В это время он сблизился с “Реформной фракцией римо-католического духовенства”; участвуя в ее работе, стремился сблизить ее с Восточной Церковью, призывал ее членов к принятию Православия. Впоследствии значительная часть “фракции”, в том числе и отец Матей Павлик, вышла из Римо-Католической Церкви и объединилась в 1920 г. в независимую Чехословацкую Церковь во главе с католическим священником д-ром богословия Карлом Фарским. Отец Матей Павлик стоял за устроение новой Церкви на канонических началах Восточного Православия. Его проповедь достигла успеха, и на Соборе Чехословацкой Церкви в августе 1921 г. было принято решение о присоединении к Православной Церкви. Сербская Патриархия, представитель которой присутствовал на Соборе, согласилась совершить епископскую хиротонию трех священников Чехословацкой Церкви, в том числе М. Павлика. 21 сентября 1921 г. отец Матей Павлик принял монашество с именем Горазд, в честь святителя Горазда, митрополита Великой Моравии, преемником которого на вдовствующей в течение столетий кафедре он должен был стать. 25 сентября в Белграде состоялась его епископская хиротония, которую совершил патриарх Сербский Димитрий. В 1922 г. епископ Горазд посетил с архипастырской миссией Соединенные Штаты Америки, где проповедывал Православие среди чехов и словаков. Благодаря его усилиям там было открыто семь православных приходов. К моменту возвращения владыки Горазда на родину в Чехословацкой Церкви произошел явный отход от православного вероучения, что побудило Сербскую Патриархию прекратить с ней молитвенное общение, а в 1924 г. ее покинул и епископ Горазд с верной ему паствой, численностью около 10 тысяч человек. В это время на территории страны существовало несколько групп православных верующих, организационно не связанных между собой. Владыка Горазд начал борьбу за единство православных христиан в Чехословакии, неоднократно призывал руководство группы “Чешская православная община” вернуться в юрисдикцию Сербской Патриархии. Вскоре епископ Горазд стал главой общины, преобразованной впоследствии в Чешскую Православную епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6 апр. 885 г. св. Мефодий скончался, назвав преемником своего ученика, мораванина Горазда. Вихинг, главный противник архиеп. Мефодия, отправился в Рим и добился того, что с него было снято отлучение и он был восстановлен в епископском сане. По общему мнению исследователей, обвинения по адресу св. Мефодия Вихинг подкрепил фальсификатом буллы Иоанна VIII от июля 880 г., в к-ром вместо текста о разрешении использовать слав. язык в богослужении было написано, что папа запретил совершать богослужение на слав. языке и архиеп. Мефодий поклялся соблюдать этот запрет у гроба св. Петра. В письме, адресованном кн. Святополку, папа рекомендовал передать под управление Вихинга церковные дела в В. М. Для окончательного урегулирования положения папа Стефан V направил в В. М. своих легатов, к-рые должны были отстранить архиеп. Горазда от заведования кафедрой и отправить его к папе в Рим для дачи объяснений, а также обеспечить принятие духовными лицами текста Символа веры, утвержденного во франк. Церкви. Богослужение на слав. языке запрещалось под угрозой отлучения от Церкви. В письме кн. Святополку папа предписывал изгнать из страны тех, кто не подчинится этому запрету. Ведя активную внешнюю политику, стараясь оказывать влияние на положение дел в соседнем Восточнофранкском королевстве, кн. Святополк был заинтересован в поддержке Рима. В 880 г. он, один из первых европ. правителей, отдал В. М. под патронат св. Петра. В завязавшемся споре он принял сторону папских легатов и еп. Вихинга. В 886 г. ученики равноап. Мефодия были арестованы и высланы из страны, а нек-рые были проданы в рабство евр. работорговцам. Управление церковными делами в В. М. перешло к еп. Вихингу. Возможно, что после бегства еп. Вихинга из В. М. в 893 г. сторонники богослужения на слав. языке смогли возобновить свою деятельность. Кн. Моймир II прилагал усилия для восстановления особой церковной организации в В. М. В 899 г. с этой целью папа Иоанн IX направил в В. М. своих легатов во главе с архиеп. Иоанном, что вызвало протест баварских епископов, доказывавших исторические права еп-ства Пассау на В. М.

