Возражение 3. Далее, свойство первично по отношению к приписыванию, ибо свойство включается в идею приписывания. Но атрибуты сущности, согласно нашему пониманию, первичны по отношению к Лицам, так как то, что обще, первично по отношению к собственному Следовательно, атрибуты сущности не должны приписываться Лицам. Этому противоречат слова апостола: «Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор. 1, 24 ). Отвечаю: для выражения нашей веры возможно приписывать Лицам атрибуты сущности. Ибо хотя невозможно доказать [существование] Троицы наглядным образом, как было сказано выше (32, 1), тем не менее она может быть явлена нам посредством вещей, которые нам известны в большей степени. Так, атрибуты сущности Бога более понятны нам с точки зрения разума, чем свойства Лиц, поскольку источником знания об атрибутах сущности могут служить твари, тогда как в отношении свойств Лиц это невозможно, о чем было говорено выше (32, 1). Итак, подобно тому как мы пользуемся подобием образа или отблеска, лежащего на тварях, для проявления божественных Лиц, так же мы используем и атрибуты сущности. Такое проявление божественных Лиц с помощью атрибутов сущности мы и называем «приписыванием». Божественное Лицо может быть проявлено посредством атрибутов сущности двояким образом: во-первых, по сходству, так что вещи, относящиеся куму, приписываются Сыну, Который происходит в уме как Слово. Во-вторых, по несходству, когда, например, сила приписывается Отцу, поскольку, как говорит Августин, отцы по причине пожилого возраста теряют силу, но недопустимо думать нечто подобное о Боге. Ответ на возражение 1. Атрибуты сущности приписываются [божественным] Лицам вовсе не как их исключительные свойства, но только с целью проявления их посредством сходства или несходства, как было сказано выше. Следовательно, это не может привести к заблуждению в вере, а скорее к раскрытию истины. Ответ на возражение 2. Если бы атрибуты сущности приписывались [божественным] Лицам как их исключительные свойства, то из этого следовало бы, что одно Лицо выступало бы как форма по отношению к другому, что категорически отрицает Августин 585 , настаивая, что Отец мудр не благодаря Мудрости, Им рожденной, как если бы только Сын был Мудростью и только Отец и Сын вместе могли бы быть названы мудрыми, а Отец без Сына – нет Но Сын называется Мудростью Отца, поскольку Он есть Мудрость [происходящая] от Отца, Который есть Мудрость. Ибо каждый из них Сам есть Мудрость, и оба они вместе суть единая Мудрость. Отсюда: Отец мудр не мудростью, Им рожденной, но мудростью, которая есть Его собственная сущность.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

21. Поселянин Е. Преподобный Серафим Саровский . М., 1903. 22. Поселянин Е. Великий Саровский подвижник старец Серафим Странник. 1902. Т. 2. Ч. 2. 23. Серафим (Алексиев), архим. Свети Серафим Саровский . София. 1957. 24. Чичагов Л. И., свящ. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903. 25. Царевский А. Саровская пустынь в ее прошлом и настоящем. 1893. 26. Свт. Игнатий (Брянчанинов) . Сочинения. В 7 т. СПб., 1886. 27. Свт. Игнатий (Брянчанинов) . Отечник. СПб., 1891. 28. Свт. Игнатий (Брянчанинов) . Избранные письма. Машинопись. СТСЛ, 1968. 29. Свт. Игнатий (Брянчанинов) . Жизнеописание отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX вв. 1908. Апрель. 30. Жизнеописание епископа Игнатия (Брянчанинова) , составленное его ближайшими учениками, и письма преосвященного к близким ему лицам. СПб., 1881. 31. Знаменский Ф., прот. Преосвященный Игнатий Брянчанинов , еп. Кавказский и Черноморский//Прибавления к Церковным ведомостям. 1903. 31. 