1862. 16. С. 374-376; Письмо Н. В. Гоголя//ДВ. 1864. 4. С. 583-585; Письма к одному из соборных старцев Киево-Печерской лавры//Полтавские ЕВ. 1868. 6. С. 176-178; Письма к Гавриилу [Городкову], архиеп. Рязанскому: 1829-1857. М., 1869; Два письма к редактору «Домашней Беседы»//ДБ. 1870. Вып. 45. С. 1224-1225; Максимович М. А. Письма о Киеве и воспоминание о Тавриде. СПб., 1871; Письма к настоятелю херсонского Успенского собора прот. о. Максиму Перепелицыну//Херсонские ЕВ. 1878. 6. С. 100-104; 21. С. 651-656; Иннокентий Борисов, архиеп. Херсонский и Таврический, в письмах к наставнику и руководителю его в детстве, свящ. В. Климентову, 1822-1855 гг.//РС. 1881. 11. С. 575-590; Письмо по случаю появления перед Одессой союзного флота в 1854 г.//ХЧ. 1881. Ч. 1. 5/6. С. 801-803; Письма к Макарию [Булгакову], митр. Московскому//ЦВ. 1883. 17/18. С. 6-7; 24. С. 3-5; 26. С. 7-10; Письма И. Я. Бодянскому//ЗапООИД. 1883. Т. 13. С. 269-271; Письмо высокопреосв. Филарета [Дроздова], митр. Московского//ТКДА. 1884. 1. С. 112-115; Письма Филарета [Амфитеатрова], митр. Киевского, и архим. Антония [Амфитеатрова], ректора Киевской академии (впосл. архиеп. Казанского)//Там же. 4. С. 621-631; 5. С. 69-102; 6. С. 258-292; Письма Арсения [Москвина], митр. Киевского//Там же. 8. С. 583-592; Письма Димитрия [Муретова] Херсонского//Там же. С. 593-600; Пять писем М. А. Максимовича//Там же. 9. С. 132-145; Письма Макария [Булгакова], митр. Московского//ХЧ. 1884. 5/6. С. 798-817; Письма Гавриила [Розанова], архиеп. Тверского и Кашинского//Тверские ЕВ. 1884. 14. С. 433-454; 15. С. 473-477; Письма разных лиц архим. Иннокентию Борисову//ЧОИДР. 1884. Отд. 5. Кн. 4. С. 1-67; Письма прот. В. И. Нордова//Вологодские ЕВ. 1885. Приб. 17. С. 351-363; 18. С. 367-379; Письма прот. И. М. Скворцова//ТКДА. 1885. 6. С. 314-328; 7. С. 472-482; 8. С. 671-675; 9. С. 165-167; 10. С. 311-318; Письма Евгения [Казанцева], архиеп. Ярославского//Ярославские ЕВ. 1885. 9. Стб. 136-141; Три письма из бумаг Иннокентия, архиеп. Херсонского//ПС.

http://pravenc.ru/text/389617.html

Разным лицам. Изд. по: Изд. по: Иеромонах Георгий (Тертышников). Письма епископа Феофана к разным лицам, не вошедшие в VIII изданий. Приложение к кандидатскому сочинению. В 2-х ч. Ч. 2. Загорск, 1973. С. 29–32. (Машинопись). Данные письма найти не удалось, поэтому мы издаем их по работе архимандрита Георгия (Тертышникова), у которого к этим письмам дана сноска: «Письма напечатаны с фотокопий, хранящихся в архиве «Журнала Московской Патриархии». Преосвященный Феофан и полковник С. А. Первухин в их взаимной переписке «Труды Императорской Киевской духовной академии» к столетию со дня рождения епископа Феофана. Изд. по: Преосвященный Феофан, бывший епископ Владимирский, и полковник С. А. Первухин в их взаимной переписке//Труды Императорской Киевской духовной академии. 1915. Т. 1. Январь. С. 141–159; Февраль. С. 279–286; Март. С. 380–394; Т. 2. Май. С. 95–108; Июнь. С. 297–327. Работа Киевской духовной академии, посвященная переписке святителя Феофана Затворника с полковником С. А. Первухиным, публикуется нами без изменений, с незначительными сокращениями. В частности, были сокращены два отрывка из писем святителя Феофана и комментаторский текст к ним. Первый отрывок – из письма к Н. В. Елагину , о переводе Библии и богослужебных текстов на русский язык, опубликованный ранее в восьмитомном собрании писем святителя (см.: Собрание писем свт. Феофана в VIII выпусках. Вып. VII. С. 154–155). Второй – из письма к о. Иоанну Кронштадтскому – письма, хорошо известного читателям и так же вошедшего в собрание писем (см.: Собрание писем свт. Феофана в VIII выпусках. Вып. III. С. 166–167). Цитаты эти никак не связаны с темой исследования и были приведены составителем только как подтверждение его собственных рассуждений. Так же нами была сокращена часть сносок второстепенного характера, отсылающих читателей к многочисленным изданиям XIX века, в которых публиковались те или иные мнения по различным спорным вопросам, например, о телесности души или о переводе богослужебной литературы и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Ред. 1277 Здесь преп. Феодор выступает против распространенной в его время в Византии практики учреждения ктиторских монастырей состоятельными людьми в своих владениях. Главный предмет критики отсутствие в таком случае истинного отречения от мира. Ред. 1279 Датировка письма невозможна. Наместник (τοποτηρητς) исправляющий должность правителя области. 