Сразу же после создания протектората все евреи были изгнаны с государственной службы. Общая стоимость собственности, реквизированной нацистами у евреев Богемии и Моравии, составила около 12 миллиардов чехословацких крон. К октябрю 1941 г., когда нацисты запретили эмиграцию из протектората, его покинули 26 629 из 118 310 проживавших там евреев, большинство оставшихся в дальнейшем были убиты. Всего погибло 75 765 богемских и моравских евреев, из них 64 172 – в лагерях смерти и гетто, 6392 – в концлагере Терезиенштадт, 5201 – на территории протектората. Свой вклад в спасение евреев и борьбу с нацистской Германией внесли православные священнослужители Чехословакии, прежде всего архиепископ Пражский Саватий (Врабец) и входившие в состав его клира иеромонах Гавриил (Мрас) и протопресвитер Иосиф Рыбак. Архиепископ Савватий происходил из волынских чехов и до переезда в Прагу состоял в юрисдикции Российской Православной Церкви, с начала 1920-х гг. он возглавлял ту часть православных чехов, которые находились в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Правда, таких было немного, – в Чехии Владыка Савватий управлял всего двумя-тремя общинами, насчитывавшими несколько сотен прихожан. Значительно большее число православных чехов принадлежало к Чешско-Моравской епархии епископа Горазда (Павлика) , находившейся в юрисдикции Сербского Патриархата и в то же время весной 1941 г. фактически вошедшей в состав Германской епархии Русской Православной Церкви за границей. К этому времени состоявшая из 22 общин Чешско-Моравская епархия насчитывала 27 002 верующих. Из них 16 037 (10 655 чехов и 5382 русских) проживало в Чехии и 10 965 (9927 чехов и 1038 русских) – в Моравии 792 . Уже через год духовенство этой епархии приняло участие в одном из самых значительных событий чешского Сопротивления нацистской оккупации. 27 мая 1942 г. заброшенные из Великобритании чехословацкие парашютисты смертельно ранили рейхспротектора Богемии и Моравии обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха, возглавлявшего также Главное управление имперской безопасности. С просьбой укрыть покушавшихся представители пражского подполья сначала обратились к настоятелю католического Страговского монастыря, но получили категорический отказ. Спрятать семь парашютистов согласилось православное духовенство. Младший священник кафедрального пражского собора Святых Кирилла и Мефодия доктор Владимир Петршик (Петржек) с ведома настоятеля храма протоиерея Вацлава Чикла и председателя церковного совета Яна Сонневенда предоставил 30 мая борцам Сопротивления убежище в крипте собора, где они укрывались 20 дней. Я. Сонневенд также отыскал врача для раненого осколком бомбы одного из покушавшихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При этом, сама Чехия из всех католических стран оказалась наименее католической, потому что ещё в начале XV века она была взорвана реформаторским движением Яна Гуса, и уже к началу следующего века 80% чехов были гуситами. И хотя Митрополит Христофор считает Яна Гуса православным и призывает к его канонизации как мученика за православие, только небольшая часть " гуситов " со временем обратилась в православную веру, остальные же раскололись на несколько течений откровенно протестантского толка. Поэтому, когда в 1918 году Чехословакия стала независимым государством с равноправием всех конфессий, оплотом православия в этой стране был только самый восточный регион – Подкарапатская Русь (Мукачево и Ужгород), где оно, вопреки вековому господству католицизма после Ужгородской унии 1646 года, начало постепенно возрождаться и требовать равных прав с другими конфессиями. В начале XX века из всех Православных Церквей самым большим влиянием в Чехии и Словакии пользовалась Сербская Церковь, и поэтому в 1920 году, по договору с президентом Т.Масариком, Сербская Церковь смогла создать в Чехословакии свои епархии. В 1921 году сербский Патриарх Димитрий хиротонисал во епископы Чешско-Моравского архимандрита Горазда (Павлика), бывшего католика, подвижника и просветителя, расстрелянного в 1942 году нацистами за сотрудничество с чешским сопротивлением и впоследствии канонизированного. В 1929 году Сербский Патриархат учредил в Чехословакии две епархии – Чешскую со столицей в Праге и Мукачевско-Прешевскую со столицей в Мукачево. После присоединения Закарпатья к СССР в 1944 году, по общему соглашению между Сербской и Русской Церквами, Мукачевская епархия перешла в состав Московского Патриархата, а её Словацкая часть осталась в Сербском Патриархате. К тому времени состояние Чешской епархии было совершенно плачевно, у нее даже не было епископа и не было никаких кандидатов на Пражскую кафедру после Горазда, а сама Сербская Церковь не могла ничем помочь, потому что её Предстоятель, Патриарх Гавриил по освобождению из концлагеря Дахау лечился в Швейцарии.

