Y.), 1983; The Vision of Unity. Crestwood (N. Y.), 1987; Witness to the World. Crestwood (N. Y.), 1987; Imperial Unity and Christian Divisions. Crestwood (N. Y.), 1989 (рус. пер.: Единство Империи и разделение христиан/Пер.: Л. А. Успенская// Мейендорф И., прот. История Церкви и восточно-христ. мистика. 2000. С. 13-275); Правосл. свидетельство в совр. мире. Духовное и культурное возрождение XVI в. и судьбы Вост. Европы: Лекции, читанные в Белорус. Экзархате МП. Мн., 1992; The Christian East and the Rise of the Papacy: The Church 171-1453 A. D. Crestwood (N. Y.), 1994 (в соавт. с: A. Papadakis; рус. пер.: Христ. Восток и возвышение папства: Церковь в 1071-1453 гг./Пер.: А. В. Левитский, У. С. Рахновская, А. А. Чех. М., 2010); Православие и совр. мир: (Лекции и статьи). Мн., 1995; Rome, Constantinople, Moscow: Historical and Theological Studies. Crestwood (N. Y.), 1996 (рус. пер.: Рим-Константинополь-Москва: Ист. и богосл. исслед./Пер.: Л. А. Успенская, ред.: К. Польсков. М., 2005); Статьи и доклады//Свидетель истины: Памяти протопр. И. Мейендорфа. Екат., 2003. С. 12-125; Пасхальная тайна: Статьи по богословию. М., 2013. Изд. и пер.: Une lettre inédite de Gregoire Palamas à Akindynos: Texte et comment. sur la troisième lettre de Palamas//Θεολογα. 1953. Τ. 24. Σ. 3-28; L " origine de la controverse palamite: La première lettre de Palamas à Akindynos: Introd. et text//Ibid. 1954. Τ. 25. Σ. 602-613; 1955. Τ. 26. Σ. 77-90; Письмо к Акиндину св. Григория Паламы//ПМ. 1955. Вып. 10. С. 113-126; Grégoire Palamas. Défense des saints hésychastes: Introd., text critique, trad., notes. Louvain, 1959, 19732. 2 vol.; Homélie sur la presentation de la vierge: Introd. et trad.//Contacts. P., 1959. T. 11. P. 22-31; Le Tome Synodal de 1347: Introd. et text critique//ЗРВИ. 1963. 8. Св. 1. С. 209-227. Библиогр.: Левитский А. В., сост. Библиография трудов протопр. И. Мейендорфа//Свидетель истины. 2003. С. 128-163. Лит.: Иларион (Алфеев), митр. Протопр. Иоанн Мейендорф// Он же. Правосл. богословие на рубеже столетий. М., 1999. С. 301-315; In memoriam//Свидетель истины. 2003. С. 166-253; Россум Й., ван. Отец Иоанн Мейендорф: Жизнь, посвященная науке и служению Церкви// Мейендорф И., протопр. Пасхальная тайна. 2013. С. VI-XXII. Митр. Иларион (Алфеев) Рубрики: Ключевые слова: КИПРИАН (Керн Константин Эдуардович; 1899-1960), архим., правосл. богослов, патролог, литургист, церковный историк АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста)

