Время появления перевода Гумпольдовой легенды в чешской письменности должно быть отнесено к глубокой древности. Так как латинский текст ее (см. стр. 4) приурочивают к концу 10-го столетия, то и перевод не мог быть сделан ранее конца 10-го или начала 11-го века, но вероятно, появился в годы близкие к этому промежутку. В настоящее время к такому выводу уже примкнули: проф. П.А.Лавров, А.И.Соболевский и проф. I. Пекарж, так как он подтверждается как данными языка, так отчасти и некоторыми фактами из истории чешской письменности. «На древность перевода, – пишет проф. П.А.Лавров, – указывает ряд церковно-славянских слов, встречающихся в старейших памятниках церковной письменности. Для примера укажем «изнести» – «вынуть из ножен», приведенное у Миклошича только из Галицкого Евангелия», «изеринити» – встречающееся в Минее 1096 г., «поскорбитель» – в словаре (Миклошича) отсутствующее, «пострекновен» – также, «принос»– встречающееся у Иоанна экзарха, «причинитися» – у Григория Назианзина (Богослова) 11-г века, «смыслен» – в житии св. Кирилла, «спохвалити» – в житии Симеона, «троич» – в житии свв. Бориса и Глеба, «усшение» – у Миклошича отсутствующее, «усновении» – также. С другой стороны заслуживают внимания местами сохранившиеся старые формы, напр.: «целы, церкы, мати». Уже самая судьба нашего перевода, сохранившегося только в русских списках, дает понять, что мы в нем имеем дело с памятником, свндетельствующим о живости в глубокой старине чешско-русских сношений 40 . С зтой стороны представляют немалый интерес такие слова, которым параллели мы нашли в древне-русском словаре и, что немало-важно, в наших летописях. Таковы, напр.: «извечити» (ср. наше «изувечить»), «извязати» (связать), каланд, кошель, крамолник. Что переводчик находился в сфере влияния греческих церковных отношений, могут указывать употребленные им слова: «презвите», «иерей», «псалтырь» и «псалтырнь», «проскура», «трапеза». В силу всего сказанного, можно думать, что перевод жития был сделан в скором времени после написания его латинского оригинала. А заключающиеся в нем лишние сверх латинского текста подробности дают, по-видимому, понять, что славянская письменность в пределах чешско-моравских была богаче, чем можно было это предполагать» 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

… Эти неканонические и неэтические действия со стороны иерархов Православной Церкви в Чешских землях и Словакии, которые сегодня управляют делами, глубоко опечалили Вселенский Патриархат и лично нас. Безответственность, необдуманность, недостаток рассудительности и церковной нравственности в управлении местной Церковью наносят ущерб единству всей Православной Церкви. Несмотря на то, что это причиняет боль, Вселенский Патриархат и в дальнейшем будет считать действия Православной Церкви в Чешских землях и в Словакии неканоническими, пока не будет найдено каноническое решение. Мы верим, что гражданские органы Вашей страны будут учитывать эту ситуацию при вынесении решений о признании церковных органов со стороны государства». Раскол Чешско-Словацкой Церкви был вызван действиями Константинопольского Патриархата Раскол Чешско-Словацкой Церкви (который был в значительной степени вызван действиями Константинопольского Патриархата) предоставил ему возможность выступать в роли судьи между двумя сторонами. Со временем состоялся ряд переговоров, на которых Патриарх Варфоломей и его иерархи выступали, в принципе, в роли судей. Фактом является то, что сторона, которую представляет Митрополит Ростислав и к которой примкнуло большинство в нашей Поместной Церкви, с этой амбицией Константинополя никогда не соглашалась, правда, принимала участие в переговорах, прилагая максимальные усилия для достижения перемирия и объединения, и с четкой позицией, отстаивающей нашу автокефальность. Первые переговоры состоялись 1 марта 2014 г. в Царьграде и прошли безрезультатно. В следующий период произошли кое-какие изменения, среди которых самым важным было отстранение владыки Иоакима с Пражского престола, с последующим избранием игумена Михаила (Дандара) на эту кафедру. Его признало и государство. Однако вопрос церковного раскола в нашей Поместной Церкви это не решило. Отношение Царьграда еще больше обострилось после того, когда он заполучил сделанную секретно запись нескольких неофициальных высказываний Митрополита Ростислава, которые он произнес в пылу негодования на неофициальном заседании в адрес Константинопольского Патриархата. 26 августа 2015 Патриарх Варфоломей отправил письмо «Центральному секретариату Святой Православной Автокефальной Церкви в Чешских землях и Словакии» (протокольный в котором, кроме прочего, он пишет:

