Господь Иисус Христос совершенно ясно дал понять, что спор о том, надлежит ли молиться в Иерусалиме или на горе Гаризим, является недостойным… так как Бог есть Дух и не связан исключительно с определенным местом так, чтобы только на этом месте было бы необходимо молиться (см.: Ин. 4: 20–24). Кто утверждает, что судьба Церкви Божией связана с определенной епископской кафедрой, тот проявляет мнение еще более недостойное Бога, поскольку между Иерусалимом и горой Гаризим была, с религиозной точки зрения, все же некая разница, в то время как внутри Церкви, с точки зрения канонов, нет никакой разницы между епископскими кафедрами» (с. 91). Затем священномученик Горазд комментирует догмат о непогрешимости папы Римского: «Невозможно, чтобы отдельный христианин, хотя бы это был епископ, мог быть непогрешимым в делах веры и нравственности, так как Господь Иисус Христос не дал ни одному отдельному члену Церкви, хотя бы и апостолу, дара непогрешимости, чтобы не ввести его в страшное искушение гордости, спеси и высокомерия; а помимо этого, нашлись и между епископами, хотя и являвшимися преемниками апостолов, такие, которых Церковь должна была осудить. Также и некоторые из епископов Рима были осуждены, например Гонорий (625–638), который придерживался ереси, что Христос не имел человеческой воли… Иные же колебались между истиной и ересью, как, например, Либерий, который одно время соглашался с Арием, или Вигилий (538–555), который временно придерживался ереси, что Господь Иисус Христос не имел полного естества человеческого» (с. 92). Также святитель указывает и другие несообразности, вытекающие из учения о том, что епископы Римские якобы наследовали от апостола Петра главенство над Церковью. Так, апостол Петр умер намного раньше апостола Иоанна, но разве можно допустить, чтобы апостол Иоанн находился бы в подчинении у Римского епископа Лина и его преемников Клета, Климента и Ефариста? Предположить такое было бы абсурдом. Также святитель Горазд напоминает о том, что некоторые Римские папы вели явно распутный образ жизни, и о том, что в некоторые периоды существовало одновременно несколько Римских пап, не признающих друг друга. «Кроме того, являются противоречия каждый раз, как умирает епископ Рима, так как до самого избрания нового епископа Церковь бы находилась без наивысшей видимой главы» (с. 93).

