Известны случаи исцеления от телесных болезней и беснования после служения панихиды на могиле А. 6 июня 1988 г. на Поместном Соборе РПЦ А. был причислен к лику святых с установлением ему всероссийского почитания. 16 окт. 1988 г. при раскопках в Оптиной пуст. были обретены честные останки одного из оптинских старцев, ошибочно принятые за останки А. и впосл. опознанные как останки прп. Иосифа (Литовкина) . Мощи А. были обретены 10 июля 1998 г. вместе с мощами еще 6 Оптинских преподобных и в наст. время почивают в приделе во имя Амвросия Введенского собора обители. В Оптиной пуст. хранится икона Божией Матери «Спорительница хлебов» из кельи А. и принадлежавшие преподобному вещи (скуфья, палочка-посох, наградной крест, корец). К прославлению А. были написаны тропарь (проект игум. Андроника (Трубачёва) ) и кондак (проект архим. Иннокентия (Просвирнина) ), впосл.- Служба с акафистом (проект прот. Вадима Смирнова, впосл. игум. Никон). Соч.: Изречения... записанные преимущественно сестрами Шамординской общины//ДЧ. 1892. Ч. 1. С. 176-195, 383-385, 527-530; Ч. 2. С. 151-154; Ч. 3. С. 370-371; Сб. писем и статей. М., 1894. Ч. 1; 1897. Ч. 2; Избр. места из писем к семейным особам. М., 1897; Душеполезные наставления. М., 1898; Собр. писем... к мирским особам. Серг. П., 1908. Ч. 1. М., 1991р; Собр. писем... к монашествующим. Серг. П., 1908. Вып. 1; 1909. Вып. 2; То же. Козельск, 1995р; Молитвы о помощи и других житейских делах: Советы прп. Амвросия Оптинского. М., 1995; Молитвенное правило прп. Амвросия Оптинского, читаемое во время скорби и искушений. М., 1996; Собр. писем... [к монашествующим и мирянам]: В 3 ч. М., 1997р; Три неизвестных сочинения. СПб., 1997; Поучения старца Амвросия: Избр. речения, извлеч. из разных источников/Сост. схиархим. Иоанн (Маслов). М., 1998. Лит.: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Серг. П., 1992р; Е[раст] В[ытропский], монах. Краткое сказание о жизни оптинского старца иеросхим. отца Амвросия: С прил.

http://pravenc.ru/text/114352.html

А в которой день он Митрополит возведен на Киевскую Митрополию, и в тот день вместо Указных еств послан к нему Митрополиту стол; а к Духовным Особам и к мирским людем посланы Указныя ествы, что послано к ним на приезде, а питья дано с поденным вдвое. А как он же Митрополит был у Великого Государя со Святынею вверху по Архиерейскому обыкновению, и при нем Великом Государе ему Митрополиту объявлено, а поднос был из Казенного Приказу: кубок золочен с кровлею, бархаты двое, морховой, вишневой, байберек коришневой, объяр, вишневой атлас, вишневая камка крапивная, 40 соболей во 108 рублев. Да в тот же день послано к нему с Дворцов с столом. После того Митрополит служил Литургию вверху в церкви Воскресения Христова и тогда дало ему его Великого Государя жалованья: Панагия золотая с каменьи с изумруды и с яхоцты цена 300 рублев, да к той Панагии цепь золотая без цены, да с Казенного Двора рукомойник с лаханью серебряные, местами золоченые, весом 9 фунтов, цена 100 рублев, вечно к Престолу Митрополитанскому Киевскому. Того ж дня послано к нему с Дворцов 6 еств и питье по Указу; Игуменом 2 человеком, да Протодьякону по естве, Митрополиту ж дано его Великого Государя жалованья шкатула с судами столовыми серебряными, а в ней судов порознь: 6 блюд серебряных, месты по краям кругом золочены; 6 тарелок серебряных же, местами