125–е правило Карфагенского собора//Книга правил… С. 233. 163 См.: Лосский В. Н. Указ. соч. С. 90. 164 Древний Патерик. С. 354. 165 Источник цитаты не установлен. — Ред. 166 Св. Иоанн Златоуст. Беседа на 1–е Послание к Римлянам//Творения. СПб., 1904. Т. 10, кн. 1. С. 240; Толкование на Евангелие от Матфея//Творения. Т. 7. С. 184. 167 Против ересей. С. 165–466. 168 Цит. по: Дмитриевский. С. 348, примеч. б. 169 Древний Патерик. С. 144. 170 Божественная литургия св. Иоанна Златоуста. Ектения просительная. 171 Арсеньев Н. Преображение мира и жизни. С. 88. (Текст цитаты значительно расходится с источником. — Ред.). 172 Св. Иоанн Златоуст. Беседа на послание апостола Павла к Ефесянам, 3//Творения. СПб., 1905. Т. 11, кн. 1. С. 31. 173 Ошибка: это слова Спасителя (Ин. 3, 8). — Ред. 174 «К… всякому благодать приходит» (св. Тихон Задонский. Сокровище духовное, от мира собираемое. СПб., 1903. Т. 2. С. 136). 175 Точный текст: «Святая суть предлежащая, нашествие Святаго Духа приемшая; святи и вы, Святаго Духа удостоившиеся. Потом вы глаголете: Един Свят, един Господь, Иисус Христос. Воистину бо един Свят, существом Снятый, вы же аще и святи, но не существом, а причастием, подвигом и молитвою» (цит. по: Дмитриевский. С. 334, примеч. б.). 176 Слова. Вып. 2. С. 275. 177 Преп. Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. М., 1905. С. 3 178 Древний Патерик. С. 293. 179 Слова. Вып. 1. С. 184–185. 180 Там же. Вып. 2. С. 261. 181 Моя жизнь во Христе. Ч. 2. С. 417–416. 182 Цит. по: Древние иноческие уставы. М., 1892. С. 327–328. 183 Указанный текст представляет собой свободный пересказ архим. Киприаном фрагмента 5–го Тайноводственного слова св. Кирилла Иерусалимского, 20–22 (см.: Евхаристия. С. 71). — Ред. 184 Моя жизнь во Христе. Ч. 2. С. 319. 185 Цит. по: Дмитриевский. С. 345. 186 Цит. по: Богословские труды. С. 179. 187 Там же. С. 180. 188 Там же. С. 179. 189 Там же. с. 180. 190 Св. Иоанн Златоуст. Беседа перед отправлением в ссылку//Творения. СПб., 1897. Т. 3, кн. 2. С. 445. 191

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

1231 Епифаний. Указ. соч.. С. 27. По словам монаха Епифания, монастырь Купины лежал поблизости от Синая. Показание паломника не противоречит действительности. Монастырь находится в глубине ущелья, у подножия горы; одной стороной он поднимается по подошве горы Хорива, другой спускается к подножию горы св. Епистимии; таким образом, он стоит в виде крепости поперек ущелья (Кондаков Н. Путешествие на Синай. Одесса, 1882. С. 34). Автор Commemoratorium’a говорит, что в 808 г. на Синае было 4 церкви, одна из которых – во имя Богоматери – имела и монастырь; братство последнего состояло из 30 монахов, кроме игумена Илии. Ср.: Tobler. Descriptiones terrae sacrae. Р. 82. 1239 Eutychius. Patriarcha alexandrinus, annales//PG. T. CXI. Col. 1151; Makrizius. Historia coptorum Christianorum in Aegypto. § 412; Порфирий. Списки антиохийских патриархов, составленные Михаилом Бреком//Труды Киевской Духовной академии. 1874. T. II. С. 404. 1243 Ibid. § 436, 438, 445, 446, 448; Νεκτριος . πιτομ τς εροκοσμικς στορ ας. νετ ησιν. 1783. Σ. 184. Cp.: Quatrem è re. Mémoires géographiques et historiques sur l’Egypte. T. II. Paris, 1811. P. 501. 1244 Zonara. Annales//PG. T. CXXXV. Col. 163; Розен В . P. Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. СПб., 1883. С. 48; Νεκτριος. Σ. 184. 1247 Νεκτριος . πιτομ τς εροκοσμικς στορ ας. Σ. 184–186; Порфирий. Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 г. СПб., 1856. С. 131–132. 1249 Sacy. Exposition de la religion des Druzes. T. I. Vie de chalife Hakem-Biamr- allah. P. CCCXLI. Paris, 1838. 1251 Acta Sanct. Apr. Т. I. D. 10. P. 873. Cp.: Барон Розен В. P. Император Василий Болгаробойца... С. 19–20, 167. 1260 В середине XI в. был восстановлен близ Иерусалима грузинский монастырь св. Креста трудами грузинского монаха Прохора, при содействии и по воле грузинского царя Баграта III, на том месте, где, по преданию, было срублено дерево для креста Господня. На устройство этой обители много пожертвовал денег и вышеупомянутый св. Георгий Грузинский; он положил основание и монастырской библиотеке, подарив монастырю Цветную Триодь собственной переписки (Житие св. Георгия Иверского. С. 429).