Помышляю о бесчисленных благодеяниях в продолжение двадцати семи лет, мне на добро совершаемых великодушием наставника моего о Господе, и попечением отеческого во Христе сердца Вашего о душе моей. Благословите, милостивейший Архипастырь, мое желание соединить с детскою книжицею выражение любящих такие помышления чувств искреннейшего высокопочитания и сердечного благодарения, которые должен сохранить всегда Вашего Высокопреосвященства, милостивейшего Архипастыря и Отца, всепокорнейший послушник Архимандрит Макарий. 1841 г. Декабря 29-го дня. 312 Томск. 265 Это письмо является ответом на предложение м. Филарета ехать в миссионеры не в Иркутскую епархию, чего добивался Макарий в письме к преосв. Владимиру (см. выше 58), а в Тобольскую (см. Письма м. Филарета к Высочайшим особам и к разным другим лицам, I, 109−110). Впервые оно было напечатано П. В. Птоховым на 42 стр. его труда; извлечено из Дела Синодального архива 1829 г., 417. 266 Разумеются переводы на русский язык Иоанна Лествичника, Бесед св. Григория Двоеслова , Исповеди блаж. Августина, которыми Макарий занимался в Глинской пустыни и о напечатании которых еще раньше он списывался с м. Филаретом (письмо м. Филарета от 28 марта 1829 г., Письма к Высочайшим особам и к др. лицам, I, 108−109). 267 Напечатано было в Православном благовестнике, 1904 г., 4, по оригиналу, хранящемуся в библиотеке Казанской дух. семинарии. 269 Радушием чудовского наместника о. Макарий пользовался в 1829 г., когда жил в Москве, собираясь впервые в миссию (июль-август). 271 В. М. Нарышкина, род. 1787 г., † 22 сент. 1834 г. Архим. Макарий переписывался с ней самой, но из этой переписки сохранилось только одно письмо ее к Макарию, писанное, по-видимому, в июле 1832 г. 273 Едва ли это не Иван Павлов, тот послушник Чудова монастыря, которого Макарий в нач. 1834 г. хотел звать к себе в сотрудники, но который в это время попал под замечание начальства за сношения с сектантом подполковником Дубовицким. (Письма м. Филарета к Высочайшим особам и к другим лицам. Тверь, 1888 г. 1:120).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

  Библиография «Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского». М.: изд. Типография А. И. Мамонтова и К, 1882. Афанасий (Сахаров), свт. О поминовении усопших по уставу Православной церкви. СПб, 2007. Евреинов М.М. Некоторые воспоминания о митрополите Филарете. Москва.: изд. Университетская типография, 1873. Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). Слова и речи. М., 1882. Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. М., 1905. Письма митрополита Московского Филарета к А.Н.М. Киев, 1869. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Лавры архимандриту Антонию. М., 1878. Письма Митрополита Московского Филарета к родным. М., 1882. Письма митрополита Филарета А.Н.М. Киев, 1869. Письма митрополита Филарета к игуменье Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой). М., 1868. Письма Московского митрополита Филарета к игумении Спасо-Бородинского монастыря Сергии. Тверь, 1890. Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского к высочайшим особам и разным другим лицам. Тверь, 1888. Письма Филарета, митрополита Московского, к Леониду, епископу Дмитровскому, впоследствии архиепископу Ярославскому. М., 1883. Письмо Митрополита Московского Филарета к преосвященному Леониду «Душеполезное чтение». М., 1883. Сборник мыслей и изречений митрополита Московского Филарета, извлеченных из переписки с разными лицами. Цит. по: Предание.ру, Творения, 2. Филарет Московский, свт. Письма к архимандриту Антонию (Медведеву). Письмо 25 (1438). Б.м., 1844. Филарет Московский, свт. Призовите Бога в помощь (Сборник писем). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. Фирсов А.Г. Особенности Богослужебной практики святителя Филарета Московского.//Филаретовский альманах. 2012. Фирсов А.Г. Святитель Филарет (Дроздов) и богослужение Православной церкви: к постановке проблемы//Филаретовский альманах. 2007.   Письма митрополита Московского Филарета к А.Н.М. Киев, 1869. С. 669, 677.

