В результате Давид благополучно избег опасности, которая грозила ему в Гефе, и, уйдя оттуда, укрылся в пещере Оддоламской. Вызывает, однако, вопрос то обстоятельство, что Анхус в надписании назван Авимелехом. В «Толковой Библии», изданной преемниками А.П. Лопухина , говорится по этому поводу, что «Авимелех – титул филистимских царей, как фараон – египетских, собственное же его имя было Анхус». 264 После своего спасения из Гефа Давид, радуясь, воспел гимн в благодарность Богу, вразумившему его притвориться безумным ради спасения жизни. Этот гимн и стал псалмом 33-им. Псалмопевец воздает хвалу Богу, Помощнику смиренных, выражает уверенность в непреложности Божией помощи, говорит о могуществе Божием и Его милости. Далее (стихи 12–23) следует назидание в истинной премудрости, основа которой – страх Божий. Стих 2: «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих». Здесь псалмопевец говорит, что за избавление от опасности смерти он будет благодарить Бога – своего избавителя всегда. Подобно и апостол Павел внушает всем христианам: «Непрестанно молитесь, за все благодарите» ( I Coл.5:17–18 ). Слова «на всякое время» означают, что мы должны всегда, во всех обстоятельствах, вспоминать Бога и прославлять Его. «И бегством спасаясь, говорит пророк, и преследуя врагов, и в благополучии, и в злосчастии песнословлю Владыку моего». 265 Стих 3: «О Господе похвалится душа моя, да услышат кротции и возвеселятся». Давид говорит, что за оказанные милости он будет всегда воспевать в душе своей Господа. Кроткими он называет кротких сердцем, не помнящих зла, каким был и сам Давид. Они возвеселятся, так как Бог благоволит к таким людям и спасает их во время бедствий. Далее Давид повествует о своем избавлении «от всех скорбей», имея в виду опасности, которые он испытал при бегстве от Саула и в Гефе. Господь, к Которому взывал Давид, избавил его от «всех скорбей». Стих 6: «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся». Псалмопевец призывает людей, находящихся в скорби, приблизиться к Богу с твердым упованием на Его помощь, и выражает уверенность, что эта вера не будет постыжена в надежде спасения. «Приступите к Нему и просветитеся». Объясняя эти слова пророка Давида, блаженный Федорит говорит: «Ибо кто приступает к Нему с верою, тот приемлет на себя лучи умного света. Так и у великого Моисея прославилось его видимое лице. Сие сказал уже Давид и выше: знаменася на нас свет лица Твоего, Господи ( Пс. 4, 7 )». 266

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Действительно, ребенок, рожденный Вирсавией от прелюбодеяния с Давидом, заболел. Давид молился Богу о младенце, постился и провел ночь, лежа на земле. На седьмой день ребенок умер. Слуги Давида не решались доложить ему об этом и перешептывались между собой. Тогда Давид понял, что ребенок умер, и, получив от слуг утвердительный ответ, встал с земли, умылся, помазался, переменил одежды и пошел в скинию помолиться. Вернувшись домой, он сел обедать. В ответ на недоумение слуг Давид объяснил: «Доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо. А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратиться ко мне» ( 2Цар. 12, 22–23 ). Впоследствии Вирсавия родила Давиду Соломона, который стал преемником Давида и мудрым царем. Плодом покаяния Давида стал написанный им псалом, вошедший в нашу Псалтирь как 50-ый. Этот псалом является образцом силы покаяния и примером истинного покаяния. Обратимся к тексту псалма. Стих 3: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». Под беззаконием пророк Давид разумеет нарушение Закона в совершении им прелюбодеяния с Вирсавией и убийства Урия, так как и то и другое запрещено Законом. Псалмопевец за совершенное им преступление взывает к великой и беспредельной милости Божией, потому что и грех , содеянный и осознанный им, беспредельный. «Великие язвы имеют нужду в соразмерных врачевствах и кто впал в тяжкий недуг, тот требует большего о нем попечения, кто много прегрешил, для того нужно великое человеколюбие, – говорит блаженный Феодорит. – Посему то великий Давид умоляет явить ему великую милость, весь источник щедрот излить на греховный струп, потому что иначе и не могли быть изглажены следы греха. Справедливо же прегрешение называет беззаконием, потому что в нем заключается сугубое преступление закона». 