В октябре 1924 г. митр. Платон едет в Сремские Карловцы на Архиерейский Собор, принимая деятельное участие в его работах: председательствует в финансовой комиссии, даже входит в состав Архиерейского Синода. Вернувшись в Америку, митр. Платон продолжает внешне быть всецело лояльным Зарубежной Церкви. На Архиерейском Соборе 1214 июня 1926 г., который покинул митрополит Евлогий, митр. Платон сделал подробный устный доклад о состоянии Церкви в Америке и утверждал, что никогда не проводил и не проводит никакой автокефалии в своей Американской епархии, является решительным врагом ее, а если допустил Детройтский съезд и утвердил его постановления о таковой, то только для того, чтобы дать выход автокефальным настроениям, угрожающим целости и спокойствию епархии. «Разоблачая» своего противника, А.А. Соллогуб пишет: «Платон ехал на Собор, сознавая, что его лавирование не может продолжаться бесконечно... Предвидя это, митр. Платон заготовил грамоты, надеясь подвохом получить подписи, и использовать затем эти грамоты, для поднятия своего авторитета, при официальном объявлении автокефалии, к чему он стремился, движимый своими честолюбивыми замыслами, с момента приезда в Америку». 729 Встретившись с решительными требованиями Собора прекратить деятельность приверженцев автокефалии, митр. Платон последовал примеру митр. Евлогия и также покинул заседание. Таким образом, полагает исследователь, «отколовшись от Заграничной Соборной Церкви, митр. Платон попал не только в каноническое небытие, но и терял, ввиду осуществления его запрета в священнослужении со стороны Заграничного Архиерейского Собора – всякую гражданскую, юридическую основу своего существования». 730 Подводя итог «полемике канонистов» и концепциям других историков-эмигрантов, в целом можно заметить, что ситуацию с разделением Русской Зарубежной Церкви на несколько ветвей схожим образом характеризует отечественный исследователь М.В. Назаров, который считает ее результатом общей реформаторской тенденции, но при этом, в отличие от С.В. Троицкого , еп. Григория (Граббе), митр. Евлогия и А.А. Соллогуба, он не делает оценочных суждений по поводу той или иной юрисдикции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Платон и Филарет оба предстоят пред Богом и людьми с одним и тем же по существу жизненным идеалом. Но взор Филарета обращен прямо к Богу. Филарет предстоит пред Богом со своей совестью в уединенной молитве с глазу на глаз; он испытывает свою совесть только непосредственным зрением правды лица Господня. Взор Платона обращен к человеку. Платон предстоит пред Богом на молитве с сердцами и совестями своих собратий и отражает в себе не только правду лица Господня, но и сердца и совести своих собратий, с которыми и для которых он трудится во имя Божие. Отсюда идеал спокойной, выполнившей нравственный долг совести различно сознается тем и другим. У сурового, необщительного Филарета совесть покойна, когда он сделал, в отношении других то, что подсказывала ему совесть пред лицем Божиим: у мягкого, общительного Платона совесть спокойна лишь тогда, когда он сделает все, что подсказывала ему совесть пред лицем Божиим и пред лицем совести и сердец тех с кем и для кого он живет и трудится. Платон и Филарет одинаково исповедают принцип: ,»добродетель должна быть любима сама по себе». И Филарет и Платон любят добродетель саму по себе. Но самозамкнутый, необщительный Филарет любит добродетель, как творческое дело любви к всесвятейшему Богу, Платон – как дело излияния любви к немощному человеку. Для Филарета каждый человек – это жертва, которую он приносит от себя и вместе с собою святыне Божией. Филарет, это древний Иеффай, закалывающий свою дочь, чтобы сделать ее собственной жертвой от себя Богу. Для Платона каждый человек – это сама святыня, которой он себя самого приносит в жертву, как святыне образа Божия во имя Божие; потому что в этой самой жертве он чувствует источник своего собственного личного счастия: это древний Моисей и новозаветный Павел, умоляющие Бога быть отлученными от лица Божия за жизнь народа Божия. Платон видит образ добротворения в деянии Высочайшего Добра, Бога в момент творения мира. Творение мира – это движение полноты Божества к обнаружению во вне, находящее удовлетворение в счастье тварей, являющихся плодом этого движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Платон (Левшин), митр. Письма//Рус. в. 1841. 2; Чтения. 1895. Кн. 1; Рус. арх. 1897. 