В канун праздника Торжества Православия Святейший Кирилл совершил всенощное бдение в храме б. Заиконоспасского монастыря 20 февраля 2010 г. 22:01 В субботу, 20 февраля, в канун первой недели Великого поста и праздника Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в верхней церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» собора Спаса Нерукотворного Образа бывшего Заиконоспасского монастыря г. Москвы. Его Святейшеству сослужили архиепископы Истринский Арсений и Орехово-Зуевский Алексий , благочинный приходов Покровского округа столицы протоиерей Геннадий Нефедов , настоятель Патриаршего подворья б. Заиконоспасского монастыря игумен Петр (Афанасьев) и духовенство храма. На богослужении молились благотворители, участвующие в возрождении обители, насельницы Свято-Троицкого Александро-Невского женского монастыря в селе Акатово Клинского района Московской области, прихожане Патриаршего подворья Заиконоспасского монастыря. За богослужением пели мужской камерный хор Патриаршего подворья б. Заиконоспасского монастыря «Благозвонница» и хор прихожан собора Спаса Нерукотворного Образа. По окончании всенощного бдения Предстоятеля Русской Церкви приветствовал настоятель подворья игумен Петр (Афанасьев). Благодаря Святейшего Патриарха за совершение богослужения в Заиконоспасском монастыре, отец Петр, в частности, отметил, что это было первое Патриаршее богослужение в древней обители после 310-летнего перерыва. Настоятель преподнес Его Святейшеству список Нерукотворного Образа Спасителя. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . В память о совершенном сегодня историческом богослужении Святейший Владыка подарил обители список Казанской иконы Божией Матери с Патриаршим благословением. Также после богослужения Святейшему Патриарху Кириллу была представлена концепция развития и реставрации Заиконоспасского и Никольского монастырей и Синодального печатного двора. Заиконоспасский монастырь в Москве основан в 1600 г. при первом Патриархе Московском — святителе Иове. Наименование «Заиконоспасский» объясняется его расположением за иконным рядом, находившимся вдоль Никольский улицы. Вплоть до 1700 г., времени кончины последнего Патриарха Московского в досинодальный период — Адриана, обитель посещали и совершали в ней богослужения Первосвятители Российские.

http://patriarchia.ru/db/text/1097070.ht...

Монахиня Сергия (Каламкарова)      В этом году исполняется 30 лет со времени восстановления монашеской жизни в Успенском женском монастыре города Александрова. Обитель была основана во второй половине XVII века преподобным Лукианом Александровским на месте загородного государева двора в знаменитой Александровской слободе. Еще в 1990-е годы одновременно с восстановлением монастырских зданий и устройством монашеской жизни сестры начали работу в архивах по изучению монастырской истории, по крохам собирали сведения о прежних насельницах обители и священниках, совершавших служение в монастырских храмах. Через некоторое время Успенский женский монастырь в Александрове стал центром работы по канонизации новомучеников и исповедников Владимирской епархии. Трудами сестер был собран огромный материал о пострадавших за Христа в земле Владимирской, подготовлены документы для прославления исповедников: святителя Афанасия (Сахарова) и пресвитера Петра Чельцова. Эта работа продолжается до сих пор. Последние двадцать лет послушание, связанное с изучением истории обители, несет монахиня Сергия (Каламкарова), благочинная Успенского женского монастыря города Александрова. С ней мы и побеседовали о том, что включает в себя монастырское послушание такое рода и с какими трудностями приходится сталкиваться исследователям новейшей истории нашей страны: – Начало работы по изучению судеб репрессированного духовенства и монашествующих Владимирской епархии было положено во второй половине 1990-х годов с благословения приснопамятного митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия насельницей нашего монастыря инокиней Сергией (Ежиковой). На основе полученных в ФСБ справок о пострадавших за веру, просмотренных в архивах следственных дел, собранных воспоминаний потомков и прихожан была создана база данных о репрессированных, а в 2000 году издан синодик-справочник «За Христа пострадавшие в земле Владимирской». Но самым большим трудом был сбор сведений для канонизации епископа Ковровского Афанасия (Сахарова) и протоиерея Петра Чельцова, которая осуществилась на Церковном Соборе 2000 года. Сейчас сложно представить себе все технические трудности того времени. Ведь в 1995 году компьютеры еще только входили в процесс делопроизводства, и в архив ФСБ вместе с инокиней Сергией ездила мать Екатерина (сейчас монахиня Афанасия), которой приходилось набирать тексты следственных дел на печатной машинке, ее сестры возили с собой. С другой стороны, в те годы архивы ФСБ были более доступны.

