Полтава, 1903. 220 См. особенно: Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. (Собрание сочинений. Т. 3. СПб., 1903); Его же. Духовные основы жизни. (Там же). 221 Трубецкой С. И. Учение о Логосе в его истории. М., 1906. Переиздано: Трубецкой С. Н. Сочинения. М., 1994. С. 43–480. 224 Там же. С. 366–405. См. также: Лосский В. Н. Спор о Софии. Париж, 1936. Репринт. Спор о Софии. Статьи разных лет. М., 1996; Протоиерей Георгий Флоровский . Пути русского богословия. Париж 1937. Репринт. Вильнюс. 1991; Архиепископ Питирим (Нечаев) . Основные проблемы современного богословского исследования в их развитии с конца XIX века. – «Богословские труды», Сб. 5. М., 1970. 225 Tractatus Theologici Orthodoxi de Processione Spiritu Sancti a solo Patre. Regimonti (Кенигсберг), 1774. 226 «Православно-богословские исследования об исхождении Святого Духа от одного только Отца». (Под ред. Б. Давидовича). Т. 1. Почаев, 1902. С. 604; Т. 2. Житомир, 1906. С. 621. 229 Иеромонах Владимир (Никольский). Спор об исхождении Святого Духа. – «Православное обозрение». 1869. 12. 230 Архимандрит Сильвестр (Малеванский) . Ответ православного на предложенную старо-католиками схему о Святом Духе. Киев, 1874. (Первоначально: «Труды Киевской Духовной Академии», 1874). Его же. Об историческом развитии православного и западного догматического богословия, Т. 2. Киев, 1881. С. 133–145. 231 Кохомский С. В. Учение Древней Церкви об исхождении Святого Духа. (Против папистов). Историко-догматический очерк. СПб., 1875. (Первоначально: «Христианское чтение». Т. 1. 1875). 234 Катанский А. Л. Об исхождении Святого Духа. По поводу старокатолического вопроса. – «Христианское чтение». Кн. 5–6. 1893. 235 А. Ф. Гусеву , профессору Казанской Духовной Академии, принадлежит целая серия работ по этому вопросу: Гусев А. Ф. Ответ старокатоликам о Филиокве и пресуществлении («Вера и Разум», 1897); Его же. К старокатолическому вопросу («Христианское чтение», 1897); Его же. Ответ старокатолическому профессору Мишо по вопросу о Филиокве и пресуществлении. Харьков, 1899; Его же. Иезуитские апологии филиоквистического учения. М., 1900; Его же. Старокатолический ответ на наши тезисы о Филиокве и пресуществлении. Полеми-ко-апологетический этюд. Казань, 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

398 г. — Св. Иоанн хиротонисан в архиепископа Константинопольского. Теперь он занят множеством дел: непрестанно проповедует, улучшает быт духовенства, набирает лучших наставников для училища в Константинополе, строит и содержит несколько больниц и два странноприимных дома 29 , посылает миссионеров-монахов за пределы отечества для обращения неверных в православие, обличает еретиков и наконец терпит жесточайшие гонения, которые, по словам одного святого отца, историка Церкви, «достигли заслуг мученичества» 30 . Пятый век 420 г. — Возводится во епископа Кирского блаженный Феодорит. Он был монахом с рождения, по обету, данному его, дотоле бесплодной, матерью 31 . Сделавшись епископом, много принес пользы для Церкви местной и Вселенской. На доходы церковные Феодорит построил в городе два больших моста, крытые галереи, возобновил общественные бани, проложил по безводным кварталам водопроводы, от наводнений обезопасил город каналами, вызвал в него из разных стран врачей, художников и ремесленников. Про себя же лично в письме к папе Льву говорил: «Столько лет, управляя епископиею, не стяжал я себе ни дома, ни поля, ни полушки, ни самого гроба, но, полюбив добровольную нищету, и то, что получил от родителей моих, по смерти их, тотчас все роздал, как знают это все живущие на востоке». Много сделано им и для Вселенской Церкви — он был «толкователем Писания, историком и догматико-полеми-ком» 32 . 431 г. — Умирает св. Павлин, епископ Ноланский. Будучи благородного и очень богатого рода, получив образование под руководством знаменитого Авзония 33 , составив себе блестящую карьеру (в 20 лет сенатор, потом консул, затем губернатор Кампании), сей талантливый язычник под влиянием своей молодой, но благочестивой супруги, св. Амвросия Медиоланского и других отказывается в 25 лет от почестей, раздает имения, бросает мир, принимает св. крещение и удаляется на время в Испанию, в Пиренейские горы, для отшельнической жизни. После делается епископом Нолы и, будучи великим нестяжателем, постоянно заботится о странниках и бедных (строит для них странноприимные дома, обувает, одевает их) 34 . Когда, после нашествия готфов, у Павлина уже ничего не осталось — ибо и церковные сосуды он отдал на выкуп пленных 35 , — и нужно было выкупить сына одной бедной вдовы, святитель сам продал себя в рабство вандальскому царю 36 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

