А до меня то их ложное челобитье, и что будто я ихъ разоряю, не дошло. А извсно теб, великому государю, будетъ тогда, как ты, великий государь, укажешь, кому, вря, сыскать отписками и людьми здсь, в Ферапонтов монастыр. А про их многое неистовство и обиду и разорение со сторон много нам слышитца. Твоихъ, великого государя, сокольников, не бив челом теб, великому государю, до конца разорили, и соколов побил их, волоцкой, приказщик Алешка Михайлов. И в нынешнем же, государь, во 184 (1675)-м году октября въ 20–й де[нь] он же, Алешка, нахав на дороге Ферапонтова монастыря крестьянина деревни Кишемского Гришку Спиридонова, до смерти хотл задавить; и с полутора рубли только бы нелюди отнили; и Ферапонтова монастыря многою землею завладли, и рыбными ловлями они, кирилоские, и на ферапонтовской же земл из быловецкие поставляли насильством, и неводы ферапонтовскихъ крестьянъ и всякие ловли снимают на их, ферапонтовской, земл насильством, и за Белым озером у многих детей боярских земли поотнимали, и хлбъ посвозили с их земель. И слышитца нам, что он сами Кириловъ монастырь пустошают, и крестьянъ денежные поборы частые збирають, и посылаютъ к Москве, и говорят: «Стало, де, нам челобитье на Никона тысячи в дв, а хотя, де, станет и в пять тысяч, и нам, де, будет отбиватца». И тм тебя, великого//(л. 233) государя, бесчестятъ, бутто про площадной привазъ говорят безстрашно. А ко мн милость твоя, великого государя, не по челобитью моему, ни по дачам, но по твоей, великого государя, милости и разсмотрению. Да в нынешнем же, великий государь, во 184 (1675)-м году сентября въ 20–й де[нь] послал я, богомолецъ твой, к теб, великому государю, с отпискою Ферапонтова монастыря служку Гришку. И Кирилова монастыря стряпчей сказал в Монастырском и въ Ямском приказех, будто он прислан для монастырских дл. И ево, Гришку, в Монастырской и въ Ямской приказ имали в полоняничных и въ ямских денгах в платеже на нынешней, на 184 (1675)-й, год и держали ево многое время, и убытокъ великой учинили, только б не дьякъ Данило Полянской свободил, и он бы и по се число, бдной, со всякие нужды голодною смертию умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Камки травчатой, жаркий цвет, десять аршин. Камки червчатой десять аршин. Камки цветной десять аршин. Двух камок вишнёвых четырнадцать аршин. Камки жёлтой десять аршин. Бархата чёрного рытого клетчатого, мелкотравного, двенадцать аршин две четверти. Остаток бархата вишнёвого четыре аршина. Бархата травчатого цветного полтора аршина. Остаток чёрного бархата два аршина без четверти. Тафты таусинной аршин. Двоелишной тафты пол-аршина. На рукава байбарековые, тёмно-лимонные. Лоскутье камки чешуйчатой вишнёвой, мелкое. На двух витушках галуна золотного и серебряного. Сукна чёрного пять аршин без четверти. Сукна тёмно-зелёного полшеста аршина. Треух соболий под чёрным бархатом. Рукав волчий под чёрным бархатом. Полшестнадцати пары соболей с хвостами и с лапками. Десять киндяков зелёных. Мех соболий. Мех белий, хребтовой. Пола белья же меха, хребтовая. Четыре лоскута лисьи, да недолисок целый. Два лоскута собольи. Два лба, да два хвоста, да лапка бобровые, да в мешке мелкое