В начале 1748 г. он по его желанию уволен был в Брянск «для живописного мастерства», где оставался два года. Ныне Успенский храм хотя и требует возобновления, но, к сожалению, недостаток средств не дозволяет исправить в нем все в надлежащем виде. 3 . Ахтырский храм Свят. Николая известен еще с 1665 г. В этом году под одним актом подписался вместо ахтырских черкасов ахтырский Николаевский дьячок. Бумаги ахтырско-го Николаевского храма начинаются с 1722 г. В 1805 г. вместо деревянного построен был каменный храм Св. Николая. Николаевский храм с первых времен своих пользовался особенным уважением. Так, «вдова панна Иванова Бородая Елена» в духовном завещании своем 1726 г. писала: «Тело мое грешное погребсти у храма Николая Чудотворца, где небожчик муж мой и я были вкладчиками». Около того же времени Стефан Негребецкий, бывший в 1710 г.наказным ахтырским полковником, завещая погребсти тело его у храма Свят. Николая, говорит, что он был здесь «укладчиком». В недавнее время коллежский ассесор Моисей Власов завещал, чтобы проценты с 1050 р. ассигнациями употреблялись на покупку просфор и вина для Николаевской церкви. Павел Иванович Хлебников в 1829 г. пожертвовал Николаевскому храму жемчуга на 1160 р. ассигнациями и перстень с алмазом в 76 р. ассигнациями. Заметим еще одну особенность древнего Николаевского храма: при нем еще по акту 1675 г. видим школу. 4 . Существовавший прежде нынешнего Преображенский ахтырский храм сгорел в 1785 г. По документу 1681 г. уже известен ахтырский «Спасский поп Корнилий Микулаев», а в деле 1683 г. подписался священник Преображения Господнего Михаил Матвеев. Существующий деревянный Преображенский храм построен в 1790 г. особенной заботливостью священника Якова Назаревского. Моисей Феодорович Валюхов (умер в 1836 г.) на возобновление иконостаса пожертвовал 280 р. серебром; он же, находясь при смерти, явил дело любви к Господу тем еще, что завещал 1000 р. ассигнациями, чтобы на проценты были покупаемы просфоры и вино для церкви. Памятниками древнего храма остаются в нынешнем: а) рукописное Евангелие в кожаном переплете с одной верхней политуркой, на коей вытеснено 17 икон; б) «евангелие, сиречь благовестие богодохновенных Евангелистов, благословением святейших четверопрестольных патриархов тщанием и иждивением братства Ставропигиона, храма Успения Пресвятыя Богородицы, опасно вторицею издадеся, во Львове, в лето от Р. Хр. 1644 г. Мая 25 дня»; в) Октоих «сиречь Осмогласник, елински же Паракли тики, творени я преподобнаго отца Иоанна Дамаскина и прочих богодохновенных Отец, Всесильнаго в Троицы Бога благодатию, благословением четверопрестольных патриарх, тщанием братства при храме Успения Пречи-стыя Богоматери, в типографии их совершенне третицею издадеся во Львове, в лето 1644». Предисловие «с всяким опасным исправлением (издано) от среды (братьев Львова) скудоумна и трудолюбива брата».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1169 Раз пришёл к преподобному Феодосию келарь и, сообщив, что нет в монастыре дров, просит послать рубить их какого-нибудь праздного брата, Феодосий отвечал: я празден, и пошёл рубить; братия, узнав, что игумен рубит дрова, «взяли каждый свой топор» и пошли помогать ему, у Бодянского л. 14 sub fin. 1170 Нестор у Бодянского л. 11 оборот и л. 15, летописец под 1074г.,– поучение Феодосия к братии в начале поста. Не довольствуясь увещаниями, преподобный Феодосий «по вся нощи обходи кельи мниховы все, хотя уведети, когождо их како житие; егда же услышаше кого молитву творяща, то тогда став прославляше о нем Бога, егда же ли паки кого слышаше беседующа два ли или трие сшедшеся вкупе, тоже ту ударив своею рукой в двери, ти тако отхожаше назнаменав тем свой приход»,– Нестор у Бодянского л. 11 оборот. На другой день виновные в праздных беседах были обличаемы и в случае нерасканности подвергаемы епитимьям. 