С уважением, Ильяду Ставрула 61. «Идол» науки был разрушен в моих глазах. 7–2-2003 И. Полеми 3, Салоники «Мой сын, родившийся 5–12-1994, для нас является даром Панагии. Родился после трех выкидышей. Мы уже начали процесс усыновления ребенка, когда старец Паисий сказал нашей бабушке — к счастью, еще есть на свете набожные бабушки — не продолжать, так как у нас появится свой ребенок. После непродолжительного медицинского лечения я как уставшая и натерпевшаяся от утраты детей мать все свои молитвы направила к Богу, так как «идол» науки был разрушен в моих глазах. Мы воспользовались пояском, освященным на Честном Поясе Богородицы, который находится в вашем монастыре, и Богородица нам помогла. После волнений и боли мы получили подарок всей нашей жизни. Однако самый «большой» дар для нас — переход от безбожия к Богу и наше общение с Церковью. Теперь наш сын воспитывается «во Христе». Пожалуйста, помолитесь за то, чтобы наш сын стал таким, каким его хочет видеть Господь, а его родители встали на путь покаяния». Вашими молитвами, Феофан и Ирина Сурвину 62. Богородица явила мне свою милость. 2–5-2003 Македонии 12, Паллурьотисса, Никосия «Я замужем, и уже много лет безрезультатно пыталась зачать ребенка. Ни многочисленные визиты к врачам, которые, кстати, никакой проблемы не смогли найти, ни различные процедуры мне не помогли. Два месяца назад ко мне в руки попала ленточка, освященная на Поясе Богородицы. Я забеременела сразу после того, как надела ее, причем к тому моменту я не прибегала к помощи медицины уже несколько месяцев. Я верю, что произошло чудо и Богородица явила мне свою милость. Я прошу вас зажечь свечку Честному Поясу и поблагодарить Богородицу за это чудо, которое она сотворила для нас с мужем, а также помолиться о том, чтобы моя беременность протекала хорошо и роды прошли успешно». С сестринской любовью, Терентия Монастырь Ватопед. Афон   63. Мы бы хотели вам сообщить… 13–5-2003 Ласкариду 66, Каллифеа, Афины «Христос Воскресе! С огромной радостью мы хотели бы вам сообщить о том, что заступлением нашей Богородицы, Божественной Благодатью Честного Пояса и ваших молитв Лена забеременела. 14 мая — дай Бог — она будет на третьем месяце беременности».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2879

По мнению святых отцов, католицизм этим своим учением «присваивает папе свойства Христовы и тем отвергает Христа» ( святитель Игнатий (Брянчанинов) 4 . Ведь «католики, признав главой Церкви папу... Христа поставили на задний план. Папу сделали наместником Христа, между тем как Христос с нами пребывает “во все дни до скончания века” ( Мф. 28:20 )... Признавая главой Церкви папу, настоящую Главу Церкви – Христа – они потеряли и остались без Главы... Просвети, вразуми и спаси их, Господи!» (святой праведный Иоанн Кронштадтский ) 5 . У святого Горазда мы не находим столь резких слов, но находим довольно обстоятельную критику главнейших отличий римокатолицизма от Православия – учения о папе и, в меньшей степени, учения о Filioque. Изучение наследия святителя может быть полезным для понимания православного взгляда на эти отличия. О главенстве в Церкви и о примате папы Римского Прежде всего познакомимся с тем, как современный катехизис Римо-католической Церкви учит о месте папы Римского: «Единственная Церковь Христова... та, которую наш Спаситель по воскресении Своем поручил пасти Петру... Эта Церковь ... пребывает в Католической Церкви, управляемой Преемником Петра и епископами, находящимися в общении с ним» (п. 816). «Христос установил двенадцать апостолов «как коллегию или постоянное объединение, главою которого поставил Петра, избранного из их среды... Римский Первосвященник есть Преемник Петра» (п. 880). «Господь сделал святого апостола Петра видимым основанием Своей Церкви. Он вручил Петру ключи от нее. Епископ Римской Церкви, преемник св. Петра, есть глава Собора Епископов, наместник Христов и пастырь всей Церкви на всей земле» (п. 936). «Папа, епископ Римский и преемник святого Петра, есть постоянное и видимое начало и основа единства и епископов, и множества верных. Ибо Римский Первосвященник имеет над Церковью , в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять. Коллегия епископов имеет власть не иначе... как с согласия Римского Первосвященника» (пп. 882–883).