Глубокая назидательность и особенная сила благодатию помазанного слова, искренность, теплота и задушевность, иногда в соединении с изумительной простотой и в то же время художественностью изложения – вот общие черты нравоучительных трудов святителя. Главная задача, раскрывающаяся во всех их, это – указание на небо, на высший смысл и цель человеческой жизни, возбуждение к искреннему покаянию и живому обращению к Богу, к поддержанию в себе или возгреванию благодатной жизни. «Эти произведения великого подвижника веры и благочестия христианского, говорит преосвященный Никандр, полные духовно-благодатного помазания, в возможной полноте и близости отражают в себе дух учения Христова и апостольского – и все направлены к указанию высшего блага, вечных целей бытия человеческого... Они не только способны пробуждать человека-христианина от духовного усыпления, не только вызывать его из состояния религиозной апатии, равнодушия к вере, так называемой теплопрохладности, столь распространенной ныне среди современных христиан, не только побуждают христианина грешника к покаянию, исправлению и благодатному обновлению жизни во Христе, но и указывают ему самые надежные средства к достижению всего этого...» Сочинения, в которых излагаются истины христианского нравоучения на основе глубокого духовного опыта и внимательного наблюдения над явлениями духовной жизни: 1) Письма о духовной жизни. 2) Письма о христианской жизни, в 4 частях. 3) Письма, к разным лицам о разных предметах веры и жизни. 4) Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться. 5) Душа и ангел не тело, а дух. (Против брошюр – слово о смерти и прибавление к сему слову). В первых двух частях «Писем о христианской жизни» и во второй части «прибавлений» к ним, в письмах «о духовной жизни», в замечательном труде: «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» и в некоторых отделах «Писем к разным лицам о разных предметах веры и жизни», равно как отчасти и в мыслях на каждый день года, мы находим громадное собрание и глубоко осмысленное изложение явлений и фактов духовной жизни, начиная с первых благодатных движений христианского сердца к богообщению. Борьба со грехом, падения и восстания, благодатная помощь Св. Духа, все, что переживает христианин, деятельно вступивший на путь благочестия, – все это находит живое выражение в указанных сочинениях, все изображено с неподражаемым совершенством, в связи со знаменательными советами и указаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

140. Аскетические опыты: В 2 т. — Минск: Лучи Софии, 2001. — Печ. по изд.: Творения иже во святых отца нашего святителя Игнатия епископа Ставропольского: т.]. М., 1996–2001. Т. 1; Т. 2. Т. 1. — 494 с. Т. 2. — 494 с. 141. Приношение современному монашеству, заключающее в себе правила наружного поведения для новоначальных иноков и советы относительно душевного иноческого делания. — М.: изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2001. — IV, 482, III с. 142. Смысл жизни и смерти по творениям святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. С. Е. Молотков. — СПб.: Сатис, 2001. — 126 с. 143. Поучение в неделю Антипасхи: О христианстве/Богородице-Владимир. жен. обитель. — Сан Франциско: тип. «Луч», Б. г. — 10 с. Письма 144. Письмо к мирянину о силе покаяния. — М.: тип. И. Ефимова, 1888. — 4 с. — (Благословение обители Св. Пантелеимона; 106). Др. изд.: 2-е. М., 1890; 4-е. М., 1894; 6-е. М., 1899; 8-е. М., 1904. 145. Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к разным лицам: Вып. 1–2. — Сергиев Посад: тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1913–1917. Вып. 1./Сообщ. иеромон. Игнатий (Садковский). — 1913. — 161 с. 92 письма (1842–1864 гг.) без указания адресатов (кроме писем к мон. Досифее и к мон. Александре Васильевне Васильевой). 