873 . Первый великий старец Оптинский иеросхимонах Леонид (в схиме Лев). 2 Шамордино 1917. 874 . Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Сергиев Посад 1991. 875 . Котельников В. А. Старец Леонид и возникновение старчества в Оптиной пустыни//ЦиВ 2002. 4(21). 156–1б4. 876 . Lossky V. Le starets Leonide//Contacts. 1961. 13(34). 99–107. Иеросхимонах Макарий Михаил Макарович Иванов, 20.11.1788–7.09.1860; пам. 7 сснт. Житие 877 . Афанасьев В. Краткое сказание о жизни и духовных подвигах Оптинского старца иеросхимонаха Макария (1788–1860)//Лит. учеба. М. 1993. 4. 116–136. 878 . Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария. СТСЛ 1997. 415. 879 . Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария. М.; Оптина Пустынь 1997. 416, ил. 880 . Леонид (Кавелин) , архим. Последние дни Оптинского старца иеросхимонаха Макария//Домашняя Беседа. 1860. 47. 587–594; 48. 599–604. изд.: М. 1860. 31. 881 . Леонид (Кавелин) , архим. Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти старца Оптиной пустыни Иеросхимонаха Макария, составленное оной же пустыни И[еромонахом] Л[еонидом]. М. 1861. 187. 2 М. 1881. Житие оптинского старца Макария/Сост. Кавелин Л. Оптина Пустынь 1995. 184. пер.: Elder Macarius of Optina. Platina, CA 1995. 386. (The Optina Elders. 3). 882 . Lossky V. Le starets Macaire//Contacts. 1962. 14(37). 9–19. Сочинения 883 . Макарий Оптинский , иеросхим. Собрание писем. Письма к мирским особам. М. 1862. СПб. 1993. 760. 884 . Макарий (Иванов) , иеросхим. Письма к монашествующим и монахиням. М. 1 (1862) – 4(186З). 885 . Макарий (Иванов) , иеросхим. Собрание писем к мирским особам. М. 1880. 886 . Макарий (Иванов) , иеросхим. Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную молитву Иисусову и о смирении. Сергиев Посад 1908. 48. 2 Шамордино 1913. 16 (в сокр.). 887 . Макарий Оптинский , преп. Душеполезные поучения. Оптина Пустынь 1996. 831. 888 . Киреевский И. В. Письма Оптинскому старцу Макарию/Публ., пред. Руло Ф.//Символ. 1987. 17. 115–186. [Тексты 27 ранее опубл. и 42 впервые публ. писем К. дают ценное дополнение к письмам самого Макария к К., кои см. в 9 .883, 885].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Авва Дорофей сказал: «кто совершит дело угодное Богу, того непременно постигнет искушение; ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение; да и то, что делается ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением». Ты пишешь, что никак не можешь этого понять, почему это так должно быть? Довольно бы, кажется, верить богопросвещенному разумом великому старцу авве Дорофею , a не усиливаться постигнуть своим разумом, не имеющим еще дара рассуждения. Вот что пишет о сем св. Исаак Сирин : «душа приемшая попечение о добродетели и со опасством (с осторожностию и рассмотрением) и страхом Божиим живущая, не может быть без печали на всяк день, занеже добродетели сплетены имут печали с собою. Исходяй (уклоняющийся) от скорбей всяко и от добродетелей несумненно отлучается. Аще желаеши добродетели, предаждь себе во всяку скорбь: «скорби бо раждают смирение» (Сл. 34 стр. 169.). Ниже: «иже (кто) без скорби в добродетели своей обретается, дверь гордыни отверзеся ему…….. Множицею попущает (Бог) искушенным быти таковыми (скорбными случаями) добродетельным, и многа зла от всякаго места оставляет возбудитися на ня. Несть бо возможно, егда путем правды ходим, не усрести нас сетованию и телу в недузех не болети и болезнех и неизменну пребывати, аще в добродетели жити возлюбим» и далее (Слов. 35 стр. 171, 172 и 173.). Для чего попущает Бог искушения и скорби на любящих Его? (Слов. 37 стр. 177–178.). Приступая к делу благому за любовь Божию, предназначь себе определение смерти (Слов. 38. стр. 184.). Да не удивишися, егда