http://pravenc.ru/text/Мейендорфа.html

Н.-Й., 1982/1985. 18. С. 60-61; Соколов В. Три попытки: Краткий очерк истории РСХД в США//Вестн. РХД. 1984. 1/2(141). С. 233-251; Хоффманн Й. История власовской армии. П., 1990. С. 27, 329; Плюханов Б. В. РСХД в Латвии и Эстонии: Мат-лы к истории РСХД. П., 1993. С. 231, 237, 251, 263, 267, 281; Александров Е. А. История Конгресса рус. американцев//Русский американец. 1997. 21. С. 2-13; Никитин А. К. Нацистский режим и рус. правосл. община в Германии (1933-1945 гг.). М., 1998. С. 285, 316, 331-335, 337; Жилкина М. Протопр. Александру Киселеву - 90 лет//ЖМП. 1999. 10. С. 63; Амосов Ю. Кончина о. Александра Киселева//Посев. М., 2001. 11. С. 47; Золотов-Светозаров А. Памяти протопр. Александра Киселева: Некролог//ЖМП. 2001. 12. С. 24-29; Козлов М., прот. Протопр. Александр Киселев: Некролог//АиО. 2001. 4(30). С. 335-340; Окороков А. В. Антисоветские воинские формирования в годы Второй мировой войны: Дис. М., 2001. С. 303-304, 469; Русское возрождение. 2002. 81: Памяти протопр. Александра Киселева; Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Правосл. Церковь. М., 2002. С. 255, 273-274, 293-294, 296-297, 306, 311-312. (МИЦ; 32); он же. Политика Третьего рейха по отношению к РПЦ в свете арх. мат-лов: Сб. док. М., 2003; он же. История рус. церк. эмиграции. СПб., 2009. С. 345-346; Голлербах С. Л. Два русских священника из Эстонии (о. Александр Шмеман и о. Александр Киселев)//Новый журнал. М., 2004. 236. С. 130-136; Александров К. М. Армия ген. Власова, 1944-1945. М., 2006. С. 431; Нивьер А. Правосл. священнослужители, богословы и церк. деятели рус. эмиграции в Зап. и Центр. Европе, 1920-1995: Биогр. справ. М.; П., 2007. С. 257-258; Шумилов И., свящ., Масанов С. Д. Да единомыслием исповемы… М., 2008; Пушкарёв Б. 100 лет со дня рождения о. Александра Киселева//Посев. 2009. 10. С. 43-44; Алексий II, Патриарх Моск. и всея Руси. Православие в Эстонии//Православие в Эстонии: Исслед. и док-ты. М., 2010. Т. 1: Исследования. С. 136; Преодоление разделения/Сост.: свящ. А. Щелкачев, И. Е. Мельникова.

http://pravenc.ru/text/1841125.html

На протяжении всей истории христианства встречаются идеи отрицания роли закона, в т. ч. у гностиков (см. ст. Гностицизм ), монтанистов (см. ст. Монтан , ересеарх), павликиан , в средневековье - у вальденсов , в эпоху Реформации - у И. Агриколы , в новейшее время - у ряда протестант. ученых (Э. Хирш , В. Элерт , П. Альтхаус ). Влияние антиномистских идей можно обнаружить и в трудах некоторых православных авторов, в т. ч. у ранних славянофилов (К. С. Аксаков , А. С. Хомяков ), к-рые видели причину разделения Церквей в рационализме Зап. Церкви и усвоенном ею рим. юридизме. Скептическое отношение к ценности права характеризует взгляды рус. богослова и канониста ХХ в. протопр. Николая Афанасьева . Признавая необходимость права для человеческого общества, а также его важность для государственно-церковных отношений, протопр. Н. Афанасьев дает негативную оценку последствий того, что он называет «проникновением права в церковную жизнь». С его т. зр., со времени имп. св. Константина I Великого Церковь «получила мир, которого она жаждала и который был ей необходим, но он повлек за собою помимо ее воли преклонение под чужое ярмо - ярмо римского кесаря и римского закона. Произошло то, чего боялся апостол Павел,- смешение света и тьмы и участие верных с неверными» ( Афанасьев Н. Н., протопр. Церковь Духа Святого. Рига, 1994. С. 284),- и в подтверждение своих мыслей автор цитирует апостола: «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Какое соучастие верного с неверными?» (2 Кор 6. 14-15). Т. о., с одной стороны, право характеризуется как необходимый элемент «эмпирической жизни», но, с др. стороны, признается принадлежащим к области «тьмы» и к царству «Велиара». Между тем сама Церковь по-иному оценила значение рим. права и выразила принципиально иное отношение к его совместимости с основными началами христианства, что признает и протопр. Н. Афанасьев, но в то же время видит в этом грандиозную катастрофу для Церкви. Так, в Corpus iuris civilis имп. св. Юстиниана I вошли имп. законы начиная от Адриана (117), и все они составили часть действующего права уже христ. Римской империи. Более того, рим. законодательство, в т. ч. и времен императоров-язычников, было адаптировано Церковью, отдельные положения его вошли в авторитетные сборники церковного права.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