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Тем больнее было принимать уколы и удары в сфере той среды, к которой обращена была мысль служения. Было бы( конечно, печально, чтобы не вполне правильно представляемые задачи и не вполне взвешенные распоряжения в общем деле одушевленного и беззаветного служения Родине возложением неизбежной тяготы на одних предпочтительно пред другими, без должной соразмерности, причиняли какие либо лишения, огорчения или печаль. Но раз возникала необходимость, то ее повелительный голос в святом деле служения Родине главенствовал. Там, где долг требовал жертвы жизнью, не могло уже быть речи о лишениях. И духовенство в этом случае, разумеется, не только не могло производить соразмерения своих жертв с жертвами других слоев населения, но с беззаветною радостью должно было встретить всякую возможность истинного служения Родине прежде всех других, ибо все служение его и самая идея его бытия не могли допустить иного 332 . Указатель имен и мест. Абашидзе, князь – см. Димитрий. Австрийские: подданные 258; солдаты 191. Австрийские войска 203. 208. 212. Австрийское: владычество 195; нашествие 131,правительство 217. Австрийцы 203–204. Австрия 5. 146. 188. Австро-венгерские подданные 257. Австро-венгерский: плен 183; посланник 2. Австро-Венгрия 2. 30. 34. 36. 139. 181. 204, 283. 285. Австро-сербский фронт 142. Айсорское население 223. Айсоры 223. 224. Александра Феодоровна, Государыня Императрица 10. 12. 13. 32. 51. 57. 58. 60. 61. 70. 74. 81. 95. 108.131–132.178–179.179.280.281. 285. Александрийский патриарх 218. Александрия, город 218. 219. Александровский Комитет о раненых 81.120. 135. 136. 290. Александров – см. Анастасий. Александро-невская лавра в Петрограде 227. Алексей Михайлович, Царь 38. Алексей Николаевич, Наследник Цесаревич 32. 51. 70. 73. Америка 194. 226. 277. Американская Христианская Ассоциация молодежи 184. Анастасий (Александров) , епископ 72. 211.213. 214. Анастасий (Грибановский) , епископ 152.175 Анастасия Николаевна, Великая Княжна 10. 12. Англиканская Церковь 305. Английские дети 277. Английский пастор. 277. Англия 305. Андреевская В. П. 284. Андрей (князь УхтомскиГи), епискон 180. Антоний (Смирнов), иеромонах 81. Антоний (Храповицкии) , архиепископ 190.192. 197. 198. 211. 212. 282. Армавир, г. 225. Армянская Миссия 223. Арсеньев Николай Сергеевич, приват-доцент 282. Афины 218. Афонские: иноки 220; мопастыри 218. Афонский пантелеимоновскин монастырь 182. Афон 194. 220. 221. 222. Бавария 184. 185. 186. Баварское: Военное Министерство 184; правительство 185. Базилевский, шталмейстер 133. Балканские войны 145. Балтийское побережье 5. Беллавин – см. Тихон. Бельгия 5. 305. Берлинский протоирей 226. Берн, город 184. 185 Бобруйск, г. 154. Богородск, г. 281. Богоявленский – см. Владимир. Богоявленский: монастырь в Костроме 282, собор в г. Богородске 281. Болгаре–священники 185 Болгария 30. 35. 36. Болгарские войска 35. Большая Конюшенная, улица в Петрограде 180. Бородино 73.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

42–43). Не исключено, что какое-то время в Александрии еще во времена свт. Иоанна пробыл и прп. Максим, по крайней мере, если считать, вслед за многими современными исследователями, что он был палестинского происхождения, а философское образование получил не в Константинополе, а в Александрии, переселившись туда после персидского вторжения в Палестину в 613–614 гг. (Boudignon 2004). 40 См. об этом письме в Allen 2009, p. 26–27. Как следует из послания Сергия Гонорию, Кир написал это письмо Сергию по приказу императора после того, как выразил сомнение, как правильно исповедовать учение об энергиях Христа (Allen 2009, p. 184). 