http://religare.ru/2_94406.html

Но Святополк занят был войною с Арнульфом и предоставил духовенству романизма свободу действовать по своей воле. Немцы приступили к насилиям. «Кто может высказать, говорит современник, сколько зла они (немцы) сделали этим насилием, принуждая православных принять дурной догмат (??????? ???????); некоторые сделались отступниками от православия». Но были и такие, которые решились отстоять свое верование. Хитрый Вихинг был на стороне врага Святополка – Арнульфа, как показали последствия; но он умел обойти Святополка, так что тот предоставил ему действовать его именем. Вихинг велел схватить Горазда, Климента, Наума, Ангелярия и множество других приверженцев православия и заключить в теницу. Спустя 80 дней, видя твердость исповедников евангельской истины, вывели их из заключения и после сильных истязаний отдали солдатам с тем, чтобы выпроводили их за Дунай и притом не одною дорогою. «Следуя примеру Спасителя, продолжает современник, повелевшего апостолам, если изгонять их из одного града, отправиться в другой, исповедники отправились в   35) Миклошич: Homo turbulentus et ambitiosus ipsisque Bavaris invisus. Nam cum an. 894 Arnulpho se insinuasset pro Cancellario, ipse cum creasset episcopum passaviensem, an. 899 dejectus est ab illa sede a Salisburgense episcopo. De eo chronicon passaviense, ed. In Mittheilungen Francof. 1846 S. 17. Vichingus, der war ein Wellgescheiter Herr, das evangelium den Mahren predicter, wird Bischof mehr durch Gewahl, als Einheiligkeit. Болгарию, где надеялись найти утешение себе. Климент, Наум и Ангеляр пошли в Белгород, а Савва и Горазд» другим путем дошли до владений кн. Бориса36). О пребывании св. Горазда в юго-западной Болгарии свидетельствуют два древние памятника, один – список болгарских архиепископов, составленный около 1156 г., где он в ряду болгарских архиепископов поставлен между Мефодием и Климентом, другой – храм и монастырь св. Горазда, находящиеся близ Берата в Албании, где почивают и мощи святого под спудом37). Петр сицилиец, писавший сочинение свое о манихеях при п.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Объявление о том и другом со стороны легатов и лиц из немецкого духовенства было, как следовало ожидать, первым мероприятием их по отношению к ученикам Мефодия и другим представителям из моравского духовенства и народа. Конечно, оно сопровождалось, быть может, сдержанными, по тем не менее хульными отзывами и о самом Мефодие, как осужденном папой за лжеучение и анафему на Вихинга, и незаконно назначившим себе преемника и т.п. Возможно, что все это объявлялось в нарочитом для сего собрании, даже в кафедральной церкви Велеграда. Понятно, с каким глубоким прискорбием и негодованием встретили такое объявление ученики Мефодия. Несомненно и то, что они не убоялись заявить со своей стороны, что не могут отречься от Мефодия, его учения и отступиться от Горазда. Возникшие при этим или за этим прения учеников святого Мефодия с «толпой еретиков» житие изображает так: «Ересь поднимает главу свою и превозносится над православным сонмом учеников Мефодиевых; еретики, поднявши крик и восставши против верных, говорят: для чего вы доселе прилепляетесь к словам Мефодиевым, уже согнившим и мертвым, а не присоединяетесь к живому архиепископу и не исповедуете Сына, рожденного от Отца и Духа, от Сына исходящего? Они же через Горазда и Климента отвечали, что Мефодий еще жив и мы об этом знаем совершенно от Господа, Который то говорит, что веруяй в Него, аще и умрет, оживет, то учит, что Бог Авраама, Исаака и Иакова, называется Богом живых, а не мертвых. Итак, что же за грех с вашей стороны, что мы имеем учителя, живущего в Боге, духовно с нами присутствующего и собеседующего и против вас укрепляющего? Что же касается до этой новой веры вашей, то мы, не находя, чтобы она подтверждалась свидетельством какого-нибудь писаря, или принята была святыми отцами, боимся подвергнуть себя проклятию, так как апостол Павел ясно говорит: аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет». В житии довольно широко излагается начавшаяся таким образом речь Горазда и Климента, защитительная по отношению к православному учению об исхождении Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

