кн. Михаила Тверского, для здешней недавней обители, основанной на месте, где в первый раз свидетельствовано было, как мученически святое, тело князя знамением благодати Божией 583 . При новом экзархе что-то неладное выходит в сношениях с нами Владикавказского архиерея 584 : кто тут винен, не знаю, но кое-что странно. Нам худа нет, и гневаться на них предлога нет, ибо им же хуже. Замыкаю речь, ибо она подвинулась к наклонной площади осуждения. А все-таки два месяца ждать ваш отклик долго! Что-то чудное делается в силах душевных, не говоря о косности телесной: не это ли старость? А может быть это результат моей пустоты духовной? Помолитесь за меня. Аз же убогий, когда только молюсь, вспоминаю незабвенного владыку Иркутского. 67 Иркутск. 13 февр. 1888 г. На сих днях получил я от вас телеграмму о смерти бывшего сослуживца нашего о. а. Наркисса с завещанием молиться об усопшем 585 . Вот умирают и преемники наши по службе, сперва о. Моисей 586 , а теперь о. Наркисс, а нашим грехам пока терпит еще Господь. Желаю знать, где в последнее время служил о. Наркисс. Преосв. Модест, когда еще был Люблинским, писал мне о нем, что он настоятельствует в каком-то монастыре и просил о принятии его в Иркутскую епархию; но за неимением подходящего места я не мог удовлетворить его просьбе. Посылаю вам при сем юбилейное описание 25-тилетняго служения моего в архиерейском сане. Хоть панегирики себе и не­прилично распространять, но думаю, что всякий сам поймет, что о юбилярах, как о покойниках, aut bene, aut ni. О худом нашем скажут наши преемники, если не захотят пощадить нашей памяти. А сказать худое есть о чем, только и утешаю себя тем, что я был первый портной, а первый портной, известно, шил еще хуже фонвизиновского портного. И митрополиты рассылали описание своих юбилеев; по чему же, думаю, и мне не быть подражателем их слабости? Только вчера получил я описание 60-тилетнего юбилея Невского владыки 587 и удивлен был, что оба митрополита не поздравили его. Новгородский 588 имел основание для непоздравления, п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Марья Ильинична велела спросить о здоровье Вашего сына. 577 Ныне или завтра в Питер приедет Палладий Казанский 578 для присутствования в Священном Синоде. Должно быть, вместо Саввы; 579 таков план, по крайней мере у Победоносцева. Это известие, я думаю, Вам приятно, так как Вы хороши с пр Палладием. С искреннейшим почтением остаюсь усерднейший слуга Вашего Высокопреподобия иеромонах Михаил. 23 октября 1885 г. 9 Ваше Высокопреподобие, многоуважаемый о ректор. Еще раз позвольте поздравить Вас с днем Вашего Ангела. Дай Бог как можно более раз в будущем встречать его радостно и бодро. Весьма многие желают Вам этого от всей души. К числу их, между прочим, принадлежит инспектор нашей Академии о архимандрит Антоний, который, кстати сказать, на меня в претензии, что я не предупредил его о дне Вашего Ангела и не подписал его имени под телеграммой. Сюда же нужно причислить, по-видимому, и о протоиерея Димитрия Павл Соколова, от которого я ныне, между прочим, узнал следующее: 1) высокопр Палладий Каз- , кажется, успел достаточно исправить все то, что нагадил другой пр . 2) Вам не следует обращать внимания на ревизию; несмотря на некоторые неровности, она в субъективном настроении Учебного комитета кончилась в Вашу пользу. 