золочены; солонка серебряная ж с ящиком исподним золочена, ножик черен серебрен, ложка серебряная золочена по краям; 2 фляжки уголчатые, 2 четвертинки небольшие серебряные, местами золочены; весу во всем, кроме ножика, 23 фунта З6 золотников. Внутри той шкатулы все места сбиты бархатом чернчатым, замок нутряной, а с наличья та шкатула обита белым железом по красной телятине. Митрополиту ж дано для его разорения и скудости, что он от гонения Латинов из Польши прибег в благочестивую его Государскую Державу, в Малую Россию, мех соболей пластинчатой в 300 рублев, да объяри вишневой 5 аршин. При нем, Великом Государе, в его Государском походе в селе Измайлове, как он служил Божественную Литургию в праздник Иоасафа Царя Индейского, ему ж Митрополиту и Духовным Особам послано с Дворцов еств и питья против того, что послано на приезде, как к Москве приехали. Для именин Благородныя Государыни Царевны и Великия Княжны Екатерины Алексеевны тож. Для празднества Знамения Пресвятыя Богородицы тож. Для празднества Святителя Николая Чудотворца тож. Да ему ж Митрополиту при отпуске дано его Великого Государя жалованья, карета со шти возниками и с шоры, да возок зимней теплой из Конюшенного Приказу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Своим духовным чадам преподобный Макарий неоднократно советовал обращаться к творению преподобного Иоанна Лествичника: «По времени паки советую повторять Лествицу; не то нужно, что только прочитать, но читать и возбуждаться к деланию при помощи Божией» . Варвара Каширина 17 апреля 2024 г. Лествица, возводящая на небо. М., 1862. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе с алфавитным указателем и примечаниями. М., 1862. Житие оптинского старца Макария/Сост. Леонид (Кавелин), архим. М., 1995. С. 171–172. Собрание писем преподобного Макария Оптинского к мирским особам: В 3 т./Сост. С. О. Захарченко. Петрозаводск, 2011. Т. II. С. 45. Варсонофий, в миру Василий Федорович Светозаров (1816–?), из духовного звания. По окончании Тамбовской семинарии в 1843 г. поступил в Оптину пустынь. В число братства определен 15 мая 1843 г. Пострижен в рясофор 28 августа 1843 г. Нес послушание скитского пономаря. В монашество пострижен 5 декабря 1848 г. с именем Варсонофий. 11 декабря 1849 г. рукоположен в иеродиакона, 29 октября 1850 г. – во иеромонаха. В 1851 г. перемещен по прошению в Малоярославецкий Николаевский Черноостровский монастырь, где был духовником. Перед кончиной принял схиму с именем Варнава. Сланский Андрей Федорович (1795–1856), из духовного звания. Проходил службу по духовному ведомству, служил в Тамбовской казенной палате. После кончины супруги вышел в отставку и поселился в Оптиной пустыни. См.: Собрание писем преподобного Макария Оптинского к монахам: В 2 т./Сост. С.О. Захарченко. Петрозаводск, 2014. Т. 1. С. 70. Собрание писем преподобного Макария Оптинского к мирскими особам: В 3 т./Сост. С.О. Захарченко. Петрозаводск, 2011. Т. 2. С. 314. Житие оптинского старца Макария/Сост. Леонид (Кавелин), архим. М., 1995. С. 164–165. В «Православной энциклопедии» переводчиком ошибочно назван архим. Агапит (Введенский) (см.: Дионисий (Шленов), иг., Андрей Кордочкин, иер. 2010. С. 408). Дионисий (Шленов), иг., Андрей Кордочкин, иерей . Иоанн Лествичник//Православная энциклопедия. Т. 24. М., 2010. С. 408.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/19/kak_op...

