Но Платон находит, что этот акт есть утверждение светских начал в церковной жизни, откровенно пишет своему царственному другу письмо, в котором дружески возражает против действия императора, и медлит ехать в Петербург. «Сие (т. е. пожалование орденов), – пишет Платон в Автобиографии, – его удивило. Ибо было сие дело необыкновенное, и никогда в Духовенстве ни в греческом, ни в российском небывалое. – Сверх того, опасался, чтобы не воспоследовало в народе какого раскола, который и без того усилился; и между единоверными нам, греческими и другими народами, какого разделения. Так рассуждал Платон не при сем случае только, но и гораздо прежде, когда носился слух, при покойной Императрице, что акибы Архиереям даны будут кавалерии. – Основательно ли он рассуждал, или нет, отдается на суд беспристрастным и духом Божиим водимым христианам. При таковом рассуждении почел Митрополит долгом своим и долгом дружества, написать к Государю, и написал, в самых кратких и кротких выражениях, что новое Архи- —337— ереев кавалериями пожалование принято почти от всех с удивлением; и что оно может дать случай разным толкам 616 . В ответ Платон получает совсем не дружеский выговор от Императора и в собственноручном письме и в особом синодском указе (правда, по другому делу), который члены Синода, спеша исполнить волю Государя и опасаясь, как бы он ее не переманил, подписали во время совершения литургии в алтаре на жертвеннике. Опала свыше сразу изменила заискивающие отношения к Платону в холодные и враждебные. 10 марта 1798 года при встрече Государя в ожидании его прибытия, в приемной зале Петровского дворца, где собрались гражданские и военные чины, Платон сидел как бы чужой и незнакомый для паствы своей и опальный; никто, кроме секретаря Лопухина , не подошел к нему под благословение, да и он никого не благословлял, показывая вид, что не узнает» 617 . – Дело кончилось благополучно. Павел принял Платона очень милостиво и, оказав ему все знаки внимания, пожелал сам надеть на него орден. Платон продолжал было настаивать на своем, но получив совсем недружественный ответ Павла, «что о том он довольно рассуждал и хочет, чтобы его воля была исполнена», дол- —338— жен был повиноваться и принять из рук «друга» то, что он считал орудием внесения светских начал в церковь ...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В возрасте тридцати лет Августин едет в Рим, где его мировоззрение меняется: он все больше разочаровывается в манихейской религии и склоняется к скептицизму. Вскоре после этого Августин отправляется в Милан, где в это время епископом был св. Амвросий Медиоланский , который тепло принял Августина. В 386 г. Августин читает книги Плотина, которые помогли ему выработать христианский, а не манихейский ответ на вопрос о происхождении зла в мире. Последнее препятствие было, таким образом, устранено, и больше ничто не удерживало Августина от полного принятия христианства. Вскоре Августин принимает святое крещение. После этого он посвящает всю свою жизнь подвижническому служению Церкви. В начале своего подвижнического пути Августин пишет работы против манихеев, затем, уже будучи епископом, он пишет свои фундаментальные работы: «О Троице», «О граде Божием», «Исповедь». В последующие годы активно ведет борьбу с ересью пелагиан и расколом донатистов. Умер Августин в 430 г. Отношение к античной философии . Чтобы понять философию Августина, нужно прежде всего понять его отношение к античной философии. В VIII книге «О граде Божием» Августин излагает свое отношение к древнегреческой философии в форме краткого историко-философского экскурса. Философию он называет естественной теологией и указывает, что «если Премудрость есть Бог, через Которого все сотворено, как свидетельствуют о том божественное Писание и истина, то истинный философ – это любитель Бога» (О граде Божием, VIII, 1). Из всех античных философов Августин выше всех ценил Платона. Согласно Августину, Платон – единственный, кто вплотную приблизился к положениям христианства. В естественной части Платон показал, что Бог нематериален, что Он выше всякого изменчивого и в материальной, и в душевной жизни. Платон показал также, что все существует благодаря Богу, что Бог все сотворил, Сам не будучи сотворенным. Платон понял, даже не зная фразы ап. Павла из Послания к Римлянам (1:20), что «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы». В логической (рациональной) части Платон также был выше всех философов, поскольку доказал, что постигаемое умом выше того, что постигается чувствами. И в этике, нравственной части своей философии, Платон также был выше всех остальных, ибо показал, что блажен лишь тот, кто познал Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/re...

