Вы видите, какие папистические замыслы теперь зреют в Царьграде: там хотят подчинить себе Русскую Церковь , пользуясь нашим безвремением. Лакей Евдоким, лишь бы найти где себе опору, на все соглашается. (...) Надеюсь, что народ наш не пойдет за этими лукавыми и льстивыми греками, особенно если они свяжутся с Евдокимом. (...) Идет [определенный ход] Конст[антинополь]ского Патриарха поглотить сначала все русские церкви за границей, а потом подчинить себе и всю Русскую Церковь » 582 . Православный народ в России за «лукавыми и льстивыми греками» действительно не пошел. Не пошел и священномученик Иоанн Рижский , Латвийская Церковь была переведена в константинопольскую юрисдикцию лишь после его убийства в 1934 г. Пошел сам управляющий западноевропейскими приходами, увлекая за собой заметную часть русского эмигрантского духовенства и паствы. Про митрополита Евлогия и его приверженцев никак нельзя сказать, что они не знали, кто такие обновленцы, какую поддержку раскольники получали от Фанара и зачем он им ее оказывал. По этой причине деяние евлогиан многими было воспринято как сознательное предательство. Спровоцированный советской властью конфликт с Московской Патриархией мог бы оправдать их временное самоуправление (этим путем пошла Русская Зарубежная Церковь ), но не переход в юрисдикцию, поддерживающую обновленческих раскольников. Советские кураторы церковных дел акцией Фанара по захвату русских западноевропейских приходов тоже были возмущены, что дали понять архимандриту Василию. В объяснение действий своей Патриархии он отправил П. Г. Смидовичу два письма подряд, 17-го и 23 марта 1931 г. Примечательно, что митрополиту Сергию он по тому же вопросу написал 18 марта 583 , четко выдерживая приоритеты: сначала советская власть, потом Московская Патриархия. «События недавнего прошлого, – писал Димопуло Смидовичу, – потребовали со стороны Великой Христовой Церкви, как Матери всей Русской Церкви, в лице Вселенской Патриархии, особенно энергичного вмешательства для предотвращения усилившихся и обострившихся за последнее время беспорядков в русских заграничных эмигрантских православных кругах, в связи с тем обстоятельством, что русские православные приходы не захотели канонически подчиниться ни одному из посланных Митрополитом Сергием Архиереев. Из этого положения вещей грозили произойти весьма опасные и страшные и страшные (так, два раза. – свящ. А.М.) последствия в виде усиления инославной пропаганды и возобновления антиканонических попыток из Карловиц для подчинения русских православных беженцев своему вредному как в церковном, так и в политическом во вред Советскому Союзу, влиянию». Вслед за Патриархом Фотием архимандрит Василий утверждал, что «на основании канонических правил, всякая Епархия, находящаяся вне пределов той или иной Автокефальной Православной Церкви в Европе, обязана признать юрисдикцию Вселенского Патриарха» 584 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Завтра 26 Июня праздник Тихвин Божией Матери. Пресв Богородице, спаси нас! Прощайте. В жаркую погоду писать много – тяжело. Протоиерей Иоанн Сергиев. 25 Июня 1907. Игумении Таисии (Солоповой). 1 июля 1907. Устюжна 1 Июля 1907 г. Устюжна. Дача Поздеевых. 4 часа пополудни. Дорогая моя, неоцененная Матушка! Сейчас передал мне твое золотое письмо Я Мих 581 , – и сейчас же я прочел. Выражаю тебе, мое сокровище, чувства благодарности, наполнившие мое сердце за всю горячую любовь о Господе, которую ты всегда оказывала мне и в личном присутствии и в письмах твоих, всегда искренних и безыскусственных, идущих прямо от сердца доброго, простого и боголюбивого. За все время моего пребывания в вашей обители 582 я испытывал родную ласку и предупредительность, особенно от тебя, как и от сестер, особенно от доброй Агнии, которая была для меня лучше родной сестры. Теперь скажу о моем путешествии, которое совершилось