http://pravoslavie.ru/43687.html

Прошу заметить, что покушавшиеся на фашистского чиновника чешские патриоты укрылись в православном храме Праги, большинство жителей которой являются католиками или протестантами. 2012-09-04 12:17 Андрей : Благословите! Благодарю за мудрый подход принятия наставлений святых отцов. Жаль, что и наши священники трактуют святых отцов как свои сокровенные труды, что не позволяет воспринять серцем даже искренние наставления, так как они " замешаны " на человеческом домысле. Прошу чаще публиковать свои рассуждения. Искренне благодарен - раб Божий Андрей. 2012-09-04 02:09 александр : это счастье что мы православные 2011-09-03 11:59 Андрей Балканский : Современная Католическая Церковь активно возвращает практику причащения мирян под двумя видами, а служение Мессы одновременно на нескольких престолах полностью упразднено после литургической реформы II Ватиканского собора. 2011-09-02 14:26 Александр : «горделивое искание преобладания епископов Рима над прочими восточными патриархами»«претензия на главенство и самовольное управление всей Вселенской Церковью» «не первым между братьями… а господином над рабами». " Москва-третий Рим, а четвертому не бывать " . Не слишком ли явственно проявляется сходство претензий современного " Русского мира " с амбициями древнего Рима в свете последних дней?!! 2011-08-09 18:26 Лариса : Своевременная статья, слишком много католических миссионеров появилось в наших городах, и к сожалению, некоторые граждане отходят от православной веры, католическая вера кажется им проще и легче. 2011-02-17 21:21 симан : надо бы ее перевести на китайский язык... 2010-12-27 22:19 Р.М.Конь : Эта статья еще одно свидетельство о том, что искренний поиск евангельской истины завершается в Православии, как ее хранительнице. 2010-12-26 14:11 Виктор : Благословите! Даже если, (утопично) предположить (что страшно) что на Ап.Петре и построен Храм Христов( в край угла положен камень-Пётр) что и есть Церковь Божия (по католическим понятиям) то ставить главой церкви (над Ап.Петром) папу Римского -это ересь порождённая ересью.Да, настолько глубоко заходит грех, когда мы ошибаемся в одном Слове Божьем (не правильно трактуем, толкуем) то через века это толкование выходит в конкретную бесовщину.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Прошу заметить, что покушавшиеся на фашистского чиновника чешские патриоты укрылись в православном храме Праги, большинство жителей которой являются католиками или протестантами. Андрей 4 сентября 2012, 12:17 Благословите! Благодарю за мудрый подход принятия наставлений святых отцов. Жаль, что и наши священники трактуют святых отцов как свои сокровенные труды, что не позволяет воспринять серцем даже искренние наставления, так как они " замешаны " на человеческом домысле. Прошу чаще публиковать свои рассуждения. Искренне благодарен - раб Божий Андрей. александр 4 сентября 2012, 02:09 это счастье что мы православные Андрей Балканский 3 сентября 2011, 11:59 Современная Католическая Церковь активно возвращает практику причащения мирян под двумя видами, а служение Мессы одновременно на нескольких престолах полностью упразднено после литургической реформы II Ватиканского собора. Александр 2 сентября 2011, 14:26 «горделивое искание преобладания епископов Рима над прочими восточными патриархами»«претензия на главенство и самовольное управление всей Вселенской Церковью» «не первым между братьями… а господином над рабами». " Москва-третий Рим, а четвертому не бывать " . Не слишком ли явственно проявляется сходство претензий современного " Русского мира " с амбициями древнего Рима в свете последних дней?!! Лариса 9 августа 2011, 18:26 Своевременная статья, слишком много католических миссионеров появилось в наших городах, и к сожалению, некоторые граждане отходят от православной веры, католическая вера кажется им проще и легче. симан 17 февраля 2011, 21:21 надо бы ее перевести на китайский язык... Р.М.Конь 27 декабря 2010, 22:19 Эта статья еще одно свидетельство о том, что искренний поиск евангельской истины завершается в Православии, как ее хранительнице. Виктор 26 декабря 2010, 14:11 Благословите! Даже если, (утопично) предположить (что страшно) что на Ап.Петре и построен Храм Христов( в край угла положен камень-Пётр) что и есть Церковь Божия (по католическим понятиям) то ставить главой церкви (над Ап.Петром) папу Римского -это ересь порождённая ересью.Да, настолько глубоко заходит грех, когда мы ошибаемся в одном Слове Божьем (не правильно трактуем, толкуем) то через века это толкование выходит в конкретную бесовщину.

http://pravoslavie.ru/43687.html

В письме председателю протекторатного правительства Э. Моравцу святитель взял на себя ответственность за всё, что произошло в связи с укрытием десантников. Э. Моравец письмо отослал в гестапо. В четверг 25 июня 1942 года, в 5 часов утра, гестапо арестовало владыку Горазда. В тюремном заключении он находился с 25 июня по 4 сентября 1942 года. В течение этого времени он был подвергнут тяжелым мучительным допросам, немцы рвали у владыки густую бороду, били его и подвергали разным другим мучениям. Его увозили в 22 часа, а возвращался он в пять часов утра. Днем владыке не давали отдыха. Когда заключенные получали пищу, тюремщик часто отталкивал епископа ногой и оставлял без еды. Жизнь святителя Горазда была полна страданий и завершилась мученичеством за Христа. Свидетели заключения владыки, а часто и его мучений, приводили свидетельства, что владыка Горазд, отец Вацлав и отец Владимир были и посреди всех мучений очень спокойны. Глубокий покой был на их лицах и на суде, и при вынесении приговора, и на месте казни. Военный трибунал приговорил епископа Горазда, а с ним протоиерея Вячеслава Чикла, иерея, доктора богословия Владимира Петржка и мирянина Яна Соневенда к смертной казни. 4 сентября 1942 года они были расстреляны в Праге. Тела святого владыки Горазда, отца Владимира Петржека и Яна Зонневенда были сожжены, тело отца Вацлава Чикла отдано для вскрытия и научного изучения. Вскоре после этого деятельность Чешской Православной Церкви была полностью запрещена властями Третьего рейха. Почитание Почитание святого Горазда началось сразу же после его мученической кончины. Ярким свидетельством этого стала первая икона священномученика, написанная в 1944 году протоиереем Всеволодом Коломацким. В воскресенье 5 сентября 1987 года в кафедральном храме святого Горазда в городе Оломоуце при большом стечении народа, в присутствии всех членов Священного Синода Православной Церкви Чехословакии во главе с митрополитом Дорофеем и архиереев Константинопольской, Русской и Сербской Православных Церквей, состоялось прославление в лике святых священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/

