Обедню должны были совершать в маленькой церкви (Тихвинской богоматери) и в Лужниках, за Девичьим полем, за рекой, через которую перекинут был мост, и пришлось идти пешком, и то два лакея с трудом нас провели; экипажи отсылали Бог весть куда... 467 «Благовест в Лужниках начался в восемь часов утра, а приезд духовенству и светским властям и всем знатным особам был назначен в девять с половиною часов. Войска были расставлены от Кремля по Моховой, Пречистенке, Девичьему полю до Воробьевых гор, по одной стороне в четыре ряда. Артиллерией командовал генерал-майор Павел Иванович Мерлин. В одиннадцать часов утра мгновенно раздавшийся по всей Москве колокольный звон и полковая музыка возвестили, что высочайший поезд следует из Кремля. Стечение народа было неисчислимое: кроме зрителей во всех окнах всех домов (на тех улицах, по которым надлежало проезжать высочайшим особам) народ был везде – на балконах, на заборах, на крышах, на подмостках, где их можно устроить... Государь император Александр Павлович, великий князь Николай Павлович и принц прусский Вильгельм в сопровождении генералитета изволили ехать верхом, а государыни императрицы – Елизавета Алексеевна и Мария Федоровна – и великая княгиня Александра Федоровна в парадной карете в восемь лошадей. При вступлении во храм их величества и их высочества были встречены архиепископом дмитровским Августином, грузинским митрополитом Ионою, архиепископом грузинским Пафнутием, архимандритами всех московских монастырей и высшим белым духовенством 468 с животворящим крестом, после чего их императорские величества и их императорские высочества слушали божественную литургию. На месте, где должна была совершиться закладка храма, был устроен обширный помост или терраса, и из церкви до оной проложена дорога, устланная досками и усыпанная песком, а вверх до вершины горы вела широкая лестница. Посреди террасы, устланной красным сукном, был приготовлен продолговатый амвон о трех ступенях, а на амвоне несколько выше находились: 1) кубический гранитный выдолбленный камень; 2) вода в серебряной водосвятной чаше и 3) места, покрытые красным сукном, для поставления на оных чудотворных икон из Успенского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Хорепископы, протопресвитеры, протоигумены и архимандриты ставропигий (1-го класса) – генерал-майорам. – Особам 4 класса. Титулярные епископы имеют ранг равный хорепископам и генерал-майорам. Протосинкелы, клирошане, архимандриты, архипресвитеры. – Особам 5 класса. Бригадиры. Статские советники. Деканы и игумены – полковнику. Вице-декан и проигумен – подполковнику. Парохи, настоятели монастыря – штаб офицеры – майору. Старший викарий, наместник монастыря – капитану, ротному командиру. Викарий, капеллан, иеромонах – штабс-капитану. Архидиакон приматств – статскому советнику. Архидиакон – полковнику. Старший диакон-клирошанин – подполковнику. Протодиакон – капитан. Диакон вторствующий – штабс-капитану. Диакон – поручику. Иподиакон – подпоручик. Аколуф – прапорщик. Клирик – подпрапорщик. Епархии русской церкви Митрополии Епархии подведомственные Великая Русь Москва. Патриарх. чл. с. Коломна, архиеп. Члены Синода Дмитров, Можайск, Волоколамск, Серпухов, Звенигород, Богородск, Бронница, Клин, Подольск, Верея, Руза, Павлово тит. члены с. Радонеж арх.чл. с. Воскресенск арх. тит. чл. с. Крутицы архиеп. чл. с. Владимир старш. чл. с. Тверь старший Титулярные: Бутырки, Воробьево, Рогожское, Коломенское занимают должности хорепископов в Москве Примечание: Епархиальные епископы, члены синода как и архиепископы управляют уездами через своих ген. викариев в сане хорепископа Муром, Переяславль, Суздаль, Ковров Кашин, Старица, Белецк, Весьегонск Нижний-Новгород Балахна, Ардатов, Арзамас, Лукьянов Смоленск Вязьма, Гжатск, Дорогобуж, Рославль Ростов и Ярославль Рыбинск, Углич, Молога, Романов Кострома Нерехта, Кинешма, Галич, Сольгалич Рязань Егорьевск, Сапожок, Касимов, Раненбург, Зарайск, Скопин Воронеж Бобров, Задонск, Богучар, Павловск Тамбов Борисоглебск, Козлов, Моршанск, Кирсанов Брянск, Елецк, Трубчевск, Болхов Кашира, Венев, Белев, Ефремов Калуга Козельск, Малоярославец, Жиздра, Перемышль Малая Русь Киев эксарх Умань, Чигирин, Черкасск, Канев, Липовец, Радомысль Архиеп. Луцк» Переславль» Васильков тит. архиеп. Почаевс.