42 Ibid. Павел после бесед с императором не согласился присоединиться к господствующей Церкви, несмотря на готовность императора и патриарха предложить унию на основе моноэнергизма. Павел в ответ не захотел отказаться от осуждения формулы «две природы», то есть постановлений Халкидона. В результате он был отправлен на Кипр под надзор архиеп. Аркадия, которому, очевидно, вменялось продолжать усилия по склонению монофизитов к унии, для чего и воспрещалось употреблять выражение «две энергии». Если бы выражение «одна энергия» было господствующим, такой запрет был бы излишним. 46 Рассказывая об этом эпизоде в послании к папе Гонорию, Сергий сформулировал суть письма Кира еще жестче: «он не знал точно, следует ли учить об одном или двух действиях Христа», и вопрошал именно об этом (Allen 2009, p. 184). 47 Как отмечает Говорун, согласно одному из источников (Synodicon Vetus n. 128), перед отправкой письма Киру Сергий собрал в Константинополе собор из находившихся там епископов («синодос эндимуса»), поддержавших его ответ Киру (Hovorun 2008, p. 63), однако в достоверности этих сведений можно усомниться, т. к. в послании Сергия Гонорию, подробно рассказывая эту историю (см. Allen 2009, p. 184), Сергий о таковом соборе не упоминает, а ведь если бы он состоялся, это было бы дополнительным аргументом, подкрепляющим позицию Сергия. 48 Serg. ep. 1 ad. Cyr. (ed.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

В 1991-2011 гг. в журнале широко отражалась деятельность Синодальной комиссии по канонизации святых, печатались материалы по агиологии, напр. статья прот. Павла Недосекина «Канонизация святых» (1991. 1. С. 31-37), доклад прот. Александра Салтыкова «Значение прославления святых на юбилейном Архиерейском Соборе» (2001. 1. С. 34-39), слово митр. Ювеналия на конференции «Мученики ХХ века - новому тысячелетию» (2001. 11/12. С. 48-52), серия статей «К вопросу о канонизации царской семьи» (1996-1997), а также Жития новопрославленных святых, по большей части новомучеников и исповедников, новые богослужебные тексты: «Служба святым царственным страстотерпцам» (2002. 1/2. Вкл.), «Служба новомученикам и исповедникам Российским» (2002. 5/6. Вкл. С. I-XVI), общие службы новомученикам и исповедникам по чинам святости (2005. 7/8. С. 156-163; 2007. 1/2. С. 156-160; 9/10. С. 165-169; 11/12. С. 184-188; 2008. 5/6. С. 208-212; 7/8. С. 174-178; 11/12. С. 200-204), «Акафист свт. Филарету, митр. Московскому и Коломенскому» (2005. 1/2. С. 114-118); агиографические публикации, в основном о святых Московской епархии, публиковались и в последующие годы. Продолжая традиции дореволюционных епархиальных журналов, «М. е. в.» печатали исторические статьи о мон-рях, храмах, святынях епархии, другие краеведческие материалы; проповеди (в рубриках «Из гомилетического наследия ХХ в.», «Слово пастыря», «Церковная проповедь»); дидактические материалы (рубрики «Воскресная школа», «Духовное образование и катехизация»), заметки «Из пастырской практики», рецензии на книги и обзоры новых книг, в первую очередь изданных Московской епархией, некрологи. В рубрике «История православных праздников» преимущественно печатались статьи прот. Николая Погребняка по эортологии и иконографии (ныне епископ Балашихинский) (с 2003 по 2017), публикации «Беседы о церковном пении» иером. Павла (Коротких) (2009. 3/4. С. 180-185; 5/6. С. 148-153; 7/8. С. 194-199; 9/10. С. 148-155; 11/12. С. 166-173; 2010; 1/2. С. 183-190; 3/4. С. 147-152; 5/6. С. 200-203), серия статей о церковных композиторах и регентах свящ. Анатолия Трушина (2015-2017), статьи по церковной археологии «Генезис и эволюция иконографии Креста в ранней Церкви» прот. Павла Недосекина (2016. 8. С. 85-92; 9. С. 81-91; 12. С. 85-92). Уникальные сведения по церковной истории ХХ в. содержат «Мои воспоминания» К. В. Быковой (2014. 3/4. С. 128-133; 5/6. С. 184-191; 7/8. С. 184-190; 9/10. С. 161-166; 11/12. С. 134-141). Епархиальными отделами, благочиниями, монастырями и приходами Московской (областной) епархии регулярно на протяжении мн. лет издаются десятки периодических изданий (об этом см.: Иванов Петр, свящ. «Церковная периодика Московской епархии» (2001. 7/8. С. 9-11); Погребняк Н., прот. «О работе епархиального отдела по СМИ» (2005. 7/8. С. 102-113)).

