В начале Великого Поста (конец февраля) 1743 г. Платон посещает Свято-Троицкую Мотренинскую обитель, где зна­комится с иеросхимон. Михаилом, учеником старца Василия Поляномерульского, и получает от него для чтения святооте­ческие  книги.  О. Михаил  советует  иноку Платону идти  в (12) Мунтянскую землю в скит Трейстены. В апреле того же года, после Пасхи, Платон уходит в Молдавию вместе с монахами Антонием, Феодулом и Иерофеем. Первый скит, в который приходят путники — Кондрица. Отцы Феодул и Иерофей оста­ются, а Платон и Антоний идут далее в г. Никорешты, пере­правляются через р. Серет и достигают г. Одубешты. Так они попадают в Мунтянскую землю (Угровлахия) и посещают скит Долгоуцы (начальник — иеромон. Дорофей, ученик схимон. Василия). Несколько дней Платон живет в скиту, в котором также подвизались духовные чада старца Василия, а в начале лета прибывает в скит Трейстены. Начальник скита — иеро­мон. Дометий, ученик старца Михаила, а «правило церковное отчасти по чину святой Горы Афонской»4. В скиту будущий старец встречает замечательных подвижников и переписчиков отеческих книг, жизнь которых он описывает в автобиографии. Один из местных иноков предупреждает Платона о том, что, по причине нехватки иеромонахов, о. Василий может понудить его принять священный сан. Считая себя недостойным приня­тия священства, особенно же ранее разрешенного канонами возраста, Платон смутился и, по приходе схимон. Василия Поляномерульского в обитель, отказался перейти на житие к этому старцу, опасаясь своего рукоположения во священники. Однако, духовные беседы и наставления о. Василия оказали огромное влияние на будущего старца Паисия, и не случайно многие исследователи наследия преподобного считают его уче­ником и последователем старца Василия. Здесь в Успенский пост 1743 г· он встречает своего друга Алексея Филевича, которому все же удалось уйти из мира. Инок Платон поселяется в келий недалеко от скита, откуда не видна была церковь. Однажды он проспал воскресную утреню и, устыдившись, переживает жгучее раскаяние. После этого случая Платон спит только сидя. Постриженный с именем Анания, Алексей Филевич не сдержал обещания о единодуш­ном жительстве с о. Платоном и без совета с ним поступил в

http://bogoslov.ru/book/376899

210. В Синодальном переводе: «на поле Иисуса Весфамитянина»; в Септуагинте: «на поле Осии, которое было в Весфамифе». 211. Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 132 (С. 344—345). 212. См.: Агг. 1:1. 213. Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 115 (С. 316—317). 214. Там же 85 (С. 272). 215. Ср.: Пс. 71:17. 216. Ср.: Втор. 4:19. 217. Пс. 71:17. 218. Зах. 6:12. В Синодальном переводе: «имя Ему Отрасль». 219. Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 121 (С. 327). 220. Там же 39 (С. 194). Ср.: 1 Кор. 12:7—9. 221. Мал. 1:10—12. 222. Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 116—117 (С. 319—320). 223. Иустин. 1–я Апология 61 (Цит. по: Сочинения святого Иустина философа и мученика. С. 92). 224. Там же 61 (С. 93). 225. Ориген. Беседы на Книгу Иисуса Навина 1, 1 (PG 12, 825 А—827 А). 226. Taмжe1,3(PG12,828A). 227. Песн. 1:2. 228. Ориген. Беседы на Песнь Песней 1, 4 (PG 13, 41 D—42 А). 229. Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 117 (С. 320—321). 230. Ориген. Увещание к мученичеству 46 (Цит. по: Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. II. М, 1996. С. 63). 231. Ориген. Против Цельса 1,24 (Цит. по: Ориген. Против Цельса. Книги 1—4. М., 1996. Пер. Л. Писарева. С. 48—49); 5, 12 (Цит. по: Ориген. Против Цельса. Книга 5. Пер. А. Фокина. — Богословский сборник Свято–Тихоновского православного богословского института. Вып. VII. М., 2001). 232. Ориген. Увещание к мученичеству 46 (С. 63). Возможно, здесь аллюзия на Деян. 18:15. 