Ты там на месте все усмотришь и скажешь мне 580 . Если хочешь – приезжай ко мне в Кронштадт; и они еще здесь, совокупно переговорим. Прощай, дорогая. Твой друг и Богомолец Иоанн Сергиев. Игумении Таисии (Солоповой). 30 декабря 1897. Кронштадт Возлюбленная о Христе Сестра моя Таисия! Дорогое письмо твое я получил и вместе с ним – прекрасные стихи Пресвятой Матери Деве 581 ! Да, Матушка! Пять талантов дал тебе Господь, и сторицею ты их возвращаешь 582 . Благодарю тебя за чувство и молитвенное благожелание при поздравлении меня с праздником и с Новым Годом. Взаимно приветствую тебя тем же и так же. На днях был на вашем подворье. Сестры твои вручили мне 100 руб., данные кем-то в пользу новоустрояющейся Псковской Воронцовской общины. Я прибавляю к этой сумме еще 1000 руб. от себя и посылаю их тебе на необходимые потребности по устройству этой новой общины 583 . Дай Бог тебе положить доброе начало постройкам, там возводимым 584 . Кланяюсь тебе усердно, молю за тебя Господа, да продлит Он твою жизнь на земле для устроения всех многоразличных и многополезных дел, которые Сам Он тебе поручает; Сам же Он и дарует тебе время все совершить и подкрепит твое слабое здоровье, доколе оно нужно. Царствие Небесное подобно тому, как человек метает семя в землю, обрабатывает его, доколе созреет плод, и только тогда, когда он созреет, тогда только послет серп, яко наста жатва 585 , а не раньше пожнет нас Господь, – пока и плод сей с семенами созреет, и сами мы, совершив волю Его, созреем для житницы Христовой, как пшеница зрелая 586 . Твой духовный отец, Протоиерей Иоанн Кронштадтский . 30 Декабря 1897 г. Игумении Алексии (Пляшкевич). 5 января 1898. Кронштадт Честная Матушка Игумения Алексия! С новым годом и праздником Просвещения 587 поздравляю тебя и всех сестер. Присылаю вам на обитель триста рублей. Утешайтесь о Христе 588 . Протоиерей Иоанн Сергиев 5 Янв 1898. Редактору журнала «Народная трезвость» Д. Н. Бородину. Не позднее января 1898. Кронштадт Пьянство – страшное общественное зло.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Уставный обычай совершать водоосвящение в праздник Крещения Господня дважды был восстановлен и сохранился по сей день. Устраивая в 1656 году в Москве подворье Иверского монастыря с храмом в нем, святейший патриарх Никон «постоянно просил» антиохийского патриарха написать для него «чин обновления храма и весь порядок этого чина согласно обряду греков». Начав искать это чинопоследование в печатных книгах, блаженнейший Макарий не нашел искомого, ибо книги эти печатались на Западе, а, по сведениям архидиакона Павла, «франки запрещают печатать многое; из числа этого одно есть обновление храма, а другое – приготовление святого мира». Проискав долгое время, патриарх Макарий наконец нашел в одной рукописной книге с Афона сочинение по этому предмету и с большим трудом перевел его с греческого на арабский. Затем он в присутствии святейшего патриарха Никона совершил весь чин в новом храме, куда была помещена Иверская икона Божией Матери, присланная святейшему Никону по его просьбе с Афона. Чин совершался очень торжественно и хорошо описан у архидиакона Павла. По приказу патриарха Никона все последование тут же записывалось русскими писцами 583 . По промыслительно сложившимся обстоятельствам за год до этого, в 1655 году, патриарх Макарий, как уже отмечалось, в самом Иверском монастыре на Валдае совершил закладку и освящение мест будущих престолов в строившемся Успенском соборе обители. Но самые существенные и наиболее известные замечания патриарха Антиохийского Макария по поводу русских церковных чинов и обычаев были сделаны им на нескольких церковных Соборах. После известного нам осуждения икон «франкского письма», а также двуперстного крестного знамения в неделю православия 1655 года по инициативе патриарха Макария вскоре был созван в