«Савватиевский» раскол явился еще одним тормозом для развития зарождавшейся Чешской Православной Церкви. Епископ Горазд призывал Савватия вернуться в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. Впоследствии часть «савватиевской» паствы стала постепенно входить под омофор Сербского Патриарха. Епископ Горазд на посту епископа Чешской Церкви стал добиваться от правительства субсидий для духовенства. При нем строились новые храмы. Кадры священнослужителей готовились в Сербии и Румынии. В 1929 г. епископ Горазд добился признания чехословацким правительством Православной Церкви в Чехии и Моравии в качестве юридической организации. В годы Второй Мировой войны, когда Чехословакия, по сути, прекратила существовать (по решениям Мюнхенского договора 1938 г.) епископ-патриот занимался научно-церковной деятельностью, где он подвергал острой критике нацистскую идеологию. Убежденный в победе советского народа, он осуждал агрессию Гитлера. Многие священники в суровые годы испытаний укрывали в храмах партизан, национальных героев Чехии. В частности, священник Пражского кафедрального собора во имя святых Кирилла и Мефодия Владимир Петришек с ведома епископа Горазда укрыл партизан в крипте храма. После того, как их отыскали представители гестапо, епископ Горазд и о. Владимир Петришек были приговорены к смертной казни. 4 сентября 1942 г. приговор был приведен в исполнение. Чешская Церковь лишилась своего пастыря-героя. Затем оккупанты запретили существование Чешской Православной Церкви как таковой, конфисковали ее имущество в пользу рейха, храмы превратили в склады, духовенство арестовывали, под угрозой смерти запретили совершать богослужения. Таким образом, в 1942 – 1945 гг. верующие остались без официального богослужения. После окончания Второй Мировой войны наградило посмертно епископа Горазда и многих других национальных героев Чехии Чехословацким военным крестом «В память». Именем епископа Горазда названы улицы и площади в Праге, Брно и других городах. Епископ Горазд явил собой образ истинного архипастыря Православной Церкви, это мученик-патриот ХХ в., до конца исполнивший долг своего служения перед Церковью и родиной. Впоследствии епископ Горазд был канонизирован.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В мае 1942 г. народные мстители уничтожили обергруппенфюрера СС генерала полиции Рейнгарда Гейдриха, известного во многих европейских странах своим жестоким террором. Младший священник Пражского кафедрального храма во имя святых Кирилла и Мефодия доктор Владимир Петршек с ведома епископа Горазда, настоятеля храма протоиерея Вячеслава Чикла и старосты Яна Соннавенды предоставил героям убежище в крипте храма и тайком носил им пищу. 22 дня продержались здесь герои, пока гестапо не узнало о месте их пребывания. Епископ Горазд, два упомянутых православных священника и староста Пражского церковного прихода были приговорены к смертной казни. 4 сентября 1942 г. приговор был приведен в исполнение. Вслед за этим событием оккупанты запретили существование Чешской Православной Церкви, конфисковали ее имущество в пользу рейха, превратили храмы в склады, магазины, казармы или просто закрыли их, духовенство арестовали и сослали на принудительные работы на немецкие фабрики, под угрозой смерти запретили богослужения и какую бы то ни было деятельность Чешской Православной Церкви, В течение трех лет, до конца войны, верующие оставались без официального богослужения. Все они были зарегистрированы как неблагонадежные люди. Но, невзирая на угрозы гитлеровцев, в Праге в частной квартире одного из верующих прихожане тайно собирались на богослужения, совершавшиеся священником. Здесь же совершались святые таинства крещения и бракосочетания. «Вера осиротевшей без своего епископа паствы в помощь Божию как бы ослепила очи врагов, так что они не сумели обнаружить верующих, пребывающих в молитве со своим пастырем о даровании победы над поработителями народа. Горячие молитвы тысяч сердец были услышаны, и надежды их сбылись. Слава Богу, не нашлось и предателя среди пребывавших в общей молитве» . Правительство восстановленной независимой Чехословакии высоко оценило патриотический подвиг епископа Горазда и других представителей Чешской Православной Церкви, наградив их посмертно 28 октября 1945 г. чехословацким военным крестом «In memoriam» («В память»). Именем епископа Горазда названы площади и улицы в Праге, Брно, Оломоуце и в других городах.

