Лучших студентов Академии Платон обыкновенно посылал еще слушать лекции в Университете; наиболее удачные, студенческие сочинения он сам просматривал и печатал. Не обращаясь к каким-либо внешним, формальным преобразованиям, Платон совершенно перереформировалАкадемию, положительно обновил ее, возродил, и она, по справедливости, считала его своим отцом. Столь же много Платон сделал для Троицкой Семинарии и низших духовных училищ Московской епархии. Он устроил Перервинское Духовное Училище при монастыре в Перерве, открыл училища в Калуге, Звенигороде и Дмитрове, Семинарию в Вифании. Пожертвовал в 1789 г. особый капитал в Опекунский Совет, с тем, чтобы на проценты с него содержалось в Академии, Семинарии и Духовном Училище Московской епархии по пяти воспитанников, отличившихся успехами и давших обещание не выходить из духовного звания. Эти воспитанники обыкновенно к своей фамилии, по окончании учения, принимали вторую – «Платонов». Платон бережно обходился с талантами, выискивал их среди воспитанников Семинарии и Академии и, нашедши, приближал к себе, беседовал, руководил, наставлял, указывал предмет занятий, путь жизни. С1783 г., не раз собираясь у ходить на покой, Платон устроил себе на пустыре пустынь – Вифанию, скоро разросшуюся в монастырь и Семинарию. Проживая здесь в последние годы, он часто посещал Вифанскую Семинарию, «редкий вечер не посещал ее», по субботам приходил в аудиторию слушать обычные проповеди семинаристов, предварительно им же и рассмотренные; с любовью и трогательным вниманием исправлял недостатки, учил лучшему, радуясь от всей души всякому проблеску таланта, усилию труда. Просвещенный, он любил и искусства, поощрял представления семинаристами сцен из библейской, греческой и римской истории, также некоторых трагедий (Сумарокова), даже сам назначал пьесы для представления, иногда и сам присутствовал; поощрял также музыку, пение, игры и ручной или физический труд, способствующие здоровью тела и бодрости духа: семинаристы весной и осенью чистили рощи, садовые дорожки, летом убирали сено, досматривали и убирали огороды, собирали лекарственные травы для аптеки и полевые цветы для украшения церкви и аудитории в праздничные дни. Сам Платон принимал участие в этих занятиях, внушая воспитанникам любовь к природе, уважение к труду поселянина, привычку к сельскому хозяйству. Имя Платона тесно связано и с историей единоверия. Получив в 1800 г. просьбу от московских старообрядцев о дозволении иметь церковь старого обряда, Платон решил удовлетворить эту просьбу и написал правила для единоверцев, утвержденные в 1801 г. Св. Синодом. В 1801 г., в Москве появилась и первая единоверческая церковь – на Введенском кладбище. К Платону еще обращались по вопросу о соединении церквей англичане, искавшие сближения с православием , и, по поручению Наполеона I, в 1810г. сенатор Грегоар. Англичанам Платон послал курс богословия, а Грегоару дал отрицательный прямой ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Платон по своему обыкновению с радостью принял это послушание. Макарий полюбил своего ученика, особенно, когда заметил его необыкновенную скромность и молчаливость, и особенно то его свойство, что Платон никогда и никому ничего не передавал из тех слов и разговоров, какие ему приходилось слышать в келье отца Макария. Заметив в своем ученике это редкое свойство, Макарий не стесняясь беседовал при нем с приходящими к нему по делам и за советами, и Платон все доброе и полезное из слышанного слагал в своем сердце. Каждый день, кроме воскресений и праздников, отстояв раннюю обедню, Платон приходил к своему учителю и работал у него до трапезы, а после трапезы до вечерни. На вечерню же и на утреню снова приходил в церковь, и стоял там за правым клиросом. Однажды, перед великим постом, когда Платон стоял на своем обычном месте подходит к нему один певчий и говорит: " Тебя зовет уставщик! " Платон испугался. Когда он подошел к уставщику, тот велел ему ходить на клирос. Платон еще больше испугался и сказал, что он не умеет петь. " Ничего " , сказал уставщик, " если не сумеешь петь, будешь читать, что тебе назначат " . С этого дня Платон стал становиться на правый