233. Рассмотрение и систематизация взглядов античных философов на природу имен выходят за рамки нашей работы. Некоторые ученые труды на данную тему упомянуты нами в Библиографии. 234. Мы пользуемся классификацией Лосева в его примечаниях к диалогам Платона. См.: Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1. М., 1990. С. 827. 235. Платон. Кратил 384d. 236. Платон. Кратил 435d. 237. Платон. Кратил 438с. 238. Платон. Кратил 390de. 239. Платон. Кратил 389а–е; 390е—391е. 240. Платон. Кратил 397Ь–с. 241. Ориген ссылается также на мнение стоиков о зависимости имен от природы вещей и мнение Эпикура о соответствии имен природе вещей: Против Цельса 1, 24 (Пер. Л. Писарева. С. 49).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Их встретил с братиею наместник Платон, и приветствовал и угащивал. Причем ему новгородский митрополит объявил, что избран де во учители к Государю Наследнику друг его, архимандрит и ректор академии, бывый потом митрополит новгородский Гавриил: что Платон принял со обрадованием. Ибо о себе, чтобы быть ему в сей должности, и не помышлял; да и слухов никаких к нему о том не приходило. Итак, проводив преосвященных, паки по некоторых днях их возвратившихся из Ростова встречал и принимал Платон, а архимандрит ещё не возвратился из Ростова. Причем митрополит Димитрий наместнику объявил, что он будет учителем у Государя Наследника. И как сему Платон удивился, и сказал, что сие объявление с его прежним не сходственно. На то преосвященный объяснил, что Государыня де, быв в Ростове, его преосвященного об нём Платоне спрашивала, и как де он об нём вызвался с похвалою: то Императрица также похваляя его дарования, сказала, что она положила его взять в учителя к Великому Князю. На что Платон с удивлением сказал, что он никогда о том не думал, но буди воля Господня. По возвращении из Ростова, паки Императрица посетила Лавру и, увидев Платона, тотчас благосклонно вопросила: есть ли ему легче? Потом паки удостоился быть при Государском столе и пожалован куском бархата рытаго и денежною с прочими дачею не малою, и благополучно проводили Высокую Гостью. Дня через три после сего, архимандрит отправился в Москву, для принесения благодарения за посещение, и с собою, крайне не хотевшего и желавшего несколько по трудах успокоиться, взял Платона. Но на дороге получил архимандрит курьера от Двора с письмом, чтобы приехав ему в Москву, взять с собою Платона наместника и явиться с ним ко Двору. Приехав в Москву, в тот же день архимандрит с Платоном ко Двору явился, где им сказано, чтоб остаться при столе. За столом Императрица с ним благоволительно разговаривала и разные вопросы задавала, а паче граф Панин, яко гофмейстер Наследника, разными предложениями его испытывал, особливо, как приметно было, хотел узнать, не суеверен ли Платон.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Пребывая в Лавре, Платон горячо молил Бога указать ему нужный путь и устроить его в обители со строгим уставом. Двое иноков собрались идти в Валахию, и он отправился с ними. Там поселился он в Тройстенском ските Николая Чудотворца и пользовался советами старца высокой жизни, схимника Василия. В этом ските случилось с Платоном одно обстоятельство, прекрасно рисующее его юношескую ревность. Как-то в воскресную ночь ему случилось не расслышать била к заутрене, и проспать. Когда он подошел к церкви, уже было прочитано евангелие, и шел канон. Угнетаемый раскаянием, он не смел войти, и, пав под деревом на землю, горько плакал. Между тем, отошла утреня, отслужили обедню, братия села за трапезу, и Платона стали в недоумении искать по монастырю. Найдя его под деревом плачущим, привели в трапезу, где он рассказал о своем проступке, и, как ни утешали его старцы, он был печален и не мог от горя ничего есть. Игумен обратил внимание братии на этот пример печали и пламенной ревности по Боге, а Платон с тех пор не ложился, а отдыхал ночью, сидя. В