начнеши добродетель, и источаются на тя скорби жестокия и крепкия от всякаго места; занеже ниже добродетель нешцуется быти она, ей же не опследует неудобство дел к действу ея, и далее (Слов. 49 стр. 248.). Аще ли же в скорбех и теснотах совершаются заповеди Божия; мы же сия (скорби) уничижихом: то прочее и Самого Того, заповедавшего заповеди, презирати ухищряем страстей ради, яже раждаются от покоя нашего, и упраздняем вину добродетели, сиречь утеснение и скорбь (Слов. 77. стр. 427.). Аще приступаеши работати Господеви, уготовися ко искушению. Управи сердце твое, и что нанесено будет тебе, потерпи ( Сир. 2:1 ), пишет премудрый Сирах. Вси хотящии благочестно жити, гоними будут ( 2Тим. 3:12 ), говорит св. Апостол. Из всего этого видно, да и опыт нам показывает, что добродетелям противовоют злобы (зло): и сие бывает, попущением Божиим, чтобы мы не превозносились, исполняя добрые дела: a огнь искушений попаляет сие терние и невольно смиряемся чрез искушение. 242

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

ассиг., a всего капитала было 200 т. ассиг., большой сын с детьми очень оскорбился этим: «как? я и дети мои трудились и наживали капитал, a меньший брат почти и не участвовал в трудах!» и хотел было завести дело судное, но добрый человек посоветовал ему не входить в суд, сказав: «много просудите с обеих сторон». Он послушал Совета и разделил пополам с юным братом, и мачехе отдал, оставшись из 200 т. с 75 т. Господь его так благословил, что он в один год возвратил весь свой капитал, сколько было его, и благодарил давшего ему сове оный. Так и вас Господь невидимо благословит. И. М. 12 декабря 1858 года. 183 Достопочтеннейшая о Господе N N Вы приняли с Верою св. икону великомученицы Варвары от моей худости, от того и получили духовное утешение от Господа молитвами св. угодницы Божией. Спаси вас Господи за усердие ваше и воспоминание меня в молитвах ваших, и вас да помянет Господь и матушку вашу….., и ниспошлет вам Свою милость. – Вы просите от меня совета: как преодолеть страсти и приобрести смирение; желание ваше благое, но надобно положить труд для приобретения смирения, надобно отвергнуть и уничтожить в себе гордость, и во всяком деле и слове смирять себя и считать худшую всех. Хотя бы и могли что благо сотворити, все это не нашею силою, но помощию Божиею творим. Господь научил нас: аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы, еже должни бехом сотворити, сотворихом ( Лук. 17:10 ), и еще Он же повелел: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим ( Матф. 11:29 ). Вот от Кого научайтеся смирению; оно доставляет нам покой, a с сим вместе и страсти можете преодолевать удобно, ибо самолюбие и гордость есть основание всех страстей и вина, от коей они происходят; с уничтожением ее и все страсти в ничто обращаются, ибо на всякую страсть вы найдете заповедь Божию и, стараясь о исполнении оной, победите удобно страсть при помощи Божией. О сем надобно молиться Ему, да поможет. И. М. 14 декабря 1858 года. 184 Достопочтеннейшая о Господе N N Не имея чести вас знать, только слышу от……, a теперь получил и писание ваше от 15 декабря, из коего вижу, что вы страдаете болезнию физической; не находя помощи от врачей, не имеете оной и в религиозном чувстве: недоверие и сомнение вас смущают: a это очень тяжело для духа, и сугубую болезнь причиняет душе и телу.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Начальствующий священник читает 1-е Евангелие, затем читает и 1-ю молитву; следующие Евангелия и молитвы читают другие священники по порядку (Пособ. к изуч. богосл. Прав. Церкв. Никольск. 