7 Шмеман А., протопр. Беседы на радио «Свобода». Т. 2. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. С. 429. 8 Мейендорф И., протопр. Введение в святоотеческое богословие. Минск: Лучи Софии, 2007. С. 17. 9 «Греческие святые отцы называли Тело Христа, хлеб, на Евхаристии символом. Но они ни в коем случае не имели в виду, что это означает (как понимают это на Западе) чисто символическое присутствие Христа в Евхаристии. Они использовали слово “символ” для обозначения того, что западные теологи имеют в виду под понятием “реальное присутствие”. Символ указывает на то, что одна реальность может не только означать другую реальность, но и являть и передавать ее нам, и поэтому символ — больше, чем знак. Я знаю, что химическая формула Н 2 О означает воду, хотя никакой воды в самой формуле нет. У символа нет подобных ограничений, он участвует в той реальности, на которую указывает. Символ не просто умозрителен и воображаем, он — онтологичен и экзистенциален. Это — реальность, которая во всей полноте выражается, является и сообщается через другую реальность» ( Шмеман А., протопр. Собрание статей 1947–1983. М.: Русский путь, 2009. С. 242–243). 10 Каллист (Уэр), епископ Диоклийский. Православный путь. СПб.: Алетейя, 2005. С. 21. 11 «Как закваска тогда только заквашивает тесто, когда бывает в соприкосновении с мукою, и не только прикасается, но даже смешивается с нею (потому и не сказано — “положи”, но — “скры”), так и вы, когда вступите в неразрывную связь и единение со врагами своими, тогда их и преодолеете. И как закваска, будучи засыпана мукою, в ней не теряется, но в скором времени всему смешению сообщает собственное свойство, так точно произойдет и с проповедью. Итак, не страшитесь, что Я сказал о многих напастях: и при них вы просияете и всех преодолеете» ( Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея: В 2-х кн.  Книга вторая. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. С. 11). 12 Шмеман А., протопр. Вера и Церковь: Сборник.  М.: Книжный клуб Книговек, 2021. С. 437. 13 Там же. С. 438. 14 Там же. С. 441.

http://e-vestnik.ru/history/otnesennost_...

Такая евхаристическая и соборная экклезиология была характерна для жизни Церкви первых пяти веков, для ее самопонимания, структуры и практики. Это не плод богословского воображения, не редукция церковной жизни к литургическому строю. Равно как и не одна из форм «конгрегационализма», пренебрегающего епископами, пресвитерами и диаконами во имя мирянского управления, или «демократии». Действительно, Афанасьев критически относился к последующему развитию, не только к росту духовного сословия и к союзу Церкви с государством, но даже и к некоторым аспектам (хотя и не всем) реформ, проведенных Московским собором 1917–1918 годов. Афанасьев также настаивал на том, что быть богословом значит быть и внимательным историком и не устраняться от реалий человеческой жизни, но, напротив, честно исследовать и описывать их, поскольку они являются теми средствами, через которые Дух действует в мире. Благодаря им Бог воспринимает человечество и становится частью Своего творения в самых разных аспектах: входит во время и пространство, принимает на Себя тело и жизнь, даже страдания и смерть. Задаваясь вопросом о том вкладе, который сделала в новейшую эпоху Православная Церковь , кто-то назовет имена митр. Антония Сурожского , прот. Георгия Флоровского и Владимира Лосского , кто- то – протопр. Александра Шмемана и протопр. Иоанна Мейендорфа . Но мы начинаем осознавать важность и других, пока еще не столь известных фигур, таких как Мария Скобцова, Павел Евдокимов , Элизабет Бер-Сижель и других – многих эмигрантов, и не только преподавателей Свято-Сергиевского богословского института в Париже. В разных обзорах (например, еп. Илариона (Алфеева) и еп. Каллиста (Уэра) , а также протопр. Б. Бобринского ) среди наиболее значимых имен упоминается имя Афанасьева, бывшего на протяжении многих лет профессором Свято-Сергиевского богословского института в Париже. О нем говорят как о том, кто открыл «евхаристическую экклезиологию» Церкви первых веков и кто настаивал на ее значимости для Церкви нашего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