этом ските, по отшествии старца Василия, Платон пользовался советами старца Михаила, который научил его строгому исполнению обрядов и преданий церковных и утвердил его в учении Православной церкви. Из скита святителя Николая, Платон перешел в Кыркульский скит, отличавшийся особою красотою местоположения. Здесь Платон стал проходить образ жизни отшельнический. Братия собиралась вместе только по воскресеньям, остальное-же время проводила раздельно, в келейных молитвах и трудах. Занимаясь постоянной молитвою и изготовлением ложек, Платон за наставлениями ходил к старцу Онуфрию, жившему верстах в пяти от скита, на вершине горы. Онуфрий научил его постоянному вниманию к себе и неослабной духовной борьбе. Три года пробыл в Валахии Платон, пройдя за это время путь старческого окормления (руководства). Из этих трех годов он вынес убеждение в полезности этого пути, в той успешности, с какой достигаются этим путем главные добродетели инока, послушание и смирение.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Отрок Петр в раннем детстве свободно читал Священное Писание Ветхого и Нового Завета, а также жития святых и поучения преподобных отцов. Уже тогда в его душе начала появляться ревность к святой монашеской жизни. Петра проучился четыре года в Киевском духовном училище, и уже в свои неполные семнадцать лет отправляется в монастырь близ города Любича над рекою Днепр. Игумен этого монастыря с любовью принял Петра, а сам Петр обрел в душе великое утешение, пребывая среди братии, которые жили в мире и в любви друг ко другу. Но через несколько месяцев молодой послушник был вынужден уйти из этого монастыря по причине жестокости нового настоятеля. В поисках благочестивого места Петр попадает в Медведовский монастырь святого Николая, настоятель которого игумен Никифор принял его с любовью и постриг в рясофор, переименовав из Петра в Платона в возрасте 19 лет. По причине гонений со стороны униатов Платон вынужден был покинуть обитель, и направился в Киево-Печерскую Лавру, где оставался некоторое время при типографии. Но душа Платона жаждала пустынного и безмолвного жительства с духовным отцом, сведущем в духовном делании и монашеской брани с бесами и страстями, с которым можно было пребывать в пустыне в нищете и скудости 40 . Платон горячо молился Господу, и по Божией милости он встретил двух монахов, собирающихся идти в Валахию, и упросил их взять его с собой. Пройдя Украину и Молдавию, они благополучно достигли Валахии и прибыли в скит Трейстены во имя святителя Николая Чудотворца, где Платон познакомился со старцем Василием из Мерлополянского скита. Через некоторое Платон, познакомившись с пустынножителем Онуфрием, перешел в скит Кыркула, начальником которого был иеромонах Феодосий, где и продолжил обучение истинному монашескому безмолвию. Пробыл Платон три года в Валахии, ему на тот момент исполнилось 24 года, и пришло время, когда он возжелал видеть Святую Афонскую Гору. Вместе со своим спутником, иеромонахом Трифоном, прошел Платон много испытаний, прежде чем по Божией воле достиг Святой Горы. Через некоторое время они прибыли в монастырь Пантократор, в котором проживали их славянские браться. Но по дороге они неожиданно заболели лихорадкой, и если Платона братия монастырская излечила, то Трифон скончался от постигшей его болезни. Платон по своем выздоровлении поселился в одной из келий недалеко от монастыря – каливе Капарис.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