3) Смотрителем училища (в одно из Ваших училищ) не назначен рекомендованный пр Вениамином 580 кандидат потому, что рекомендация молодого, ничем еще не заявившего себя человека на такую должность, и притом при имении другого, более достойного кандидата, Учебному комитету показалась странною. Поэтому назначен некто другой из Пинска или Минска, отмеченный ревизорами как влиятельный педагог с административными способностями. Сильно подозревают, что рекомендация преосвященного произошла под Вашим влиянием. В общем, Д П находит, что ветер повернул в Вашу сторону, и надеется на скорое поздравление Вас с чем-нибудь. Из других новостей могу сказать, что ректор Казанской акад 581 будет скоро епископом, также и Христофор 582 в Московской. Поликарп, вик Нижегородский, 583 отправляется на покой в Благовещ монастырь с пенсией в 1000 рублей. – Это все вчера узнал от В. К. Саблера, 584 который тоже искренно заботится о Вас и имел по этому поводу разговор с м Исидором. – Будьте здоровы и бодры. Благодарю за брошюру.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Наиболее наглядно это видно в 18-ой главе. Пришедший в Тавеннисийский монастырь преп. Макарий Александрийский видит, как во время Великого Поста каждый из иноков обители подвизается различным образом (διαφρους πολιτεας σκοντας): один принимает пищу вечером, другой через два дня, третий через пять, четвертый всю ночь стоя бодрствует, садясь лишь под утро 584 . Палладий часто использует σκησις для обозначения монашеского образа жизни. Так, образ жизни уже неоднократно упомянутого преп. Макария Александрийского (cap. 18) он называет σκησις, равно как и отдельные составляющие этого образа жизни: вкушение только литры 585 хлеба в день, борьба со сном и т. д. В этой главе Палладий наиболее четко показывает, что «аскет» – это именно тот, кто возлагает на себя довольно суровые телесные и духовные труды с целью совершенства. Преп. Пахомий напрямую задает пришедшему в его монастырь преп. Макарию вопрос: «Как можешь ты подвизаться (σκεν) в столь престарелых летах? Здесь братия – подвижники (ο δελφο εσιν σκητα) и ты не перенесешь трудов (τος πνους) 586 их» [ibid. P. 52]. Ниже Палладий указывает, что по чрезмерности подвижнических трудов (περβολ γρ σκσεως) у преп. Макария Александрийского не росли волосы на подбородке [ibid. Р. 58]. Впрочем, как минимум, в одном случае Палладий смягчает суровые требования к понятию σκησις, употребив его по отношению к образу жизни бывшего торговца Аполлония (cap. 13), который закупает в Александрии на свои средства лекарства, хозяйственные принадлежности и продукты, раздавая их больным монахам. Здесь Палладий, видимо, обыгрывает два смысла σκησις, говоря, что такой образ жизни Аполлоний избрал потому, что по преклонности лет не мог выучиться ни ремеслу, ни «аскезе письма» (σκησιν γραφικν) 587 . Духовное значение σκησις как «внутреннего делания», «основного вектора духовной жизни» мы встречаем в рассказе про Павла Фермийского (cap. 20), основным подвигом которого была непрестанная молитва 588 . Еще один оттенок термина σκησις, вероятно, у Палладия связан с используемой им параллелью с античными атлетами. Высокие подвиги, напряжение телесных, душевных и духовных сил подвижника приводит к дарованию ему той или иной благодати подобно той награде, которой бывали удостоены борцы после состязания. Так, Вениамин (cap. 12), прожив много лет в суровой аскезе (ε? κρον σκησας), был удостоен дара исцелений [ibid. Р. 35]. Стефан Ливиец (cap. 24), став совершенным подвижником (ες κρον γενμενος σκητς), удостоился дара рассудительности [ibid. Р. 77].