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

Они донесли князю, что ученики Мефодия распространяют в народе учение ложное, несогласное с учением папы, мало того, они замышляют против власти князя. Святополк, выслушав обвиненных и обвинителей, нашел первых правыми и последних обвинил. Но Святополк занят был войною с Арнульфом и предоставил духовенству романизма свободу действовать по своей воле. Немцы приступили к насилиям. «Кто может высказать, – говорит современник, – сколько зла они (немцы) сделали этим насилием, принуждая православных принять дурной догмат ( πо νηρϖ δо γματι); некоторые сделались отступниками от Православия». Но были и такие, которые решились отстоять свое верование. Хитрый Викинг был на стороне врага Святополка – Арнульфа, как показали последствия; но он умел обойти Святополка, так что тот предоставил ему действовать его именем. Викинг велел схватить Горазда, Климента, Наума, Ангелярия и множество других приверженцев Православия и заключить в темницу. Спустя 80 дней, видя твердость исповедников Евангельской истины, вывели их из заключения и после сильных истязаний отдали солдатам с тем, чтобы выпроводили их за Дунай и при том не одною дорогою. «Следуя примеру Спасителя, – продолжает современник, – повелевшего апостолам, если изгонят их из одного града, отправиться в другой, исповедники отправились в Болгарию, где надеялись найти утешение себе. Климент, Наум и Ангеляр пошли в Белгород, а Савва и Горазд другим путем дошли до владений князя Бориса» 149 . О пребывании святителя Горазда в юго-западной Болгарии свидетельствуют два древних памятника: один – список Болгарских архиепископов, составленный около 1156 года, где он в ряду Болгарских архиепископов поставлен между Мефодием и Климентом, другой – храм и монастырь святителя Горазда, находящиеся близ Берата в Албании, где почивают и мощи святого под спудом 150 . Петр Сицилиец, писавший сочинение свое о манихеях при патриархе Фотии (до 889 г.) и посвятивший его Болгарскому архиепископу, посвящал его конечно столько просвещенному святителю, каков был Горазд, скончавшийся, как вероятно, не прежде 896 года 151 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Горазд, епископ Богемский и Мораво-Силезский мая 1879 – †4 сентября 1942 Прославлен Сербской Православной Церковью 17 мая 1961 г., Чехословацкой Православной Церковью 6 сентября 1987 г. Имя внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви в 1988 г. Память празднуется 22 августа/4 сентября (преставление) Из Определений Священного Синода В заседании Священного Синода 27 марта 1988 г. под председательством Патриарха имели суждение о внесении в церковный календарь Русской Православной Церкви имени святого священномученика Горазда, епископа Богемского и Мораво-Силезского. Справка : Преосвященный епископ Богемский и Мораво-Силезский Горазд (Павлик ; †1942) причислен к лику святых Сербской Православной Церковью 17 мая 1961 г. Православная Церковь в Чехословакии 6 сентября 1987 г. совершила прославление в лике святых священномученика Горазда, епископа Чешского, Моравского и Силезского и своим Посланием от 30 ноября 1987 г. известила Поместные Церкви об установлении памяти святого 4 сентября, в день его мученической кончины. Постановили: Включить имя святого священномученика Горазда в Месяцеслов Русской Православной Церкви. Память его праздновать 22 августа по старому стилю (4 сентября по новому стилю), в день мученической кончины святого. Священномученик Горазд (в миру Матей Павлик) родился 26 мая 1879 г. в селе Груба Врбка, в Словацкой Моравии, в семье благочестивых крестьян-католиков. Родители воспитывали будущего святителя в глубоком благочестии, заботясь о его образовании. В годы учения в гимназии в Кромержиже Матей впервые заинтересовался Православием, начал изучать церковнославянский язык. В 1898 г. поступил на католический богословский факультет в Оломоуце, однако Православие все сильнее привлекало его. В 1900 г. он совершил поездку в Киев, желая увидеть своими глазами этот древний центр Русской Церкви и поклониться ее святыням. В 1902 г. в Оломоуце Матей Павлик принял сан католического священника и приступил к приходскому служению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—188— Андрей) 569 . После первой мировой войны он возвёл в Закарпатье шесть церквей, создал несколько иконостасов, построил епископскую резиденцию в Мукачево. Епископ Горазд пригласил к себе протоиерея Всеволода, и тот с любовью принялся здесь за благословенный труд: безвозмездно строил прекрасные храмы в русском стиле и соорудил несколько иконостасов. В те трудные для епископа Горазда годы это была поистине от