2./Сообщ. Е. А. Лебедев. — 1917. 146. Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к разным лицам: Вып. 1–2. — Репринт. изд. 1913–1917 гг. — СПб.: Сатисъ, 1993. Вып. 1./Сообщ. иеромон. Игнатий (Садковский). — Репринт. изд. 1913 г. — 190 с. 92 письма (1842–1864 гг.) без указания адресатов (кроме писем к мон. Досифее и к мон. Александре Васильевне Васильевой). Вып. 2./Сообщ. Е. А. Лебедев. — Репринт. изд. 1917 г. — 142 с. 116 писем (1829–1863 гг.). 147. Письма о подвижнической жизни (555 писем)/Сост. и предисл. игум. Марка Лозинского; Крутиц. Патриаршее подворье; Bibliotheque Slave de Paris. — Μ.; Paris, 1995. — 391 с.: портр. 148. Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского/Сост. игум. Марк (Лозинский); Предисл. игум. Андроника (Трубачева) и игум. Марка (Лозинского); Центр изучения охраны и реставрации наследия свящ. Павла Флоренского. — М.; СПб., 1995. — 846 с., 2 л. портр. — Библиогр.: с. 12–13.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

221 Письма к разным лицам. М., 1892. С. 424. 222 Завитневич В. З. О молитве. Из системы философско-богословских воззрений А. С. Хомякова. «Труды Киевской Духовной Академии». 1907. Январь. С. 10. 223 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 155. 224 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 5. Беседы на Пс. 7. СПб., 1899. С. 66. 225 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. Указ. изд. С. 143. Ср.: Филарет (Дроздов), святитель. Московский. Слова и речи. Т. 4. М., 1882. С. 352—353. 226 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 178. 227 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении Указ. изд. С. 153 (преподобный Иоанн Лествичник). 228 Иаков, святитель, епископ Низибийский. Письмо о молитве к Григорию, просветителю Армении. «Хр. Чт». 1842. Ч. 1. С. 393—394. 229 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 155, ср.: Феофан (Дроздов), святитель. Письма о христианской жизни. СПб., 1880. С. 204; Тихон Задонский, святитель. Творения. Т. 1. М., 1898. С. 190; Т. 2. М., 1899. С. 328, § 2; Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 4. М., 1882. С. 353—356. 230 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 167. 231 Там же. С. 200. 232 Письма к разным лицам. М., 1892. С. 489. 233 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 198. 234 Ответы святителя Феофана на вопросы инока о молитве. М., 1910. С. 16. 235 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 301. 236 Там же. С. 329. 237 Ответы святителя Феофана на вопросы инока о молитве. Указ. изд. С. 16. 238 Там же. С. 36. 239 Там же. С. 23; ср.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. Указ. изд. С. 148. 240 Творения. Слова подвижнические. Сл. 52. Сергиев Посад, 1911. С. 230. 241 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 208 (преподобный Нил Синайский). 242 Беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 358. (Слово 1. Гл. 13). 243 Слова и речи. Т. 4. М., 1882. С. 358.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