http://bogoslov.ru/article/6176984

Пастырская и монашеская деятельность преподобного Феодора Студита воспламенила, таким образом, угасавший иноческий дух, влила как бы новую струю в организм восточного монашества, и оно с обновлёнными силами вышло из горнила иконоборческой эпохи и стало жить дальше. Аскетическое же учение святого Отца, провозглашённое в эпоху ниспадения нравов монашества, достигло и нашего времени, не потеряв своей жизненной силы. Более того, оно навсегда останется не только для иноков, но и для всех христиан, ревнующих о спасении души, богатейшим источником поучающей и просвещающей святоотеческой мудрости. Источники А. Библия – на славянском языке. М., 1890. Б. Феодор Студит , преподобный – Творения. Т. I. СПб., 1907. 1 . Малое оглашение. 2 . Великое оглашение. Ч. 1. 3 . Великое оглашение. Ч. 2. В. Феодор Студит , преподобный – Творения, Т. II. СПб., 1908. 4 . Великое оглашение. Ч. 3. 5 . Письма к разным лицам. Ч. 1. 6 . Письма к разным лицам. Ч. 2. 7 . Письма к разным лицам. Ч. 3. 8 . Творения смешанного содержания. Библиография по теме: 1 . Андреев И. Святой Тарасий, патриарх Константинопольский . – Богословский вестник. 1899, с. 143–180. 2 . Выштыкалюк В., протоиерей. Проповедничество преподобного Феодора Студита . Курсовая работа. Загорск, 1972. 3 . Герман, архимандрит. Наследник святителя Василия Великого (учение о пастыре преподобного Феодора Студита ). Машинопись. М., 1932. 4 . Гроссу Н. , священник. Преподобный Феодор Студит . Его время, жизнь и творения. Киев, 1907. 5 . Добросклонский А. П. Преподобный Феодор, исповедник и игумен Студийский. Ч. 1. Одесса, 1913. 6 . Добросклонский А. П. Преподобный Феодор, исповедник и игумен Студийский. Ч. 2. Одесса, 1914. 7 . Добротолюбие. Т. 1; 4. Троице-Сергиева Лавра, 1993. 8 . Зотов А. Нравственное совершенствование христианина по творениям преподобного Феодора Студита . Курсовая работа. Загорск, 1960. 9 . Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Творения. Т. I. М., 1993. 10 . Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Творения. Т. V., М., 1993. 11 . Ищенко Д. С. Огласительные поучения Феодора Студита . – Византийский временник. 1979, т. 40. С. 157–171.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

7) Сказание о перенесении мощей св. Агафии из Константинополя в Катану, составленное Маврикием, 447 с 1124 года епископом Катанским, интересно для нас не столько подробностями, касающимися факта перенесения мощей из Константинополя в Катану в 1126 г., сколько заметкой о том, как мощи очутились в Константинополе; действующим лицом является здесь Маниак и автор касается деятельности его в Сицилии. 8) Сказание 448 о том, как доска св. Василия, содержащая в себе часть древа Господня, принесена в Клюньи, заключает сведения об успехах турок при Михаиле Парапинаке и указание на Кесарийского митрополита. 9) Исландские и скандинавские баснословные сказания, записанные Снорре Стурлусоном 449 (t 1241), заключают немало данных о пребывании скандинавов на византийской службе, но весьма немногие из данных носят печать достоверности; внимания заслуживает лишь то, что внесено в саги из песен скальдов и может быть с несомненностью выделено. 450 К третьей группе исторических памятников относятся послания и письма. 1) Самый богатый материал представляют письма Михаила Пселла , число которых простирается до 247. 451 Письма Пселла писаны к разным лицам: к византийским императорам или членам их семейств (44), к иностранному государю (2 от имени Парапинака), к узурпатору (1 от имени Парапинака), к чиновникам придворного ведомства и центрального управления (31), к чиновникам областного управления (34), к патриархам, митрополитам и епископам (36), к чинам патриаршего управления (2), к лицам монашествующим (6) и к разным другим лицам, названным в письмах по имени или чину или совершенно не названным (91). Пселл по своему положению как министр, приближенный царский советник и дидаскал, имел массу знакомых, друзей, почитателей и учеников на всех ступенях общества. Помимо официальных обязанностей его заставляли браться за перо города, монастыри и частные лица, искавшие заступничества по разным делам, просившие рекомендации или обращавшиеся за разрешением недоуменных вопросов научного свойства. Достоинство писем заключается в том, что они бросают свет на строй жизни, господствовавший в XI в.; для хронологически точного выяснения фактов они не могут иметь значения, так как не снабжены датами и многие даже не имеют адресата.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