лоскутье и хвосты собольи. Мех чёрный песцовый. Кафтан лисий под тафтой таусинны Кафтан тафтяной таусинный холодный, стёган на бумаге. Кафтан песцовый белый под тафтой двоеличной. Ряса, широкие рукава соболья, под чёрным бархатом. Ряса, широкие рукава, испод лисий черевей чёрный, под вишнёвым бархатом. Спорок с кафтана двоеличной тафты зелёной. Одеяло песцовое голубое, покрыто китайкой лазоревой, опушка сукно братское. Тридцать аршин братского сукна. В кованой скрыне в десяти мешках по сту рублей. Да в той же скрыне кабалы: Кабала в двух рублях Ферапонтова монастыря на крестьянина Цыпинской волости, деревни Быкова, на Данилку Иванова, писана в 184 году. Кабала в рубле Ферапонтова монастыря на дьякона на Михаила Сидорова, писана в 184 году. Расписка Ферапонтова монастыря игумена Афанасия с братией в двух омётах сена, писана в 183 году. Кабала Ферапонтова монастыря на кожевника на Сеньку Обросимова в сорока алтынах, писана в 182 году. Кабала Словинского волока, на сокольих пометчиков, на Семёна Аверкиева, на Лариона Тимофеева, писана в 184 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

362 . Константин, проигумен. Письмо проигумена Константия из г. Сереса (в Румилии) в Русский, на Афоне, монастырь святого Пантелеймона о мученической кончине преподобного Никиты, иеромонаха сей обители. – ДС, 1893, с. 81. 363 . Кончина настоятеля Пантелеимонова монастыря на Афоне († 19.6.1889). – Жизнь покойного отца Макария. – Преемник ему и состояние монастыря. – ЦВ, 1889, 28, с. 502–508. 364 . Коросτовцев Μ. Α., Χодзас С. И. Востоковедная деятельность Порфирия Успенского . – В сб.: Ближний и Средний Восток. М., 1962, с. 121–130. 365 . Корсун Г. Гора Афон, Гора Святая. Очерк Афона. – СППО, 1904, 15, с. 38–54. 366 . Косвинцев Е. Н. Черный «бунт». Странички из истории Афонской смуты. – ИВ, 1915, т. 1, с. 139–156, 470–487. 367 . Кощунственная демонстрация греческих монахов против русских на Афоне. – СПВед. 1904, ПО, с. 4. 368 . Красковский И. Ф. Макарий Афонский, игумен и священноархимандрит Афонского Святого Пантелеимона монастыря. С портр. – МВед, 1889, 184, 206, 212. Отд. изд. М., 1889. 184 с. Духовное завещание архимандрита Макария: с. 179–184. 369 . Красносельцев Η. Φ. Главные источники для истории афонских монастырей. – Летоп. ист.-филол. о-ва при имп. Новоросс. ун-те, 1894, т. 4. 370 . – Материалы для истории чинопоследования литургии святого Иоанна Златоуста . Казань, 1889. Описаны и проанализированы: 1) Устав облачения и проскомидии по рукописям XIII в. из афонских монастырей Святого Пантелеимона и Есфигмена; 2) Устав литургии конца XIII –нач. XIV в. (по рукоп. Моск. Синод, б-ки из афонского монастыря Ватопед); 3) Устав литургии Филофея по трем спискам (одного Ватопедского, XIV в., и двух Пантелеимоновских, XIV и XVI веков). 371 . – Устав литургии святого Иоанна Златоуста , составленный патриархом Константинопольским Филофеем в бытность его игуменом Лавры святого Афанасия на Афоне. – ПС, 1896, ч. 1. 372 . – [Рец. на кн.]: Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII века (842–1204 гг.). Казань, 1894. – ВВ, 1895, т. 2, вып. 1/2, отд. 2; с. 205–213.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