все очень благополучно. Во время пути на пароходе, по три ночи кряду я наблюдал за грозным явлением природы, или – вернее сказать – за милостию Божиею, излиянной на мир, – за грозою – громом и особенно молнией, которая всю ночь страшно озаряла поднебесную; много было дождя. Вода в Мологе прибыла на аршин, и мы свободно дошли до Устюжны. В Ярославле служил в домовой церкви губернатора Александра А Рим Корсакова; был принят весьма любезно 583 . Был у Лопатиных; немного отдохнул у них, от них уехал на пароход. В Рыбинске служил в Петров день обедню с Владыкою Тихоном и с соборным духовенством 584 . Жара была невыносимая, служба затяжная. Тяжело мне было. Владыка служит благоговейно; в обращении добр и простосердечен. На обеде у старосты я не был – не мог быть по причине жары невыносимой и по немощи 585 . Побывав у Цеховых, где у меня три крестника, – я отправился на пароход; прибыли благополучно тридцатого Июня в 6-ть ч вечера. На пути служил обедню в Моденском мужском монастыре 586 ; начал в 10? часов. После обедни на минуту зашел к игумену о. Иоасафу старцу. Чувствую себя хорошо, здорово. Благодарю за ваши молитвы. Благодарю тебя за готовящийся образ сладчайшего моего Иисуса. Низкий тебе поклон и всем сестрам и батюшкам. Спасибо им за братские молитвы. Будь здорова, родная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Злат. О приятии тела и крови Господня Слово св. отец о покаянии Слово св. Симеона, епископа месопотамска како боятися смерти Послушайте како страхь и бду имать душа в чась исхода еже оть сего Слово о погребаемых во церкви Слово св. отца епископа месопотамска како боятися смерти Слово о Исакии мнисе Слово о видении св. отца Макария Иерусалимского Слово св(ята)го отца Семиωна еп(и)с(ко)па Месопотамскаго какъ боятися смерти Послушайте каковъ стра(х) и бду приняти имать д(у)ша в ча(с) исхода Из приведенной на с. 81–85 таблицы можно было бы сделать вывод, что наиболее древняя греческая рукопись с текстом Симеона Месопотамского – киевская XIII-XIV в. 584 , а славянские – XIII-XIV вв. 585 Однако заключение, что происхождение самого текста следует относить к XIII в. 586 , было бы ошибочным. На самом деле текст, аналогичный изданному у Маи, был переведен на славянский язык не позднее конца XII-haч. XIII вв. 587 , как правильно указал Р. Клостерманн 588 со ссылкой на важную статью А. И. Соболевского 589 . Знаменитый русский славист обратил внимание на послание некоего «Изосимы святаго ко дщери своей Анастасии». Это письмо впервые было издано в 1861 г. К. И. Невоструевым 590 . А. И. Соболевский показал, что оно известно во многих других рукописях 591 , и выдвинул убедительно аргументированную 592 гипотезу, что автор послания тождественен со знаменитым составителем Киево-Печерского патерика, владимиро-суздальским епископом Симоном (f 22 мая 1226 г.) 593 . Симон был человеком книжным, хорошо знакомым с Писанием, патериками Скитским и Синайским, Паренесисом Ефрема Сирина , переводной и оригинальной агиографией. Однако для нас важен здесь тот факт, что Симон в послании широко цитирует (целыми абзацами) Слово Симеона Месопотамского (не указывая нарочито имя автора). Именно поэтому А. И. Соболевский, издав еще раз послание Симона по Синод. 935 с указанием вариантов Унд. 585 (и некоторых разночтений из списка Х. Лопарева ), приложил и Слово Симеона 594 . Если принять гипотезу А. И. Соболевского, то можно предположить, что Симон пользовался в момент написания письма (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Иез.29:3 ), опустошавшего великую часть вселенной, змия коварного и шипевшего богохульством, мерзость запустения (ср. Мф.24:15 ), сосуд гнева (ср. Рим.9:22 ), сына Тавеилева ( Ис.7:6 ), чтобы не сказать Каваллинова 1165 , порождение Ахава, подобие Юлиана, полноту нечестия, гонителя Христа, врага Богородицы, противника всех святых. Ибо чьи