В латинство было обращено множество иерархов низшей степени: Иоасафат, митрополит Лакедемонийский (1625), три патриарха Охридских (между 1624 и 1658 годами), Мелетий Родосский (1645-1651), митрополит Эгинский Каллиник со множеством своих клириков (1727 г.), шесть греческих епископов на Кикладских островах (1662 г.), а также монастырь св. Иоанна Богослова на о. Патмос (1681 г. и вновь 1725 г.), женский монастырь на о. Санторини (1710 г.), игумен Иверского монастыря на Афоне (1726 г.), игумен монастыря на о. Гидра (1727 г.) . Этот список, конечно же, далеко не полный, поскольку обращения были, как правило, тайными. Таким образом, вырисовывается картина состояния греческой иерархии в тот период, и она во многом совпадает с положением Православной Церкви на Украине в предуниональный период . Трудно поверить, что все названные и неназванные иерархи, шедшие на компромиссы с Римом, делали это из искренних убеждений. Очевидно, что их мотивы носили утилитарный характер. 1.3. Противодействие православных. Досифей Иерусалимский (1669-1707). Однако находились и такие иерархи, которые были искренне преданы Православию. Самым выдающимся из них был Иерусалимский патриарх Досифей (1669-1707). Народ прозвал его " бич латинян " . Францисканцы называли его " infensissimus Latinae ecclesiae hostis " . Досифей был рукоположен в диаконы в возрасте одиннадцати лет, митрополитом стал в 25 лет, а патриархом - в 28. В 1682 году в Яссах на средства патриархии он учредил типографию, в которой начал печатать антилатинские книги. И не только на греческом языке, но и на славянском, болгарском, турецком и арабском. Книги часто раздавались даром. Сам он был автором следующих трудов: Об его отношении к латинстству доктор Covel пишет: " В одном из писем, которыми я располагаю, он называет папу " зверем, диким медведем, мерзостью запустения на месте святе " , а в другом письме характеризует его следующим образом: " не отец, но растлитель рода христианского " . Латинских монахов он называет " дикими зверями, немилосерднейшими человекоубийцами, демонами " .

http://pravoslavie.ru/archiv/anabaptism....

В 1994 году монастырь был возвращен Владимиро-Суздальской епархии, 24 июня того же года его передали гороховецкому мужскому Троице-Никольскому монастырю в качестве скита. Были начаты восстановительные работы. В 1999 году скит Троице-Никольского монастыря был преобразован в Знаменский женский монастырь. Сегодня обитель продолжает возрождаться, в монастыре живет больше 20 монахинь. Знаменский храм полностью восстановлен, восстановлена и монастырская колокольня, келейный корпус. Построен игуменский корпус, хозяйственные постройки. Вопрос о времени возникновения Знаменского монастыря, что на Красной Гриве, до недавнего времени являлся открытым. В дореволюционной литературе датой основания считался 1669 год. В качестве обоснования привлекалась грамота Патриарха Иоасафа, датируемая 23 октября 1669 года, в которой гороховецкому купцу Семёну Никифоровичу Ершову разрешалось на новом месте " в Гороховском уезде за рекою, за Клязмою, на Гриве, воздвигнуть новую церковь во имя Знамения Пречистыя Богородицы " . Однако в краеведческих работах конца ХХ столетия дата основания была перенесена на 1597/1598 год. Действительно, в писцовой книге Гороховца 1687 года, сказано: " В Гороховце за рекою Клязмою монастырь на Красной Гриве построен в 7106 (1597/1598) году " . При этом более ранние писцовые книги Гороховца, равно как и другие источники до 70-х годов XVII столетия, о существовании Знаменского монастыря ничего не сообщают. Данное противоречие объяснили несколько лет назад во время подготовки статьи, посвящённой Гороховецкой обители, в " Православной энциклопедии " . Оказалось, что краеведы пользовались не оригиналом писцовой книги, а её публикациями второй половины XIX века во " Владимирских епархиальных ведомостях " . При публикации документа произошла опечатка, в результате чего и появился ошибочный 7106 год от сотворения мира. В настоящее время считается, что Гороховецкий Знаменский Красногривский монастырь возник в последней трети XVII века, не позднее 1677 года. Традиционно " золотой век " Знаменской обители связывается с именем купца С.

