Приемником патриарха Димитрия стал избранный в 1930 году Сараевский митрополит Варнава, в свое время живший и учившийся в России. При нем в Белграде было воздвигнуто новое здание патриархии. После смерти патриарха Варнавы новым предстоятелем Сербской Церкви стал митрополит Черногорский Гавриил. Местом пребывания Сербских Патриархов были Белград и Сремские Карловцы. Настолование Патриархов происходило в древнем Печском монастыре. Тяжелые испытания постигли Сербскую Православную Церковь во время Второй мировой войны. В 1941 г., сразу после оккупации Югославии, немцы арестовали Сербского Патриарха Гавриила. Пройдя через тюрьмы Сараево и Белграда, Предстоятель Сербской Церкви вместе с епископом Жичским Николаем был оправлен в концлагерь Дахау. Православная Церковь переживала великие гонения на всей территории оккупированной Югославии. Особенно тяжелым было положение Сербской Церкви в новообразованном Независимом Хорватском Государстве (НДХ). Так в Сремской епархии было разрушено 44 храма и монастыря, в Горнокарловацкой 157 церквей, в Славонской 55 храмов было разрушено до основания, разорено три манастыря и 25 приходских домов. В одном только Босанском районе Далматинской епархии было разрушено и сожжено 18 церквей, многие храмы были осквернены, и совершение богослужения в них стало невозможным. Такое же положение было и в других епархиях на территории НДХ. Сотни православных священников были убиты, отправлены в концентрационные лагеря и изгнаны с родных мест вместе со своей многотысячной паствой. Часто православных христиан насильственно обращали в католичество. Сотни монастырей, церквей и часовен были разрушены и разграблены. Судьбу своей Церкви разделили и многие архипастыри. За время II Мировой войны Сербская Церковь потеряла девять архиереев. От рук хорватских усташей погибли митрополит Дабробоснийский Петр (Зимонич), епископ Банялукский Платон (Йованович), епископ Горнокарловацкий Савва (Трлаич), немецкими властями был расстрелян епископ Чешско-Моравский Горазд (Павлик). Митрополит Загребский Досифей претерпел пытки и издевательства в тюрьме Загреба, и после того, как был перевезен в Сербию, скончался от полученных ран. Такая же судьба постигла епископа Захумско-Герцеговинского Николая. Многие епископы были изгнаны или интернированы оккупационными властями и не имели возможности окормлять свою паству. На своих кафедрах остались только девять архиереев. В отсутствие патриарха Гавриила руководство Сербской Церковью осуществлял митрополит Скопльский Иосиф.

http://patriarchia.ru/db/text/135021.htm...