http://pravoslavie.ru/117039.html

По соглашению Синодов Сербской и Русской Церквей Мукачевская епархия перешла в юрисдикцию Московской Патриархии. 8 ноября 1945 г. епархиальный съезд Чешской Православной епархии, состоявшийся в Оломоуце, принял решение начать переговоры о выходе из юрисдикции Сербской Патриархии и переходе в подчинение Русской Церкви. В мае 1946 г. в Прагу прибыл из Москвы архиепископ Елевферий (Воронцов), создавший на территории Чехословацкого государства Экзархат Московской Патриархии. Сербская Церковь в 1948 году официально заявила о своем согласии на переход автономной Чешской епархии в ведение Московского Патриарха. В 1946-1947 гг. в Чехословакию вернулись волынские чехи, которые также были православного вероисповедания. Их переселение было одной из причин численного роста православных общин. До 1949 г. Экзархат включал в себя две епархии — Чешско-Моравскую с центром в Праге и Восточно-Словацкую с центром в Прешове. В 1949 году не епархиальном собрании в Праге было решено разделить Чешско-Моравскую епархию на две: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую (епископская кафедра в Оломоуце). В Восточной Словакии в среде униатов вновь участились случаи возврата в Православие. Этому способствовало уничтожение греко-католических церквей на Украине, в Закарпатье и Румынии. Однако этот естественный процесс был форсирован властями по политическим мотивам, что впоследствии создало серьезную церковную проблему, нерешенную и по ныне. 28 апреля 1950 г. в Прешове был созван собор греко-католического духовенства и верующих, который объявил об отмене Ужгородской унии 1646 г. и о воссоединении с Православной Церковью. Решения собора были утверждены Святейшим Патриархом Алексием I. В Восточной Словакии были созданы две епархии — Прешовская во главе с епископом Алексеем (Дехтяревым) и Михайловская во главе с епископом Александром (Михаличем). Таким образом, к середине 1950 г. Экзархат Московской Патриархии в Чехословакии включал в себя четыре епархии. 2 октября 1951 года Экзарший Совет на своем заседании принял решение просить Русскую Православную Церковь о даровании Чехословацкой Церкви автокефалии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