досточтимые изображения он преследовал и истреблял, тех, без сомнения, он был врагом и гонителем. Да возвеселятся небеса и радуется земля ( Пс.95:11 ); да искаплют горы сладость и холми правду ( Иоил. 3:18 ; Пс. 71:3 ). Пал враг, сокрушен мучитель наш; заградишася уста глаголющих неправедная ( Пс.62:12 ); обуздана рука Авессалома; погиб жестокосердый фараон. Впрочем, не время и не место мне исчислять достойные слушания качества этого злейшего дракона. Прибавлю к сказанному следующее: отступнику надлежало таким образом, как ты описал, лишиться [Col. 1308] жизни; сыну тьмы надлежало ночью встретить смерть; опустошавшему божественные храмы надлежало в храме Господнем увидеть обнаженные против него мечи; разрушившему божественный жертвенник надлежало не спастись, прибегши к нему; надлежало совершиться отсечению руки, простиравшейся на святыню, быть пронзенною мечом гортани, изрыгавшей безбожие; получить смертельный удар плечу, поднимавшемуся на оскорбление Христа; пролиться нечестивой крови за пролитие крови праведных; быть рассеченными богопротивным членам за рассечение и терзание членов и спин; подвергнуться неправедной смерти вместо смерти праведной и облечься в рубище вместо порфиры бесчестному семени 1166 . Дерзко восстающий против Бога. Не радуясь падению нечестивого, даже с воздыханиями и слезами, изображаю эту смерть, но потому, что злой зле (584) погибнет, по изречению Неложного ( Мф.21:41 ), и всякий, дерзко восстающий против Бога, получит и здесь соразмерное делам своим, не говорю о будущем и последнем огне, которому подвергнется всякий нечестивый и беззаконный. Что же затем? Нужен новый Иосия или, если угодно, какой-нибудь Иовиан 1167 или другой подобный, который, ревнуя о Господе, поспешил бы исправить расстроенное, соединить разделившееся, возвратить Божие Богу (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Известно, что М. Н. Соколова около 1955 года написала еще одну творческую копию первого образа. Речь в письме архимандрита Пимена могла бы быть об этой иконе, которая писалась для крипты Успенского собора. Однако она писалась Соколовой в Лавре - за ней не было необходимости отправляться в такое путешествие. Молитва всех вас спасет. Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского. Православный Свято-Тихоновский богословский институт. М., 2000. С. 581-584. Первая, после выхода на свободу, служба в Лавре епископа Афанасия состоялась 29 сентября 1956 года, он совершил всенощное бдение в Успенском соборе, а на следующий день там же Литургию вместе с епископом Вениамином (Новицким; 1900-1976), который, как и епископ Афанасий, тогда недавно освободился из лагеря. Серапионовая палата устроена на месте кельи преподобного Сергия, в которой ему было явление Пресвятой Богородицы, и в ней поныне находятся мощи трех настоятелей монастыря: святителя Иоасафа, митрополита Московского, преподобного Дионисия Радонежского и святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. В ней хранится часть пояса Богородицы и частицы святых мощей очень многих подвижников. Также в мощевике находятся: часть одежды прпп. Сергия Радонежского и Нила Столобенского, парча от раки прп. Сергия Радонежского, часть позумента от ризы свт. Митрофана Воронежского, частица ризы вкмч. Варвары; вата со св. мощей блгв. кн. Андрея, мч. Авраамия, прп. Евфимия Суздальского и свт. Софрония, часть одежды, древо от кельи и часть камня прп. Серафима Саровского; и святые мощи неизвестных святых, помещенные в три металлических креста. ЦИА ПСТГУ. Д. 8. Л. 67. Подлинник. Машинопись. Кроме оговоренных случаев публикуется по: Письма разных лиц к Святителю Афанасию (Сахарову). В двух книгах. Авт. предисл., авт. примеч. О. В. Косик. Книга 2. О-Ю. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Москва . Издательство ПСТГУ. 