Интересна характеристика восприятия окружающими этого томского последователя старца, обладавшего священническим саном. Под пером епископа-богослова она звучит особенно значительно. «Люди с мирским духом считают его помешанным, а люди, не омраченные мирским духом, признают его святым человеком, получившим от Бога дар прозорливости, по которой он видит сердца и помыслы людей, и иногда обличает их, но обличает, большей частью, прикровенно, так что посторонние часто и не понимают, к чему это он говорит» 970 . Люди, «омраченные мирским духом», не понимали и самого Феодора Кузьмича – Александра Благословенного ни при жизни его, ни потом, ни в наши дни. К счастью, людей, «неомраченных мирским духом», в Томске в годы пребывания там старца было достаточно много. Случалось и так, что человек, настороженно относившийся к нему по слухам, при встрече кардинально менял свое мнение. Так было, например, с братом известного алтайского миссионера архимандрита Макария (Глухарева). Этот странствующий священник полагал, что старец – сектант, «но после беседы с Феодором Кузьмичем со слезами раскаялся в своем заблуждении и выражался о старце как о великом святом человеке» 971 . 3. Новые и прежние чада и собеседники из мирян. Поездки в Краснореченское, Коробейниково и Белоярку Томск – губернский город. Здесь к старцу потянулись представители всех сословий. Репутация подвижника была такова, что «каждый вновь назначенный губернатор считал своим долгом заезжать в келью старца и подолгу наедине с ним беседовал. Беседы эти касались как вопросов духовной жизни, так и общественного устройства. В проблемах государственной и общественной жизни старец разбирался так же хорошо, как и в жизни духовной» 972 . Среди чиновников были и такие, в беседе с которыми главными становились проблемы государственной политики. Так, часто посещал старца советник губернского суда Лев Иванович Савостин. О характере этих встреч рассказал Н.А. Лашкову томский мещанин Иван Васильевич Зайков, которого Л.И. Савостин раза два приводил с собою к Феодору Кузьмичу. Придя в келью и поздоровавшись со старцем издали, они молча садились. Хозяин, по свидетельству И.В. Зайкова, «первым предлагал вопросы, а Савостин отвечал на них». Во время разговора старец не садился, а ходил по келье, заложив пальцы правой руки за пояс, либо стоял, повернувшись спиной к окошку и немного наклонившись к собеседнику, так как был глуховат на одно ухо 973 . Как видно из наблюдений Зайкова, проведение бесед стоя или прохаживаясь сохраняется и в Томске, несмотря на преклонный возраст подвижника.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Яко не подобает князем и бояром, и всяким мирским судьям, священнического и иноческого чина на суд привлачати, ниже таковым судити, да не обладает ими никтоже от простых людей; точию великая святая соборная церковь обладает и судит таковым по закону священных правил, а от простых людей ни князь, ни боярин, ни всяк мирский судья да не обладает иерея, ниже монастыри, ниже мниси; сия вся освященная богови и возложена суть святителем, и никтоже ими обладает от мирских, яко не неосвященная священная возноситца... Глава 54. О Том ЖЕ СВЯТИТЕЛЬСКОМ СУДЕ ОТ СВЯЩЕННЫХ ПРАВИЛ СВЯТЫХ АПОСТОЛ. ВТОРОГО ПРАВИЛА. ТОЛК Божественная писания и священная правила и законы не повелевают мирским судьям судить священников и прочих причетников и иноков, но вся священная мужи и прочие вся церкви, большая же и молитвенные храмы и сих область и господства все и владычество и управление попеченое местным епископом повелевают имети. И аще причетник с причетником прю имать: да не оставляет своего епископа и на мирская судища да не приходит, но да судит их епископ или в себе место кому прикажет сих судити. Такоже и иноцы и прочий церковнии людие: да судит их епископ их или в себе место повелит кому судити их. Аще ли причетник прю имать с своим или с инем епископом, да судит их митрополит тоя области своими епископы собором. Аще ли причетник или епископ прю имать с митрополитом, патриарх их судит... Глава 55. О Том ЖЕ СВЯТИТЕЛЬСКОМ СУДЕ ОТ СВЯЩЕННЫХ ПРАВИЛ СОБОРА ИЖЕ В ХАЛКИДОНЕ ПРАВИЛО 9 ...