http://pravoslavie.ru/137855.html

Пять мифов про борьбу " церковников " с просвещением Книгопечатание устроилось на Руси намного позднее, чем в большинстве европейских стран. По сравнению с Германией, родиной Гутенберга, — позже на целое столетие. Этот факт много раз использовался мифотворцами, провозглашавшими «вековую отсталость» России. Традиционно больше всего досталось Церкви.      По мнению таких мифотворцев, Церковь, «ненавистница просвещения», натравливала темный народ на заезжих европейских типографов, преследовала и изгоняла русских печатников, публично сжигала книги. И даже если вынуждена была в конце концов уступить требованиям времени, то лишь потому, что массовое тиражирование книг случайно совпало с ее собственными интересами. Накануне Дня славянской письменности и культуры мы попробуем разобраться, как же было на самом деле. Миф 1. Утопили немца Однажды на лекции по истории книги нам, студентам Полиграфического университета, рассказывали о первой попытке европейского печатника создать на Руси типографию. Дело было в Новгороде в конце XV века. Дама-лектор с иронией поведала о том, как горожанам не понравилось новшество и они утопили немецкого просветителя Бартоломея Готана в реке. Аудитория смеялась невежеству новгородцев. Миф этот, одно время бытовавший среди историков русской культуры, вырос из нескольких фраз немецкой хроники XVI века. Ее автор настолько фантастически описывает попытку введения на Руси книгопечатания в 1490-х годах, что заставляет глубоко усомниться в своей осведомленности. Бартоломей Готан, типограф из Любека, был одним из тех, кто действительно знакомил русских с западной печатной книгой. На Русь он приехал по приглашению Церкви, ко двору новгородского архиепископа Геннадия, развернувшего в те годы широкую просветительско-переводческую деятельность. С собой Готан привез немало печатных книг, в том числе из своей любекской типографии. Среди них были Библия и богословско-полемические сочинения, в которых нуждался владыка Геннадий для борьбы с распространившейся тогда ересью. Были и светские книги, «научно-популярные». Не исключено, что архиепископ Геннадий лелеял замысел с помощью Готана устроить в Новгороде типографию. Исполниться этому было не суждено. Однако смерть любекского печатника совершенно не связана с книгоизданием. Предполагают, что он мог погибнуть во время разгрома в Новгороде Ганзейского двора — торговой конторы немцев. А этот разгром был произведен по причинам экономическим, ничуть не связанным с вопросами просвещения.