А, если прибавить к этому множество хищений, учиненных жидами, спекулянтами и разного рода иностранными путешественниками, для своих библиотек и музеев, и теперь намеренно или несознательно скрываемых там, то нужно еще удивляться, как могли до сих пор уцелеть и те остатки старины, которые служили предметом разного рода грабительств, хищений и пр. Между тем, такие памятники, хотя и не в большом количестве, мало помалу, в различных местах Чехии и Моравии, отыскиваются и сообщаются любителям чешско-моравской церковной старины. Между уцелевшими остатками этой старины попадаются теперь древние церкви и местности, которые народное предание связывает с проповедью свв. Кирилла и Мефодия, и имеющие особенное значение, так называемые, кирилло-мефодиевские кресты. Некоторые из этих памятников (как, например, кресты), отчасти, собраны и хранятся теперь в чешском народном музее в Праге, другие, находящиеся пока в частных руках, описаны в некоторых чешских изданиях, а некоторые, может быть, еще очень ревниво оберегаются от взора и сведения отнюдь уже не фальшивых чтителей кирилло-мефодиевской старины – из боязни сделать их предметом, может быть, точно такого же возбуждения в народе, как, например, это было в памятную гуситскую эпоху. Я укажу здесь только на те, которые, в бытностъ мою в Чехии, приходилось мне видеть, и которые, отчасти, описаны в различных чешских изданиях. Западно-католические, преимущественно, славянские исследователи чешско-моравской церковной старины 174 утверждают, что во множестве еще уцелевшие в Моравии и Чехии храмы и часовни св. Климента, Церкви воздвижения честного и животворящего креста и Успения Божией Матери (на небо взятая) – некоторые, по своему происхождению, очень древни и принадлежат к старинным памятникам кирилло-мефодиевской проповеди среди чехов-мораван. Таковы, например, святыни в честь св. Климента в Моравии: бывшая церковь в Липовце (в Берненском округе), часовня у Осветиман близ Бухлова и церковь в Верхнем Бречкове близ Ямениц (в Зноемском округе); в Чехии: в Литомыпши, в Градце на Лабе, в Садце, на Вышеграде, на Опыши, в предместъе Праги на Поржичах, в Левом Градце, в Старой Болеслави, в Бубнах, в Хлумчанах, на Градище, близ Поржич на Сазаве, в Мировицах, на Прахне и в других местах 175 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Небольшие Польская и Чешско-Словацкая православные церкви своим происхождением связаны прежде всего с Русской Православной Церковью и ориентируются на неё. Кроме того, украинская автокефалия прямо угрожает Польской Православной Церкви, так как томос об её автокефалии, выданный Фанаром в 1923 году (он был неканоничным, но ППЦ канонически нормализовала отношения с Московой после Второй мировой войны), содержал утверждение, что Фанар никогда не признавал присоединения малороссийских епархий Киевской митрополии к Московскому патриархату и поэтому имеет право даровать автокефалию Польской, которая состояла из части этих малороссийских епархий (напомним, тогда в состав Польши входили Западные Украина и Белоруссия). Если теперь с той же ссылкой на мнимое непризнание присоединения Киевской митрополии, Фанар даст томос Украине, то по каноническому смыслу Польская церковь должна будет присоединиться к Украинской как временно отторгнутая часть её епархий. Итого, в случае конфликта с Фанаром из-за Украины Московский патриархат может рассчитывать на ясно выраженную поддержку со стороны пяти поместных церквей: Александрийской, Антиохийской, Сербской, Польской и Чешско-Словацкой. Столь же определенную поддержку Константинополь может получить только со стороны Румынии Албании. Даже другие греческие церкви – Иерусалимская, Элладская и Кипрская будут склонять Фанар к компромиссу, тем более, что его неправота в этом вопросе отлично осознается всеми. Грузинская и Болгарская церкви, быть может решительно Москву и не поддержат, но против неё точно не пойдут. Даже на созданную Варфоломеем с чистого листа УПЦ Константинопольского Патриархата в православном мире будут смотреть как на зачумленную, если же он решится на вступление в общение с Денисенко, ситуация и вовсе может статья драматичной – за такое каноническое нарушение как церковное общение с анафематствованным разбойником будут достаточные основания извергнуть Варфоломея из сана и отправить под ту же анафему. Заразившись " филаретовщиной " Варфоломей оттолкнет нейтралов в противники и союзников в нейтралы.

http://religare.ru/2_116374.html

737 Их последних случаев этого рода, которые нам приходилось читать, отметим два случая в декабре прошлого года, когда два обращенца в Римский католицизм, один пресвитерианский священник и другой епископальный из Филадельфии, были торжественно посвящены в Нью-Йорке в сан католических священников. См. N. Y. Herald от 22 декабря 1880 года. В Herald " е от 27 апреля 1861 года сообщен случай нового обращения в Римский католицизм из епископальной церкви, именно епископального священника Эдуарда Джильяма, бывшего ректора церкви в Клинтоне, в штате Северная Каролина. 738 «И что еще более тревожно говорит методистский автор, так это то, что эти протестантские отступники суть самые ревностные и нетерпимые из всего папского духовенства, в этой стране. Mattison, Romanism, p. 72. 739 Catholic World, Vol. XXIII, p. 369. Кроме журнала Броунсон издал несколько отдельных книг, между которыми особенно замечательна книга под заглавием: The Convert (Обращенец), в которой он излагает мотивы, приведшие его к принятию Римского католицизма. 741 Биографический очерк матери Сетон (Mother Seton) см. в Murray, History, pp. 416–418. Ей же посвящена обширная монография: White, Life of Mother Seton. 743 Catholic Directory, за 1881 г. p. 152. Биографические сведения см. в Murray, History, p. 596. 745 «Дочь покойного знаменитого генерала Винфильда Скотта воспитывалась в монастыре и конечно обратилась в Римский католицизм. Сын покойного канцлера Вальворта теперь состоит римско-католическим священником в Олбани (столице Нью-Йоркского штата). Один обращенец Престон специально посвятил себя делу привлечения обращенцев в католическое стадо». Barnum, Romanism, p. 676. 747 Hecker, Catholic church, p. 76. Геккер сделал предсказание, что Римский католицизм получит политическое преимущество пред протестантизмом не позже 1900 года. См. Barnum, Romanism, p. 680. Читать далее Источник: Римский католицизм в Америке : Исслед. о соврем. состоянии и причинах быстрого роста римско-катол. церкви в Соедин. Штатах Сев. Америки/Соч. А. Лопухина. - Санкт-Петербург : тип. С. Добродеева, 1881. - VI, 440 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

