Пражская епархия является наследницей Чешской православной епархии, созданной в 1929 г. и входившей в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. Епархия была создана из чешской православной общины, отделившейся от Чехословацкой (гуситской) церкви в 1924 г. Духовным лидером общины был святитель Горазд (Павлик). Общины и приходы, составлявшие епархию, находились в разных регионах на территории современной Чехии. После казни святителя Горазда в 1942 г. епархия была фактически уничтожена немецкими оккупационными властями. Восстановлена в мае 1945 г. 8 октября 1945 г. епархиальный съезд, состоявшийся в Оломоуце, высказался за переход Чешской православной епархии в юрисдикцию Московской Патриархии. В 1946 г. епархия преобразована в экзархат Русской Православной Церкви. Первым его экзархом стал архиепископ Елевферий (Воронцов), прибывший в Прагу в мае этого года. В 1949 г. по решению епархиального съезда, состоявшегося в Праге, Чешская православная епархия разделена на две самостоятельные епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую. С тех пор Пражская епархия существует в своих нынешних пределах. После провозглашения автокефалии Чехословацкой Православной Церкви в 1951 г. и до 1992 г. пражские митрополиты являлись по положению одновременно и Предстоятелями Чехословацкой Православной Церкви. С декабря 1992 г. в соответствии с новым Уставом Предстоятелем Православной Церкви Чешских земель и Словакии может быть не только архиепископ Пражский, но и архиепископ Прешовский. На территории Пражской епархии находится 39 храмов (1 в совместном использовании с Римо-Католической Церковью) и 10 часовен (1 в совместном использовании с Чехословацкой гуситской церковью), объединенных в 31 приход. Приходы разделены на 5 окружных протопресбитератов (благочиний). Действует один мужской монастырь (преподобного Прокопия Сазавского в Мосте). Оломоуцко-Брненская епархия Кафедра: Оломоуц Кафедральный собор св. Горазда I, ученика св. Мефодия (боковой предел Успения Пресвятой Богородицы, в крипте — предел новомученика Горазда II, епископа Чешского)

http://patriarchia.ru/db/text/134583.htm...

За свою деятельность награжден орденами святого Гроба Господня (Иерусалимский Патриархат), Преподобного Сергия Радонежского (Русская Православная Церковь), святой равноапостольной Нины (Грузинская Православная Церковь), святого апостола Павла (Элладская Православная Церковь), святых Кирилла и Мефодия (Чехословацкая Православная Церковь). Особую роль отец Ярослав Шуварский сыграл в деле подготовки канонизации епископа-мученика Горазда (Павлика). В 1979 году к столетию со дня рождения святителя им была опубликована книга “Епископ Горазд” (Šuvarskэ Jaroslav. Biskup Gorazd. Praha, 1979. 257 s). Книга является наиболее полным исследованием жизни и деятельности священномученика Горазда. При ее написании отец Ярослав использовал многочисленные архивные материалы. Этот научный труд стал одним из важнейших шагов на пути к канонизации святителя. В 1981 году в своем выступлении по случаю 30-й годовщины автокефалии Чехословацкой Православной Церкви отец Ярослав сказал: “Ныне из рядов нашего православного народа Божия, духовенства нашей Церкви и от представителей иерархии Русской и Сербской Православных Церквей с возрастающей силой слышится призыв, чтобы наша Автокефальная Церковь имела в настоящее время своего Небесного заступника и святого в лице досточтимого раба Божьего — Владыки-мученика Горазда” (Шуварский Ярослав, протоиерей. 30-летие автокефалии Православной Церкви в Чехословакии.//Журнал Московской Патриархии. 7, 1982. С. 56). Долгожданная канонизация состоялась 4 сентября 1987 года, в день 45 годовщины мученической кончины святителя Горазда. Отец Ярослав, будучи управляющим делами Чехословацкой Православной Церкви, приложил немало усилий для того, чтобы Моравская (Оломоуцко-Брненская) епархия, вдовствовавшая с 1959 года, вновь получила своего отдельного епископа. 21 ноября 1982 года после более чем двадцатилетнего перерыва в Моравии вновь появился православный епископ. Им стал владыка Никанор (Юхимьюк). С 1992 года отец Ярослав является членом правления Экуменического совета церквей Чешской республики. Благодаря его интенсивным переговорам с Римо-Католической Церковью в 1994-95 годах Православной Церкви удалось получить в пользование храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Праге (chram Zvestovani presvate Bohorodice v Praze, Na Slupi).