7 Шмеман А., протопр. Беседы на радио «Свобода». Т. 2. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. С. 429. 8 Мейендорф И., протопр. Введение в святоотеческое богословие. Минск: Лучи Софии, 2007. С. 17. 9 «Греческие святые отцы называли Тело Христа, хлеб, на Евхаристии символом. Но они ни в коем случае не имели в виду, что это означает (как понимают это на Западе) чисто символическое присутствие Христа в Евхаристии. Они использовали слово " символ " для обозначения того, что западные теологи имеют в виду под понятием " реальное присутствие " . Символ указывает на то, что одна реальность может не только означать другую реальность, но и являть и передавать ее нам, и поэтому символ — больше, чем знак. Я знаю, что химическая формула Н2О означает воду, хотя никакой воды в самой формуле нет. У символа нет подобных ограничений, он участвует в той реальности, на которую указывает. Символ не просто умозрителен и воображаем, он — онтологичен и экзистенциален. Это — реальность, которая во всей полноте выражается, является и сообщается через другую реальность» (Шмеман А., протопр. Собрание статей 1947-1983. М.: Русский путь, 2009. С. 242-243). 10 Каллист (Уэр), епископ Диоклийский. Православный путь. СПб.: Алетейя, 2005. С. 21. 11 «Как закваска тогда только заквашивает тесто, когда бывает в соприкосновении с мукою, и не только прикасается, но даже смешивается с нею (потому и не сказано — " положи " , но — " скры " ), так и вы, когда вступите в неразрывную связь и единение со врагами своими, тогда их и преодолеете. И как закваска, будучи засыпана мукою, в ней не теряется, но в скором времени всему смешению сообщает собственное свойство, так точно произойдет и с проповедью. Итак, не страшитесь, что Я сказал о многих напастях: и при них вы просияете и всех преодолеете» (Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея: В 2-х кн.  Книга вторая. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. С. 11). 12 Шмеман А., протопр. Вера и Церковь: Сборник.  М.: Книжный клуб Книговек, 2021. С. 437. 13 Там же. С. 438. 14 Там же. С. 441.

http://patriarchia.ru/db/text/5870932.ht...

Включение в Тело Христово, Церковь , происходит в каждый День Господень. Оно совершается через сослужение общины в Евхаристии. Евхаристию совершают не только епископы, пресвитеры и диаконы (и другие служители), но и все священники, которыми являются крещеные. И весь народ Божий затем посылается для миссионерского служения – для возвещения Благой Вести миру и для служения ему. Ученик и коллега протопр. Н. Афанасьева протопр. А. Шмеман многое воспринял от своего учителя, равно как и от прот. Сергия Булгакова и архим. Киприана (Керна) , хотя он и не всегда на них ссылается. То же нужно сказать о Павле Евдокимове и о протопр. И. Мейендорфе 898 . У Шмемана сохраняется характерное для Булгакова эсхатологическое сознание, понимание того, что Литургия, все другие таинства и служения Церкви и сами ее служители свидетельствуют о присутствии здесь и теперь Царства и о его будущем пришествии в полноте. От архим. Киприана, с которым он вместе служил в Кламаре, Шмеман воспринял понимание профетического характера рукоположенного священства, а также того, что Литургия оказалась погребена под вековыми добавлениями и испытала влияние индивидуализма. Во введении к своей диссертации о литургическом богословии Шмеман писал, что сознание православных, как мирян, так и клириков, определяется различными религиозными «потребностями». От Афанасьева (здесь важна прежде всего «Трапеза Господня») идет его критическое отношение к индивидуализации причащения, ставшего редкой обязанностью, для исполнения которой, ввиду индивидуального недостоинства христианина, требуется длительная и суровая подготовка (говение). Другими особенностями совершения Литургии, о которых говорили не только Керн и Афанасьев, но и Б. Сове , были ее клерикализация, тайное чтение анафоры и многих других молитв, высокий иконостас, закрытые царские врата и завеса, еще больше отделяющие верующих от совершающегося в алтаре. Выступая как историк (в частности, в сборнике 1937 года «Живое Предание»), Афанасьев писал о том, что Литургия не только постепенно обретала свою форму, но и испытывала различные влияния на протяжении столетий. Различие литургических правил и практик можно обнаружить как в пределах Русской Церкви, так и между Православными Церквами в мировом масштабе.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

