182       Симбирский протопоп Никифор, не желавший служить по новоисправлен­ным книгам, был расстрижен еще до собора 1666 г. единоличным решением греческих патриархов Макария и Паисия, которые столкнулись с ним в Симбир­ске на пути своего следования в Москву. Московский собор 1666–1667 гг. осу­дил Никифора вместе с другими старообрядцами. Вскоре по прибытии в пусто- зерскую ссылку протопоп Никифор умер (в 1668 г.). 183       Царский указ о ссылке в Пустозерск Аввакума, Никифора, Лазаря и Епифания был подписан 26 августа 1667 г. На следующий день Лазаря и Епифания «казнили» на Болотной площади урезанием языков; 30 августа всех четверых отправили по этапу. Сосланные прибыли в Пустозерск 12 декабря 1667 г. 184       Поручная запись с сыновей Аввакума Ивана и Прокопия была взята 20 сен­тября 1666 г. «Прибрели» они из Москвы на Мезень летом 1669 г., а весной 1670 г. (в марте, после казни юродивого Федора и Луки Лаврентьевича) вместе с матерью были заключены в земляную тюрьму. 185       Аввакум имеет в виду свои так называемые Четвертую и Пятую челобит­ные царю Алексею Михайловичу. В Четвертой челобитной (1668) он извещал царя о смерти протопопа Никифора и просил отпустить из Москвы на Мезень своих сыновей. В Пятой (1669) обличал царя и рассказывал ему о своих видени­ях, говорил о его ответственности за сохранение старой веры. 186       «Ответ православных» – важнейшее полемическое сочинение в защиту старой веры, написанное от лица всей пустозерской братии дьяконом Федором к началу 1669 г. 187 хотел их «вычитать», прежде чем отправлять адресатам, Лазарь же не давал на это согласия. По словам дьякона Федора, отец Лазарь написал эти послания «страшно и дерзновенно зело – суда на еретиков просил». В послании царю Лазарь не только просил, но и грозил: «И аще мы мучимы есмы всяко и казними, в тесных темницах затворены и о сем, царю, будут судиться с тобою прародители твои и прежния цари и патриархи к сим же и святии отцы». В феврале 1670 г. послания Лазаря были наконец отосланы в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zhitie-p...