30 Любопытно, что когда в 1846 году Петр II Негош обратился к российскому правительству с просьбой напечатать судебник и завещание святителя Петра I Негоша, это издание проходило цензуру в обычном порядке. А поскольку среди цензоров не оказалось никого, кто владел бы черногорским языком (в документах язык назван так), пришлось просить выступить в качестве эксперта адьюнкта Санкт-Петербургского университета Касторского. Книга была напечатана, но показателен сам факт цензуирования книги, распространение которой в России не предполагалось. См.: Василик В.В. Российско-черногорские отношения в документах РГИА СПб., 2015. С. 65–66, 143. 35 Это может служить косвенным аргументом в пользу того, что митрополит Михаил не является автром входящей в Србляк Службы Собору святых сербских просветителей и учителей, которая, как показал С.Темчин, целиком состоит из заимствованных песнопений. См.: С.Ю. Темчин. Функциональный сдвиг в церковнославянской гимнографии: служба Собору св. сербских просветителей и учителей (30 августа) в составе Сербляка (1861, 1986)//Slavistica Vilnensis. 2018. 63. P. 15–34. 45 Лавров П.А. Петр II Петрович Негош, владыка Черногорский, и его литературная деятельность. М., 1887. С. 56–57. 46 Платон (Йованович), синкел. Сербское подворье в Москве. Краткий исторический очерк. М., 1902. С. 31–32. 49 Подготовительные материалы Зеленых Миней в настоящее время хранятся в Институте русского языка РАН 51 Составители новой редакции служебной Минеи не могли заимствовать эту службу и из рукописного собрания епископа Афанасия (Сахарова) , которое было одним из основных источников, откуда они заимствовали службы, поскольку в его рукописном собрании (Рукописный отдел Православного Свято-Тихоновского богословского университета. Ф. 1.) этой службы нет. 52 Родосский А. С. Описание старопечатных и церковнославянских книг, хранящихся в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии. Вып. 2. СПб., 1898. С. 450, 1096. 54 Чуриловский Н.Ф. Новая богослужебная книга: Миниа дополнительная.//Прибавление к Церковным ведомостям 1909. 51–52. С. 2442.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Во время второй мировой войны БиГ в 1941 г. была включена в состав созданного Гитлером на землях Югославии фашистского образования - Независимого гос-ва Хорватия (НГХ). На территории БиГ началась партизанская война с нем. войсками. Сербская Церковь поддерживала монархию, поэтому оказывала содействие четническому движению Д. Михайловича в БиГ, в то время как католич. Церковь поддержала власть усташей. Руководство НГХ провозгласило программу создания «чистого пространства для жизни хорватов», по к-рой предполагало одну треть серб. населения уничтожить, вторую - изгнать, а третью - обратить в католичество. В апр. и мае 1941 г. вышли указы о запрещении использования кириллицы и о закрытии всех правосл. начальных школ. Мусульмане стали считаться хорватами, принявшими ислам, поэтому они выступали союзниками хорватов в борьбе с сербами. Известно об участии в зверствах над православными католич. священнослужителей и мусульм. духовных лиц. Весной и летом 1941 г. были арестованы или изгнаны с кафедр правящие архиереи Сербской Православной Церкви. Жертвами стали митр. Дабро-Босанский сщмч. Петр (Зимонич) , еп. Баня-Лукский сщмч. Платон (Йованович) , еп. Горно-Карловацкий сщмч. Савва (Трлаич) . С 1941 по 1945 г. погибло ок. 120 священников БиГ, более 220 стали беженцами. Мн. правосл. храмы были обращены в хозяйственные объекты, нек-рые отданы католикам и униатам. На территории БиГ действовал «Отдел по разрушению сербских церквей». Иногда правосл. церкви становились местом массовых расправ с серб. населением. Сотни тысяч правосл. сербов были изгнаны. Мн. сербов принудили перейти в католичество (от 100 тыс. в 1941 до 350 тыс. чел. за годы войны). Для раскола единства правосл. населения, последующей унии и постепенной ассимиляции сербов была создана т. н. автокефальная Хорватская Православная Церковь, главой к-рой был поставлен архиерей РПЦЗ архиеп. Ермоген (Максимов) , состоявшая из 4 епархий, в т. ч. Сараевской. После окончания войны эта Церковь прекратила свое существование. В Хорватии и БиГ действовали концентрационные лагеря, самый известный из них - Ясеновац, где приняли мученическую кончину тысячи сербов, евреев и цыган. За время второй мировой войны в БиГ погибло 179 тыс. чел., из к-рых 72% составляли сербы, 16,5% мусульмане, 4,4% хорваты, страну покинули ок. 200 тыс. сербов, были уничтожены 92 правосл. храма, 94 мечети и 21 католич. храм.