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Собравшемся же им в цветную неделю всем людем, вшед в церковь и немогий, каза в благодети цесари и князя и клирики, и люди вся, и рече: стрезете мене, дети, до третияго дне, якоже и бысть. Свитающу третьему дни, прочее рече: в руце Твои, Господи, душу мою влагаю (885 год от РХ). Усуждь же свои ученицы, достойны чести сотворивше, и службу церковную латински, и гречески, и словенски сътребиша, и положиша и в соборней церкви. И приложися к отцам своим, и патриархом, и пророком, и апостолом, учителем и мучеником. Людие же, безчисленный народ, собрався провожаху, плачущеся добраго учителя и пастыря, мужеск пол и женск, малии и велиции, богатии и убозии, свободнии и рабы, вдовица и сирота, страннии в тоземци, недужнии и здравии, все бывшаго всяческо всем, да вся приобрел». 260 Итак, святой Мефодий, подобно избранному апостолу народов и св. брату своему, окончил свой великий жизненный подвиг, в полноте веры в его истину и святость, сопутствуемой блаженным предощущением воздаяния у Господа, в руце которого передавал дух. Но воздаянием ему была также любовь и преданность учеников, желавших знать волю его о преемнике его служению, учения, чтобы с этим преемником продолжать дело самого великого учителя. Мефодий указывает на Горазда, как природного моравлянина, человека свободного сословия, знающего хорошо и латинские книги, и правоверного. Это отчетливое обозначение качеств Горазда дает предполагать в нем более раннего избранника Мефодия, у которого он, по всей вероятности, имелся в виду кандидатом на второе епископство в Моравии, открытие которого предполагалось вслед за открытием епископства нитранского в 880 году, но не состоялось при жизни Мефодия. Теперь, избирая Горазда в преемника себе самому, Мефодий заявлял определившуюся у него мысль создать именно народную высшую иерархию в Моравии, в которой вслед за Гораздом заняли бы места и другие избранные ученики первоучителя моравской церкви. Имея в Горазде и в них ручательство верности тому православному учению, которое сам проповедовал, но которого он не надеялся от Вихинга и подобных ему, Мефодий признавал особенную важность и того качества в Горазде, что он хорошо знал латинский язык и латинские книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Вслед за этим событием оккупанты запретили существование Чешской Православной Церкви, конфисковали её имущество в пользу рейха, превратили храмы в склады, магазины, казармы или просто закрыли их, духовенство арестовали и сослали на принудительные работы на немецкие фабрики, под угрозой смерти запретили богослужения и какую бы то ни было деятельность Чешской Православной Церкви. В течение трёх лет, до конца войны, верующие оставались без официального богослужения. Все они были зарегистрированы как неблагонадёжные люди. Но, невзирая на угрозы гитлеровцев, в Праге в частной квартире одного из верующих прихожане тайно собирались на богослужения, совершавшиеся священником. Здесь же совершались святые таинства Крещения и Бракосочетания. «Вера осиротевшей без своего епископа паствы в помощь Божию как бы ослепила очи врагов, так что они не сумели обнаружить верующих, пребывающих в молит- —191— ве со своим пастырем о даровании победы над поработителями народа. Горячие молитвы тысяч сердец были услышаны, и надежды их сбылись. Слава Богу, не нашлось и предателя среди пребывавших в общей молитве» 573 . Правительство восстановленной независимой Чехословакии высоко оценило патриотический подвиг епископа Горазда и других представителей Чешской Православной Церкви, наградив их посмертно 28 октября 1945 г. чехословацким военным крестом «In memoriam» («В память»). Именем епископа Горазда названы площади и улицы в Праге, Брно, Оломоуце и в других городах. Георгий Брянцев в своей повести (опубликованной в период хрущёвских гонений на Церковь ), показывая мужественную борьбу народов Чехословакии во время второй мировой войны и патриотический подвиг епископа Горазда, священников Вячеслава Чикла и Владимира Петршка, писал: «Ни один добрый чех до конца своих дней не забудет этих служителей Церкви. Да, это были люди! Люди, шедшие вместе с народом и погибшие за его свободу» 574 . Епископ Горазд – это образ истинного архипастыря Православной Церкви, это мученик-патриот XX века, до конца исполнивший долг своего священнослужения перед Церковью и родиной. «Преосвященный Горазд, – скажем словами главы Чехо-Словацкой Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Дорофея, – не