2. Платон (Левшин), митр. Письма к преосвященным Амвросию и Августину. М., 1870. Платон (Левшин), митр. Сочинения. М., 1799–1806. 20 т. Покровский И. М. Екатерининская комиссия о составлении нового уложения и церковные вопросы в ней. Казань, 1910. Попов М. С. Арсений Мациевич, митр. Ростовский и Ярославский. СПб., 1905. Попов М. С. Арсений Мациевич и его дело. СПб., 1912. Прилежаев Е. М. Наказ и пункты депутату от Св. Синода в Екатерининскую комиссию о сочинении нового уложения//Христ. чт. 1878. 2. Протоколы, журналы и указы Верховного Тайного совета. 4 т.//Сборник. Т. 55–56, 58–59. Пыпин А. И. Общественное движение в России при Александре I. 3–е изд. СПб., 1900; 4–е изд. 1908; 5–е изд. Пг., 1918. Рождественский Ф. Самуил Миславский, митрополит Киевский//ТКДА. 1876. Розанов Н. П. Московский митрополит Платон. М., 1913. Рункевич С. Г. Платон (Левшин)//РБС. Плавильщиков—Приос. 1905. Русский быт по воспоминаниям современников. М., 1914. Т. 1: От Петра до Екатерины II (1698–1761). Сахаров А. Старорусская партия и раскол при Петре I//Странник. 1882. 1. Снегирев И. М. Жизнь Московского митрополита Платона. М., 1836; 2–е изд. 1856; 4–е изд. 1891. Снегирев И. М. Изображение жизни Платона, митрополита Московского. М., 1818; 2–е изд. 1822. Строев В. Н. Бироновщина и Кабинет министров: Очерк внутренней политики имп. Анны. М.; СПб., 1909–1910. 2 ч. Титлинов Б. В. Гавриил Петров, митр. Новгородский и С. — Петербургский (1730–1801). Его жизнь и деятельность в связи с церковными делами того времени. Пг., 1916. Титлинов Б. В. Московский митрополит Платон (Левшин) и его участие в церковно–правительственной деятельности своего времени//Христ. чт. 1912. 11. Титлинов Б. В. Правительство Анны Иоанновны в его отношении к делам православной Церкви. Вильно, 1905. Титлинов Б. В. Феофан Прокопович//РБС. Яблоновский—Фомин. 1913. О Феофане Прокоповиче : См. лит. к § 2–4. Маркелл (Родышевский), еп. Дело о Феофане Прокоповиче//Чтения. 1862. Кн. 1.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Он был муж благоговейный и исполненный страха Божия. Другой подвижник монах Досифей, проживавший вдали от скита со схимонахом Тимофеем, был опытен в духовном рассуждении и в толковании отеческих книг. Прожив в этом скиту некоторое время, Платон и Антоний продолжали свой путь. Наконец они достигли скита святителя Николая, именуемого Трейстены, и здесь с любовью были приняты настоятелем иеромонахом Дометнем. Здесь Платон в первый раз услышал молитвенное правило по чину святой Афонской горы, совершаемое с большим благоговением и страхом Божиим. В скиту было до двенадцати братий, живших в общежитии, и около пятнадцати братий, живших отшельниками поблизости от скита и добывающих себе пропитание и одежду трудами своих рук. Здесь Платон также встретил многих замечательных подвижников. Таков был, например, схимонах Протерий, малоросс полтавского полка из местечка Решетиловки. Он любил принимать у себя и угощать странствующих иноков. Он очень любил птиц и приучил их в определенное время слетаться к его келии. Когда Протерий шел в церковь , птицы провожали его до самой церкви, сидя у него на голове и на плечах или летая вокруг него с веселым пением. Когда он входил в церковные двери, птицы улетали на крышу церкви и ожидали его выхода. И как только он появлялся, они снова окружали его и провожали обратно до келии. Видел здесь Платон и другого замечательного отшельника, родом великоросса, у которого был обычай по временам предлагать всем братиям трапезу от своих трудов и обходя умывать им ноги. В то время, когда Платон и Антоний пришли в Трейстены, братия занимались постройкой келий, причем и сам начальник скита работал вместе с другими Платона как малосильного не брали в лес на работы и назначили ему послушание в трапезной Платон заметил, что каждому брату по очереди поручалось готовить обед и печь хлеб, и очень боялся, как бы эта очередь не дошла и до него. Однажды, когда вся братия должна была на несколько дней уйти в лес на работу, начальник позвал к себе Платона и велел ему в эти дни готовить пищу для братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Зимою Платон  жил  y Троицы, a летом –в  Вифании. По разу или по два в  год  он  приезжал  для решения дел  в  Москву. В  Москве Платона встречал  народ  с  восторгом  и устремлялся в  собор, чтобы послушать его вдохновенную речь. Но все эти приёмы не могли изгладить той горечи, какая оставалась в  душе Платона от того, что им  стали