Чехи и словаки, в политическом плане подвергнутые германизации, мадьяризации, а в церковно-религиозной области латинизации и разложению протестантскими ересями с целью закрепления над ними своего безраздельного господства, благодаря Православию, насажденному свв. братьями Кириллом и Мефодием, смогли, хотя и с большими потерями, сохранить себя как нацию и отстоять свой язык. 4. Православная Церковь в Чехословацкой Республике: движение к восстановлению Православия на всей территории Республики; деятель Православия епископ-мученик Горазд; «Реформистская фракция римско-католического духовенства»; издание Фарским и Калоусом своего Катехизиса; «посвящение» Фарского в «патриарха»; образование Чешской Гуситской Церкви; ее учение, «патриархи»; история «Чешской православной общины»; установление единой Сербской юрисдикции; борьба с оккупантами; казнь епископа Горазда и гонения на Чешскую Православную Церковь; оценка подвига епископа Горазда правительством социалистической Чехословакии В октябре 1918 года на территории Чехии, Моравии и Словакии была образована Чехословацкая Республика, а к ней в 1919 г. была присоединена как автономная область Закарпатская Украина (теперь Закарпатская область Украины). Наступил конец Габсбургской династии, началась новая жизнь народов Чехословакии. Движение к восстановлению Православия приняло широкий размах как в Восточной Словакии, так и в западной части Республики — Чехии и Моравии. Движение это шло под лозунгами: «Подальше от Рима!», «Обратно к прадедовской вере, к Православию!» В Восточной Словакии в результате возвращения верующих из унии возникло много церковных приходов, находившихся в ведении Мукачево-Пряшевского епископа, проживавшего в г. Мукачево и входившего в юрисдикцию Сербской Церкви. Однако жизнь Православной Церкви в Восточной Словакии в период между двумя мировыми войнами проходила под постоянным давлением со стороны римокатолицизма, находившим свое выражение в унии. После заключения в 1926 г. правительством Бенеша соглашения с Ватиканом, греко-католический капитул г.

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

Не менее определенно высказывается по данному вопросу и чешский святой, священномученик Горазд (+1942): «Восточная Церковь признавала Главой Церкви только Иисуса Христа и отказывалась от самой идеи признавать главой [простого] человека… потому что воспринимала эту идею как следствие недостатка веры в невидимую Главу – Иисуса Христа – и Его живое управление телом Вселенской Церкви… а также как несовместимую с апостольским принципом соборного решения вопросов Церкви, что выражалось в самом высшем виде на Вселенских Соборах».(6) Показательно, сколь противоположна логика священномученика Горазда Чешского и протопресвитера Г. Цециса. Если для последнего важнейшим критерием подлинной вселенскости всеправославного Собора является единение представителей Поместных Церквей вокруг единого управленческого и соборного центра, Вселенского Патриарха, то для святого Горазда сама идея возможности наличия такого центра во Вселенской Церкви, будучи следствием, ни много ни мало, недостатка веры в Господа Иисуса Христа, является полностью несовместимой с самим принципом церковной соборности. Мысль о несовместимости учения о главенстве в Церкви высшего иерарха не только с православной экклезиологией, но и самой христианской верой, священномученик Горазд Чешский развивает, в контексте антипапистской полемики, в своих «1168-ми вопросах и ответах о православной вере»: «Человек не может быть главой Церкви Христовой, так как Христос является Богочеловеком, а Церковь Его – телом Богочеловека, поэтому ее главой не может быть обыкновенный человек… Учение о главенстве епископа города Рима над всей христианской Церковью не может быть признано, так как Господь Иисус Христос никогда не устанавливал кого-либо видимой главой Церкви… Учение о неизбежной необходимости наличия наивысшей видимой главы всей Церкви Христовой появилось вследствие большого упадка веры в невидимую Главу Церкви, то есть в Господа Иисуса Христа и в Его пребывание и воздействие в Церкви, а также ввиду упадка любви к Нему».(7) Отрицание любых папистских притязаний, любых концепций «главенства» над Церковью Христовой красной нитью проходит сквозь все православное богословие, а не является какой-то особенностью ХХ века.

http://pravmir.ru/i-vnov-o-vostochnom-pa...