2 . Платон Исповедник и Феодор Студит как игумены монастыря Саккудион. 383 Будучи в Царьграде, Платон сблизился с Феодором, племянником его по матери, сестре Платона, Феодор происходил из знатной и богатой семьи в Царьграде, где отец его Фотий был придворным казначеем. Пройдя полный курс образования, Феодор рано женился, но на двадцать втором году жизни, по согласию с женой, решился оставить мирскую жизнь для монашеской. В эту пору он сблизился с Платоном. В союзе с ним и матерью, сестрой Платона, он склонил к монашеству двух братьев, Иосифа и Евфимия, а Платон – своих трех братьев, другую сестру; приняли монашество и родители Феодора. Решено устроить фамильный монастырь в Саккудионе под игуменством Платона. Это была прекрасная, богатая растительностью и водами, местность на морском побережье Вифинии, но недалеко от города Пруссы, следовательно, и Олимпа. 384 Она была собственностью семьи Феодора. Платон и Феодор начали устраивать монастырь с церковью Иоанна Богослова. Оба они были известны при дворе и у патриарха Тарасия (784–806). Он предлагал Платону сперва архимандритство в столице, потом никомидийскую митрополию, но Платон отказался, вообще не желая идти в клир. За то Феодор в 784 году посвящен был Тарасием в священники. Платон оказал услугу церкви, и Тарасий на VII вселенском соборе 787 года в Никее, утвердившем иконопочитание. После собора все члены перешедшей в монашество семьи перебрались в Саккудион. Устраивая обитель вместе с Платоном, Феодор, подобно ему, трудился в собрании, изучении и переписке священных и отеческих книг, в том числе аскетических творений Василия Великого , по правилам которого устраивал свой монастырь. Более десяти лет мирно жили и трудились Платон и Феодор с братьями. Но в 796 году настала для них тяжкая пора. Константин VI, устранив от власти мать, удалил и жену, чтобы жениться на прежней фаворитке Феодоте, фрейлине Ирины, двоюродной сестре Феодора. Патриарх Тарасий не одобрял этого. Но, по воле царя, свенчал его с Феодотой эконом великой церкви Иосиф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

В это время отношения Североамериканской митрополии с Карловацким Синодом были еще вполне доброжелательными. Синод считал свои претензии на управление Североамериканской митрополией вполне обоснованными, и пока митрополит Платон признавал себя в подчинении Архиерейскому Синоду, там оказывали ему поддержку. 335 А митрополит Платон в 1924 г. со страниц «Американского Православного вестника» 6) призвал свою паству «беспрекословно подчиняться Архиерейскому Собору и Синоду Русской Православной Церкви за границей как представителям Христовой Церкви». 336 «С одной стороны, митрополит Платон считал себя вправе объявить временную автокефалию, не оглядываясь на Карловацкий Синод. С другой стороны, поддержка Карловацкого Синода была нужна ему для борьбы с Кедровским [обновленцем], успешно отбиравшим у него храмовые помещения по всей Америке...», – отмечает А.А. Кострюков. 337 Далее события разворачивались более драматично. В 1926 г. в Карловцах состоялся очередной Архиерейский Собор. В нем участвовали митрополит Платон и митрополит Евлогий. Вместе они выступили против притязаний Зарубежного Синода во главе с митрополитом Антонием на церковное управление в диаспоре. Как полагает современный исследователь, «...митрополит Платон (Рождественский), отправляясь на Собор в Сремские Карловцы, планировал заручиться поддержкой зарубежных епископов в деле против обновленцев, однако не собирался отказываться от автокефального пути Американской митрополии». 338 Поначалу он надеялся обойти этот вопрос и не стал говорить о самостоятельности своей митрополии. Но в ходе полемики выяснилось, что митрополит Платон, как и митрополит Евлогий, признает за Архиерейским Синодом не каноническое и судебно-административное, а только морально-общественное значение. Это приводило переговоры в тупик – поскольку «иерархи РПЦЗ рассматривали себя как единственную структуру, уполномоченную говорить от имени Всероссийской Церкви в эмиграции. Недовольный происходящим, митрополит Платон покинул Собор». 339 Таким образом, отношения между Русской Зарубежной Церковью и митрополитом Платоном были фактически разорваны. Последний был обвинен в самовольном провозглашении автокефалии. Последовал указ о смещении митрополита Платона с должности управляющего Североамериканской епархией. 31 марта 1927 г. на его место был назначен епископ Белгородский Аполлинарий (Кошевой). «Этот архипастырь стал центром притяжения для всех русских эмигрантов, не согласных с политикой митрополита Платона, и вскоре вопрос о другом архиерее для Северной Америки отпал. Первоначально количество приходов РПЦЗ в Америке было невелико, но постепенно оно стало увеличиваться, что было во многом заслугой епископа Аполлинария». 340