клирос, пел как умел, а иногда читал часослов и каноны. Наступил великий пост. Платон пошел к начальнику дальних пещер иеросхимонаху Иоанну, который был духовником всей братии и исповедовал ему все грехи свои. Прочитав разрешительную молитву, духовник сказал со слезами: " Из твоей исповеди я узнал, что Господь сохранил тебя от великих и тяжких грехов. И если бы твоя жизнь проходила где-нибудь в пустынной обители под руководством опытного старца, то, может быть, ты и впредь сохранился бы и душою и телом от дальнейших грехов. Но так как ты пришел жить с нами грешными в этой святой Лавре, находящейся среди мира, то я очень боюсь как бы ты при твоей молодости не потерпел здесь крайнего разорения души твоей. Это легко может случиться с тобою, если ты станешь водить дружбу с такими же юными, как и ты, приятелями, не имеющими в сердцах своих страха Божьего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Никто из  иерархов, после Никона, не стоял  в такой близости к  Высочайшим  особам, как  митрополит Платон. Конечно, наиболее близок  был  Платон к наследнику престола, как  законоучитель. Об  этой близости ясно говорит  дневник  Платона, начатый им  с  29-го Августа 1763-го года (число, в  которое Платон  вступил  в  должность законоучителя Павла) и оканчивающийся 8-м  Сентября 1765-го года (день экзамена, произведённого Высочайшему ученику по богословию). В  этом  дневнике мы видим, что Павел  с  удовольствием  слушал  Платона и поверял ему всякие свои мысли и сомнения, a Платон смело и откровенно отвечал  ему на вопросы. Под  20-м  Февраля 1764-го г., напр., записано: «было изъяснение должностей, каких  требует   Церковь от  православного государя. Учение сие его высочество слушал  с  особенным  вниманием, ибо должности сии, написанные на бумаге, изволил  выучить наизусть». Кроме того, Платон  часто обедал  с  своим  учеником, и вёл за обедом  разговоры с  другими воспитателями наследника и придворными, чем, разумеется, оказывал  большое влияние на своего ученика. (Дневник  Платова см. в  Чтениях  Общества ист. и древн. 1881 г., кн. 4-я). Во время своего пребывания при дворе в качестве законоучителя наследника престола Платон постоянно был приглашаем к  Высочайшему столу и даже к  некоторым  увеселениям, от  которых  он не имел силы воли отказаться. Но кроме того, он  скоро сделался придворным  проповедником  и неоднократно говорил  проповеди и речи в присутствии Екатерины по разным  торжественным  случаям, причём к его слову оказывалось со стороны государыни весьма благосклонное внимание. Сделавшись архиепископом  Тверским, Платон  ещё-более возвысился в  глазах  государыни, 15 a ставши архиепископом  Москвы, он, можно сказать, постоянно был на виду y императрицы. Хотя она изредка и не соглашалась о принимаемыми им мерами для улучшения церковной жизни (напр., не согласилась на уничтожение ранних  священников ), тем  не менее, с  её стороны в  первое время своего управления Моск. епархией Платон встречал самое лестное внимание к  себе лично и ко всем  своим  ходатайствам, направленным к улучшению материального положения подведомого ему духовенства и духовных школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Отметить нужно ещё, что Платон  сам  немало жертвовал  денег  на содержание студентов  Академии и внёс, кроме того, отдельный капитал  на содержание пяти лучших  студентов, которые потому к своей фамилии должны были по выходе из  Академии прибавлять прозвище «Платонов». Всего лучше можно представить себе отношение Платона к  его питомцам  на примерах  некоторых  лиц, можно сказать, всем  обязанных  заботливости Платона. Так, он  особенно благоволил  к  окончившему в  1800-м  году курс  в  Троицкой семинарии Андрею Казанцеву (впоследствии архиепископу ярославскому, Евгению). Казанцев  написал  хорошую оду, и Платон  назначил  его преподавателем  высшего грамматического класса в  только что открытую Вифанскую семинарию. Здесь Казанцев, наряду с  ректором  и префектом, каждый день в  пятом  часу был  приглашаем  к  Платону, который поил  всех  их  чаем, беседовал  с  ними и никогда не отпускал  их  ранее десятого часа, даже и в  том  случае, когда