245 Стих 4: «Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя». Бог открыл Давиду через пророка Нафана, что грех с него снят ( 2Цар. 12, 13 ). Однако Давид не перестает молить Бога о том, чтобы Он совершенно очистил, омыл его от тех греховных нечистот, которыми он запятнал себя. Блаженный Феодорит так комментирует эти слова псалмопевца: «Ты даровал уже мне оставление грехов чрез пророка Нафана, говорит Давид, и, как бы неким прижиганиям и сечениям, подверг меня всякого рода бедствиям, но, приняв в себя великое зловоние греха, еще требую чистительных врачевств. Посему снова омой меня, Владыко, чтобы стереть всю греховную скверну». 246

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Дракон вышел из своего жилища, и от его движения стали трескаться большие камни. Лукиан, увидев это, в ужасе и трепете упал на землю, как мертвый. А когда Давид взошел на высокую гору, чудовище поспешно спустилось вниз на равнину. Когда оно приблизилось к реке Куре, преподобный услышал позади себя голос Ангела, который звал его: " Давид! Давид! Давид! " Оглянувшись на голос Ангела, он увидел спадающий с неба огонь, который мгновенно сжег дракона, как сено. (На том месте, где сожжен был дракон небесным огнем, не растет трава, что служит доказательством подлинности рассказа об этом событии). Давид же, увидя это, весьма огорчился и воззвал к Богу: " Боже, Боже мой! Что сотворил Ты! Тот дракон положился на меня с упованием, а Ты огнем истребил его " . На эти горестные слова святого Ангел Божий отвечал: " Что ты так беспокоишься, отче, об одном червяке? Разве ты не знаешь, что, если бы он вошел и реку, то отсюда пошел бы в море и там истребил бы множество кораблей. Не скорби о погибели его, ибо так изволил Бог. Иди и спою пещеру, где твой ученик лежит подобно мертвому, укрепи и утешь его. Лучше тебе заботиться о духовных детях твоих " . Давид, сойдя с горы, нашел Лукиана, лежащего в обмороке, и, поднимая его, сказал: " Что же ты так испугался из-за какого-то червяка, который по повелению Божию был мгновенно сожжен небесным огнем! Теперь ободрись и не бойся, ибо сила Христова споспешествует нам во всем. она сохранила нас ныне от страшной брани " . Лукиан, ободрившись и утешившись этими словами, благодарил Бога, творящего великие чудеса и знамения, давшего рабу Своему Давиду власть над зверями. Через некоторое время несколько человек пришли в эту пустыню на охоту, так как там водилось много оленей, диких коз и других животных. Испуганные охотниками олени преподобных по обыкновению побежали в пещеру святых, вслед за ними пошли и охотники, рассчитывая, что в тесном скалистом месте охотиться будет удобнее. Но, подойдя к пещере, они увидели преследуемых ими животных кротко стоящими, как если бы они были домашними, перед Лукианом, который» по обыкновению, доил их. Объятые ужасом, они припали к ногам св. Давида и сказали ему: " Угодниче Божий! Какое дивное чудо! Эти дикие олени стоят смирно и кротко, как будто на скотном дворе, словно выкормленные человеком " . Св. Давид отвечал им: " Что вы, братья, удивляетесь? То, что вы видите, происходит по воле Божией. Творец всех, пекущийся и о птицах, по Своей великой благости, питает и нас, немощных, через этих животных. Всякий ожидает от Бога в свое время даяния пищи . Прошу вас, братья мои, идите охотиться в другое место: эти олени даны нам Богом для подкрепления немощных сил наших " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Черты унижения и смирения псаломского человека прежде всего относятся к падшему человечеству вообще, но они же относятся и к Сыну Божию, Который должен был во всем уподобиться братиям в их немощах и страданиях, чтобы очистить их грехи. Черты славы псаломского «сына человеческого» прежде всего и преимущественно