Аще некий причетник с причетником прю имать, да не оставляет своего епископа и мирским судилищам не прирыщет, но преже да скажет вещи своему епископу, да велением того епископа приидут, обои хотяще претися, да рассудит я епископ с начальными его попы; ...аще ли причетник имать прю с своим епископом или с попом, пред областным собором да прется. Глава 56. О Том ЖЕ СВЯТИТЕЛЬСКОМ СУДЕ СОБОРА ИЖЕ В КАРФАГЕНЕ ПРАВИЛО 15 Епископом, прозвитером и дияконом не подобает отрицатися церковного судища. Аще кто от них оклеветаем о гресе, церковный оставит суд, и ко градцким приступит судиям, и пред теми исповесть и судится; аще неповинен явится и осужден будет от градцких судей, свой погубит степень. Аще не о гресех будет вина, но о имении или о злате, или о инех мирских вещех, и прилучится ему таковых препрети и оправдану быти, подобно ему судища оставльшу и мирским судиям приступльшу и от тех судившуся, аще убо хощет тех суд держати и вопросит имение или злата, или иного что, о нем же препрев оправдан бысть, свой степень погубит; аще же преобидив мирский суд и не возмет ничтоже, о нихже оправдан бысть, в своем степени да пребывает...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Царь государь, смилуйся пожалуй. А на подлинной челобитной назади: 184 года июля в 20 день подал крылошанин старец Феоктист; взят к роспросным речам. Ниж сего назади ж: К сей челобитной чернец Феоктист руку приложил. 16). Распросныя речи старца Вассиана. 1676 г. июля 22 184 года июля в 22 день, Соловецкаго монастыря старый подкеларник старец Васиан в съезжей избе перед столником и воеводою перед князем Володимером Андреевичем Волконским, да перед дьяком Алмазом Чистого, против распросных речей старца Иакима сказал: В нынешнем во 184 году, как воевода Иван Мещеринов с ратными людьми взял Соловецкий монастырь, и в то де время был он старец Васиан подкеларником, и пропало де у него монастырских девяносто четыре блюда медных, а на тех де блюдах были подписи монастырския ж, а кто те блюда из келарной украл, того он Васиан не ведает; а у него ж де Васиана взял Иван Мещеринов монастырских тридцать четыре блюда оловянных с подписью, да семь солониц оловянных же, да десять братынь медных квасных; а прислал де к нему Васиану для тех блюд, и солониц и братынь Иван Мещеринов людей своих поваров, а как их имяны зовут, того он, чернец Васиан, не ведает; да он же Иван Мещеринов взял после монастырскаго лекаря Петрушки Кожевника монастырскую медную иготь, а та де иготь и ныне у него Ивана. А у подлинных допросных речей назади: к сим распросным речам вместо старца Васиана по ево велению чернец Глеб руку приложил. 17). Челобитная старцев Левкия и Леонтия царю Феодору Алексеевичу. 1676 г. июля 23 Царю, государю и великому князю Федору Алексеевичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, бьют челом и извещают, твоего царскаго богомолья, Соловецскаго монастыря бедные и безпомошные чернцы, бывший келарь чернец Левкей, да черной non Леонтей. В нынешнем во 184 году, генваря в 22 день, как Бог поручил отцу твоему государеву, блаженныя памяти великому государю, царю и великому князю Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, Соловецкой монастырь, ево, великаго государя, счастием ратных ево людей ввел в Соловецкой монастырь ночью, тайно, под Белую башню бойницею, выходец чернец Феоктаст: и того же, государь, дни воевода Иван Мещеринов вшол в Соловецкой монастырь, и казны все и кельи запечатал, и караул поставил, а воров и мятежников порубил и перевешал, а нас, чернца Левкея да попа Леонтья, да ризного старца Вениямина в живых оставил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гордость надмевает мысли до напыщенности, научает пренебрегать всякого человека... (прп. Нил Синайский , 71, 184). Источник. ... думает, что на все имеет силы, будучи вовсе бессильною (прп. Нил Синайский , 71, 184). ...До безумия доводит высокопарный помысл, внушает мечтать о равнобожии, не признает Промысла и попечительности Всесовершеннейшего... (прп. Нил Синайский , 71, 184). Источник. – водяной пузырь, надутый суетным о себе мнением; если только дунуть, обращается в ничтожество (прп. Нил Синайский , 71, 184). Бегай гордости, человек... чтобы со временем не иметь тебе противником своим Бога (прп. Нил Синайский , 71, 243). Источник. ...