54 . Горский Александр, протоиерей. Неизданные места из «Дневника». Публ. священника А. М: Белорукова. – БВ, 1914, 9/10, с. 367–423. Примеч. ред., с. 367. 55 . Горский Александр, протоиерей. Разные случаи, бывшие по молитвам митрополита Филарета. Публ. П. Н. Каптерева . – БВ, 1914, 9/10, с. 365–366. Примеч. ред., с. 365. 56 . Гумилевский Илия, священник. Служба и акафист святителю Ермогену, Патриарху всея Руси. – БВ, 1916, 9, с. 3–26. 57 . Дело о несостоявшейся канонизации Сильвестра Обнорского. Переписка и документы. Сообщ. П. К[аптерев]. – БВ, 1915, 10/12, с. 545–562. Предисл. без подписи. Примеч. священника Павла Флоренского, с. 547. 58 . Евсевий, архиепископ Могилевский. Письма к А. В. Горскому. – БВ, 1914, 10/11, с. 534. Примеч. ред., с. 534. 59 . И. Магистерский диспут в имп. Московской Духовной Академии. – «Московские ведомости», 21 мая 1914, 116. 60 . Игнатий, епископ (Брянчанинов). Изречения, извлечённые из писем его к монахам. Сообщ. иеромонах Игнатий (Садковский). – БВ, 1913, 4, с. 703–723. Примеч. без подписи, с. 703. 61 . Игнатий, епископ (Брянчанинов). Письма к разным лицам. [Вып. I]. Сообщ. иеромонах Игнатий (Садковский). – БВ, 1913, 6, с. 195–226; 7–8, с. 488 – 519 9. с 1–32; 10, с. 221–229; 11, с. 437–475. То же. Сергиев Посад. 1913. Примеч. без подписи, с. 1. 62 . Игнатий, епископ (Брянчанинов). Письма к разным лицам. [Вып. II]. Сообщ. М. Н. Новоселов, Е. Лебедев. – БВ, 1914, 1, с. 5–12; 2, с. 238–253; 3. с. 429–449; 4, с. 633–649; 1917, 2, с. 179–237. То же. Сергиев Посад, 1917. Примеч. священника Павла Флоренского, с. 91, ред., с. 119. 63 . Игнатий, епископ (Брянчанинов) Поучение в Неделю о самарянине. Сообщ. М. Н. Новоселов. – БВ, 1914, 5, с. 1–5. Примечание без подписи, с. 1. 64 . Игнатий, епископ (Брянчанинов). Поучение о спасении. Сообщ. Μ. Η. Новоселов. – БВ, 1914, 1, с. 1–4. 65 . И. Д. Кончина праведника... югского иеромонаха Адриана (+ 1853). – БВ, 1917. 1, с. 74–76. 66 . Из хозяйственной истории «Богословского вестника» за 25 лет. – БВ, 1916, 10/12 г

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

ап. Андрея Первозванного//Херсонские ЕВ. 1877. Ч. неофиц. 4. С. 46-50; Некролог о почившем в Бозе Высокопреосв. Иоанникии, архиеп. Херсонском и Одесском//Там же. 6. С. 98-108; [Слова и речи при гробе]//Там же. С. 109-134; Памяти почившего Иоанникия, архиеп. Херсонского и Одесского//Там же. 7. С. 161-162; Некролог//Полтавские ЕВ. 1877. Ч. неофиц. 7. С. 289-291; Некролог//Ярославские ЕВ. 1877. Ч. неофиц. 11. С. 87-88; Иосиф (Соколов), еп. Воспоминание о высокопреосв. Иоанникии, бывш. архиеп. Варшавском//ДЧ. 1878. Июль. С. 311-331 (отд. отт.: [М.], 1878); Филарет Московский, свт. Письма к преосв. Иоанникию (Горскому): апр. 1843 - 22 авг. 1867 гг.]//ЧОЛДП. 1878. Апр. С. 8-16; он же. Собр. мнений. 1887. Т. доп. С. 319-321, 326-328; он же. Письма к Высочайшим особам и разным другим лицам/Сост.: архиеп. Савва (Тихомиров). Тверь, 1888. Ч. 2: Письма к разным лицам светского звания. С. 87, 213, 276; Корженевский И. Г., прот. Краткая история Холмско-Варшавской епархии: Состояние Варшавской епархии под управлением преосв. Иоанникия//Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1879. 13. С. 221-231; 15. С. 251-258; 1880. 1. С. 6-10; 13. С. 212-220; 16. С. 253-264; 17. С. 273-279; 1881. 13. С. 203-207; 15. С. 222-230 (отд. отт.: Варшава, 1881. С. 285-459); Павел (Лебедев), архиеп. Слово при погребении преосв. Иоанникия архиеп. Херсонского и Одесского// Он же. Слова и речи. Кишинёв, 1879. Т. 2. С. 379-387; Надеждин А. Н. История С.-Петербургской правосл. ДС с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. СПб., 1885. С. 314; Страшкевич Н. И., прот. 25-летие святительского служения высокопреосв. Леонтия, архиеп. Холмского и Варшавского, члена Святейшего Синода. Варшава, 1887. С. 75-83, 109-110, 113-114, 144-145; Головщиков К. Д. Архиереи Российской Церкви из питомцев Ярославской ДС//Ярославские ЕВ. 1893. 15. Стб. 232-233; Петровский С. В., прот. Семь Херсонских архиепископов. Од., 1894. С. 119-132; он же. Одесский Преображенский, ныне кафедральный собор. Од., 1908. С. 52, 227, 238-246, 297, 440-441, 467; Никанор (Бровкович), архиеп.