несравненно менее интересоваться при Дворе, и от  того, что он  уже не стоял  y кормила церковного корабля. «Прежде я вас письмами задирал –пишет  он  в 1794-м  году Амвросию,–ибо несколько рулем  общих  дел  правя имел  что писать. Но ныне все вращается без  меня: другие на себя обращают  очи и перо... Теперь сижу в  Вифании, да и место... Но мира каверзы и сюда достигают. Я думал  было за прежние труды и заслуги получить ежели не награду, то хотя похвалу, хотя уже щадение. Но видно, что мало добра сделал  я, a самолюбием  сам  себя обманывал ...» Впрочем  Платон  в  конце письма замечает, что он  все же не унывает, что спокойствие духа при всяких  неблагоприятных  обстоятельствах  никогда не оставляет  его, что это–дар  Божий, за который он  не перестаёт  благодарить Всевышнего... В  Ноябре 1796 года Екатерина скончалась, и Платон  получил  тотчас  же приглашение от  императора Павла прибыть в  Петербург . Новый государь, очевидно, хотел  найти себе доброго и мудрого советника в  своём  уважаемом  законоучителе. Так  как  в  письме не сказано было, чтобы Платон  выехал  немедленно, то он  медлил  отъездом. Государыня императрица Мария Феодоровна в  это время прислала ему письмо, в  котором  напоминала Платону, что император  ждёт  его. Только на 21-й день Платон  отправился, наконец, в  Петербург  с  архимандритом  Августином. He доезжая Твери, он  получил  от  императора выговор  за медленность. 5 Расстроенный Платон  вернулся назад, в Троицкую Лавру и отсюда написал  императору письмо, в  котором  изъяснил  причины своей медлительности и просил  уволить его от  управления епархией. Но император  ответил  ему, что он  требовал  его к  себе «по привычке быть с  ним  и для того, чтобы возложить на него орден, и что надеется на продолжение службы его по епархии». При этом  государь освобождал  его от  труда приезжать в  Петербург .»)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Однажды, мирная жизни Платона была нарушена одним неожиданным искушением. Не услышав звона к заутрене, Платон поздно проснулся и пришел в церковь после Евангелия. От стыда, он не решился войти, а убежал в лес, где его нашли лежащим на траве и плачущим. Приведенный в обитель, он упал на колени перед братиею, обливаясь слезами. Старец и братия подняли его, стали утешать и успокаивать, и заставили его разделить со всеми трапезу. Когда Платон ушел к себе в келью, старец воспользовался случаем привести братии в пример его ревность к богослужениям. «Посмотрите, братие, какую ревность и огненную печаль имеет этот юный брат наш! Невольно пришлось ему пропустить молитву, и как он опечалился душою, как горько скорбит и плачет. Молитесь и вы Христу Богу, да даст и вам всем такую же ревность и печаль огненную по Боге!» С этого дня Платон положил себе за правило во все время своего пребывания в скиту не ложиться для сна в постель, но спать сидя. С разрешения старца, Платон и еще несколько братий отправились в скит «Керкул»  или «Кярнул», чтобы повидать другого Божьего слугу, старца Онуфрия. Келья старца стояла уединенно на краю горы, откуда открывался чудный вид. Старец проводил время в молитве, чтении, псалмопении и рукоделии, выделывая отличные деревянные ложки, чашки и тарелки. Платон и его спутники приходили ежедневно к старцу и слушали его рассказы о его жизни в уединении. Старец рассказывал им «о страстях душевных и телесных, о страшной и неотходной мысленной брани с бесами...» Он говорил, что «человеколюбец Христос» единственная от них защита, что «кто припадает ко Христу Богу с верою и любовью, со смирением и слезами, тому скоро подаются неизреченные утешения, мир и радость о Господе и любовь к Богу горячая». Слушая речи старца Онуфрия, Платон все больше и больше разгорался любовью к Богу и желанием пустынножительства. Под влиянием возраставшего в нем чувства, он уходил в глубину леса, падал на землю, бил себя в грудь и со слезами просил у Христа Бога помощи, произнося свои обеты, и, как св. Андрей Авеллинский, которого он не мог знать, «ежедневно полагал начало своему исправлению и духовному восхождению».