В обращении с окружавшими его Платон также нередко допускал  шутливость. Так  однажды в  Махрищском  монастыре он  случайно надел свою шубу на изнанку. Когда ему сказали об  этом, он  ответил: «так  нынче все идёт  навыворот» (это было в 1812-м г.). Другой раз он услышал, что работавшие y него в покоях  печники сильно спорят  между собою. Узнав, что поводом  к  спору послужила пропажа денег  y одного из  них, он  велел  им  прийти всем вечером  в церковь . Митрополит в этот  вечер  был  в  храме Преображения и сам читал вечерние молитвы. Когда печники явились, Платон велел им усердно молиться вместе с ним. В  продолжении чтения молитв Платон несколько раз обращался к  ним с вопросом: «молитесь ли вы?» Они всякий раз отвечали: «молимся, батюшка». Наконец, он неожиданно спросил: «и вор  молится?».– «Молюсь, батюшка»–послышался вдруг невольный ответ на неожиданный вопрос, и таким  способом  вор был  обнаружен ... В  заключение характеристики Платона необходимо сказать несколько слов  и о его внешнем виде, в  котором, можно сказать, хорошо отражалась его прекрасная душа. Хотя он и сам даёт  описание своей внешности, но полнее говорит о ней знавший его и неоднократно беседовавший с ним И. М. Снегирев . По словам  последнего, росту Платон был среднего (2 арш. 6 1/2 вершк.), лицо имел  круглое и белое, до самой глубокой старости сохранившее черты прежней красоты. Чело y него было высокое, гладкое, а. посреди лба рубец от ушиба в юных  годах, в  виде полумесяца. Нос  и рот – соразмерные лицу, щеки полные, глаза серо-голубые, светлые, средней величины, с  высокими негустыми черноватыми бровями, взор  очей по большей части весёлый и в то же время величавый. Борода y Платона была окладистая, но не длинная и не густая, усы также небольшие и короткие. Волоса на голове в  молодые годы y Платона были светло-русые, густые, длинные, но с  пятидесятого года его жизни стали осекаться и седеть, a потом  уже пожелтели. Походка y него была непринуждённая, скорая. Стан  он  имел не толстый, статный. Голос он имел лёгкий баритон, очень гибкий, светлый и громкий. Во время разговора он часто прибегал  к  жестам... Года за два до кончины Платон очень одряхлел: глаза, голос  и ноги стали ему совершенно изменять, и он не мог  уже ходить без  поддержки со стороны: его, как  выражается Снегирёв, влекли под руки. Он  начал  терять соображение, иногда не узнавал  окружавших  его и стал, по его собственному выражению, «хуже богаделенного старика». Речь его стала косною и отрывистою... Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

В сентябре 1801 г. Иларион Смирнов поступил для продолжения обучения в Лаврскую семинарию. 9 апреля 1805 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, за литургией в Троицком соборе лавры митрополит Платон посвятил Илариона Смирнова в стихарь 3 . Будущий святитель вступил на первую ступень церковного служения – стал чтецом. С этого времени он мог произносить проповеди не только в Успенском соборе или трапезной церкви, где молились семинаристы, но и в Троицком соборе. Думается, в том, что владыка Платон совершил хиротесию Илариона именно на Пасху, можно видеть знак его особого расположения к молодому учителю. По благословению высокопреосвященного Платона принял Иннокентий и монашеский постриг. Принятие монашества для неженатых учителей Лаврской семинарии не было редкостью, но не было и правилом. Кто-то принимал постриг, оставался в семинарии и лавре, становился потом настоятелем монастыря (а порой и архиереем – ведь в ту пору практически все епископы выходили из «ученого монашества»); кто-то женился и становился приходским священником; кто-то и вовсе уходил на гражданскую службу. В любом случае на всю жизнь никто из учителей мирян в семинарии не оставался – для всех это был переходный этап в биографии. Митрополит Платон был последовательным сторонником пострига. Так, он писал митрополиту Амвросию (Подобедову) 7 января 1808 г.: «Бельцы ненадежны. Год или много два побудут, и просятся вон – они в надежде лучшего места только в учители желают. И учат нерадиво, и порядок учения расстраивают. А монашествующие надежнее» 4 . Владыка Платон целенаправленно подводил своих лучших воспитанников к решению о принятии монашества. В первых числах августа 1809 г., будучи 25 лет от роду – на пять лет моложе, чем требовалось тогдашним законом, – Смирнов подал ему прошение о постриге 5 . 