http://sobory.ru/article/?object=01071

и многих писем в нихъ не обретается. – В подтверждение жалоб патриарха Никона можно привести несколько примеров из переписки приставов С. Наумова в 1668–1670 гг. и С. Шайсупова в 1671–1674 гг. с властями Кирилло-Белозерского монастыря о необходимых Никону книгах. В 1669 г. по просьбе патриарха Никона С. Наумов дважды – 28 февраля и 18 марта – просил прислать в Ферапонтов монастырь книгу Пролог, вторую часть (с марта по август) «печатную в десть»; заказ был выполнен только 26 марта – РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 83, л. 48, 50, 51. В том же году Минея на май была прислана 12 числа, а на июнь – 3 июня – РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 83, л. 63, 64, 67, 68. В документах нет сведений о получении Никоном запрашиваемых через С. Наумова 3 июля 1669 г. следующих книг: «Бесды евангелские толковые, печатные» или «ино еще три евангелиста... хотя писмяные»; «Апостол толковой и с соборны посланиим и з Дянием»; «Псалтырь толковая болшая Максимова Грека переводу»; «Летописей великий – Гранограф»; «Книга Никона Великого» – РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 83, л. 81. Возможно, они не были присланы. Заказанную 17 февраля 1670 г. книгу Иоанна Лествичника , присланную из Кириллова монастыря 20 числа, патриарх Никон сразу вернул из-за мелкой печати – РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 83, л. 132. А 1 сентября 1673 г. патриарх Никон просил книгу Минею на сентябрь «печатную в десть крупные печати» и через пристава С. Шайсупова выговаривал властям Кириллова монастыря: «...а полудестевую, которая прислана, к себ взять и впредь бы, де, полудестевые книги Мини к нему не присылать» – СПбИИ РАН, колл. 189, л. 98, 99, 110, 112. Л. 122 ...голова московских стрельцов Иларион Лопухинъ да приказу Тайных дл подьячей Артемей Степанов... с твоею, государскою милостынею... – Стрелецкий голова Ларион Лопухин и подьячий приказа Тайных дел Артемий Степанов приезжали в Ферапонтов монастырь 18 января 1672 г. Приветствуя Никона «святым и великим отцом», они поднесли патриарху царскую милостыню (деньги, рыбу, шубы), а на словах передали, что царь указал для обихода патриарха Никона пользоваться помощью белозерских (Кириллова, Троицкого и Новоезерского) и вологодских (Спасо-Каменного и Спасо-Прилуцкого) монастырей – см.: 9, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Заказывая богослужебные книги, патриарх Никон требовал, чтобы они непременно были печатными и,как правило, изданными во время его патриаршества. Например, в январе 1669 г. патриарх Никон просил прислать ему Служебник «нынешных последних новых выходов» 1321 , а в декабре того же года – Часослов «ево, Никонова, исправления» и Служебник «новой печати, что изложили патриархи» 1322 . Если вместо печатных высылали рукописные книги, Никон тут же их возвращал назад, выговаривая свое недовольство через приставов. Так, 1 июля 1669 г. Никону была прислана рукописная Минея на июль, но патриарх тут же возвратил книгу и взамен потребовал печатную; 3 июля его просьба была удовлетворена 1323 . Богослужебные книги, которые высылали патриарху Никону из Кириллова монастыря, были богато украшены, в «красной» и «черной коже», «басмяны по золоту», имели «застежки медные», что нередко отмечалось