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В скиту было до двенадцати братий, живших в общежитии, и около пятнадцати братий, живших отшельниками поблизости от скита, добывая себе пропитание и одежду трудами своих рук. Здесь Платон также встретил многих замечательных подвижников. Таков был, напр., схимонах Протерий, малоросс полтавского полка из местечка Решетиловки. Он любил принимать у себя и угощать странствующих иноков. Он очень любил птиц и приучил их в определенное время слетаться к его кельи. Когда Протерий шел в церковь, птицы провожали его до самой церкви, сидя у него на голове и на плечах или летая вокруг него с веселым пением. Когда он входил в церковные двери, птицы улетали на крышу церкви и ожидали его выхода. И как только он появлялся, они снова окружали его и провожали обратно до кельи. Видел здесь Платон и другого замечательного отшельника, родом великоросса, у которого был обычай по временам предлагать всем братиям трапезу от своих трудов и, обходя умывать им ноги. В то время когда Платон и Антоний пришли в Трейстены, братия занимались постройкой келий, причем и сам начальник скита работал вместе с другими. Платона как малосильного не брали в лес на работы и назначили ему послушание в трапезной. Платон заметил, что каждому брату по очереди поручалось готовить обед и печь хлеб, и очень боялся, как бы эта очередь не дошла и до него. Однажды, когда вся братия должна была на несколько дней уйти в лес на работу, начальник позвал к себе Платона и велел ему в эти дни готовить пищу для братии. Платон ужаснулся и сказал начальнику, что он никогда не готовил и не умеет готовить обед. Тогда начальник приставил к нему одного брата, который должен был рассказать ему, что нужно было делать. Платон по неопытности и от волнения перепутал все наставления брата. Когда кушание стало кипеть, он хотел отставить его от огня, но по неловкости опрокинул горшок, обжег себе руки и пролил на пол все, что было в горшке. Со вздохами и слезами он снова приготовил овощи, поставил горшок на огонь и стал опять варить кушание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

585 (...послание Антиохийского патриарха Мелетия... в восточном стиле. – ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 353. Л. 1–2 об. Рукопись. Перевод на русский язык.) 588 (Муретов прочитал речь «Новозаветная песнь любви» (по апостолу Павлук Коринфянам) по сравнению с ветхозаветною (Песнь Песней) и языческою (Συμπσιον – Платона) любовью. – См.: Муретов М.Д. Новозаветная песнь любви сравнительно с «Пиром» Платона и «Песнью Песней»: Актовая речь//БВ. 1903. Т. 3, С. 461–499; С. 559–612. £ Συμπσιον (греч.) – «Симпосион» – сочинение Платона, написанное в 70-х гг. IV в до P. X., дословно обозначает жанр философской беседы на пиру. В русском переводе известнопод названием «Пир». Платон в этом сочинении, выбрав тему любви и олицетворяющее ее божество Эроса, изложил учение об эросе. Платон (наст. имя Аристокл, 427–347 гг. до P. X.) – греческий мыслитель. Сын родовитого афинского гражданина, ученик Сократа. После смерти учителя Платон уехал из Афин в Мегару, посетил Египет, некоторое время жил в Южной Италии и Сицилии, где общался с представителями пифагорейской школы. По возвращении в Афины (ок. 387 г. до P. X.) основал школу, получившую название Академия. Сохранились многочисленные философские произведения Платона, написанные в форме диалогов, и собрание писем. Учение Платона охватывает широкий круг вопросов о мире и его происхождении, о душе, опознании, об обществе, о разделении труда, о воспитании, об искусстве и др.; оказало огромное влияние на развитие мировой философской мысли и науки. См.: Платон. Сочинения: В 4 т. СПб., 2006; Асмус В.Ф. Платон. М., 1975; Лосев А.Ф. , Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993. С. 5–176.) 590 (...благочинный придворных церквей в Москве о. Н. Благоразумов ... – Благоразумов Николай Васильевич (1836–21.12.1907) – протопресвитер, магистр богословия. Родился в семье сельского священника Пензенской губернии. Окончил Пензенскую ДС (1857), затем СПбДА со степенью магистра богословия (1861); назначен преподавателем Пензенской ДС. С 1862 г. преподаватель МДС. В 1863 г. рукоположен во иерея. С 1869 г. ректор МДС в сане протоиерея. С 1892 г. протопресвитер Большого Успенского собора Московского Кремля. С 1894 г. настоятель Покровской церкви в Кудрине. С 1898 г. настоятель придворного собора в честь Спаса Нерукотворного Образа на Верху в Кремлеи благочинный московских придворных соборов и церквей. С 19.10.1902 г. почетный член МДА. Подробнее о нем см.: Кедров Н. Памяти наставника нашего и отца Николая Благоразумова (бывшего ректора Московской Духовной семинарии), настоятеля московского придворного Верхоспасского собора и благочинного московских придворных соборов и церквей//МЦВед. 