относятся к Сыну Божию, Который, но слову ан. Павла, славой и честью увенчан в Своем воскресении и сидении одесную Бога Отца, а покорение Ему всей, твари вполне совершится во второе Его пришествие на землю. Псалом 15-ый. Поводом к написанию псалма послужили обстоятельства гонения от Саула, когда Давид, но необходимости, должен был жить среди язычников, вероятно, в Секелаге, и откровение, в котором Бог «обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти и посадить на царство его». ( Деян.2:30, 31 .) В настоящем псалме Давид излагает свою веру в Бога Избавителя и свою надежду на жизнь будущую. По кратком молитвенном воззвании к Богу, Давид исповедует, как он некогда, лишенный возможности внешними жертвами приближаться к Богу, и поставленный в среду язычников, не только не удалился от Бога, но исповедует Его своим Господом, не требующим от него благ в виде жертв (ст. 1–3). Ст. 4–6. Но ложному понятию, что Бог покровительствует верным только во святой земле, многие, убегая в чужую землю, умножают для себя идолов, богов чужих, как покровителей и защитников своих; Давид же всячески остерегался принимать участие в служении идолам, даже именами их языка своего не осквернил. В своем изгнании Давид понял, что истинное благо заключается в Самом Боге, Который есть доля Давида и его участок. Далее Давид благодарит Господа, вразумившего его так понимать свое благо и приблизившегося к нему так, что он всегда созерцает Его одесную себя, а потому считает себя в полной безопасности во всяких бедствиях, надеясь, что и смертная плоть его успокоится в надежде воскресения, потому что Бог не оставит души его во аде и не даст святому Своему видеть тление (8–10 ст.). В этих стихах содержится пророчество об изведении Богом из ада душ верующих, о телесном воскресении и о вечном блаженстве, состоящем в лицезрении Бога. Исполнилось это пророчество двояко. Оно, во-первых, исполнилось на лице Иисуса Христа в факте Его сошествия во ад с душою, как Бога ( 1Петр.3:18–20 ), и в славном воскресении и сидении одесную Бога Отца. Во-вторых, оно исполнилось на Давиде, когда снизошедший во ад Победитель смерти, Которого Давид прообразовал, вывел из ада душу Давида вместе с другими праведниками, и еще имеет исполняться в будущем всеобщем воскресении, когда и плоть Давида восстанет из тления.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

2 Давид молит Бога о защите ввиду полной своей беспомощности пред врагами и своей невиновности как перед последними, так и перед Богом. 7 Пусть Господь перед всеми народами произнесет Свой суд, чтобы обнаружилась правда Давида. 11 Так как Бог – Судия праведный, Давид уверен, что Он накажет его врагов. Изображение величия творения Божия. 2 Давид обещает восхвалять Бога, 4 так как Он помог ему одолеть врагов. 8 Угнетаемый праведник найдет в Боге защиту. 12 За оказанную помощь нужно восхвалять Бога. 14 Пусть Господь продлит помощь и на будущее время. 21 Почему Ты, Господи, даешь нечестивому успех, когда он не верит в Промысл Твой на земле? 33 Восстань, Господи, на защиту угнетенных и накажи нечестивого. 1 Друзья Давида советовали ему спасаться в горах, 4 Давид же, сознавая себя чистым пред Авессаломом и народом, продолжает оставаться в Иерусалиме, веря в то, что Господь покарает нечестивцев. 2 Давид молит Бога оказать ему помощь, так как он отовсюду окружен людьми лживыми. 4 Давид верит, что Господь спасет того, кого они хотят погубить. 7 Обетование Бога о защите праведного непреложно и истинно. 2 Давид, измученный и обессиленный гонениями со стороны Саула, с болезненным воплем обращается к Господу. 4 Защити меня, Господи, не дай врагу победы надо мной, дай мне возможность в гимнах восхвалять Тебя. 1 Саул и его сподвижники настолько развратились, что Господь среди них не находит ни одного, «делающего добро». 4 Неужели нечестивцы не вразумятся? Господь покарает их за смех над верой праведника. 1 Кто может обитать около жилища Господня? Кто чист мыслями и делами, 3 кто ни словами, ни поступками не причиняет ближнему зла. 1 Сохрани меня, Господи! Я взываю к Тебе, и стремлюсь к святым на Твоей земле. 4 Не приму участия в служении идолам. 7 Благословляю Тебя, научающего и подкрепляющего меня. 9 Уверен, что Ты не оставишь меня в аду, не дашь истлеть, но пошлешь блаженство. 1 Услышь, Господи, мою молитву о помощи и спаси меня, праведного в мыслях и делах. 5 Спаси меня от врагов, 10 подстерегающих меня. 13 Восстань, Господи, низложи их, а я буду воспевать Тебя.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

