Закрыть itemscope itemtype="" > " Ничто так не сгибает дух народа, как ложь о его прошлом " 30.01.2007 687 Время на чтение 20 минут Любомир Йованов ПЕРУНОВИЧ - уроженец Черногории, из села Дреновштица, что рядом с монастырем Острог - Введения Богоматери во храм, великой сербской святыней. По образованию филолог, прекрасно говорит на шести языках, был золотоискателем в Клондайке. Автор книг " Сербы в столкновении с новым мировым порядком " (Белград, 1993), " Беседы с косовскими иконами " (Белград, 2000), статей по проблемам сербской истории, культуры, политики. В настоящее время работает над романом " Золотоискатели " . Публикуемый текст - перевод первой главы из книги " Беседы с косовскими иконами " . Ранее книги Л. Перуновича на другие языки не переводились. Переводчик и составитель комментариев - Н.В. Масленникова. Монастырь Высокие Дечаны со своими насельниками показался нам Божьим раем после страшных зрелищ погромов, грабежа и разбоя, свидетелями которых мы оказались, путешествуя в сопровождении итальянского конвоя по косовской земле 17 августа 1999 года. Святая сербская земля - Косово. Разрушенные села и города, человеческие лица, искаженные ненавистью и злобой. Рассказы о резне и убийствах сербов, присутствие иностранных войск, тяжелая военная техника. Все это с трудом вмещается в человеческое сознание. Мы провели порядочно времени в монастырской трапезной, приходя в себя после грозных впечатлений дня, спать не хотелось, да и никто из нас не смог бы заснуть. Монах Гавриил предложил нам пройтись, и мы вышли на монастырский двор. Было поздно. Темная, безлунная ночь. Скудное освещение придавало всей картине какой-то неземной облик, сознание начинало освобождаться от тягостных впечатлений дня. Откуда-то из кельи доносилась молитва монаха, как будто мысль пронзала ночное безмолвие. Неспешно обошли мы древнюю сербскую обитель, затем направились к вратам храма Вознесения Господня и, словно сговорившись, остановились как вкопанные: перед нами возвышался старинный собор, который, казалось, парил в ночном небе, крест, венчающий купол, а над ним Млечный путь, льющий благодатный свет на святые Дечаны. Мы вступили в пределы храма, а в глазах наших все еще стояли звезды небесные. Мимо тихих лампад медленно приблизились мы к алтарю, перекрестились перед царскими вратами, затем преклонили колена у раки с мощами св. Стефана Дечанского 1.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Наши древние предки были устремлены к Богу " 06.02.2007 911 Время на чтение 14 минут Любомир Йованов ПЕРУНОВИЧ - уроженец Черногории, из села Дреновштица, что рядом с монастырем Острог - Введения Богоматери во храм, великой сербской святыней. По образованию филолог, прекрасно говорит на шести языках, был золотоискателем в Клондайке. Автор книг " Сербы в столкновении с новым мировым порядком " (Белград, 1993), " Беседы с косовскими иконами " (Белград, 2000), статей по проблемам сербской истории, культуры, политики. В настоящее время работает над романом " Золотоискатели " . Публикуемый текст - перевод второй главы из книги " Беседы с косовскими иконами " . Ранее книги Л. Перуновича на другие языки не переводились. Переводчик и составитель комментариев - Н.В. Масленникова . I глава II глава Монах: " Сербы являются ветвью великого славянского древа; отрываясь от него, они обрубают свои корни, теряют свое значение именно как славянское племя. Славяне имеют свои источники энергии, свой язык, своих святых, просветителей, гениев. У нас свои путеводные звезды, которые и освещают нашу историю. Славяне не конфликтуют с другими народами. От наших предков мы унаследовали вселенский источник духа и мысли: другой вопрос, пользуемся ли мы им, или, к своему несчастью, забыли о нем. Источник народного духа изменить невозможно, таких " программ " не существует. Но связь с ним у отдельных людей, а иногда и целых групп может быть нарушена под воздействием страха. Такие люди могут отречься от прошлого, от своих предков, родителей, от самих себя, могут даже совершить самоубийство, но все это отнюдь не разрушает самих источников, ибо они вечны. По законам вселенной человек имеет высокую степень свободы и для созидания, и для разрушения. Но это не абсолютная свобода " . Отшельник: " Когда, в стародавние времена, путешествующие иноплеменники встречались со славянами, среди прочего их интересовало, как зовутся неизвестные племена. Всякий славянин обыкновенно отвечал, что он - раб Божий, про остальных же соплеменников говорил, что они сорабы. Это показывает, насколько наши древние предки были устремлены к Богу.