1172 Нестор упоминает о вратарях в монастыре при преподобном Феодосии, у Бодянского л. 12 оборот, но вратари существовали не для того только, чтобы не пускать женщин. Ещё Нестор указывает не совсем понятное для нас противоречие устава Феодосиева уставу Алексееву в отношении к посту. Он говорит, что преподобным Феодосием было установлено, чтобы на первой неделе великого поста в пятницу для трудов предшествующих дней бывали монахам «хлеби чисти зело (т. е. пироги) с мёдом и с маком творени», у Бодянского л. 21. Не стоит ли тут в пятницу по ошибке вместо в субботу? 1174 Что в Печерском монастыре оставалась общая трапеза до конца периода до-монгольского, это видно из слов Симона к Поликарпу во вступительной, обличительной части послания: «Свидетель ми есть о том Христос, ничему же бых не причастился иному брашну, разве укруга хлеба и сочиву, устроенного на святую ту (Печерскую) братию. Ты же, брате, днесь похваляя лежащих на трапези, и утро на варящего и на служащего брата ропщеши»... (Рассказ о брате, укравшем хлеб у Прохора лебедника,– 7 рассказ у Поликарпа,– наводил бы на мысль, что по временам уничтожалась в Печерском монастыре и общая трапеза; но случай имел место в исключительное время великого голода и поэтому не представляется надёжным делать от него заключения).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Ничего не может быть поразительнее той разницы, какою отличается в отношении внешнего величия и благосостояния Римский католицизм конца прошлого столетия и настоящего времени. Это разница двух крайностей – убогой нищеты и грандиозной роскоши. Менее чем сто лет тому назад на всем громадном протяжении между Филадельфией и Канадой не было ни одной католической церкви и ни одного постоянного священника. В Нью-Йорке обитала лишь маленькая группа католиков, численностью около ста человек, которые для пасхального богослужения отправлялись в Филадельфию. 609 С провозглашением политической независимости и установлением свободы религиозного исповедания, для иерархии открылась большая свобода действия в организации церковной жизни и она поспешила удовлетворить религиозную потребность своей отдаленной и заброшенной паствы. В 1783 году иезуит Фармер пробрался из Филадельфии в Нью-Йорк и там совершил мессу – в верхнем этаже плотнической мастерской, – за неимением другого помещения. 610 В 1786 году, ровно чрез десять лет после провозглашения независимости, в Нью-Йорке заложено было основание первой католической церкви – маленького кирпичного здания, на построение которого испанский король Карл III пожертвовал десять тысяч долларов. 611 В настоящее время этого здания уже не существует, а на его месте высится большой храм св. Петра, который до сих пор служит церковно-исторической святыней римско-католического населения Нью-Йорка. Ничтожная кирпичная церковь маленькой кучки «папистов» не обратила на себя ничьего внимания и не предвещала по-видимому особенного успеха. Но на самом деле она была подобна горчичному зерну, которое скоро выросло в величественное дерево. Церкви одна за другой начали вырастать в быстрой последовательности и скоро Римский католицизм не только превзошел своими храмами все протестантская исповедания в городе, но и воздвиг храм, равного которому, в отношении архитектурного изящества и роскоши, нет на всем американском материке именно храм св. Патрика, в Нью-Йорке, на Пятом Авеню. 612 Этот величественный храм, представляя неизмеримую противоположность не только с плотничьей мастерской, в которой сто лет тому назад совершена была иезуитом месса, но и с первой церковью, построенной на щедрое приношение испанского короля, служит самым полным выражением того внешнего величия и благосостояния, какого достиг Римский католицизм в менее чем столетний период своего существования. 613 Такой же процесс развития благосостояния римско-католической церкви имел место и по всей стране, и повсюду за столетний период своего свободного от преследований существования Римский католицизм успел воздвигнуть храмы, которые при обыкновенном течении жизни должны бы были требовать для себя многовековых усилий. 614