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Божественную литургию служил Его Блаженство Митрополит Христофор в сослужении сонма священников. На празднество прибыли православные архиереи: из Сербии — архиепископ Шабатский Лаврентий, из Словакии — архиепископ Михалковско-Кошицкий Юрай и епископ Комаренский Тихон, из Украины — епископ Запорожский и Мелитопольский Иосиф. Русскую Православную Церковь представлял архиепископ Берлинский и Немецкий Марк. На празднестве присутствовали также представители других христианских Церквей. Среди почётных гостей были наивысшие представители посольств Греции, Кипра, Румынии, Сербии, Молдавии, Украины, России и Великобритании. Вместе с прихожанами храма молились паломники из Подкарпатской Руси, пражские казаки и делегации некоторых чешских православных общин и монастырей. Теологический факультет Пражского университета был представлен доктором Павлом Милко. В своей проповеди Владыка Христофор напомнил историю храма с 1935 г., исполненную трагизма и духовного величия. В наше время храм стал центром духовного притяжения не только для чешских верующих, но и для православных эмигрантов из других стран. Подвигом мучеников, свидетелем которого был храм, восхищается молодёжь. В храме развиваются традиции православной духовной музыки. В октябре 2010 г. во дворе храма открывается памятная доска с именами 296 чешских граждан, уничтоженных оккупантами за помощь в устранении Гейдриха. Гости торжества в свою очередь высказали немало прекрасных мыслей. Владыка Марк говорил о правде и о следовании ей, владыка Лаврентий — о взаимодействии Сербской и Чешской Церквей. Брат Румл, Синодальный старейшина Чешско-словацкой Евангелистской Церкви, сравнил мученическую смерть святого Горазда с мученической кончиной святого Вацлава. По чешской традиции праздник завершился угощением всех присутствующих. Вечером состоялся молодёжный праздник. Православные верующие приняли также в этот день участие в Святовацлавских торжествах, проводившихся в Праге. Центральный содержательный момент номера — беседа корреспондента журнала с Блаженнейшим Владыкой Христофором. Обсуждались не только события церковной жизни, довольно значительные (например, открытие Духовного центра и воскресная школа), но и проблемы в более широком аспекте (например, православное воспитание детей и молодёжи в целом).

http://pravmir.ru/svet-pravoslaviya-evro...

Впервые в истории патриарх пытался повести Константинопольскую патриархию в абсолютно неканоничный и скандальный административный завоевательный поход в чужие страны и на чужую паству. Священник Живко Панев пишет об этом: «Не спрашивая Афинский Синод, в 1922 году он использовал свои связи с греческой диаспорой в Америке и подчинил ее себе. В этом году он издает Томос об основании архиепископии для Северной и Южной Америки в Нью-Йорке, с тремя епископиями - в Бостоне, Чикаго и Сан-Франциско. Одновременно, он предпринимает шаги для подчинения Константинополю и диаспор других национальностей. Первый шаг в этом направлении был сделан в 1922 году назначением экзарха для всей западной и центральной Европы в Лондоне с титулом митрополита Тиатирского, после чего Константинополь начал оспаривать право митрополита Евлогия управлять русскими приходами в Западной Европе. 9 июля 1923 года Мелетий подчинил себе епархии Русской Церкви в Финляндии под видом автономной Финской Церкви. 23 августа 1923 года Константинопольский Синод под его председательством издает Томос о подчинении Константинополю русских епархий в Эстонии, под видом автономной Церкви. Под председательством Мелетия Константинопольский Синод решает, что для православной диаспоры в Австралии необходимо образовать новую епархию, с кафедрой в Сиднее, подчиненную Константинополю, что и было сделано в 1924 Благодаря активности Мелетия Сербская Церковь тоже приходила в столкновение с Константинопольской патриархией. Она имела свою епархию в Чехословакии, для которой 25 сентября 1921 года патриарх Сербский Димитрий хиротонисал епископа Чешско-моравского Горазда Павлика (расстрелянного 4 сентября 1942 года Вопреки этому, патриарх Мелетий 4 марта 1923 года хиротонисал архимандрита Савватия во «архиепископа Праги и всей Чехословакии», и дал ему Томос 1132 о восстановлении древней Кирилло-Мефодиевской архиепископии, которую потом определил под юрисдикцию Константинопольской Помимо автокефальной Албанской Церкви, которую Мелетий не признавал, на территории Албании проживали сербы, духовное попечение о которых несла Сербская Церковь.