http://ruskline.ru/analitika/2007/02/06/...

75. Иеромонах Феофан Беатович, подвизался в монастыре Косырево, убит коммунистами в 1942 году. 76. Протосингел Варнава Бучан, преподаватель Цетиньской духовной академии, в 1942 году убит коммунистами в монастыре Прасквица (подробнее о нем см. с. 38). 77. Игумен Гавриил Дабич, родился в 1904 году в Путинцах (Срем), подвизался в монастыре Жупа Никшичская, сброшен в яму коммунистами в 1942 году, похоронен в монастыре Жупа. 78. Диакон Манойло Шошкич, родился в 1914 году, преподаватель Закона Божия в Даниловграде, в 1945 году убит коммунистами-безбожниками в Словении. 79. Протоиерей Лазарь Радонич, родился в 1877 году, приходской священник Колашинско-Речинский, убит албанцами в 1942 году в городе Печ. 80. Протоиерей Ристо Ярамаз, приходской священник Косыревский, в 1942 году убит коммунистами-безбожниками (подробнее о нем см. с. 95). 81. Иерей Ново Делич, приходской священник Планинопивский, убит коммунистами-безбожниками в Шавнике в 1942 году (подробнее о нем см. с. 97). 82. Иерей Павич Йованов Кекович, родился в 1897 году в Верхнем Загараче, приходской священник Павковичский, убит коммунистами в июне 1942 года в Банянинах как командир четы. 83. Протоиерей Раде Попович, родился в 1885 году, приходской священник Величский, на пенсии, убит в 1942 году. 84. Иерей Богдан Церович, приходской священник Жабляцко-Езерский, убит коммунистами вместе с единственным сыном Драгутином 5 декабря 1941 года в Жабляке (подробнее о нем см. с. 111). 85. Иерей Васо Попович, приходской священник Вучедольский, убит коммунистами-безбожниками в 1942 году. 86. Иерей Василие Божарич, приходской священник Рогамско-Джаурковичский, убит и брошен в реку коммунистами-партизанами 15 ноября 1941 года. Тело найдено в январе 1942 года в Вуковце на берегу реки Морача. 87. Иерей Станко Шаулич, родился в 1895 году, приходской священник Тепачский, расстрелян коммунистами в 1944 году в городе Никшич, место захоронения неизвестно. 88. Протоиерей Михайло Барбич, родился в 1899 году в Порт-Саиде, приходской священник Крольский, арестован в ноябре 1944 года, через несколько дней скончался в тюрьме.