15 Хондзинский П., прот. «Ныне все мы болеем теологией»: Из истории русского богословия предсинодальной эпохи. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 27. 16 Шмеман Александр, протопр. Дневники. С. 159. 17 Там же. С. 126. 18 Там же. С. 124. 19 Выступая в качестве наблюдателя перед участниками II Ватиканского собора, отец Александр констатировал следующее: «В структуре Церкви, безусловно, существует некоторый плюрализм, однако здесь о нем ничего не сказано. Здесь другие приоритеты… и что касается ex sese. В документе (догматической конституции Lumen gentium. — А. Б. ) полномочия епископата постоянно рассматриваются как уступка, тогда как папе принадлежит безоговорочная власть. Каждое положение, касающееся епископата, имеет обязательную ссылку на папу и его полномочия» (История II Ватиканского собора. T. III: Сформировавшийся собор /общ. ред. Дж. Альбериго, А. Бодрова, А. Зубова. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. (История Церкви). С. 85). 20 Гаврюшин Н.   К. Русское богословие. Очерки и портреты. Н. Новгород: Изд-во Нижегородской духовной семинарии, 2011. С. 638–639. 21 Шмеман Александр, протопр. Дневники. С. 72. 22 Там же. С. 157. 23 Там же. С. 348. 24 Там же. 25 Шмеман А., протопр. К вопросу о литургической практике (письмо моему епископу)/Текст: электронный//URL: http://pravoslavie.by / page_book / bogosluzhenie-i-tainstva. 26 Там же. 27 Там же. 28 «Переводчиками движет наивное убеждение, что если “знать” греческий, церковнославянский и английский, то даже с такими шедеврами православной гимнографии, как Великий канон святого Андрея Критского или Акафист Пресвятой Богородице, “не будет проблем”. Но, сказать по правде, результаты выходят порой самые плачевные. В лучшем случае мы получаем вялые, невнятные и “сомнительные” (с точки зрения английского языка) тексты вроде следующих: “Не хвались, ибо ты есть плоть, и троекратно ты отречешься от Меня, — от Меня, Кого все создание благословляет и прославляет во все времена”; “Ты подведешь Меня, Симон Петр, — говорит Господь, — едва лишь произнесется это слово о тебе, хоть ты в себе и уверен, и служанка, приблизившись весьма скоро, поверг­нет тебя в смятение”. В худшем же случае появляются примерно такие строки: “Телица рыдала, созерцая Тельца, повешенного на древе”» ( Шмеман А., протопр. Проблемы Православия в Америке: Собрание статей 1947–1983. М.: Русский путь, 2009. С. 488–489).

http://e-vestnik.ru/history/otnesennost_...