5 сентября митрополит Платон официальным доношением просил Синод дозволить постриг Илариона. В нем он, конечно, писал, что тот «лет совершенных и зрелых», но на самом-то деле Смирнову было 25 лет (по документам – 27) вместо положенных по закону 30. Поэтому московский архипастырь к доношению приложил частную записку князю Александру Николаевичу Голицыну, обер-прокурору Синода: «Прошу Ваше Сиятельство о пострижении представленного от меня префекта милостивую учинить резолюцию; и тем снабдить скудость взятых из Троицкой семинарии учителей» 6 . В последней фразе – намек на вытребованных в северную столицу Евграфа (Музалевского-Платонова), Евгения (Казанцева), Филарета (Дроздова) , Семена Ершова-Платонова, Федора Александрова – лучших преподавателей Лаврской семинарии, которых, конечно, Платон готовил для своей школы, а не для вновь открытой Петербургской академии. И в частных письмах их «кражей» сильно возмущался.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

И Тверь, после пожара в 1763 г., и вся вообще тверская епархия были в расстройстве. Платон обстраивал свою кафедру, сокращал приходы, уменьшал размножившееся число клириков, при назначениях на приходы давал предпочтение образованию кандидатов, улучшил состояние семинарии, привел в порядок консисторский архив. 21-го января 1775 г. преосвященный Платон указом государыни был назначен в Москву, с оставлением по-прежнему архимандритом Лавры. Став московским архиепископом, Платон принялся за упорядочение и московской епархии: уничтожал взяточничество, сокращал число домовых церквей, приделов, клириков, учредил строгий надзор за духовенством и порядком церковной жизни чрез благочинных, заменивших поповских старост и заказчиков, издал в 1775 г. инструкцию для благочинных, а в 1800 г. – учреждение о крестных ходах в Москве, также при всяком случае выдвигал значение образовательного ценза у духовенства, установил строгое распределение приходов, принимал различные меры к благоустройству церквей и благолепию церковного богослужения, к улучшению положения духовенства. Он сам нередко неожиданно посещал монастыри и приходские церкви в Москве, сам пел и читал за богослужением, иногда стоя на клиросе. Он говаривал о себе: «я застал московское духовенство в лаптях и обул его в сапоги; из прихожих ввел его в залы к господам». Его называют отцом московского духовенства. В 1775 г., 18-го ноября, Платон назначен был протектором Московской Духовной Академии. Академия обязана ему своим возрождением. Он увеличил число ее учеников с 300 до 1000, устроил для беднейших воспитанников бурсу, увеличил материальные средства Академии, сам выбирал для нее учителей, написал для них свое наставление, обязал представлять ему ежемесячный отчет о ходе занятий и достиг того, что Московская Академия перестала нуждаться в привозных учителях из Киева. Усилено было до высокой степени изучение греческого языка, первенствующее значение предоставлено русскому языку, и сам Платон написал первый опыт богословии на русском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Евтихиан согласился на это, и, несмотря на сопротивление тюремных стражей, силой духа и молитвы освободил заключенного, потом отправился с Авксаноном к царю Константину просить избавить от смерти бывшего телохранителя. Царь охотно согласился на это из уважения к отшельнику-ходатаю. 