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

4 Платоник В.В. Об изучении жизни и трудов и чествовании памяти Платона, митрополита Московского (к столетию со дня кончины, 11 ноября 1912 г.). Сергиев Посад, 1912; Виноградов В. В. Платон и Филарет, митрополиты Московские (сравнительная характеристика)//Богословский вестник. 1913. Т. 1. Январь. С. 10–34; Февраль. С. 311–347; Титлинов Б.В. Московский митрополит Платон (Левшин) и его участие в церковно-правительственной деятельности своего времени//Христианское чтение. 1912. No 11. С. 1199–1260. 8 Миролюбов Г.П. Платон как пастырь и богослов. Ленинградская духовная академия. Машинопись. 1952; Иванов И. , свящ. Митрополит Платон (Левшин) как догматист. Ленинградская духовная академия. 1955; Скурат К.Е. Митрополит Платон, его жизнь и деятельность. Московская духовная академия. Загорск, 1956. Машинопись; Платон (Лобанков), иером. Святительские труды Высокопреосвященного Платона (Левшина) , митрополита Московского. Загорск, 1964. Машинопись. (В кратком изложении эта работа опубликована: Платон (Левшин), митрополит Московский. Издательство Троице-Сергиевой лавры, 2009). 9 Papmehl K.A. Metropolitan Platon of Moscow (Petr Levshin, 1737–1812): the enlightened prelate, scholar and educator. Oriental Research Partners. Newtonville (Mass), 1983. 11 Короткевич Р.М. Митрополит Платон и русские императоры. (Опыт критического восстановления прошлого)//Макарьевские чтения: Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти свт. Макария. Вып. 8; М.; Можайск, 2001. С. 217–239. 13 Галанов М.М. Митрополит Московский Платон и Павел I//Вопросы истории. 2006. No 7. С. 150–155. 16 [ Платон (Левшин) ]. Поучительные слова при Высочайшем дворе Ея Императорского Величества благочестивейшей великой государыни Екатерины Алексеевны Его Императорского Высочества учителя в законе и придворного проповедника Святейшего Правительствующего Синода члена, преосвященнейшего Платона, архиепископа Московского и Калужского и Свято Троице-Сергиевы лавры вященноархимандрита, поучительные слова и другие сочинения, от Московской академии выпечатанные. В 20 т. М., 1779–1806.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

По дороге из Воронежа в Новочеркасск, поздно ночью, знаменитый путешественник дремал, и ему показалось, что он почувствовал толчок. Мгновенно он пробудился и остановил лошадей, крикнув: «стой». Высокопреосвященный вышел из экипажа, и оказалось, что он остановил лошадей на половине моста в то время, когда другая половина его разобрана. Несколько шагов вперед, и экипаж высокопреосвященного полетел бы в пропасть. В мире митрополит Платон назывался Николай Иванович Городецкий. Постригаясь в монахи, он хотел избрать себе имя Никандр, означающее, по словопроизводству с греческого языка то же, что и Николай. Но архимандрит Иннокентий (Борисов) сказал ему: «у монаха своих желаний не должно быть, узнаем, какое тебе имя назначает Божий промысл». Написав ряд имен на отдельных бумажках и свернув их, Иннокентий заставил Н. И. Городецкого вынуть жребий. На вынутой бумажке было написано: «Платон». Митрополит Платон много раз рассказывал о случае, бывшем с ним в бытность его инспектором семинарии. Он принимал горячее участие в слабом и болезненном, но с прекрасною душою и сердцем, студенте Крылове. Когда Крылов тяжко заболел и был в лазарете, Платон оказывал ему отеческое внимание, но Платон не думал, что Крылов болен уже предсмертною болезнию. Однажды ночью, когда Платон сидел за работою, он неожиданно почувствовал какое-то движение в своем кабинете. Поднял голову и увидал стоящего перед ним студента Крылова. Удивленный таким несвоевременным приходом студента, Платон хотел заговорить с ним, но заметил, что стоящий пред ним Крылов как-то неестественно прозрачен. Крылов смотрел на него ласковым, молящим взглядом. Через несколько секунд видение исчезло. Рано утром Платон послал узнать в лазарете о состоянии здоровья Крылова и получил ответ, что Крылов в эту ночь умер, именно в то время, когда видение явилось Платону в его кабинете. Точно также митрополит Платон имел знамения и