Господа ниспосланная помощь. Весьма важным делом епископа Горазда было то, что он добился признания в 1929 г. чехословацким правительством Православной Церкви в Чехии и Моравии в качестве юридической организации. Но в Чешской Православной Церкви наряду с успехами были и скорби. Её обвиняли в уклонении от Православия. В 1939 году епископ Горазд писал: «Нашим символом веры является неизменное Никейско-Константинопольское исповедание веры. Наша Церковь не является какой-либо сектой и не имеет какого-либо признака сектантства. Только духовно слепой человек не видит её внутреннего возрастания, по сравнению с состоянием 1924 г., и её внешнего укрепления, видимого за эти 14 лет...». Согласно переписи 1930 г. в Чехии насчитывалось всего 14.828 православных, в Моравии и Силезии 9.695. На 1-е же декабря 1939 г. в Чехословацкой Республике уже проживало 145.583 принадлежащих к Православной Церкви 570 . Вскоре после оккупации Чехословакии немецкими войсками в результате сношений в 1940–1941 гг. епископа Горазда с архиепископом Берлинским и Германским Серафимом (Ляде) (подчинялся «Священному Синоду Русской Православной Церкви за границей») было выработано приложение к Уставу, принятому в 1929 г., согласно которому Чешская епархия присоединялась к Берлинской. Документ, утверждённый Министерством образо- —189— вания и народного просвещения 4 марта 1942 г., гласил: «Права, которые в соответствии с Уставом Чешской православной епархии принадлежат Его Святейшеству Сербскому Патриарху, Архиерейскому Собору и Священному Синоду Сербской Православной Церкви, принадлежат на время действия настоящего приложения православному епископу Берлинскому и Германскому – преосвященному архиепископу Серафиму... Действие этого приложения прекратится, когда будет определённо решён вопрос юрисдикции православной епархии в Чехии и Моравии» 571 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава 12. Моравия. Угорский погром. Просветительная деятельность в Болгарии учеников Кирилла и Мефодия. Кириллица и глаголица В настоящей главе предстоит нам заняться событиями, хотя происходившими вне черты политической границы империи, но имевшими громадное значение для ее дальнейшей судьбы и для истории народов, находившихся в сфере ее культурного влияния. Разумеем трагическую судьбу, постигшую основанную славянскими миссионерами братьями Кириллом и Мефодием национальную Церковь по греческому обряду в Моравии и Паннонии, и беспримерную в летописях катастрофу, жертвою которой вследствие страшного угорского погрома сделалось основанное Ростиславом и Святополком первое по времени большое славянское княжество. Оба указанные явления, касаясь лишь посредственно истории Византии, не были поняты и достаточно оценены тогдашними государственными деятелями; между тем они имели всемирно-историческое значение и всею своею тяжестью отразились на славянском племени. Чтобы представить эти события в надлежащем освещении, необходимо обратиться к тому, что последовало за смертию архиепископа Мефодия в апреле 885 г. Выше (стр. 546 293 и след.) мы говорили, что вследствие личных расположений князя Святополка, больше склонявшегося к Западу, равно как по причине усиления немецкой партии, имевшей своего представителя в епископе Викинге, положение славянской партии по смерти Мефодия оказалось совершенно невозможным. Что касается приводимого в житьи Климента числа священников (200), оставшихся после Мефодия, как его ставленников, это число крайне малозначительно, если только принимать его на веру. Но ученики и ставленники Мефодия имели во главе своей епископа в лице Горазда, которого сам Мефодий избрал себе преемником. Таким образом, немецкая и славянская партии в Моравии были поставлены одна против другой, и преобладание могла получить та, у которой было больше смелости и на стороне которой окажется светская власть. Святополк, и прежде холодно относившийся к Мефодию, теперь, вошедши в тесную дружбу с Арнульфом, предоставил полную свободу действий Викингу и подчиненному ему немецкому духовенству, так что в Моравии открылась жестокая церковная борьба. По словам жизнеописания Климента, «дерзкая немецкая партия устранила Горазда от управления Церковью, и с тех пор ересь поднимает голову и вооружается против православных учеников Мефодия. Достанет ли слов рассказать, как воспользовались немцы своим перевесом? Одни насильственно навязывали измышленный догмат, другие боролись за учение отцов; одни готовы были все предпринять, другие – все выстрадать. Приверженцы Горазда подвергались бесчеловечным мучениям, их стали грабить и лишать необходимых для жизни удобств».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010