http://pravenc.ru/text/150061.html

Когда заметили упадок сил Мефодия, спрашивали его: «кого ты хочешь назначить из учеников преемником себе?» Он показал на одного из учеников, именем Горазда сказал: «это из вашей страны благородный муж, хорошо научен латинским книгам и православен». Когда в вербное воскресенье народ собрался в церковь , он поручил князя и клириков, и весь народ благодеяниям царя и сказал: стерегите меня, дети, до третьего дня. 289 Смерть его последовала 6 апр. 885 г. Над ним совершена была служба на трех языках: славянском, латинском и греческом, погребен в Велеграде, в церкви св. Девы Марии. 290 В след за смертью архиепископа Мефодия начинается снова сильное движение немецкой партии при дворе Святополковом. Мы знаем, что Мефодий сам назначил себе в преемника Горазда, но весьма не долго пришлось Горазду управлять моравской церковью: произошли события, едва не уничтожившие все дело св. братьев и заставившие учеников его терпеть преследования и спасаться бегством из Моравии. В 884 г. Святополк заключает мир с Арнульфом, входит с ним в близкие отношения, не прерывавшиеся до 892 года; друг Арнульфа, Викинг, должен был получить прежнее высокое значение у Святополка и усилить немецкую партию. Едва ли дело не было в этом положении уже перед смертью Мефодия. 291 Князь Святополк не был ревностным христианином, он не понимал величия подвигов Мефодиевых и если терпел его, то только потому, что видел доброе влияние его на народ и расположение в народе к славянскому богослужению. Уже раз он поддался обману Викинга и его партии, усомнился и сам в правоверии своего архиепископа; теперь снова клевета против Мефодия и его правоверия должна была найти доступ к нему. Немецкая партия действовала и перед папой. В половине 885 г. на папском престоле сидел Стефан VI. С согласия ли князя, или самовольно, только Викинг хлопотал перед новым папою об утверждении себя в правах паннонского архиепископа, при чем оклеветал Мефодия и его учение. Положение папы было таково, что заставляло его заискивать у могущественного князя моравского и не входить в исследование обвинений, взводимых против Мефодия.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Другие ученики Святых братьев тоже были выгнаны из Моравии. До 200 учеников Святых братьев – подготовленных для дела славянского просвещения, были изгнаны из Моравии. Их продавали в Венеции евреям в рабство, откуда их выкупил один византийский сановник и отвел их в Константинополь, а из Константинополя часть из них сумела пробраться в Болгарию. Немало моравян тоже перебрались под защиту Болгарии. Так, св. Горазд добрался до юго-западной части страны (нынешняя Албания), в гор. Белград (теперь гор. Берат), где основал монастырь и там же скончался. Мощи его находятся в городе Берате (Протоиерей Димитър Калев, Свети Горазд, славянски просветител, C., 1970). Дело Святых братьев в Моравии было уничтожено. Лишившись внутренней духовной опоры, Моравия погибла в 905/6 гг. от нашествия венгров. В 1885 г. тысячелетие со смерти св. Мефодия в 885 г. было отмечено во всех славянских странах. Юбилей послужил поводом для возрождения движения к возврату к Православию среди чехов. После Первой мировой войны образовалась Чехословацкая Православная Церковь , как дочерняя Церковь св. Сербской Православной Церкви, с предстоятелем Епископом Гораздом Богемским и Мораво-Силезийским. В 1929 г. Чехословацкое правительство признало Православную Церковь Чехии и Моравии в качестве юридического лица. Во время Второй мировой войны и оккупации Чехословакии Германией, за поддержку оказанную Чехословацкой Православной Церковью антигитлеровскому сопротивлению – предоставление убежища чешским патриотам, немецкие оккупанты запретили Чехословацкую Православную Церковь , арестовали и 1942 г. расстреляли Епископа Горазда, трех священников и 260 православных чешских, моравских и словацких христиан. После Второй мировой войны Чехословацкая Православная Церковь была восстановлена в 1951 г. Чехословацкая Православная Церковь в 1994 г. канонизировала Епископа Горазда как священномученика. Память 22 августа/4 сентября. Моравская миссия Святых братьев Кирилла и Мефодия длилась 22 года и была трагически уничтожена. Однако дело свв. равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия христианского просвещения славянских народов и их обращения в святую православную веру не погибло. Его поднял св. Царь Борис. Болгария спасла их дело. Борьба Св. Царя Бориса за учреждение самостоятельной Болгарской Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14:59 Целиком разделяю мнение о. Александра относительно книги о. Георгия Митрофанова. Его анализ трезв и беспристрастен. Историософски «Трагедия России» беспомощна. Сплошь да рядом у него встречаются выражения, пригодные разве что для провинившегося студента: «Так вышло, так получилось». А почему и зачем – вот главные вопросы для историка и богослова остаются без ответа. Как справедливо отмечал ветеран Великой Отечественной Войны заслуженный профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Аркадий Иванов в личной беседе с автором этих строк, у о.