Выше мы уже видели опыты таких стремлений и их успех среди болгар. В России такие стремления также всюду давали о себе знать: то в домогательстве римско-католиков иметь в Московском университете свою кафедру богословия, 1821 то в пропаганде по западнорусскому краю, 1822 то в иных подобного рода проявлениях, 1823 между тем как свою живучесть римский католицизм доказывал изобретением и установлением нового догмата о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии. 1824 Впрочем, и революционные и римско-католические стремления Запада по отношению к Востоку и России шли рука об руку. По поводу известного труда совращенного в латинство русского князя – иезуита Гагарина, митрополит Филарет, возвращая, по прочтении, книгу его князю С. М. Голицыну, от 9 января 1857 года, писал последнему: «сочинение показывает, с какою основательностью сочинитель избрал римско-католицизм. Он написал целую главу под заглавием: Католицизм и революция, то есть, он думает, что где нет католицизма, там будет революция, и что католицизм избавит от революции. Не вспомнил он, что революция родилась в католической стране, 1825 что в 1847 году жерло революции раскрылось у самого средоточия католицизма, и поглотило бы папу, если бы он не успел убежать, что до сих пор чужое войско стоит в Риме над жерлом революции, чтобы оно вновь не раскрылось и не поглотило папу. Не ближе ли подошел бы он к истине, если бы написал иную главу под заглавием: Католицизм и революция. То есть, католический деспотизм в Риме, порабощая себе все мирское, управляя судами, полицией и военным министерством чрез священников и монахов, но не умея управлять, выводит людей из терпения и усиливает наклонность к революции. 1826 Пропагандою римский католицизм увеличивал число своих приверженцев. Оружие его духовное, хотя, и тесно связанное с политическими и другими расчетами и соображениями. Бороться с ним, хотя, трудно, однако, должно было тем же, духовным, оружием. Так и поступали представители православия. 1827 Так поступал и святитель московский Филарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Эволюция и религия: Германия и Франция 79 Энтузиастская рецепция: случай Иоанна Августина Цама 80 Исследования отвержения дарвинизма: Мартин С. Бреннан 83 Прогрессивный взгляд американской иерархии: епископ Джон Л. Сполдинг 85 Генетика и монах Мендель 86 Заключение: от Эдемского сада к гороховому саду Менделя 88 Глава 4. Католицизм и наука в середине XX века 91 Введение 91 Католицизм и естественные науки в период с 1922 по 1965 гг. 92 Томизм до Второго Ватиканского собора 94 Папство и доктрина 97 Понтификальная академия наук 103 Жорж Леметр 104 Тейяр де Шарден 106 Второй Ватиканский собор и наука 112 Иоанн Павел II и заключение 114 Глава 5. Наследие Второго Ватиканского собора в области космологии и биологии 117 Введение 117 Ганс Кюнг 123 Уильям Стоугер и Джордж Койн 124 Кеннет Миллер 126 Майкл Бехе 130 Жан Ладрийер 132 Эрнан Макмаллин 134 Джон Хот 137 Бернар Лонерган 139 Стенли Яки 141 Томас Берри, Эдвард Оакс, Элизабет Джонсон и Джозеф Брекен 143 Заключение 147 Глава 6. Католицизм, нейронаука и генетика 149 Введение: наука и этика 149 Биоэтика, личность и жизнь 158 Католицизм, эмержентизм и наука о мозге 165 Католицизм, генетика и первородный грех 167 Заключение 170 Первоисточники 173 Глоссарий 213 Библиография 219 Индекс 235 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