380 1 . Платон Исповедник, игумен монастыря Символов. 381 Уроженец Царьграда, по смерти отца малолетний сирота, воспитанный родственником, казначеем царских сборов, Платон служил при нем нотарием, и своим трудом, уменьем, бережливостью нажил состояние. Но он любил просвещение и благочестие и не мог помириться с гонениями и смутами, угнетавшими православных при Константине Копрониме, особенно после него и иконоборческого собора 754 года. Раздав все имущество бедным и бывшим своим рабам, теперь отпущенным на волю, он с одним верным слугой удаляется в пустыню Олимпа в скит Символов. Благочестивый и просвещенный игумен скита Феоктист принимает его с радостью, постригает и помещает в своей келье. Строгой жизнью и просвещением Платон приобретает и любовь братии и по смерти Феоктиста в 770 году избирается игуменом на 35 году жизни, не имея, однако же, священного сана. Теперь Платон еще более ревнует о просвещении, трудится сам, поощряет и других трудиться в собрании и переписывании священных книг и отеческих творений. Говоря об этом, преподобный Феодор Студит замечает: «Кто может исчислить тех, в руках которых находятся и теперь его труды, его книжки, собранные из разных отцов на общую пользу? Откуда это обилие книг в наших монастырях? Не от его ли трудов, не из его ли рук достались они нам?» При преемнике Копронима Льве Хазарине (775–780) настало более льготное время для иконопочитателей и монахов, а при Ирине (786–796), правившей именем сына Константина VI, настала и полная свобода им. Платон сперва при Льве Хазарине, потом при Ирине приходит в Царьград и своим учением и примером жизни оказывает многим пользу, укрепляя православных против иконоборцев, все еще сильных, особенно в войске. Из Царьграда Платон не возвратился в Символы, призванный на другое поприще. Но скит этот продолжал существовать. Из подвижников его известен преподобный Тимофей, иже в Символех, значащийся в прологе, Четьи-Минеи и святцах под 21 февраля. Из Италии пришел он в Византию, потом в Символы, где провел всю жизнь в строгих подвигах и скончался в 795 году. Известен Антоний, друг Феодора Студита , которому рассказал о жизни Платона в Символах. Самое название Символы, по всей вероятности, произошло от того обычая олимпийских пустынников, по которому они жили по пещерам и особым молельням, но под послушанием игумену скита, к которому собирались на праздничные моления и так называемые утешения братии, т.е. праздничные обеды, принося и свои скудные запасы на общий обед. 382

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Петров Григорий Никифорович, старец — 86 Петров–Батурин — см. Петров–Батурич Петров–Батурич Семен Васильевич (1833–1899) — редактор Азиатского отдела газеты «Голос», прозаик — 213, 232 Петя — см. Мещерский П. Н. Петя, сын И. И. Демкина — 311 Петя, сын И. И. Демиса — 138 Петя, сын А. И. Парвова — 128 Пешехонов — см. Пошехонов Пещуров Алексей Алексеевич (1834–1891) — управляющий Морским министерством (в 1880–х гг.), вице–адмирал; член Государственного совета — 193 Пимен, архимандрит — Пимен (Месняков Петр Дмитриевич) (1810— 1880) — архимандрит Угрешского подворье в Москве; автор неопубликованных «Воспоминаний» (см.: Пимен (Благово). Архимандрит Пимен, настоятель Николо–Угрешского монастыря: Биографический очерк. М., 1881) — 246, 253 Пимен, келейник архимандрита Геласия — 155 Писемский Алексей Феофилактович (1820–1881) — писатель — 294 Платон Костромской — Платон (Фивейский Павел Симонович) (1809–1877) — выпускник (со степенью магистра) Московской Духовной академии (1834); архимандрит (с 1841 г.), ректор Казанской (с 1842 г.), Орловской (с 1843 г.), Тамбовской (с 1847 г.) и Владимирской (с 1852 г.) Духовных семинарий; епископ Старорусский и викарий Новгородской митрополии (с 1856 г.), епископ Ревельский (с 1856 г.) и Костромской (с 1857 г.), архиепископ Костромской и Галицкий (с 1868 г.); духовный писатель — 289 Платон Московский — Платон (Левшин Петр Георгиевич) (1737–1812) — митрополит Московский; законоучитель великого князя Павла Петровича; проповедник и первый историк русской церкви — 136, 284–285 Платон Одесский — Платон Городецкий (Шалюхин Николай Иванович) (1803— 1891) — магистр Санкт–Петербургской Духовной академии (с 1827 г.) и ее инспектор (с 1836 г.), архимандрит (с 1831 г.); ректор Костромской Духовной семинарии и настоятель костромского Богоявленского монастыря (с 1837 г.); епископ Ковенский (с 1843 г.) и Рижский (с 1848 г.); архиепископ Донской (с 1867 г.), Херсонский и Одесский (с 1877 г.); митрополит Киевский и Галичский (с 1882 г.); член Святейшего Синода (с 1882 г.) (см.: Шевелев Ф. Из воспоминаний о высокопреосвященнейшем Платоне, митрополите Киевском и Галичском//Тверские епархиальные ведомости. 1892. 5. Часть неофициальная. С. 94–105; 6. Часть неофициальная. С. 131–138; 7. Часть неофициальная. С. 160–166) — 314

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Если кто донесёт ему на кого, то он, доносчика и обносимого поставив, как говорится, в очи на очи, обличит того или другого; после этого прочие уже не осмеливались, под личиною усердия и преданности, являться к нему с ложными доносами и наветами. Кто из начальствующих лиц утаит от него какой-либо неприятный случай по своему ведомству и скажет на вопрос Владыки, что он не смел донести до его сведения, тогда Платон обыкновенно спрашивал: как он смел не донести ему? Охуждал ли кто кого перед ним, Платон, выслушав его, обыкновенно говаривал: «Ты показал мне дурную его сторону; покажи же теперь и хорошую»! Нестерпимо было для него лицемерие, наглая клевета или несправедливое порицание достойного человека; он обличал их, не смотря на то, от кого бы они ни происходили. Из многих ограничимся здесь одним примером. В разговоре с Митрополитом Платоном, Московский Главнокомандующий Граф Брюс охуждал некоторые поступки его друга, Графа З.Г. Чернышев, «Каков Граф Чернышев, – сказал Платон – такие люди родятся веками, а каков Платон да Брюс, такие часами, Платон да Брюс, Брюс да Платон». От природы зоркий и проницательный, он не опровергал многоречиво лукавых хитросплетений, но ударяя в самый корень страсти, обнаруживал и приводил в ужас коварство. Светлая душа Святителя чуждалась тех низких и коварных происков и подъисков, кои называются на чуждом вам языке интригами, мистификацией и политикой. Любовь к справедливости внушала Архипастырю такие меры, кои с первого взгляда могли бы показаться жестокими, как например, отказ в отцовском месте сыну, оставшемуся для пропитания своей матери с малолетними детьми; но строитель Таин, защитник прав Церкви и духовенства, не хотел для снисхождения отступать от справедливости предоставлением места недостойному, ибо чуждался несправедливого милосердия. Его мнение было: «милосердие с нарушением правды есть слабость и обида» 143 . Находя выборы прихожанами священно- и церковнослужителей, по большей части, пристрастными или вынужденными просьбою и домогательством других, не всегда их уважал; так, его ответом бывало крестьянам, просившим себе избранного ими священника: «ваше дело орать да пахать, а моё – вам попов давать».