И таким образом приняв от него рукоположение, по успении его тотчас обратился к Константинопольскому Евсевию, который и сам не меньше кого другого защищал злочестивое Ариево учение. Потом, выгнанный оттуда по каким-то причинам, когда пришел к соотечественникам, опять оправдался, злочестивое мудрование скрывая, а на словах выказывая некоторую правоту веры. И, достигнув случайно епископства, тотчас на Соборе, бывшем у них в Анкире, оказывается написавшим проклятие на догмат единосущия. Отсюда пришедши в Селевкию, с единомысленными ему совершил дело, которое всем известно. А в Константинополе опять согласился на все, что было предложено еретиками. Таким образом, удаленный от епископства по предварительном низложении в Мелетине средством к восстановлению своему придумал путешествие к вам. Что было ему предложено блаженнейшим епископом Ливерием, также на что сам он согласился, сие нам неизвестно, кроме того, что принес он послание о своем восстановлении и, представив оное Собору в Тиане, действительно восстановлен на прежнем месте». Святитель Василий Великий. Письма к разным лицам. Письмо 255 (263). К западным// См. Κωνσταντνος Β. Σκουτρης, Ιστορα Δογμτων τμ. 2ος, (Константин В. Скутерис. История догматов. т. 2) сс.149-152. Святитель Василий Великий. Письма к разным лицам. Письмо 236 (244). К Патрофилу, епископу Церкви в Егеях// . См. Святитель Василий Великий. Письма к разным лицам. Письмо 95 (99). К Терентию, комиту// . В конце концов Евстафий умер, подписав омиусианское исповедание веры, в котором Святой Дух признается творением. Нас же касается не многомятежная жизнь Евстафия, но контекст и условия веры, на которых Василий Великий принял его в церковное общение. Деяния Вселенских Соборов, кн. 7, Деяние первое// Επσκοπος Αβδου Κριλλος, «Η Αυτοκφαλη Εκκλησα της Ουκρανας» (Епископ Авидский Кирилл. «Автокефальная Церковь Украины»), с. 56. Пидалион. 7 правил святого Вселенского второго собора с толкованиями Правило 5. Правила Православной Церкви с толкованиями. Том 2. Правила Вселенских Соборов// Patrick T.R. Gray, Leontius of Jerusalem Against the Monophysites: Testimonies of the Saints and Aporiae, εκδ. Oxford Early Christian Texts, Oxford University Press 2006, сс. 158-160. «вы принимаете и почитаете Халкидонский Собор» (Mansi 7 800A) Распечатать публикацию Поделиться: Page is available in the following languages Подпишитесь на наш телеграм канал, чтобы быть в курсе актуальных новостей и статей! © 2024 ОВЦС МП Обратная связь