http://pravenc.ru/text/2564196.html

Сергий Радонежский (03.05.1314 – 25.09.1392), преподобный, основатель Троице-Сергиевой лавры. – 119, 123. Симеон Новый Богослов (949–1022), преподобный, богослов, церковный писатель и поэт, аскет, представитель традиции исихазма. – 87, 124, 142 153,156,160,189. Сиряков Михаил Никитич (1824–1878), совладелец совместно с Н. П. Кораблевым книгоиздательства и книжного магазина на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге. – 190. Сойер (Soyard), аббат, католический проповедник. – 154, 158, 164, 203. Ступин Николай Дмитриевич (? – 1866), русский консул в Адрианополе до 1864.– 89, 103. Тимашева А. Н., знакомая К. К. Зедергольма. – 178, 179. Толстой Александр Петрович (28.01.1801 – 21.06.1873), граф, с 20.09.1856 по 28.02.1862 обер-прокурор Св. Синода. Под его руководством с 1858 по 1862 находился К. К. Зедергольм. Один из восприемников К. К. Зедергольма при крещении. Скончался в Женеве по дороге из Иерусалима. – 47, 54, 55, 60–64, 69–71, 73, 78–80, 82–84, 89, 90, 92, 93, 96–102, 106–108, 110, 111, 113–116, 118–121, 132, 135, 136, 138–145, 148, 150–154, 156, 158, 159, 161, 163, 172, 176–184, 188–190, 194, 195, 197–201. Толстая Анна Георгиевна (Егоровна) (31.01.1798 – 17.06.1889), графиня, урожденная княжна Грузинская. Супруга графа А. П. Толстого. Занималась благотворительностью. Основала на свои средства Александровский приют для бедных престарелых священнослужителей. – 120. Трингам Елизавета, почитательница старца Амфилохия Ростовского. – 144. Тюрин Александр Федорович (1823–1872), директор канцелярии обер-прокурора Св. Синода, чиновник 2-го отделения с. е. и. в. канцелярии, сенатор. – 184. Урусов Сергей Николаевич (18.05.1816 – 13.01.1883), князь, действительный тайный советник, член Государственного совета. 09.02.1859 назначен директором Духовно-учебного управления при Св. Синоде. Фактически исполнял обязанности товарища обер-прокурора Св. Синода до 1864. – 177, 179, 184. Урусова Варвара Дмитриевна, княжна, писательница, духовная дочь прп. Макария. – 69. Урусова Елизавета Петровна (1825 – 04.05.1905), княгиня, урожденная княжна Трубецкая, супруга князя С. Н. Урусова. – 177.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Эскиз сер. 19 в. Панорама Улалы (ныне Горно-Алтайск). Фото 1915 г. Настоятельница Улалинского монастыря игумения Серафима Улалинский миссионерский монастырь. Фото 1910-х гг. Один из сохранившихся корпусов Улалинского монастыря. Фото 2001 г. Панорама Чемальской общины. Фото 1910-х гг. Митрополит Макарий (Невский) Епископ Иннокентий (Соколов) Бийский архиерейский дом. Фото 1910-х гг. Чулышманский детский приют. Фото 1915 г. Насельницы Чулышманского детсткого приюта Посещение начальником Миссии Чулышманского монастыря Братия Чулышманского монастыря. Фото 1915 г. Чемальская второклассная школа Учителя миссионерских школ. Фото 1890 г. Улалинский миссионерский стан в 1890-е гг. Улалинские школы. Фото нач. XX в. Верховья Чулышмана, место Язулинского стана Чулышманская долина с высоты птичьего полета Храм, восстановленный на острове в Чемале Здание бывшего миссионерского приюта. Фото 2001 г. Бийское катехизаторское училище Домовой архиерейский храм в Бийске. Современный вид Урочище Той-самах, предполагаемое место самого труднодоступного стана Миссии Место скита на мысе Ижон Здание бывшей школы им. митрополита Макария Святой ключ в Жуланихе 1 См.: Крейдун Ю.А. Источники по истории Алтайской духовной миссии//Материалы XV Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т. 2. М., 2005. С. 21–32. 3 2 Центр хранения архивного фонда Алтайского края (далее ЦХАФ АК). Ф. 164. Оп. 1. Д. 5. Л.1–34 (рукопись.) 4 Государственный архив Томской области (далее ГА ТО). Ф. 170. Оп. 1. Д. 196, 249; Ф. 184. Оп. 1. Д. 1–12. 5 ГА ТО. Ф. 184. Оп. 1. Д. 13–19; ЦХАФ АК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 61, 62, 63, 69, 90. Оп. 2. Д. 26, 28, 35, 44, 50, 51, 52, 54, 61, 62, 63, 66, 67, 69, 70, 72, 84, 92, 94, 96, 107. 