2014. С. 160-174, 725-727. Архиепископ Херсонский и Одесский Борис (Вик; 1906-1965). Уроженец Саратова, скончался в сане митрополита.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Излишне объяснять, что приведенные воспоминания говорят о том, насколько непонятной для современников, принадлежавших к светской элите и далеких от истинно церковной жизни, была незаурядная личность епископа Амвросия. Его поведение, явно не укладывавшееся в рамки, определенные для высших чиновников «ведомства православного исповедания», вызывало недоумение и раздражение. Но вслед за анекдотом начинается и благочестивая легенда, столь же непонятая современниками, как и поведение епископа до ухода на покой. Словно заимствованный из древнего жития, рассказ о нетронутой просфоре на окне кельи, поэтично и кратко отражающий сущность последних двух лет подвижнической жизни епископа Амвросия, приводится и в «Обзоре духовной литературы» архиепископа Филарета (Гумилевского). Обычно скупой на похвалы своим коллегам – историкам Церкви, архиепископ Филарет отдает дань уважения научному и иноческому подвигу преосвященного Амвросия: «Он выехал из Пензы в нагольном тулупе и в Кирилловом монастыре заключился в тесной келье; здесь питался он только просфорою, которую приносили к окну его; в глубокую ночь при свете луны видали его издали стоящим на паперти на коленах с воздетыми к небу руками; иначе он не видался ни с кем; 26 декабря 1827 года просфора, оставшаяся на окне кельи, дала знать, что святитель-подвижник окончил земной путь свой. Его “Российская иерархия” в настоящее время, когда издано столько памятников древности, оказывается во многом недостаточною, но и ныне она еще не теряет своей классической важности. В свое же время это был труд высокой важности, дорогой для святой Церкви» . К сожалению, следует отметить, что при всей своей возвышенности, этот рассказ страдает фактическими неточностями и является скорее лишь благочестивой легендой, противостоящей клевете и сплетням, часто сопровождавшим имя епископа Амвросия. (Окончание следует.) Полетаев Н.И. Разработка русской исторической науки в первой половине XIX столетия. СПб. 1892. С. 584. См.: Письма митрополита Евгения (Болховитинова) В.Г. Анастасевичу//Древняя и новая Россия. 1888. Октябрь; декабрь.

http://pravoslavie.ru/30861.html

Искренно желаю также, чтобы Господь благодатью Своею наставлял и охранял Отца Платона 584 и Вас во взаимных отношениях, и в духовном общении. Предаю Вас, достопочтенная Госпожа и раба Божия, Богу и благодатному слову Его ( Деян.20:32 ). Приветствую Благороднейшего воина Федора Петровича, и собираюсь писать к нему. Состоялось ли путешествие к водам Кавказским, и если так, то возвратился ли братец Ваш благополучно? Благослови Его, Господи, во всех путях его и в делах службы. Приветствую Ее Сиятельство Софию Петровну, 585 и усердно желаю, чтобы Господь укреплял благоговейнейшую вдовицу, милосердую госпожу, чадолюбивую матерь многоразличною благодатью, и наставлял многоразличною премудростью Своею ( Еф.3:10 ), в достойном ученицы Христовой несении многоразлично, как мне кажется, сложенного креста, и в прославлении Отца небесного многоразличною добродетелью. И как Ее Сиятельству было угодно позвать ко мне детей Своих, чтобы я благословил их именем Господним, то я и ныне молю Создателя, да почивает на них всегда благословение Его, чтобы печали материнского и сиротствующего сердца были услаждаемы радостью веселием о благонравии и благополучии чад. Я всегда собираюсь писать к Ее Сиятельству, и не чувствую себя виноватым в том, что не писал. А если меня винят, то покорнейше испрашиваю прощения и разрешения. Если вещи наши еще не отправлены из Москвы, то нельзя ли вынуть из короба (не знаю, которого) рукопись – Исповедь Блаж. Августина, 586 ) и отослать ее к Ивану Васильевичу Киреевскому, которого супруга Наталья Петровна известна по Отцу Филарету, 587 Екатерине Владимировне Новосильцевой, 588 а еще известнее Екатерине Николаевне Муравьевой? Но если это покажется весьма затруднительным делом, то покорнейше прошу не беспокоиться. Серебреные сосуды для походной Церкви, устроенные Ее Превосходительством Екатериною Петровною Толстою, не лучше ли послать сюда по почте, с описью всех вещей, и с показанием цены и веса всех вообще? Для чего Вы сомневались, и до сей поры не прислали их? В следующем году, если Господь благословит, я намерен открыть походную церковь в третьем, после Маймы и Улалы, 589 селении, называемом по речке своей Мьютою. 