http://pravenc.ru/text/577966.html

Макарий (Иванов Михаил Николаевич), иеросхимонах. Письма к Тимковской Варваре Ильиничне и др. 1847, 1856–1861, 1875 гг.//РГБ, ф. 213, к. 77, ед. хр. 25. Выписки из писем старца иеромонаха Макария (Иванова) к монахиням Троицкого Севского монастыря//РГБ, ф. 214, ОПТ-392. Письма игумена Антония (Путилова) к разным лицам//РГБ, ф. 214, ОПТ-397. По донесениям духовных Консисторий сведения, кем были управляемы монастыри в 1863 г.//РГИА, ф. 796, оп. 145, д. 238. Письма иеромонаха Макария (Иванова) , Леонида (Наголкина) и других к разным лицам//РГБ, ф. 214, ОПТ-384. Герман, архимандрит Святогорского Успенского монастыря Харьковской губернии. Письмо к Исаакию (Антимонову). 1864 г.//РГБ, ф. 213, к. 67, ед. хр. 55. По донесению Преосвященного Сергия, епископа Курского о деньгах, завещанных Курским купцом Александром Морозовым в пользу Глинской пустыни. Декабрь 1865 г.//РГИА, ф. 796, оп. 146, д. 1951. Глинский монастырь, об устройстве принятого от него в казну имения. Окт. 1866 г.//РГИА, ф. 385, оп. 18, д. 207. По предложению Обер-Прокурора Св. Синода об испрошении Высочайшего соизволения на приобретение Глинской Богородицкой пустынею Курской епархии Сеймских казенных мельниц. 1869 г.//РГИА, ф. 796, оп. 150, д. 1479. О разрешении принять от Глинской Богородицкой пустыни 4 % непрерывно-доходные билеты в уплату за купленные с торгов Сеймские казенные мельницы в Путивльском уезде Курской губ. Окт. 1869 г.//РГИА, ф. 583, оп. 4, д. 277. О покупке Глинской Богородицкой Пустынью Сеймских казенных мельниц. Окт. 1869 г.//РГИА, ф. 797, оп. 39, ст. 4, отд. 3, д. 124. Об укреплении земли за Глинскою пустынью, подаренной женою штабс-ротмистра Евдокиею Мовчан по Курской епархии. 1874–1875 гг.//РГИА, ф. 796, оп. 155, д. 173. По вопросу, возбужденному настоятелем Глинской Богородицкой пустыни о том, какие документы следует получить названному монастырю по содержанию водяной мукомольной мельницы. 1876 г.//РГИА, ф. 796, оп. 157, д. 1657. О доставлении Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода сведений о находящихся в России мужских и женских монастырях и общинах и о числе монашествующих. 1880 г.//РГИА, ф. 797, оп. 50, отд. II, ст. 3, д. 243.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

1026 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 85. Старец Макарий писал: «Когда будешь следовать совету других, по Боге пекущихся о тебе, тогда не посмеет враг предлагать тебе свое рассуждение» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 233). 1029 Там же, л. 4. Оптинский игумен Антоний писал: «Необходимо в лице настоятельницы своей видеть лицо Божие, и иметь к ней преданность и доверенность… Один Бог действует во всех духовниках и старицах и какова наша вера к ним, таковы и ответы услышим от них» (Письма о. Антония. С. 263). 1030 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 45. Именно «в вере или доверии скрывается непостижимое Таинство, так что человек самый простой и необразованный больше премудрого может не только вразумить, но и успокоить душу вопрошающего с доверием, а кто без доверия захотел бы искать разрешения в недоумении своем, тот хотя бы вопросил и прозорливого мужа или пророка, ничего или очень мало услышит удовлетворительного» (Письма игумена Антония (Путилова) к разным лицам. Рукопись. РГБ, ф. 214, ОПТ-397, л. 7 об.). 1031 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 27 об. Оптинский старец Антоний писал о недоверии к руководителю: «Если случится Вам искушение против Евангельской Матери своей, то я скажу, что это самое тяжкое искушение, тяжелее которого не может быть ничего. Но в этом вина – Ваше нетерпение и неискусство в обращении» (Письма о. Антония. С. 246–247). 