Из всех грехов больший грех есть гордость; за нее изобретатель всего худого диавол низвержен с неба... (прп. Нил Синайский , 71, 399). Источник. Блистание молнии предуказывает громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия (прп. Нил Синайский , 89, 284). Источник. Как тяжесть плода ломит ветвь, так гордость низлагает добродетельную душу (прп. Нил Синайский , 89, 284). Источник. Горе высокомерному! Когда ляжет во гроб, узнает, кто он (прп. Нил Синайский , 89, 303). Источник. ...Кто сам себя почитает премудрым, тот отпадает от Божией премудрости (прп. Исаак Сирин , 58, 47). Источник. Когда же человек пребывает в гордости, тогда удаляется от него промыслительный Ангел, который близ него и возбуждает в нем попечение о праведности (прп. Исаак Сирин , 58, 155–156). Источник. ...Когда человек возлюбил гордыню, не знает уже сокрушения (прп. Исаак Сирин , 58, 156). Источник. Бойся гордости, и будешь возвеличен (прп. Исаак Сирин , 58, 302). Источник. ...Гордость не понимает, что ходит во тьме, и не имеет понятия о мудрости (прп. Исаак Сирин , 58, 351). ...Две гордости: первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его, как ничего незначащего, а себя считает выше его. Таковый, если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, то мало-помалу будет приходить и во вторую гордость, так что возгордится и против Самого Бога, и подвиги и добродетели свои станет приписывать себе, а не Богу, как будто сам собою совершил их, своим разумом и тщанием, а не помощью Божиею (прп. авва Дорофей , 29, 41–42). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Совершенно иначе посмотрел на вышеприведённое постановление отцов собора 1667 года патриарх Московский Иоаким, который, несмотря на строгое запрещение собора, вызываемый насущными нуждами своего времени, решился снова подвергнуть Служебник тщательному пересмотру и нужному исправлению. Но к этому важному делу он приступил не без осторожности и после предварительных, весьма нелишних распоряжений на Печатный двор, который он с 17 марта 184 (то есть 1676) года поручил ведению бывшему Сибирскому и Тобольскому архиепископу Симеону 113 . Распоряжения эти заключались в том, чтобы «какие книги в деле будут и их прочитать прежде дела книжным справщиком и чтенной и чистой перевод в дело давать наборщикам» 114 и, кроме того, «размечать всем вместе для того, чтобы набор был ‹...› ровен: ни част бы, ни редок» 115 . Причём и состав самих справщиков был изменён таким образом: архимандрит Иверского монастыря грек Дионисий (с 171 г.), прежний справщик Иосиф Белый, старец Евфимий, иерей Никифор (с 173 г.) и Захарий Афанасьев 116 . 184 генваря в 13 день Алексей Михайлович ‹повелел› и патриарх Иоаким благословил «Служебников десять выходов никитскою азбукою выполнить половину на бумаге средней руки, а другую половину книг на бумаге малой руки» 117 (43 тетради без четверти) и «для поспешения напечатать два выхода 2400 книг» 118 . Приступлено было к печатанию настоящего издания 23 генваря 184 года 119 , и вскоре же после этого начинают отдавать на Печатный двор указ за указом со стороны патриарха Иоакима относительно того, какие изменения должны быть сделаны в составе и тексте печатающегося Служебника. Так, 25 февраля 184 года по указу царя Феодора Алексеевича и по благословению патриарха Иоакима велено было в полдестевых Служебниках «в ектеньях вместо государьских собственных имен – имярек ‹печатать› » 120 . 15 апреля указано «в служебниках, что ныне печатаются (с 1667 г.), святейших вселенских патриархов ‹...› не печатати для того, что о именах их подлинной ведомости нет». То же самое говорится о проскомидии и по «Достойно» и т.д., то есть на выкличке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вот какие мысли пришли мне в голову под архиерейским звоном. Всё это я и написал вам, а вы, как говорится, и читайте по субботам, да и в прочие дни сего не забывайте; потому что забвение и памятование благого противоположно: одно вредит, а другое пользует. 