http://mospat.ru/ru/articles/87403/

И таким образом приняв от него рукоположение, по успении его тотчас обратился к Константинопольскому Евсевию, который и сам не меньше кого другого защищал злочестивое Ариево учение. Потом, выгнанный оттуда по каким-то причинам, когда пришел к соотечественникам, опять оправдался, злочестивое мудрование скрывая, а на словах выказывая некоторую правоту веры. И, достигнув случайно епископства, тотчас на Соборе, бывшем у них в Анкире, оказывается написавшим проклятие на догмат единосущия. Отсюда пришедши в Селевкию, с единомысленными ему совершил дело, которое всем известно. А в Константинополе опять согласился на все, что было предложено еретиками. Таким образом, удаленный от епископства по предварительном низложении в Мелетине средством к восстановлению своему придумал путешествие к вам. Что было ему предложено блаженнейшим епископом Ливерием, также на что сам он согласился, сие нам неизвестно, кроме того, что принес он послание о своем восстановлении и, представив оное Собору в Тиане, действительно восстановлен на прежнем месте». Святитель Василий Великий. Письма к разным лицам. Письмо 255 (263). К западным . См. Κωνσταντνος Β. Σκουτρης, Ιστορα Δογμτων τμ. 2ος, ( Константин В. Скутерис. История догматов. т. 2) сс.149-152. Святитель Василий Великий . Письма к разным лицам. Письмо 236 (244). К Патрофилу, епископу Церкви в Егеях . См. Святитель Василий Великий. Письма к разным лицам. Письмо 95 (99). К Терентию, комиту . В конце концов Евстафий умер, подписав омиусианское исповедание веры, в котором Святой Дух признается творением. Нас же касается не многомятежная жизнь Евстафия, но контекст и условия веры, на которых Василий Великий принял его в церковное общение. Деяния Вселенских Соборов, кн. 7, Деяние первое . Επσκοπος Αβδου Κριλλος, «Η Αυτοκφαλη Εκκλησα της Ουκρανας» (Епископ Авидский Кирилл. «Автокефальная Церковь Украины»), с. 56. Пидалион. 7 правил святого Вселенского второго собора с толкованиями Правило 5. Правила Православной Церкви с толкованиями. Том 2. Правила Вселенских Соборов . Patrick T.R. Gray, Leontius of Jerusalem Against the Monophysites: Testimonies of the Saints and Aporiae , εκδ. Oxford Early Christian Texts, Oxford University Press 2006, сс. 158-160. «вы принимаете и почитаете Халкидонский Собор» (Mansi 7 800A). Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5820579.ht...