1290 Речь о фотинудийском игумене, падшем во время гонения, но раскаявшемся и понесшем епитимию. Ред. 1302 Имеется в виду VII Вселенский Собор (созванный в 787 г.), который также называется Вторым Никейским Собором, поскольку проходил в городе Никее, как и I Вселенский Собор (325 г.). Ред. 1305 Лев III Исавр (717–741 гг.) и его сын Константин V Копроним. Константинопольский патриархат уклонился в ересь под принуждением императоров-иконоборцев. Ред. 1336 Письмо датируется 824–825 гг. В письме 461 св. Феодор упоминает пустынника Феоктиста, говоря, что он отпал от Церкви, но спустя некоторое время «пришел в раскаяние». Ред. 1345 Письмо датируется 821–826 гг. А. Гарднер отождествляет адресата письма с известным иконоборцем, а позднее иконоборческим патриархом (837–843 гг.) Иоанном Грамматиком. Но скорее всего это отождествление ошибочно, поскольку, как видно из этого письма и еще двух писем (528, 546) к этому же Иоанну, адресат был в дружеских отношениях с преп. Феодором Студитом и без сомнения иконопочитателем (см.: Fatouros. Pars I. Prolegomena. S. 447; Доброклонский. Ч. 2. С. 475). Ред. 1356 В ТФС: «военачальника». Турмарх командир турмы (подразделение в войске или флоте). В L добавлено: «сын которой погиб на войне». Ред. 1368 Здесь преп. Феодор Студит возвращается к богословию свт. Кирилла Александрийского и III Вселенского Собора (431 г.), осудивших ересь Нестория и неправомысленные христологические взгляды некоторых представителей Антиохийской богословской школы, чрезмерно подчеркивавших различие между божеством и человечеством Христа и доходивших до разделения их. Ред. 1371 В V, M, P, S, Sirm. и ТФС отсутствует: «непрелюбодейным». В ТФС это предложение читаем так: «И хотя бы кто казался соблюдшим себя на деле, но не спасется в сердце, по изречению Господа». Ред. Читать далее Источник: Творения: В 3 т./Преподобный Феодор Студит. - Москва: Сибирская благозвонница, 2010. - (Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе. Т. 7)./Т. 3: Письма. Творения гимнографические. Эпиграммы. Слова. - 2012. - 1070 с., л. цв. ил./Преподобного отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, письма к разным лицам. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Жизнь, избранные письма, мысли и стихотворения Георгия, затворника Задонского Богородицкого монастыря/Составил Леонид Денисов. М., 1896. 175 «Письма в Бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия» впервые были изданы Оптиной пустынью в 1839 г. – Сост. 176 Письма в Бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением краткого известия о жизни его, составленные из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым. В 3-х частях. СПб., 1894. 177 См.: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова, составленное его ближайшими учениками, и письма Преосвященнейшего к близким ему лицам. СПб., 1881. – С. 1–144 второй пагинации; Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 4. Письма к мирянам. СПб., 1905; Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к разным лицам. Вып. 1. Сергиев-Посад, 1913; Письма аскета (из переписки архим Игнатия Брянчанинова с С. Д. Нечаевым)//Христианское чтение. Вып. 3. Май-Июнь. 1895. – С. 553–595; Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни. (555 писем ). Paris – М., 1996. 178 См. Собрание писем Святителя Феофана. Вып. 7, 8. М., 1901. 