1509 . Вознесенский – Киево – Печерский, женский, совсем уничтожен­ный, в гор. Киеве, где ныне арсенал, против св. врат Лаврских. Основан в 1566 г.; в 1707 г. по причине уст­ройства крепости инокини переведены в Фроловский мон. на Подоле. Церковь , построенная в 1705 г. матерью гетмана Мазепы, Мариею, бывшею здесь игуменьею, разобрана в царствование Импер. Екатерины II. “Ист. Росс. Иер.”, III, 581; Ратшин, 132; Закревский, “Летоп. и опис. гор. Киева”, 232; “Акты истор.”, V, 164 (Жалов. грам. 1688 г. на отчины и угодья и на приписный к нему Глуховский-Преображенский мон.); “Матер. для стат. России”, 1841 г., Отд. I, 19; “Пут. по св. мест. Русск.”, II, 185; Протоиер. Н. Думитрашко, “Ист. стат. очерк Золотонош. Красногор. Богослов. жен. м-ря”, 44 (грамоты на поместья); А. Муравьев, “Киев и его свят.”, 1864 г., 180; И. М., “Паломн. Киев.”, 1849 г., 45; Строев, “Список иерар. и настоят.”, 29, 12; “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, VIII, 32 (Письмо 1669 г. к царице Марье Ильин. игумении Афанасии Салтановны с просьб. о милостыне), 43 (Челобит. 1669 г. архим. Иннок. Гизеля, см. пункты 5 и 13; список с челобит.: II, 1 об отказе от имущества в пользу Печерск. м-ря), 82 (Ц. гр. 1669 г. об утверждении имущ. за Печер. м-рем); IX, 87 (Письмо 1671 г. игум. Афанасии Матвееву о по­собии по случаю быв. пожара); “Дополн. к Акт. истор.”, X, 72 (Ц. гр. 1683 г. о даче игуменье Марье-Магдалине Мазепиной 100 руб. на постр. теплой церкви); XII, 46 (Разн. документы 1687 г., относящ. до м-ря; в 1665 г. игуменья Афанасия Андаховская; в 1687 г. игум. Мария Магдалина, мать Мазепы); “Акты Зап. Р.”, V, 25 (Послушн. гр. 1648 г. крестьян. села Подгорцев об отправл. монастыр. работ и повинн.; игум. Магда­лина Белецкая), 175 (Универсал 1687 г. на влад. прежнею отчин. с придачею к ней села Бугаевки с приселк. Берковым; игум. Магдал. Мария Мазепина), 181 (Универсал 1688 г. Переясл. полку не вступаться в село Иванково, принадлежащ. м-рю); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1885 г., II, Отд. 2, 65 (Опись Киеву 1682 г.); “Сборник летоп. южн. и зап. Руси”, 46 (о построении крепости и переводе м-ря в Флоролавр. м-рь, в 1707 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Такую же позицию заняли Александрийский патриарх Паисий , осенью 1669 г. находившийся в Могилёве, и К-польский патриарх Мефодий III , подтвердивший права Иосифа (Шумлянского) 8 апр. 1670 г. по просьбе гетмана Петра Дорошенко и митр. Иосифа. В то же время И. заручился поддержкой Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары , в 1670 г. огласившего в Яссах проклятие Иосифу (Шумлянскому) как «фальшивому пастырю» и призвавшего православных Львовской епархии повиноваться И. как единственному «истинному епископу». Не было единого мнения по поводу спора епископов за Львов и у польск. властей. 12 июля 1668 г. кор. Ян II Казимир, приняв во внимание жалобы сторонников Иосифа (Шумлянского), отменил избрание Свистельницкого. Однако вступивший на польский престол в 1669 г. Михаил Вишневецкий 20 сент. 1670 г., 6 апр. 1671 г. и в 1673 г. подтвердил права И. в отношении Львовской кафедры, отвергнув притязания Иосифа (Шумлянского). По-видимому, позиция кор. Михаила Вишневецкого была обусловлена резко негативным отношением польск. властей к поддерживавшему Иосифа (Шумлянского) митр. Иосифу (Нелюбовичу-Тукальскому), к-рый в 1668-1673 гг. вместе с Петром Дорошенко прилагал активные усилия к подчинению правобережного гетманства Османской Порте. В 1668-1673 гг. И. вел судебную тяжбу с Иосифом (Шумлянским) за Львовскую епархию, соперничавшие епископы совершали нападения на владения друг друга. Последствиями противостояния архиереев стали существенная дезорганизация епархиальной жизни и разделение духовенства и паствы на 2 лагеря. Отчетливо эти процессы отразились на епархиальном соборе, созванном Иосифом (Шумлянским) 26 апр. 1669 г. Из 37 наместников (протопопов) Львовской епархии большинство (21) не признавали власть Иосифа: на собор не прибыли 5 протопопов Львовского, почти все (13 во главе с кафедральным протопопом) протопопы Галицкого и 3 (из 5) протопопа Каменецкого (Подольского) генеральных наместничеств («крылосов»), сохранившие верность И. и подчинявшиеся его генеральному наместнику («оффициалу») о.