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Плоть наша, когда мы служим Богу, особенно пред людьми, располагает и нудит нас к холодности, лености, лицемерию, омрачению, тупости и бесчувствию сердца, к равнодушию к Богу и святым Его, к самому забвению их и к мечтанию о суетных вещах мира сего – а дух располагает к горячности, усердию, искренности, просвещению, острозрительности и чувствительности сердечной, к благоговению пред Богом и святыми Его, к непрестанной памяти Божией и святых Его и к презрению суетных вещей века сего. Плоть мало-помалу готова совсем оставить богослужение – дух ищет непрестанного служения Богу, йоты из богослужения пропустить без нужды не дозволит себе. Плоть, привыкая к Богу, Пречистой Богородице, Ангелам и святым и на земле к лицам высочайшей фамилии, духовным особам, всем начальствующим и прочим людям, готова презирать их – дух чем более обращается с ними, тем более проникается благоговением к Богу, святым Его, членам высочайшей фамилии, духовным особам, всякому начальству и уважением ко всякому человеку, потому что видит, убеждается, что всё во всех Бог и все от Бога и что, уничижая их, он прежде всего сам себя уничижает, сам себя наказывает, а возвышая их, вместе с ними и сам возвышается. Прославляющий Мя прославлю, и уничижаяй Мя безчестен будет ( 1Цар. 2, 30 ). Дивен Бог во святых Своих [ Пс. 67, 36 ]. Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены [ Рим. 13, 1 ]. Честию друг друга болша творяще [ Рим. 12, 10 ]. Мы привыкли к христианству, мы зазнались, забылись с ним. Церковь представляет на земле лицо Спасителя: почитай, повинуйся ей, не уклоняйся от богослужения, Таинств, постановлений ее. Удаляющиеся от ней погибнут, ибо кто не с Церковью , тот не с Богом. Один истинно христианский хозяин дома говорил о всех своих деньгах, сластях, одеждах, когда их брали посторонние и употребляли: какой-то сор, у меня накопившийся, берут и употребляют его; слава Богу, что годен, в пользу людям идет, – для них ведь он и существует, мне- το немного надо. Еще говорил о телах человеческих: телами своими мы будем удобрять землю. А уж какая жирная земля-то под нами будет! Червям-то какой знатный пир! Ах, как они там жируют!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

 Сланский Андрей Федорович (1795–1856), из духовного звания. Проходил службу по духовному ведомству, служил в Тамбовской казенной палате. После кончины супруги вышел в отставку и поселился в Оптиной пустыни.  См.: Собрание писем преподобного Макария Оптинского к монахам: В 2 т./Сост. С.О. Захарченко. Петрозаводск, 2014. Т. 1. С. 70.  Собрание писем преподобного Макария Оптинского к мирскими особам: В 3 т./Сост. С.О. Захарченко. Петрозаводск, 2011. Т. 2. С. 314.  Житие оптинского старца Макария/Сост. Леонид (Кавелин), архим. М., 1995. С. 164–165.  В «Православной энциклопедии» переводчиком ошибочно назван архим. Агапит (Введенский) (см.: Дионисий (Шленов), иг., Андрей Кордочкин, иер. 2010. С. 408).   Дионисий (Шленов),  иг.,  Андрей Кордочкин,  иерей .  Иоанн Лествичник//Православная энциклопедия. Т. 24. М., 2010. С. 408.  Житие оптинского старца Макария/Сост. Леонид (Кавелин), архим. М., 1995 С. 171–172.  Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария/[Сост. Агапит (Беловидов), архим.]. Свято-Введенская Оптина пустынь – Свято-Троицкая Сергиева лавра. М., 1997. С. 133.  Собрание писем преподобного Макария Оптинского к монахам: В 2 т./Сост. С. О. Захарченко. Петрозаводск, 2014. Т. 1. С. 352.  Собрание писем преподобного Макария Оптинского к монахам: В 2 т./Сост. С. О. Захарченко. Петрозаводск, 2014. Т. 2. С. 36–37.  Здесь, возможно, упоминается уставная рукопись «Лествицы» 1334 г.//ОР РГБ. Ф. 304.1. 10 (2028). Начальная часть рукописи см.: ОР РГБ. Ф. 310. 966.  Собрание писем преподобного Макария Оптинского к монахам: В 2 т./Сост. С. О. Захарченко. Петрозаводск, 2014. Т. 2. С. 368.  Там же. Т. 1. С. 356–357.  Там же. Т. 2. С. 38–39.  Там же.  Летопись скита Оптиной пустыни//ОР РГБ. Ф. 214. 361. Л. 54.   Леонтьев К. Н.  Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной пустыни. М., 1997. С. 39–40.  Собрание писем преподобного Макария Оптинского к мирскими особам: В 3 т./Сост. С. О. Захарченко. Петрозаводск, 2011. Т. 2. С. 268. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии

http://pravoslavie.ru/159657.html