23 июля 1879 г. 18. РАЗЛИЧИЕ ПОЖЕРТВОВАНИЙ – ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ И БЕЗ ОНОГО. ИСКУШЕНИЯ. СКОРБИ Выражаешь ты такое сомнение, что кажется тебе, как бы ты доселе не на месте находишься, приличном для тебя, и что капитал твой могла бы употребить на доброе в другом месте, раздав оный бедным. Помнится мне, что я уже не раз писал тебе об этом, что большая разница раздать бедным мирским или на эту сумму устроить обитель, в которой до Пришествия Христова спасаться будут многие. Единовременное добро от постоянноприбыточного добра большую имеет разницу, как Сам Господь во Святом Евангелии объявляет эти различные степени на тридесят, на шестьдесят и сто. К этому прибавлю еще и то, что ты бедным хотела раздать по своей воле, а употребила на устроение обители промыслительно по воле Божией и по благословению; «а сеяй о благословении, сказано, о благословении и пожнет» ( 2Кор.9:6 ). А своя воля и свое разумение от промыслительного указания имеет великое различие. Также и о первом, кажущемся тебе, что ты находишься не на месте, скажу, что где бы ты ни жила, нигде нельзя прожить без искушений или через бесов, или через людей, или от собственных привычек, или от неукрощённого еще самолюбия. Не без причины сказано во Святом Евангелии: «Нудится Царствие Небесное, и нуждницы восхищают оное» (Ср.: Мф. 11: 12 ), и паки: «В терпении вашем стяжите душы вашя» ( Лк. 21: 19 ), и: «Претерпевый же до конца, той спасен будет» ( Мф.10:22 ). А знаю, что в N. есть тебе что потерпеть... Будь благоразумна, и старайся понести резкие и неуместные выходки, и получишь пользу душевную и духовную. В таких случаях поминай: «Человек неискушен – неискусен»; и паки: «Яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я» ( Прем.3:6 ). Бесовские же искушения проявляются в разных смущениях и недоумениях; но всё должно препобеждать верою и упованием и благой надеждою.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Пишешь о крестном знамении, что нынче не принято в свете креститься. Например, когда трогается поезд по железной дороге, хочешь перекреститься, но боишься насмешек, и сама же решаешь это обстоятельство словами Спасителя: a кто постыдится Мене и Моих словес, того постыдится и Он, и далее.... Довольно бы было и этого к небоязненному действию в правилах религиозных; но есть и еще много учения христианскаго, приличнаго к неподражанию миру и его обычаям: не можете двум господам работать миру и Богу, и аще кто хощет друг быти миру враг Божий бывает. Миру, т. е. обычаям мирским, несогласным с религиозными, к сожалению и скорби, ныньче, как говорится, «это не принято в свете». Что же это? Спасительная печать креста и имени Христова, видишь как враг достигает своей всегубительной цели, налагая печать сопротивная на челе и на десной руке. Вот что пишет о сем св. Ефрем Сирии: «и будет полагать свою печать сей скверный, не на каком бы ни было члене тела, но чтобы не затруднялись сим, будет полагать ее на правой руке человека; a также и на челе положит нечестивое начертание, чтобы человек не имел возможности правою рукою напечатлевать на себе знамение Христа Спасителя нашего, и также не мог назнаменовать y себя на челе, без сомнения, страшное и святое имя Господне и славный и страшный крест Спасителев. Ибо знает сей злосчастный, что крест Господень, если будет на ком напечатлен, разрушит всю его силу. И потому будет класть печать на правой руке человека, так как она запечатлевает крестом все члены наши; a подобным образом и чело на верхе своем носит Спасителево знамение, как свещник носит на себе светильник света». (В творен. Св. Отцов 1850 года, часть 4 стр. сл. 93.). Как же это враг налагает печать на челе и на правой руке? Не иначе как вводит в обычаи света постепенно свои ухищрения, да еще лукаво скрывает себя своими действиями, – внушает людям, что нет диавола. Есть одна статья в Домашней Беседе нынешнего года, в тридцатых N N, кажется под названием: «To ж и потому ж». Начинается материя о мучениях Иакова Персянина, и о нынешнем состоянии в свете людей религиозных, как свет на них смотрит и посмевается им. Я привел Домашнюю Беседу не как закон, но – взгляд на нынешний свет, как смотрят на тех, кои хотят соблюдать правила религии, и каково им переносить.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010