http://pravenc.ru/text/293652.html

Фотография. 2016 г. По упоминаниям современников можно предположить, что М. была адресатом посланий мн. деятелей раннего старообрядчества и, по-видимому, много писала сама. Из эпистолярного наследия М. сохранилась часть ее переписки с протопопом Аввакумом 1669-1670 гг., к-рая попала в руки властей и отложилась в фонде Тайного приказа (личной канцелярии царя Алексея Михайловича): 4 письма протопопа Аввакума из Пустозерска, 2 письма М. протопопу Аввакуму в Пустозерск и одно - его жене Анастасии Марковне на Мезень, датируемые 1669 г. (одно письмо протопопу Аввакуму написано собственноручно, 2 других - под диктовку, но в письме к Анастасии Марковне М. сделала приписку). В посланиях М. нет рассуждений по догматическим и вероисповедным вопросам. Это письма хозяйки, матери, сокрушающейся «в суетах мирских и душевных печалех». В письмах, написанных до ареста М., речь идет о ее ссоре с юродивым Федором («лукав есть и зело злокознен»), о посылке боярыней денег, содержится просьба о благословении на возможную женитьбу сына. Письма и М. и протопопа Аввакума 1669-1670 гг. являются образцами частной переписки. Иной характер имеют 2 письма протопопа Аввакума М. и ее соузницам кнг. Урусовой и Даниловой: одно письмо 1672 - нач. 1673 г. в Москву, другое - 2-й пол. 1673-1675 г. в Боровск. Автор укрепляет страдалиц в вере и в намерении пострадать за свои убеждения, уже в 1-м письме называя их «новыми исповедницами Христовыми» (БЛДР. 2013. С. 217). Эти послания, касающиеся вероисповедных вопросов, были сохранены старообрядцами и распространялись позже в списках. Такое же большое значение имело и др. сочинение Аввакума - «О трех исповедницах слово плачевное», панегирик, явившийся откликом автора на известие о смерти боровских узниц. Вместе с тем в тексте содержатся ценные свидетельства современника-очевидца о жизни и стоянии за веру московской боярыни. В нач. XX в. старообрядцы Белокриницкой иерархии подняли вопрос о прославлении старообрядческих мучеников, в т. ч. М. и ее соузниц. 30 авг.