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

«Он, прибавляет И.С., человек нами обеспеченный» В.Д., со своей стороны, тоже рекомендует его С. К-чу (Ректору): «Податель сего письма, пишет он, рекомендованный И.С. Аксаковым Герцеговинский воевода Пламенац. Он имеет желание поступить в Академию, а до тех пор на время найти приют в Лавре или в Академии. После продолжительной беседы с ним, я убедился, что, не смотря на его непредставительный костюм, он человек довольно сведущий и образованный. В виду славянского братства, нельзя ли чего-нибудь сделать для сего (?) воеводы, – т.е. поместить его до сентября в Академии или попросить о помещении его в Лавру Митрополита или Наместника? Для большей верности нельзя ли чрез г. Пламенаца просить Аксакова, чтобы он написал форменное рекомендательное письмо о нем на Ваше имя? Впрочем, кажется сомневаться о нем нет оснований. Он просит приюта только за время, а впоследствии средства для его образования обещал дать Славянский Комитет». 3320 Свящ. Н. Колосов . «Академическая библиотека в 1890–1898 годах». «У Троицы в Академии». Стр. 728. Об отношениях А.Ф. Аксаковой к нашей Академии см. у него же в статье: «Мое знакомство с Владимиром Сергеевичем Соловьевым («Чтения в обществе любителей духовного просвещения». 1910 г., октябрь, стр. 575–584)». Интересные сведения об А.Ф. сообщает прот. А.М. Иванцов-Платонов в книге: «За третье десятилетие священства». Стр. 57–60. 3321 Об И.С. Аксаков писал курсовое сочинение студент 68 курса В. Благовещенский: «И.С. Аксаков. Его религиозное и общественное мipocoзepцahue (под руководством проф. Н.Л. Туницкого, отзывы в Журн. Совета за 1913 г., стр. 201–205)». 3323 А.О., как известно, сама изучала греческий язык уже в зрелом возрасте и даже на смертном одре помогала дочери отыскивать в лексиконе греческие слова. 3329 См. письмо ее к Погодину от 20 мая 1845 года и далее приписку от 21 мая («Жизнь и труды Погодина». Т. 8. Стр. 62). 3331 Последнее не подтверждается свидетельствами о Ф.В. других воспитателей его детей, напр., Пако, Некрасова, которых Ф.В.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преподобные Максим Грек, Михей и Сергий Радонежские. Фрагмент иконы «Вид Троице-Сергиевой лавры с Радонежскими святыми и клеймами праздников». 3-я четв. XVIII в. (частное собрание) В качестве избранных святых на полях главные Радонежские чудотворцы, в т. ч. М., вероятно, написаны на иконах «Чудо о Флоре и Лавре», «Спас Нерукотворный» и «Не рыдай Мене, Мати», XVI в. (?) с поздними поновлениями (ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 182-183, 186. Кат. 584, 589. Ил. 64). В редких случаях преподобных Сергия, Никона и М. изображали втроем - напр. (в куколе, с небольшой седой бородой), в одном из клейм на эмалевой иконе «Воскресение Христово, с двунадесятыми праздниками и избранными святыми» 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР; см.: Русская эмаль XVII - нач. XX в.: Из собр. Музея им. Андрея Рублёва. М., 1994. С. 82, 84, 220-221. Кат. 100, 103; см. также: Там же. С. 140, 204-205, 230, 239. Кат. 182, 254, 255). В XVIII в. образ М. вводили в программные многофигурные композиции «Собор русских святых», разработанные старообрядцами Выговской пуст. В частности, он изображен в правой группе преподобных в 4-м ряду, за прп. Андроником Московским, на иконах 1814 г. письма П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА и сер.- 2-й пол. XIX в. из моленной в дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70), нач. XIX в. (ГИМ), 1-й четв. XIX в. из собрания Г. В. Лепса ( Юхименко, Горшкова. Иконы собр. Г. Лепса. 2012. С. 128-131. Кат. 34), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icônes russes: Les saints/fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52) и др. На иконе «Собор русских святых» 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) М.- в 1-м ряду слева в группе преподобных. Святой изображен прямолично (русый, со свитком в руке) в верхнем регистре слева на центральной иконе триптиха с фигурами рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ; см.: Художественные сокровища Татарстана: Древнерус. искусство. Каз., 2013. С. 32-33).