179 См. Приложение I. – Сост. 180 Иеромонах Адриан сын сельского диакона, в 1819 г. поступил в пошехонский Адриановский монастырь, в 1826 г. пострижен и рукоположен во священника, на подвиг старчества вступил в нач. 1830-х; из-за конфликта с игуменом, запретившим принимать народ (его указание старец неукоснительно выполнял), в 1851 г. перешел в Югскую пустынь, где и скончался. О нем см. Сказания о жизни и подвигах старца Адриана, иеромонаха Югской Дорофеевой общежительной пустыни. М., 1885; Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX вв. Август. М., 1909 (переиздание: Козельск, 1994). – С. 113–159. – Сост. 181 Священник Петр Томаницкий 1782–†1866) происходил из духовного сословия; после окончания семинарии в 1807 г. – священник Иерусалимской слободы г. Углича. Подвергся настоящему гонению со стороны собственного причта, поскольку требовал бескорыстного и тщательного исполнения обязанностей. После попытки отравления страдал расстройством психики. В 1814 г. уволен от должности и лишен священнической грамоты, начинает подвиг юродства. После смерти старца Адриана окормлял многих его духовных детей. О нем см. Жизнь и деяния прозорливого старца отца Петра Томаницкого, заштатного священника в слободе Входо-Иерусалимской, близ города Углича. Ярославль, 1886; Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX вв. Сентябрь. М., 1909 (переиздание: Козельск, 1994). – С. 19–61. – Сост. 182

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

епископу Дмитровскому, викарию Московской епархии. М., 1887. – 74 с. 19 . Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского к высочайшим особам и разным другим лицам. Собраны и изданы Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. Части 1-ая и 2-ая. Тверь, 1888. – VIII † 207; 342 с. 20 . Письма Московского митрополита Филарета к игумении Спасо- Бородинского монастыря Сергии. Изданы Саввой, архиепископом Тверским и Кашинским. Тверь, 1890. – IX † 41 с. 21 . Письма митрополита Московского Филарета, хранящиеся в собрании автографов Императорской Публичной Библиотеки. СПб., 1891. – 2 † 77 с. 22 . Переписка Филарета, митрополита Московского, с С. Д. Нечаевым. СПб., 1895 . – VIII † 288 с. 23 . Сборник мыслей и изречений митрополита Московского Филарета, извлечённых из переписки его с разными лицами. М., 1897. 24 . Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабжённые пояснительными примечаниями Л. Бродским. М., 1905. – V † 387 † XII с. 25 . Творения Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Издательство «Отчий дом», 1994. – 478 с. 26 . Святитель Филарет, митрополит Московский. Мнения, отзывы и письма. М., 1998. – 369 † XIII с. 27 . Династия Романовых в письмах митрополита Филарета. (Архивные находки). М., 1999. – 94 с. 28 . Святитель Филарет (Дроздов) . Избранные труды, письма, воспоминания. М., 2003. – 990 с. 29 . Святитель Филарет Московский . Призовите Бога в помощь (Сборник писем). Издание Сретенского монастыря. М., 2006. – 800 с. ил. 2. Издания в журналах 30 . Из переписки с А.Н. Олениным Филарета, митрополита Московского. «Православное Обозрение». 1869. Март. С. 365–371. 31 . Два письма покойного митрополита Филарета Московского к Е.П. Головиной. «Душеполезное Чтение». 1875. Ч. 2. С. 485. 32 . Письма митрополита Филарета митрополиту Иосифу (Семашко) в статье: «Московский митрополит Филарет в его отношении к делу воссоединения униатов». «Душеполезное Чтение». 1886. Ч. 2. С .93–107.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Лишь один ответ мне кажется подходящим – богословский. Проповедь сект столь успешна потому, что лукавый им не мешает. Православный проповедник ведь почти никогда не беседует с человеком один на один. За спиной слушателя почти ощутимо стоит «дух сомнения», который влагает в его ум самые невероятные, глупые и взаимно противоречивые аргументы – лишь бы не допустить его согласия с православным словом. Бывает, один и тот же человек за два часа беседы в своей полемике с православием готов встать и на сторону старообрядцев, и на сторону католиков, он будет высказывать предпочтение и буддизму и протестантизму. Он готов отождествить себя с любой религиозной или антирелигиозной системой мировоззрения — лишь бы защитить себя от голоса совести и Евангелия. Массовый успех сектантов означает, что этого барьера они не встречают. Значит, кому-то их деятельность выгодна. Секты – разные. Враг Церкви – один. 239 Преподобный Максим Исповедник. Творения. М., 1993, Кн. 1. С. 89. 