http://pravenc.ru/text/153243.html

Всего за время войны по данным Сербской Православной Церкви усташи уничтожили в «независимом государстве Хорватия» около 750 тыс. человек. Епископ Николай (Велимирович) вписал этих мучеников в церковный календарь под 31 августа, как «семьсот тысяч пострадавших за православную веру от рук римских крестоносцев и усташей во время II Мировой войны. Сии суть новые Сербские мученики» [xxxviii] . Правда, большинство современных исследователей дают меньшее число убитых: хорватский ученый В. Зерьявич писал, что за весь период войны погибло 530 тыс. сербов, немецкий историк Л. Штайндорф – около 500 тыс., еще один хорватский исследователь Ю. Бателя – 488 тыс., сербский историк Б. Косович – 487 тыс., а английский исследователь М. Альмонд указывал, что усташи убили около 325 тыс. сербов [xxxix] . По данным Сербской Церкви на территории «независимого государства Хорватия» из примерно 700 православных священников и монахов гонениям подверглись 577, из них были убиты 217, депортированы в Сербию 334 (вместе с 720 женами и детьми), арестованы 3, бежали от преследований 18 и 5 умерли после издевательств. Погибло и большинство сербских архиереев: арестованного 12 мая митрополита Дабро-Босанского Петра (Зимонича, 1866-1941) и схваченного 17 июня епископа Горно-Карловацкого Савву (Трлаича, 1884-1941) усташи заключили в концлагерь Госпич, а затем расстреляли в конце июля (до другим сведениям в середине августа) 1941 г.; выпускник Московской Духовной Академии епископ Баня-Лукский Платон (Йованович, 1874-1941) был арестован 5 мая и убит 25 мая 1941 г. после жестоких пыток (ему отрезали нос и уши, вырвали глаза, а на груди развели костер) [xl] . В начале мая 1941 г. усташский комиссар Боснии, католический священник Божидар Брале, позвонил митрополиту Петру (Зимоничу) и потребовал, чтобы он дал распоряжение своему духовенству и церковным общинам не использовать кириллицу и срочно заменил надписи на официальных документах и печатях на латиницу. При этом о. Б. Брале заявил, что если в назначенное время это не будет сделано, ответственность ляжет непосредственно на владыку. Однако митрополит мужественно ответил: «Кириллица не может исчезнуть за 24 часа, а кроме того, война еще не окончена». Твердая позиция владыки Петра проявилась и в его отказе совершить благодарственный молебен в честь А. Павелича. Многие предлагали владыке покинуть епархию и уехать в Сербию или Черногорию, однако он отказался, заявив: «Я, как народный пастырь, обязан делить с моим народом не только добро, но и зло. Поэтому я разделю судьбу, которая его ожидает, какой бы она не была». Рекомендации оставаться со своими прихожанами он дал и священникам митрополии [xli] .

http://bogoslov.ru/article/2842069

Высокий уровень духовной жизни сестер в Алексеевском монастыре позволил ему стать своего рода школой будущих игумений. Под руководством игумении Антонии были воспитаны настоятельницы многих монастырей. Среди них можно выделить основательницу Виленского Марие-Магдалинского женского монастыря игумению Флавиану (Попову) и ее преемницу игумению Антонию (Золотареву), а также первую настоятельницу Спасо-Вознесенского Елеонского женского монастыря в Иерусалиме монахиню Евпраксию (Марию Миловидову). Родная сестра монахини Евпраксии — монахиня Алексеевского монастыря Евтихия (Анна Миловидова) — стала настоятельницей Троицкого Александро-Невского монастыря в селе Акатове. Из Алексеевского монастыря вышли настоятельница московского Никитского монастыря игумения Паисия, настоятельница московского Зачатьевского монастыря Валентина и многие другие. Все они сохраняли связь с игуменией Антонией и получали от нее различную помощь и поддержку. 5 октября 1897 года мать Антония почила о Господе и была похоро-нена возле алтаря Симеоновского придела Крестовоздвиженской соборной церкви. Игумения Антония по праву принадлежит к числу выдающихся представительниц женского монашества в России XIX века. Ее плодотворная деятельность на благо Церкви и общества была отмечена многими наградами. Игумения Антония пользовалась глубоким уважением и в среде духовенства, и в светском обществе. Ее мнение и опыт высоко ценили и часто обращались к ней за советом. Она поддерживала дружественные отношения и состояла в переписке со многими видными церковными деятелями, такими как митрополит Сербский Михаил (Йованович), архиепископ Леонид (Краснопевков), митрополит Киевский Платон (Городецкий), архиепископ Литовский Алексий (Лавров-Платонов). Среди них были подвижники, впоследствии прославленные Церковью в лике святых: святой равноапостольный архиепископ Японский Николай, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Аристоклий Афонский, святитель Игнатий Брянчанинов. Подверженная частым головным болям, игумения Антония пребывала в постоянных трудах и молитвах на благо Алексеевской обители и ее сестер. Она и представить себе не могла, что всего спустя несколько десятилетий после ее смерти на месте цветущей обители будет запустение. Но та прочная духовная основа, которая была заложена игуменией Антонией в сестрах обители, позволила им и их преемницам претерпеть все гонения и прославить монастырь святыми новомученицами.

http://e-vestnik.ru/analytics/vospitatel...