http://pravenc.ru/text/2563830.html

С. Голованова, архивный фонд, 989). 582 Имеется в виду местоблюститель московской святительской кафедры епископ Иоасаф, управлявший митрополией в период между удалением на покой митрополита Макария (20 марта 1917) и хиротонией архиепископа Тихона (21 июня 1917). 583 Согласно иным сведениям, митрополит Макарий доживал свои дни в поселке Котельничи Люберецкого района Московской области. 584 В Архиве музеев Кремля сохранилось письмо, направленное Кастальским, Орловым и Данилиным 5 марта 1904 года протопресвитеру Успенского собора В. С. Маркову, где они дают оценку голоса одного из претендентов на место в причте Успенского собора: «Глубокоуважаемый Владимир Семенович. Присланный вами на испытание отец Никольский из Пензы прочитал ектенью, Евангелие, многолетие и показал достаточно хороший голос с довольно приятным тембром, хотя в выговоре был замечен небольшой посторонний звук несколько свистящего или шипящего оттенка. По сравнению с предшествовавшим, бывшим у нас на пробе третьего дня, отец Никольский слабей несколько». (Архив музеев Кремля, ф. 4, 85, л. 32.) 585 Дьякон В. П. Ризположенский был принят в Успенский собор в 1904 году, победив на пробе голосов в Синодальном училище дьякона из Пензы Никольского. Отзыв о его испытании, подписанный прокурором Синодальной конторы А. А. Завьяловым и направленный 3 марта 1904 года протопресвитеру В. С. Маркову, также сохранился в фонде Успенского собора: «Досточтимый отец протопресвитер Владимир Семенович! По словесному нашему соглашению сегодня за вечерней спевкой в Синодальном училище произведено было испытание диакону Костромской епархии Ризположенскому. Возглашение ектений и многолетия, а равно чтение Евангелия о. кандидатом признается удовлетворительным, голос хорошим. По мнению производивших в моем присутствии испытание гг. директора, регента и его помощника, а равно и по отзыву старших певчих, диакон Ризположенский мог бы с честью служить в Успенском соборе, конечно, если будет внимательно прислушиваться к служению опытных о. диаконов и возьмет несколько уроков у специалистов по обработке голоса и выразительному чтению». (Архив музеев Кремля, ф. 4, 85, л. 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Свои творения, – отмечает проф. Сидоров А. И. , – преп. Максим начал создавать уже будучи зрелым мужем, обретя трудный опыт подвижнической жизни. К написанию их он приступил в возрасте примерно 45–46 лет, и в течение последующих 10 лет были созданы главные его произведения (хронологию их можно установить лишь весьма приблизительно). Литературное наследие преподобного весьма обширно… По объему, жанровым особенностям и т.д. творения его чрезвычайно разнообразны и с трудом поддаются классификации… Логика жанра редко выдерживается преп. Максимом, и он часто нарушает границы жанровых форм, следуя развитию внутренней логики богословской мысли» (Указ. соч. С. 58–59). «Несмотря на то, что жизнь Максима, – пишет проф. Муретов М. Д. – мало благоприятствовала литературной деятельности, ему принадлежат многочисленные и разнообразные сочинения: догматико-полемические, богословско-эгзегетические, нравственно-аскетические, мистико-литургические, частные письма и гимны», и приводит их перечень с указанием тома и колонок в «Патрологии» Миня (90–91 тома). Богословско-эгзегетические: 1) Объяснение трудных мест Писания, Migne 90, 247–789; 2) Вопросы и ответы, М. 90, 785–856; 3) К Феопемпту схоластику на Лк. 18, 6–6, 29 и Ин. 20, 27 . М. 90, 1393–1400; 4) Толкование на 59 псалом. М. 90, 855–872; 5) Краткое толкование на молитву Господню М. 90, 871–910. Сюда же относятся Схолии к трудным местам сочинений Дионисия Ареопагита и Григория Богослова . М. 91, 1031–1418. Догматико-полемические: 1) Письмо к Иоанну против Севера. М. 91, 459–509; 2) К Петру против того же Севера. М. 91, 509–533; 3) К нему же догматическое. М. 91, 533–544; 4) К Косьме об общем и свойстве (личном), то есть о личности и ипостаси. М. 91, 544–576; 5) О двух природах. М. 91, 145–149; 6) К Феодору о качестве, свойстве и различии. М. 91, 245–257; 7) В защиту Халкидонского Собора. М. 91, 257–260; 8) Главы о сущности и природе, ипостаси и лице. М. 260–264; 9) К Иулиану о церковном догмате о Воплощении Господа. М. 91, 580–584; 10) От лица Георгия, префекта Африки, к монахиням, отпавшим от Кафолической Церкви в Александрии. М. 91, 584–589; Сюда же относится Диспут с Пирром. М. 91, 287–353; несколько писем к разным лицам. М. 91. 