590 Смотрите, сделайте милость, чтобы железные снаряды, относящиеся к иконостасу, оставленные вместе с коробами у Софии Петровны, не были забыты в Москве, и не потерялись в дороге.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Итак, со страха за свое духовное здоровье, от страха за свою будущую судьбу начинается истинно постническое житие и через воздержание приводит нас к цели всех подвигов жизни – к любви. Люди мира и чувственности думают, что постническое житие противоестественная жизнь, потому что убивает тело. Им отвечает великий Пимен: «Мы учились, – говорит он, – умерщвлять не тело, а страсти» 581 . «От яств постись по временам, а от невоздержания постоянно», – говорят отцы. На первом плане у нас должна быть забота о душе. Потому мы во многом отказываем телу, что «по той мере, как утучняется тело, истощается душа и, напротив, по мере истощения тела укрепляется душа» 582 . Для того и постоянное воздержание, а временем и пост как сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями. «Пост для тела есть пища для души» ( Исаак Сирин ) 583 . Пост есть не телоубийца, а страстоубийца. Макарий Великий говорил, что монах с таким рассуждением должен вести дело пощения, как бы имел пробыть в теле сто лет, и так обуздывать душевные движения, забывать обиды, не предаваться печали (мирской), ни во что ставить скорби и лишения, как могущие умереть каждый день 584 . «Неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего в силу раскаяния, покаяния можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя» (Кассиан Римлянин) 585 . Как во всем, так и в этом, как будто немудром деле нужен навык и умение. «Святые постились, в рай вселились, а мы постимся, никуда не годимся» (пословица). Если пост есть главным образом борьба со страстями, то надо их увидеть прежде. Это так важно, что подвижник говорит, что «кто сподобился увидеть себя, тот выше сподобившегося увидеть ангелов» ( Исаак Сирин ) 586 . Но это невозможно без помощи Божией, вот почему мы и просим: «даруй ми зрети моя согрешения». Но увидеть свои грехи еще не есть покаяние, надо почувствовать всю мерзость греха, признать свою виновность в нем, осудить себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итогом стали два обширных труда: «Записки на книгу Бытия» и «Начертание Церковно-библейской истории», явившиеся в свет почти одновременно в 1816 году. Однако их появление было следствием не только ученых штудий святителя, изучением святоотеческой и научно-критической богословской литературы, но и следствием формирования его богословских позиций и методологии в целом. Как проходило последнее в предшествующие выходу в свет «Записок…» годы судить можно прежде всего по проповедям святителя. Они обнаруживают несомненный интерес к мистическим сочинениям западных авторов, но также и неизменное πρττειν τα sαυτα проповедника. Методика πρττειν τα sαυτα и будет занимать нас в дальнейшем. Работа с западными источниками Начать следует еще с одного «московского следа»: Фенелонова учения о чистой любви. Известно, что святитель всю жизнь достаточно высоко ставил французского автора – об этом свидетельствует и указание написанного в 1814 году «Обозрения богословских наук», где он рекомендует Фенелона в числе прочей аскетической литературы для домашнего чтения будущим