Продолжим повествование А. Панотиса: «Новая митрополия Престола во главе с Архиепископом Савватием приобрела в новом государстве высокий авторитет и стала представлять собой полюс притяжения к Православию тех, кому нужна была местная и одновременно историческая идентичность в церковном отношении страны. Так в 1924 году к Чешской Церкви со своими последователями присоединился бывший римо-католический священник Матфей Павлик, принявший имя Герард (Горазд), и уже рукоположенный в епископа сербами». Далее следует краткая биография свщмч. Горазда. Из этой биографии явствует, что до самой мученической кончины епископ Горазд так и «оставался» в юрисдикции Константинополя. Слово «оставался» не случайно взято в кавычки – мы уже показали, что епископ Горазд был иерархом Сербской Церкви и никогда не переходил в Константинопольский Патриархат. Возможно, А. Панотис имеет в виду период временного церковного общения между архиепископом Савватием и епископом Гораздом – но это было лишь общение, никто из них не менял свой церковной подчиненности. Тут мы имеем дело с прямым подлогом. Ну и конечно, снова нужно сказать о «скромных умолчаниях» профессора Панотиса: о том, что не епископ Горазд перешел в чехословацкую общину Константинопольской юрисдикции, а сама эта община перешла под омофор владыки Горазда в Сербскую Церковь решением общего церковного собрания; о том, что этот переход был признан правительством демократической Чехословакии, утвердившей решения собрания; о том, что документация «константинопольской» общины была передана архиепископом Савватием епископу Горазду; о том, что с 1926 г. неканоническая «Чехословацкая Архиепископия» Константинопольского Патриархата фактически прекратила свое существование, так никогда и не возродившись (продолжила она свое существование только в документах самого Фанара). А. Панотис уделяет много внимания переписке архиепископа Савватия с Константинопольским престолом в первые годы по окончании Второй Мировой войны. Что ж, владыка Савватий, действительно, претерпел заключение в нацистских лагерях, он сказал правду о тяжелом положении верующих в Чехословакии при советской власти, в его письмах, вполне возможно, много трогательного и умилительного. Но какое все это имеет отношение к определению канонического статуса Чехословацкой Церкви? Насколько авторитетным и беспристрастным можно считать в церковно-юрисдикционных вопросах мнение иерарха, устроившего раскол на канонической территории Сербской Церкви и вскоре отвергнутого всей полнотой собственной общины, свободно решившей (напомним в 1926 году, не при Советах, а при буржуазном правительстве) вернуться в лоно Матери-Церкви?