1032 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 123 об. Точно такое же толкование дает на это изречение и Оптинский старец Макарий. «Не со многими советоваться, а с кем должно и обо всем» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 39–40). 1034 Сказание о жизни… схиархимандрита Илиодора… С. 153–154. Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 63. С. 67. 1035 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 5. Преп. Амвросий Оптинский писал: «По свидетельству Св. Писания нет выше дарования, чем дарование смирения» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 285. С. 21). Оптинский старец Макарий учил: «Смирение более всех подвигов и добродетелей нужно для спасения». (Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву. Изд. 2-е. Шамордино, 1913. С. 3. Далее «Предостережение»). «Что соль для всякой вещи, то смирение для всякой добродетели необходимо» (Письма о. Антония. С. 247).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

47 Перевод статьи Мэллока был опубликован в журнале «Православное обозрение» и в наши дни перепечатан в «Сочинениях» Победоносцева. Перевод работы Гладстона появился в журнале «Русское обозрение» и затем вошел в состав «Московского сборника». 53 Письма К.П. Победоносцева к графу Н.П. Игнатьеву. Былое. 1924. 2728; Письма К.П. Победоносцева к Е.М. Феоктистову. Литературное наследство. 1935. 2224; Письмо К.П. Победоносцева к Н.С. Абазе. Голос минувшего (далее: ГМ). 1914. 6; Из писем К.П. Победоносцева к Николаю II (18981905). Религии мира. История и современность. Ежегодник 1983. М., 1983; Начало царствования Николая II и роль К.П. Победоносцева в определении политического курса самодержавия. Археографический ежегодник. 1972. М., 1974; Переписка Витте и Победоносцева (18951905). Красный архив (далее: КА). 1928. Т. 5 (30). Важное значение также имеют письма обер-прокурора к иерархам церкви. См.: Письма К.П. Победоносцева преосвященному Иллариону, архиепископу Полтавскому. РА. 1916. 16; Переписка К.П. Победоносцева с преосвященным Никанором, епископом Уфимским. РА. 1915. 511, а также неопубликованные письма к архиепископу Харьковскому Амвросию (хранятся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки). 54 Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (далее: ОР РНБ). Ф. 631. Письма к С.А. Рачинскому (далее: ПкР). 1883. Январь–февраль. Л. 85. Письмо от 22 марта 1883 г. Письма Победоносцева к сестрам Тютчевым и Рачинскому частично опубликованы: Первые недели царствования императора Александра Третьего. Письма К.П. Победоносцева из Петербурга в Москву к Е.Ф. Тютчевой. РА. 1907. 5; К.П. Победоносцев в письмах к друзьям. Вопросы литературы. 1989. 4; «Пишу я только для вас…» Письма К.П. Победоносцева к сестрам Тютчевым. Новый мир. 1994. 3; К. П. Победоносцев в 1881 г. Письма к Е.Ф. Тютчевой. Река времен. М., 1995. Кн. 1. 55 Мельгунов С. К.П. Победоносцев в дни первой революции (неизданные письма к С.Д. Войту). На чужой стороне. Прага, 1924. Т. 8; Письма К.П. Победоносцева к С.Д. Войту. РА. 1917. 13; Из писем К.П. Победоносцева (сообщены П.П. Николаевым). Русская мысль (далее: РМ). 1911. 5, 8; Из письма К.П. Победоносцева к издателю «Русского архива», 14 декабря 1903 г. РА. 1904. 1; Письмо К.П. Победоносцева. Исторический вестник (далее: ИВ). 1896. Т. 65.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

140 . Письма митр. Филарета к одному из друзей – капитану Ф.Я. Репнинскому (1828–1842 гг.). Рус. архив, 1891, кн. I, с. 285–288. 141 . Письма митр. Филарета к родным (1800–1866 гг.). М., 1882. 142 . Письмо преосвящ. Савве, еп. Можайскому, в ответ на приветствие от московского духовенства с совершившимся сорокапятилетием служения Его Высокопреосвященства на московской пастве (7 июля 1866 г.). Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 73. 143 . Письма к генерал-инспектору всей пехоты и артиллерии, графу А.А. Аракчееву (в копии и. д. обер-прокурора Св. Синода К.С. Сербиновичу и СПб купцу И.