y него были посторонние гости. С  Казанцевым  Платон  больше чем  с  другими разговаривал, давал  ему поручение угощать по праздникам  учителей, помогал  ему в  материальных нуждах, делал разные подарки (Отношение Платона к  своим  питомцам. A. А. Беляева М. 1895 г., стр. 3–5). Благодаря такому поощрению Платоном истинно-талантливых  людей (заметить нужно, что Платон  некоторых  воспитанников  Славяно-греко- латинской Академии отравлял  для усовершенствования в  науках  в  петербургскую Академию Наук, в  Московский Университет и даже за границу), русская Церковь и общество получили много полезных деятелей. Таковы были: Филарет  (Дроздов), митрополит московский, три Амвросия (Подобедов , Серебряников  и Протасов), Макарий (Сусальников), Аполлос  (Байбаков), Аеанасий (Иванов), Моисей (Гумилевский), Павел  (Пономарев), Дамаскин  (Руднев), Моисей (Платонов), Митрополиты: Серафим, Михаил и Никанор, Августин, архиепископ  московский, и многие другие. Замечательно, что Платон  обнаруживал какое-то особое прозрение при знакомстве с  людьми. Так, он  придавал  особое значение Филарету. Когда в  Коломне открылась священническое место, то прихожане просили Платона дать им  в  священники учителя Дроздова. Но Платон  ответил  им: «Дам  я вам  его! Я берегу его на своё место». Другой раз, садясь в  карету после прогулки в  Вифанской роще, Платон  подал, мимо других  его провожавших, свою руку Дроздову с  словами: «ты меня один поддержишь!» Никанору (митрополиту Петербургскому) при посвящении его в  иеродиаконы Платон  сказал: «храни обеты, иди путём  смирения и терпения – будешь первенствовать в  соборе владык »...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Глава III. Игумен Платон и его влияние на Византийское общество Игумен Платон и его влияние на Византийское общество; состояние монашества в 1-й период иконоборцев Уже за 20 лет было Феодору, когда он закончил школьное образование. Теперь предстоял выбор практической деятельности. По видимому молодому образованному человеку открывалась широкая дорога государственной и общественной службы. Как ни мало ценилась в то время наука и образование, все же нужда в образованных людях сказывалась и для чисто государственных потребностей. Ясное дело, Феодор скоро бы мог получить занятие тем более, что и отец его сам состоял на царской службе. Но Бог судил ему нечто иное. На Феодора имели неотразимое влияние дядя его по матери, игумен Платон, и мать. Последняя сама находилась под влиянием брата, как и другие члены семьи ее и ближайшие родственники. Игумен Платон и для своего времени был далеко незаурядным деятелем. С колыбели оставшись сиротою, он нашел приют в доме своего родственника. Здесь он имел возможность получить достаточное по своему времени образование, а трудом и воздержной жизнью скопил довольно большое состояние. Чувствуя любовь к жизни подвижнической, Платон роздал имущество, удалился на гору Олимп и постригся в обители «Символах». На 35 году жизни своей, он избран был в игумена обители. Много забот приложил Платон к внешнему благоустройству монастыря. Собственноручно им переписано было много книг для монастырской библиотеки. В часы досуга он занимался и составлением душеспасительных сочинений в руководство монахам. В 775 году игумен Платон по своим делам прибыл в Константинополь. Здесь много важных событий произошло к этому времени. Император Константин V скончался. На престол вступил сын его Лев IV Хазар. Болезненный, мало чем интересовавшийся, Лев более всего дорожил своим спокойствием. Хотя он и воспитан был в строгом иконоборчестве, однако не проявлял той нетерпимости по отношению к иконопочитателям, которою отличался его отец. Супруга Льва, Ирина, стояла за почитание икон. Это далеко ни секретом было. По улицам столицы теперь можно было встречать и иноков, которым еще недавно запрещено было появляться в городе. При дворе смелее стали говорить о почитании святых икон. Словом, теперь занималась заря лучших дней. Умные люди замечали это и спешили пользоваться обстоятельствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

