексия I состоялась 4 февраля 1945 г. в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. Собор 1945 года зафиксировал существенные изменения в жизни Церкви. В 1 статье нового «Положения об управлении Русской Православной Церковью» уже ничего не говорилось о контролирующей функции Поместного собора. Не говорилось также и о том, что Собор созывается «в определенные сроки». В статье 7 по этому поводу уточнялось, что Патриарх обычно созывает под своим председательством Архиерейский собор, и то с разрешения властей, Собор же с участием клириков и мирян созывается только тогда, «когда требуется выслушать голос клириков и мирян и имеется внешняя возможность». Статьи 14 и 15 посвящались избранию Патриарха, но не говорили о составе Собора, созываемого для этого избрания. Патриарх должен был управлять Церковью совместно с Синодом.

http://pravmir.ru/intronizaciya-patriarx...

К 1945 г. Русской Церкви удалось возобновить многие международные связи. Большой резонанс имели антифашистские обращения патриарха Алексия к православным румынам и болгарам. Завязалась активная переписка с Восточными патриархами. Теснимые другими религиозными течениями, они ожидали получить от сильной и богатой Русской Церкви разнообразную помощь. Ярким примером роста авторитета последней явилось обращение в ноябре 1944 г. через штаб 4-го Украинского фронта представителей Мукачевско-Пряшевской епархии о принятии ее в юрисдикцию Московской Патриархии. 8 декабря делегация посетила митр. Алексия, а 11 декабря Карпова, через которого передала письмо Сталину о желании не только Церкви, но и всей Карпатской Руси (входившей до войны в состав Чехословакии) воссоединиться с великой Россией 782 . На январском 1945 г. Поместном Соборе присутствовали главы и представители 8 автокефальных Православных Церквей, не только заявившие о своей признательности правительству СССР, но и фактически давшие согласие на совместную борьбу с Ватиканом, который представлялся советскому руководству основным противником в новой религиозной международной политике. В ответ гостям Собора было подарено 80 музейных предметов драгоценной церковной утвари 783 . Щедрая материальная поддержка Восточных Патриархов, как инструмент воздействия на них активно применялась и в дальнейшем. Установившиеся связи были закреплены поездкой Патриарха Алексия в мае-июне 1945 г. с официальным визитом к Иерусалимскому, Антиохийскому, Александрийскому Патриархам, опиравшейся на традицию паломничества к святым местам. В начале 1946 г. Карпов предлагал Сталину «усилить влияние на восточные патриархаты, которые хотя и малочисленные, но считающиеся авторитетными в православном мире, с целью использования их в будущем на своей стороне при решении ряда важных церковных вопросов». Согласие было получено, и в ноябре-декабре 1946 г. митр. Григорий (Чуков) побывал в Сирии, Ливане, Египте, одаривая крупными суммами валюты, и везде получал заверения местных иерархов, что «возглавляемые ими патриархаты и церкви всегда будут поддерживать Московскую Патриархию в международных церковных вопросах» 784 . Наибольшую озабоченность вызывала позиция Константинопольского Патриарха Максима V, и ему в 1946 г. выделили 50 тыс. долларов 785 . Это дало свои плоды. Так например, Вселенский Владыка (несмотря на давление турецкого правительства) отказался осудить греческих коммунистов, развернувших вооруженную борьбу в своей стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