в сопроводительных документах 1324 . Однако для патриарха Никона значение имел не столько внешний вид книги, сколько удобство пользования ею; страдающий слабым зрением патриарх обращал внимание на размер книги и шрифт. Непонравившиеся экземпляры он сразу возвращал, чем вызывал недовольство монастырских властей. Так, в феврале 1670 г. из Кириллова монастыря Никону по его просьбе была прислана книга с сочинениями Иоанна Лествичника , но патриарх не принял ее, поскольку «печатью мелка», и потребовал другую, «печатью покрупнее» 1325 . В сентябре 1673 г. Никон, получая Минею «печатную в десть крупные печати», выговаривал монастырским властям через пристава С. Шайсупова, чтобы «полудестевую, которая прислана, к себе взять, и впредь бы, де, полудестевые книги Минеи к нему не присылать» 1326 . Таким образом, конфликты патриарха Никона с властями северных монастырей были вызваны неточным или несвоевременным исполнением его просьб и пожеланий о необходимых для келейного пользования книгах. 3 . Среди книг, которые патриарх Никон просил выслать из Кириллова монастыря, были не только богослужебные, но и четии. Их Никон мог использовать в качестве источников в переписке с царем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечания Л. 36а ...благочестивйшей великой государыни царице и великой княгин Марии Ильичн, и их благородным чадом... и великой княжн Феодосии Алексевн. – Патриарх Никон перечисляет следующих членов царской семьи: царицу, первую супругу царя Алексея Михайловича, Марию Ильиничну Милославскую, второго их сына царевича Алексея (о них см. примечания к посланию Никона июля 1658 г.), а также их других детей, сыновей – царевичей Феодора (май 1661 апрель 1682) и Симеона (апрель 1665 – июнь 1669), дочерей – царевен Евдокии (февраль 1650 – март 1712), Марфы (август 1652 – июль 1707), Софьи (сентябрь 1657 – июль 1704), Екатерины (ноябрь 1658 – май 1718), Марии (январь 1660 – март 1723) и Феодосии (май 1662 – декабрь 1713); поименованы также и сёстры царя Алексея Михайловича царевны и великие княжны Ирина Михайловна, Анна Михайловна и Татьяна Михайловна. ...архимандрит Акакий, намстник монах Леонидъ, иконом иеромонах Феодосий... – перечислены представители власти Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Архимандрит Акакий приступил к управлению обителью 14 февраля 1666 г. (до 1669 г.). Назначен патриархом Никоном из казначеев монастыря. Скончался и погребён в обители – Леонид 1876, 126. Наместник иеромонах Леонид, духовник патриарха Никона в Воскресенском монастыре, запечатлён на парсуне – прижизненном портрете патриарха Никона с братией Воскресенского монастыря – Зеленская 2002, 370–376; Зеленская 2002а, 11–12: Зеленская 2002б, 98. С 1664 г. он находился в Воскресенском монастыре в заточении, причины которого неизвестны. 13 декабря 1666 г. иеромонах Леонид в числе других людей, находившихся на службе при патриархе Никоне в Воскресенском монастыре и прибывших с ним на церковный Собор в Москву, был допрошен Собором – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 10. По свидетельству Паисия Лигарида, иеромонах Леонид в подробностях рассказывал о перенесённых им страданиях от Никона, и его слушали со слезами на глазах. По царскому указу 31 декабря чёрный поп Леонид, согласно его собственному прошению, был отправлен в Успенский Шаровкин монастырь Перемышльского уезда – Эйнгорн 1893а, 11–12.