http://pravoslavie.ru/70922.html

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках — православный храм, принадлежащий к Сретенскому благочинию Московской епархии Русской Православной Церкви. Современное здание трехпрестольного храма построено в 1695 году. Содержание История [ править править код ] Деревянный храм был построен перед Сретенскими воротами Белого города жителями дворцовой Печатной слободы в 1631 году. Местность, именуемая «Печатниками», получила своё название от живших здесь печатников, мастеров Государева Печатного Двора. В 17 веке печатники поселились вдоль ручья, протекавшего между Сретенкой и Трубной улицей. Источники расходятся в дате первого упоминания церкви, согласно одним деревянная церковь впервые упоминается в 1625 году, по другим в 1631 году. В 1659 году деревянный храм был перестроен, но вновь в дереве. Эту дату и считают датой основания храма. Каменный храм был построен в 1695 году в стиле московского барокко. Дату постройки определи согласно надписи на одном из образов храма. В конце 1725 года прихожане церкви обращаются в Синодальный казенный приказ с просьбой о строительстве при тогда ещё холодном храме теплого придела, на что 17 декабря того же года получают разрешение. Теплый придел с правой стороны трапезной был возведен к 3 октября 1727 года, а 18 октября его освящают во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1763 году с другой стороны трапезной возводят другой придел, во имя свт. Николая Мир Ликийских Чудотворца. Примерно в 1775 году у южного фасада трапезной была сооружена небольшая часовня. В 1795 году храм был обновлен и расписан. В 1812 году храм Успения Пресвятой Богородицы был разграблен французской армией, а все надворные постройки были сожжены. Сгорели дома служащих храма и все церковные лавки. В 1813 году в храме был сделан и освящен иконостас. В 1897—1902 годах трапезная и часовня полностью перестроены по проекту архитектора М. А. Аладьина. Колокольня, нижний ярус которой встроен в трапезную, представляет собой двухъярусный четверик, несущий восьмерик звона, завершенный небольшим кирпичным шатром. Стены были украшены изображениями святых и картинами библейских рассказов.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_П...