http://bogoslov.ru/article/2811177

После этого Мефодий утвердил свое местопребывание опять в Моравии и продолжал трудиться над устройством национальной славянской Церкви. Немецко-латинские епископы все-таки не давали ему покоя. По их проискам папа, наконец, в особом послании к моравам отменил славянскую литургию, оставив только проповедь на славянском языке, но Мефодий лично отправился в Рим и так горячо защищал славянское богослужение, что папа оставил свои требования; только Евангелие должно было читаться на латинском или греческом языке. Возвратившись из Рима (880 г.), он трудился в Моравии еще пять лет, до самой своей смерти, которая последовала в 885 году, 6 апреля. Перед смертью Мефодий назначил своим преемником своего ученика Горазда. Но уже в последние годы жизни Мефодия Святополк, заключивши союз с немецким королем Арнульфом, допустил в Моравии влияние немецкого Духовенства, так что, когда Мефодий умер, Викинг, родом немец, сделавшийся еще в 880 году епископом Нитры, с согласия Святополка подверг преследованиям Горазда и всех учеников Мефодия и, наконец, выгнал их из Моравии. Они удалились в Болгарию. Теперь вместе с богослужением на латинском языке в Моравской Церкви введены были обряды Церкви Западной, и она стала в зависимость от римского престола. Славянское богослужение и обряды Восточной Церкви сохранялись только в немногих местах и немногими отдельными лицами. Вскоре (908 г.) моравское государство пало под оружием богемов и мадьяр, или венгров, которые разделили его между собою. Из Моравии еще при святом Мефодии христианство проникло в Богемию. Богемский герцог Боривой, находясь в частых сношениях с моравскими государями, около 880 года при дворе Святополка принял крещение от Мефодия и взял с собою священника. Его жена Людмила и многие другие также крестились. Языческая партия в Богемии подняла было возмущение, но ненадолго; бежавший в Моравию Боривой возвратился на родину и стал упрочивать христианство между своими подданными. Так как Боривой принял крещение от Мефодия, то в Богемии стало распространяться христианство с обрядами Восточной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Следуя примеру Спасителя, продолжает современник, повелевшего Апостолам, если изгонят их из одного града, отправиться в другой, исповедники отправились в Болгарию, где надеялись найти утешение себе. Климент, Наум и Ангеляр пошли в Белгород, а Савва и Горазд другим путём дошли до владений кн. Бориса» 367 . О пребывании св. Горазда в юго-западной Болгарии свидетельствуют два древние памятника, один – список Болгарских архиепископов, составленный около 1156 г., где он в ряду Болгарских архиепископов поставлен между Мефодием и Климентом, другой – храм и монастырь св. Горазда, находящиеся близ Берата в Албании, где почивают и мощи святого под спудом 368 . Пётр Сицилиец, писавший сочинение своё о манихеях при патр. Фотии (до 889 г.) и посвятивший его Болгарскому архиепископу, посвящал его конечно столько просвещённому святителю, каков был Горазд, скончавшийся, как вероятно, не прежде 896 г. 369 . Так как св. Савва вместе с Гораздом отправился в Болгарию, то конечно он вместе с ним подвизался в юго-западной Болгарии. Святой Климент с Ангеляром и Наумом при первом вступлении в Болгарию встретились с трудным искушением. «На берегу Дуная в селении, утомлённые путём и недостатком пищи, искали они страннолюбивого и Богобоязненного человека, кто бы мог упокоить их. Они нашли такого и были приняты. У него был сынок, цветущий красотой юности. Едва вошли странники в дом, умер этот сын, прекрасный собой, единственная радость, надежда рода. Можете представить, как страдал отец, чего не говорил он в такой скорби, потерпев несчастие при входе странников? «Хороша награда за страннолюбие! говорил он: для того отворил я вам дом, чтобы навсегда затворился он, оставшись без наследника!.. Но вы не избегнете наказания, хотя бы знали все чары. Вы в руках отца, который оплакивает от вас сына, – вы расплатитесь за все дела свои – тюрьмой и казнью». Они страдали не менее отца. – Нежные и сострадательные души дерзнули делать более того. Они решились обратиться к молитве. Смягчая раздражение скорбного и гневного отца, они говорили: «мы не волшебники, человек Божий; мы предаём проклятию занимающихся чарами и служим Богу истинному; – если же ты думаешь, что мы виновны в смерти сына твоего, будь покоен, надеемся, что Господь дарует ему жизнь для нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