И июля въ 22–й де[нь] писал к нимъ стольникъ князь Самойло Шайсуповь о тх же столовых недовозных запасех о присылке. И Кирилова монастыря архимарит и строитель з братьею писали к нему в своей отписке в столовых запасех с отказом. А в отписке своей пишут, что, де, они бьют челом теб, великому государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержцу, чтоб ты, великий государь, указал за т столовые запасы платить имъ денгами. И в нынешнем, государь, во 184 (1675)-м году сентября въ 20-й де[нь] посылал стольникъ князь Самойло Шайсуповь в Кирилов монастырь к архимариту и к строителю з братьею московскихъ стрельцов, сотника Андрея Есипова, чтоб они, архимаритъ//(л. 230) и строитель, прислали по твоему, великого государя, указу столовые недоплатные запасы. И сотникъ здил в Кирилов монастырь и архимарита в монастыр не застал, потому што беспрестани здит по мельницам да по вотчинам для своего бездлья. А строитель, выслушав наказную память з братьею, во всемъ отказали. А старецъ Иосиф Собакин на него, сотника, шумл и кричал за то, што он против твоего, великого государя, указу с наказною памятью здил: «И уже, де, вы с наказными памятьми здите, а хто то, де, вы? У насъ, де, на то есть государевы грамоты, што с наказными памятьми к нам, в монастырь, не здить. А преже, де, сего было, што все к нам отписками писали». А по твоему, великого государя, указу отписками к нимъ непристойно списыватца о твоем, великого государя, указе, потому што твое, великого государя, имя и указ ниско станет после архимарита и княжо во имени в третьемъ лице. И в отписках приставы Степан Наумов и князь Самойло Шайсуповъ преже сего отписками писали сим образом в начале: «Господамъ архимариту Никите и строителю Исаию з братьею Самушка Шайсупов челом бьет». И бить челомъ имъ не о чемъ. И какие они господа над твоим, великого государя, указом? Да в нынешнемъ же, государь, во 184 (1675)-м году октября въ 22–й де[нь] писал к ним же, в Кирилов монастырь, пристав князь Самойло Шайсуповь, штобы они по твоему, великого государя, указу прислали ко мн на нынешней на 184 (1675)-й год на конюшенной двор лошадем и на скотей двор коровам сна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Пидалион . – См. Кормчая. Пирр , патриарх Цареградский: Пример его несправедливо приводится в защиту беглопоповства и белокриницкого священства, ч. 1, стр. 585–590. Пища : Общение с неверными в пище и питии законно не возбраняется Церковию, ч. 1, стр. 162–167. Платон , митрополит Московский: Его мнение о слове: истинного в Символе Веры , ч. 2, стр. 212–215. Покаяние . – См. Таинство покаяния. Поклоны на молитве Церковной – Различие во времени и числе поклонов не составляет ни ереси, ни греха, ч. 1, стр. 327–334. И в древности дозволялось полагать поклоны по произволению, ч. 1, стр. 332–333. Поморские ответы . – См. Денисов. Попов, И. П ., сызранский старообрядец – Беседы в Сызрани по случаю его перехода из поповщины в федосеевство, ч. 1, стр. 181–184, 195. Его собственные беседы с иргизским начетчиком, ч. 1, стр. 184–189. Постановления апостольские : Незаконно ссылаются на них безпоповцы в подтверждение своего мнения о существенных принадлежностях Таинства Миропомазания, ч. 2, стр. 141–142. Пост : совершаемый вне Церкви, как подвиг, не служит на пользу, ч. 1, стр. 607–609. Потребник : Несходство старопечатных Потребников между собою, ч. 1, стр. 305–309. Правила апостольские – 10-е и 11-е: смысл изложенного в них воспрещения сообщаться с неверными в молитве, ч. 2, стр. 350. 