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье — православный храм Иверского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен на территории бывшего подворья купцов Чижовых в историческом районе «Китай-город», и входит в состав Тверского района, Центрального административного округа города Москвы. Имеет статус Патриаршего подворья. Храм Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье, по многим причинам ещё не имеет постоянно действующего прихода, и приписан к приходу храма свт. Николая на Преображенском кладбище (улица Преображенский Вал). Содержание История [ править править код ] На этом месте с начала XVI века стоял небольшой деревянный храм Михаила Малеина. Также почти вплотную к алтарю храма Михаила Малеина примыкал деревянный храм Жен Мироносиц напротив Печатного двора, относившийся к одноименному Мироносицкому монастырю. Предположительно в 1626 году оба эти храма сгорели. На их месте в 1647 году новый владелец усадьбы — вернувшийся из ссылки боярин М. М. Салтыков − построил храм в честь Жен Мироносиц с Успенским приделом. В 1691 году вместо Успенского придела храма Жен Мироносиц на средства бояр Салтыковых здесь было построено существующее сегодня здание храма Успения на Чижевском подворье, который после постройки стал домовым храмом бояр Салтыковых. В 1787 году храм горел и после был исправлен. А в 1802 году был заделан ход из дома и устроен отдельный ход с северной стороны. В 1803 году храм был приписан к храму Св. Троицы в Полях (разрушен в 1934 году). В начале XIX века храм, боярский дом и вся окружающая территория принадлежали Кусовниковым. Боярский дом и храм не пострадали от пожара 1812 года, потому что в нём располагался гражданский губернатор оккупированной Москвы Жан-Батист Лессепс. Кусовников после изгнания французов особо ратовал за скорейшее начало церковной жизни в этом храме. Хотя и имеются свидетельства современников о том, что Кусовников был скрягой, но по всей видимости средства на храм находил.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_П...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Буква «Е». Гравюра Л. Бунина. Букварь. К. Истомин. М., 1694 (РГБ) Леонтий Кузьмич († после 1714), знаменщик, гравер. 2 авг. 1676 г. принят в Серебряную палату Московского Кремля. В 1681 г. «прописывал» заставки и буквицы в напрестольном Евангелии для ц. Распятия Христова Московского Кремля. В 90-х гг. имел собственный стан с железными валами для печатания гравюр. В янв. 1699 г. печатный стан был приобретен гравировальной мастерской Оружейной палаты для изготовления клейм на гербовую бумагу, а Б. переведен из Серебряной палаты в Оружейную для «клеймения бумаги». По документам работа Б. в Оружейной палате прослеживается до сер. 1700 г. «Егда священник поминает имена». Гравюра Л. Бунина. Синодик. 1700 (РГБ) «Егда священник поминает имена». Гравюра Л. Бунина. Синодик. 1700 (РГБ) Б.- один из первых рус. граверов на меди, т. н. граверов-серебряников. В основном исполнял гравюры на религ. сюжеты по собственным рисункам или копировал с европ. оригиналов. Работал в содружестве с патриаршими книжниками - насельниками Чудовского мон-ря Московского Кремля: начальником Печатного двора и секретарем Патриарха Адриана иером. Карионом (Истоминым) , иером. Дамаскином и др. Гравюры Б. использовались в качестве иллюстраций к рукописным книгам, напр., в сб. Симеона Полоцкого «Венец Веры Кафолической» (РНБ ОР. Р. 1. 187, 1697 г.) помещены гравюры из 14-листовой сер. «Страстей Христовых» и отдельные эстампы. Для Синодика Фотия (РНБ ОР. Р. 1. 323, 1695 г.) исполнил 3 орнаментальные рамки с изображениями Распятия, Воскресения Христова, креста с херувимами. С именем Б. связано создание цельногравированной книги. Первое издание нового типа, Букварь, поэтический текст к к-рому написал иером. Карион, был сделан в 1694 г. на средства московского «торгового человека» Ивана Агапитова, сына Постникова. Букварь был создан на основе рукописного экземпляра, поднесенного в 1693 г. царице Прасковье Федоровне для обучения грамоте царевича Алексея. В 1700 г. Б. выпустил Синодик, подготовленный в связи со смертью Патриарха Адриана. В 40-х гг. XVIII в. был напечатан новый вариант Синодика, дополненный гравюрами Василия Андреева и Афанасия Трухменского . Синодик Б. в различных вариантах издавался на протяжении XVIII-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/153649.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛИЦКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ 1144 г. (ГИМ. Син. 404), древнейшая точно датированная слав. рукопись Евангелия тетр, старшая из известных датированных галицко-волынских рукописей. Кодекс в совр. виде состоит из 260 л. пергамена размером 23 ´ 16. Основная часть рукописи (собственно Г. Е.), содержащая евангельский текст (л. 1-228), переписана, согласно записи безымянного писца на л. 228, за 50 дней - с 1 окт. по 9 нояб. 1144 (6652) г. Место создания кодекса в записи не указывается, происхождение рукописи устанавливается по языковым особенностям. Каллиграфическое письмо этого кодекса обнаруживает довольно близкое сходство (но не тождество) с почерком писца Христинопольского (Городисского) Апостола толкового сер. (?) XII в.- рукописи также южнорус. (вероятнее всего, галицко-волынского) происхождения. Эта часть Г. Е. украшена 4 инициалами (в начале каждого из Евангелий) старовизант. стиля с раскраской. Заставка перед месяцесловом в Галицком Евангелии. 1144 г. (ГИМ. Син. 404. Л. 242 об.) Заставка перед месяцесловом в Галицком Евангелии. 1144 г. (ГИМ. Син. 404. Л. 242 об.) В кон. XIII - нач. XIV в. кодекс был дополнен листами 229-260, содержащими синаксарь и месяцеслов, возможно написанные взамен утраченных первоначальных. В правописании этой части Г. Е. также прослеживаются галицко-волынские особенности, а ее письмо обнаруживает близкое сходство с каллиграфическими почерками совр. ей рукописей этого региона, такими как отрывки Евангелия апракос из Народного музея в Праге (1 Dc 2/10) кон. XIII в. и Пандекты Антиоха Черноризца 1307 г. (Львов. Нац. музей. Рк 48/257). Она украшена 2 заставками (в т. ч. перед месяцесловом на л. 242 об. крупной полихромной старовизант. стиля) и контурными инициалами с подкраской. До посл. четв. XVII в. Г. Е. бытовало в регионе создания. Вскоре после написания дополнительной части кодекс был вложен неким Яковом, написавшим на л. 111 об. поминание себя и своих близких, в неустановленный храм (начало записи выскоблено). В 1576 г. на книге, находившейся в то время в кафедральном храме в Крылосе (ныне село в Ивано-Франковской обл., Украина), расписался еп. Гедеон (Балабан) . К 1679 г. Г. Е. оказалось в Молдавии, у Сучавского митр. Досифея, к-рый, судя по записи на том же л. 228, намеревался вернуть его в Крылос, но рукопись вскоре оказалась в Москве, у справщика иером. Тимофея, после смерти к-рого в 1699 г. поступила в б-ку Московского Печатного двора (с 1721 Синодальная типография). В 1786 г. Г. Е. в числе др. древних книг по имп. указу было передано в Московскую Синодальную б-ку, в составе к-рой поступило в 1920 г. в ОР ГИМ.