32. Лесков н. С. Инженеры-бессребреники‚ 4. – Полное собрание сочинений. В 36 т. Т. 1. СПб., 1902. 33. Михаил (Чуб), архиеп. Епископ Игнатий (Брянчанинов) //ЖМП. 1967. 5–6. 34. Свт. Игнатий (Брянчанинов) . Письма к разным лицам//Христианское чтение. 1895; Богословский вестник. 1913, 1914 и 1917; Русская старина. 1900. 35. Игнатий (Брянчанинов) , еп. Кавказский и Черноморский. Письма к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. М., 1875. 36. Путинцев М., прот. Черта из жизни епископа Игнатия (Брянчанинова) //Душеполезное чтение. 1878. Ч. 1. 37. Рункевич С. Г. Письма аскета//Христианское чтение. 1895. Ч. 1. 38. Соколов Л. Епископ Игнатий (Брянчанинов) . Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Киев, 1915. Ч. 1–2. 39. Как жить? Мудрые советы святителя Феофана, Вышенского затворника. М., 1906. См. также: Христианин, 1908. 12. 40. Крутиков И. Святитель Феофан, затворник и подвижник Вышенской пустыни//Душеполезное чтение. 1897. Ч. 1. 41. Свт. Феофан (Говоров). Богоугодная жизнь вообще. М., 1899. 42. Свт. Феофан (Говоров). Мысли на каждый день года. Петроград, 1915.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/smy...

Кроме раздачи милостыни по росписи, нашим послам, жившим в Константинополе, иногда довольно долго приходилось раздавать очень много денег и по разным особым случаям и очень различным лицам. Так, по приезде в Константинополь к ним являлись лица патриаршей свиты – архимандриты, старцы и другие, и спрашивали о здоровье государя и патриарха, причем всех их нужно было оделить соболями. Патриарх на большие праздники присылал иногда в виде своего благословения подарки, за что ему посылались соболи. У посла, например, Никифора Кудрявцева (1681 г.) записано: «От патриарха Цареградского Иякова на Светлое воскресение Христово прислано его благословение к Никифору: два барана, двести яиц, и за то его патриаршее благословение послано к нему три пары соболей – две пары по 5 рублев, третья пара 3 рубля, итого 13 рублев»; слуги, принесшие патриаршее благословение, также одаривались послом. Патриархам и разным духовным лицам послы платили за служение молебнов по разным случаям и главным образом в царские дни. В их статейных списках встречаются такие пометы: «Августа в 3 день Иерусалимскому патриарху Феофану за молебны за государево многолетнее здоровье 5 рублей дано», «Цареградскаго патриарха Кирилла священником шести человеком на молебен 3 рубли», «генваря 3 дня священнику Никандре за многолетнее кликанье 10 алтын дано», «веницейскому попу Илье, который в имянины государя, во время литургии в церкви Пресвятыя Богородицы Элпиды, говорил поучение со многою похвалою имяни его царского величества», дано полкосяка камки лудану, да пара соболей трехсотрублевого достоинства. «Приходили к послам со святыми водами от Цареградского патриарха Кирилла протопоп и священники, и на собор два рубля дано; да тогож дни приходили от Иерусалимского патриарха Феофана с святыми водами архимандрит с братиею, и им на собор два рубля дано; разных шести монастырей священникам 2 рубля, 10 алтын дано». «Августа 10 день послы Илья (Милославский) и Леонтей были у Вселенскаго патриарха Парфения, и при патриархе и при послех, на патриаршем дворе, в соборной церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