Труды А.О. Ключарева по изданию «Душеполезного Чтения», несомненно, содействовали его популярности. О нем знали далеко за пределами московской епархии. Искренно и горячо сочувствуя нашей миссии среди язычников, он помещал в своем журнале известия о трудах наших миссионеров; а это втянуло его в самые оживленные сношения с такими лицами, как наш знаменитый алеутский и аляскинский миссионер – протоиерей Иоанн Вениаминов (впоследствии митрополит московский Иннокентий), алтайский миссионер архимандрит Макарий и др. Мало этого, имя А.О. Ключарева стало известно даже и особам царствующего дома. В Бозе почившая Государыня Императрица Мария Александровна с особенною благосклонностью относилась к нему и пользовалась его пастырскими беседами. В это время ему предложено было место профессора и ректора в С. Петербургской духовной академии, но он, по присущей всем великим талантам скромности, отказался от этого, столь высокого для приходского пастыря места, под предлогом, что, посвятив себя пастырской и проповеднической деятельности, он чувствует себя отставшим на поприще чисто богословской науки. (Церк. Вед. 1898 г. 47). В особенности он был хорошо известен великой княгине Елене Павловне. Покойный профессор московской духовной академии (дальний родственник преосвященного Амвросия) Ив. Ник. Корсунский говорит об этом следующее: «Известен Алексей Осипович стал по времени и особам царствующего дома, которые приглашали его нарочито к себе по разным делам для совета. Так, напр., великая княгиня Елена Павловна († 9-го января 1873 г.), оставившая по себе добрую память щедрою благотворительностью, заботами о народном образовании и внимательностью к делам и вопросам церковным, два раза вызывала его к себе в Петербург; равно и в бытность свою в Москве в 1864 году приглашала его к себе для совета по разным делам. Для примера, мы укажем хотя на один из случаев вызова А.О. Ключарева в Петербург для рассмотрения рукописи под заглавием: «Напоминание православному христианину», предназначенной к напечатанию на счет собственных сумм ее высочества и безмездной раздаче в училищах.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Очевидно, чтобы внести в раздачу милостыни просителям некоторую правильность, определенность и отчетность, требовалось наперед определить количество суммы, которую правительство ежегодно могло затрачивать на дачу милостыни просителям, определить, кто именно и когда может и должен являться за милостынею: передать раздачу милостыни в ведение какого-либо учреждения, которое, как и всякое учреждение, подчиненное контролю и отчетности, должно во всем руководствоваться раз определенными правилами. С этою именно целью Петр Великий велел передать заведывание раздачею милостыни в руки Святейшего Синода, приказав ему составить относительно раздачи милостыни определенные штаты. Но указ об этом, подписанный Петром, был издан уже Екатериною Первою 29 апреля 1725 года в следующей редакции: «Приезжим из Палестины архиереям и иным духовным особам, которые приезжают по жалованным грамотам в указные годы, по подписанию блаженныя и вечно достойныя памяти его императорскаго величества собственною рукою на докладном от иностранной коллегии реэстре декабря 22 дня 1724 года, ведомым быть в Синоде и жалованье давать им из доходов, которые в сборе быть имеют с вотчин дома святейшего патриарха, кроме подушных денег; и велено в конторе Коллегии иностранных дел сделать окладную книгу о приезжих духовных особах, которые приезжают из Путивля и из других краев с жалованными грамотами для милостыни, поскольку в который монастырь и которого года по жалованным грамотам велено приезжать для милостыни и почему в который монастырь послать жалованья, и тем духовным особам, что на приезде и на отпуске жалованья (следует давать), и о поденном им корме и о питье и на прогоны, и прислать оную роспись в С.-Петербургскую коллегию иностранных дел для отсылки в Синод» 289 . Таким образом, с 1725 года все просители милостыни перешли из ведения Коллегии иностранных дел в ведение Святейшего Синода, который стал заведовать также распределением и раздачею милостыни просителям, для чего в исполнение указа Петра Великого, изданного Екатериной Первой, уже при Анне Ивановне Святейшим Синодом и составлены были так называемые палестинские штаты, точно определившие, кому, когда и сколько следует давать милостыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