стремился к ее достижению каноническим путем. Поэтому он критиковал деятельность УАПЦ, основанной В. Липковским, а также осудил еп. Поликарпа (Сикорского), провозгласившего себя в дек. 1941 г. главой «обновленной» УАПЦ, считая это незаконным вторжением на каноничную территорию др. Поместной Церкви. 16 марта 1944 г. Собором епископов Варшавской митрополии И. возведен в сан митрополита. В июле того же года выехал в Кельце, затем в Краков (окт. 1944 - янв. 1945), Австрию, потом в Швейцарию, где жил и лечился в госпитале-приюте «Бетань» в Лозанне (1945-1947). Продолжал титуловаться в 1945-1947 гг. митрополитом Холмским и Подляшским, самостоятельно управлял неск. укр. приходами в Австрии и Швейцарии, отверг выдвинутое в июле 1947 г. предложение Синода УАПЦ установить молитвенное единение и войти в состав ее архиереев. В сент. того же года эмигрировал в Канаду, служил в Покровском соборе Виннипега. В конце 1948 г. образовал вместе с епископами укр. и карпаторус. приходов США и Канады Богданом (Шпилькой) и Орестом (Чорноком), находившимися в юрисдикции К-польского Патриархата, т. н. Украинско-карпаторусскую митрополию Америки. 13 марта 1949 г. в Нью-Йорке состоялась интронизация И. в качестве «первоиерарха» новой митрополии в юрисдикции К-польского Патриархата. Издавал печатный орган митрополии «Слово icmuhu» (1947-1951). 8-9 авг. 1951 г. состоявшийся в Виннипеге Чрезвычайный Собор Украинской греко-православной Церкви в Канаде (УГПЦК), бывшей ранее под омофором К-польского Патриарха, объявил себя «автокефальной Церковью-митрополией» и избрал И. своим предстоятелем с титулом митрополита Виннипегского и всей Канады. И. признал унаследованную от УАПЦ церковную иерархию УГПЦК, в т. ч. священство самосвятского рукоположения. Это вызвало разрыв молитвенного общения с И. еп. Богдана (Шпильки), возглавлявшего т. н. Украинскую греко-православную Церковь Америки в юрисдикции К-польского Патриархата. 10 авг. 1951 г. состоялась интронизация И. как главы УГПЦК. 30 апр. 1960 г. на созванном по инициативе И.

http://pravenc.ru/text/389195.html

Важным этапом в истории регулирования полномочий Поместного Собора стало принятие Устава об управлении Русской Православной Церкви в 1988 году. Воспроизведя формулировку преамбулы Положения 1945 года о Поместном Соборе как высшем органе церковной власти, законодатель впервые составил подробный перечень прав Собора . Поместный Собор наделялся правом принимать постановления по всем «каноническим, богослужебным, пастырским и прочим вопросам, касающимся внутренней или внешней деятельности» РПЦ, в том числе регламентировать церковное судопроизводство и учреждать общецерковные награды. Собор мог давать аутентичное толкование своим нормативным актам, а также официально истолковывать православное вероучение. Как законодательный и в то же время контролирующий орган, он утверждал постановления Архиерейского Собора, имея право отменить или изменить их. Эта норма распространялась и на внесение поправок в Устав: соответствующие постановления Архиерейского Собора должны были утверждаться Поместным Собором . В компетенцию Поместного Собора вошло также определение церковной позиции во взаимоотношениях с государством, другими Православными Церквами и иными конфессиями. Являясь высшим исполнительным органом Русской Православной Церкви, Поместный Собор был вправе создавать и упразднять органы церковного управления. Его контролирующая функция выражалась в оценке деятельности Священного Синода и синодальных учреждений, а также в заслушивании отчетов Патриарха о состоянии Русской Православной Церкви в межсоборный период . Судебные полномочия Поместного Собора стали более широкими: оставаясь единственным судебным органом, которому был подсуден Патриарх , Поместный Собор теперь мог рассматривать в последней инстанции любые дела, переданные ему Архиерейским Собором. Поместный Собор сохранил право избирать Патриарха. При этом он был вправе самостоятельно устанавливать процедуру выборов. Последнюю норму, видимо, следует понимать так, что Собор мог дополнить или изменить применительно к конкретным выборам процедуру, утвержденную в 1918 году , либо отменить ее и издать новый нормативный акт, распространяющийся на все последующие выборы Патриарха.