34-е не оправдывает Стоглавый собор, действовавший без воли высшей Церковной власти, ч. 2, стр. 168–169. 39-е возбраняет иереям действовать без воли епископа, ч. 2, стр. 438. Правила Соборные – Первого Вселенского Собора правило 8-е не может служить основанием для беглопоповства и белокриницкой иерархии, ч. 1, стр. 237–249, ч. 2, стр. 352–354. Третьего Вселенского Собора правило 7-е подвергает извержению изменяющих Никео-цареградский Символ, ч. 1, стр. 412. Шестого Вселен. Собора правила 12-е и 13-е содержат свидетельство, что Церковь не только изменяла обряды, но и подвергла суду не принимавших сии изменения, делая впрочем, по снисхождению, для некоторых изъятие из такового суда, ч. 1, стр. 409–410, ч. 2, стр. 184–187, 425–426, 432–434.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

ВЕВ. 1906. 4. С. 67. ВЕВ. 1908. 4. С. 53; ВЕВ. 1908. 15. С. 348. А. В. Тарунин. Черная сотня в Вологде. Вологда, 1998. С. 63. Церковные ведомости (ЦВ). 1909. 26. С. 264. Клировая ведомость Николаевской Валушинской церкви Вологодского уезда за 1911 год//ГАВО Ф. 1063. Оп. 57. Д. 83. Л. 7 об. См. Мальцев (цит. выше); Памятные Книжки Вологодской губернии за 1914, 1915, 1916 гг. ВЕВ. 1916. 11. С. 186. ВЕВ. 1917. 21-22. С. 394. Клировая ведомость Николаевской Валушинской церкви Вологодского уезда за 1911 год//ГАВО Ф. 1063. Оп. 57. Д. 83. Л. 7. Метрическая книга Ильинской Большеельминской церкви Вологодского уезда за 1906 г.//ГАВО. Ф. 496. Оп. 52. Д. 40. Л. 605 об. – 606; крестил священник Сямской церкви Николай Беляев. Метрическая книга Александро-Невской приютской церкви города Вологды за 1911 г.//ГАВО Ф. 496. Оп. 60. Д. 12. Л. 913 об. – 914. Восприемником при крещении был о. Николай Аполлониевич Караулов, впоследствии священномученик Николай (Караулов). До 1917 года в Козланге служил о. Михаил Караулов. «Когда грянула Октябрьская революция в 1917 году, начались гонения на церковь и на священников, отец Михаил был помещён в психиатрическую больницу под Вологдой п. Кувшиново, где погиб при невыясненных обстоятельствах в 1918 году» (И. В. Нефедова. Михаил Николаевич Караулов//Православные приходы и монастыри севера. http://parishes.mrezha.ru 20.01.2022). Сергей Владимирович Шейбухов (1895–1937). Учился в Вологодской семинарии до 1917 г. Расстрелян. См. С. В. Суворова. За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951). Архангельск, 2006. Материалы по регистрации устава Флоро-Лаврской Шолдинской религиозной общины Вологодского уезда//ГАВО Ф. Р-53. Оп. 2. Д. 184. Л. 15 об. Там же. Материалы по регистрации устава Флоро-Лаврской Шолдинской религиозной общины Вологодского уезда//ГАВО Ф. Р-53. Оп. 2. Д. 184. Л. 19 об. Материалы по регистрации устава Флоро-Лаврской Шолдинской религиозной общины Вологодского уезда//ГАВО Ф. Р-53. Оп. 2. Д. 184. Л. 20 об.