Давид первым из всех царей благоугодил Богу, первым из них получил обетование, что из его семени родится Христос. К тому же и сам Давид был прообразом Христа: как Давид воцарился вместо отверженного Богом Саула, так и Христос воцарился над нами, когда Адам потерял данную ему власть над всем живущим на земле и над демонами. Давид сам сказал, что Бог с клятвами обещал ему от плода чрева его посадить его на престол. Поэтому никто не называл Христа Сыном Авраамовым, но Сыном Давидовым. Христос придёт от семени Давида , сказано в писании, и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид ( Иоан. 7:42 ). И веровавшие во Христа Иудеи любили называть Его Сыном Давидовым: Помилуй нас, Иисус, Сыну Давидову! Осанна Сыну Давидову! (Мат. 9:27; 21:9). Давид и Авраам были особенно славны: Давид был Пророком и Царём, а Авраам – Патриархом и Пророком. Но Христос родился от безмужней Девы, а родословия Пресвятой Девы у Евангелиста нет. Откуда же мы знаем, что Христос есть Потомок Давида ? Да потому что Пресвятая Дева была действительно от рода и племени Давида. Бог повелевает Гавриилу идти к Деве, обручённой мужу, именем Иосиф, из дома Давидова ( Лук. 1:27 ). Родословие Иосифа показывает, что и он был потомком Давида. По закону иудейскому, не позволено было брать в жёны не только из другого колена, но и из другого рода в том же колене. Праведный Иосиф (как называет его Евангелист Матфей) не мог, да и не имел никакой нужды нарушать столь важный закон. Почему же Евангелист поместил родословие Иосифа, а не Марии? Да потому что Иудеи не вели родословной по женскому колену. Если бы Евангелист показал родословие Девы, то читатели из Иудеев посчитали бы его нововводителем. А если бы он умолчал о родословии Иосифа, мы бы не знали предков Девы. А по изъяснению “чудных и знаменитых мужей,” дошедшему до нас благодаря св. Златоусту, Евангелист не хотел в самых первых строках Евангелия открывать неверующим Иудеям тайну рождения Христа от Девы, дабы не оттолкнуть их от чтения святой Книги. Если и после стольких чудес неверующие Иудеи называли Христа Сыном Иосифовым, то как бы поверили они, не зная о Его чудесах, что Он родился от Девы? Самому праведному Иосифу для подобной веры было необходимо откровение от Бога и свидетельства пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Визит Свят. Патриарха Пимена//ЖМП. 1973. 2. С. 20-24). В марте 1973 г. Католикос-Патриарх Давид и митр. Сухумско-Абхазский Илия (Гудушаури-Шиолашвили) присутствовали на Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве. Католикос-Патриарх Давид V (VI) (Девдариани). Фотография. 60-е гг. ХХ в. Католикос-Патриарх Давид V (VI) (Девдариани). Фотография. 60-е гг. ХХ в. Католикос-Патриарх Давид рукоположил неск. епископов: на Манглисскую кафедру - Георгия (Гонгадзе), на Алавердскую - Григория (Церцвадзе), на Бодбийскую - Илариона (Самхарадзе), однако возраст большинства архиереев по-прежнему превышал 60-летний рубеж. В янв. 1974 г. ГПЦ насчитывала, как и прежде, 15 епархий, из к-рых лишь 5 были замещены: Мцхетско-Тбилисская (Католикос-Патриарх Давид), Цилканская (митр. Гайоз (Кератишвили)), Манглисская (еп. Георгий (Гонгадзе)), Кутаисско-Гаенатская (митр. Роман (Петриашвили)), Сухумско-Абхазская (митр. Илия); еще 5 имели временное управление: Бодбийская, Урбнисская, Маргветская (Католикос-Патриарх Давид), Чкондидская, Батумско-Шемокмедская (митр. Роман); 5 были вдовствующими (Алавердская, Ацкурская, Агарак-Цалкская, Цагерская, Никорцминдская) (Груз. церк. календарь. 