240 Святой Василий Великий. Письма. С. 319. 241 Ерм . Пастырь.//Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 179. 242 Святой Климент Римский. Первое послание Коринфянам.//Ранние отцы Церкви. С. 44. 243 Цит. Мейендорф Иоанн , протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк, 1985, С. 67. 244 Святой Василий Великий. Письма. С. 77. 245 Святой Григорий Богослов. Творения. Ч. 6. М., 1848, С. 177. 246 Последние две фразы надо соотнести с Лк. 8, 23 . 247 Святой Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве. С. 51. 248 Святой Василий Великий. Письма. С. 282. 249 Святой Василий Великий. Письма. С. 135. 250 Святой Василий Великий. Письма. С. 319. 251 Святой Григорий Богослов. Творения. Т. 1. С. 135. 252 Древний патерик. М., 1899, С. 324. 253 Цит. Анри де Любак. Католичество. С. 306. 254 Иоанн Мосх. Духовный луг. Сергиев Посад, 1915. С. 151. 255 Иоанн Мосх. Духовный луг. С. 157. 256 Святой Григорий Двоеслов , папа Римский. Слово к епископам и к народу, сказанное в день святых апостолов Петра и Павла.//Вестник РСХД. май-июнь. 1952. С. 3–4. 257 Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Сергиев Посад, 1908, С. 198. 258 Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 9.//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1991. Вып. 6. С. 15. 259 Рацингер Й. Введение в христианство. С. 272. 260 Проповеди святителя Илии Минятия Кефалонитского. Троице-Сергиева Лавра, 1902, С. 115–117. 261 Посошков И. Книга о скудости и богатстве. М., 1937. С. 106. 262 Игнатий (Брянчанинов), епископ. Письма к разным лицам. Вып. 1. Сергиев Посад, 1913. С. 151. 263 Евлогий (Георгиевский), митроп. Путь моей жизни. Париж, 1947. С. 33. 264 Голубинский Е.Е. О реформе в быте Русской Церкви. М., 1913. С. 94. 265 Голубинский Е.Е. О реформе в быте Русской Церкви. С. 21. 266 Шавельский Георгий , протопресвитер. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк, 1954, С. 213. 267 Иоанн (Снычев), игумен. Воспоминания.//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 11. Ч. 2. С. 83. 268 Святой Григорий Богослов. Творения. Т. 1. С. 50.

http://azbyka.ru/tradiciya-dogmat-obryad

Память исповедника Навкратия Студита совершается в Неделю сыропустную. 1165 Каваллин (Καβαλλνος) второе прозвище Константина V, яростного гонителя иконопочитателей; слово переводится как «кобылятник». Первое прозвище Константина V Копроним, что значит «навозный». Ред. 1166 Обстоятельства убийства Льва V Армянина, о котором идет речь в данном письме, описаны в: Продолжатель Феофана 40–41, 7. Ред. 1168 Написано в 821 г., когда еще не было известно, что император Михаил II Травл примет сторону иконоборцев. В начале этого года Михаил II издал указ об освобождении гонимых за иконопочитание (см.: Доброклонский. Ч. 2. С. 424). Ред. 1171 Греч. δι» λογογραφας следует понимать как «через написанные речи или проповеди»; λογγραφος в классическом словоупотреблении означает «составитель судебных речей». Ред. 1173 Данное и следующее за ним письмо датируется временем, непосредственно следующим за написанием письма императору Михаилу, началом 821 г. (см.: Доброклонский. Ч. 2. С. 424–425). Ред. 1174 Греч. φιλοσοφαν буквально переводится как «философию». В святоотеческих творениях этот термин употреблялся в отношении как твердого православного исповедания, так и благочестивой христианской жизни (см.: Lampe. P. 14821483). Ред. 1177 Лев Армянин был убит на Рождество 820 г. в дворцовой церкви сообщниками будущего императора Михаила, осужденного накануне на смерть (см.: Продолжатель Феофана, 40–41, 7). Ред. 1181 Действительно, чин магистра был одним из высших в табели о рангах, однако во время написания письма не был связан с определенными государственными обязанностями. Ред. 1184 Имеется в виду «духовное отцовство» императора Константина V. Прозвища буквально значат: «намазанный мочой» и «кобылятник». Ред. 1190 Эти слова св. Василия не находят подтверждения в его произведениях, а данная Фатуросом ссылка на письмо 238 св. Василия неверна. Ред. 1192 Об обстоятельствах возвращения преп. Феодора из смирнской ссылки и его маршруте см.: Доброклонский. Ч. 1. С. 845 и след. Ред. 1193 Логофет геникона (λογοθτης γενικς) чиновник, возглавлявший податное ведомство и ответственный за сбор налогов. Ред. 1198 Письмо датируется между 815 и 826 г. В P и S добавлено: «Догматическое, весьма полезное, о всесвятой иконе Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Ред. 1199 Письмо датируется 821 г., временем до состоявшейся в том же году аудиенции у императора (см.: Доброклонский. Ч. 1. С. 853; Ч. 2. С. 430). Ред. Читать далее Источник: Творения: В 3 т./Преподобный Феодор Студит. - Москва: Сибирская благозвонница, 2010. - (Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе. Т. 7)./Т. 3: Письма. Творения гимнографические. Эпиграммы. Слова. - 2012. - 1070 с., л. цв. ил./Преподобного отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, письма к разным лицам. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

139 . Учение Православной Церкви о молитве Иисусовой, извлеченное из творений святителя Игнатия Брянчанинова /Сост. С. Молотков. – СПб.: Сатисъ, 2000. – 142 с.: ил. – На обл. в подзаг.: Происхождение молитвы Иисусовой. Сила и польза молитвы Иисусовой. Практические указания. Советы из опыта святителя. Предостережения от ошибок. 140 . Аскетические опыты: В 2 т. – Минск: Лучи Софии, 2001. – Печ. по изд.: Творения иже во святых отца нашего святителя Игнатия епископа Ставропольского: В т.]. М., 1996–2001. Т. 1; Т. 2. Т. 1. – 494 с. Т. 2. – 494 с. 141 . Приношение современному монашеству, заключающее в себе правила наружного поведения для новоначальных иноков и советы относительно душевного иноческого делания. – М.: изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2001. – IV, 482, III с. 142 . Смысл жизни и смерти по творениям святителя Игнатия Брянчанинова /Сост. С. Е. Молотков. – СПб.: Сатис, 2001. – 126 с. 143 . Поучение в неделю Антипасхи: О христианстве/Богородице-Владимир. жен. обитель. – Сан Франциско: тип. «Луч», Б. г. – 10 с. Письма 144 . Письмо к мирянину о силе покаяния. – М.: тип. И. Ефимова, 1888. – 4 с. – (Благословение обители Св. Пантелеимона; 106). Др. изд.: 2-е. М., 1890; 4-е. М., 1894; 6-е. М., 1899; 8-е. М., 1904. 145 . Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к разным лицам: Вып. 1–2. – Сергиев Посад: тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1913–1917. Вып. 1./Сообщ. иеромон. Игнатий (Садковский) . – 1913. – 161 с. 92 письма (1842–1864 гг.) без указания адресатов (кроме писем к мон. Досифее и к мон. Александре Васильевне Васильевой). Вып. 2./Сообщ. Е. А. Лебедев . – 1917:146. Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к разным лицам: Вып. 1–2. – Репринт. изд. 1913–1917 гг. – СПб.: Сатисъ, 1993. Вып. 1./Сообщ. иеромон. Игнатий (Садковский) . – Репринт. изд. 1913 г. – 190 с. 92 письма (1842–1864 гг.) без указания адресатов (кроме писем к мон. Досифее и к мон. Александре Васильевне Васильевой). Вып. 2./Сообщ. Е. А. Лебедев . – Репринт. изд. 1917 г. – 142 с. 116 писем (1829–1863 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

ап. Павла к Колоссянам.» «Толкование первых восьми глав посл. св. ап. Павла к Римлянам.» 1879 г. Москва. «Толкование 9–16 глав св. ап. Павла к Римлянам.» 