Москве известный в истории Собор, о котором архидиакон Павел пишет, что он решил вопросы о некоторых неправильностях в наших богослужебных обычаях, на какие указал Патриарх Макарий. «Во-первых, относительно того, что они (то есть русские) не служат, как мы, на антиминсе с изображениями и надписями, освященном мощами святых, а на куске белого полотна; во-вторых, что они, принося священную жертву, вынимают не девять чинов (частиц), а только четыре; в-третьих, что они делают в нескольких словах ошибки в «Верую во Единаго Бога»; в-четвертых, прикладываются к иконам только раз или два в году; в-пятых, не принимают антидора; в-шестых, касательно их крестного знамения, осуществляется оно при ином расположении перстов; в-седьмых, относительно крещения ляхов (поляков и вообще западных христиан. – Ред.), ибо они (русские. – Ред.) крестят их вторым крещением, и относительно разных других дел и обрядов...» 584

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ХЛЫСТЫ, ХЛЫСТОВЩИНА, ХЛЫСТОВСКИЙ БЛУД, ХЛЫСТОВСКИЕ РАДЕНИЯ (по самоназванию – «люди божии») – мистическая секта, возникшая в России в середине XVII в. Основателем называют костромского уроженца Данилу Филиппова. В основе вероучения хлыстов признание возможности прямого общения человека со Святым Духом и воплощения Бога в наиболее праведных людях, которые становятся «христами». Собрания хлыстов проходят в форме радений, т. е. молений, сопровождаемых коллективными плясками, доводящими до исступления (это называется «хождением в духе», «духовным весельем»), и «пророчествами». Название произошло либо от одного из религиозных обрядов сектантов, при совершении которого они хлещут себя по телу прутьями, либо от искаженного «христы». «ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ» – довольно популярный в древнеславянской письменности апокриф, представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого «Откровения Пресв. Богородицы», темой которого является описание мук грешников в аду. Богородица, после молитвы на Елеонской горе, в сопровождении архангела Михаила, проходит места, где мучаются грешники: огненные реки, огненные столы, виселицы и т. п. Она видит страдания лиц, не признававших Господа, нарушавших клятву или заповеди, ростовщиков и т. д. Пораженная мучениями, Богородица обращается к Господу с мольбою об облегчении участи грешников. Ее мольбу поддерживают пророки, апостолы и евангелисты. Господь, по молитвам Матери, дает облегчение грешникам, заключающееся в том, что мучения их прекращаются на время от великого четверга до Пятидесятницы. На «X. Б.» оказали влияние житие Василия Нового, слово Палладия Мниха и др. соч. В свою очередь, «X. Б.» повлияло на народную поэзию, именно на создание духовных стихов. Особенно заметно это влияние на стих «об нынешнем веке и о будущем», где повторяются многие изречения «X. Б.» Древнейший список «X. Б.», относящийся к XII в., издан Срезневским, параллельно с греч. текстом в «Древних памятниках языка и письма». ХРИСТИАНСКОЕ БРАТСТВО БОРЬБЫ организовано в феврале 1905 г. Программа братства изложена В.П. (Собрание сочинений. Т. 2. М., 2010. С. 40–64, 584–594. Публ. и коммент.: С.В. Чертков). В 1905 г. по инициативе С. Булгакова впервые в России была осуществлена попытка создать «Союз христианской политики», программа которого базировалась на принципе: «Современное социалистическое движение в разных его разветвлениях и оттенках есть не только политическое и социальное, но прежде всего религиозно-философское». Практически одновременно в Москве, по инициативе В. Свенцицкого и В.Ф. Эрна, было организовано «Христианское братство борьбы», которое призывало бороться с пассивным состоянием церкви в отношениях с государственной властью и утверждать в социально-экономических отношениях принципы христианской любви. «Христианское братство борьбы» просуществовало до 1907 г., в идейных исканиях во многом предвосхитило латиноамериканскую «теологию освобождения».