749 стр.). Псалмы, положенные здесь между Евангелиями, читаются раздельно, по стихам, и после каждого стиха произносится (поется) трижды «аллилуиа» 79 . После 4-го Евангелия, читаются «блаженны» с тропарями их. После 5-го Евангелия, читается 50-й псалом и поется канон 6-го гласа: «Волною морскою», по 6-й и 9-й песнях, произносится заупокойная ектения. По 6-й же песни, после кондака «со святыми упокой», читаются (обычно начальствующим священником) 24 икоса; по прочтении каждого из них певцы поют «аллилуиа»; а по прочтении всех икосов, снова поется «со святыми упокой» и продолжается канон. По 9-й песни, после ектении, читается ексапостиларий со стихами, стихиры на «хвалитех», великое славословие и «Сподоби Господи день сей», а потом читаются или поются стихиры на стиховне, по три стихиры на каждый из 8 гласов (24 стихиры). Далее, по Трисвятом, поются тропари литии, возглашается заупокойная ектения, на которой молитва «Боже духов» читается вслух (См. требн. Послед. погреб. мирск. челов.), и по возгласе, поются стихиры целования (из последования погреб. мирск. человек); за целованием же читается разрешительная молитва, влагаемая потом в правую руку покойника, и несут тело его к могиле, отпуста же здесь не бывает 80 . Погребение Во время несения мощей священника к могиле, поется снова канон: «Помощник и Покровитель», а когда принесут к могиле, то читается Трисвятое, поются тропари литии и произносится заупокойная ектения, после которой бывает совершенный отпуст. Елей так же возливается, если умерший был елеопомазан, и так же предается тело земле, как это делается при погребении мирян. О совершении разных чинов погребения в неделю святой Пасхи Хотя в требнике и не сказано прямо, что сообразно чину погребения мирян, нужно изменять и делать применения, приличные празднику – и во всех изложенных там чинах, но здравый смысл указывает, что нужно во святую Пасху совершать погребение над умершими по особому чину для каждого умершего, – если он мирянин, то по чину для сего изложенному, если же священник, то по чину священническому; но во всяком чине нужно делать изменения и применения, соответствующие торжественным дням святой Пасхи, сообразно особому чину для умерших во святую Пасху (Руков. для сельск. паст. 1868 г. т. III, стр. 310).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Архидиакон-канцлер, есть хранитель патриарших печатей, – большой и малой. Малая обычно, а большая накладывается лишь в торжественных актах на особом пергаменте. Вот описание печатей: Малая. Кругом надпись Божия Матерь, такой-то Архиепископ Московский, Патриарх всероссийский. Внутри патриарший герб с восьмиконечным крестом, митрой с короной, посохом со змеями, ключами внизу и андреевской цепью, вокруг: на фоне пурпуровой мантии, подбитой горностаем. Великая. Кругом надпись: Божия Матерь и произв. Его Императорское Величество Архиепископ Московский, Патриарх имя рек, всея великия, малыя и белыя Руси, и иных стран Российской державы подвластных. Златый Всероссийский двуглавый орел, с ключами в когтях, с восьмиконечным крестом, под единой патриаршей короной, с обнаженными главами, с гербом Москвы в центре и прочими вокруг, и цепью Святого Андрея. На горностаевом фоне пурпурной мантии. Крест восьмиконечный герольдический – перед патриархом же носят обыкновенный 4-х-конечный. Балдахин над патриаршей кафедрой пурпуровый с горностаями и короной сверху. Табель о рангах Патриарх, как мы уже выше говорили, приравнен генералиссимусу. 12 приматов – особам 1-го класса, фельдмаршалам, и членам государственного совета. 4 должностных архиепископа подмосковных – статс-секретарям государственным. Члены синода вообще – сенаторам Российской Империи. Протопресвитер – обер-прокурорам сената и чин полного генерала. Члены капитула – товарищам министров и членам совета министр. Архидиакон – главный управляющий канцелярий и чин генерал-лейтенанта. Члены канцелярии – управляющий канцелярии министерств и чин генерал-майоров. Новгородский митрополит имеет шаг перед всеми архиереями России, не членами синода. Старшие митрополиты, архиепископы ассистенты – имеют шаг перед другими. Епископы ассистенты перед другими епископами. Архиепископы, митрополиты и генералы орденов – полным генералам. Особам 2 класса. Епископы, прото-архимандриты и генералы конгрегаций – генералам-лейтенантам. – Особам 3 класса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