знал иной любви, кроме любви к Христовой Церкви и родному народу, не изведал другой скорби, кроме скорби от трудностей своих начинаний и от тяжёлого положения своей страны, не испытал другой радости, кроме радости труда на благо Церкви и для спасения своей духовной паствы» 575 . Чехо-Словацкая Православная Церковь канонизировала его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Возвратившись в Моравию, св. Мефодий занялся переводами книг Священного Писания Ветхого Завета, Номоканона и Отечника. Одолев всех своих противников, неустанными трудами выполнив свой долг апостола и первоучителя славян, оставив после себя 200 подготовленных учеников (Блаженный Феофилакт, Архиепископ Болгарский и Охридский, Житие св. Климента Охридского, VI, 23), св. Мефодий скончался 6/19.IV.885 г. в Велеграде, Моравия. Перед смертью он указал на своего ученика моравявина Горазда как на своего преемника на кафедре Моравской Архиепископии. Моравский народ горестно оплакал своего архипастыря. Однако над Моравской Церковью уже собирались грозовые тучи. Новый римский папа Стефан V/VI не одобрил кандидатуру Горазда на Моравскую кафедру, а назначил Нитранского Епископа Вихинга Архиепископом Моравским. Осенью 885 г. он послал письмо князю Святополку, в котором осуждал дело св. Мефодия, отграничивался от него и запретил богослужение на словено-болгарском языке, а нарушителям этого приказа грозил отлучением от Церкви и изгнанием из Моравии. Это послание папы Стефана послужило каноническим основанием для расправы с Моравской Церковью. Главным организатором гонений на православных был Нитранский Епископ Вихинг, который самовольно захватил предстоятельскую кафедру Моравской Церкви. Учеников и последователей Святых братьев хватали, сажали в тюрьмы и жестоко истязали. Заключению и пыткам подвергались ближайшие соратники св. Мефодия – Горазд, Климент, Наум, Савва, Лаврентий и Ангелярий, а затем их изгнали из Моравии. Так как они, за исключением моравявина Горазда, были болгарами, то они устремились к Болгарии – «О Болгарии тосковали, на Болгарию надеялись.» (Блаженный Феофилакт, Архиепископ Болгарский и Охридский, Житие св. Климента Охридского, XIV, 42). Зимой 885/6 гг. свв. Климент с Наумом и Ангелярием, спасая дело Святых братьев и Священные книги с переводами на словено-болгарском языке, добрались до границ Болгарии. Боритаркан (комендант) Белградской крепости Радислав сразу же отправил их к болгарскому св. Царю Борису.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Spisar A. Ideové smrnice církve eskoslovenské a bratr bisk. Gorazd. Praha, 1924; Grigori V. Pravoslavná církev ve stát eskoslovenském. Praha, 1928; Кирилл (Поспишил), иером. Труды еп. Горазда (Павлика) по возрождению и утверждению Православия в Чехословакии: Курс. соч./МДА. Загорск, 1959. Ркп.; Алеш Б. , прот. Памяти Владыки-мученика Горазда//Ежег. Правосл. Церкви в Чехословакии. Прага, 1961; Дорофей (Филипп), митр. Еп. Горазд - архипастырь-патриот//ЖМП. 1967. 9. С. 53-64; Мужик М. Литургический труд влад. Горазда//Ежег. Правосл. Церкви в Чехословакии. Прага, 1967; Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей: Учеб. М., 1994. Т. 2; Š uvarsk ý J. Bisk. Gorazd (Matj Pavlík): 1879-1979. Praha, 1979; Kr á mar . Panychida za statené. Praha, 1989; Kadlec J. Pehled eských církevních djin. Praha, 1991. Sv. 2; Jeдлuhcku Р. Горазд, еп. чешкоморавски. Kparyjebaц, 1991; Ale š P. , prot. Pravoslavná církev u nás. Brno, 1993; Патерик новоканонизированных святых//АиО. 1998. 4 (18). С. 203-205; Vopatrn ý G. Ddictví otc: Osudy svaté pravosl. víry na území bývalého eskoslovenska. Praha, 1999; Marek P. eské schisma: Píspvek k djinám reformního hnutí katolick. duchovenstva v letech 1917-1924. Rosice; Brno, 2000; idem. Praslavní v eskoslovensku v letech 1918-1942: Píspvek k dejinám Pravosl. církve v eských zemích a na Slovensku. Brno, 2004; Fr ý dl D. Reformní náboenské hnutí v poatcích eskoslovenské republiky: Snaha o reformu katolicizmu v echách a na Morav. Brno, 2001; Бурега В. В. Проблема юрисдикции Правосл. Церкви в Чешских Землях в ХХ в.//ЦИВ. 2002. 9. С. 154-185; он же. Чехословацкая Православная Церковь: Путь к автокефалии, 1945-1951//Власть и Церковь в СССР и странах Вост. Европы, 1939-1958. М., 2003. С. 200-219; он же. Особенности богослужебной жизни Православной Церкви в чешских землях//ЦиВр. 2004. 4 (29). С. 250-269. В. В. Бурега Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/166169.html