46 Например, викария – преосв. Порфирия он ценил за знание порядка дел, прилежание и внимательность, а также за добродушную простоту обращения; ректора семинарии – арх. Игнатия, как правильного и спокойного администратора. О первом – Собр. мнений и отзывов, т. дополн. (СПБ. 1887), стр. 506; о втором – Письма к выс. особам и др. лицам, т. 2, стр. 93; Собр. мн. и отз., т. 4, стр. 574. 62 Письма к Антонию, ч. 3, стр. 126. Осторожность Митрополита Филарета была постоянною спутницею его дел, всей его деятельности; по его убеждению, нужно всегда беречься с мирною и терпеливою осторожностью. Письма к Игумении Сергии (Тв. 1890), стр. 27; письма к Арх. Гавриилу, стр. 8·; письма к Арх. Алексию, стр. 273, 277; Полное Собрание резолюций, т. 1, стр. 272, 131. 68 Письма к Антонию, ч. 1, стр. 9, 93; ч. 2, стр. 18, 416–417, 441, 463–465, 482, 485; ч. 3, стр. 3, 33, 41, 343; ч. 4, стр. 426. 70 Сушков, приложения, стр. 115; письма к высоч. особам и раз. др. лицам, т. 1, стр. 30 – письмо к Арх. Гавриилу (Розанову). 82 Протоиерей Η. П. Рождественский, в начале пом. председателя и впоследствии председатель Общества люб. дух. просв. 88 См. Сборник, изданный Обществом Л. Д. Пр. по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения Ф. м. Моск. том II. Оригинальные статьи. М. 1883 г. ст. проф. А. П. Смирнова : „М. Филарет, как автор Начертания Церковно-Библейской истории“. 91 См. вышеупомянут. Юбил. Сборн. Т. II, ст. Ив. Н. Корсунского: „Филарет, м. Московск., в своих катехизисах“, стр. 667–825. 92 Скончался 19 марта 1908 года, в звании протоиерея-настоятеля кафедрального в Москве во имя Христа Спасителя Собора. 93 Скончался 27 мая 1913 года, в звании протоиерея-настоятеля Покровского или Василия Блаженного в Москве Собора. 94 Скончался 12 ноября, 1899 года. См. о нем нашу брошюру под заглавием: „Михаил Феодорович Грачев, бывший член Общества хоругвеносцев Московского Большого Успенского Собора и известный народный деятель“. (С фототипическим портретом. Издание антикварного книжного отделения при магазине древностей и редкостей М. Я. Параделова, предназначенное ко дню закладки в Москве Всероссийско-обетного храма, во имя св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. Москва. 1905 года).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Без указания адресатов и дат. 462 . Рассуждения о человеческом слове в сравнении со словом Божиим, пожелание последовать цели Григория Богослова : (Из письма); Наставление о том, как говорить о религии: (Из письма)//Язык мой – враг мой: О грехе празднословия. – М., 1999. – С. 7–9, 21. – (Православ. слово). Отрывки из двух писем без указания адресатов и дат. 463 . письма: 1844 г., 20 апр. 1864 г., 2 письма б. д., все без указания адресатов]// Смолич И. К. Русское монашество 988–1917. Жизнь и учение старцев: (Путь к совершенству жизни)/Пер. с нем. прот. В. Цыпина , митр. Иоанна (Вендланда) . – М., 1999. – С. 429–431:464. Святитель Игнатий (Брянчанинов) : [Отрывки из 2-х писем без указания адресатов и дат]//Воспитание детей: [Сб.]/Сестричество во имя прмц. вел. кн. Елизаветы. – М., 2000. – С. 49–50. – (Отечник; 2). 465 . Святитель Игнатий (Брянчанинов) : [Отрывки из писем без указания адресатов и дат]//О терпении скорбей: [Сб.]/Сестричество во имя прмц. вел. кн. Елизаветы. – изд.]. – М., 2000. – С. 67–73. – (Отечник; 4). 466 . Письма духовных лиц святителю Феофану: [Письмо свт. Игнатия от 4 июня 1865 г.]: (в сокр.)// Феофан Затворник (Говоров). Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника : Собр. писем: Из неопубликованного. – М., 2001. – С. 596. Материалы для изучения жизни и творений святителя Игнатия (Общие работы) 467 . Кончина преосвященного епископа Игнатия (Брянчанинова) . – СПб.: тип. мор. м-ва в Гл. адмиралтействе, 1867. – 13 с. 468 . Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова , составленное его ближайшими учениками и письма преосвященнейшего к близким ему лицам/[Под ред. архим. Игнатия (Малышева) ]. – СПб.: тип. Второго отд. собств. е. и. в. канцелярии, 1881. – 288 с. разд. паг., 1 л. портр. Рец.: Новые книги: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова и письма преосвященного к близким ему лицам. СПб., 1881//Странник. – 1882. – Июнь. – С. 328–333. 