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Здания Патриархии в Белграде и Сремских Карловцах оказались заняты немцами или усташами и частично разграблены; в некоторых местах церкви превращались в тюрьмы и места казни, более 300 храмов были разрушены, монастыри остались почти без монахов. Около миллиона православных сербов – клириков и мирян были убиты, кроме того, сотни тысяч оказались заключены в концлагеря, тюрьмы или депортированы 747 . Всего за четыре года оккупации погибли 350 православных священников и пять архиереев: в Хорватии профашистские усташи убили митрополита Дабро-Босанского Петра (Зимовича), епископа Баня-Лукского Платона (Йовановича) и епископа Горно-Карловацкого Савву (Трлаича), немцы казнили епископа Захумско-Герцеговинского Николая и епископа Чешско-Моравского Павлика (Горазда). Епископ Далматинский Ириней (Георгиевич) также арестован итальянцами и отправлен в лагерь на территории Италии, митрополит Загребский Досифей арестован усташами, подвергнут пыткам и издевательствам в тюрьме, затем выслан в Сербию, где умер от последствий пыток. Кроме того, болгары изгнали из Македонии митрополита Скопленского Иосифа и епископа Злетовско-Струмичского Викентия, венгры выслали в Сербию епископа Мукачевско-Пряшевского Владимира (Раича), из Хорватии депортировали в Белград епископа Зворничско-Тузланского Нектария, итальянцы выслали в Албанию епископа Рашко-Призренского Серафима, где он и умер, и т.д. Только девять сербских архиереев в годы войны остались служить в своих епархиях 748 . После капитуляции Югославии в плену оказалось около 300 тысяч военнопленных, в том числе военные священники, многие из которых попали в концлагеря на территории Германии. И в дальнейшем эти лагеря регулярно пополнялись арестованными в Югославии священнослужителями 749 . Патриарх Гавриил без колебаний встал на стороне освободительного движения. Это принесло Первосвятителю долгий период заключения и издевательств со стороны нацистов. Он был арестован гестаповцами 25 апреля 1941 г., несколько недель провел в различных тюрьмах, затем переведен в монастырь Раковица, а в мае 1943 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 сентября 1920 г. в Сремских Карловцах состоялся Архиерейский Собор, восстановивший в Сербии патриаршество. Патриархом Сербским был избран Белградский митрополит Димитрий (1920 – 1930). В 1921 г. в Королевстве была принята Конституция, по которой провозглашалось равноправие католичества, православия и ислама . Государство обязывалось всем трем конфессиям оказывать одинаковую материальную помощь. Необходимо сказать о том, что именно Сербия стала приютом для многих русских, эмигрировавших из России после Октябрьской революции. В 1920 – 1930-е гг. русские колонии в Сербии насчитывали до 60 тыс. человек. Правительство и в особенности король Югославии Александр Карагеоргиевич выполняли многолетнюю программу финансовой и организационной поддержки русских, проживающих в Югославии. В этой стране сложилась во многом уникальная ситуация, при которой русская диаспора обладала совершенной и законченной системой учебных заведений, находился центр Русской Церкви в изгнании, проводились Церковные Соборы. В 1921 г. группа русских архиереев в г. Сремские Карловцы составила Церковный Собор. Который учредил Архиерейский Синод во главе с бывшим митрополитом Киевским Антонием (Храповицким) , поведшим себя и своих последователей по пути раскола с Русской Православной Церковью. Королевство также оказывало им поддержку, а Сербская Православная Церковь брала на себя подвиг посредничества в переговорах с ними. В Югославии в то время находилось 8 русских приходов. По официальным данным, в 1931 г. в Югославии православные составляли 48,7 % населения. В годы Второй Мировой войны Сербская Православная Церковь облегчала участь своего народа и поддерживала его в борьбе с фашизмом. Патриарх Гавриил (1937 – 1950) без колебаний встал на сторону освободительного движения, несмотря на то, что не раз ему суждено было побывать в заключениях и претерпеть пытки от оккупантов. Годы войны для Церкви были самыми тяжелыми. В некоторых местах церкви превращались в тюрьмы и места казни. Гитлеровцы расстреляли входившего в юрисдикцию Сербской Церкви епископа Чешско-Моравского Горазда, митрополита Добробосанского Петра, епископа Горно-Карловацкого Савву и сотни священников