видение в минуты смерти своего отца и своей матери. Когда умерла мать, он видел ясно три женские фигуры, покрытые черным покрывалом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В то время, как Платон и Алексей жили у двоюродного брата последнего, пришли к ним и те два ученика Киевского училища, которые помогали им устраивать побег. Скоро приехала мать Алексея. Увидев Платона и считая его главным виновником бегства ее сына, она осыпала его укорами и бранью и хотела даже бить его. С большим трудом удалось ее успокоить, свалив всю вину на того монаха, который помогал им переходить границу. Наконец она успокоилась. Платон и Киевские школьники отправились в свой путь, постоянно оглядываясь назад на своего покинутого товарища. Когда они отошли уже на далекое расстояние, Алексей, не выдержав, побежал вслед за ними. Догнав их, он громко рыдая, упал на землю, бил себя в грудь и умолял не покидать его. В это время вдали показались брат Алексея и другие люди, верхом на лошадях, поспешавшие к беглецу. Они взяли его и, не смотря на его слезы и рыдания, силою увезли к матери. Платон и его товарищи скоро достигли Матронинской обители, где были радушно приняты настоятелем. Это было в самом начале великого поста 1742 года. Живя в обители, Платон скоро узнал, что в этой же обители в скиту временно проживает старец высокой духовной жизни иеросхимонах Михаил. Иеросхимонах Михаил особенно полюбил Платона и давал ему читать духовные книги. Узнав, что старец постоянно живет в Молдовлахии, Платон сказал ему, что он и сам давно уже имеет сильное желание отправиться туда, но до сих пор не имел удобного случая, и был бы очень рад, если бы старец взял его с собою. Старец посоветовал ему идти туда скорее, не ожидая старца, и поселиться в скиту Трейстены, который находится недалеко от города Фокшан. Настоятелем в этом скиту состоит ученик старца, и туда же придет потом и сам старец, как только позволят ему обстоятельства. Платон с радостью принял совет старца и стал подыскивать себе попутчиков. Таковыми оказались три монаха Матронинского монастыря: Антоний, Иерофей и Феодул. После Светлого Христова Воскресения старец разрешил им идти, но велел им перед уходом придти к нему всем вместе в его пустынную келью для последней беседы и молитвы. Видя любовь старца, Платон стал просить его о своем друге Алексее Филевиче, чтобы старец, если Алексей придет в Матронинскую пустынь, принял его под свое попечение и привел его с собою в Молдовлахию. Покрываемые благодатию Божией, они благополучно прошли Украину и, переправившись на лодке через Днестр, вступили в пределы Молдовлахийской земли. Глава 5. Молдовлахийское монашество b XVIII веке. Жизнь Платона в Трейстенах. Неудача в поварском послушании. Встреча со старцем Василием. Прибытие иеросхимонаха Михаила с другом Платона Алексеем. Повесть об уходе Алексея от матери. Беседы о. Михаила с братиею. Послушание Платона в винограднике. Платон просыпает заутреню. Прибытие в Трейстены схимонаха Онуфрия. Платон покидает Трейстены и уходит с Онуфрием в скит Кырнул. Жизнь в Кырнуле и решение уйти на Афон

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

В  виду близости дня коронации нового государя Платон  в  Январе 1797 года прибыл в Москву, где открылись скоро заседания Святейшего Синода, на которых  Платон  иногда присутствовал. Платон  должен  был  встречать императора 10 марта, но накануне этого дня с  ним  сделался припадок  колик  (болезнь почек). Однако он  собрался с  силами и, опасаясь возможности перетолкования своего отсутствия при встрече государя, прибыл  для встречи в  Петровский дворец  и здесь приветствовал  государя речью. Домой он  вернулся почти без чувств. Хотя государь звал  Платона письмом  к  себе на другой день, но Платон  должен  был  отказаться от  этой чести и только через пять дней мог  явиться во дворец. На этот  раз  император, не говоря ни слова, возложил  на митрополита знаки ордена св. Андрея Первозванного и настоял  на том, чтобы Платон, отказывавшийся от  этой чести, непременно принял  их. В  Великую субботу, пред  коронацией, Платон  приобщил  государя