С  1779-го г., впрочем, проповедание было перенесено в  Успенский собор, как  было и раньше, из  собора Архангельского. Проповеди представлялись на предварительное рассмотрение особым  духовным  цензорам, a потом  сказывались «наизусть». Требовал  также Платон  от учёных  священников, чтобы они, как  можно чаще, говорили проповеди в  своих  приходских  храмах  и нерадивых  в  этом  деле подвергал  денежному штрафу. Точно также и нерадивые в  проповедании диаконы подвергались такому же штрафу. Оригинально, что Платон  приказывал  нерадивых  священно-служителей: «считать неучёными», хотя бы они и прошли духовную школу... Было точно определено, какая степень образования к  произнесению скольких  проповедей в  год  обязывает: только тем, кому уже перешло за 60 лет, Платон  предоставлял  свободу в  этом  отношении. Учёными же признавались вышедшие из  школы по окончании богословского или философского класса. Для неучёных  священнослужителей издан  был  сборник  печатных  проповедей, причём  благочинным  велено было наблюдать за тем, внятно ли сказываются проповеди по печатному. Даже тогда, когда в  церкви никого из  мирян  не было священнослужители обязаны были читать проповеди для самих  себя. В  заботах  о возвышении нравственного уровня самих  пастырей, Платон  приказал  священно и церковно-служителям  выбирать себе на каждое благочиние по особому духовнику. Что касается мирян, которые ленились в  исполнении христианского долга исповеди, то Платон  сочинил  для них особые поучения о исповеди и причащении, которые и разосланы были во все церкви и монастыри для чтения Великим постом. Предлагалось священникам говорить и свои проповеди на ту же тему. Священники должны были учить своих  прихожан  и закону Божию вообще, чтобы те в  свою очередь могли наставлять своих  детей. В пансионы, большинство которых не имело особых  законоучителей, Платон  назначил  достойных  священников, a за самими законоучителями поручил  наблюдать отдельным  лицам. Но Платон  не был  чрез  меру ригористичен  в  отношении к  светскому просвещению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

В 1926 г. в Карловцах состоялся очередной Архиерейский Собор, в котором участвовал и митрополит Платон. На этот раз митрополиты Евлогий и Платон выступили заодно против притязаний зарубежного Синода во главе с митрополитом Антонием на церковное управление в диаспоре. Оказавшись в меньшинстве, они покинули Собор и порвали отношения с Синодом. Реакцией Синода был указ о смещении митрополита Платона с должности управляющего Североамериканской епархией и назначении на его место находившегося тогда в Америке епископа Белгородского Аполлинария (Кошевого). Митрополита Платона среди прочего обвинили и в самовольном провозглашении автокефалии. Однако лишь малая часть американских приходов признала власть епископа Аполлинария и вошла в юрисдикцию зарубежного Синода. Большинство православных общин Америки осталось в ведении митрополита Платона. В 1928–1929 гг. митрополит Платон вел переписку с заместителем местоблюстителя митрополитом Сергием. Митрополит Платон просил заместителя местоблюстителя подтвердить законность его пребывания во главе Североамериканской епархии в каноническом послушании Матери-Церкви, в свою очередь митрополит Сергий настаивал на том, чтобы митрополит Платон дал подписку о лояльности советскому правительству и напомнил ему об указе патриарха Тихона от 16 января 1924 г., которым патриарх уволил митрополита Платона от управления епархией, и предупреждал, что теперь этот указ может быть приведен в исполнение. Митрополит Платон уклонился от подписки, упрекал митрополита Сергия за то, что он слишком далеко пошел по пути компромиссов с большевистской властью. Не оспаривая права митрополита Сергия на возглавление Церкви в отсутствие митрополита Петра, митрополит Платон, однако, не выполнил указа заместителя местоблюстителя о возношении его имени за богослужением вслед за именем митрополита Петра. Ограждая самостоятельность своей епархии от Московской Патриархии и зарубежного Синода, митрополит Платон в 1933 г. снова объявил свою епархию автономной Церковью. В 1933 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Любил  также Платон  и самолично участвовать