6 ГА ТО. Ф. 184. Оп. 1. Д. 27. Л. 2# 15; ЦХАФ АК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 6, 10, 30, 35, 36, 83, 87, 100, 131, 135, 158; Оп. 2. Д.16, 27, 62, 86, 90, 98, 101,115 и др. 8 См.: Устав Духовных консисторий. СПб., 1883; Правила о церковноприходских школах, высочайше утвержденные 13 июня 1884 года.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Ниже в том же письме, чтобы утешить скорбящую, старец пишет: «Мои книги к вашим услугам. Шлю по две поименованных вами. Они все три – игрушечки... Но одна игрушечка – револьвер». «Очень рад, – пишет ей Владыка в следующем письме, – что молитва ваша стоит. Это молитва в сердце. Она лучше и ценнее молитвословия читательного. Есть ли болячка в сердце? не отходящее от сердца чувство к Богу не помышление, а чувство, служащее источником памяти Божией и всех духовных чувств». Когда с этой духовной дочерью Владыки произошло печальное событие и ей пришлось переходить на жительство в другой монастырь, епископ Феофан писал ей: «Было бы лучше, если бы вы умудрились так устроить, чтобы все забыли или не помнили, что вы среди их живете. Тогда обитель была бы для вас пустынею». К такой высоте смирения звал свою духовную дочь Владыка, несомненно на опыте испытавший крепость подобного состояния среди людей. Письма святителя Феофана к мирским особам всегда – зов к жизни духовной. «Каждый день надо считать первым днем жизни в страхе Божием, – пишет Владыка матери большого семейства, – заднее все забывая, кроме грехов, о коих всегда надо каяться Снова начинать – такой закон духовной жизни». «Как только увидите неправость мысли, чувства или слова, – пишет он ей же в следующих письмах, – тотчас и кайтесь Прибавьте к этому осматривание, как идет падение, и из этого осматривания извлекайте себе урок, как себя одолевать при подобных встречах. Опыты воздержания дадут опытность в самообладании, и падения будут реже и реже. Бог поможет». «Смирения побольше надо, – продолжает Владыка дальше. – Речи или порывы слова огорчительные для других не от барства ли. Сознание барства и есть гордость». Владыка в письмах поучает эту мать семейства молитве, говорит ей о смирении. «Лучше всего, если совсем себя забудете, а будете только иметь в мысли, как бы Бога не прогневить чем, неугодным Ему в мыслях, словах и делах». Поучая эту душу в следующих письмах, епископ Феофан пишет: «Вам скорбно смотреть на нарушение заповедей Божиих. Но како Бог Пречистый, Вездесущий, Всевидящий сносит наши грехи... И вот терпит Господь, ожидая, что когда-нибудь опомнимся и зачнем направлять душу свою». Советуя терпеть семейные скорби, Владыка, глубоко сочувствуя, пишет: «Установитесь в мысли, что без Бога ничего не бывает и потому все бывает во благо нам. От нас зависит только надлежащим образом воспользоваться всем, что случается. Но если и одно только терпение явим – и то доброе себя есть держание пред Богом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

52 Прп. Макарий Оптинский : «Демоны не могут представить истинного образа Владыки Христа, как сказано в книге Варсонуфия Великого, в ответе 415, но они, к обольщению, представляют образ простого какого-либо человека. Также разуметь и о представлении вам на иконах мнимого образа Божественного Младенца и Божией Матери и других лиц. В том же, 415-м ответе Варсонуфий Великий говорит, что бесы и во сне не могут представить образ Креста Господня, и Св. Церковь поет: «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам; трепещет бо и трясется не терпя взирати на силу Его”, a вам казалось, что вы видели образ митрополита с Евангелием и крестом и что бесы писали на полу крест вашею головою. В действительности этого быть не может, ибо враг боится креста, но Бог попустил ему овладеть мыслительною силою вашею, так что он, представляя вам какую-либо фигуру, влагает мысль, что это крест, и тем еще более вас смущает. Подобное сему разуметь и о повторении за вами слов молитвы. Из некоторых повестей отеческих (помещенных в