1974. С. 119). Патриарх Давид скончался 9 нояб. 1977 г., похоронен в Тбилисском Сиони. В 1975 г., во время церковного праздника, были совершены теракты в кафедральных соборах - Тбилисском Сиони и мцхетском Светицховели. 14 апр. 1978 г. была подожжена резиденция Патриарха ГПЦ. Грузинская Церковь с 1977 г. На XII Церковном Соборе ГПЦ Католикосом-Патриархом был избран митр. Сухумско-Абхазский Илия II (Гудушаури-Шиолашвили). 25 дек. 1977 г. в мцхетском кафедральном соборе Светицховели состоялась его интронизация, где присутствовали представители Поместных Церквей (Патриарх Московский и всея Руси Пимен, представитель Болгарской Церкви архим. Наум, представитель Александрийской Церкви архим. Григориос), Католикос всех армян Вазген I, многочисленные представители общественности и зарубежные гости. В 1978-1983 гг. Католикос-Патриарх Илия рукоположил новых епископов на большинство кафедр: на Сухумско-Абхазскую - Николая (Махарадзе), на Чкондидскую - Иоанна (Ананиашвили), на Кутаисско-Гаенатскую - Шио (Авалишвили), на Цилканскую - Фаддея (Иорамашвили), на Бодбийскую - Афанасия (Чахвашвили), на Урбнисскую - Константина (Меликидзе), на Самцхе-Джавахетскую - Ананию (Джапаридзе), на Никорцминдскую - Амвросия (Катамадзе).

http://pravenc.ru/text/638558.html

10. Как оно отразилось на истории избрания Саула? 11. Что символизировало помазание? 12. В чем причина разрыва между царем и пророком? Единая монархия и ее распад 1000-910 годы до Р.Х §29 Царь Давид. Истоки мессианизма (1Цар 16–31; 2Цар) 1. Образ Давида в библейской традиции. В Евангелиях Иисус Христос назван «Сыном Давидовым», и не только в том смысле, что царь Давид был Его отдаленным предком. В родословии Спасителя есть немало других имен, однако именно Давид более всех царей связан с мессианской идеей. Образ человека, избранного Богом, призванного Им на царство из безвестности, помазанника, который до конца был верен Господу, стал прототипом грядущего Мессии. Библейский мессианизм имел долгую историю, претерпевая изменения в ходе духовного возрастания народа. Но начало его тесно связано с царем, который был человеком веры и стремился служить Господу. Если Аврааму промыслительные цели Творца почти неведомы, если при Моисее полагается основание Церкви, «народа святого», а в дальнейшем замыслы Божии указывают на землю обетованную, то Давид есть основатель теократического Царства как Града Божия. С ним и его потомками заключается Завет, и Давиду предвещается вечное царство. В его роде воля Господня будет окончательно осуществлена среди людей. Иными словами, держава Давида — земной прообраз Царства Божия, которое должно прийти на землю. Но боговдохновенный писатель 1–2 Кн. Царств далек от мысли, что сам Давид полностью воплотил в себе мессианский идеал. Напротив, он рисуется человеком бурных страстей, отмеченным многими слабостями. Как и в Кн. Судей, этим подчеркивается, что полнота мессианства — впереди. Еще менее соответствуют жизнь и поступки Давида меркам христианской святости. Великий царь Израиля — сын своего времени, порой грубый и жестокий, порой коварный и необузданный, и в этом мало отличается от прочих царей той эпохи. И все же Давид определенно стоит выше окружающей его среды. Он умеет прощать, способен на искреннюю дружбу, обладает большим обаянием и не боится унизить свое достоинство публичным исповеданием грехов. Но главная его черта — беззаветная вера в Бога. Давид сознает, что принял власть от Него, что он не самодержец, свободный от закона, а человек, несущий, как и любой израильтянин, ответственность перед Богом. Поэт и псалмопевец, он запечатлел свою веру в гимнах, которые веками вдохновляли Церковь Ветхого и Нового Завета. Хронология единого царства и разделения царств

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