При упразднении Коллегии Экономии указом 15 июля 1744 г. Императрица Елизавета обещала содержать Заиконоспасский училищный монастырь (в котором Академия помещалась) «на особой сумме» 757 . И, действительно, Высочайшим указом 19 октября 1745 г. на содержание Академии было определено 4450 руб. (сумма та же, что и прежде) из доходов Соляной Конторы 758 . Таким образом, доходов Канцелярии С. Э. Правления этот расход не коснулся. D. Милостинная дача восточным Патриархам и другие пособия духовным учреждениям и лицам Высочайшей резолцией 22 декабря 1724 г. на докладном реестре Иностранной Коллегии Петр Великий повелел выдавать установленные жалованными грамотами 759 милостинные дачи «приезжим из Палестины архиереям и др. духовным особам, которые приезжают по жалованным грамотам в указные годы, кормовых, и на приезд, и на отпуск, в посылки в монастыри на милостыню 2000 руб., да Константинопольской церкви по жалованной грамоте на милостыню и вспоможение соболей на 3000 руб.» из доходов с синодальных домовых вотчин, вместо Иностранной Коллегии. Заслушав это повеление, сообщенное в ведении Сената, Синод распорядился прежде всего собрать справки о своих доходах 760 . Между тем, о той же резолюции донесла Синоду и Коллегия Иностранных Дел. Поэтому Синод постановил иметь с Сенатом конференцию, на которой заявить, что из синодальных доходов велено ныне уплачивать палестинским архиереям и другим духовным особам 2000 руб., да Константинопольской церкви 3000 руб., итого 5000 руб., и, кроме того, грузинскому принцу Вахтангу с его фамилиею (об этом см. ниже) – 24000 руб., а всего 29000 руб., между же тем собирается всего 23299 руб. 61 3/4 коп. и на расходы по личному составу Синода и синодального ведомства еще недостает 7625 руб. 84 1/4 коп. «И о том требовать, дабы повелено было онаго принца с прочими всех довольствовать из других доходов от Иностранной Коллегии по-прежнему, неотменно» 761 . На этот раз Сенат отчасти принял во внимание доводы Св. Синода и постановил указанные 5000 руб. «отпустить из доходов синодальной Камер Конторы по ассигнациям Штатс-Конторы». Синод остался этим доволен, так как собственно синодальные доходы уже избавлялись от этого расхода, и со своей стороны подтвердил распоряжение Сената 762 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

На очной ставке с Сапоговым Медведев заперся. Его расстригли и пытали, дали 15 ударов; не признался. Винился в одном что говорил стрельцам: «Не бойтесь! Хотя царя Петра стороне и повезет, и много будет дней на десять, а то опять будет рука сильна стороны царевны». Это говорил ему Шакловитый, слыша от одного юродивого. Повинился, что говорил про патриарха: учился мало и речей богословских не знает; повинился, что под портретом царевны подписывал полный титул «вседержавнейшей самодержицы», семь добродетелей и вирши. Расстриженного, называвшегося теперь уже Сенькою, Медведева отдали в руки духовному начальству, которое приставило к нему двоих увещателей, новоспасского архимандрита Игнатия и Софрония Лихуда; Сенька принес покаяние в ереси, объявил свою Манну обманною. Собор определил сжечь Манну всенародно, Медведева разрешить от церковной клятвы и сослать в монастырь под начал. Но этим дело не кончилось. После долгого укрывательства схвачен был один из главных сообщников Шакловитого, Стрижов, который показал на Медведева, что тот имел связь с каким-то поляком Силиным, занимавшимся чародейством и вызванным в Москву лечить глаза царю Ивану Алексеевичу. Силин долго жил у Медведева, и тот говорил ему, что Софья хочет выйти замуж за Голицына, а Медведева возвести на патриаршество вместо Иоакима. Медведева подвергли новой страшной пытке огнем и железом и потом казнили смертию 11 февраля 1691 года. Что же делала Софья в то время, когда на пытках и казнях лилась кровь ее приверженцев? После выдачи Шакловитого, на которой настояли стрельцы, – единственной надежды царевны – судьба ее была решена. Петр написал к старшему брату от Троицы, что «милостию божиею вручен нам, двум особам, скипетр правления, также и братьям нашим, окрестным государям, о государствовании нашем известно: а о третьей особе. чтоб быть с нами в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось. А как сестра наша царевна Софья Алексеевна государством нашим учала владеть своею волею, и в том владении, что явилось особам нашим противное, и народу тягости, и наше терпение, о том тебе, государь, известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