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Наталия Алексеевна, великая княжна, дочь царевича Алексея Петровича, от брака с Шарлотой-Христиной-Софией, принцессой Брауншвейг-вольфенбюттельской, род. 1714 г. ум. 1728 г. 51 Веселовский Исаак Павлович, начал службу при Петре I, обучал русскому языку имп. Петра III (в 1742) и ум. тайн. сов. в глубокой старости, в 1754 г. 52 Родитель этот, Петр Михайлович, впоследствии граф, род. в 1664 г. ум. 1743 г. Он – первый Бестужев, начавший писаться Бестужевым-Рюминым. 54 Семейству его, постановлением Верховного Тайного Совета 4 октября 1727 г., определено дать 25 тыс. руб. вознаграждения – сумма, по тому времени, большая. См. Чтения в Обществе Истории к Древностей Российских. 1858 г. кн. III. Отд. II. с. 66. 55 Князь Меншиков, 25 мая 1727 г., обручил 18-летнюю дочь свою, Марию, имп. Петру II. – Невеста эта разделила жребий своего отца. 58 Евдокия Федоровна Лопухина, в иночестве Елена, первая жена имп. Петра I и мать царевича Алексея, родилась в 1669 г., венчана с Петром в 1689 г., пострижена в 1669 г.; взята под крепкую стражу в 1718 г.; ум. 27 Августа 1731 г 59 Пашков Егор Иванович, генерал-майор, член военной коллегии в 1727 г. Владелец мызы Рябова, в 15 верстах от Охты, в 1722 г. 62 Бестужев-Рюмин Михаил Петрович, впоследствии граф, род. 1618 г. ум. 1760 г., находился послом в Стокгольме с1721 по 1741 г. Жене его, рожденной гр. Головкиной, вдове гр. П. И. Ягужинского, урезав язык и она сослана в Сибирь в 1743 г. После того был женат вторично заграницей. 63 Нелединский, Юрий Юрьевич, дед известного писателя Юрия Александровича Нелецкого-Мелецкого, заведовал кожевенным делом в России, в 1716–1717 гг. 64 Кутузов, Тимофей Кириллович. Царедворцем заседал в Каммер-коллегии 1719 г. Был азовским ландратом в 1715 г. 65 Черкасов Иван Антонович, впоследствии барон, род. 1690 г. ум. l752 г. При имп. Петре I служил кабинет-секретарем, при имп. Анне сослан в Казань; при имп. Елизавете был действительным тайным советником. 66 Кречетников, Никита, в 1736 г. был подполковником и, с 29 марта, генерал-провиантмейстер-лейтенантом. – Сын его, Михаил Никитич, генерал-аншеф и главнокомандующий в новоприсоединенных от Польши областях 6 мая 1793 г., возведен в графское Российской Империи достоинство, но, спустя 3 дня, умер бездетным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Абрам II ...1492 -1497 Ефрем I 1497 -1500 Доротэос II ....1503 -1510; 1511 -1516 Дионисэ ...1510-1511 Василий VI 1517 -1528 Малахия 1528 -1538 Мелхиседек II 1538 -1541 Германа 1541 -1547 Свимон V 1547 -1550 Зебеде I 1550-1557 Николоз IV 1562 -1584 Николоз V 1584 -1591 Доротэоз III 1592 -1599 Доментий I 1599 -1603 Зебеде II 1603 -1610 Иоанэ VI 1610 -1613 Захария 1613 -1630 Эвдемоз I 1630 -1643 Христэфоре ..1643-1660 Доментий II ....1660 -1675 Николоз -VI 1675 -1676 Николоз VII ...1676 -1687; 1691-1696 Иоанэ VII ....1687 -1691; 1696-1700 Эвдемоз II 1700-1703 Доментий III ...1704 -1729; 1735 -1742 Бесарион 1724 -1737 Николоз VIII 1742 -1744 Антоний 1Ч ...1744-1756; 1763-1788 Иосеб 1756-1763 Антоний II .1788 -1810 (l827) Известные Католикосы Абхазские и Имеретинские (Западные Грузинские Католикосы) Арсений ....1390 Иоанэ-Иоакимэ 1455 -1474 Стефана 