http://bogoslov.ru/article/6172655

184 июля в 11 день, указал господин святейший Иоаким… во описании книг служебников имен благоверных царевичей делать не сметь без именного великого государя указа. Июля в 22, указал великий государь царь и великий князь Федор Алексеевич… и великий господин святейший Иоаким… благословил и боляра приговорили описание в книги служебники и впредь которые книги будут в выходах во всех печатать сим образом. Во славу святой единосущной животворящей Троице… повелением благочестивейшего государя… благословением же в духовном чине отца его и богомольца великого господина… издается книга сия служебник в царствующем великом граде Москве в лето от сотворения мира 7184 от рождества же по плоти Бога Слова 1675 индикта 14 месяца июля. И таковое описание святейший Иоаким патриарх подписал своей рукой и то подписанное описание на книжном печатном дворе в книгохранительнице в приеме у справщика у иерея Никифора. Это постановление было отменено именным государевым указом 198 г. июля 23 и с тех пор указано было в описании имя благородного государя царевича и великого князя Алексея Петровича печатать, равно как и имена других детей государских. 184 г. июня в 1 день, патриарх Иоаким, по докладу Симеона архиепископа Сибирского и Тобольского, указал в служебнике прокимны и аллилуйные стихи делать против (согласно) прежних служебников. В июне того же года, состоялось определение «на антиминсной доске резаные слова вынуть и набирать словами оловянными и печатать сице: жертвенник божественный и священный совершися чрез самое божественное священнодействие, освящен божественной благодатью всесвятого и животворного духа, имеет власть священнодействовать в храме имярек или веси имярек; священнодействовать великим господином святейшим кир имярек патриархом московским и всея России. Сие же бысть при державе благочестивейшего великого государя царя и великого князя имярек всея великой и малой, и белой России самодержца лета мироздания 184. Аще в митрополии или архиепископии, или епископии – разница в обозначении имени освящавшая антиминс архиерея, с присоединением имени патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

184 года октября 22, по указу великого государя… в прежде изданном прологе повесть о Дионисии архимандрите Сергиева монастыря оставить, а докладывал о том великому государю господин святейший Иоаким патриарх московский в церкви пресвятой Богородицы Казанская на часах. Дело идет об известном исправителе потребника при патриархе Филарете. 184 г. февраля 25 указано делать в служебниках в полдестовых в эктениях, вместо государских собственных имен, имярек. Того же года апреля 15, постановлено в служебниках вместо имен патриархов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского печатать имярек «для того, что об именах их подлинной ведомости нет». Вследствие этого распоряжения, соответствующие места в служебнике, были изменены таким образом: в служебнике печатном московском 179 г., лист 78 на проскомидии. Помяни владыко человеколюбче всякое епископство православных, святейшего патриарха нашего имярек и святейших вселенских патриархов: константинопольского имярек, александрийского имярек, антиохийского имярек, иерусалимского имярек. В служебнике же по достойно, л. 124, диакон при дверях стоя глаголет: святейших вселенских православных патриархов имярек константинопольского, имярек александрийского, имярек антиохийского, имярек иерусалимского; а в васильевой службе такожде напечатано. Да что было в прежних служебниках печатано во описании по отпустах имена патриархов александрийского и антиохийского, великий государь святейший Иоаким патриарх Московский и всея России из служебников имена их велел оставить и впредь имена их печатати в книгах не велел. 184 г. июня в 6, великий господин святейший патриарх Иоаким… и преосвященные митрополиты и архиепископы соборно чли книгу чиновник архиерейский и указали из книги чиновника приписать в книгах служебниках, в литургии Златоустого, пред апостолом еже священником на горнее место не восходить, но сидеть по стране из южнее страны; в той же литургии Златоустого и в Васильевой, и в вечерних и утренних ектениях великих было напечатано и где в кое между прошении два или три имени глаголати, и то оставить. В литургии преждеосвященных, ектению и оглашенных к просвещению глаголать точию на преждеосвященных, кроме суббот и недель (В старых уставах эти эктении произносятся и на литургиях субботних и воскресных в великий пост.). На великом входе на преждеосвященных приносить святые тайны на дискосе самому священнику, диакону же точию преднося кадить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