http://pravenc.ru/text/161545.html

Arhiva Preedintele Consiliului de editare al Bisericii Ortodoxe Ruse a luat cuvântul la masa rotund „Tendine ale literaturii ortodoxe contemporane” 5 aprilie 2017 11:01 3 апреля 2017 года в медиацентре издания «Вечерняя Москва» прошел круглый стол «Тенденции современной православной литературы». На мероприятии шла речь не только о религиозных книгах, но и о чтении вообще и о том, как возродить у молодежи интерес к нему. «Любовь к книге воспитывается в семье, и очень важно, чтобы детям дома читали вслух, — сказал председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви   митрополит Калужский и Боровский Климент . — Когда дети видят и слышат читающих родителей, потребность в книге возникнет и у них». Лауреат Патриаршей литературной премии прозаик Александр Сегень в своем выступлении рассказал об опыте коллективного чтения в своей семье. Доцент Литературного института имени А.М. Горького Сергей Арутюнов отметил, что читательские предпочтения студентов в его вузе меняются. По его словам, кругозор молодежи постепенно становится шире. В частности, студенты все больше проявляют интерес к отечественной поэзии разных эпох. На круглом столе выступили также юные читателям. Гостями студии стали ученики кадетских классов (семи- и восьмиклассники), которые рассказали о своих любимых произведениях. В завершение мероприятия митрополит Климент вручил главному редактору «Вечерней Москвы» Александру Куприянову орден святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. Митрополит Макарий был вдохновителем книгопечатания на Руси, именно он благословил создание Московского печатного двора. Эта награда вручается мирянам, отличившимся на ниве церковного и духовного просвещения. Участники круглого стола отметили, что «Вечерняя Москва» заслуживает этой награды не только из-за публикаций на религиозные темы и публикации книг в серии «Православная коллекция», но и в целом как издание просветительской и культурной направленности. «Вы пишете о темах, которые, к сожалению, многие СМИ обходят стороной — о книгах, детском чтении, о русской истории. У вас публикуются работы участников конкурса " Лето Господне " . " Вечерняя Москва " — наш верный партнер, и мы надеемся, что наше сотрудничество будет только развиваться», — сказал помощник председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров). Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4852089...