http://bogoslov.ru/article/299426

Первые признаки обращений, как и надо было ожидать, появились вскоре после освобождения Римского католицизма от законодательных стеснений и особенно когда с основанием епископии стала крепнуть организация церкви. Дотоле гонимый, заброшенный и презираемый, Римский католицизм едва в состоянии был удерживать своих собственных членов от отпадения, и несомненно многие из них отпадали или вследствие притеснений, или просто вследствие того, что по целым десяткам лет не видели католических священников, и потому, не имея нравственной поддержки, поддавались влиянию окружающего протестантизма. 706 С ослаблением же притеснений и, особенно с основанием епископии, церковь получила больше возможности поддерживать католическое население в вере. Количество священников и миссионеров стало увеличиваться и они проникали в самые отдаленные и глухие дебри, где только жили католики. Это естественно способствовало оживлению веры католиков, придало им бодрость и они начали оказывать нравственное влияние, и прежде всего конечно на тех, которые вследствие прежних неблагоприятных обстоятельств оставили свою веру, но искра которой еще могла теплиться в их душах. И потому они при появлении священника и при нравственном воздействии своих соседей опять возвращались в оставленный ими католицизм. Такой процесс является прозрачным и в том описанном событии, по поводу которого обратились четырнадцать человек. В Виргинии, где произошло это событие, господствовали суровые узаконения против католиков, и так редко бывали там католические пасторы, что многие всю свою жизнь не видели их и не имели понятия о них. 707 С ослаблением действия этих узаконений явились «странствующие ирландцы-католики», проповедующие католицизм, сатана начал мучить тех, которые отказывались дать удовлетворение католической душе, начались видения католической церкви и католических священников, и наконец являются сами священники, изгоняют злого духа из темной протестантской страны и – начинается обращение в католицизм. 708 Ясно, что все эти факты указывают на водворение католического влияния в местности, в которой католицизм дотоле был подавляем фанатическим протестантством. Об обращенцах не говорится, кто они такие, но не невозможно предположение, что они именно были отпавшие католики.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

Римский католицизм сам претендует на первенствующую роль в североамериканской республике и лелеет мечту о том, что он станет единою будущею церковью страны. Поэтому он чрезвычайно ревниво относится ко всем другим исповеданиям и общинам, которые заявляют те же самые притязания. Епископальная церковь является одним из его первых соперников в этом отношении, и потому он следит за её движениями с большею зоркостью, чем за всеми другими. Но в тоже время он вполне понимает, что она при своих собственных силах далеко не адекватна своим притязанием на первенствующую церковно-религиозную роль в стране. Мало того, Римский католицизм находит даже, что она при своих наличных силах и при своем теперешнем состоянии имеет лишь настолько значения в стране, чтобы служить посредствующим звеном для объединения американского народа под знаменем римского католицизма. По мнению авторитетного римско-католического публициста, епископальная церковь имеет положительно провиденциальное значение для римско-католической церкви и предназначена самим промыслом служить переходным пунктом в Римский католицизм для всех ищущих церковной правды. Предубеждение-де против самого Римского католицизма так велико и застарело, что многие искатели истины ни за что не вступили бы в лоно этой церкви, если бы не было переходной ступени в виде епископализма. Не находя удовлетворения в протестантизме и в тоже время ненавидя Римский католицизм, они избирают епископальную церковь, по-видимому чуждую обеих крайностей. Но познав шаткость её начал, они затем уже с большего легкостью и последовательностью переходят в Римский католицизм. 51 В виду такого значения епископальной церкви для целей Римского католицизма, для последнего весьма важно, чтобы она продолжала свое существование в своей теперешней шаткой форме, и потому он всячески старается держать её в изолированном состоянии и поставлять всевозможные препятствия её стремлениям к воссоединению с другими более крепкими и положительными церковными организмами, в которых бы она могла найти надежную опору для собственного самостоятельного существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010