Однажды, в начале учебного года, придя в нашу аудиторию, он вызвал одного студента и удивил нас всех предложением, обращенным к нему: – Ну, критикуйте мои лекции! Что вы находите в них нехорошего? Студент на это ответил: – Извините, Маркеллин Алексеевич, у меня так много дела, что я не имел возможности заняться критикою ваших лекций и соглашаюсь с ними без всякой критики, питая полное доверие к вашей профессорской учености. Это было сказано с некоторым оттенком иронии, что звучало так же и в предложении профессора... Некоторые из профессоров нашли в colloquium’ax удобное средство прикрыть свою бездеятельность; прочтет кто-нибудь из таких известный отдел, по которому имеются у него лекции, а дальше нужно составлять новые, а тут или нет возможности, или не хочется, – вот и объявляется colloquium. Причем такие colloquium’ы растягиваются на недели две, покамест не повторится все пройденное. В таких случаях ты воображаешь себя не в высшем учебном заведении, а в среднем, а то, пожалуй, и в нижнем. ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 510. Л. 1–62. Автограф. 583 Платон (Городецкий) – митрополит Киевский и Галицкий (см. примеч. к гл. II, л. 10 – ссылка 178). Митрополит Михаил Сербский (Йованович М.), удаленный в 1881 г. с митрополичьего престола королем Миланом (см. примеч. к гл. III, л. 26 – ссылка 408), в 1883 г. получил разрешение поселиться в России. В том же году приехал в Киев. С конца 1884 г. проживал в Москве на Сербском подворье (на Солянке). В мае 1889 г. по предложению нового сербского короля Александра I возвратился в Белград на митрополичий престол. 586 Тяжба между греческим монастырем Пантократором и Ильинским скитом закончилась только в 1892 г. Главное условие примирения – ограничение числа братии Ильинского скита: не более 130 монахов и столько же послушников (в других скитах на Афоне число послушников не ограничивалось), не считая старых монахов. См.: Россия и Православный Восток, С. 223–224. 587 Синод – Святейший Правительствующий Синод – высший орган управления Русской Православной Церковью в 1721–1917 гг., в ведение которого входило истолкование церковных догматов, распоряжения о церковных службах, утверждение житий святых, цензура духовных книг, борьба с ересями и расколами, заведование духовными учебными заведениями, назначение и смещение церковных должностных лиц и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Попов А. В. Православные русские акафисты. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. 646 с. Родосский А.С. Описание старопечатных и церковно-славянских книг, хранящихся в библиотеке Санкт-Петербургской Духовной академии. Вып. 2. СПб., 1898. Темчин С. Ю. Функциональный сдвиг в церковнославянской гимнографии: служба Собору св. сербских просветителей и учителей (30 августа) в составе Сербляка (1861, 1986)//Slavistica Vilnensis. 2018. 63. P. 15–34. Турилов А.А. Ангелина//Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 293–295. Чуриловский Н.Ф. Новая богослужебная книга: Миниа дополнительная.//Прибавление к Церковным ведомостям 1909. 51–52. С. 2441–2447. Источники Божественное и священное Евангелие, сиречь книга божественнаго и священнаго Новаго Завета. М.: Синодальная типография, 1854. 158 л. Журналы заседания Священного Синода от 19–20 апреля 2000 г.. Электронная публикация. http://www.patriarchia.ru/db/text/4903901.html О напечатании «Евангелия для болгарских церквей»//РГАДА ф. 1184, оп. 3 (1848), ч. 1 34. Платон (Йованович), синкел. Сербское подворье в Москве. Краткий исторический очерк. М., 1902 По рапорту преосвященного митрополита Санкт-Петербургского с ходатайством митрополита Черногорского о напечатании в Московской синодальной типографии Службы святителю Петру митрополиту Черногорскому, Цетинскому чудотворцу и жизнеописания его .//РГИА. Ф. 796. Оп. 175 (1894). Д. 3182. Поименные списки местных соборов святых, почитаемых в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах, митрополиях и епархиях. Документ утвержден на заседании Священного Синода 16 мая 2023 г. Журнал 31. Электронная публикация http://www.patriarchia.ru/db/text/6027594.html Православный церковный календарь на 2002 г. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, . 167 с. Служба иже во святых отцу нашемы митрополиту богомудренну господарю Черногории Петру Первому, чудотворцу Цетиньскому (18 октября)/Изд. Цетиньскаго монастыря. Москва: Синодальная типография, 1895. 28 л. Сокращенные названия архивохранилищ