С этой точки зрения угорское вторжение и завоевание Паннонии и Моравии представляется даже явлением, не совсем злосчастным, имевшим то не безвыгодное для славян последствие, что задержало дальнейшее занятие славянских земель и покорение славян немцами. Отпор назад, данный уграми немцам, оставил славянам возможность сохранить черты народной самобытности там, где им грозило неизбежное подавление немцами. Некоторые исследователи, называя Горазда архиепископом моравским, представляют дело так, будто он стал им по смерти Мефодия, быв им самим посвящен в архиерейский сан. Так думал преосвященный Филарет («Святые южных славян» под 27 июля), ссылаясь особенно на греческий список болгарских архиепископов, изданный у Дю-Канжа (Familiae ang. Byzant. сар. 28, р. 174), где говорится: Γορσδος χειροτονηθες παρ Μεθδιν. Так думает и Лавровский, ссылаясь на то же свидетельство. Но свидетельство Дю-Канжева списка в данном случае не заслуживает доверия, потому что этот список поздний, составленный, как справедливо полагают, не ранее половины XII века и представляет явные ошибки в известиях о первых болгарских архиепископах, к которым он причисляет и самого Мефодия, выражаясь, что он поставлен в епископы Паннонии папой Николаем, преемником Адриана. Не следует забывать, что ни в житии Мефодия, ни в житии Климента не говорится, чтобы Мефодий посвятил Горазда в епископа, а это необходимо сказано было бы, если бы так было. Оба жития называют Горазда пока только учеником Мефодия, назначенным в преемники Мефодию, но о епископском посвящении, о хиротонии, вообще о епископском сане Горазда при Мефодие не говорят. Да и странно думать, что Мефодий сам один, совершил посвящение Горазда: подобные примеры, если и были, то чрезвычайно редко, как явления совершенно исключительные. Не следует забывать еще, что папа Иоанн VIII, посвятив в 880 году Вихинга в епископы города Нитры, в качестве суффрагана или подчиненного Мефодию епископа, представлял себе поставление второго такого же епископа для моравско-паннонской архиепископии, с тем, что уже потом с двумя епископами Мефодий будет иметь возможность поставлять и других епископов на новые кафедры, какие могли бы открыться. Но поставление второго епископа не состоялось ни при жизни папы Иоанна, ни при его преемниках; а единственный викарий Мефодия Вихинг был во вражде с ним. Поэтому не с кем было Мефодию посвящать Горазда в епископы. Что касается известия чешской легенды о святых Людмиле и Вячеславе, упоминающего о семи епископах – викариях Мефодия (Fontes rertim Bohemicorum, edit. Paacky, p. 201), на которое также ссылается преосвященный Филарет, то оно давно и справедливо признано ошибочным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Выражения – successorem, quem Methodius sibimet contra omnium sanctorum patrium constituere presumpsit, ne ministret nostra apostolica auctoritate interdicite, 293 – могли бы быть истолкованы так, что Мефодий не только назначил, но и поставил, т.е. сам посвятил Горазда в епископы в преемство себе, и что, это-то единоличное посвящение и называет папа действием contra omnium sanctorum patrum, 294 что наконец запрещение ne ministret 295 означает именно запрещение епископского служения. Хотя подобное толкование не невозможно; но мы все-таки не решаемся допустить его, продолжая держаться того, что уже имели случай сказать по вопросу о епископстве Горазда. Мефодий едва ли мог решиться сам один, совершить хиротонию Горазда. Если бы так было, то едва ли бы папа не воспользовался случаем или поводом точнее указать на каноническую необычность и незаконность поступка Мефодия, чтобы тем сильнее завинить его, подорвать авторитет его. 296 Это место инструкции может быть понято так, что Мефодий поставил, т.е. назначил преемника себе без сношения с римской церковью, и не только назначил, но и поставил его во главе управления моравской церкви, передал в ведение ему свои власть и дела моравской архиепископии. Согласно с этим запрещение ne ministret может означать запрещение священнического служения Горазда и его власти, как наместника почившего архиепископа, как управителя архиепископии. 5 . Когда отправлено из Рима посольство в лице епископа Доминика и пресвитеров Иоанна и Стефана с данной им инструкцией, и когда, следовательно, писана последняя? Сейчас было сказано, что это имело место, когда в Риме уже знали о смерти Мефодия, а выше сделано предположение, что это должно было иметь место уже после возвращения Вихинга из Рима в Моравию, сношений его здесь со Святополком, отправки из Моравии в Рим и получении в Риме сообщений и запросов по делам моравской церкви, – в виду наличности двух преемников Мефодия, т.