— Затем он говорит о сочувствии, которое он встречает в этой местности, и о тех попечениях, которыми он постоянно окружен там. К ней же письмо 14. В нем рассказывается о том, что случилось со святителем в Кесарии. К ней же письмо 15. Святитель увещевает Олимпиаду не страшиться гонений и извещает ее, что он еще не совсем выздоровел. К ней же письмо 16. Рассуждение о том, что Бог посылает благочестивым людям и радости и страдания. К ней же письмо 17. Святитель хвалит Олимпиаду за ее мужество и самоотречение.   5. Письма к разным лицам Письма к разным лицам 5–99. Письма к разным лицам 100–225.   Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхавлял Иоанна Златоуста. Слово на Святую Пасху. Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Слово первое. На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Слово второе. На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Слово третье. На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Слово четвертое. На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Слово пятое. На Пятидесятницу. Слово первое. На святую Пятидесятницу. Слово второе. На святую Пятидесятницу. Слово третье. Беседа о Святом Духе. В день памяти мучеников; также о том, что Христос называется Пастырем и Агнцем; и о завесе, и о жертве умилостивления. На поклонение Честному и Животворящему Кресту, в среднюю неделю Великого поста. Слово о том, что не должно стыдиться прославлять Честный Крест, что Крестом Христос спас нас и что нам надлежит хвалиться им; также о добродетели, о том, как (Христос) желает нашего спасения, и о милостыне. БЕСЕДЫ, СЛОВА И ПИСЬМА БЕСЕДА на Евтропия евнуха, патриция и консула Всегда, но особенно теперь благовременно сказать: « Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета! » (Еккл. 1:2). Где теперь пышная обстановка консульства? Где блестящие светильники? Где рукоплескания и ликования, пиршества и праздники? Где венки и завесы? Где городской шум и хвалебные клики на конских бегах и льстивые речи зрителей? Все это прошло: вдруг подул ветер и сорвал листья, обнажил дерево и потряс его до основания с такою силою, что, казалось, вырвет его с корнем и разрушит самые волокна его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Фотоматериалы (См. оригинал) Сравнительные таблицы Сравнительная таблица (1) сирийского текста: Mar Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa/Ed. P. Bedjan. Paris-Leipzig, 1909 и русского перевода: Прп. Исаак Сирин . Слова подвижнические/Пер. МДА под ред. С. И. Соболевского. Сергиев Посад, 1911 Номера слов и страницы по изданию сирийского текста Номера слов по русскому переводу 99–104 104–110 110–114 115–119 119–121 121–123 124–125 125–127 127–130 130–133 134–139 139–142 142–144 144–146 146–148 148–154 154–161 161–162 162–163 163–165 165–175 175–177 177–182 182–188 189–194 195–202 202–205 205–208 208–215 216–218 218–221 221–224 224–267 267–269 269–281 281–290 с.373–380 291–296 с.380–381 296–300 300–303 303–306 306–307 307–313 313–314 315–318 318–321 321–330 с.403–409 330–335 с.409–412 335–337 337–338 339–341 341–343 343–353 353–359 360–369 369–372 372–373 373–377 377–379 379–385 385–390 390–392 392–395 396–399 399–406 407–414 414–419 419–427 427–429 429–437 437–441 441–442 443–450 450–464 465–472 472–474 с.181–183 474–478 с.183–185 479–483 483–488 489–494 494–501 502–506 507–518 519–520 521–524 524–536 536–538 538–545 546–565 566–574 55: с. 247–254 574–581 Слова, не принадлежащие прп. Исааку Сирину 1370 , – в издании под ред. С. И. Соболевского. 1911. Иоанн Дальятский Беседа 1 Письмо 18 Беседа 4 Беседа 20 Филоксен Маббугский Письмо к Патрикию 55: с. 241–247, 254–276 Сравнительная таблица (2) сирийского текста: Mar Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa/Ed. P. Bedjan. Paris-Leipzig, 1909 и русского перевода: Прп. Исаак Сирин . Слова подвижнические/Пер. МДА под ред. С. И. Соболевского. Сергиев Посад, 1911 Номера слов по русскому переводу Номера слов и страницы по изданию сирийского текста 110–114 139–142 142–144 144–146 146–148 148–154 163–165 165–175 182–188 195–202 202–205 224–267 267–269 307–313 313–314 360–369 369–372 372–373 373–377 377–379 379–385 385–390 392–395 441–442 407–414 414–419 419–427 427–429 429–437 437–441 443–450 450–464 465–472 с.181–183 472–474