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Правда, большинство современных исследователей дают несколько иное, в основном меньшее, число убитых: хорватский ученый В. Зерьявич писал, что за весь период войны погибло 530 тысяч сербов, немецкий историк Л. Штайндорф – около 500 тысяч, еще один хорватский исследователь, Ю. Бателя, – 488 тысяч, сербский историк Б. Косович–487 тысяч, английский исследователь М. Альмонд указывал, что усташи убили около 325 тысяч сербов 771 . По оценкам Американского мемориального музея Холокоста, общее число убитых усташами сербов – от 330 до 390 тысяч 772 . Согласно же явно заниженным подсчетам хорватского историка Владимира Жерявича, усташи уничтожили около 290 тысяч сербов, почти все 40 тысяч евреев и 30 тысяч цыган 773 . Наиболее достоверными представляются сделанные на основе большого количества архивных документов расчеты сербского историка Д. Цветковича: всего в Хорватии погибло от 695 до 742 тысяч человек, в том числе гражданских лиц от 504 до 536 тысяч, из них сербов – от 325 до 345 тысяч (64,5 %), хорватов – от 63 до 67 тысяч (12,3 %), боснийцев-мусульман – 39–41 тысяча (7,7 %), евреев – 30–32 тысячи (6,1 %), цыган – 24–26 тысяч (4,8 %), остальных и неизвестных национальностей – 23–25 тысяч (4,6 %). В этих цифрах не учитываются погибшие военнослужащие и партизаны, в частности около 300 тысяч сербов из НГХ воевало в составе народно-освободительной армии Югославии (из них погибли от 101 до 106 тысяч) и 20–30 тысяч воевали у четников (были убиты 6–8 тысяч). Таким образом, общее число погибших на территории Хорватии гражданских и военнослужащих сербов составило от 432 до 459 тысяч 774 . По данным Сербской Церкви, на территории «независимого государства Хорватия» из примерно 700 православных священников и монахов гонениям подверглись 577, из них были убиты 217, депортированы в Сербию 334 (вместе с 720 женами и детьми), арестованы 3, бежали от преследований 18 и 5 умерли после издевательств. Погибло и большинство сербских архиереев: арестованного 12 мая митрополита Дабро-Босанского Петра (Зимонича) и схваченного 17 июня епископа Горно-Карловацкого Савву (Трлаича) усташи заключили в концлагерь Госпич, а затем расстреляли в конце июля (по другим сведениям, в середине августа) 1941 г.; выпускник Московской Духовной академии епископ Баня-Лукский Платон (Йованович) был арестован 5 мая и убит 25 мая 1941 г. после жестоких пыток (ему отрезали нос и уши, вырвали глаза, а на груди развели костер) 775 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И все-таки главным итогом деятельности матушки Антонии является та любовь, которую она снискала отнюдь не только в своей общине (из которой, кстати, вышло множество игумений, возглавивших обители по всей державе ), но и, без преувеличения, у всего народа Божия. Когда 5 октября 1897 года матушка преставилась ко Господу, к ее гробу на прощание пришла вся православная Москва, ехали люди и из других городов, государств. Митрополит, читавший Евангелие над телом почившей, не смог сдержать слез, как плакали и многие из собравшихся.      За советами к матушке, как уже умудренной опытом старице, обращались и духовенство, и миряне. Она поддерживала дружественные отношения и состояла в переписке со многими выдающимися церковными деятелями своего времени, такими как Патриарх Иерусалимский Никодим (Цинцонис), митрополит Сербский Михаил (Йованович), архиепископ Ярославский Леонид (Краснопевков), митрополит Киевский Платон (Городецкий), архиепископ Литовский Алексий (Лавров-Платонов) и др. Многие из близких ей подвижников впоследствии были прославлены Церковью в лике святых – святители Филарет Московский и Игнатий (Брянчанинов), преподобные Антоний Радонежский и Аристоклий Афонский, святой равноапостольный Николай Японский, святой праведный Иоанн Кронштадтский. Вечная память матушке Антонии. Ее молитвами Всемилостивый Спас да укрепит и нынешних делателей на ниве Божией. Фотографии Ольги Орловой и из архива монастыря Рейтинг: 9.9 Голосов: 37 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  В 1842 году в Бородинской обители возвели каменную колокольню; еще через пять лет (тогда строительство велось медленнее) два двухэтажных каменных корпуса для трапезы, кухни и монашеских келий; еще через четыре года заложили новый собор во имя Владимирской иконы Божией Матери – во всех этих постройках сестра Антония (Троилина) принимала самое деятельное участие.  Среди вышедших из Алексеевского монастыря игумений – первая настоятельница Спасо-Вознесенского Елеонского монастыря в Иерусалиме монахиня Евпраксия (Миловидова) и ее родная сестра монахиня Евтихия (Миловидова), ставшая настоятельницей Троицкого Александро-Невского монастыря в селе Акатове; а также настоятельницы московского Никитского монастыря игумения Паисия (Плотникова) и Агнесса (Любимова), московского Зачатьевского монастыря игумения Валентина (Боронина), Полоцкого Спасо-Ефросиньевского монастыря игумения Олимпиада (Алпатова), Минского Спасо-Преображенского монастыря игумения Корнилия и др.