е. Вихинга, представителя латино-немецкой стороны, зарекомендованного папой, и Горазда, настольника Мефодиева, желанного для народной моравско-славянской церкви, затем – в виду резкого разногласия между этими кандидатами и их сторонами в вопросах церковного учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Узнав об этом, Владыка Горазд одобрил действия своего духовенства, но был очень обеспокоен, понимая, что если нацисты раскроют тайник, то вся Чешская Православная Церковь подвергнется репрессиям. Так и произошло. Через одного из парашютистов, лично не участвовавшего в покушении, гестапо17 июня удалось найти убежище. Рано утром 18 июня к собору прибыли 400 эсэсовцев, около двух часов продолжался неравный бой, в котором все парашютисты погибли. Укрывавшие их священники были арестованы еще до штурма 793 . Согласно сведениям биографа епископа Горазда Я. Шуварски, 17 июня Владыка (еще не знавший об арестах) уехал в Пльзень, где получил известие о пражских событиях и поспешил вернуться в столицу 794 . По другой версии, о трагических событиях в Праге епископ Горазд узнал 18 июня, во время богослужения в берлинском русском соборе 795 . В любом случае Владыка не пытался спасти свою жизнь, а во имя спасения Чешской Православной Церкви взял всю ответственность за происшедшее на себя. 19 июня он послал главе правительства Протектората, министру образования Протектората и в канцелярию нового рейхспротектора три письма, в которых просил сохранить Православную Церковь в чешских землях и брал всю вину на себя. 25 июня епископ был арестован и после двух месяцев изнурительных ночных допросов и пыток 3 сентября вместе с протоиереем В. Чиклом, священником В. Петршиком и Я. Сонневендом приговорен Пражским военным судом к смертной казни. 4 сентября 1942 г. Владыка и еще два осужденных были расстреляны на военном стрельбище в Праге, на следующий день расстреляли отца В. Петршика 796 . 17 мая 1961 г. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви причислил епископа Горазда к лику святых, установив день его памяти 28 (15) июня 797 . 5 сентября 1987 г. и Чехословацкая Православная Церковь совершила канонизацию Владыки Горазда. В этой Поместной Церкви днем его памяти считается 4 сентября (22 августа по старому стилю, день мученической кончины святителя) 798 . Почитание Чешско-Моравского епископа-мученика в лике святых также распространено и в Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Необходимо заметить, что православный регион, входивший тогда в состав Чехословакии – Подкарпатская Русь с огромным доверием относился именно к Сербской Церкви. Все это срывало планы «аншлюса» новоявленных константинопольцев и вызывало их крайнее раздражение. Основатель пражской общины протопресвитер Милош Червинка даже запятнал себя политическими доносами на владык Досифея и свщмч. Горазда. Это не помогло. 22 ноября 1925 г. решением общего собрания членов чехословацкой (константинопольской) православной общины от ее руководства были отстранены архиепископ Савватий и протопресвитер М. Червинка. Собрание также приняло решение о возвращении в лоно единственно законной на территории Чехословакии Сербской Православной Церкви под омофор епископа Горазда. Это историческое решение, основанное на церковной правде, было подтверждено чехословацким правительством, и в феврале 1926 г. архиепископ Савватий передал документы чехословацкой православной общины, находившейся до того под его властью, священномученику Горазду. С тех пор на территории страны существовала только единственно каноническая сербская церковная юрисдикция во главе со сщмч. Гораздом. Владыка Горазд остался верен Сербской Церкви до своей мученической кончины. Когда после оккупации нацистами сначала Чехословакии, а затем Югославии была утеряна связь с Белградом, свщмч. Горазд внес поправки в Устав Чешской православной епархии о временно-условном подчинении Берлино-Германскому митрополиту Русской Зарубежной Церкви, что не означало разрыва с Сербской Церковью. Именно этой Церковью он и был причислен к лику святых 4 мая 1961 г. После расстрела свщмч. Горазда Чешская православная епархия была запрещена нацистами. По окончании Второй Мировой войны, возглавлявший русские православные общины (не прекращавшие функционировать, в отличие от запрещенной нацистами Чехословацкой православной епархии свщмч. Горазда, и, таким образом, объединявшие всех православных верующих на территории Чехословакии) епископ Бельский Сергий (Королев) в октябре 1945 г.