пастырям 581 ; и «Келейный дневник» святителя конца 1820-х годов, и относящаяся к 1849 году история происхождения его «ежедневной» молитвы, в основании которой лежит текст Фенелона 582 . Первое прямое упоминание о Фенелоне, принадлежащее самому святителю, находится в его письме отцу от 28 ноября 1811 года: «В продолжение осени я несколько раз бывал у князя Александра Николаевича [Голицына], и в его иногда экипаже. Он подарил еще мне духовные творения Фенелона на французском. Теперь он нездоров: помолитесь о нем: он истинный ревнитель Веры и Церкви…» 583 Однако знакомство с Фенелоном с некоторой долей условности должно датировать лаврскими годами. Митрополит Платон относился к Фенелону двойственно. С одной стороны, его Слово 1787 года оканчивается примечанием: «Выбрано из слова, говоренного г. Фенелоном на день Успения Пресв. Богородицы» 584 . С другой – учение о чистой любви он, очевидно, не одобрял 585 . Однако лаврская библиотека имела переводной двухтомник Фенелона издания 1799 года. Весьма характерный анонс можно встретить также и в «Сионском вестнике» за 1806 год: «…Фенелоновы письма в 2-х частях изданы в Москве… Фенелон и как писатель, и как деятельный христианин так всем известен, что Сионский вестник почитает нужным известить только читателей о выходе сих писем…» 586 Все, таким образом, говорит за то, что уже в Москве, учась и преподавая в семинарии, святитель имел возможность читать Фенелона. Но именно Петербург дает развернутый пример «работы» с Фенелоновыми текстами – Слово на Рождество Христово, произнесенное в 1812 году на третий день праздника в домашней церкви обер-прокурора князя А.Н. Голицына 587 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

К этому Гиляров добавляет: „углубляться в изъяснение Апокалипсиса, это действительно преддверие к сумасшествию“. („Сборник сочинений“, т. 453). Проф. Знаменский находит у Бухарева какую-то „самобытную богословскую систему“ (555). Но это едва ли справедливо. Никто но знает такой его самобытной системы, никто не восхваляет ее; я лично сколько ни принимался читать Бухарева, кроме скуки – ничего не чувствовал: его речи наводили на меня какой-то туман. Читал ли г. Знаменский все сочинения о. Феодора? Из-за того, что А. М. Бухарев был несчастный человек и сослан был в Казань, не следует еще ставить его на высокий пьедестал в учено-богословском отношении. 13 Проф. Знаменский, очевидно, не долюбливает нашего святителя и сухо отзывается об этой интересной статье Бухарева. Не приводит ни одной цитаты из нее (цитируя в то же время какие-то анонимные письма к самому себе, 584). Он нашел в этой статье даже описание какого-то „столкновения“ Бухарева с митр. Филаретом. Отчего такая „не любы“ к великому святителю? (Стр. 560). 14 Святая истина! Но сомневаемся в ней! Сокровенная сторона Филаретовой гуманности совершенно беспристрастно раскрыта нами в статьях: „Черты нравственного облика митр. Филарета“ (Душеп. Чт., 1905 г., кн. 9–11). 16 Прибавлю: и теперь оно здравствует, несмотря на глубокую старость. Речь идет у автора о протоиерее П. А. С., украшенном многими орденскими звездами и проживающем на покое в Петербурге. 17 Речь идет о проф. Филарете А. Сергиевском, близком родственнике митрополита и названном: „Филаретом“ в честь великого деда. Помнится, я слышал, что при другом случае тому же профессору на публичном экзамене великий Филарет сказал: „ответы студентов у тебя, как и всегда, худы“. Но Ф. А. Сергиевский был человек очень неглупый. 19 Прав. Обозр. там же, стр. 740. Из своих личных воспоминаний, к сожалению, могу воспользоваться лишь крайне малым. В 1860 г. в Моск. академии происходил публичный экзамен, на который прибыл и сам святитель. Наступила очередь экзамена по философии; эта наука преподавалась на младшем курсе, в состав которого входил и я.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010