469 . Кончина преосвященного епископа Игнатия (Брянчанинова) . – 2-е изд. – СПб.: тип. мор. м-ва в Гл. адмиралтействе, 1881. – 15 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Беседы об Антифонах//Христианское чтение. – 1890, январь-февраль. – С. 7. Поучение епископа Аркадия воспитанницам женской гимназии в начале говения, пред исповедью и после причащения Святых Таин//Христианское чтение. – 1890, март-апрель. – С. 281–289. Письма Аркадия к разным лицам//Христианское чтение. – 1890, март-апрель. – С. 334–364; май-июнь. – С. 626–667; 1891, январь-февраль. – С. 37–68; май-июнь. – С. 492–510. Литература: Чернавский H. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Исследование Николая Чернавского: в 2 т. – Оренбург, 1900–1903, т. 2. – С. 13, 262–352. Попов E., протоиерей. Великопермская епархия. – Пермь, 1879. Субботин Н. И. , профессор. Аркадий, архиепископ Пермский и Олонецкий, и некоторые его сочинения против раскола. – М., 1890–1894. Шестаков И., священник. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии (1799–1899). – Пермь, 1899. – С. 123–147. Троицкий И. Е. Воспоминания об Аркадии//Христианское чтение. – СПб., 1887. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911, т. 1. – С. 21, 272; т. 4. – С. 197, 198; 1911, т. 9. – С. 240, 241. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 613–614. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1407, 1408. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т./Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. – СПб., 1885–1888, т. 1. – С. 241, 242, 270, 297; т. 3. – С. 23, 26–28, 303; т. 5. – С. 362, 402, прим. 1; том доп. – С. 191 и прим. 3. Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранны е и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь, 1888, ч. 1. – С. 93 и прим. 1–101; ч. 2. – С. 281 и прим. 1. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 842.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Чтоб мне удобнее было показать эту истину, а вам и другим увидеть ее, нахожу нужным пересказать наперед, что написано о сем у каждого евангелиста, с некоторыми замечаниями, необходимыми для уразумения текста. В Евангелии от Матфея читаем: «В вечер субботний, свитающи во едину от суббот, прииде Мария Магдалина и другая Мария, видети гроб» ( Мф.28:1 ). Остановимся немножко на этих словах. «В вечер субботний», – ψ σαββτων, – ничего другого не означает, как то, что дают разуметь слова: вечер субботы, когда кончился требуемый законом покой и открылась позволительная возможность всяких движений и дел. Соблазняло давать иное значение слову – ψ, «в вечер», следующее за сим слово – τη πιφωσκοση , – «свитающи», указывающее будто на рассвет. Но επιφωσχω, когда говорится о дне и ночи, означает: начинаться; и «свитающи» будет: начинающуся, или когда начинался первый день недельный. Что так следует понимать, на это дает нам смелость святой Лука, который, говоря о положении Господа во гроб, написал: «День бе пяток, и суббота светаше» ( Лк. 23, 54 ), επιφωσχε, – начиналась, наступала, как и по-русски переведено. Итак, «в вечер субботний свитающи» – будет: вечером в субботу, когда наступал или начинался первый день недели. У евреев день – один кончался, а другой начинался в шесть часов вечера. Суббота, как видим у святого Луки, началась в пятницу вечером, а первый день недельный начался в субботу вечером, как в настоящем месте дает видеть святой Матфей. После сего как же понять: «Прииде... видети гроб?» – Тоже в прямом значении слов: ходили посмотреть гроб. Неудержимое желание осведомиться, не произошло ли там, на Голгофе, около гроба Господня, где были их мысли и сердца, – что-либо особенное, влекло их туда. И они сходили туда. Увидев, что там все было в том же положении, как было оставлено в пятницу, они спокойно воротились в город и стали готовиться к помазанию тела Господня утром, по обычаю, ароматами, которые они в этот же вечер, по возвращении с Голгофы, и купили, как пишет святой Марк.