804 Исключение из старопечатных требников составляет мирской 1639 г., в котором пения Трисвятого нет, а после «Тя град и пристанище», следовало возглашение: «вонмем» и прокимен. То же замечаем и в некоторых рукописных требниках XVII в. См. требн. рукоп. Соф. б. 1085, л. 343. 805 В рук. требн. Соф. библ. 1061 положена другая молитва: «по отпусте, иерей глаголет молитву разрешальную: Отреши, Господи, душу раба Твоего младенца от всех злых прегрешений», л 397 об. 807 «С родителями», т.е., вообще, с родственниками, близ могилы родственников; след., можно было погребать такого младенца на обычном кладбище. 808 Мирск. Потр. 1639, л. 306. ркп. Соф. б. 1096, л. 183 (только здесь это замечание находится после чина крещения). См. Хр. Чт. 1887, II, стр. 167. 815 Хотя проф. Мансветов в своем труде «Митрополит Киприан, как литургический деятель», только упоминает о, такого рода, надписаниях чина младенческого погребения, а своего мнения о принадлежности составления этого чина м. Киприану прямо не высказывает. «Митрополит Киприан», стр. 112. 816 Треб. Острож. 1606 г.; Стрят. Требн. 1006, л. 272; Вил. 1024 г., л. 115; Долгоп. 1635 г., л. 101; Львов. 1645 г., л. 163–165. 817 Подобное же наставление содержится пред «Ordo sepeliendi parvulos» в латинском требнике. Rituale Romanum, р. 229. 819 Такими же антифонами из 112 псалма с припевом «Буди имя Господне», начинается и латинское «Ordo sepeliendi parvulos». Rituale Rom.. p. 229–230. 821 Ркп. трбн. XVII в. Син. б. 308, л. 168–169; Хлуд. б. 119, л. 231; Рум. муз. 62 (собр. Унд.), л. 300; ркп. служебн. Синод. б. 615, л. 253; Соф. б. 1066, л. 135 об.; 1062, л. 4; 1066, л. 382 об.,; 1085, л. 350. Староп. требники: 1624, 1633 и 1636 г., л. 401 об. Чин пасхального погребения встречается, между прочим, в ркп. служ. Синод. б. 615 – XVI в. (л. 262 об.). Но здесь этот чин приписан другою рукою и почерком в. XVII. (См. опис. библ. III, стр. 75). 822 Требн. Стрят. 1606 г.; Льв. 1645 г. – Впрочем, можно заметить, что в южнорусских требниках есть екзапостиларий, и нет прибавки о переводчике рассматриваемого чина.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Такоже аще кто судом епископа своего не довольствуется, вольно ему чинить провокацию, си есть переносить дело на суд Духовного Коллегиум; и епископ таковым на себе челобитчикам и сам должен сию свободу попускать и не удерживать их, ниже угрожать, ниже по отшествии оных к Духовному Коллегиум печатать, или грабить дома оных. Но, дабы сие не подало многим вины к бесстрашию и презорству своих пастырей, уставит Духовное Коллегиум не малое наказание на тех, которые бы ложным доношением пастырей своих турбовать дерзнули, или всуе от суда епископского на суд Духовного Коллегиум учинили бы провокацию (о еписк. п. 14). „На суд Духовного Коллегиум относить суды епископов, если кто оными недоволен (ч. III, п. 8). „Всем ведомо сие, во-первых, да будет, что всяк христианин должен православного учения слушать от своих пастырей. Того ради, если бы кто презирал и ругал, или, что горше, тщался бы не допустить чтении, или проповеди Слова Божия без крайней нужды за едину некую горделивую злобу, тот наказанию церковному подлежит или судом епископским, о котором выше слово было, где о анафеме, или аще силен явится, самого Духовного Коллегиум следованием и декретом» (о мирск. особ. п. 1). „Епископ не должен быть дерзок и скор, но долготерпелив и рассудителен в употреблении власти своей связательной, то есть, во отлучении и анафеме» (о еписк. п. 16). За сим подробно излагается в Регламенте последование, или процесс предания епископом анафеме и отлучению. 