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

Вы задали вопрос — мы постарались  дать ответ. Думаю, что Вы вполне уяснили себе наше мнение. Ваш муж — формальный православный христианин. Это нехорошо. Но, вместо того, чтобы лучше узнать свою веру, при этом продолжая брак с Вами (ведь Церковь не требует расторжения таких браков), он решил полностью порвать с православием, чтобы угодить жене. Это — путь в ад. Другого мнения Вы здесь получить не можете. С уважением, Даже комментировать не хочется, ибо это бесполезно! Особенно после вашего сравнения католицизма с исламом и язычеством! Католицизм — это ХРИСТИАНСКАЯ вера, точка! Ваше мнение, это ваше мнение, а реальность такова! Согласно всем источникам — это христианство! Да, это инославная христианская деноминация, то есть христианская ересь. Никто с этим не спорит. Вы не видите разницы между христианством и производными от него ересями? Я написал, что православие не делает принципиальной разницы между отступничеством в христианскую ересь (тот же католицизм) или уходом в язычество. И тому и другому мученики предпочитали смерть. И это не просто мое мнение, это факты. Позволю себе Вас процитировать: «А именно в качестве ПОЛНОЦЕННОГО отступничества от Христа, наподобие перехода в ислам или иное язычество, всегда считался в православии переход в католицизм» — это ваши слова. Сначала Вы утверждаете, что переход в католицизм — это полноценное отступничество от Христа на равне с исламом и язычеством (что является абсолютно не допустимым и невежественным сравнением, т.к. ислам проповедует веру в Аллаха и его прока Магомета, а не в Иисуса Христа), а теперь говорите что это всё же христианская (т.е. сами признаёте, что, оказывается, католики тоже верят в Иисуса Христа) ересь… так где же правда в Ваших словах, если вы так быстро меняете своё мнение? Лично я считаю, что католиков и православных объединяет намного больше, чем разнит… и именно на фоне этой общности и создаются браки между католиками и православными! Мы живем в современном мире, где люди разных вероисповеданий работают вместе, вместе отдыхают, воспитывают детей, ходят в гости друг к другу, дарят друг другу своё душевное тепло, любовь и поддержку…

http://azbyka.ru/vopros/javljaetsja-li-g...

С богословской точки зрения, уму не постижимо утверждать, что инославные – римо-католики или протестанты – имеют хотя бы одно таинство, например таинство крещения. Фундаментальными вопросами, которые необходимо поднять в этом случае, являются следующие: кто священнодействовал, совершая таинство крещения? где приобрел свое священство священнодеятель? кто дал ему священство, ведь его дает только Церковь? И каким образом может быть Церковь у инославных, которые посредством догматических заблуждений своей веры отпали от нее? Теория «двух легких» Христа Эта теория порождена католичеством. Согласно этой теории, легкие Христа – это римо-католицизм и Православная Церковь. К несчастью, сегодня эту теорию удочерили многие православные иерархи и мирские академические богословы, по всей видимости абсолютно не исследуя ее. Потому что эта теория, рассматриваемая с православной точки зрения, является не только не обоснованной богословски, но и в буквальном смысле слова суть богохульство. Православная Церковь онтологически отличается от римо-католицизма по чисто догматическим причинам. Православная Церковь считает, что только она сохранила характер Церкви как Богочеловеческого тела Христа. Римо-католицизм вот уже тысячу лет как отпал от Церкви Христовой. Впрочем, поскольку Церковь, согласно Символу веры, суть «единая» и цельная, богословски совершенно невозможно уразуметь, как по вышеупомянутой теории Православная Церковь и римо-католицизм могут быть подразумеваемы под «двумя легкими» Христа, то есть как некие равнозначные члены Его тела. В этом случае следует считать, что все прочие члены тела Христова или остаются не обоснованными экклезиологически, или покрываются экклезиологически другими, помимо этих двух, Церквями. Что-либо подобное, однако, направило бы нас напрямую к удочерению протестантской экклезиологической «теории ветвей» (Branch Что является абсолютно недопустимым с православной точки зрения. Является богохульством вышеизложенная теория римо-католического происхождения о «двух легких» Христа, когда таковая бывает удочерена Православными. И в полном смысле этого слова является богохульством, потому что вводит в состав безупречно чистого тела Христа римо-католицизм как органический Его член – то есть как одно из Его легких, в то время как римо-католицизм страждет онтологически как существующий вне Богочеловеческого тела Церкви.