Георгия Митрофанова в его книге практически отсутствует Промысел Божий. Он даже не пытается понять: «Почему мы победили» и не желает признать, что это было благословением Божиим. Его показательные и политизированные поминовения коллаборационистов и связанные с ним проповеди удивляют, если не сказать более. Огромное большинство православного мира поминает совершенно других героев и другие жертвы Второй Мировой Войны. Воля ваша, но для меня несовместимо литургическое почитание священномученика Горазда, епископа Чешского и Силезского, расстрелянного 4 сентября 1942 года за укрытие чешских парашютистов и литургическое заупокойное поминовение тех, кто пособничал палачам владыки Горазда. Можно вспомнить и многих других священномучеников, убитых или немцами, или их пособниками – целый собор новомучеников Сербских, прославленных Сербской Православной Церковью в последней четверти ХХ в. – например Священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский (Память - третье воскресенье сентября) Исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский и т.д. (память – 13 января) и т.д., в общей сложности – несколько десятков имен, а всего немцами и их пособниками было истреблено не менее миллиона православных сербов, в основном – за веру и народность. См. Из более известных нам страдальцев от фашизма стоит вспомнить хотя бы мать Марию Скобцову, брошенную в Равенсбрюк за укрытие евреев и вошедшую в газовую камеру 31 марта 1945 года, по одной из версий – вместо другой женщины.

http://bogoslov.ru/article/412413

Святые равноапостольные Климент, Наум, Савва, Горазд и Ангеляр, славяне по происхождению, были учениками святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских (память 11/24 мая), и помогали святым братьям в деле просвещения славянского народа и в их борьбе против латинских проповедников за утверждение Православия в Моравии. После кончины святителя Мефодия († 6 апреля 885 г.) по его благословению преемником на Моравской кафедре стал святой Горазд, уроженец Моравии и наиболее опытный из учеников святителя, прекрасно владевший греческим и латинским языками. Святитель Горазд с усердием окормлял свою паству, и противники Православия — немецкое духовенство, много причинившие вреда святым Кириллу и Мефодию, начали против него и его сподвижников активную деятельность, пытаясь настроить против народ. Когда это не удалось, они оклеветали святителя Горазда и святых пресвитеров Климента, Наума (память 23 декабря/ 5 января), Савву и Ангеляря перед моравским князем Святополком, обвинив в заговоре и в распространении ложного учения. Латинские миссионеры предъявили святым те же обвинения, которые они ранее выдвигали против их учителей равноапостольных Кирилла и Мефодия: в совершении богослужения на славянском языке, в переводе богослужебных книг и книг Священного Писания на славянский язык, в неверном, по их мнению, учении об исхождении Святого Духа и т. д. Святополк нашел святителя Горазда виновным и, так как сам в то время был занят войной, предоставил их противникам право суда над святителем и его помощниками. Латинские миссионеры, в течение многих лет безуспешно пытавшиеся искоренить Православие в Моравии, теперь торжествовали: началось жестокое гонение на православных. Святитель Горазд и святые пресвитеры, а также многие другие христиане были брошены в темницу. Через 80 дней после жестоких истязаний одних (в преклонном возрасте) изгнали из страны разными дорогами, чтобы разлучить между собой, других продали в рабство евреям. Посол византийского императора в Венеции Василий Македонянин выкупил на венецианском рынке некоторых из них и переправил в Константинополь. Изгнанные же разными путями отправились в Болгарию, где были с честью встречены болгарским князем Борисом (852–888; в крещении Михаил), утвердившим христианство в Болгарии и собравшим при своем дворе людей благочестивых и просвещенных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