Но не дождавшись ответа, архимандрит Савватий обратился в Константинополь. 4 марта 1923 г. в Стамбуле Константинопольский Патриарх Мелетий (Метаксакис) хиротонисал его во епископа и назначил «Архиепископом Пражским и всея Чехословакии» . Таким образом, были созданы две церковные юрисдикции, к которым принадлежали православные чехи: те, что были с архиепископом Савватием, — Константинопольской Церкви, а с епископом Гораздом — Сербской. «Савватиевский» раскол явился тормозом для православного движения и зарождавшейся Чешской Православной Церкви. Епископ Горазд, до и после выхода из Чехословацкой Церкви, старался устранить ошибку деятелей Чешской православной общины. Наконец и правительство Чехословакии вопрос о юрисдикции решило в пользу Сербской Церкви. Хотя архиепископ Савватий и после того не оставил своей раскольнической деятельности, но теперь православная паства вместе со своим духовенством окончательно возвращается в юрисдикцию Сербской Православной Церкви — под архипастырский омофор епископа Горазда. Епископ Горазд постепенно добился субсидий от правительства для духовенства. При нем строились храмы, налаживалась внутренняя церковная жизнь. Он трудился над переводами богослужебных книг, писал «Жития святых», «Катехизис», который и ныне служит настольной книгой верующих и духовенства, посещал приходы, освящал новые храмы. Священнические кадры подготавливались в Сербии и Румынии. Надо отметить, что большая заслуга в деле созидания православных храмов принадлежит и протоиерею Всеволоду Коломацкому (впоследствии архимандрит Андрей) . После Первой мировой войны он возвел в Закарпатье шесть церквей, создал несколько иконостасов, построил епископскую резиденцию в Мукачево. Епископ Горазд пригласил к себе протоиерея Всеволода, и тот с любовью принялся здесь за благословенный труд: безвозмездно строил прекрасные храмы в русском стиле и соорудил несколько иконостасов. В те трудные для епископа Горазда годы это была поистине от Господа ниспосланная помощь. Весьма важным делом епископа Горазда было то, что он добился признания в 1929 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

Со смертью Казимира Великого († 1370 г.) пресеклась династия Пястов. Только патриархальными взглядами и обычаями времени можно объяснить то, что польскую великокняжескую корону получил племянник его, сын сестры Казимира, Елизаветы, венгерский король Лудовик 51 по предварительному соглашению с ним Казимира. Лудовик жил в Венгрии, а Польшей управлял посредством наместников, приласкивая за это шляхту разными привиллегиями. Галицкую землю он отдал во владение племяннику своему онемечившемуся силезско-польскому князю из рода Пястов, Владиславу Опольскому. 52 В Галицкой Руси пошло большое движение, направленное против нового князя и заводимых им новых порядков. Владислав был чужестранцем и латинской веры, и важнейшие должности отдавал иностранцам католикам. Литовские князья поддерживали галицких русских в их стремлениях. Владислав в 1372 г. торжественно въехал во Львов, назвав его своей столицей; но убедившись, что, по причине литовских набегов, невозможно удержать спокойно шаткое русское владычество (mobile regnum Russiae), отдал оное в 1379 г. обратно королю венгерскому и польскому Лудовику, а взамен его получил княжества Добрыньское, Гневковское или Иновроцлавское и Бидгощское (в Великой Польше), причем Лудовик наименовал его своим наместником в Польше и поручил ему управление оной. 53 Лудовик († 1382 г.), также, как и Казимир Великий, не имел сыновей. Но польская шляхта, получившая от него много привилегий, согласилась признать наследницей престола одну из двух его дочерей. Старшая дочь его, Мария, вышла замуж за курфюрста бранденбургского, сына императора Карла VI, Сигизмунда, того самого, который потом (1411–1437 г.) был германским императором и созвал констанцский собор, осудивший на сожжение Гусса и возжегший страшные гусситские войны. Но Сигизмунд не полюбился полякам. Отклонив его, они избрали на польский престол другую дочь Лудовика, тринадцатилетнюю Ядвигу. Но это избрание было причиной многих междоусобий, так как Венгры не хотели потерять Польши и, кроме того, на польский престол заявлял право Земовит, князь мазовецкий из дома Пястов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