http://pravoslavie.ru/143290.html

чел., в т. ч. православных - 638 тыс. (67,9%), мусульман - 283 тыс. (30%). В межвоенный период территория совр. М. была одной из наименее развитых частей королевства, в ней преобладало аграрное хозяйство и действовало всего 50 промышленных предприятий. Экономические причины вынудили мн. крестьян переселиться в города или уехать за границу. После принятия в мае 1919 г. на II Совещании правосл. епископов КСХС решения об объединении всех православных епархий, оказавшихся на территории этого гос-ва, правительство КСХС и К-польская Патриархия 18 марта 1920 г. заключили договор о передаче этих епархий из юрисдикции К-поля в подчинение СПЦ. 19 марта 1920 г. Синод К-польского Патриархата одобрил передачу СПЦ нескольких епархий, в т. ч. Скопской, Велесско-Дебарской, Пелагонийской, Преспанско-Охридской, Полеанско-Дойранской и Струмицкой, что подтвердил томос К-польского патриарха Мелетия IV от 19 февр. 1922 г. В Вардарской М. были сформированы 4 епархии: Скопскую возглавляли Варнава (Росич; 1920-1930) и Иосиф (Цвийович ; 1930-1957); Охридскую - еп. Николай (Велимирович ; 1920-1931; впосл. епископ Жичский); Битольскую - еп. Иосиф (Цвийович; 1920-1930); Злетовско-Струмицкую - еп. Серафим (Йованович; 1920-1928), Вениамин (Таушанович ; 1928-1934), Симеон (Попович; 1934-1939) и Викентий (Проданов ; 1939-1941; впосл. патриарх Сербский). В 1931 г. Охридская и Битольская епархии были объединены в Охридско-Битольскую; ее возглавляли епископы Николай (Велимирович; 1931-1936), Платон (Йованович; 1938-1939) и Викентий (Проданов; временно управлял в 1939-1941). Поклонный крест в память о Валаамских монахах, подвизавшихся в Македонии (мон-рь Лешок). 2016 г. Поклонный крест в память о Валаамских монахах, подвизавшихся в Македонии (мон-рь Лешок). 2016 г. Существенное влияние на возрождение Православия в Вардарской М. в межвоенное время оказали священнослужители и миряне из России, поселившиеся здесь после революции 1917 г. Большие рус. колонии возникли в Скопье и Битоле. СПЦ предоставляла рус. священникам храмы для служения. В македон. монастырях проживало более 100 рус. монашествующих, в т. ч. 35 монахов из Валаамского мон-ря, которые в 1926 г. поселились в мон-ре Лешок под Тетово, а через 2 года разошлись группами по 2-3 человека по др. обителям. Центром рус. жен. монашества в М. стал монастырь в честь Пресв. Богородицы в г. Кичево, где с 1937 по 1945 г. проживали ок. 30 рус. монахинь. При Скопском еп. Варнаве настоятели всех епархиальных мон-рей были русскими.

http://pravenc.ru/text/2561510.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010