—237— присутствии президента Словакии. Так как и после интронизации Блаженнейший Николай остался управляющим (непосредственно) Прешовской епархией, то центр Автокефальной Церкви был переведен из Праги в г. Прешов. По справедливому слову архиепископа Пражского и Чешских Земель Христофора, Блаженнейший Николай – «Защитник Православия, выдающийся деятель нашей Церкви, старейший архиерей... В его лице я вижу мученичество и святость Церкви» 620 . 11. Святые, особо чтимые православными Чехии и Словакии Чехо-Словацкая Православная Церковь имеет своих национальных особо чтимых угодников Божиих. Кроме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, весьма почитаемых всеми славянами, чешский народ с благоговением называет имена святого Иоанна Чешского († 883), святого Ростислава князя Великоморавского (пригласил святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Великую Моравию, † 870), святого Горазда I (после смерти святого Мефодия епископ Великоморавский), святых Ангеляра, Климента (епископа Охридского) († 916), Наума (Охридского) и Саввы (ученики святых равноапостольных Кирилла и Мефодия), святой мученицы княгини Людмилы († 927), мученика князя Вацлава (Вячеслава) († 935), святого Прокопия Сазавского († 1053) и священномученика Горазда II († 4 сентября 1942 г.). Святой Иоанн Чешский происходил из могущественного племени полабских славян, именуемых иначе ободритами. Его отец Гостомысл был королем ободритов. В 844 г. Гостомысл погиб во время сражения с войсками императора Людовика Немецкого, находившегося под влиянием латинских священников, принуждавших огнем и мечом полабских славян к латинской вере. После —237— того как собратья святого Иоанна были уничтожены чужеземцами, он ушел в уединение в чешские леса для духовного совершенствования. 42 года подвизался святой Иоанн в лесном одиночестве. На склоне жизни он встретился с чешским князем Борживоем, когда тот однажды, преследуя на охоте раненую лань, пришел к пещере подвижника. По просьбе святого князь прислал к нему священника славянского обряда по имени Павел. С этим священником святой Иоанн ходил в резиденцию князя и там, в храме, причастился Святых Таин под обоими видами. Вернувшись в свое уединение, он вскоре скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Masarykova 17, 772 00 Olomouc тел: (068) 52 32 054 46 Епархиальное управление: Masarykova t. 17, 772 00 Olomouc тел/факс: (068) 522 24 75 факс: (068) 522 48 83 Оломоуцко-Брненская епархия в качестве самостоятельной существует с 7 декабря 1949 г. Прежде являлась частью Чешской православной епархии (см. Пражская епархия). На момент образования епархии на ее территории находилось 15 общин, окормлявшихся 14 священниками. Первым ее епископом стал сподвижник свт. Горазда прот. Честмир Крачмар. Он был рукоположен во епископа 5 февраля 1950 г. в Оломоуце митр. Елевферием (Воронцовым), митр. Николаем (Ярушевичем) и архиеп. Макарием (Оксиюком). Через год после образования отдельной епархии в ней действовало уже 24 прихода. Владыка Честмир управлял епархией в течение четырех лет, после чего вынужден был оставить кафедру из-за конфликта со светскими властями. На его место был избран прот. Микулаш Келли из Прешовской епархии (один из воссоединившихся с Православием униатских священников), принявший в монашестве имя Климент. Он занимал кафедру до 1959 г. В 1959-1982 гг. кафедра оставалась вдовствующей, в результате чего епархия пришла в запустение. В 1982 г. Оломоуцко-Брненским епископом стал Преосвященный Никанор, занимавший с 1980 г. Михайловскую кафедру. После возвращения епископа Никанора в 1987 г. в юрисдикцию Московской Патриархии, епископом Оломоуцко-Брненским был избран игумен Криштоф (Христофор Пулец). Его епископская хиротония состоялась 17 апреля 1988 г. в Оломоуцком кафедральном соборе св. Горазда I. В 1988 г. в состав епархии входило 20 общин, окормлявшихся 13 священнослужителями. К 2000 г. число приходов достигло 30, а священнослужителей 47 человек. После смерти Митрополита Дорофея еп. Криштоф стал Архиепископом Пражским. 8 апреля 2000 г. на епархиальном собрании епископом Оломоуцко-Брненским был избран Преосвященнейший Симеон (Яковлевич), с 1998 г. являвшийся епископом Мариансколазенским, викарием Пражской епархии. Результаты выборов были утверждены Священным Синодом Православной Церкви Чешских земель и Словакии. 9 апреля 2000 г. состоялась интронизация епископа Симеона на Оломоуцко-Брненскую кафедру.

http://patriarchia.ru/db/text/134583.htm...

Воля ваша, но для меня трудно совместить литургическое почитание священномученика Горазда, епископа Чешского и Силезского, расстрелянного 4 сентября 1942 года за укрытие чешских парашютистов [ 31 ] и торжественное литургическое заупокойное поминовение тех, кто пособничал палачам владыки Горазда. Это почти то же, что после торжественной службы в память свят. Митр. Филиппа устраивать торжественную панихиду в память Малюты Скуратова. Можно вспомнить и многих других священномучеников, убитых или немцами, или их пособниками – целый собор новомучеников Сербских, прославленных Сербской Православной Церковью в последней четверти ХХ в. – например Священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский (Память – третье воскресенье сентября) Исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский (Память 13 января) и т.д. Вот хотя бы несколько биографий сербских новомучеников. «С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались ужасные страдания православных сербов в Боснии. Больного епископа Баня Лучского Платона хорватские усташи схватили в ночь с 4 на 5 мая 1941 г., убили, а тело бросили в реку Врбанью» [ 32 ]. А вот свидетельство об о.Бранко: «Шестого мая 1941г., в день своих именин – св. вмч. Георгия, о. Бранко был схвачен хорватскими усташами во главе с вельюнским учителем Иваном Шайфором. Вместе с протоиереем были схвачены его сын Небойша, студент медицины, священник Димитрий Скорупан, настоятель прихода из Цвиянович Брда, и ещё около 500 сербов. Все они были заперты в жандармском отделении Вельюна, где их жестоко мучили, особенно сына о. Бранко – Небойшу. Усташи требовали от протоиерея Добросавлевича, чтобы он совершил отпевание своего живого сына. Утром 7 мая 1941г. все они были отведены в лес Кестеновац под Хорватским Благаем, где и были убиты. После освобождения, в 1946г. их останки были перенесены в Вельюн, где и были похоронены в братской могиле» [ 33 ]. Вот свидетельство о мученической кончине митрополита Дабробосанского Петра (Зимонича): «В начале немецкой оккупации Югославии в 1941г.