и всю царскую фамилию в  Чудовом  монастыре св. Христовых  тайн. Недоброжелатели Платона, первенствующий член  Синода митрополит  Гавриил  и обер-прокурор  Мусин -Пушкин, чтобы унизить Платона, назначили ему в  день коронования в  Светлое Воскресенье служить в  Архангельском  соборе. Но когда в  разговоре с  императором  Платон  сообщил  ему,–в  ответ  на его слова: «завтра мы будем с вами молиться вместе»,–что он  служит  в  Архангельском  соборе, государь сказал, что он  это дело устроит  иначе. И действительно, Платону было повелено служить в  Успенском  соборе, где происходило коронование, и он, вместе с  первенствующим  при короновании митрополитом  Гавриилом, поднёс  императору одеяние древних русских государей. На четвёртый день после коронации государь вёл с Платоном  задушевную беседу, в  которой митрополит  высказал  все свои чувства и после которой установились самые дружеские отношения между ним  и государем. 23-го Апреля того же года Платон  встречал  государя y Троицы и потом  на другой день принимал  его y себя в  Вифании и угощал  его обедом . Провожая государя от  Троицы, Платон  снова было просился на покой, но император его просьбы не принял. При от езде государя из  Москвы, Платону были переданы от  государя (но не лично) бриллиантовые знаки ордена св. Андрея, a от  императрицы – наперсный крест  с  драгоценными камнями. Прощаясь же с  Платоном, император  и императрица снова звали его в  Петербург. 20-го Сентября Платон  поехал  в  Петербург, но в  течении шести недель, которые он  там  провёл, он  только однажды видел  государя, a в  Синод  не находил  возможным  ездить без особого повеления, тем  более что члены Синода относились к  нему крайне холодно. Только пред  самым  отъездом  его из  Петербурга, митрополит  Гавриил, прежний сотоварищ  Платона по воспитанию, пригласил  его к  себе обедать и поговорил  с  ним, по прежнему, задушевно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Тогда Платон решил вернуться в Киев и поступить в число братии Печерской лавры, где подвизался его духовный отец иеросхимонах Пахомий. Желание его исполнилось, и Платон стал иноком древнейшей русской обители. Он был грамотен, поэтому ему дали послушание в лаврской типографии, кроме того, ему поручено было гравировать иконы на меди. Хотя жизнь в лавре и эти занятия отвечали духовному расположению Платона, он не отказался от своих прежних планов спасаться в совершенном уединении под руководством опытного монаха. Неожиданная встреча с бывшим товарищем по школе, с которым Платон часто беседовал о пустынножительстве, послужила толчком для нового странничества. Вместе с двумя другими иноками Платон снова отправился на юг, в надежде дойти до святой Афонской горы. Между тем страннический путь привел нашего паломника в скит св. Николая, называемый Трейстены. Подобно насельникам древних палестинских лавр, часть монахов жила тут по общежительному уставу, а другие, пожилые опытные иноки, спасались в хижинах, расположенных вокруг скита, подвизаясь по уставу особножительному. Здесь Платон впервые молился за богослужением, которое совершалось по уставу Афонской горы, здесь он впервые увидел суровых пустынножителей, неукоснительно хранящих правила идиорритмы. Через некоторое время Платон, который проходил разные послушания в скиту и хорошо узнал жизнь маленького бедного монастыря, был отправлен в Кыркульский скит. Там он продолжал духовно возрастать под руководством пожилых старцев Василия и Онуфрия. В ту пору в монастырях и скитах Молдавии, и в общежительных, и в особножительных, монашеское житие было особенно строгим. Старчество как средство окормления иноков было чрезвычайно распространено, и очень многие монахи пребывали под началом у старцев. Платон на себе мог испытать старческое руководство, к которому он стремился. Три года, до 1746 г., Платон оставался в этой обители, но в конце концов пришло время, которого он так давно ждал: он получил возможность побывать на Афонской горе. С разрешения своего старца и по благословению настоятеля Платон вместе с еще одним монахом отправился на Святую гору.