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Об участии свт. Игнатия в делах обители – с. 119, 134–135:567. О постройке храма в честь моздокской иконы Иверской Божией Матери и в память покорения восточного Кавказа//Кавказ. епарх. вед. – 1876. – 3. – С. 135–139. Об участии свт. Игнатия в постройке храма – с. 135, 136:568. Филарет (Дроздов) . Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам/Под ред. Саввы (Тихомирова) , архиеп. Твер. и Кашин. – СПб.: Синод. тип., 1887. – Том доп. – XXIV, 697 с. О свт. Игнатии в связи с делом протоиерея Кавказской епархии К. Крастилевского – с. 550–555:569. Филарет (Дроздов) . Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, к высочайшим особам и разным другим лицам. Ч. 2. Письма к разным лицам светского звания/Собр. и изд. Савва, архиеп. Твер. и Кашин. – Тверь.: тип. губ. правл., 1888. – 342 с. – По алф. указ. лич. имен см.: Игнатий (Брянчанинов) , архим. – с. 329. О служении свт. Игнатия на Кавказской кафедре. 570 . Алфавитный указатель к Собранию мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам и к переписке его с разными учреждениями и лицами духовными и светскими. Ч. 1. Указатель именной. – СПб.: Синод. тип., 1891. – 344 с. – Из содерж.: Игнатий (Брянчанинов) . – С. 117. О служении свт. Игнатия на Кавказской кафедре. 571 . Крыжановский П. Н. Исторический очерк Черноморской женской во имя св. Марии Магдалины пустыни (1849–1899)//Ставроп. епарх. вед. – 1902. – 12. – С. 723–743; 13. – С. 786–808; 14. – С. 842–871; 15. – С. 893–927; 16. – С. 964–979; 17. – С. 1017–1040. О свт. Игнатии – с. 727, 902–903:572. Знаменский Ф. Преосвященный Игнатий Брянчанинов , епископ Кавказский и Черноморский//Прибавл. к Церков. вед. – 1903. – 31. – С. 1162–1171. Краткое жизнеописание, в т. ч. о епископском служении на Кавказской кафедре. 573 . Воскресенский А. Преосвященный Игнатий (Брянчанинов) , второй епископ Кавказский и Черноморский (1857–1861)//Ставроп. епарх. вед. – 1908. – 21. – С. 675–683; 22. – С. 706–718; 23. – С. 741–750; 24. С. 777–783.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

μοιωτικς – делающий похожим, уподобляющий (Древнегреческо-русский словарь/Сост. И.Х. Дворецкий: В 2 т. Т. 2. – М.: Гос. изд-во иностран. и нац. словарей, 1958). Феодор Студит, прп. К игумену (II, 23)//Творения: В 3 т. Т. 3. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 285. Рус. пер. исправлен нами по греческому подлиннику, см. PG 99, 1188 C. Исправленные места – в фигурных скобках. Курсив наш. – В.Н. Феодор Студит . Третье опровержение иконоборцев, I, 34//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 300. PG. 99, col. 405A–C. Мейендорф И., протопр. Учение преподобного Феодора Студита об изображении Христа// Его же . Пасхальная тайна: Статьи по богословию: [пер. с англ., фр.]/протопресвитер Иоанн Мейендорф; сост.: И.В, Мамаладзе; предисл. прот. В. Воробьева, Й. ван Россума. – М.: Эксмо: Православ. Св.-Тихонов гуманитар. ун-т, 2013. – 832 с. : ил. – (Религия. Сокровища православной мысли). С. 263. Курсив наш. – В.