13 И когда несшие ковчег Господень проходили по шести шагов, он приносил в жертву тельца и овна. 14 Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод. 15 Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками. 16 Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем. 17 И принесли ковчег Господень и поставили его на своем месте посреди скинии, которую устроил для него Давид; и принес Давид всесожжения пред Господом и жертвы мирные. 18 Когда Давид окончил приношение всесожжений и жертв мирных, то благословил он народ именем Господа Саваофа; 19 и роздал всему народу, всему множеству Израильтян, как мужчинам, так и женщинам, по одному хлебу и по куску жареного мяса и по одной лепешке каждому. И пошел весь народ, каждый в дом свой. 20 Когда Давид возвратился, чтобы благословить дом свой, то Мелхола, дочь Саула, вышла к нему на встречу и сказала: как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой–нибудь пустой человек! 21 И сказал Давид Мелхоле: пред Господом, Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду; 22 и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен. 23 И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее. 7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! 8 Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. 9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! 10 Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы. 8. Пророчество Нафана. Обетование дому Давидову (2 Цар 7.8–17) 8 И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Цитированная литература Алексова. 1989 – Алексова Б. Enuckonujama на Брегалница: Прв словенски црковен и културно-просветен центар во Makeдohuja. Прилеп, 1989. Ангелов, Куев, Кодов. 1970 – Ангелов Б., Куев К., Кодов Хр., състав. Климент Охридски. Събрани съчинения. Том първи. София, 1970. Ангелова. 2003 – Ангелова Ст. Разкопките на църква 2 (Архиепископията на Дръстър) през 1993–1999 г.//Българската църква през вековете: Научна сесия по случай 1130 години от учредяването на Българската църква и 130 години от създаването на Българската екзархия/Съст. П. Петков. София, 2003. C. 21–48. Атанасов. 2007 – Атанасов Г. Християнският Дуросторум – Дръстър: Доростолската епархия през Късната античност и Средновековието (IV-XIV вв.). Варна, 2007. 1986 – Б. култура на македонските словени во светлината на археолошките во Прилеп: прилог за на културата на македонскиот народ. Прилеп, 1986. Баласчев. 1898 – Баласчев Г. Климент, епископ Словенски и службата му по стар словенски превод с една часть гръцки параллелен текст и едно факси- миле. София, 1898. 1980 – Д. Ucmopuja старе српске Београд, 1980. Божилов. 2011 – Божилов И. Българската архиепископия XI-XII век. Списъкът на българските архиепископи. София, 2011. Божилов, Гюзелев. 1999 – Божилов И., Гюзелев В. История на средновековна България VII-XIV век. София, 1999. 2007 – С. Забелешки из Кучевишта//Зограф: часопис за уметност. 2006–2007. Бр. 31. С. 125–134. Георгиев. 1955 – Георгиев Е. Създаването на Преславската и Охридската книжовни школи в средновековна България//Годишник на Софийския университет. Филологически факултет. Кн. I, 1. София, 1955. С. 1–60. Георгиев. 1962 – Георгиев Е. Разцветът на българскта литература в IX-X вв. София, 1962. Георгиев, 1995 – Георгиев Е. Възникването на Преславската книжовна школа// Преславска книжовна школа. Т. 1. София, 1995. С. 7–17. Грашева, Славова. 2003 – Грашева Л., Славова T. Преславско книжовно средище//Кирило-Методиевска энциклопедия. Т. III. П-С./Гл. ред. Л. Грашева. София, 2003. С. 312–327. Гълъбов. 1980 – Гълъбов И. Старобългарски език с увод в славянското езикознание.Ч. I. Увод и фонетика. София, 1980. Гюзелев. 2014 – Гюзелев В. Княз Борис Първи (852–889, †907)//Гюзелев В. Сочинения в пет тома. Т. 2. София, 2014. С. 11–308. Данчева-Василева. 2008 – Данчева-Василева А. Сердика (Триадица, Средец) – епископски и митрополитски център през UV-XUU в.//Християнската култура в средновековна България/Материали от национална научна конфе- ренция (Шумен, 2–4 май 2007) по случай 1100 години от смъртта на св. княз Борис-Михаил (ок. 835–907). Велико Търново, 2008. С. 23–34. Дуйчев, Войнов, Лишев, Примов. 1960 – Дуйчев И., Войнов М., Лишев С., Примов Б. Латински извори за българската история. Т. II. София, 1960.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010