прологе) видно, что бесы не могут произносить молитву Иисусову, ибо она (по слову св. Иоанна Лествичника ) есть сильнейшее против них оружие, и вы пишете, что они повторяют за вами слова сей молитвы и это вам лишь только так кажется: бесы производят неясные звуки, похожие на слова молитвы, и внушают вам, что это самая молитва, дабы показать, что они ее не боятся, но не этому верить. И вообще, надобно вам знать, что всё представляющееся в каком бы то ни было образе и виде, или цвете, или свете, всеми свв. Отцами принято за прелесть; также и приятное пение и обоняние чего-либо благовонного или смрадного и тому подобное» ( Макарий Оптинский (Иванов) , прп. Письмо 445//Письма к мирским особам. М., 1862. С. 741). 53 Прп. Антоний отмечает, что демон действует «скрытно во внутреннем человеке и в уме и борется с мыслями. А люди не знают, почему они так поступают, будучи гонимы некой чужой силой, но думают, что всё это естественно и что они это делают от своего умственного состояния. Но те, которые имеют мир Христов в своем уме и Его просвещение, знают, откуда это возбуждается в движение» ( Василий (Кривошеин) , архиеп. Богословские труды. С. 277).

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/rol-...

Молю Господа ниспослать благословение Свое на супруга вашего, на вас и на детей ваших, и остаюсь желатель всем вам мира, здравия и благоденствия, и спасения, недостойный богомолец, многогрешный Иеромонах Макарий. 238 Вот как я неисправен, получа письмо твое, почтеннейшая N N, 3-го числа июня, от 28-го мая посланное, до сих пор не мог собраться отвечать, пока уже получил второе письмо твое от 6-го июня 11-го числа. Вопрошаешь: есть ли средство совершенно искоренить чувство раздражительности? Раздражительность, или яростная часть, есть одна из тричастности души, дана нам не для того чтобы гневаться на ближних, a иметь ревность против греха, a когда мы яримся на ближних наших, то это делаем против естества. Раздражительность в нас имеет силу от гордости. Господь заповедал нам научиться от Него, что Он есть кроток и смирен, сердцем, и обрящем покой душам нашим ( Матф. 11:29 ). Как противостоять яростной части и от оной происходящему гневу, читай y св. Иоанна Лествичника , степень 8 и 24, y св. Кассиана в Добротолюбии 4-й части, о 8-ми страстных помыслах, тоже и y препод. Нила Сорского , и по возможности противляйся оным, a при побеждении смиряйся. Нерешительность в действиях являет наше двоедушие. Ты делаешь правильно, молясь Богу, чтобы наставил тебя как поступить, и делай по внушению твоей совести. Если же окажется, что не так выйдет как бы надобно быть, то в этом зазри себя, укори, смири свое мудрование, и верно уже не принесет вреда дело оное. Мнение «благочестиваго человека», что не хорошо привыкнуть высказывать все, что лежит тяжелое на сердце, a надобно приучить сердце в самом себе перерабатывать тяжелое, не согласно с наставлениями св. отцов, которые советуют не своему разуму доверят, a совету предуспевших. Читай о сем y св. Иоанна Лествичника в 1-й и 4-й степени, y св. аввы Дорофея поучение 5-е, о том, что не должно полагаться на свой разум, – в 4-й части Добротолюбия препод. Кассиана слово к Леонтину игумену о рассуждении; y св. Варсонуфия много найдешь о сем ясных указаний, которые можешь приискать по алфавитному указателю. Такой образ жизни необходим для проходящих деятельную жизнь: но когда навыкнут и преуспеют в делании с вопросами, тогда могут и сами в себе перерабатывать тяжелое, a паче когда не имеют кому открыть; однако и те прибегают к известным учениям отеческим о предмете, в коем имеют недоумение, как например св. Исаака в 79 слове, – какое должно иметь врачевство во время тягости от уныния, и проч. A так просто еще необученным в духовном делании самим собою перерабатывать в себе тяжелое, близко к самонадеянию и высокоумию. Может быть и есть такие подвижники и смиренные, но редкие; а редкость не есть общий путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010