http://bogoslov.ru/article/377177

В 1926 г. в Выборге возникла небольшая община, пожелавшая войти в юрисдикцию митрополита Евлогия (Гергиевского) и просившая его о разрешении праздновать Пасху по старому стилю; митрополит просьбу исполнил. Так возникла Покровская община, которую возглавил о. Григорий Светловский. Никольская - вторая русская община - организовалась в 1927 г. в Хельсинки. Эти частные общины, состоявшие главным образом из русских эмигрантов, в ФПЦ не входили, но были включены в реестр религиозных организаций Финляндии с правом совершать богослужение. Данная уступка правительства Финляндии имела влияние на судьбу Валаама и Коневца- обителям было позволено праздновать Пасхалию по старому стилю, что не вызвало положительной реакции у архиеп. Германа. Во время советско-финской войны оба монастыря попали в зону боевых действий, и монахи покинули острова, увезя с собою на материк святыни и всё ценное, включая колокола. Валаамцы по льду Ладожского озера на груженых санях эвакуировались 20 декабря 1939 г. [vi] Покровская община перебралась в Хельсинки, а архиерейская кафедра - в г. Куопио. В 1945 г. в ФПЦ существовали две епархии в юрисдикции Константинопольского Патриарха, возглавляемые архиеп. Германом Аавом (Куопиосская с 16 приходами) и еп. Александром Карпиным (Гельсингфорская с 13 приходами). В Куопио находилось и Церковное управление, а также валаамские (в18 км. от Куопио - Новый Валаам) и коневские (в 4 км. от Куопио) монахи [vii] . Перед окончанием Великой Отечественной войны, когда исход ее уже был ясен, часть братии Валаамского монастыря и ряд клириков и мирян ФПЦ направили прошения о принятии их в лоно РПЦ. В высокой оценке русского православия на Московском Поместном Соборе 1945 г., его организационной налаженности и широком практическом выявлении сошлись патриархи православного Востока, Автокефальной Грузии, главы Церквей Болгарии, Сербии, Румынии. Своего представителя прислал Митрополичий округ в Северной Америке. Одна лишь Финляндская Церковь, оторвавшаяся от своей Матери-Церкви Российской, на Соборе не присутствовала.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Митрополит Никодим по вопросу о порядке избрания Патриарха сказал: «Предсоборная комиссия внесла рекомендацию, чтобы для избрания на престол Патриарха Московского и всея Руси был предложен один кандидат. Осуществление этого предложения выразит братское единомыслие наше в очень важном для Русской Православной Церкви вопросе, тем более что в отношении имени кандидата среди нас не может быть значительного разномыслия» 610 . Митрополит Никодим назвал имя кандидата в Патриархи – митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена, особо отметив, что последние десять лет жизни Святейшего Патриарха Алексия владыка Пимен был одним из его ближайших помощников. Поместный Собор открылся 30 мая 1971 г. в Троице-Сергиевой лавре Божественной литургией, которую совершил Местоблюститель патриаршего престола митрополит Пимен в Троицком соборе. Членами Соборами были по должности все архиереи Русской Церкви, а также клирики и миряне, представлявшие 67 внутренних и 14 зарубежных епархий, монастыри и духовные школы. Представлена была на Соборе и Японская Автономная Церковь . Среди 236 членов Собора было 75 архиереев, в том числе 9 митрополитов, 30 архиепископов и 36 епископов; 85 клириков и 78 мирян. Гостями Поместного Собора были представители православных автокефальных Церквей, инославных Церквей, экуменических организаций, среди них: Александрийский Патриарх Николай VI, Католикос-Патриарх Грузии Ефрем II, Румынский Патриарх Юстиниан; наместник-председатель Священного Синода Болгарской Церкви митрополит Максим, митрополиты Варшавский Василий, Пражский Дорофей; кардинал Виллебрандс, генеральный секретарь ВСЦ Ю. К. Блейк. Во вступительном слове на вечернем заседании митрополит Пимен приветствовал собравшихся и определил основные задачи предстоящего Собора – избрание Патриарха и рассмотрение деятельности Патриархии за период после Поместного Собора 1945 г. Местоблюститель патриаршего престола, который по должности своей исполнял обязанности председателя Поместного Собора, сообщил о решении Архиерейского Совещания избрать заместителем Председателя Собора, митрополита Ленинградского Никодима, Председателем секретариата – митрополита Таллинского Алексия, председателя редакционной комиссии – митрополита Киевского Филарета и мандатной – митрополита Сурожского Антония .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В годы Великой Отечественной войны В. был одним из вдохновителей патриотического движения, охватившего значительную часть рус. эмиграции и объединившего людей с разными политическими и религ. взглядами. 2 июля 1941 г. на многолюдном митинге в Мэдисон-Сквер-Гарден в Нью-Йорке В. выступил с обращением к соотечественникам, в к-ром призвал забыть прежние разногласия и оказывать посильную помощь Родине в борьбе с фашизмом. В. возглавил работу Медицинского комитета помощи России, организовавшего сбор средств и медикаментов для нужд Красной Армии, активно участвовал в деятельности Международного комитета помощи России, Национального славянского конгресса и др. общественных орг-ций. В дек. 1944 г. В. получил разрешение приехать в СССР и в нач. 1945 г. прибыл в Москву для участия в Поместном Соборе 1945 г . Архиерей просил о предоставлении ему советского гражданства, к-рое получил 30 июня того же года. 21 авг. 1947 г. он был назначен митрополитом Рижским и Латвийским, 19 февр. следующего года прибыл в Ригу и вступил в управление епархией. Основной заботой В. на новом месте служения было восстановление нарушенной в годы войны церковной жизни, архиерей совершал частые поездки по приходам епархии, рукополагал клириков, проводил епархиальные собрания. Усилиями В. начало выходить издание епархии «Вести», была предпринята попытка открыть пастырско-богословские курсы. Особой проблемой для В. являлись отношения с гос. властью, т. к. лояльность Церкви по отношению к гос-ву архиерей понимал как отказ Церкви от политической деятельности и невмешательство гос-ва в церковную жизнь. У В. часто возникали конфликты с местным уполномоченным Совета по делам РПЦ . 22 февр. 1951 г. митрополит сказал зам. председателя Совета С. К. Белышеву: «Когда я ехал из Америки сюда, то у меня было убеждение о том, что в СССР действительно имеется какая-то свобода в отношении к Церкви. Однако, побыв здесь 3 года, я пришел к твердому заключению, что такой свободы здесь нет, а, наоборот, имеются гонения на Церковь» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 27. Л. 29). По требованию властей В. был смещен с Рижской кафедры, 27 марта 1951 г. назначен митрополитом Ростовским и Новочеркасским.