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Это побудило меня сегодня, тотчас по прочтении письма, заказать киоты к 4-м иконам, чтоб их отослать в 4 отделения, так как прежде две большие иконы в киотах отосланы были для молитвенного места, значит для одного из помещений пленных. О. Сергий посетил все помещения. Всех пленных там ныне 21 офицер и 584 нижних чинов, из коих 280 раненых больных. Все приняли о. Сергия с почтением, просили у него благословения и целовали руку. Не имевших крестиков от меня, он одарил крестиками, а больным давал и иконки, которыми также снабдил каждую комнату. Во время богослужения обедницы пели пленные хорошо. Как видно, между ними есть основательно знающие богослужение, потому что в письме о. Сергия имелась записка по-русски, которой спрашивалась отсюда «Месячная Минея» и «Обиход Бахметева» – которые тотчас же здесь и выданы для отправления (Минея за июнь, июль, август; Обиход, за неимением в Миссии, послан из Посольской Церкви, имевшийся здесь у Петра Тоокайрин. Послана и Следованная Псалтырь). После Богослужения о. Сергию вручили собранные между молившимися около 4 ены, он понял – на вещи, потребные для богослужения, но, должно быть, русские имели в виду поблагодарить его за служение: у нас здесь не понимают «вознаграждение за труд богослужения», а русские не понимают «богослужения без вознаграждения за него». Просит еще о. Сергий посылать ему отсюда просфоры для богослужений; это неудобно для него же; пусть научит там булочника печь просфоры; для того дана ему просфорная печать. Впрочем, сегодня заказаны 25 для отправки ему. 4/17 июня 1904. Пятница. Наконец, я обрадован присылкой из России денег – в первый раз в этом году. Пришла сумма из Святейшего Синода на 1-е полугодие, 3 тысячи рублей, и при ней еще скопившиеся в Хозяйственнном Управлении некоторые пожертвования. Пакет обыкновенный – Хозяйственного Управления; не видно, чтоб вскрывали и свидетельствовали здесь на почте. Одновременно получено письмо о. Феодора Быстрова, тоже без всякого признака, чтоб его читали здесь на почте. Пожалуй, и правда, что здесь не задерживается на почте, как уверяли чиновники почтамта, ничто, идущее в Миссию, а приостановлена посылка газет и журналов там, в России, из опасения, что не дойдет сюда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Иероним Пролог 1910 – Пер.: Творения Блаженного Иеронима Стридонсеого. Изд. 2-е. Ч. 5. Киев.1910. С. 377–378. Переизд.: Восточные отцы и учители Церкви IV века. Антология. Сост. Иером. Иларион (Алфеев) . Т. II. М. 1999. С. 16. Hieronymus Apologia – Apologia aduersus libros Rufini. CPL 613. PL 23, 397–456 (415–478)//P. Lardet. Saint Jerome. Apologie contre Rufin. SC 303. Paris. Cerf. 1983.//Lardet. P. L’Apologie de Jerome contre Rufin. Un commentaire. Leiden. E.J. Brill. 1993. Апология 1910 – Пер.: Творения Блаженного Иеронима Стридонсеого. Апология против Руфина. Изд. 2-е.Ч.5. Киев.1910. С. 1–133. Hieronymus Epistulae – Epistulae. CPL 620. PL 22, 325–1204. Иероним Письма I – Пер. Творения Блаженного Иеронима Стридонсеого Письма. Отдел I. .том I. Киев.1863. С. 1–224. Иероним Письма III – Пер. Творения Блаженного Иеронима Стридонсеого. Письма. Отдел III. .том II. Киев.1864. С. 1–379. Пер. Творения Блаженного Иеронима Стридонсеого. Письма. Отдел I. Изд. 2-е.том I. Киев.1910. Epistulae supposititiae. CPL 633. PL 30, 15–318. Hieronimus Commentarii Paulinas – Commentarii in iv epistulas Paulinas (ad Galats, ad Ephesios, ad Titum, ad Philemonem. CPL 591. PL 26, 307–618 (331–656). Hieronymus Commentarius in Ecclesiasten – Commentarius in Ecclesiasten CPL 583. PL 23, 1009–1116.//Adriaen M. S. Hieronymi presbyteri Opera 1. Opera exegetica 1. CCSL 72.Turnhout. Brepols. 