1–132, 141–216, 227–246, 265–286, 589–597; письмо к пресвитеру Марину об исхождении Святого Духа. М. 91, 133–140.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Среди епископов того времени, когда я пел в Успенском соборе, все викарии были по-своему замечательны. Помимо Димитрия, я очень хорошо помню епископа Анастасия, который долгие годы совершал чин «погребения Плащаницы» в Страстную неделю и, находясь под Плащаницей, провозглашал своим высоким тенором «Премудрость, прости». Очень ярко мне также запомнился епископ Можайский Василий. Это был невысокого роста человек. Он уже начал кое-что забывать, и когда выходил на амвон перед исполнением Трисвятого, ему подсказывал текст иподьякон. В результате его забывчивости случилась довольно неприятная история. Это было еще тогда, когда митрополитом Московским был Владимир. Однажды во время богослужения владыка Василий вышел несвоевременно с возгласом, который должен был произнести сам митрополит. Видимо, волновался епископ Василий и вышел вместо митрополита в «царские врата». По-моему, это тоже послужило в какой-то степени основанием удаления его на покой. Запомнилось мне его яркое выступление в Прощеное воскресенье. Он так мило, так чисто, так хорошо рассказывал людям, обступившим амвон, каким должен быть человек. В его речи была такая доходчивость, что я до сих пор ее помню. Вообще, надо сказать, архиерейские служения в Успенском соборе были не столь уж часты. Помпу здесь не любили. И если служили архиереи, то лишь те, служение которых было в стиле Успенского собора. Обычно же богослужения совершались причтом самого храма. Например, всенощные под воскресный день в соборе служили один священник и два дьякона. Разумеется, под праздники, и если был выход царской фамилии в собор, то приходило больше. За будними службами хора в соборе не было. Пели сами священнослужители, которые по старой традиции этого храма состояли из обладателей низких голосов и при приеме в соборный штат прошли певческое испытание в нашем училище 584 . На всенощной клирики собора на два клироса пели «От юности моея» и другие антифоны. Помню, как в соответствующий момент службы, перед чтением Евангелия, через правый и левый клиросы Синодального хора проходили священники и дьяконы. Они спускались вниз с амвона и становились двумя группами, пультами. Поющие были одеты в подрясники и стояли лицом к «царским вратам». На парусиновом раскладывающемся аналое перед ними лежала книга. В каждом пульте, которые пели поочередно, но никогда вместе, было примерно по шесть человек. Пение правого пульта возглавлял протопресвитер Любимов, под началом которого были такие басы, как Розов и Ризположенский. На левом клиросе, где пели Румянцев, Воздвиженский и другие, головщиком был сакелларий Пшеничников. Не помню сейчас, на каком из клиросов пел иерей Ермонский – обладатель необычайной красоты баса. Его чтение Евангелия в алтаре было незабываемым! Он читал Евангелие по-дьяконски, постепенно повышая голос и доводя звучность до forte. Помню, я слушал это чтение как зачарованный.