http://pravoslavie.ru/41635.html

—358— существуют, как нечто необходимое в жизни достойных. Для выяснения истины г. Лодыженский пользовался добрыми книгами, и благодаря его книге, может быть, не мало людей пожелает ознакомиться с Четьи-минеями и Добротолюбием. Но нельзя всецело подражать г. Лодыженскому в пользовании источниками и пособиями. Г. Лодыженский противополагает православию католицизм, как истине полной истину неполную, осложненную чувственным, мирским элементом. Превосходство православия в его книге выступает с поразительною яркостью, но под условием, если католицизм изображен у него правильно. Но г. Лодыженский дает нам католицизм в изложении протестантов. Из католических сочинений он привлекает лишь «подражание Христу», которое уверенно считает произведением Фомы Кемпийского и Духовные упражнения Игнатия Лойолы. Этого мало. Для изображения Франциска Ассизского он пользуется книгами В. И. Герье и П. Сабатье. Но тот и другой – протестанты. Наш автор владеет французским языком. На французском языке он может найти католические книги излагающие то, что относится к существу его труда. Назову: Ioly – психология святых, Chollet – психология избранных, Poulin – благодатные дары молитвы (опыт мистического богословия), Meric – Другая жизнь. Книги эти не велики, не дороги и легко могут быть найдены. Из них автор мог бы увидать, что то, что ему представляется в католицизме всеобщим, на самом деле является местным. Найдет он в мистическом богословии рассуждения и о том, что рядом с благодатными радостями подвижникам обычно посылались болезни (Так было от дней ап. Павла и у нас до дней Серафима Саровского и Амвросия оптинского ). Болезни подавались, дабы не превозносились, дабы пребывали в смирении. Таким образом, призыв к смирению мы находим и на западе. Точка зрения на католицизм, устанавливаемая г. Лодыженским, принципиально правильна, но она должна быть изменена в деталях и должна быть лучше обоснована. Если бы автор характеризовал католицизм при помощи католических сочинений, он явился бы гораздо более убедительным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И вот на рисунке, представлявшем папу, тихо и согбенно стоявшего перед императором, можно было прочесть именно в склоненном необъятное упорство воли, почти заранее торжествующей победу. «Я все переживу, я терпелив; я склоняюсь и буду склоняться: но никогда – до земли, в которую сойдете вы все, и ты, и твой отец и дед, мои современники, и Бисмарк, так кичившийся предо мной и умерший забытым в Фридрихсруэ. Все вы пройдете и сойдете в землю, каждый прогремев свой час, износив свои шпоры и растеряв перья на касках: но камень Петров, на котором сижу Я в этой женоподобной мантилье, останется цел по обетованию моего и вашего Спасителя: врата адовы не одолеют его. Я верю слову этому: и сижу и просижу до конца мира на этом самом месте, в Ватикане, около костей св. Петра и близ casa Romuli 672 на Палатине». Могучая приспособляемость и сохранение единства, так сказать, темы при всех вариантах бытия своего – составляют сущность католицизма. Так, как он рос, столь же медленно и, главное (самое главное!) органично – росли только могущественнейшие организмы всемирной истории. Католицизм нельзя сравнивать с другими Церквами или с царствами. Его можно сравнивать только с категориями исторического существования, наприм., с эллинизмом, с римской государственностью (юриспруденциею), с наукою в ее цельном сложении. Но католичество есть совершенно новый около всего этого порядок вещей, res nova sui generis 673 . Его часто сравнивают с государством, но это ошибочно: что за «государство», помещающееся центром своим на площади чужого и даже враждебного народа?! Не менее основательно было бы католицизм назвать «наукою», как государством: ибо католическое богословие, начиная со схоластики, с трудов еще Фомы Аквинского и Альберта Великого, занимает в католичестве не меньшее место и имеет не меньшее влияние, чем всяческие ватиканские канцелярии и административные скрепы. Нельзя броненосец назвать «электричеством» (по освещению), «паром» (по силе движущей), «командой», «артиллерией»: все это частности и обнимают только стороны явления. Броненосец есть только броненосец: прочие определения не верны. Так все частные определения католицизма как «Церкви», «государства», даже как «папства» – не верны. Католицизм есть просто католицизм – вот и все, и достаточно. А в имени этом – бесконечность; бесконечность и духа, и материи.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Римский католицизм сам претендует на первенствующую роль в североамериканской республике и лелеет мечту о том, что он станет единой будущей церковью страны. Поэтому он чрезвычайно ревниво относится ко всем другим исповеданиям и общинам, которые заявляют те же самые притязания. Епископальная церковь является одним из его первых соперников в этом отношении, и потому он следит за ее движениями с большей зоркостью, чем за всеми другими. Но в тоже время он вполне понимает, что она при своих собственных силах далеко не адекватна своим притязаниям на первенствующую церковно-религиозную роль в стране. Мало того, римский католицизм находит даже, что она при своих наличных силах и при своем теперешнем состоянии имеет лишь настолько значения в стране, чтобы служить посредствующим звеном для объединения американского народа под знаменем римского католицизма. По мнению авторитетного римско-католического публициста, епископальная церковь имеет положительно провиденциальное значение для римско-католической церкви и предназначена самим Промыслом служить переходными пунктом в римский католицизм для всех ищущих церковной правды. Предубеждение-де против самого римского католицизма так велико и застарело, что многие искатели истины ни за что не вступили бы в лоно этой церкви, если бы не было переходной ступени в виде епископализма. Не находя удовлетворения в протестантизме и в тоже время ненавидя римский католицизм, они избирают епископальную церковь, по-видимому чуждую обеих крайностей. Но познав шаткость ее начал, они затем уже с большею легкостью и последовательностью переходят в римский католицизм 51 . В виду такого значения епископальной церкви для целей римского католицизма, для последнего весьма важно, чтобы она продолжала свое существование в своей теперешней шаткой форме, и потому он всячески старается держать ее в изолированном состоянии и поставлять всевозможные препятствия ее стремлениям к воссоединению с другими более крепкими и положительными церковными организмами, в которых бы она могла найти надежную опору для собственного самостоятельного существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/religi...