И. Крохоткину) (Душеп. чтен., 1892, ч. II, июль, с. 467–471). 144 . Письма к игуменье Спасо-Бородинского монастыря Сергии (1852–1859 гг.). Тверь, 1890. 145 . Письма к архиеп. Смарагду Рязанскому (1833–1843 гг.) (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1870, кн. 12, с. 28–43). 146 . Письма митр. Филарета к попечителю Моск. учебного округа графу С.Г. Строганову. (Душеп. чтен., 1895, ч. II, с. 102–103). 147 . Письма к синодальному обер-прокурору А.П. Толстому.(Душеп. чтен., 1891, ч. III, с. 653–654; 1892, ч. II, с 467–471). 148 . Письмо к министру народного просвещ. графу Д.А. Толстому (Душеп. чтен., 1882, июль, с. 350). 149 . Письмо к графине А.Г. Толстой (марта 11-го, 1866 г.) (Душеп. чтен., 1895, ч. I, с. 473). 150 . Письма к М.М. Тучковой (три письма). Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 85–89. 151 . Письма к игуменье Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой) (1828–1850 гг.). Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. V, с. 61–144. 152 . Письма к моск. воен. генерал-губернатору П.А. Тучкову (два письма). Душеп. чтен., 1885, ч. II, с. 245 и 249. 153 . Записки митр. Филарета о средствах прекратить затруднительное положение Вознесенского монастыря по причине ветхости зданий. (Душеп. чтен., 1885, ч. II, с. 245–249). 154 . Письмо к президенту императорской Академии наук С.С. Уварову (12 июня 1832 г.). Душеп. чтен., 1895, ч. I, с. 302–303. 155 . Письмо к и. д. обер-прокурора Св. Синода кн. С.Н. Урусову. (Два письма от 23 августа 1864 г.) (Душеп. чтен., 1891, ч. III, с. 654–655.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что одно Лицо не может принять сотворенную природу без принятия ее другим [Лицом]. В самом деле, как говорит Августин, «действия Троицы нераздельны» 60 . И коль скоро у трех Лиц одна сущность, то и деятельность у Них одна. Но принятие – это деятельность. Следовательно, оно не может подобать одному и не подобать другому. Возражение 2. Далее, как о Лице Сына, так и о [всей] Природе можно говорить как о воплотившейся, поскольку, согласно Дамаскину, «вся божественная Природа воплотилась в одной из Его ипостасей» 61 . Но Природа обща трем Лицам. Следовательно, таково и принятие. Возражение 3. Далее, как Богом была принята человеческая природа в Христе, точно так же через посредство благодати были приняты Им и люди, согласно сказанному [в Писании]: «Бог принял его» ( Рим. 14, 3 ). Но последнее принятие подобает всем Лицам. Следовательно, таково и первое. Этому противоречат слова Дионисия о том, что тайна Воплощения относится к «раздельному богословию», согласно которому о каждом из божественных Лиц сказывается нечто «особое» 62 . Отвечаю: как уже было сказано (1), принятие означает две вещи, а именно акт принятия и предел принятия. Затем, акт принятия проистекает из божественной силы, которая обща трем Лицам, тогда как пределом принятия, как было показано выше (2), является Лицо. Поэтому то, что в принятии связано с действием, обща трем Лицам, а то, что относится к природе предела, принадлежит одному Лицу так, как оно не может принадлежать другому поскольку три Лица обусловили соединение человеческой природы с одним Лицом Сына. Ответ на возражение 1 . Этот довод относится к деятельности, и потому его заключение имеет силу только в том, что касается деятельности, но не в том, что касается предела, то есть Лица. Ответ на возражение 2. О Природе говорят как о воплощенной и принимающей по причине Лица, в Котором, как было показано выше (2), соединение получило свое завершение, а не по причине ее общности трем Лицам. Что же касается воплощения «всей божественной Природы», то так говорится не потому, что Она воплотилась во всех Лицах, а потому, что, как в том же месте разъясняет Дамаскин, божественная Природа воплощенного Лица является всесовершенной.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010