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Строгановых (вмч. Никиты и прп. Максима), но и сохранившийся серебряный оклад иконы И. В. из Благовещенского собора в Сольвычегодске (СИХМ) на иконе XIX в., к-рая в упрощенном виде повторяет иконографию проданного старообрядцам оригинала ( Игошев В. В. Драгоценная церк. утварь XVI-XVII вв.: Вел. Новгород. Ярославль. Сольвычегодск. М., 2009. Кат. 57. С. 583-584. Прил. 1.). Несоответствие размеров подлинного оклада и иконы из ГРМ, известные в сер. XIX в. «строгановские» иконы И. В. (одна написана Прокопием Чириным; другая письма Назария Истомина (?); обе в собрании Ерофея Афанасьева - Ровинский. Обозрение иконописания. С. 31, 35), а также существовавший в роду Строгановых обычай тиражирования важных для заказчиков сюжетов позволяют думать, что подобные произведения создавались в большом количестве. Данные об авторстве Прокопия Чирина и о благословении И. М. Строганова, к-рые приведены в надписи на иконе из ГРМ, вероятно, восходят к надписи на первоначальном образе. Возможно, новая иконография И. В. была разработана Прокопием Чириным в первые годы жизни И. М. Строганова, вскоре после того как для Н. Г. Строганова был написан образ вмч. Никиты (1593, ГТГ) - самый ранний памятник из группы миниатюрных «строгановских» икон этого святого, полностью идентичных иконам И. В. При этом единоличные иконы И. В. были распространены меньше и вряд ли отличались разнообразием: в наст. время нет сведений ни о фронтальных, ни о житийных иконах святого, хотя известны такие иконы вмч. Никиты и прп. Максима. Кроме единоличных икон И. В. по заказу Строгановых создавались многофигурные композиции, включавшие образ святого. Как правило, это изображения прп. Максима Исповедника и И. В., предстоящих Христу или припадающих к Нему или к Богоматери, причем во всех сохранившихся произведениях покровитель И. М. Строганова представлен на менее почетном месте, чем святой его отца. Икона «Спас на престоле» из старообрядческого Покровского собора на Рогожском кладбище в Москве, ранее приписывавшаяся Прокопию Чирину ( Кондаков.

http://pravenc.ru/text/471095.html

Таким образом, Арий увлёк за собой почти клира, а если считать одних александрийских, то почти ½ 3312 . Чувствуя своё положение в Александрии не особенно прочным, арианская партия отправила посольство к «городским епископам», которое, представив им письменное изложение веры, просило их написать к Александру, чтобы он не притеснял —583— их. «Весьма многие лица, почтенные по образу доброй жизни и сильные по убедительности слова», заявили о своём согласии помочь делу Ария. Во главе сторонников Ария стал Евсевий, «муж учёный» 3313 , передовой человек своего времени, родственник царской фамилии и потому имевший большую власть в церковных делах Востока. С Александром александрийским он вёл давно неприятные счёты 3314 , которые ещё более усилились с тех пор, как столица империи со времени Диоклитиана была перенесена в Никодимию. Дело в том, что первенствующим епископом в восточной половине церкви в то время был епископ александрийский; с перенесением же столицы в Никомидию эта прежде незначительная кафедра стала возвышаться и Евсевию, как придворному епископу 3315 , естественно было желать приобрести себе большее значение в делах церкви путём принижения александрийского епископа. Здесь сказывалась струнка соперничества из-за первенства, которая должна была придать спорам более страстный характер 3316 . Понятно, что посольство наследовало полный успех. Письма посылались к Александру и Арию, – в защиту и утешение их. «Прекрасно мудрствуя, – говорил Евсевий никомидийский Арию, – желай, чтобы все так мудрствовали, потому что всякому ясно, что сотворённого не было, пока оно не приведено в бытие; приведённое же в бытие имеет начало» 3317 . Афанасий аназаварский и Георгий, впоследствии епископ лаодикийский 3318 , писали к Александру, обличая его в неправильном понимании церковного учения и давали арианам совет, как относиться к воззре- —584— ниям Александра 3319 . В этом печальном положении александрийский епископ решился на крайнюю меру: около 318 года он созвал собор из ста подвластных ему епископов, отлучил Ария и его сторонников от церкви, осудил его учение, изгнал из Александрии и в окружном послании объявил о своём поступке по всем церквам 3320 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010