1959. Пер.: Творения БлаженногоИеронима Стридонсеого. Ч. 6. Киев. 1880. С. 1–135. Hieronimus Commentarii in Esaiam – Commentarii in Esaiam. CPL 584. PL 24, 17–678. Hieronimus Commentarii in Prophetas Minores – Hieronimus Commentarii in Prophetas Minores. CPL 589. PL 25, 855–1668.//Adriaen M. S. Hieronimi presbyteri Opera. Pars I. Opera exegetica 6. Commentarii in Prophetas Minores. CCSL 76. Turnhout. Typographi Brepols Editores Pontificii. 1969.//Adriaen M. S. Hieronimi presbyteri Opera. Pars I. Opera exegetica 6. Commentarii in Prophetas Minores. CCSL 76A. Turnhout. Typographi Brepols Editores Pontificii.1970. Hieronimus Commentariorum in Mattheum – Commentariorum in Mattheum. libri IV. CPL 590. PL 26, 15–218 (15–228). CCSL 77. Turnhout. Typographi Brepols Editores Pontificii. 1969.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

555 Вместо τς το Θεο δπουθεν ξιγαστος, кажется, следует читать: τος (т.е. διακνοις, πηρταις, τος ατ πκουσιν) το Θεο. 556 Здесь переписчик замечает: «означает все, что в древности называлось Ливией, а ныне – Африкой». И сам блаж. Феодорит в толковании на Иезек. XXVI, 12 пишет (Творения VI, Москва 1859, стр. 584): «Кархидон – это столица древней Ливии, называемой ныне Африкой». Ср. письмо 32-е (на стр. 34). 557 Разумеются вандалы, вторгнувшиеся из Испании в Африку по приглашению восставшего римского наместника Бонифация в 427 г. под начальством Гензернха († 477 г.) и взявшие Карфаген в 439 г. 558 Переписчик замечает здесь: «обозначается вся область с Ливией и Карфагеном; кажется, они были покорены в его (блаж. Феодорита) дни» 560 В хронографе Феофана (Chronographia ad an. 460: Migne, gr ser. t. CVIII, col. 292) упоминается Исокасий, – философ и квестор, ктитор и обитатель великой Антиохии. Обвиненный в 467 г, как еллин (язычник), он был представлен префекту претории в Константинополе, но дал удовлетворительные объяснения и был отпущен в свою страну. В сирийских актах Разбойничьего собора упоминается, яко бы сам «благочестивейший Домие был поставлен во епископа (Антиохийского) по влиянию язычника Исокасия» (Hoffmann, S 64,43 Martin, Actes, p. 148. Perry, p. 148). 561 В виду того, что отмеченная вносными знаками фраза встречается и в письме 220 (XL), полагают, что она несправедливо перенесена сюда переписчиком из последнего. 563 Сирены – баснословные сестры-девицы, яко бы обитавшие близ страшного прохода в Сицилийский пролив Сциллы: своим волшебным пением они завлекали сюда мимо плывших мореходцев и умерщвляли их в самом проходе. 564 Письмо не кончено, так как в рукописи не сохранилось здесь одного листа, где было и начало следующего письма. 565 Начало письма затеряно, почему и смысл первой фразы не вполне понятен; начинается оно такими словами: λαβεν ξουσαν κα τν πρχων πρτος ναγορενθες, λλ τι κτλ. 570 Λαμπρτατος­clarissimus См Paul Koch, Die Byzantinisehen Beamtentitel (Jena 1903). S. 10–22.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Не жалко ли думать, куда мысли их направлены! Наши семинарии постоянно волнуются – и главная, существенная и разумная причина состоит в равнодушии и недобросовестности начальников и преподавателей, из коих почти никому нет дела до души молодых людей, кои вверены их надзору; все превращаются в бездушных чиновников, чуждых делу образования и воспитания. Кто же эти начальники и преподаватели? Они бывшие студенты Академии, в свое время тоже поднимавшие мятеж против своих начальников и воспитателей. И нынешние студенты, сочиняющие проекты и требования преобразований, по тому же пути пойдут и тем же будут – вот о чем следовало бы им раздумать (“познай самого себя”) и что следовало бы внушать им. Кончат курс – станут просить, умолять, обивать пороги о местах преподавателей и начальников и погрузятся в ту же тину – не зная своих учеников. Примутся орудовать единицами, писать пространные мнения и