Н. Преображенский, Василий, свящ. Преподобный Феодор Студит и его время (759–826 гг.). – М., 1896. С. 338. Феодор Студит, прп. К Феофилакту (епископу) Никомидийскому (II, 26)//Творения святого отца нашего преподобного Феодора Студита: В 2 частях. Ч. 2. Письма к разным лицам. – СПб.: СПДА, 1867. С. 85. PG 99, col. 1193. Феодор Студит, прп. К братиям, содержимым в темницах (II, 21)//Творения святого отца нашего преподобного Феодора Студита: В 2 частях. Ч. 2. Письма к разным лицам. – СПб.: СПДА, 1867. С. 73–76. Ep. II, 21. PG 99, col. 1184. Феодор Студит, прп. Первое опровержение иконоборцев, 8//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 254. Курсив наш. – В.Н. μνυμος – носящий то же имя, соимённый (Древнегреческо-русский словарь Дворецкого) Феодор Студит, прп. Первое опровержение иконоборцев, 9//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 254. Antir. I, 9. PG 99, col. 340. Феодор Студит, прп. Первое опровержение иконоборцев, 11//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 256. Курсив наш. – В.Н.

http://bogoslov.ru/article/6193373

Первый зарубежный крестный ход привлёк большое внимание со стороны священноначалия и верующих зарубежных епархий Русской Православной Церкви. И сейчас мы получили приглашение посетить с крестным ходом Францию и Италию. В 1854 г. в Италии, возвращаясь из Иерусалима, побывал и сам святитель Феофан и посетил многие святые места, а также различные музеи. 29 июня этого года в Успенском Вышенском монастыре будет отмечаться 15-летие со дня перенесения мощей святителя Феофана в Вышенский монастырь. По слову преподобного Ионнна Дамаскина, «Владыка Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают мироблаговония». Ровно 15 лет назад святые мощи нашего небесного покров и теля вернулись в обитель. Мы помним, какое это было всенародное торжество, и надеемся и в этом году соборной молитвой с участием многочисленных архиереев, иереев и верующих людей почтить память вышенского угодника. Среди гостей, которые соберутся на праздник, – верующие из России, Украины, Англии, Дании, Сербии, Румынии и других стран. Такая география свидетельствует о той огромной любви и вере к святителю, которые имеют в своих сердцах многие люди. Обращайтесь в своих молитвах к святителю Феофану, и он будет скорым помощником и предстателем во всех ваших делах и начинаниях, как прославляет святителя Православная Церковь и как поётся в тропаре: «Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышенский подвижниче святителю Феофане богомудре, писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашим ». Всем участникам желаю плодотворной работы под молитвенным покровом святителя Феофана и всех святых Тамбовской земли. Владимир Кленин, протоиерей, заведующий кафедрой богословия, преподаватель Тамбовской духовной семинарии.Духовно-нравственные темы в письмах к разным лицам святителя Феофана Затворника Освящённый Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1988 юбилейном году в лике святых прославил святителя Феофана Затворника . Особое место в духовно-литературном наследии святителя Феофана занимают его письма к разным лицам, просившим у него совета или духовной помощи, решения недоуменных вопросов, утешения в скорби, облегчения в бедах. Со всех сторон России стекались эти просьбы в Вышенскую пустынь, где святитель Феофан пребывал последние 28 лет своей жизни, причём 22 года из них находился в строгом затворе. Отсюда, с высоты своего затворнического подвига, святитель яснее видел насущные проблемы и недуги настоящего времени и полнее мог оказать необходимую помощь людям. Письма святитель Феофана, по мнению исследователей, – это истинное сокровище, где свежесть и изящество слога, изумительное богатство возможных сравнений, простота и сердечность соседствует друг с другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010