http://pravenc.ru/text/2564174.html

от царя за присылку книги «Утешение»); IX, 23 (Письмо 1669 г. гетм. Демьяна Многогрешного к архиеп. Лаз. Барановичу с просьбою послать в Москву игум. Иеремея Ширкеевича), 34 (Письмо к царю архиеп. Лаз. Барановича о неудовольствии гетм. Многогрешного), 36 (Известия, сообщен. в Москве игум. Иеремеем Ширкевичем, и речь, говоренная игумену стольн. Артемоном Матвеевым), 38 (Ц. гр. архим. Иннок. Гизелю о напечатании 200 экземпл. “Бесед на Деяния Апостольские”), 42 (Письмо 1670 г, к царю Лаз. Барановича с благодарн. за милостивую грам., присланную с Иеремеем Ширкевичем), 146 (Статейный список 1672 г.; игум. Ширкеевич), 147 (Дело 1672 г. о гетм. Многогрешном, см. XXII допросы сообщников гетмана); X, прибавл. к 5, стр. 822 (Опис. городов 1654 г.; упоминается строитель черный поп Иоасаф); “Собр. госуд. грам. и договор.”, IV, 67 (Акт избрания 1669 г. в гетманы Демьяна Многогрешного; игум. Иеремий Ширкович); Иванов, “Опись госуд. разрядн. архива”, 369 (речь царю Алексею Мих. игумена Иеремии Ширкеевича 1669 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе Заднепровских); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1884 г., II, Отд. 1, 9 и 35 (акты южно-русс. м-рей архива Маркевича; Сосницкий м-рь был приписан к лавре, но когда сгорели в нем бумаги, епис. Рувим в нач. XVIII ст. сделал его самостоятельным); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., VI, 329 (в 1679 г. св. Димитрий Ростов. посетил м-рь), 331 (в 1681 г. скончался игум. Иеремия Ширкевич), 333 (в 1681 г. св. Димитрий Ростов. получил указ на игуменство Максаков. и Клюсовское), 334 (в марте 1682 г. св. Димитрий сдал игуменство Максаковское), 368 (в 1692 г. м-рь приписан к Крупиц. Батурин. м-рю). 282. Малино – Островский – Рождество – Богородицкий , женский, единоверческий, общежительный, Черниговской губ., Новозыбковского у., в 10 вер. от Новозыбкова и в 2 вер. от посада Тимошкин-Перевоз, при р. Ипути. Он из раскола в единоверие присоединен в 1842 г., и был мужским до 1865 года, когда обращен в женский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Николая Чудотворца с больничной палатой. 1669 г. Фотография. 2007 г. Больничная деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца с трапезной, согласно краткой редакции Жития, была построена прп. Евфимием ( Клосс. 2001. С. 362). В писцовой книге Суздаля кон. 20-х гг. XVII в. и в описи мон-ря 1660 г. этот храм не значится. Очевидно, он обветшал и был разобран. В обоих источниках упоминаются лишь больничные кельи (в 1660 - 2 «бревенные» кельи с сенями). Придельная Никольская ц. в то время находилась в Преображенском соборе. В 1669 г. в Е. м. был построен сохранившийся каменный одноглавый бесстолпный Никольский храм, близкий по формам к надвратной Благовещенской ц. С запада к храму примыкает 2-этажный больничный корпус. Храм был возведен по благословенной грамоте архиеп. Суздальского и Юрьевского Стефана, к-рая была выдана в ответ на челобитную настоятеля Е. м. архим. Павла и келаря Иова от 23 мая 1669 г. Челобитчики обещали «построить в монастыре больнишней братье новую каменную теплую церковь... з болницами как преж сего была при чюдотворце Евфимие». Согласно описи 1758 г., в церкви стоял 3-ярусный иконостас, устроенный в XVII в. Со 2-й пол. 60-х гг. XVIII в. в больничных кельях содержались арестанты. В нач. 2-й четв. XIX в., при архим. Парфении (1820-1836), осуществлена роспись храма, возобновлен иконостас. В нач. XX в. роспись стен была упразднена, на 1-м этаже больничного корпуса устроены братская трапезная и кухня. Каменная ц. в честь Похвалы Божией Матери построена по благословенной грамоте архиеп. Суздальского и Тарусского Галактиона от 19 авг. 1604 г. Упоминается после собора и колокольни в писцовой книге кон. 20-х гг. XVII в. К 1660 г. храм обветшал: «верх и своды свалились, а деисусы и образы перенесены» в ц. Рождества Иоанна Предтечи «под колокольницу» (Описная книга 1660. С. 40). Храм был разобран, вероятно в связи со строительством стен и Никольской больничной ц., в 60-х гг. XVII в. Ограда Е. м. в 20-х гг. XVII в. представляла собой «острог деревянный, на остроге двои ворота, одни против святых ворот, другия водяныя к реке Каменке».

http://pravenc.ru/text/187637.html

Сохранилась рукопись с копией сочинений Газского митр. Паисия Лигарида о суде над патриархом Никоном, к-рую П. увез в Египет. До 1855 г. она находилась в Александрийской Патриаршей б-ке, а затем Александрийский патриарх Иерофей II из-за невозможности изготовить копию отправил ее А. Н. Муравьёву для написания истории РПЦ. Рукопись не была возвращена в Египет и находится в Москве (ГИМ. Син. греч. 409). Др. рукопись, содержащая копии актов Собора, речей и писем П., описание Грузии и чин освящения мира (один из писцов - Иоанн Сакулис), хранится в Александрийской Патриаршей б-ке под 393 (изд.: Τζουμρκας. 2010. Σ. 77-212), как и 2 копии, к-рые П. заказал для себя незадолго до отъезда из Москвы,- «История России», написанная Дионисием Греком в 1668 г. 383, писец Иоанн Сакулис; см.: Фонкич. 2003. С. 291-292, 323-332), и «Алфавитная синтагма» Матфея Властаря 19). Завершив «дело патриарха Никона», царь Алексей Михайлович позаботился о реабилитации на Востоке его главных участников - П., патриарха Макария III Антиохийского и митр. Паисия Лигарида. С этой целью в июле 1667 г. к османским властям было отправлено посольство стольника А. И. Нестерова и дьяка И. Вахрамеева. В июне 1668 г. П. написал К-польскому патриарху Мефодию III письмо (изд.: Τζουμρκας. 2010. Σ. 165-167), в котором сетовал, что его предшественник Парфений IV поставил на место П. другого патриарха. В качестве оправдания своего отсутствия на кафедре П. ссылался на 7-е прав. Сардикийского Собора, а также на прецеденты посещения Москвы патриархами К-польскими Иеремией II и Афанасием III Пателларием и Иерусалимскими Феофаном III и Паисием . 22 апр. 1668 г. султан Мехмед IV издал распоряжение егип. паше о том, чтобы управление Александрийской Церковью было передано наместнику П. архидиак. Никифору (копию этого указа доставило в Москву посольство Нестерова в 1669 - РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1669 г. 11). П. покинул Москву в июне 1669 г., получив от царя щедрую милостыню соболями (на сумму 9 тыс. р.) и жалованную грамоту с золотой печатью, на основании к-рой монахи обителей св.