сочинять кляузы в Советах, ссориться из-за пустяков, таскаться по клубам и театрам, да искать себе мест законоучителей и священников в жирных приходах... Вот и их судьба, если они о себе не подумают, в глубину, и станут путаться в болтовне протестов и преобразовательных рассуждений! Не жалость ли все это! Вот недолго до весны, придет выпуск IV курса, и начнется опять погоня за местами! Не бесполезно было бы, когда бы Ваше Преосвященство конфиденциально сообщило мне обстоятельный список всех имеющих ныне кончить курс, с отметками даже о каждом! Ныне приходится с особливой осторожностью относиться к назначению на места! С совершенным почтением имею честь быть покорнейший слуга К. Победоносцев Петербург» (ГА РФ. Ф. Р-9452. Оп. 1. Д. 52. Л. 583–584. Подлинник. Рукопись). 57 (Я ему ответил очень резко... Письмо это и приблизительный черновик есть уменя.– Черновик письма ректора МДА епископа Арсения обер-прокурору Св. Синода К. П. Победоносцеву .) 10 февраля 1902 г. «Ваше Высокопревосходительство! (на л. 585 вверху автором письма сделана помета чернилами: «Черновик письма к г. обер-прокурору К.П. Победоносцеву в ответ на его письмо от 10 февраля 1902 г. NB. В беловике несколько сглажено» – прим. электронной редакции)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

О колонате см. еще у проф. И.М. Гревса в «Журнале Министерства Народного Просвещения» 1889 г., стр. 125–165; стр. 307–354 (по поводу книги Fustel de Coulanjes, Recherches sur quelques problèmes d’histoire Ï Le colonat romain, Paris 1885); Фюстель де-Куланж, Римский колонат, перев. под редакцией и с предисловием проф. И.М. Гревса, Спб. 1908. 66 Δαμπρτατος – clarissimus: см. Paul Koch, Die Byzantinischen Beamtentitel Iena 1903), S. 10–22: Prof. Otto Hirschfeld, Die Rangtitel der rmischen Kaiserzeit в «Sitzungsberichte der Kniglich Preussichen Akademie der Wissenschaften zu Berlin» XXV (1901), S. 580 ff. 69 Гомера Илиада VI, 484-и по переводу Н Гнедича точнее было бы: «улыбаясь, плачущее (дитя приняла)». 73 По Гарнье (Dissert. II, сар. V, § V not. 1 ad hanc epist.: Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 267), Аерий был гражданином Верийским. На основании 66-го письма скорее можно полагать, что он был Кирянин или, по крайней мере, был родом из Кирестики. См. еще письма 188, 191, 202, 226. 76 «Кархидон – это столица древней Ливии, называемой ныне Африкою». См. толкование Феодорита на Иезек. XXVII, 12 (Творения т. VI, Москва 1859, стр. 584). Ср. письмо 201-е. 79 νδοξτατος ­­ gloriosissimus; см. Paul Koch, Die Byzantinischen Boamtentitel (Jena 1903), S. 58–73. 80 В древности совет Карфагенский заведовал почти всеми государственными делами; члены его занимали свои места пожизненно. Ср. письмо 29-е на стр. 31. 82 Помпеян был преемником известного Павла и скончался прежде Халкидонского собора, так как там был уже Ураний Емесский. 83 ρχων – praeses, гражданский начальник одной из провинций в диоцезе той или другой префектуры, подчиненный комиту (см к письму 22-му на стр. 26,1). В данном случае разумеется провинция в диоцеве «восточном» (Oriens) и именно Евфратисийская. 85 Наместник или викарий, т. е. заместитель префекта­комит (см. к письму 22-му на стр. 26,1), – по Гарнье (Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 268–269) – Асийского диоцеза, принадлежавшего к «восточной» префектуре (Oriens).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