в  церковном  чтении и пении. Он  отлично знал  все церковные распевы: столповой, знаменный, болгарский киевский, и нередко певал  с  монахами на клиросе. Конечно, на первой неделе Великого поста он  читал  канон   Андрея Критского в  Чудовом  монастыре, нередко читал  паримии в Великую субботу, кафизмы за всенощною и утреней, часы и апостол  за обедней. При пении символа веры и молитвы Господней Платон редко мог  удержаться от  слез, a также со слезами приступал и к  божественной трапезе. За обеднею в  своей вифанской церкви он иногда исполнял  даже обязанности пономаря. По поводу этого обыкновения Платона можно сообщить здесь такой случай. Платон  приходил в церковь без  клобука и панагии и так  однажды стоял  на хорах  придела Преображения. В  это время в  церкви находился один священник, пришедший в  Вифанию к  митрополиту, которого он  в  лицо не знал. Когда во время малого входа причётник  зачем-то отлучился вниз  и оставил  свечу в  северных дверях и диакону нельзя было пройти, то Платон  сказал  этому священнику, чтобы он  взял  свечу. «Не подобает »,–ответил тот –«я–священник.» Тогда Платон  сам  взял  свечу, пронёс  её пред  диаконом, остановился в  царских  дверях, чтобы получить благословение служившего священника и затем, проходя со свечою мимо неизвестного священника, поклонился ему и промолвил: «а я–митрополит»... Однако, несмотря на всю ревность, с  какою Платон  отдавался делу управления епархией, среди духовенства было немало и людей им  недовольных. Указывали, напр., на то, что Платон  слишком  безжалостен  к  сиротам  духовенства, не давая им  приходов, в  которых  служили их  отцы (места со взятием ), что он очень капризен, что слишком заботится только о своём  величии, в  ущерб  чести других  лиц. Довольно ясно сказывается эхо недовольство некоторых представителей московского духовенства Платоном  в  донесениях  известного московского протоиерея Петра Алексеева. Протоиерей Алексеев  неоднократно в  письмах  к  царскому духовнику Памфилову жалуется на митрополита Платона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

16 См.: Григорий Нисский , свт . Каноническое Послание к Литоию Мелитинскому. Правило 1. 17 Святейшего Патриарха Константинопольского Иеремии ответы Лютеранам. Перевод с греч. архим. Нил. — М., 1864. Глава 11. С. 64. 18 Свенцицкий В., прот . Указ. соч. 19 Платон (Фивейский), архиепископ . Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния. — СПб., 2004. С. 168 20 Феофан Затворник, свт . Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. День 264. Вторник ( Фил.1:8-14 ; Лк.5:12-16 ). 21 Платон (Фивейский), архиепископ . Указ. соч. 22 Свенцицкий В., прот . Указ. соч. 23 Платон (Фивейский), архиепископ . Указ. соч. С. 166. 24 Там же, с. 168, 172. 25 Платон (Фивейский), архиепископ. Указ. соч. С. 166. 26 Феофан Затворник, свт . Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. День 264. Вторник ( Фил. 1, 8-14 ; Лк. 5, 12-16 ); Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Покаяние. Амвросий Оптинский , прп. 27 Платон (Фивейский), архиепископ . Указ. соч. С. 166. 28 Иннокентий , архиепископ Херсонский и Таврический . Слова на 1 седмицу Великого поста. Слово 14 29 Платон (Фивейский), архиепископ . Указ. соч. С. 168. 30 Там же. 31 Цит. по: Христианское чтение. 1842 год. Т. 1. С. 244// Платон (Фивейский) , архиепископ. Понятие и нужда епитимьи; Феофан/Затворник/еп. Путь ко спасению. (Краткий очерк аскетики). 8е изд. — М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899. С. 166. См. также: Святейшего Патриарха Константинопольского Иеремии ответы Лютеранам. Перевод с греч. архим. Нил. — М., 1864. Глава 12. О покаянии. С. 6667. 32 Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Указ. соч. 33 Платон (Фивейский), архиепископ . Указ. соч. С. 168. 34 Феофан Затворник, свт . Собрание писем. Конкретное духовное руководство. О молитве особо. Духовникам и благочинным монастырей, протоиереям. М.: Правило веры, 2012 — с. 247. 35 Ельчанинов А., свящ . Советы молодым священникам. Ч. 1. 36 См.: Антоний (Храповицкий), митрополит . Исповедь. 37 Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Указ. соч .