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А теперь, старанием Платона, там изучают и греческий и французский и немецкие языки. Тогда наставники заняты были только обучением юношества, а теперь и учат, и вместе еще над чем-нибудь неусыпно трудятся, в особенности перевели много книг на русский язык с греческого, латинского и французского и издали их в свет. Из семинарии вышло много весьма образованных юношей, которые под правлением Платона выдвигаются на поприще высокого служения государству» 88 . При ректоре Павле, Платон два раза был в лавре, именно в июне 1771 г. и осенью 1774 года. При этом случае, семинария, приветствуя своего протектора с приездом, поднесла ему свои произведения на пяти языках. Тут семинария, между прочим, выражает скорбь, что Платон обитает от нее далеко, что она лишена утешения непосредственно пользоваться его внушениями и советами, – выражает желание, чтоб Платон был всегда с нею, и величает его Фебом, называя себя Терпсихорою. В одной речи Платон представляется беседующим с питомцами семинарии и говорит им следующие слова: «трудящиеся юноши! старайтеся ревностно, бодрствуйте, достигайте в пути своем до некоей степени к совершенству, и покажите плоды достойные церкви и отечеству, плоды, соответствующие праведному моему желанию» 89 . Желание семинарии скоро исполнилось: в 1775 году Платон в сан архиепископа переведен в московскую епархию и принял семинарию троицкую в ближайшее заведывание. В том же году новый архиепископ московский принимал императрицу в лавре и семинарии, которые получили от нее обильные щедроты. Часто посещая обитель преп. Сергия, Платон с полным вниманием входил в жизнь семинарии и поставил ее на степень лучшего из рассадников духовного образования. В его управлении замечаем необыкновенную точность и аккуратность в решении всех дел, касавшихся семинарии; он входил во все подробности, во все обстоятельства жизни семинарской и распоряжения свои простирал до того, что не оставлял без внимания мелочей, по-видимому не стоящих внимания, – например своей рукой писал инструкцию старухам – сиделкам при больнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В 1928–1929 гг. митрополит Платон вел переписку с Заместителем Местоблюстителя патриаршего престола митрополитом Сергием. Митрополит Платон просил Заместителя Местоблюстителя подтвердить законность его пребывания во главе Североамериканской епархии в каноническом послушании Матери Церкви, в свою очередь, митрополит Сергий настаивал на том, чтобы митрополит Платон дал подписку о лояльности советскому правительству и напомнил ему об указе Святейшего Патриарха Тихона от 16 января 1924 г., которым Патриарх уволил митрополита Платона от управления епархией и предупреждал, что теперь этот указ может быть приведен в исполнение. Митрополит Платон уклонился от подписки, упрекал митрополита Сергия за то, что он слишком далеко пошел по пути компромиссов с большевистской властью. Не оспаривая права митрополита Сергия на возглавление Церкви в отсутствие митрополита Петра, митрополит Платон, однако, не выполнил указа Заместителя Местоблюстителя о возношении его имени за богослужением вслед за именем митрополита Петра. Ограждая самостоятельность своей епархии от Московской Патриархии и Карловацкого Синода, митрополит