1944 Из викариев епископов Дмитровских в Можайских это был действительно четырнадцатый, считая и Афанасии (Телятева), поступавшего в викарии Московские за несколько месяцев до вступления святителя Филарета на кафедру Московскую. 1947 Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1677, III, стр. 68. «Материалов для история Русской Церкви». 1949 Преосвященный Сергий, магистр XIV курса выпуска 1844 года Московской Духовной Академии, постриженный в монашество пред окончанием курсов Академии, по окончании курса все время до начала 1861 года служил в той же Академии, сначала в звании бакалавра, потом с 1848 года в должности инспектора и наконец с 1857 года в должности ректора Академии. За тем до 1880 года преосвященный Сергий оставался епископом Курским; с 1880 года переведен был в Казань с званием архиепископа, с 1882 года был архиепископом Кишиневским, а с 1891 года состоим архиепископом Херсонским. В настоящем году (1893) наречен митрополитом Московским и Коломенским. Он давно известен, как проповедник. 1951 Собрание мнений и отзывов Филарета, V, 172–181; Письма Филарета к высочайшим особам, II, 101–102. 1952 Собрание мнений и отзывов Филарета, V, 809–811; Письма Филарета к высочайшим особам II, 174–176. 1953 Срав. мысли митрополита Филарета, высказанные им по поводу сочииения архимандрита Иоанна «О монашестве епископов». Собрание мнений и отзывов Филарета, V, 414–417. 1957 Конечно, и помимо указанных для примера случаев отношения митрополита Филарета к вопросу о монашестве, можно находить у него иного таких же для подобных случаев. 1960 Отец Адриан, в 1790–1797 годах бывший игуменом в Коневской обители, скончался в схиме (с именем Алексия) в Московском Симоновом монастыре уже в текущем столетии в 1812 году. 1962 Сам Семен Логгинович Лепешкин, кроме большего денежного обеспечения обители, значительно увеличил на свои средства и её недвижимую собственность, способствовал её благоукрашению, увеличению зданий её, в т.д. Он не много не дожил до освящения святителем Филаретом храма обители, скончавшись 10 августа 1855 года. Недавно (29 июня 1892) скончавшийся последний сын его Димитрий Семенович Лепешкин с его семейством, и другие сродники его также принимали и принимают живейшее участие в судьбах обители своими пожертвованиями и благодеяниями ей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В. Головина. 393 Вызывает недоумение, почему П. С-ч, горячий сторонник реформы духовной школы, писавший особую записку о её преобразовании, скептически относился к решению этого вопроса в академических заседаниях. Сколько можно судить по другим письмам П. С-ча это зависело от того чем более вопрос о реформе подвергался обсуждению, тем более вызывал разнообразия мнений и тем яснее становилась трудность объединить разнообразные м нения в общей схеме. Относительно надзора за нравственностью в духовных школах П. С-ч разделял мысли своего брата пресвящ. Платона. Платон писал П. С-чу: „Стойте крепко, чтобы был строгий надзор за нравственностью. Нынешняя теория распущенности погубит всё молодое поколение. Св. Писание везде внушает строгость“. 394 По поводу назначения Иоанна ректором академии митрополит Филарет писал обер-прокурору: „Печальны дела наши, сказал я сегодня владыке Новгородскому. Тоже говорю и Вам. Он известил меня, что предлагаем был Казанский ректор, но не было голосов решительных в его пользу; и что его предлагают в ректора Петербургской академии с возведением в епископа. Я сказал на сие, что лучше бы иметь о сем предварительное совещание дома, и тем, если не достигнуть успеха, то по крайней мере, предупредить неприятную гласность и для неудачно предложенного и для неудачно предположенного“. Письма Филар. к Высочайшим особам и разным лицам. 395 Ректором Петербургской семинарии был архимандрит Платон Троепольский. Митрополит Филарет был против назначения Платона ректором академии. „Ректор академии должен иметь особенную силу ума я знания. Таков ли стоящий, как мне кажется, на дороге к сему избранию ректор семинарии?“ Письма м. Филарета к Высочайшим особам и разным лицам. 396 За устав 1814 года в составлении которого принимал деятельное участие м. Филарет. За устройство учебной части в духовных семинариях по уставу 1814 года высказался и Московский комитет преобразования духовных училищ. По мнению комитета главная причина неустройства семинарий в учебном отношении зависела от многопредметности семинарского курса.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010