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

102–103; Письма к разным лицам, стр. 165; Пс.118 , стр.179; ср. Добротолюбие, т. стр. 207, §128; Арх. Сергий – Православное учение о спасении, стр. 167. 145 О совершенном обращении к Богу, стр. 25–26; Путь ко спасению, стр. 107–124; О Покаянии, стр. 247. 151 Там же, ср. Письма о духовной жизни, стр. 86; Письма к разным лицам, стр. 16, 350; Пс.118 , стр. 168–169; 418; 513, 515; Добротолюбие, т. V, стр. 361–362. (Иноков Каллиста и Игнатия наставл. для безмолствующ.; Иеромонах Феодор (ныне епископ) «Аскетические воззрения Иоанна Кассиана , стр. 161–162; Зарин, «Аскетизм по православно-христианскому учению», т. II, стр. 168, 169, 171. 160 Богоугодная жизнь вообще, стр. 45; ср. Путь ко спасению, стр. 126; Что есть духовная жизнь, стр. 83–84. 164 Начертание, стр. 56; ср. Внутренняя жизнь, стр. 33; Три слова о несении креста, стр. 29; О покаянии, 97–98. 173 Путь ко спасению, стр. 134. Процесс выработки решимости наглядно описан на стр. 108 книги «Что есть духовная жизнь». 175 Письма к разн. лицам, стр. 163; Добротолюб. т. I, стр. 201. (Настав. Макария Велик.) Средства возгревать в себе решимость указаны в книге «Что есть дух. жизнь», стр. 113–114. 184 Там же, стр. 141–143; Письма о христианской жизни, стр. 205. «Самоугодие, внешность, сила века – вот коренные узы греха». 231 Там же. У св. Отцов эта добродетель называется различно: исканием, предложением, усердием, теплотой духа и горением и просто ревностью. 245 Там же, стр.211; ср. Сборник аскетических писаний, извлеченных из патериков обители св. Саввы Освященного, стр. 102, § 18. 266 Путь ко спасению, стр. 232–233. По замечанию преосвящ. Феофана не всякое чтение может приносить пользу человеку, но только то, которое сопровождается напечатлением истин веры в уме и возбуждением духа ревности. Чтобы чтение приносило означенную пользу, нужно соблюдать следующие правила: а) перед чтением должно упразднить душу от всего (мирского); б) возбудить потребность знать то, о чем читается; в) обратиться молитвенно к Богу; г) читаемое следить вниманием и все слагать в отверстое сердце; д) что не дошло до сердца, на том стой, пока дойдет; е) читать должно весьма медленно; ж) прекратить чтение, когда душа не хочет уже читанием питаться, – сыта, значит.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

По свидетельству святителя Григория Богослова , у святителя Василия было в подчинении около 50 сельских епископов 28 . Письма к хорепископам (см. письма 120(125), 314(323) и другие), помимо достаточно суровых порицаний, содержат и слова похвалы и одобрения, а также свидетельствуют о готовности защищать своих братьев во Христе от бессодержательных нападок. Особое место в этой группе занимают три письма (знаменитые «канонические послания») к Амфилохию, епископу Иконийскому (см. письма 180(188), 191(199) и 209(217), с изложением церковных правил. Эти послания содержат детальные церковные указания по самым разным вопросам, особенно по покаянной дисциплине, и очень важны для истории формирования канонического права. Они вскоре приобрели всеобщее признание на Востоке как образец установлений церковного права Православной Церкви. Пастырские (морально-аскетические) письма Данное издание открывается письмом к Евстафию Философу – горячим исповеданием аскетических идеалов молодого Василия, закончившего свое обучение в Афинах и уже побывавшего в лучших монастырях православного мира. Распространение идеалов христианской нравственности и аскетизма является основной задачей большинства писем Святителя к монашествующим, клиру и церковному народу. Василий утешает отпавших от Церкви и приглашает их обратно в ее лоно во имя новой жизни, увещевает епископов и священников, призывает их к добросовестному исполнению своих обязанностей, демонстрируя пути и средства для достижения совершенства и превознося монашескую жизнь с большим энтузиазмом. К этой группе относятся письма 2, 10–11, 14, 18, 22–26, 45(49), 61(65), 79(83), 81(85), 93(97), 102(106), 108(112), 111(115)-112(116), 156(161), 166(173)-167(174), 175 (182)-176(183), 189(197), 211(219)-214(222), 232(240), 238(246), 241(249), 243(251), 251(259), 269(277), 275(283), 283(291)-291 (299). Самыми ранними из них принято считать письма 2, 14, 18. Письма же 40(43)-42(45), несмотря на то что не являются подлинными, показывают самим фактом своего включения в корпус писем Архипастыря, каким большим авторитетом пользовались аскетические идеи святителя Василия как при его жизни, так и после смерти. Подобно блаженному Иерониму в Палестине, святитель Василий Великий активно занимался духовным и интеллектуальным образованием монашествующих Понта Каппадокийского, призывая их своею проповедью изучать Священное Писание и вести богоугодную жизнь (см., например, письмо 22). Догматические письма

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010