Сербской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как увидим далее, Печерский Патерик даёт очень много ценного материала – не только для истории нашего монашества, но и для истории тогдашней церковной жизни вообще. Мало того, в разных местах найдём не мало и таких черт, которые характеризуют свою эпоху и в бытовом, и в политическом, и в общественном отношениях 471 . Честь правильной организации монашества на Руси принадлежит пр. Феодосию: он первый ввёл у нас, в своём Печерском монастыре, Студийский устав, регулировавший общежитие (Усп. Сб. л. 37, в–с). Каким уставом руководились наши монастыри 472 до введения Студийского – сказать трудно 473 . Из Жития Феодосия (л. 35, d–36, b) можно видеть, что в силу этого устава иноки все свободное (внебогослужебное) время посвящают ручному труду: «ово ли копытьца плетоуще и клобоукты и ина роучьна дла строще... дроугоици же въ оград копахоуть зелиинааго ради растени»... Порядок церковной службы был такой: утреня ( «начатъкъ пнию заоутрьнюоумоу творахоу»), часы ( «пни часомъ творахоуть»), литургия ( «таче стоую слоужьбоу съврьшивъше») – с промежутками. Устав Студийский был введён у нас, кажется, с некоторыми отступлениями от греческой практики 474 . Напр., уставом строго воспрещалось инокам прибегать к помощи нарочитых слуг, а тем более рабов 475 ; в Патерике же неоднократно говорится о монастырских слугах (Ж. Ф. л. 62, а), работниках (Сл. о бл. Евстр., л. 90; Сл. о пр. Григор., л. 112) и рабах (Сл. о пр. Феод. и Вас., л. 135 об.) 476 . На первой неделе великого поста уставом предписывается «сухоядение», а по свидетельству Жития «оуставлно бы прпдбьныимь оцьмь нашимь еодосимь. въ пткъ то нел. да бываютъ имъ хлби чисти дроузии же нихъ съ медъмь и съ макъмь творени» (л. 52, 6–с) 477 . В силу Студийского устава, женщины не имели права входить в монастырь 478 , а из Слова о пр. Пимене (л. 146 об.–147) видно, что его мать даже ночевала в монастыре. Студийский Устав позволял монахам выходить из монастыря лишь в случае «неотрочныя потребы» и не иначе, как с благословения игумена, который давал так называемую «печать», предъявляемую вратарю 479 ; Печерские иноки оставляют свой монастырь довольно часто и, по-видимому, безнаказанно (Сл. о перв. чернор. Печ.: Лавр, л. 3 , 183 и 185; Ж. Ф. 49, d).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

ПРОГРАММА Необходимость рассказа о творении мира для обоснования библейского учения о необходимости спасения мира. Пророчество о прошлом. Значение библейской космогонии для религиозного и национального сознания Израиля. История космоса как часть истории Церкви. Альтернативы материалистического понимания мира и человека. Идеалистические альтернативы христианству (пантеизм, спиритуалистический нигилизм, отрицающий ценность материи). Отличие от языческих космогонии. Смыслы библейского «В начале». Антропоцентризм библейского повествования. Творческая сила материи.   10. Смысл библейского рассказа о творении. 11. Альтернатива материализма. 12. Идеалистические альтернативы христианству. 13. Библия как альтернатива языческим мифологиям. 14. Первый стих. 15. Библейское повествование о происхождении жизни.   Рекомендуемая литература Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантинской литературы. — М., 1976. Антонии (Блум), митр. Беседы о вере и Церкви. — М., 1991. Буйе Л. Библия и Евангелие. — Брюссель, 1988. Василий Великий, свят. Беседы на Шестоднев//Творения. — Спб.,1845. — Часть Иоанн Златоуст, свят. Беседы на книгу Бытия//Творения. — Т. 4. Зеньковский Василий. Апологетика. — Рига 1992 Зеньковский Василий, прот. Основы христианской философии. Лосев А. Ф. Диалектика мифа (разные издания). Мень Александр, прот. Истоки религии (разные издания). Феофан, архимандрит. Библейская история. Машинопись — б. г. б. м. Толковая Библия/Под ред. А. П. Лопухина. — Спб., 1904. Т. 1. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. — Берлин, 1932. Трубецкой Е. К. Три очерка о русской иконе. — М., 1991. Фиолетов Н. Н. Очерки христианской апологетики. — М., 1992. Франк С. Л. Смысл жизни// С. Л. Франк. Духовные основы общества. — М., 1992. Лосский В. Н. Догматическое богословие (разные издания).   Позиция 10. СМЫСЛ БИБЛЕЙСКОГО РАССКАЗА О ТВОРЕНИИ 1. Библия — книга о Христе. Необходимость рассказа о творени мира для обоснования библейского учения о необходимости спасения мира: мир достоин спасения, он не есть некий мираж или наваждение падших духов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010