възлагаю ем коуко аще есть мегалосконъ (μεγαλοςχμων ) свыше глав покрывающе да до брады ко не видти лицю его моще (Р. М. Д. А. 184, 333, л. 119 об.). Таким образом, в позднейших славянских списках этого чина слово περικεφαλια остается без перевода и отождествляется с кукулем. 246 Аналав передается словом плети, плетци во многих славянских рукописях. В 184. М. Д. А. читается: полагаютъ ему аналавъ по чину его, еже суть плети; так в 333 и др. 247 О. Л. Д. П. „въ калиты“. О слове плесницы см. Матер. для археологич. словаря, под словом: „монашеская одежда“. Труды М. А. Общества, т. IX. 248 И внесши (т. е. в келлию, где происходит этот обряд), одръ, назначенный для выноса къ norpeбehiю, постилаютъ на немъ покровъ. В старину выносили покойников не в гробах или деревянных ящиках, а на носилках, имеющих сходство с кроватью или одром; а потому они называются: κλιν и κραββτος – ложе постеля. Таким же способом сносили их на кладбище где зарывали, или закладывали в гробницу (Cf. Дюк. sub. voce κραββατος и κλινη). Как далеко простиралось сходство этих похоронных одров с обыкновенными кроватями, видно из рисунка, изображающего вынос тела Кесария, брата Григория Богослова , в церковь . Это, – невысокая кровать на четырех ножках с небольшой стенкой в головах для подушки. На этой подушке покоится голова св. Кесария. Четверо юношей несут одр, держась за его края и за ножки. (Ducange. Cplis. Christ. L. III, p. 77.) Стоит сравнить эту картину с тем, как изображается в катакомбах расслабленный несущий свою постель и рисунки постелей римских, византийских и германских у Вейсса, чтобы наглядно убедиться, как велико сходство между обиходными и выносными одрами, и откуда последние ведут свое начало. Впоследствии они были заменены носилками. Похоронные кровати имелись при церквах для выносов, а богатые люди дарили их в пользу церкви, как теперь покровы. Так в ризнице Соф. собора хранилось несколько одров, из которых один достался после известного Студия. Cf. Ducang Cplis. Christ. III, p. 78; Malalas. Chron. Mign. Patr. c. compl. I, 97, p. 708. 249 Взголовье (προσκεφαλαιον) – подушка изголовье. Такие подушки служили иногда вместо коврика и подкладывались под ноги. 250 Не прекы – не наискось πλγιως – но просто и вдолж, т. е. прямо и по длине; в 184 „право въ длину“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Отец Серафим объявил им, что они должны с ним идти в дальнюю пустынку. И вот, как записано (в тетради 6) за рассказывавшей Параскевой Степановной, они втроем вышли из Сарова, как только ударили к утрене, и пришли к источнику Матери Божией, когда заблаговестили к поздней обедне. Дорогой батюшка упоминал о том, что уже 12 лет, как он вышел из своего затвора (то есть открыл дверь кельи для приходящих) и не ходил этими местами. Подойдя к источнику, он объяснил, что колодезь и столбики сделаны им самим» (Ч. 183–184). «Когда они вошли в хижину, то отец Серафим подал им две зажженные восковые свечи, из взятых с собой по его приказанию вместе с елеем и сухарями, и велел стать Марии Семеновне с правой стороны распятия, висевшего на стене, а Прасковье Степановне – с левой. Так они стояли более часа с зажженными свечами, а отец Серафим все время молился, стоя посредине. Помолясь, он приложился к распятию и им велел помолиться и приложиться. После этого сестры целый день чистили вместе с батюшкой погреб возле пустынки и вечером пошли обратно в Саров» (Ч. 184). Проходя к дальней пустыньке мимо источника Божией Матери, преподобный Серафим исцелил Прасковью Степановну: «Тут же отец Серафим совершил чудо целебной водой источника. Как рассказывала Прасковья Степановна, она давно, постоянно кашляла, и батюшка, видя это, обратился к ней со словами: “Зачем ты кашляешь, брось, не надо!” – “Не могу, батюшка!” – ответила больная. Тогда отец Серафим почерпнул воды из источника своей рукавичкой и напоил Прасковью Степановну, которая немедленно перестала кашлять и навсегда излечилась от этой надоедливой болезни» (Ч. 184). Декабристы на Сенатской площади 9 декабря 1825 г. – 9 декабря 1826 г. «... Отец Серафим... 9 декабря 1825 года, в день Зачатия Пресвятой Богородицы, получил решимость и укрепился духом приступить к делу. В остальные дни 1825 и во весь почти 1826 год он сам готовил столбы и лес для мельницы...В день Зачатия Божией Матери, 9 декабря 1826 года, ровно через год после молитвенного начала дела, в первый раз были привезены на саровских лошадях стобы и бревна к месту, предызбранному для нового поселения сестер Дивеевских» (1863.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010