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Тот сильно мучил и истязал святого Платона. Когда же игемон стал увещевать его во избежание смерти и ради сохранения жизни поклониться идолам, Платон ему ответил: «Две суть смерти – одна временная, а другая вечная, равно как и две суть жизни – одна скоротечная, а другая бесконечная». Тогда Агриппин предал его жесточайшим пыткам. Помимо прочего, приказал он положить на его обнаженное тело раскаленные ядра, а затем из его кожи вырезать ремни. «Мучь меня еще яростнее, – кричал святой Платон игемону, – чтобы обнаружились твоя бесчеловечность и мое терпение». Когда мучитель напомнил мученику о философе Платоне как философе языческом, мученик ответил ему: «Ни я не сродни Платону, ни Платон мне, кроме как по имени. Учу я и учусь мудрости, коя [есть мудрость] Христова, а он [был] учитель той мудрости, которая есть безумие пред Богом». После сего мученик Платон был ввержен в темницу, где провел 18 дней без пищи и воды. Когда стражи дивились, как Платон может жить, голодая так долго, он сказал им: «Вы насыщаетесь мясом, а я – святыми молитвами; вас веселит вино, а меня – Христос, лоза истинная». После всех истязаний святой Платон был усечен мечом и принял венец вечной славы. [Произошло это] около 306 года. 2. Свв. мученики Роман и Варул . Святой Роман был диаконом храма в городе Кесария. Как-то раз он ревностно проповедовал Евангелие в Антиохии. А когда наступил некий идольский праздник и антиохийский градоначальник Асклипиад хотел войти в языческий храм, чтобы принести жертву, Роман загородил ему дорогу, сказав: «Прельщаешься ты, епарх, идя к идолам; идолы не боги, Христос – единый истинный Бог». Разъяренный градоначальник подверг святого Романа мучениям, так что били его и строгали беспощадно. В эти минуты увидел святой Роман дитя по имени Варул и сказал Асклипиаду: «Сие малое дитя разумнее тебя, немолодого уже [мужа], ибо ведает оно Бога истинного, а ты не ведаешь». Епарх принялся допрашивать Варула о вере, и отрок исповедал свою веру в Господа Иисуса Христа как единого истинного Бога, наперекор всем идолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

• 399–389 гг. — Платон, тяжело перенесший смерть Сократа, уезжает в Мегару, к Евклиду. По некоторым сведениям, Платон посещает Вавилон, Ассирию и Египет. В Кирене (Северная Африка) Платон берет уроки математики у Феодора. • 389–387 гг. — Поездка Платона на Сицилию. Знакомство с Дионом и с тираном Дионисием Старшим. Анникерид выкупает проданного в рабство Платона. • 387 г. — Возвращение в Афины. Покупка сада с домом и основание Академии. • 367 г. — По настойчивым просьбам друзей Платон вновь посещает Сицилию и поселяется при дворе «просвещенного» тирана Дионисия Младшего. • 362–361 гг. — Третья поездка на Сицилию. • 353 г. — Гибель Диона в Сиракузах. • 347 г. — Платон умирает, по преданию, в день своего рождения. ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ АРИСТОТЕЛЯ • 384(3) г. до н. э. Между июлем и октябрем, в первый год 99-й Олимпиады — в городе Стагире, в семье врача Никомаха и Фестиды родился сын Аристотель. •? — Никомах приглашен македонским царем Аминтой III в придворные врачи и вместе с семьей переезжает в город Пеллу. • 367(6) г. — Аристотель приезжает в Афины и приходит в Платоновскую академию. • 365(4) г. — Встреча с Платоном. • Конец лета 348 или 347 г. — Аристотель после смерти Платона покидает Академию и едет в Ассос. • 345(4) г. — Аристотель читает лекции в г. Митилене на Лесбосе. • 343(2) г. — Аристотель получает приглашение Филиппа II стать воспитателем Александра, наследника престола. Вскоре Аристотель получает известие о гибели Гермия. • 338 г. — Херонейская битва. Филипп II производит в Греции большие разрушения. • 336 г., лето — Убийство Филиппа II. Рождение в семье Аристотеля и Пифиады, племянницы Гермия, дочери Пифиады. • 335 г. — Рождение сына Никомаха от Герпиллиды. • 335 г., осень либо 334 г., весна — Возвращение Аристотеля в Афины. Аристотель основывает Ликей. • 327 г., весна — Трагическая гибель Каллисфена, племянника и воспитанника Аристотеля, жившего при дворе Александра. • 323 г. — Смерть Александра Македонского. Судебное дело по обвинению в нечестии. Бегство на Евбею.

http://predanie.ru/book/219678-platon-ar...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010