В Галиче пройдет конференция, посвященная 650-летию Галичского Евангелия 10 января 2008 г. 12:38 14-15 января в городе Галиче состоятся «Паисиевские чтения» — научно-практическая конференция, посвященная 650-летию древнейшего памятника галичской письменности, Галичскому Евангелию. Организаторами конференции выступают Костромская епархия и администрация города Галич. В работе форума примут участие: ученые-филологи, педагоги, представители духовенства и общественности. Справка: В 2007 году исполнилось 650 лет со дня создания древнейшего памятника русской письменности — Галичского Евангелия 1357 года. Евангелие состоит из 178 пергаментных листов. Текст книги написан четырьмя писцами. На последнем листе имеется запись, указывающая на имя одного из писцов и время создания рукописи: «В лето 6865… февраля 22 на память святого отца Офонасья написана бысть святое евангелие в граде Галиче при княженьи великого князя Ивана Ивановича рукою грешного Фофона». На 27 листе рукописи сделана запись, которая гласит: «лета 7070 дал Гаврила Матвиев сын Рылиев на престол Николе чудотворцу в боярском лугу стоженце Нивенские земли». Содержание надписи позволяет предположить, что в 1563 году Евангелие находилось в Никольском Староторжском монастыре Галича. Впервые Галичское Евангелие упоминается в «Описи» московского печатного двора, составленной в 1727 году. Сведений о том, каким образом Евангелие попало в Москву, не сохранилось. Исследователи полагают, что это могло произойти в период исправления церковных книг патриархом Никоном. В 1786 году кодекс в числе других древних книг был по императорскому указу передан в Московскую Синодальную библиотеку. С 1920 года Галичское Евангелие хранится в Государственном историческом музее. Научное исследование текста Галичского Евангелия было осуществлено Л.П. Жуковской. Ее труд под название «Из истории языка северо-восточной Руси в середине XIV века» был издан в «Трудах Института языкознания АН СССР» в 1957 году. В 2004 году впервые за многие века Галичское Евангелие вновь посетило костромскую землю. В епархиальном Церковно-археологическом музее в Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре рукопись была выставлена среди экспонатов выставки «Костромские святыни», посвященной 260-летию учреждения Костромской епархии и проводимой музеем совместно с Государственным историческим музеем и музеями Московского Кремля. (по материалам сайта pravkniga.ru) Сайт Костромской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/348694.htm...

Научно-практическая конференция «Паисиевские чтения» открылась в Костромской епархии 14 января 2008 г. 12:29 14 января в городе Галиче состоялось открытие научно-практической конференции «Паисиевские чтения», посвященной 650-летию создания древнейшего памятника письменности Галичской земли, одной из значимых славянских евангельских рукописей Галичского Евангелия 1357 года. В Галичском Центре досуга и культуры «Ритм» города Галича состоялось пленарное заседание конференции, которое было открыто приветствиями участникам чтений губернатора Костромской области Игоря Слюняева, архиепископа Костромского и Галичского Александра , главы города Галича Александра Мосолова, главы Галичского муниципального района Александра Потехина. В работе конференции принимают участие священнослужители, историки, филологи, педагоги, представители общественности. 15 января работа чтений будет продолжена работой секций, посещением Паисиево-Галичского монастыря, экскурсией по городу и краеведческому музею. Галичское Евангелие представляет собой богослужебную рукопись с текстом четырех Евангелий и состоит из 178 пергаментных листов. Текст книги написан 4-мя писцами. На последнем листе имеется запись, указывающая на имя одного из писцов, Феофана, и на место и время создания рукописи 6865 год по старому летоисчислению. Содержание надписи, сделанной на 27 листе рукописи, позволяет предположить, что Евангелие принадлежало Никольскому Староторжскому монастырю Галича. Впервые Галичское Евангелие упоминается в «Описи» Московского печатного двора, составленной в 1727 году. Сведений о том, каким образом Евангелие попало в Москву, не сохранилось. Исследовали полагают, что это могло произойти в период исправления церковных книг Патриархом Никоном. В 1786 году кодекс в числе других древних книг был по императорскому указу передан в Московскую Синодальную библиотеку. С 1920 года Галичское Евангелие хранится в Государственном историческом музее (собрание Патриаршей библиотеки, 68). Научное исследование текста Галичского Евангелия было осуществлено Лидией Жуковской. Ее труд под названием «Из истории языка северо-восточной Руси в середине XIV века» был издан в «Трудах Института языкознания АН СССР» в 1957 году к 600-летию создания Евангелия. В 2004 году впервые за многие века Галичское Евангелие вновь было привезено на Костромскую землю. В епархиальном Церковно-археологическом музее в Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре рукопись была выставлена среди экспонатов выставки «Костромские святыни», посвященной 260-летию учреждения Костромской епархии и проводимой музеем совместно с Государственным Историческим музеем и музеями Московского Кремля. Пресс-служба Костромской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/350086.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010