http://pravenc.ru/text/2578657.html

Син. 130. Л. 61). 26 февр. 1673 г. глава Московского Печатного двора митр. Сарский и Подонский Павел II по просьбе Малороссийского приказа составил отзыв на ряд присланных из Киева изданий и признал «Меч духовный...» «свободным к обращению». В XVIII в. старообрядцы- поморцы использовали титульный лист этой книги и предисловие к ней для анонимного толкования на Апокалипсис ( Сумцов Н. Ф. О влиянии малорус. схоластической лит-ры XVII в. на великорус. раскольническую лит-ру XVIII в. и об отражении в раскольнической литературе масонства. К., 1896). Сборник «Трубы словес проповедных», изданный в лаврской типографии (1674), задумывался Л. как 2-я часть «Меча духовного...» еще в 1668 г., когда Л. обратился за советом к Симеону Полоцкому (Письма. 1865. 45, 43). Сборник открывает стихотворное посвящение царю Алексею Михайловичу. В «Трубы...» вошли 80 проповедей праздничного цикла и состоящий из 75 Слов и поучений «Прилог на различныя нужды Слов полезных» смешанного состава: поучения о свободе воли, образцы Слов и наставлений перед исповедью, на венчание и погребение, толкование отдельных молитв, фрагментов НЗ, вирши на Воскресение Христово, 9 богородичных песней, «Слово утешения» Алексею Михайловичу по случаю кончины в 1669 г. Марии Ильиничны (возможно, напечатано первоначально отдельной брошюрой), «Книжица благословению Господню на новый брак» на венчание царя с Наталией Кирилловной Нарышкиной (написана в 1671, уже после завершения общей работы над «Трубами...»), Слово на кончину царевича Алексея Алексеевича. По замыслу Л. «Прилог...» мог послужить пособием при составлении проповедей. Издание «Труб...» тянулось почти 6 лет. В мае 1669 г. Л. просил царя напечатать проповеди в Москве и получил на это согласие. Автор также выражал желание, чтобы цензором был назначен Симеон Полоцкий, к-рого он называл своим учеником (ГИМ. Син. 130. Л. 157). К кон. 1669 г. Симеон отредактировал проповеди и, судя по всему, поправил ряд богословских положений (напр., о непорочном зачатии Богородицы).