1908. С. 248–249; Сухова Н.Ю. Благоразумов Николай Васильевич – протопресвитер, магистр богословия//ПЭ. М., 2002. Т. 5. С. 315.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Тарасий смолчал, не подверг запрещению царя и Иосифа, опасаясь, чтобы царь не перешел на сторону иконоборцев. Но Платон и Феодор объявили царя прелюбодеем, брак незаконным, прервали общение и с патриархом, не покаравшим Иосифа. Царь с Феодотой пытались подкупить их, послав золота в Саккудион; но оно не принято. Потом они поехали на теплые воды к Пруссе и Олимпу, в надежде, что Платон и Феодор выйдут из соседнего Саккудиона встретить их. Но те не встретили. Константин страшно разгневался. По его указу, Платон и Феодор схвачены, биты ремнями, потом первый заточен в столичном монастыре, а последний с братом Иосифом и десятью монахами из Саккудиона сосланы в Солунь. Начальник города обошелся с ними благосклонно, хотя и сдержанно, а солунский архиепископ оказал прямое и заботливое участие. Да и во многих других местах, даже в Тавриде, Готии и Азовском Босфоре, епископы и монахи прославляли мужество и страдания их. В 797 году Константин низложен и ослеплен, и власть опять перешла к Ирине. Платон и Феодор и др. освобождены и стали в большом почете. Примирились они с патриархом Тарасием, который теперь лишил эконома Иосифа и сана, и общения. Возвратясь в Саккудион, Феодор скоро должен был оставить его, вследствие угрожавших от сарацин набегов. Ему дано игуменство в столице, в монастыри Студия, который стал знаменитым под его управлением и по которому сам он перешел в историю под именем Студийского. Платон остался жить келейным отшельником, а Иосиф возведен в сан солунского архиепископа. В рассказе о дальнейшей жизни бывших подвижников Саккудиона остановимся только на том, что имеет отношение к Олимпу. По низложении Ирины воцарился Никифор Гепик (802–811), а по кончине Тарасия поставлен на патриаршество из мирян Никифор, бывший пред тем, как прежде Тарасий, государственным секретарем. Платон и Феодор открыто порицали избрание на патриаршество мирянина, неподготовленного иноческим искусом и способного на уступки светской власти. Новым, еще большим поводом к столкновению послужило в 809 году дело эконома Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Платона отличает то вслушивание в зовы и голоса естественного разума, которое отличало просветительство XVIII века. Это искание врожденных инстинктов, естественной искры совести и добродетели всецело просветительское. Отсюда его ненависть к школе, к схоластике. «В старости своей Платон спрашивал кончалых богословов: “Вы ведь прошли все школы; Христову то школу прошли ли? " » 417 . В Вифанском храме на xopax были помещены изображения святых отцов и великих учителей Церкви, а над ними икона Спасителя. Платон имел обыкновение говорить: «Вот Христова Академия и с ректором своим» 418 . В слове на новый, 1785 год, Платон говорил: «Здесь не Cmoa, не Академия, не Лицей, места, где древние философы о тщетных тонкостях высокомудрствовали. Здесь училище Иисуса Христа, в коем кротостию и чистосердечием младенцы обучаются лучшей и высшей Философии» 419 . В рабочем кабинете Платона стены увешаны тезисами схоластических диспутов, имевших место в Академии, с соответствующими посвящениями митрополиту. Но в сущности митрополит был равнодушен к подобного рода проявлениям схоластической учености. Автодидакты, философы-моралисты, а не схоласты, внушения неповрежденного естества, а не традиция школы – вот что было любо ему. И это роднило его с антисхоластицизмом XVIII века, расшатывавшим преданность догмату и традиции во имя внеисторического «естества». Платон искал бытия φσει, нормального порядка натуры, как искала его вся эпоха просвещения. И потому в плоскости естественной, в плоскости моральной психологии вращались его проповеди. Казалось, не нужно Откровения для изъяснения тех вопросов, которые наиболее часто трактовал Платон. Слова Писания для него лишь иллюстрация и подтверждение естественного богословствования. Истины откровения не выводят впервые из бездны отчаяния и скепсиса, а лишь подкрепляют и подтверждают благополучные резоны естественного мудрования. О проповедях Мельхиседека Заблоцкого Платон писал преосвященному Августину: «Скажите, чтобы от феоретических и догматических мыслей подалее себя вел, чтобы не заблудиться, а более держаться нравоучения» 420 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010