http://pravenc.ru/text/150325.html

Главной целью этой законотворческой работы было приведение норм не только Собора 1917-1918 гг., но и последующего церковного законодательства, в соответствие с теми условиями, в которые ставило церковную жизнь законодательство советского государства. Поскольку органом, помогающим в патриаршем управлении, оставался теперь лишь Священный Синод, в «Положении» нет упоминаний о Высшем Церковном Совете, предусмотренном определением «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете» от 7 декабря 1917 года. Вместо этого в «Положении» появляется статья седьмая, говорящая о возможности созыва Патриархом (с разрешения властей) Собора епископов — органа управления, неизвестного соборянам 1917-1918 годов. О функциях этого органа, равно как и о месте в системе высшего церковного управления, «Положение» 1945 года ничего не говорит, дабы не связывать возможности функционирования нового епископского Собора с изменением ситуации в стране. Точно также статьями 17-19 нового «Положения» было пересмотрено определение «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете» от 7 декабря 1917 года, предполагавшее другой состав Синода и его подотчетность Поместному Собору. Да и сам Поместный Собор созывался по новому «Положению» лишь в случае, когда возникала «необходимость выслушать голос клириков и мирян». Такая необходимость возникла лишь в 1971 году, и точно так же Поместный Собор оказался одновременно избирательным. В области высшего церковного управления этот Поместный Собор не внес существенных изменений, лишь подтвердив необходимость практики созыва Архиерейских Соборов, предусмотренную «Положением» 1945 года, но незнакомую Собору 1917-1918 годов, допускавшему епископский собор лишь в качестве высшей судебной инстанции. В этом отношении наибольшим законотворчеством отличается Поместный Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся 6-9 июля 1988 года в Троице-Сергиевой Лавре, принявший полновесный «Устав об управлении Русской Православной Церкви». Этот «Устав» — не только наиболее обширный документ в этом каноническом «жанре», но и единственный, отражающий практически все стороны церковного управления в одном документе, принятый высшим органом церковного управления в XX веке. Новая редакция Устава, принятая Архиерейским Собором 2000 года, уже является отражением известного этапа рецепции Устава, принятого в 1988 году. Вопрос о правомочности изменений последнего, не входящий в тематику данной статьи, решается определением Архиерейского Собора от 16 августа 2000 года утвердить новую редакцию на ближайшем Поместном соборе, дабы исполнить самой этой новой редакцией уже отмененную норму об этом предшествующего «Устава об управлении Русской Православной Церкви» 1988 года.

http://bogoslov.ru/article/378040

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010