5) Нынешняя практика Православной церкви В нынешней Православной церкви в Турецких владениях местный архиерей председательствует в епархиальном суде, и вместе с ним заседают ( σινεδριαζσιν) честнейшие клирики, благоговейнейшие иереи и честнейшие чиновники (Пидалион, 528): προκαϑιμνης τς μν ταπειντητος, συνεδριαζντων ατ κι τν ντιμοττων κληρικν, υλαβεςτων ερων ха τιμιωττων ρχντων πρεςη νπιον πντων .. .. (Пидал. изд. 1841, 459). Τοιτο ха τ νν εστι, σωζμενον παρ τ Οκμενικ, Πατρρχ συνδριον τν κληρικν (ποιον πρχε τ παλαιν ха ες λς τς πισκοπς).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

905) Еврейская синагога в Иерусалиме, Жив. Энциклопедия, М. 1847, т. 1, стр. 45 (Здесь находим известие, что, при сборе денег для основания в Иерусалиме еврейской школы и больницы, немецкий дом Ротшильдов пожертвовал 100 тысяч франков). 906) Богоугодные заведения, строющиеся близ Яффских ворот города Иерусалима, две картины в лист – вид на запад и вид на восток, в литографии Р. Гундризера. Это – изображения того, что проектировалось; а на самом месте немало нет из того, что есть на картинах, весьма прикрашенных. Теже два вида изданы нераскрашенными, в меньшем виде. 907) Картон профес. Геберлейна: Разорение Иерусалима, Всем. Иллюстр. 1875 т. XIV, сент. 20. Дополнения Во время печатания настоящего труда, вышла в свет книга В. Н. Хитрово «Палестина и Синай» – библиография, составленная с видимой любовью к делу; мы заботливо сличили ее с своей работой и заимствуем оттуда несколько дополнений; часть их вставили в своем месте, остальное помещаем здесь, указывая, чт куда относится, по принятой нами системе. Прилагаем и другие дополнения, встреченные нами в последнее время. К I отделу: 908) Совет путешествующим в Палестину и Египет, пер. А., Азиятск. Вестн. 1825, ч. 2, стр. 418–421. 909) Письма из Сирии, Г. Ч., Моск. Ведом. 1853, 132. Это собственно описание Яффы и дороги через Рамле до Иерусалима. 910) Путь ко св. местам Палестины, свящ. Н. Половцева, Мирск. Вестн. 1873, Ко II отделу: 911) Письмо из Иерусалима, Е. Г. Боголюбовой, Москвитянин 1843, Разные Известия, стр. 267–275. Второе письмо, там же, стр. 166–172; подписано: Ек. Богомолова. 912) Письмо из Палестины, кн. А. Д. Салтыкова, Москвит. 1849, стр. 21–24. 913) Путевые заметки странницы, Спб. 1860, 24 , 138 стр. 914) Дневник путешествия на Восток, П. П. Мельникова, рукопись, 2 части, в лист, 509, 638 и 9 нен. стр., с альбомом фотографических снимков. Автор пробыл в Палестине 17 дней осенью 1869 г., с 29 сент. по 16 окт. 915) Неделя в Палестине, В. Н. Хитрово , Спб. 1876, 16 , 4 нен. и 92 стр., с рисунками и планами. Описание напечатано в виде рукописи, только в 20-ти экз., и не поступало в продажу. При книге приложено письмо Н. Н. Хитрово о путешествии его в Палестину, в 1860 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Балякин Илья (упом. 1769), иконописец из Палеха 168, 310 Баранов Павел Дмитриевич (упом. 1873), иконописец из Холуя 183, 184 Барсков Я. Л. 90, 96, 108, 356, 459 Барсов Елпидифор Васильевич (1836–1917), фольклорист, историк литературы 72, 88, 122, 124, 148, 460 Барсуков С.