http://pravenc.ru/text/2462531.html

Др. представителем коллегии, трудившимся во 2-й пол. XVII в. в Москве, был иером. Симеон (Полоцкий). Его мировоззрение сложилось под сильным лат. влиянием, он стал богословским оппонентом иером. Епифания, в большей мере ориентированного на греч. традицию. В 1665 г. в Заиконоспасском в честь Нерукотворного образа Спасителя московском мон-ре открылось уч-ще, руководитель к-рого иером. Симеон преподавал здесь латынь и польск. язык, грамматику, риторику, поэтику и философию. Средства на содержание школы выделил царь Алексей Михайлович. Покровителем иером. Симеона был избранный 31 янв. 1667 г. на Большом Московском Соборе (1666-1667) предстоятелем Русской Церкви патриарх Московский и всея Руси Иоасаф II, который с интересом и симпатией относился к ученому укр. духовенству - выпускникам Киево-Могилянской коллегии. Патриарх Иоасаф II высоко оценил представленную ему 15 февр. 1669 г. книгу «Мир с Богом человеку, или Покаяние святое, примиряющее Богови человека, учением, от Писания Святого и от учителей церковных собранным», изданную в Киеве в 1669 г. Ее автором считают архим. Иннокентия (Гизеля), бывшего ректора коллегии. Патриарх Иоасаф II также оказал покровительство прибывшему в апр. 1669 г. в Москву выпускнику коллегии протопопу Иоанну Шматковскому, приверженцу вхождения укр. земель в состав Московского гос-ва. Он снискал особую благосклонность патриарха Иоасафа II, к-рый назначил его настоятелем московского храма ап. Иоанна Богослова в Бронной слободе. Патриарх надеялся открыть с его помощью школу при ц. св. Иоанна Богослова. Однако этот проект, видимо, не был реализован. В 1685 г. при Заиконоспасском московском монастыре была основана Эллино-греческая (впосл. Славяно-греко-латинская) академия, устроенная по образцу Киевской коллегии. В XVIII в. выпускники К.-М. а. во многом влияли на развитие церковной жизни в России. Царь Петр I вызывал киевских профессоров в Москву (позже в С.-Петербург) и способствовал назначению их на епископские кафедры в пределах России. Ученым монахам настолько часто приходилось покидать Киев, что в К.-М.

http://pravenc.ru/text/1684336.html

8) После привоза двух Патриархов в Москву для низложения Никона разочарование в войне с необходимостью уступить всю казачью страну к западу от Днепра и всю Литву для получения мира с Польшей (Андрусов мир 20 января 1667). 9) Большие пожары в Москве 1668 г. жители её считали наказанием за низложение Никона, как писал польский посол в Варшаву. 10) Вследствие мира с Польшей не только казаки правобережья уступлены Польше, но и левобережные отдались Турецкому султану. Вследствие измены в 1668 г. гетмана Брюховецкого русские потеряли огромные военные материалы и армию, так что по получении этих известий в Москве последовал трехдневный траур, как бывает при величайших несчастиях: Царь даже захворал и 8 дней не выходил. 11) Разочарование Царя в надеждах получить польскую корону для себя и для сына. В 1668 г. луч надежды блеснул вторично (первый раз в 1656 г.) вследствие отречения Польского Короля Иоанна Казимира, но южные неудачи похоронили эту идею. Еще раз блеснула надежда после смерти Цесаревича Алексея в 1673 г. до избрания Иоанна Собесского в 1674 г. 12) После примирения личного с Никоном, но без намерения переделать несправедливо сделанное с Никоном, смерть Царицы Марии Ильинишны третьяго–четвертого января 1669 г. вследствие родов дочери Евдокии, умершей через 4 дня после рождения. 13) Смерть третьего сына 4 х лет Симеона в Июле 1669 г. Патриарх Иерусалимский Досифей соболезновал Царю в потере Царицы осенью 1669 г. в ответ на просьбу Царя о прощении Паисия Лигарида. 14) Потеря наследника престола Царевича Алексея в 1670 г. накануне его совершеннолетия после чего, у Царя осталось только два больных сына: Феодор 8-ми лет и Иоанн 4-х лет. 15) Возстание Стеньки Разина (1667–1671) с потерей 2 х воевод Ивана Прозоровского и Симеона Львова и Митрополита Иосифа и ста тысяч жителей на Волге. 16) Взятие Каменец Подольска в 1672 году турами у поляков и заключение с ними мира на основе платежа дани султану и помощи против России. 17) Широкий рост раскола и осада Соловецкого монастыря с 1667 до 1776 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010