Платон в 1933 г. снова объявил свою епархию автономной Церковью. В 1933 г. митрополит Сергий направил в США возведенного годом ранее в сан архиепископа Вениамина (Федченкова) для выяснения положения дел в епархии. Отчет архиепископа Вениамина о церковных делах в Америке дал основание митрополиту Сергию вместе с Временным Священным Синодом 16 августа 1933 г. издать постановление об увольнении митрополита Платона от управления Североамериканской епархией за самочинное провозглашение автокефалии и учинение тем самым раскола и о предании его суду епископов с запрещением в священнослужении его и подведомственного ему духовенства впредь до раскаяния или церковно-судебного решения о нем. Временное управление Североамериканской епархией было возложено на архиепископа Вениамина, а несколько позже, 22 ноября 1933 г., он был назначен архиепископом Алеутским и Североамериканским и экзархом Русской Православной Церкви в США. Однако, как и в случае с назначением епископа Аполлинария Карловацким Синодом, лишь часть приходов в Америке признала своим правящим архиереем. Большинство русских приходов, более 300, осталось в юрисдикции митрополита Платона. 20 апреля 1934 г. митрополит Платон скончался. 12 лет спустя, 19 апреля 1946 г., Святейший Патриарх Алексий I, уважая просьбу американской паствы, разрешил совершение по нем панихиды, с тем чтобы с этого момента наложенное на него церковное прещение считалось посмертно снятым.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В том же году по поручению императрицы иеромонах Платон опубликовал «увещание к раскольникам» 23 . В 1766 г. он принимал участие в составлении отзыва на «Наказ для Уложенной комиссии». В 1770 г. Платон был хиротонисан в архиепископа Тверского. В Твери в годы его архиерейства был построен кафедральный собор, заслуживший высокую оценку Екатерины II. Несмотря на приближенность к императорскому двору, Платон в своих проповедях критиковал новомодные увлечения философией французских просветителей и масонством, особо обличал «неверие». И.М. Снегирев привел диалог Платона и прибывшего ко двору по приглашению Екатерины II энциклопедиста Д. Дидро. Дидро обратился к молодому иеромонаху с вопросом: «Знаете ли, отец святой, философ Дидро сказал, что нет Бога?» Законоучитель ответил: «Это прежде него сказано». «Когда и кем?» – поинтересовался Дидро. Платон пояснил: «Пророком Давидом», – и процитировал слова 52-го псалма: «Рече безумен в сердце своем – несть Бог», обратившись же к французу, добавил: «А ты устами произносишь» 24 . В 1775 г. Платон был переведен на Московскую кафедру. Заботясь о подобающем образе жизни священнослужителей и порядке в приходах, архиепископ издал в 1775 г. подробную «Инструкцию к благочинным, иереям и протоиереям» 25 . В Москве он приводил в порядок дела епархии, обращая особое внимание на нравственный облик московского духовенства. Платон поставил своей целью повысить уровень образования в Славяно-греко-латинской академии, занимался благоустройством жизни учащихся, брал под свое покровительство наиболее способных учеников. Образование и воспитание будущих священников отныне стало для Платона главной заботой. Позднее он писал: «Я застал московское духовенство в лаптях и обул его в сапоги; из прихожих ввел его в залы к господам» 26 . В 1783 г. он основал недалеко от Троице-Сергиевой лавры Спасо-Вифанский монастырь (в 1801 г. там была открыта семинария). В 1787 г. Платон получил сан митрополита. С 1792 г. он большей частью жил в Троице-Сергиевой лавре и Вифании, поручив дела по управлению Московской епархией своему викарию Августину (Виноградскому) . В том же году, по благословению Платона, началось возрождение заброшенной Оптиной пустыни, которая в конце XIX – начале XX в. стала мощным духовным центром православной России.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010