С момента образования Православной семинарии в Карловых Варах в 1948 году отец Андрей преподавал там практическую литургику. В 1950 году семинария переместилась в Прагу, и с этого же года в городе Прешов был образован Православный богословский факультет. Батюшка и там занимался преподавательской работой, кроме того, редактировал и готовил к изданию церковную литературу, например, Ладомировский «Великий сборник». 19 июля 1946 года «строителя храмов» возвели в игумены, а к Пасхе 1947 года - в архимандриты. Выдающейся его работой является воздвижение великолепного храма Святого Духа в городе Медзилаборце на востоке Словакии, в 11 км от польской границы. Строительство длилось с 1947 по 1950 год. Храм был воздвигнут как памятник-мемориал героям, павшим на полях Второй мировой войны, прежде всего на близлежащем Дукельском перевале, где велись продолжительные кровопролитные бои. Приёмную комиссию возглавлял генерал Людвик Свобода, ставший позднее президентом Чехословакии. Архимандрит Андрей был верным помощником и почитателем заслуг Владыки Горазда и первым, кто написал его икону. 4 мая 1961 года Епископа Богемского Горазда прославила в лике новомучеников Сербская ПЦ, а 27 августа 1987 года Чехословацкая ПЦ. Сам Владыка Горазд очень высоко ценил в отце Коломацком дар веры, верность и преданность ему как предстоятелю Церкви, исключительные миссионерские качества. Владыка Горазд о нём говорил: «Это ангел, посланный нам от Бога...» Есть сведения, что в начале 1950х годов об отце Андрее говорилось как об одном из кандидатов на епископскую кафедру в Словакии. Возможно, именно из-за его вероятного продвижения по церковной иерархии у батюшки появились недоброжелатели, а зная его бескомпромиссность и привычку говорить правду в глаза, ему чинили препятствия государственные органы власти. Архимандрит Андрей был вынужден уйти с факультета, попробовал вернуться в Прагу. С этого периода и до конца дней земных его жизнь стала жизнью скитальца. Всплывшая в пятидесятые годы «верхушка управителей» ПЦ в Чехословакии не нуждалась в его духовном и организаторском опыте, да и слишком много он знал. Ему не дали никакой управленческой функции, а наоборот, стали отдалять от центральных органов и направлять в уединение. По возвращении в Пражскую епархию в апреле 1952 года он был направлен в глухой район северной Чехии с назначением настоятелем прихода в городе Чешская Липа, в дальнейшем его переводили с прихода на приход. Собственного жилья он не имел, существовал как аскет и скиталец, временно проживая по домам сердобольных прихожан. При этом отец Андрей не унывал, писал иконы, расписывал храмы и иконостасы. Только в 1957 году, когда отцу-труженику уже был 61 год, ему был предоставлен нуждавшийся в ремонте и обновлении храм на окраине города Румбурк. Это был старый римско-католический костёл святого Иоанна Предтечи в крайне плохом состоянии. В заброшенном храме не было ни окон, ни дверей, ни полов, только голые стены; нечто подобное представлял собой и приходской домик.

http://ruskline.ru/analitika/2016/02/20/...

Немцы опять восстали против Святителя и еще раз вооружили против него Святополка. Но как они ни преследовали Мефодия, – заключая его в темницу и моря голодом и холодом и пр. – при его жизни не могли уничтожить его проповеди . Напротив того, к концу жизни Святителя почти все славянския племена, начиная от Хорватии и Далматии до самых пределов Польши и России, слушали его славянскую службу и читали священное писание на родном языке. Те из них, которые доселе не были крещены, как напр. Чехи с их князем Боривоем, приняли святое крещение от самого Мефодия в 880 году. Само государство Моравское, широко раздвинутое Святополком, заключало в себе несколько разных славянских племен; а с распространением Моравского царства распространилась и святая вера. Вместе с этим, само собою разумеется, должны были распространяться и пределы Моравской архиепископии Мефодия, и тем шире и дальше, чем шире и дальше проникала его проповедь. Поскольку же, как мы видели, проповедники Кирилла и Мефодия достигали до самой Руси, или, как мы сказали, до нашей Волыни, то ничего нет удивительного, что при таких обстоятельствах, в составе одной из трех епархий, из коих состояла архиепископская область Моравской церкви Мефодия, могла входить также и земля Волынская. Не даром же, повторяем, сохранилось известие, что Моравская епархия св. Мефодия простиралась до рек Буга и Стыри. На конце дней своих Святитель Мефодий посетил Царьград, куда звал его Греческий Император, чтобы принять от него благословение, как от благовестника величайшего и знаменитейшего в то время. Мефодий с радостью прибыл в город, где провел лучшее время своей молодости, и одаренный царем и патриархом, возвратился в свою епархию, где вскоре скончался, 6-го Апреля 885 года, и погребен в Велеграде, ныне именуемом Старым Велеградом, в храме Пресвятой Богородицы, в стене – против алтаря. Умирая, Св. Мефодий назначил своим преемником одного из ближайших учеников своих, Горазда. Но Святополк, как мы видели, еще при жизни Мефодия, поддававшийся влиянию духовенства Немецкого, поставил после кончины Святителя на его место некоего Викинга немца, епископа Питры, который, с соизволения Святополка, подверг преследованиям Горазда и его сподвижников, а потом и совсем выгнал их из Моравии. Моравскую же епархию Мефодия Папа причислил сначала к округу Немецкого епископа Пассавского, а потом Пражского, пока наконец в 1026 году в Моравии не была основана новая уже чисто Латинская архиепископия в Ольмюце с латинским духовенством, латинскою службою и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