424. П.Я. Чаадаев, Философические Письма: а) Перевод под редакцией М. Гершензона. Москва. 1906; б) Перевод Б.П. Денике под редакцией Вл. Н. Ивановск ого . С приложением его письма к Шеллингу, статьи о нём И. Гагарина (G. I.) и отрывка из «Былого и Дум» А.И. Герцен Казань, 1906. – В.Ф. Чистяков. 1907, I, 4, 834–838. 425. Н.О. Лосский, Сборник элементарных упражнений по логике. Спб., 1908. – П.В. Тихомиров. 1908, I, 2, 416–420. 12. Педагогика 426. Зачем блуждать? Размышления по поводу предполагаемой реформы нашей средней школы. А.П. Шостьин, 1902, I, 4, 788–807. 427. Кафедра «физико-математических наук» в духовных семинариях. (Несколько слов и мыслей по поводу ожидаемой реформы духовно-учебных заведений). Преподаватель (В.С. Яворский). 1902, II, 7–8, 567–583. 428. Чего ждет общество от духовно-образованного юношества. А.И. Введенский. 1902, III, 10, 169–183. 429. Новая формула 92 и 32 §§ Семинарско-Училищного устава и вызываемые ею мысли и пожелания. С.П. Шумов. 1903, II, 7–8, 588–612. 430. Учебник физики в духовных семинариях. А.П. Малинин. 1903, III, 9, 162–172. 431. Запросы времени. А.И. Введенский. 1903, III, 10, 240–254. 432. О взаимных отношениях духовных училищ и семинарий. С.П. Шумов. 1904, I, 4, 702–717. 433. Постановка гражданской истории в духовных семинариях. И.И. Добролюбов. 1904, II, 6, 318–344. 434. К вопросу о лучшем материальном обеспечении лиц, служащих в духовно-учебном ведомстве. Л. А. Соколов. 1904, III, 10, 374–385. 435. К вопросу о постановке дела воспитания в духовных семинариях. С. 1905, I, 4, 775–789. —40— 436. Уставы духовных семинарий 1867 и 1884 г.г. А. К. 1905, II, 6, 312–334. 437. Религиозное образование и периодическая печать римско-католического клира в Италии. С.С. Братков (А. Пальмиери). 1905, II, 7–8, 584–618; III, 10, 294–323. 438. Задачи русской богословской школы. С.С. Глаголев. 1905, III, 11, 412–448. 439. Наглядность и её применение в духовной школе. С.П. Шумов. 1905, III, 11, 474–483. 440. О сокращении делопроизводства в духовных учебных заведениях. (К вопросу о реформе духовно-учебных заведений). Л.А. Соколов. 1905, III, 11, 484–500

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

579 Мои люди...– Плиний имеет в виду и штат домашней прислуги и рабов, работающих в хозяйстве: в винограднике и на полях. Несмотря на то, что Плиний провел своего друга по всем уголкам своей виллы, план ее не ясен. Десять ее планов (первый сделан в 1699, последний – в 1924 г.), весьма между собой разнящихся, свидетельствуют о безнадежности подобных попыток. См. литературу, указанную к II.17. 581 ...город нельзя назначить наследником... – Только persona certa, т. е. личность определенная могла стать наследником по завещанию. В I в. н. э., однако, коллегии бедняков, составлявшиеся ради обеспечения пристойных похорон своим членам (collegia funeraticia, как их назвал Моммзен), получают по завещанию и деньги, и земельные участки, и строения. Города во времена поздней республики владели собственностью; но «ни муниципии, ни население их не могут быть назначены наследниками, потому что это величина неопределенная» (incertum corpus est) – «выделить» – praecipere; завещатель мог выделить из всего наследства что-то определенному лицу в обход остальным наследникам. – Сатурнин, гражданин Комо, ближе неизвестен. 582 ...как встретят мои слова опытные законоведы... – Старые законоведы строго придерживались буквы закона и не считались с волей завещателя. Законоведы-классики времен Принципата продолжали ту же линию, хотя с меньшей приверженностью к букве. Только в послеклассический период воля завещателя приобрела свое настоящее значение: завещание толкуют, исходя из этой воли. Из этого письма, так же как из II.16 и IV.10, видно, как дух римского законодательства постепенно изменяется под влиянием общественных настроений и моральных норм. 584 ...ничего так страстно не хочу, как длительного существования. – Лонголий, комментатор «Писем» (1734 г.), заметил, что Плиний для себя никогда не рассчитывал на «вечность». 588 ...речи, хотя больших надежд я на них не возлагаю...– Плиний был скромного о себе мнения: он знает, что он не Демосфен (VI 1.30.5) и ставит себя гораздо ниже Тацита (VII.20.4; VIII.7).

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010