Г. 96, 320, 407, 460 Бассано Якопо (ок. 1517–1529), итальянский художник 305 Баталов А. 460, 471 Батас Ф. (XVI в.) греческий иконописец 305 Бахрушин Алексей Александрович (1865–1929), театральный деятель, коллекционер 439 Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975) литературовед, теоретик искусства 330, 459 Безмин Иван, живописец Оружейной палаты 365 Безобразов Владимир Павлович (1828–1889), экономист, публицист 19, 24, 32, 160, 166, 176, 193, 194, 206, 208, 211, 212, 236, 295, 449, 459 Бек Г. 7, 461 Бекенева Н.Г. 458 Белоброва О. А. 93, 461 Белоусов Василий Васильевич, иконописец из Палеха 184, 251 Белоусов Василий Евграфович (середина-вторая половина XIX в.), иконописец из Палеха, владелец мастерской 184, 249, 251 Белоусов Иван Васильевич (вторая половина XIX в.). иконописец из Палеха 184, 251 Белоусов Николай Фещорович (конец XIX – начало ХХ в.), иконописец из Палеха 300 Белусовых иконописная мастерская, в Палехе 168, 172, 175, 248 Беляев (XVIII в.), иконописец из Палеха 168 Бендеманн Эдуард (1811–1889), немецкий художник 295 Бенуа Александр Николаевич (1870–1960), художник, историк искусства 236, 350, 443, 459 Бердяев Николай Александрович (1874–1948), религиозный философ 237, 239, 459 Бессонов И., историк искусства 278, 279, 417, 423, 460 Бимингтон Дж. 31, 454, 460 Благовещенский Николай Александрович (1837–1889), писатель 460 Блинничев Михаил Викторович (начало ХХ в.), иконописец из Холуя 256, 443 Богатырев П.Г. 193, 208, 212. 292, 293, 433, 460 Богданов Д.И. (начало ХХ в.), иконописец, реставратор 270 Богомолов П.Г., художник 409 Богоявленский Сергей Константинович (1872–1947), историк, архивист 203, 214, 460 Божков А. 29, 460 Большаков Сергей Тихонович (1842–1906) торговец рукописями, старопечатными книгами и иконами, собиратель 38, 134, 136, 137, 141, 145, 283, 284, 460

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Карийцы – жители Карни в Малой Азии 248 Карионы – народ в Европейской Сарматии 187 Карист – город на острове Эвбея 44 Кария (Каройя) – населенный пункт на северном берегу Азовского моря западнее устья Дона 185 Каркинит – река, впадающая в Черное море восточнее устья Днепра; однозначной локализации не имеет 184, 187, 188, 242 Каркинитида (Керкинитида, Каркина) – греч. город в Северо-Западном Крыму на территории совр. г. Евпатории 23, 47, 57, 148, 187, 213, 242 Каркинитский залив – залив на западном побережье Крымского полуо- строва 109, НО, 114, 184, 188, 231, 242, 245 Карнунт – город на Среднем Дунае 241 Каройя см. Кария Карпат (Карпатские горы) – горы в Средней Европе (совр. Карпаты) 184, 185, 186 Карпы (карпиды, карпианы) – фрако-дакийский народ на Дунае 100, 187, 200, 257, 275 Карродун – город в Северо-Западном Причерноморье 188 Карсион – город в Западном Причерноморье 280 Картерон Тейхос (греч. «Крепкая стена») – местность в Северо-Восточном Причерноморье 193 Каспийские ворота – горный перевал в Южном Прикаспии 276 Каспийские горы – горный массив южнее Каспийского моря 226 Каспийское (Гирканское) море 104, 106, 108, 122, 123, 125, 134, 192, 195, 226, 238, 239, 247, 270 Катиары – скифское племя 35 Квады – германский народ 256, 257, 265 Кельтика – страна кельтов в Западной Европе 103 Кельтоскифы – обозначение северноевропейских народов 123 Кельты – народ в Западной и Центральной Европе 103, 134, 156, 158 Кепы (Кеп) – греч. город на Таманском берегу      Керченского      пролива      83, 95, 101, 120, 128, 228, 247 Керавнские горы – горы Азиатский Сарматии 194, 195, 226 Керамик – квартал в Афинах 163 Керкетида – залив в Северо-Восточном Причерноморье 192 Керкеты (керкетики) – горный народ,       локализуемый на западных отрогах Кавказа 95, 116, 122, 144, 195, 228,       247 Керкинитида см. Каркинитида Кеты – народ, живущий у Танаиса (Дона) 247 Кефалонес (Кефалоннес) – остров около побережья Черного моря западнее Крыма 184, 245 Кефалотомы – народ на кавказском берегу Черного моря 247

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010