13) Савва (в Царств, епископ охридский). Ученики Константина и Мефодия или, считая с самими первоучителями, так называемые седмичисленники. Мощи Климента находятся в Ахриде, в церкви его имени (Григоровича Путеш. стр. 115 fin.). Гроб Наума – в монастыре его имени, находящемся на юговосточном берегу Ахридского озера (ibid. стр. 127). Мощи Горазда и Ангелария в Белграде албанском или Берате, в тамошней кафедральной митрополичьей церкви (см.  Περιγραφ  τς ερ ς μητροπλεως Βελεγρδων, митр. Анфима,  ν Κερκρ, 1868,  σελ. 112, – а монастырь Горазда близь Берата, который стоит на карте, приложенной к Путешествию Григоровича, в действительности не существует). О мощах Саввы нам ничего неизвестно. Память всех седмичисленников 27 июля, отдельно Климента 25 ноября, Наума 20 июня (Филар., Март.). 14) Николай, архиепископ охридский, будто бы, как пишется в житии его (ныне неизвестном), ставивший в епископы Илариона меглинского. 15) Иларион, епископ меглинский. Родом, по всей вероятности, не болгарин, как думают некоторые, а константинопольский грек (знатного происхождения). Если достоверны наши сведения, поставлен был в епископы неглинские около в 1134 (см. выше стр. 44) архиепископом ахридским Евстафием (в Евфим. житии), и умер после 30-летнего пребывания на кафедре в 1164 г. (выше ibid.). Во время своего продолжительного управления меглинской кафедрой усердно и, по словам жизнеописателя, успешно боролся с находившимися в его епархии еретиками манихеями или богомилами и с армянами 365 , так что наконец успел обратить к церкви большую часть тех и других. Патриарх Евфимий в житии Илариона прибавляет, что «ересь арменская толико (тогда) возмогла бе, яко и кир Мануилу царю греческому вмале не отпасти благочестивыя нашея веры, аще не блаженным Иларионом укреплен бысть догматскими словесы». Мощи Илариона перенесены были из Меглина или Моглены в Тернов (и положены здесь в монастыре 40 мучеников) царем Иоанном Калияном. Память 21 октября. Житие Илариона меглинского, написанное Евфимием патриархом терновским, в Волокол. ркпп. 654 и 655, в Троицк. Лавск. ркп. 686 (Филар., Март.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 9 августа 2024 года 27. Пятница. Вмч. и целителя Пантелеимона. Прп. Германа Аляскинского. Блж. Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского. Свв. равноапп. Мефодия, Кирилла, Климента, Наума, Саввы, Горазда и Ангелария. Свт. Горазда, архиеп. Моравского. По Уставу, служба вмч. Пантелеимона шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (Б) . По благословению настоятеля, возможно совершение бденной службы в честь святого (А) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 4й и глас 2й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – великомученика, глас 6й: «Возсия днесь…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит…». Вход. Прокимен дня. Паримии великомученика – 3. На литии стихира храма и стихиры великомученика, глас 1й, глас 2й и глас 5й. «Слава» – великомученика, глас 5й: «Приидите, мучениколюбцы…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Блажим Тя, Богородице Дево, и славим Тя…». На стиховне стихиры великомученика, глас 1й (со своими припевами). «Слава» – великомученика, глас 8й: «Матернее возлюбив благочестие…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево…». По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученика, глас 3й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, ходатайствовавшую…». Кафизмы 19я и 20я. Малые ектении. Седальны великомученика. Полиелей. Величание великомученика и избранный псалом. Седален великомученика по полиелее, глас 4й: «Торжествуют днесь…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Матерь Божию…». Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен великомученика, глас 4й: «Праведник, яко финикс, процветет и, яко кедр, иже в Ливане, умножится»; стих: «Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут». Евангелие великомученика. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами великомученика…» . Стихира великомученика, глас 3й: «Возсия днесь…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010