http://sedmitza.ru/lib/text/436681/

За это противоречие Платон подвергся гневу Павла, но это не остановило его протестов. Когда Платон в Москве явился к Павлу, то этот последний «тотчас по входе Платона, ничего не говоря, возложил па него Андреевский орден». Как же Платон принял эту награду? «Митрополит», читаем мы далее в записках о его жизни, «стал на колена и просил государя, чтобы от сего избавил его, представляя все то, что выше им о сем писано. Но государь более не говорил, как только, что о том довольно рассуждал, и что он хочет, чтобы его воля была исполнена. После сего ничего более не оставалось делать, но митрополит не хотел вновь прогневать государя, чтобы совсем позабыть должное монарху от подданного благоговение» 338 . Вот какие побуждения к протесту Платона против награждения духовных лиц орденами выставлены в «записках о его жизни». Но нужно думать, что кроме этих Платон имел еще и другие побуждения быть недовольным нововведением Павла. В своей переписке с архиепископом Тверским, Амвросием Подобедовым , Платон так оканчивает письмо от 7 декабря 1797 года: «есмь преданнейший вам, не кавалер впрочем, а недостойный епископ христианский Платон». 339 . Очевидно, что слову «кавалер» Платон противопоставляет выражение: «епископ христианский», следовательно, в награждении духовных лиц орденам он видел нечто антихристианское, совершенно несовместное с саном епископа христианского. Вероятно так же, что на протест Платона против награждения духовных лиц орденами, имело немалое влияние и то его соображение, которое заставляло его восставать против пожалования лицам белого духовенства митры. Вот что читаем мы относительно этого предмета в другом письме Платона к Амвросию от 6 сентября 1798 года: «о, если бы при помощи Божией вы сделали то, чтобы ни одному протопопу не давали носить митру. Эта новость, если будет введена в церковную иерархию, будет соблазном для одних, в других возбудит честолюбие и много другого, что ниспровергнет благоучрежденный порядок». 340 Если то, что Платон сказал против награждения лиц белого духовенства митрами, выразить определеннее и приложить к его взглядам на пожалование духовным лицам орденов, то окажется, что Платон опасался того, как бы духовные лица, побуждаемые честолюбивыми стремлениями, погоней за получением наград, не стали жертвовать в пользу этих стремлений интересами духовного сословия, как бы духовная власть и лица духовного сословия не подчинились окончательно видам и стремлениям светского правительства именно из-за получения этих наград.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

Замечательно однако, что со вступлением Павла на престол  начинаются постоянные перемены в  отношении императора Павла к Платону. Когда, после коронации, Платон, «стоя пред  государем  на коленях», умолял  его, чтобы он повелел  расследовать, в  чем  Платона пред  ним обвиняют, Павел отвечал ему только, что ему «говорили», a кто–не хотел  сказать, равно как не сказал, и «что» именно говорили 17 ... Вслед  за тем  Павел  сам сказал  Платону, что будет y него в Вифании обедать, хотя Платон очень стеснялся принять государя, потому что приготовления к столу были сделаны в Лавре, a не в Вифании. Находясь в Вифании, Павел шутил  с  митрополитом  и сказал, «что он  видит: все, что говорили ему про Платона, неправда». (По-видимому, он поверил было сплетне, будто Платон оклеил свои комнаты в Вифании его письмами вместо старой бумаги...). Когда Платон стал было подавать ему просьбу об  увольнении на покой, Павел несколько рассказал: «сему быть нельзя», и пригласил митрополита скорее приехать в  Москву к  церемонии, которая положена на день Преполовения. Но когда Платон, после этой церемонии, явился во дворец  для того, чтобы поблагодарить государя за посещение Вифании. его не приняли... На другой день от  Государя явился секретарь Трощинский и сообщил  Платону, что государю угодно устроить в Вифании второклассный монастырь и семинарию. Кроме того, присланы были 2 тыс. рублей на семинаристов  троицких  (они за обедом  государев  Вифании читали и пели канты) и ректору часы золотые с  каменьями... Когда же Платон  снова явился во дворец, что-бы благодарить государя за эти милости, ему вынесли от  государя брильянтовые знаки Андреевского ордена, но самого опять не приняли... На другой день после этого, когда митрополит  произносил  речь после литургии, государь извинялся в  том, что вчера с ним  не виделся, говоря, что он  не знал  про то, что Платон  приезжал  к  нему, и просил  его приехать в  Петербург .... Поэтому Платон и говорит  в  своей автобиографии, что хотя он  и чувство- вал себя ещё способным потрудиться на благо Церкви, но, боясь прогневать государя, с который он совершенно расходился «в  началах», и быть уволенным  «постыдным  образом», просил  увольнения на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010