1470 -1516 Малахия I 1529 -1532 Эвдембз I 1543-1575 Эквтыме I.................................1578 -1605 Малахия II 1605 -1639 Григоль I 1612-1659 Максима I ....1628 -1647 Бесарион I ...1647 -1656 Захария 1657 -1659 Свимон I ...1659 -1666 Давид 1667 -1682; 1682-1697 Свимон II 1665 -1681 Звдемоз II ....1667 -1669 Эквтыме II .....1669 -1674 Георгий 1701 Николоз 1703-1710 Григоль II 1706-1742 Германа 1742-1754 Бесарион II 1755-1766 Иосеб 1767-1776 Максиме II 1776 -1795 Экзархи Грузии 1. Митрополит Варлаам Эристави............1811—1817 2. Митрополит Феофилакт Русанов .....1817 —1821 3. Митрополит Иона Василевский.............1821 —1832 4. Архиепископ Моисей Богданов-Платонов 1832-1834 5. Архиепископ Евгений Баженов .......1834 —1844 6. Митрополит Исидор Никольский...........1844—1858 7. Архиепископ Евсевий Ильинский.........1858-1877 8. Архиепископ Иоанникий Руднев...............1877 —1882 9. Архиепископ Павел Лебедев....................1882 -1887 10. Архиепископ Палладий Раев....................1887 —1892 11. Архиепископ Владимир Богоявленский......1892 —1898 Архиепископ Флавиан Городецкий.........1898—1901 Архиепископ Алексий I Опоцкий............1901 —1905

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

Так, колонки, покрытые лепным орнаментом, украшающие входную пристройку храма свт. Николая, близки к элементам интерьера собора Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря ( Кацер. 1948. С. 49, 50-51). Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1669–1672 гг. Фотография. 2016 г. Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1669–1672 гг. Фотография. 2016 г. Подробное описание М. м. оставил московский стольник и дипломат П. А. Толстой, который, посетив мон-рь 5 апр. 1697 г. вспоминал: «...во время чтения Святого Евангелия, и на Херувимской песни, и на словах Христовых, и на причастии стрелба была у той церкви ис трех пушек, и пред царскими дверми ставились мещане с великими изрядными свещами 14 человек» (Путешествие. 1992. С. 14). Церковь во имя прп. Онуфрия Великого. 1793–1798 гг. Фотография. 2014 г. Церковь во имя прп. Онуфрия Великого. 1793–1798 гг. Фотография. 2014 г. М. м. дважды сильно пострадал во время Северной войны: его ограбили уходившие из Могилёва швед. войска, а затем казаки и калмыки из конных частей рус. войск. Обитель запустела, в 1719 г. была возрождена как мужская. В 1747 г. в связи с необходимостью защиты от католиков и униатов власти М. м. добились выдачи им копий предшествующих привилеев кор. Владислава IV Вазы. В 1754 г. М. м. был закрыт, церкви оставались приходскими до нач. 30-х гг. XX в. В 1793 г. по инициативе архиеп. Могилёвского, Мстиславского и Оршанского свт. Георгия (Конисского) рядом с Никольской ц. началось возведение теплого отапливаемого храма, который в 1798 г. еп. Могилёвский и Витебский Анастасий (Братановский-Романенко) освятил во имя св. Онуфрия. К нач. XX в. при Никольском храме существовали 2-классное церковноприходское училище и богадельня. В 1915-1917 гг. в Могилёве находилась Ставка Верховного главнокомандующего. Имп. св. Николай II Александрович с семьей посещал Никольскую ц. В 20-30-х гг. XX в. из храмов бывшей обители была изъята ценная церковная утварь, а иконостас Никольской ц. уничтожили. Богослужения не совершались с 1934 г., после смерти свящ.