После захвата фашистскими войсками чешских земель на территории Словакии было провозглашено самостоятельное государство, находившееся в фактической зависимости от немецких властей. Закарпатье вошло в венгерскую зону оккупации. Мукачевский епископ Владимир (Раич) был взят под стражу венгерскими властями. Православные приходы Закарпатья и Словакии перешли в подчинение архиепископу Серафиму (Ляде). 13.1.3. Установление автокефалии Чехословацкой Церкви После войны церковная жизнь, несмотря на тяжелое положение после оккупации, стала налаживаться, и Православная Церковь получила равные права с другими исповеданиями, в том числе и на материальное обеспечение от государства. Но Церковь была без епископа, не имелось даже кандидатов на этот пост. Поэтому она обратилась с просьбой к Церкви-Матери в Сербию. Однако Сербская Церковь сама нуждалась в кандидатах для епископского сана. В это время (в 1945 г.) ряд приходов Русской Церкви за границей во главе с епископом Сергием (Королевым) воссоединился с Московской Патриархией. Подкарпатская Русь вошла в СССР как Закарпатская область Украинской ССР. По соглашению Синодов Сербской и Русской Церквей Мукачевская епархия перешла в юрисдикцию Московской Патриархии. 8 ноября 1945 г. епархиальный съезд Чешской Православной епархии принял решение начать переговоры о выходе из юрисдикции Сербской Патриархии и переходе в подчинение Русской Церкви. В мае 1946 г. в Прагу прибыл из Москвы архиепископ Елевферий (Воронцов), создавший на территории Чехословацкого государства Экзархат Московской Патриархии, о чем ранее было достигнуто соглашение с Сербским Патриархатом. Тогда же произошло воссоединение Пряшевской епархии в Словакии с Чешской Церковью, а в 1948 г. Сербская Церковь окончательно отпустила православных чехов в юрисдикцию Московского Патриархата. Трудами архиепископа Пражского Елевферия была возрождена нормальная жизнь Православия в Чехословакии. В 1946–1947 г.г. в Чехословакию вернулись волынские чехи, которые также были православного вероисповедания. Их переселение было одной из причин численного роста православных общин. До 1949 г. Экзархат включал в себя две епархии – Чешско-Моравскую с центром в Праге и Восточно-Словацкую с центром в Прешове. В 1949 г. было решено разделить Чешско-Моравскую епархию на две – Пражскую и Оломоуцко-Брненскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Сближение чина совершения евхаристии и причащения мирян с чином Православной Церкви обнаруживается в молитвенном призывании Святого Духа на предлежащие дары и в причащении мирян под обоими видами (каждым отдельно); но при этом необходимо иметь в виду, что главнейшим мгновением в литургии-мессе всеми старокатоликами признаётся произнесение слов установления евхаристии (Приимите ядите… Пийте от нея вси…), так что эти слова считаются тайносовершительными. – Наконец, нельзя не отметить ещё одной особенности в старокатолическом швейцарским чине мессы-литургии: это введение прошений пред возгласами: Господи помилуй… Христе помилуй, – прошений, напоминающих по содержанию своему прошений: «О мире всего мира, о благосостоянии святых Божиих церквей…», о Государе, Св. Синоде и т. д…, «О… недугующих, страждущих…»; таким образом, получается некоторое подобие части великой ектении нашего богослужения; такое же подобие просительной ектении у христиано-католиков мы находим на вечернем богослужении их в возгласах с ответами молящейся общины: Просим Тебя, услышь нас. Среди старокатолических богослужебных чинов литургии-мессы есть один такой, который в своём приближении к особенностям православной литургии представляет одно из самых отрадных явлений, и появление которого можно приветствовать от всей души с пожеланием ему наиболее широкого распространения. Это литургия-месса старокатоликов чехов, называемая чешско-славянскою мессою (Мšе eskoslovánská 146 ). В ней после общего старокатолическим литургиям-мессам начала: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приступим ко алтарю Господню. К Богу спасению нашему, [или: к Богу, нашей радости и веселию, – как читается у старокатоликов германских] православный читатель с отрадным чувством встречает молитву Святому Духу, без которой не начинается у нас ни одно общественное и частное богослужение. Царю небесный… в чешско-славянской (старокатолической) литургии-мессе читается до конца священником. После сего присутствующие при богослужении (община) возглашают Трисвятое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас 147 и попеременно с священником первые пять стихов 50-го псалма: Помилуй мя Боже… и грех мой предо мною есть выну.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010