1879 г. Москва. Приветственное «Письмо» преосв. Феофана на имя ректора Тамбовской духовной семинарии архимандрита Димитрия (Впоследствии епископа Подольского и Брацлавского), по случаю столетнего юбилея его. Напечатано в «Тамб. Епарх. Ведомостях за 1879 г.). «Толкование на послание св. ап. Павла к Филимону.» «Толкование пастырских посланий св. ап. Павла» в «Душ. Чтении» за 1880–1882 годы. «Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни.» Сам святитель писал о них в 1892 году: «Письма к разным лицам только до 30 таковых, а потом пошли все к одной особе, образованной, энергичной, мудрой и верующей от всего сердца.» «Письма к одному лицу в Санктпетербурге по поводу появления там нового учителя веры» Синод. тип. 1881 г. Письма эти направлены против Пашкова и его последователей, в свою очередь стоявших в связи с учением известного в то время Лорда Редстока. Это – замечательная по силе мысли и горячей ревности о Православии книга. Несмотря на характер писем, книга эта заключает в себе драгоценнейший материал для обличительного и догматического богословия. «Письма о христианской жизни.» «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения.» «Пять поучений о пути ко спасению.» «Слова на Господние, Богородичные и торжественные дни.» Москва, 1883 г. «Писания святого Антония Великого » 1883 г. Москва. «Слова преподобного отца нашего аввы Исаии отшельника.» Отдельн. изд. из «Добротолюбия.» «Умная молитва – долг мирянина.» Письмо. Киев, 1883 г. Четыре беседы по руководству книги: «Пастырь св. Ерма .» Москва, 1884 г. Митерикон. Собрание наставлений аввы Исаии всечестной инокине Феодоре.» Москва, 1891 г. «Древние иноческие уставы пр. Пахомия Великого , св. Василия Великого , преп. Иоанна Кассиана и преп. Венедикта.» – Собранные епископом Феофаном, изданные Афонским русским Пантелиймоновым монастырем: Москва, 1892 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

1011 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 53. «Любовь Божия состоит в исполнении заповедей» (Письма о. Макария. Т. 1–2. С. 130); «Любовь к Богу не в одной молитве состоит, но в исполнении Его святых заповедей» (Письма о. Макария. Т. 3. С. 471). «Она (любовь) не в том состоит, чтобы наслаждаться утешениями, а в делании заповедей Божиих «любяй Мя, заповеди Моя соблюдает " » (Письма о. Макария. Т. 2. С. 22). 1012 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59. Преп. Амвросий Оптинский писал: «По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть гладкий, тихий и мирный, а по евангельскому слову, путь этот прискорбный, тесный и узкий» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 18. С. 30). Оптинский о. Антоний (Путилов) указывает: «Много нужно употребить усилий, трудов, издержек и перенесения разных неприятностей для устройства себе временного покоя! А сколько нужно пролить поту, употребить трудов и терпеть лишений, болезней, печалей и воздыханий для приобретения себе вечного покоя на небеси. А мы думаем, лежачи на боку, т. е. мягкой постели и после роскошной жизни да и в Царство Небесное» (Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря. Изд. Оптиной пустыни. М., 1869. С. 7. Далее – «Письма о. Антония»). 1013 РГБ, ф. 213, ед. хр. 93, л. 53. «До дверей Царствия Небесного без труда и неудобств добраться невозможно» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 175. С. 151). 1014 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59. Преп. Амвросий указывал: «Христиане не вдруг достигают совершенства, а пока достигнут оного, беспокоимы бывают тою или иною немощью или страстью» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 176. С. 152). «Жизнь человеческая исполнена скорбей… Скорби попускаются за нерадивую жизнь… недостаток дел наших восполняет Господь невольными скорбями или болезнями и очищает грехи наши» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 171; Т. 4. С. 414, 399). 1015 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 6. «Пребывание с другими нужно нам не для того, чтобы со всеми советоваться и им подражать, а чтобы в сообщении с ними познавать свои немощи и смиряться перед ближними» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 381. C. 101). «Тяжким кажется сожитие с другими для неукрощенного самолюбия, но весьма полезно для обнаружения наших немощей; а то уединенному кажется, что он живет хорошо и исправно, и через то удобно впадает в самомнение и обольщение» (Там же. В. I. П. 329. С. 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010