http://bogoslov.ru/article/2811177

В июле 1922 года владыка Горазд был послан в миссионерскую поездку в Америку, в чешские колонии. Во время его отсутствия чешские радикалы создали движение против догматов и устройства Православной Церкви. Владыка Горазд несколько лет вел борьбу с ними. Однако, не имея возможности пастырски окормлять православных христиан Чехии, 21 июля 1924 года епископ Горазд вышел из Чехословацкой Церкви Православной. Вскоре по благословению Сербской Церкви и под ее юрисдикцией владыка Горазд организовал Чешскую Православную Церковь на положении епархии Сербской Православной Церкви; под его руководством с 1928 по 1942 год в Чехии было построено и освящено 14 храмов. Владыка Горазд был епископом-миссионером: приезжая в какой-либо приход, он посещал каждую православную семью. Наряду с духовно-просветительской деятельностью, владыка занимался и литературным трудом, написав ряд книг, в том числе и выдающийся труд «Жизнь свв. Кирилла и Мефодия и их связь с Римом и Цареградом». В 1938 году Чехословакия была оккупирована немцами. Епископ Горазд и в эти дни тяжелых испытаний не оставил своей миссионерской, научно-литературной и патриотической деятельности. 27 мая 1942 года в Праге был убит палач чешского народа обер-группенфюрер СС Р. Гейдрих. Совершившие нападение патриоты укрылись в крипте православного кафедрального храма святых Кирилла и Мефодия в Праге. Спустя 12 дней немцы получили от предателя информацию о нападавших, окружили храм и взяли его штурмом. Протоиерей Вацлав Чикл, иерей Владимир Петржек и другие патриоты были арестованы. Владыка Горазд взял на себя ответственность за всё, что произошло в связи с укрытием патриотов. 25 июня гестапо арестовало владыку Горазда. В тюремном заключении он был подвергнут тяжелым допросам и мучениям. По приговору военного трибунала владыка и другие чешские патриоты были приговорены к смертной казни. 4 сентября 1942 года они были расстреляны в Праге. 5 сентября 1987 года в кафедральном храме Святого Горазда в городе Оломоуце в присутствии всех членов Святейшего Синода Православной Церкви Чехословакии и архиереев Константинопольского патриархата, Русской и Сербской Православных Церквей состоялось прославление в лике святых священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского. Память святого Горазда празднуется 22 августа (4 сентября по н. ст.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

Большой интерес представляет публикация, посвящённая памяти святого Горазда. Мы возвращаемся к мрачным, трагическим дням Второй мировой войны, в которой на долю Чехии выпало немало испытаний. В 1942 г. чехословацкое правительство в изгнании приняло решение об устранении обер-группенфюрера СС Р. Гейдриха, возглавлявшего так наз. протекторат Богемия и Моравия (то есть зону оккупации), безжалостного и циничного карателя. Эту операцию (кодовое название “Антропоид”) успешно выполнили двое, чех и словак, которые вместе со своими помощниками укрылись в крипте Кафедрального Православного собора свтт. Кирилла и Мефодия в Праге. Но нашёлся предатель, который открыл их убежище за вознаграждение. Войска вермахта окружили храм и взяли его с боем. В злодеяниях наступившего террора особое место заняли гонения на Православную Церковь. Было решено по сути уничтожить её. И только один человек — епископ Богемский и Моравско-Си­лезский Горазд (в миру Матей Павлик) — нашёл в себе мужество, чтобы попытаться отвести беду. Явившись в штаб германских оккупационных войск, он взял на себя всю ответственность и не просил снисхождения, а ходатайствовал о сохранении Церкви. Владыка Горазд был арестован и после недолгого следствия, сопровождаемого мучениями и издевательствами, расстрелян. Вместе с ним были казнены протоиерей Вячеслав Чикл, иерей Владимир Петержик и мирянин Ян Соневенд. Тело убитого епископа сожгли и прах развеяли по ветру. Это произошло 4 сентября 1942 г. А 5 сентября 1987 г. в кафедральном храме святого Горазда в г. Оломоуце в присутствии всех членов Святейшего Синода Чехословацкой Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Митрополитом Дорофеем и архиеерев Константинопольского Патриархата, Русской и Сербской Православных Церквей состоялось прославление в лике святых священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского. В 2010 г. после службы в память мученика в пражском кафедральном соборе свтт. Кирилла и Мефодия торжество было продолжено в пригороде Праги Кобылисах, у мемориального креста на месте убийства мученика Горазда и его сподвижников. Блаженнейший Митрополит Христофор отслужил здесь молебен мученику и возложил венок на место, где пролилась его кровь. В завершение памятных церемоний была открыта мемориальная доска на стене тюрьмы Панкрац, где томился владыка Горазд.

http://pravmir.ru/svet-pravoslaviya-evro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010