http://pravoslavie.ru/37677.html

- Вы вспомнили об Ольшанском храме. Совсем недавно до нас дошло печальное сообщение о том, что этот храм был ограблен в сентябре. - Да. Я сразу же передал сообщение об этом во все газеты, чтобы русские знали и молились. Потому что этот храм это памятник русско-чешских контактов. Его создал первый премьер-министр Чехословацкого государства доктор Карел Крамарж. И Чешское государство является покровителем этого храма. Вместе с государством мы недавно сделали ремонт Ольшанского храма. Государство выделило для этого несколько миллионов крон. Это памятник руссской культуры. Иконы, которые украли, принадлежат кисти великого русского художника Билибина, который жил как эмигрант в Париже. Это ценность, которую нельзя измерить никакими деньгами. Поэтому я, как Пражский архиепископ, оповестил всех русских, живущих в Праге о том, что случилось. И, слава Богу, через месяц нашли этих людей. И мы надеемся, что все иконы будут возвращены. Тут поработала и полиция, и интерпол, и наши люди этому содействовали. Я сразу же сообщил об ограблении в интерпол, чтобы, не дай Бог, эти иконы не успели вывезти заграницу. Ведь Билибин - это очень известный мастер. Это самая лучшая русская икона. Здесь в Лавре сегодня тоже продолжают эту традицию, идущую от Андрея Рублева. Это настоящая православная икона без всяких западных влияний. И вот буквально пять дней тому назад мне сообщили, что воров нашли. Я сразу же отслужил благодарственный молебен. - Владыка, в этом году 25 сентября исполнилось восемьдесят лет со дня епископской хиротонии святителя Горазда. Как сегодня к нему относится чешское общество, римо-католическая и гуситская церкви? - Римо-католическая Церковь всегда его очень уважала. Вообще, я уже говорил, что у нас сегодня хорошие отношения со всеми Церквами. У нас совпадают взгляды на будущее чешское законодательство по вопросам Церкви. Мы часто встречаемся. Контакты у нас деловые, добрые. А что касается личности святого Горазда, то все его принимают как мученика. Весь народ, я бы сказал, и государство помнят его. Он был даже награжден президентом Чехии Вацлавом Гавелом высоким государственным орденом. Так что в обществе к нему вполне позитивное отношение.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Наконец, необходимо предполагать, что Святополк предоставил легатам и лично переговорить по всему этому с Гораздом, и другими учениками Мефодия, наставить их, и что легаты не только согласились на это, но и сочли это своей обязанностью. То, что последовало далее затем, открывает нам именно житие св. Климента. В житии говорится, что по кончине Мефодия, дерзкая толпа еретиков не вынесла, чтобы видеть Мефодия и после смерти живым противником их в лице Горазда. «Приидите, говорили они, насилуем Горазда и уловим его лестью... Если оставим его жить, то в нем оживет для нас Мефодий. Таким образом, лишают его епископства, а некоего Вихинга, упоенного неистовой ересью и способного опоить других (почему он и был предан Мефодием сатане с проклятьем вместе с толпой бесновавшихся с ним людей), – этого-то Вихинга... возводят на епископский престол, который, как при Мефодии прославился и возвысился над многими другими, так при Вихинге унизился, ниспав в бездну бесславия. Таким образом, он захватил в свои руки епископство беззаконно.., а званного от Бога (т.е. Горазда) оттолкнул силою мышцы грешника». 311 Житие верно представляет ход событий, когда начальными действиями толпы еретиков ставит возведение Вихинга на моравскую архиепископию с устранением от нее Горазда. Оно не говорит только о том, что предшествовало этим действиям, как подготовление к ним, но совершилось вдали от глаз учеников Мефодия – в Риме и при дворе Святополка. Оно начинает с того акта печальной драмы, который совершился на глазах их, непосредственно касался их, был первым и решительным актом в начинавшемся гонении на учеников Мефодия. Но, думаем, этот акт наступил не ранее, как после того, когда легаты, побывав у Святополка, получили согласие его на передачу моравской архиепископии Вихингу и устранение от нее Горазда. В составе «дерзкой толпы еретиков» должны разуметься не только Вихинг и его сообщниками из немецкого духовенства, но и сами папские легаты, ибо они-то могли иметь власть возвести Вихинга на архиепископский престол, объявить его архиепископом, а Горазда устраненным от преемства Мефодию и от церковного управления, согласно своей инструкции о последнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010