Беседы на воскресные и праздничные дни церковного года. П., 1938. Архив: Послужный список о. И. Ктитарева (19221953). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Ломако Гр., протопр. Памяти протопр. И. Ктитарева. ЦВ. 1954. 2 (27) Ковалевский П.Е. Протопр. Иаков Ктитарев (некролог). РМ. 11.11.1953. 605 Ковалевский П.Е. Памяти протопр. И. Ктитарева. РМ. 29.10.1954. 706. Кузьмин Александр (188631.8.1961, Мюнхен, Германия), протоиерей. Эмигрировал в Германию, псаломщик церкви в Меммингене, состоял в юрисдикции РЗЦ, диакон (16.3.1952), священник (23.3.1952), 3-й помощник настоятеля Св.-Николаевской каф. церкви в Мюнхене (19521961), по совместительству настоятель церкви в Аугсбурге. Архив: АГЗ. Кузьмин-Полянский Николай (1907, Ровно 20.3.1993, Джэксон, Нью-Джерси, США), протодиакон. Клирик Польской Православной Церкви, диакон (1935), принят в клир РЗЦ в связи с изменением государственных границ (1939), эмигрировал в Германию (1944), протодиакон в Берлинском Воскресенском соборе, уехал в США и принят в клир Северо-Американской Русской Митрополии (1950), протодиакон Покровского каф. собора в Нью-Йорке (195070-е гг.), протодиакон Св.-Владимировского храма-памятника в Джэксоне, вышел за штат (1981). Архив: АГЗ. Лит.: Com. List. Кулешев Тимофей (21.2.1888, Донск. обл. 1971, Ганновер, Германия), протопресвитер. Из донского казачества. Окончил Ставропольское городское училище (1906), псаломщик на приходах Екатеринодарской епархии (1.10.1908), сдал экстерном экзамены в Ставропольской Духовной семинарии (1915), диакон (28.3.1917), священник (23.7.1917), клирик Польской Православной Церкви (19241944), протоиерей, эмигрировал в Австрию и принят в клир РЗЦ (1944), настоятель церкви при старческом доме в Вюрглыуте (6.1.19501.6.1950), настоятель церкви в Куфштейне (19501955), переселился в Германию (1955), настоятель церкви при лагере Функтурм, настоятель церкви в Аугустдорфе (нач. 19558.4.1955), настоятель церквей в Мангейме и Гейдельберге (8.4.19551957), настоятель церкви при лагере Фишбека под Гамбургом (19571958), овдовел (1956), благочинный приходов в земле Северная Рейн-Вестфалия (3.8.1957), перешел в юрисдикцию Русского Экзархата КП (5.10.1958), разъездной священник в Западной Германии, настоятель Покровской церкви в Ганновере, протопресвитер (30.4.1967).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Труды Афанасьева отмечены громадной эрудицией в таких разных областях, как церковная история, литургическое богословие, история Соборов и каноническое право. Для его текстов характерны тщательность, размеренность; иногда он прибегает к повторам, чтобы изложение было более ясным; его тексты напоминают работу исследователя, неторопливо собирающего факты для требуемого доказательства. Он сам говорил, что его исследования и сочинения доставались ему потом и кровью. А его коллега протопр. А. Шмеман отмечал, что Афанасьев обладал особым видением, которое питалось действительно всепоглощающей любовью к Церкви, и за всеми его дотошными, техническими по характеру текстами чувствуется «скрытый огонь». Современная экклезиология многим обязана Афанасьеву, даже если его критикуют и выражают несогласие с его выводами. Догматическая конституция о Церкви Второго Ватиканского Собора несет на себе отпечаток его видения Евхаристии и Церкви – видения, которое высоко оценивают (хотя и не без критики) такие люди, как протопр. А. Шмеман , протопр. И. Мейендорф , еп. Каллист (Уэр) , Ж.-М.-Р. Тийар, прот. Дж. Эриксон, митр. Иоанн (Зизиулас) и другие. Церковь там, где совершается Евхаристия, и где совершается Евхаристия, там – Церковь « Церковь Божия – во Христе», так как народ Божий собирается Богом «во Христе», а потому он принадлежит Богу так, как принадлежит Ему Христос. Отсюда следует тождественность Церкви и Евхаристии – и тождественность местной Церкви и Церкви Божией, являемой всякий раз в ее Евхаристическом собрании. В силу этой двойной тождественности члены местной церкви, собранные на Евхаристическом собрании, выявляют Церковь Божию. Члены местной церкви являются членами тела Христова, а собранные вместе на Евхаристическом собрании, они – «Церковь Божия во Христе». Поэтому собираться вместе на Евхаристическое собрание означает собираться «в церковь». «Когда вы собираетесь в Церковь...» В Евхаристии Христос присутствует в полноте Своего тела – один хлеб и одна чаша, – но тело Его есть Церковь, Церковь там, где совершается Евхаристия, и где совершается Евхаристия, там – Церковь. Это основное положение евхаристической экклезиологии, раскрытое Павлом 892 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010