На почве Нового Света римско-католическая церковь естественно сохраняет ту же тенденцию. В противоположность протестантизму, который в силу своего основного начала – оправдания только верою – сам естественно и логически приходит к секуляризации школы, отделения церкви от государства, практический жизни от религиозных начал, Римский католицизм имеет внутреннюю тенденцию подчинять всю практическую жизнь своим церковным началам. Он не только не допускает секуляризации, а напротив старается ввести свои церковные начала и там, где еще продолжают господствовать внецерковные или светские влияния; его идеалом служит теократический принцип, строго проведенной во всех сферах жизни – политической, общественной и семейной. Поэтому секуляризованная школа, то учреждение, посредством которого Римский католицизм считает наиболее удобным проводить в жизнь свои начала, есть невозможная вещь для него, и признание её было бы равносильно его самоотрицанию. Если вообще по христианскому мировоззрению воспитание необходимо должно иметь своим основанием религию, что Римский католицизм проводит эту теорию с неуклонною последовательностью. «Мы ценим воспитание и образование, говорит католический орган, но мы не признаем образования, отделенного от религии и религиозной культуры. Религия есть верховный закон, и все в жизни личной или общественной, гражданской или политической, должно быть подчинено ему и рассматриваемо только как средство для достижения вечной цели, для которой сотворен и существует человек. Религиозное воспитание важнее всего, и мы желаем, чтобы наши дети, от первого пробуждения разума, привыкали смотреть на все как имеющее прямое отношение к их религиозной жизни или обязанности пред Богом. Мы убеждены, что воспитание как разума, так и сердца, или обоих вместе, в разлучении от веры и религиозной дисциплины, опасно как для личности, так и для общества. Все воспитание должно быть религиозным и иметь своею целью выработку в дитяти сознания вечных целей». 756 В проведении своей теории Римский католицизм идет дальше и не только имеет в виду основать воспитание в его строгом смысле на религиозных началах, но сделать религиозным и само образование, подчинить разум вере, поставить науку не как самоцель, не как достижение независимых научных истин, а как средство для проведения в сознание тех же религиозных начал.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

Поэтому немецкие власти фактически вынудили местных епископов (чешского епископа Горазда и русского епископа Сергия) к вхождению в юрисдикцию Берлинского митрополита Серафима (Ляде). При этом позже сам митрополит Серафим неоднократно подчеркивал, что не стремился подчинять своей власти православные епархии в Протекторате Богемия и Моравия (так официально именовались Чешские земли в составе Третьего рейха). Он скорее стремился оказать покровительство и поддержку православным общинам на этих территориях. В результате была выработана более или менее корректная, хотя, наверное, и небезупречная с канонической точки зрения форма организации церковной жизни в Чехии. Официально ни епископ Горазд не разрывал своей связи с Сербской Церковью, ни епископ Сергий не отказывался от своего подчинения митрополиту Евлогию. При этом оба они заключили соглашения с митрополитом Серафимом, временно признав над собой его каноническую власть. Впрочем, в 1942 году это соглашение не смогло спасти епископа Горазда от суда и расстрела, когда в крипте кафедрального собора в Праге были найдены чешские диверсанты, заброшенные из Великобритании. В Польше ситуация была иной. Во-первых, здесь существовала Автокефальная Церковь (хотя и не всеми признавался ее автокефальный статус). И потому подчинение епархий на оккупированной немцами части Польши власти Берлинского митрополита фактически означало бы упразднение Польской Автокефальной Церкви. Во-вторых, Польша была оккупирована на полтора года позже, чем Чехия. К тому времени в высшем руководстве Германии уже не было единства мнений относительно конфессиональной политики на завоеванных территориях. Так, Имперское министерство церковных дел по-прежнему настаивало на унификации всех православных общин на завоеванных территориях и потому выступало за упразднение польской автокефалии и за присоединение церковных общин на территории Польши к Берлинской епархии. Похоже, что это ведомство вынашивало план создания единой наднациональной автокефальной Православной Церкви Третьего Рейха, и даже пыталось вести на этот счет переговоры с Константинополем.

http://bogoslov.ru/article/2721069

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010