http://pravenc.ru/text/2563900.html

Православные сумели достойно оценить и отблагодарить князя за помощь и внимание, оказанные в столь важном и святом деле, поднося ему самые трогательные, благодарственные адресы 751 . Зная всегдашнюю готовность и сочувствие его ко всякому доброму делу и нужде, они обыкновенно обращались к нему во всех своих нуждах и обстоятельствах и всегда находили в нем надежную охрану и помощь. В стране хищничества, грабежей и набегов, где личная безопасность может быть охраняема только вооруженной рукой, в замке этого «доблестнейшего и кротчайшего рыцаря» содержались для них вооруженные отряды. В случае путешествий они получали от него надежный «конвой из драгун» 752 . В жизни общественной, церковной и политической не было ни одного важного дела, ни одной крупной тяжбы, с которыми бы они не относились к нему за мудрым советом и наставлением; делились с ним всякой политической новостью и вверялись ему во всем безусловно 753 . Достойно замечания, что всем православным священникам вменено было в обязанность иметь от князя «презенту на церковь » 754 . Не занимая в отечестве никакой видно должности, но живя часто за границей, среди немцев, Богуслав заграничные связи и знакомства употреблял на пользу покровительствуемых им диссидентов. С кончиной Богуслава (в 1669 г.), они лишились могущественных защитников, каких они имели в мужской линии Радзивиллов в течение 122 лет (с 1547 по 1669 г.). Единственная дочь и наследница Богуслава Радзивилла Людовика, Каролина (оставшаяся по смерти отца малюткой), бывшая в замужестве за Людвигом, маркграфом бранденбургским, а по смерти его – за Карлом-Филиппом, герцогом нейбургским, всемерно поддерживала протестантов и православных. Грамотой от 20 марта 1690 года она всенародно заявила, что всем последователям старожитной греко-русской религии, жившим в ее княжестве и местечках слуцком и копыльском, также в кейдановском, копыльско-беликском, заблудовском, невельском и семиградском княжествах ее, именитые предки не только дозволяли полную свободу в отправлении богослужения, но и оберегали все церковные и гражданские их права и преимущества, охраняли их церкви от насильственного введения унии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Да ты же, великий государь, присылал свое жалование с Родионом Матфеевичем Стрешневым... и то твое не принял... – См.: 2. Примечания. Л. 181. ...прелюто бо есть и воистину бдно, иже кому гнвъ царьский понести. – Ср.: Притч. 16:14; 19:12; 20:2 . ...все злое видл от приставов, яко же от первых, тако и нын. – За время пребывания патриарха Никона в Ферапонтовом монастыре при нём сменились три пристава: первым был полковник Аггей Алексевич Шепелев (см.: 2. Примечания. Л. 181), вторым – Степан Лаврентьевич Наумов (см.: 1. Примечания. Л. 14), третьим – Самойло Шайсупов (о нём см. ниже: Примечания. Л. 199). Л. 197 «Будете, – рече, – щедри, яко же и Отецъ вашъ Небесный щедръ есть». – Лк. 6:36 . ...прислал Ивана Обрасцова с милостивым своим указом. – См.: 3. Примечания. Л. 55. Л. 198 ...присылал Родиона Матфеевича Стрешнева с встью... великие княгини Марии Ильичны не стало... – О Р.М. Стрешневе см.: 2. Примечания. Л. 181. Царица Мария Ильинична Милославская, первая жена царя Алексея Михайловича, скончалась 3 марта 1669 г. А по государын цариц во всю сороковицу и Канонъ плъ... – В течение сорока дней после кончины по умершему правят сороковицу – совершают поминовение, читают заупокойные молитвы и иные молитвословия на каждый день. И после Поста и Свтлой недли, по твоему, государеву, правили в монастыре сороковицу. – Сороковой день после смерти царицы Марии Ильиничны совпал с праздником Пасхи – 11 апреля 1669 г., поэтому по указу царя панихидную службу в Ферапонтовой монастыре совершали через неделю, после Светлой седмицы. Л. 199 ...сына твоего, государева, а нашего государя царевича и великого князя Алексия Алексиевича не стало... – Царевич Алексей Алексевич скончался 17 января 1670 г. А как переменил князь Самойло... – 12 июня 1671 г. на смену приставу С. Наумову в Ферапонтов монастырь прибыл стольник князь Самойло Никитич Шайсупов с 20 новыми стрельцами и сотником, но указа об облегчении участи опального патриарха не привёз – РГАДА, ф. 27, оп. 1, л. 140а, ч. 1, л. 189; ч. 2, л. 35; Барсков 1912, 113, Шушерин 1997, 235. С.Н. Шайсупов в 1627–1629 гг. патриарший стольник, с 1629 г. стряпчий, стольник с 1636 г. до 1676 г. – Указатель 1853, 470. В 1653–1654 гг. С.Н. Шайсупов был воеводой в Карпове – Барсуков 1902, 95, 596.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010