http://azbyka.ru/epitimya-v-pastyrskoj-p...

Современным Гавриилу знаменитым иерархом русской Церкви был московский митрополит Платон Левшин . Он был сын дьячка села Чашникова, родился 29-го июня 1737 года и в честь первоверховного апостола наречён Петром. Десяти лет Пётр, поступил учиться в славяно-греко-латинскую академию, где с отличным успехом прошёл весь курс наук, преодолев силой своей воли все затруднения, какие ему встречались от недостатка учебных пособий. По окончании академического курса, Левшин определён был учителем пиитики в академию. Сверх преподавания пиитики на него возложена была должность катехизатора, которая доставила ему громкую славу и имя московского апостола. В 1758 году архимандрит Троицкой лавры и придворный проповедник Гедеон пригласили даровитого проповедника в Троицкую семинарию в учители риторики. В этом же году Левшин в лавре пострижен был в монашество наместником лавры Гавриилом, с именем Платона, в честь архиепископа московского Платона Малиновского. Быстрому возвышению Платона много содействовал расположенный к нему архимандрит лавры Гедеон. Несколько раз Гедеон вызывал Платона в Петербург, где он получил сан иеромонаха и говорил проповеди , которые обратили на него внимание двух сильных вельмож: графа Разумовского и Шувалова. В 1759 году Гедеон определил Платона префектом Троицкой семинарии, а в 1761 году – ректором. В следующем году ректор Платон принимал императрицу Екатерину в семинарии и говорил ей приветственное слово. Екатерина осталась им довольна и приказала определить его наместником лавры. Платон тяготился хлопотливой должностью наместника и думал от неё отказаться, но вскоре последовала перемена в его судьбе. В мае 1763 года Екатерина ездила в Ростов для переложения в новую раку мощей св. Димитрия и остановилась в лавре. Платон в её присутствии сказал слово о пользе благочестия, которое ей так понравилось, что она велела его напечатать и выразила автору милостивое одобрение. По возвращении в Москву императрицы, Платон был вызван ко двору, и ему объявлено было, что он назначается в законоучители. Во время своего пребывания при дворе Платон особенно прославился, как замечательный проповедник. Пользуясь благосклонностью императрицы, Платон быстро возвышался на служебном поприще. В 1768 году он был назначен членом Св. Синода и в сане архимандрита Троицкой Лавры принял участие в высшем управлении русской Церковью, а в 1770 году, тридцати трёх лет, хиротонисан в архиепископа Тверской епархии с оставлением в должности законоучителя и настоятеля Лавры. В Тверь отпущен был Патон ненадолго, а затем снова вызван был в Петербург для присутствия в Св. Синоде и для занятий по должности законоучителя при наследнике, а потом при его невесте Наталье Петровне. По случаю брака великого князя он сложил с себя обязанности законоучителя и был отпущен в свою епархию. Платон много сделал для благоустройства епархии своими заботами об улучшении семинарии, о благочинии среди духовенства и приведении в порядок дел епархиального управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010